Общая характеристика внешней политики государства и международных отношений. Внешняя политика и международные отношения

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Внешняя политика государства - это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики.

Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене.

Функции внешней политики :

1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.

2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.

3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований , политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.

Целями внешней политики являются:

1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности.
2. Реализация задач, обусловленных системой международных связей.
3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Формы осуществления внешней политики:

Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.
. Налаживание союзнических отношений между государствами.
. Участие в деятельности международных организаций . Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.

Средства внешней политики бывают:

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

Цели внешней политики государства определяются национальными (национально-государственными) интересами, т.е. интересами государственно-организованного сообщества как субъекта политики (нации).

Политический интерес означает притязание субъекта (личности, группы или организации), основанное на осознании им своих потребностей.

Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством.

Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть.

Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства.

Коренной интерес включает:

1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства);

2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей);

3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира).

Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает:

1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства);

2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации);

3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны);

4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире).

Международные отношения есть продолжение в условиях межна­ционального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выде­лять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более проти­вополагать внешнюю политику внутренней, поскольку это противоре­чит всему объективному развитию.

Внешняя политика - это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, на­правленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой стра­ны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену гос­подствующим классом в лице государства, они становятся государст­венной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою между­народную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1. Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формиро­вании внешнеполитического курса.

2. Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических пар­тий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности от­ражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и дости­жения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ста­вит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

Социально-политического устройства государства,

« политического режима,

Уровня социально-экономического развития,

»участия в международных организациях и военно-политических блоках,

Политической динамики государства,

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

Повышение материального и духовного уровня жизни населения;

Повышение экономического и политического могущества государ­ства;

Обеспечение безопасности государства, его национального сувере­нитета и территориальной целостности;

Недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

Повышение престижа и роли государства в международных отно­шениях;

Защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успеш­ная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций.

1. Охранительная функция связана с охраной прав и интересов госу­дарства и его граждан на международной арене, защитой от возмож­ной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2. Представительно-информационная функция заключается в дея­тельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до сво­его правительства с выдачей рекомендаций и предложений для ус­пешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последст­вий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством предста­вительства интересов, обмена информацией, личных контактов основ­ных субъектов политики в желаемом направлении формируется меж­дународное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги др. стран.

3. Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внугренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направлен­ных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4. Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных пре­имуществ своей системы, своего образа жизни на международной аре­не, т. е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперни­чество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам . Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался воен­ными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных пре­имуществ или только на основе идейно-политических споров и дос­тижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое со­держание.

5. Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х гг. нашего столетия, Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными уси­лиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универс&1ьный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способ­ствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

Информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, форми­руют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

Политические, которые используются в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конферен­ций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в между­народных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

Экономические средства представляют использование экономиче­ского потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее поли­тические позиции в системе международных отношений . Основ­ными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или ре­жим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налого­обложение и т. д.;

Военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, ин­тервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового ору­жия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, за­висит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих це­лей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Политическая деятельность любого государства осуществляется, прежде всего, в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика - это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальный интерес есть осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем и защитником национального интереса в практике внешней и международной политики является государство. Понятия национальный и государственный интерес трудно различимы, так как каждая нация, писал М. Вебер , это сообщество чувства, которое может найти свое адекватное выражение только в собственном государстве, а нация может сохранить свою культуру только с помощью поддержки и защиты государства.

Оперируя властными отношениями, государство становится выразителем воли нации в международной политике, стремится сохранять и развивать национальную индивидуальность. Принципиальное значение для характеристики внешней политики имеют цели, которые государство ставит перед собой на международной арене.

К основным целям внешней политики относят:

Обеспечение всесторонней и гарантированной безопасности данного государства;

Роста его материального и политического, военного и интеллектуального, а также морального потенциала;


Высокого уровня престижа государства в международных отношениях.

Исходя из целей, определяются функции внешней политики, общие для всех государств: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторская.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров .

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию (вторая мировая война , «холодной война »).

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами, в конечном счете, должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Суть торгово-организаторской функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды , агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество (ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны). Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение дву- и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов.

Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия. Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только «национальной военной мощью».

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

Ведущие политологи считают, что доктриной российской внешней политики должна стать концепция «здорового национального прагматизма ». Эта доктрина ориентирована на достижение политических и экономических выгод для России, отсутствие таких внешнеполитических акций, которые имели бы чрезмерную политическую или экономическую цену для страны. Вместе с тем подобный прагматизм не должен перерастать в политическую беспринципность, а строиться на нормах общечеловеческой морали, нравственности и международного права.

Составными компонентами данной доктрины могут быть следующие:

- преемственность внешней политики страны. Новая доктрина должна вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной деятельности России;

- безусловная независимость в принятии внешнеполитических решений, что не исключает консультаций с другими заинтересованными сторонами;

- опора прежде всего на собственные силы, что не исключает возможности использования иностранной помощи на приемлемых условиях;

- отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики, характерной для советского периода;

- развитие внешнеполитических связей по всем направлениям, ибо Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами планеты.

Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе является воссоздание хозяйственных связей между различными республиками бывшего СССР. Весьма важно уделять самое пристальное внимание сотрудничеству России с государствами Восточной Европы, которые в течение длительного времени, особенно в последние десятилетия, были тесно связаны с Россией. В добрососедском сотрудничестве кровно заинтересованы все страны бывшего СЭВ.

Принципиально важное значение имеют отношения России с Западом, учитывая его роль в современном мире. У России нет ни малейшего предубеждения в отношении США, ФРГ, Англии, Франции и любой другой страны этого важнейшего региона планеты. Мы высоко ценим достижения Западной цивилизации, выступаем за то, чтобы творчески воспринимать все ценное и полезное, созданное в ее рамках. Особое значение для России имеет дальнейшее развитие связей с такими субъектами международных отношений, как Китай и Индия. Эти связи, имеющие добрые традиции, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене.

Российская внешняя политика может быть не менее активной, чем в советское время, в странах «третьего мира», осуществляя разностороннее сотрудничество с развивающимися государствами Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки.

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых , составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых , определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих , устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых , разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой».

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию;

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.);

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий;

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодические беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: «мировой порядок» и «международный порядок». Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – «международный порядок» является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

Придает внешней политике общую ориентацию и

Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»