Один ли Бог в разных религиях? Един ли Бог во всех религиях.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Эта настоятельная внутренняя потребность привела некоторых из нас к переживанию Бога и Творения, что, в свою очередь, вдохновляло других и - изредка - даже миллионы людей. Когда это случается, рождается новая мировая религия, новый способ восприятия и понимания Бога.

Почти во всех мировых религиях считается, что существует только Один Бог, и это, по-моему, является очевидным, если человек изучал Сакральную Геометрию. Потому что можно математически доказать, что существует единственный образ - Цветок Жизни, - содержащий в себе знание обо всем Творении. Этот образ обнаруживается по всему миру на стенах и других строениях древнего мира, свидетельствуя о том, что людям было известно об этом единстве давным-давно. Но он также обнаруживается и вокруг человеческого тела и представляет собой невидимое электромагнитное поле, заставляя сделать предположение о том, что Единство Бога - нечто большее, нежели просто вера. Это закон природы.

Сакральная Геометрия ясно показывает, что все сущее без исключения было создано по модели и рождено из этого единственного образа - девятнадцати пересекающихся кругов. Это означает единую мысль, единый разум. Это также означает единого Бога.

Так почему же в большинстве мировых религий нет понимания того, что все молятся одному и тому же Богу? Три ведущие религии - христианство, ислам и иудаизм - даже признают единого праотца, Авраама. И все же они продолжают враждовать, считая, что исповедуемый ими путь является единственным путем к Богу, во имя чего, видимо, можно и убивать...

Мне хочется задать вопрос: если какая-либо религия или духовное учение действительно ведет человека к Богу, то так ли уж важно, каким путем?

Рожденная из духовной гордыни идея о том, что какая-то религия единственно истинна, - это основа большинства войн, происходивших на Земле. Во время крестовых походов XI-XIII веков состоялось около 1000 сражений, и во всех них, за исключением примерно шести, христиане убивали других христиан во имя Христа. Какая глупость!

Ситуация в сегодняшнем "просвещенном" мире нисколько не отличается от той. Разве что сегодня мусульмане убивают "неверных" во имя Аллаха.

Когда же мы, наконец, поумнеем? Не в убийстве друг друга обретем мы Мир и Бога, но во взаимной любви друг к другу.

Основные заповеди большинства мировых религий практически одинаковы. Все они утверждают, что существует только Единый Бог, а следовательно, все мы друг другу братья и сестры. И следующая ступень везде одна и та же: необходимо понять, что мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением и состраданием.

Большинство из нас, жителей Америки (ведь Америка в основном христианская страна), слышали Золотое Правило из Библии: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Матф. 7:12).

Но знаете ли вы, что и в исламе сказано: "Никто из вас не будет истинно верующим, если не пожелаете вашему брату того же, что и себе желаете" (Сунна)? И то же самое в иудаизме: "Чего не желаешь себе, того не желай и соседу твоему. В этом весь закон; остальное - лишь комментарий" (Талмуд, Шабат, 31).

Возможно, изречения эти так похожи потому, что у всех них общий отец. Но более вероятно, что это сходство проистекает из той истины, что существует только Единый Бог, Единый Творец человеческого рода, и поэтому человечество объединяет единый дух.

Давайте посмотрим и на другие религии и их понимание этого важнейшего закона.

В даосизме говорится: "Успехи твоего соседа и его потери относятся к тебе как твои собственные" (Тайшан Кан Йинг Пиен). В буддизме: "Не обижай других, если не хочешь, чтобы обижали тебя" (Уданаварга, 5:18).

В индуизме: "Вот все, что нужно делать: не делай другим того, что могло бы обидеть тебя, если бы было сделано тебе" (Махабхарата, 5:1517).

В древнем Китае и в учении Конфуция: "Существует ли правило, которому надо следовать всю жизнь? Да! Это правило мягкой доброты: того, что мы не хотим, чтобы делали с нами, мы не должны делать другим" (Аналекты, 15:23).

Таким образом, в большинстве мировых религий Золотое Правило ярко сияет как путь, ведущий человечество к обретению Мира и цели его существования. Потому что смысл существования мы обретаем лишь в любви друг к другу.

В этом выпуске нашего журнала, чтобы углубить взаимопонимание между мировыми религиями, их последователи расскажут нам о своем собственном пути познания Бога. Это позволит вам лучше узнать другие возможности, но, пожалуйста, принимайте это священное знание с открытым сердцем и разумом. Учитывая, что все мы являемся Единой Человеческой Семьей Бога, понимание других религий не кощунственно. Это путь сочувствия. И путь мудрости.

Существует множество языков. Они отличаются друг от друга, потому что давным-давно мы оказались разделены большими расстояниями и географическими барьерами - горами и океанами. Ни один язык не "лучше" другого. И у всех них одинаковая цель: позволить нам общаться друг с другом.

Если религии сравнить с языками, истина становится совсем ясной. Другие религии могут казаться нам чуждыми и даже странными, но цель у них одна и та же: обращаться к Богу и разговаривать с Ним. Знать многие языки - хорошо, и хорошо находить Бога на многих других путях; но это будет всегда Единый Бог.

В различиях между нами да обретем мы любовь друг к другу и да станем относиться друг к другу так, как хотели бы, чтобы относились к нам. Да будем мы жить по Закону Единого, и пусть наша любовь друг к другу превратит наш мир в тысячелетний сияющий Золотой Мир.

В одного ли Бога верят во всех религиях? Тенденция сглаживания культур, национальных особенностей, мировоззрений, религий в современном мире. Древо познания добра и зла - не что иное, как смешение добра и зла, когда нет уже ни добра, ни зла. Попытки создания единой религии будущего в мире. Бог один, но в каждой религии своё представление о Боге, являющееся богом данной религии. Ошибочность заключения, что все религии следуют единому Богу.

Эта тема сейчас становится всё более насущной в связи с целым рядом явлений, происходящих в современном мире. Обращает на себя особое внимание то, как идет стирание граней между культурами, национальными особенностями, мировоззрениями, религиями и что совсем, кажется, невероятное – сглаживание различий между полами. (Под полами разумею не те, по которым мы ходим, – а мужской и женский. Как у Гоголя в «Мертвых душах» Чичиков, приближаясь к фигуре Плющкина никак не мог разобрать: «Ай мужик, ай баба».)

Какой-то страшный вирус ворвался в мировую среду и всѐ калечит. Вспоминается библейское древо познания добра и зла , плоды которого Бог запретил есть первым людям, чтобы они не умерли. Многие толкователи считают, что под этим древом подразумевается не что иное, как потеря в сознании человека различия между добром и злом, красотой и безобразием, истиной и ложью – такое смешение, при котором стираются сами эти понятия и становятся неразличимыми для человека, так что, кажется, уже нет ни добра, ни зла. А что же остаётся? Где нет добра – там зло!

Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд фактов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.

Так, в 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи (Италия) Всемирную межрелигиозную конференцию под лозунгом «Молитв о мире». Собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы... – настоящий Ноев ковчег Произносят молитвы о мире (но что молятся, не очень-то верится). Правда, пока совершают это раздельно, каждый по-своему. Мне как-то за границей показывали в католическом костёле престол, который буддисты просили чем-то покрыть, чтобы он не мешал совершению ими своего ритуала, и они поставили на нём статую Будды.

Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для «молитв о мире», проходят ежегодно. И не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего привыкания к ритуальному совмещению культов разных религий и всё большего равнодушия к вероучительным различиям в них. В 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молились о мире ? Затем начинают проводиться совместные молитвы представителей всех религий – а не так, как начиналось, когда молились все по отдельности.

Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось открытие – инаугурация – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших в мире, и он построен, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах торжественно несли – угадайте что? Не угадаете. В «храме всех религий» несли «ковчег завета» - знак иудейской религии. Как возможно сочетание первой заповеди закона Моисеева: «Господь Бог твой – Господь един», и возможность совершать в этом храме молитвы богам иным, против которых всегда так ревностно боролся иудаизм – остаётся загадкой для непросвещённого человека. Но факт очевидный – все религии без какого-либо отказа от своих догм могут здесь слиться воедино.

Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, культурная элита. Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.

Год 2015-й. Папа Франциск издаёт книгу, в которой собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги или в связи с ней был показан очень любопытный ролик. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, и каждому из них задаётся один и тот же вопрос: «В кого вы верите?» Христианин отвечает: «во Христа»; иудей: «в Ягве»; буддист: «в Будду»; мусульманин: «в Аллаха». Все понятно. Следующий вопрос к каждому: «Является ли почитаемый вами бог любовью ?» Все отвечают: «Да, конечно». И – заключительная картина: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Замечательно, не правда ли? Вот это уже, похоже, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А разве есть что-то более высокое, и, следовательно, разве могут быть какие-то догмы препятствием к признанию, что все религии едины по существу, покланяются одному Богу, хотя бы и по разному Ему верили?!

Этот ролик очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем замечательный современный христианский подвижник Америки иеромонах Серафим (Роуз) писал в своей книге «Православие и религия будущего». Речь в ней шла о слиянии религий в одно вероучительно-бесформенное явление.

Что христианству принесёт такое слияние? Ведь, оно исповедает совершенно несовместимые с другими религиями истины. Где найдется учение о единосущной и нераздельной Троице Боге: Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении второй Ипостаси – Логоса; о Спасителе, ради спасения человечества добровольно принявшего крестную смерть; о спасении как святости, а не как избавлении от всех земных бед и др.? Нет в этой искусственной единой религии места ничему тому, что составляет саму сущность христианства! Замечательно сказал об этом апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1Кор.1, 23). Христианство полностью исключается из этой единой религии, на создание которой направлены теперь мощные силы, одной из которых оказывается Ватикан.

Идея создания одной всеобщей религии на основе веры в единого Бога уничтожает христианство, которое невозможно без исповедания Христа как истинного Бога и единственного Спасителя. Ибо эта единая религия будущего в принципе отвергает значимость для нее безусловных истин веры и жизни, кроме самых общих, за которыми могут стоять какие угодно верования, в том числе и взаимоисключающие. В библейской книге «Второзаконие» пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести, а точнее – низвести до такого уровня, когда вместо Бога будет поклонение дьяволу. Сравните с Христом какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими...

Идея единого Бога во всех религиях является пустой абстракцией. Поскольку для каждой религии Богом является не Сам Бог, Который есть невыразимый Дух, но тот Его образ, который в ней существует. Так, даже христианство называет Иисуса Христа Сына Божия образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), образом Божиим (Флп. 2,6), сиянием славы и образом ипостаси Отца (Евр. 1,3).

На образ своего Бога ориентирован и верующий. Каковы свойства его Бога, таким должен быть и человек. И в каждой религии формируется свой менталитет, особый духовный строй и характер духовной и нравственной жизни верующего. Поэтому восклицал апостол Павел, что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром ? (2 Кор. 6: 14,15).

- Один ли Бог во всех религиях?

Это вопрос очень насущный, ведь сейчас идет очень сильный процесс внешнего объединения всех религий. И в этом отношении, к сожалению, очень большую роль сыграл Римский престол. В Ассизи, я не помню уже с какого года, с 86-го, по-моему, начали проходить, скажем так, съезды представителей всех религий. Этот городок, кстати, родина Франциска Ассизского. Сейчас в Португалии, в Фатиме построен общерелигиозный центр, не общехристианский, а общерелигиозный. Это огромнейший центр, где каждая из мировых религий имеет свой отсек. Идея такова, что в конечном счете все религии поклоняются одному Богу, и пусть каждый молится по-своему. В чем опасность этой точки зрения? В следующем: Кто такой Бог? Бог есть Дух. Как вы будете молиться Богу, Духу? Обязательно мы ищем формы, то есть некий образ, в котором мы представляем этого Бога. И образ Бога является тем идеалом, которому мы должны следовать. Так вот, в каждой религии свой образ Бога, соответственно, свои нравственные качества и свойства Его, которым человек верующий должен подражать. В христианстве даже Сам Господь Иисус Христос называется образом Бога невидимого, образом Отца. Посмотрите в язычестве, что это были за образы? С каким гневом христианство обличало религиозные верования язычников, - почему? Кажется, если одному Богу все молятся, зачем же бороться? А потому, что эти культы стимулировали самые разнузданные страсти. Оказывается, образы Бога могут носить прямо противоположный характер, даже апостол Павел писал: «Какое общение света со тьмой и Христа с велиаром?». А ведь и антихрист назовет себя Христом. Эта современная тенденция, что будто бы все религии следуют одному и тому же Богу, приведет нас к тому, что антихрист будет принят как единый царь и бог. Написано прямо у апостола Павла, что он сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога. Громадная опасность движется на сознание людей, которая может привести к страшной духовной катастрофе. Мы примем лжехриста за Христа - представляете, человечество примет обманщика, негодяя, лукавого, гордеца, за Христа! Поэтому повторяю еще раз: нет, не одному Богу поклоняются в разных религиях, каждая имеет свой образ Бога.

Помощь телеканалу

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

    Что делать, если в храм ходишь через силу и не чувствуешь благодати?

    Что является причиной потери чувства родства?

    Ответ:

    Некая внутренняя катастрофа. То есть человек теряет связь с Богом через грех. Что такое грех? Грех - это переступить черту, промахнуться из лука в цель, ...

ВСЕ РЕЛИГИИ ЕДИНЫ

1. Учение Розы Мира ставит своей задачей объединение воедино всех христианских церквей .

2. Учение Розы Мира ставит своей задачей соединение всех светлых духовных учений в союз или унию.

ПРИТЧА «РЕКА»

В долине Кадиша, по которой катит свои воды могучая река, встретились и разговорились два малых ручья. – Какой дорогой ты шел, мой друг, – спросил один, – и труден ли был твой путь?
– Много пришлось мне претерпеть в пути, – отвечал второй. – Мельничное колесо сломалось, умер хлебопашец, который всегда отводил воды из моего русла, чтобы напоить поля. Я с трудом пролагал себе дорогу сквозь ил и тину, скопившиеся благодаря тем, кто только и знал, что сиднем сидеть и нежить свою праздность на солнце. А каков был твой путь, мой собрат?
– Совсем иной, – сказал в ответ первый. – Я бежал по холмам среди благоуханных цветов и стыдливых ив; мужчины и женщины черпали мою воду серебряными чашами, а малые дети резвились в воде у моих берегов; и где бы я ни проходил, всюду слышался смех и радостные песни. Как жаль, что тебе в пути не так посчастливилось!

В это время река возвысила голос и позвала их: – Идите же сюда, идите! Мы поспешим к морю. Идите ко мне, идите! Не нужно больше слов. Теперь мы будем вместе. Мы поспешим к морю. Идите же, идите! Со мною вы забудете свои странствия, и печальные, и радостные. Идите же, идите ко мне! Все наши дороги забудутся, едва мы достигнем сердца нашей матери – моря!
© Халиль Джебран.

ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ

В каждую эпоху великие духовные традиции предлагают многие средства для пробуждения. Они заключают в себе дисциплину тела, молитву, медитацию, бескорыстное служение, церемониальные виды практики, даже некоторые формы современной терапии. Все они используются в качестве средств, вызывающих наше созревание; они ставят нас прямо лицом к лицу с жизнью, помогают увидеть вещи по-новому благодаря развитию спокойствия ума и силы сердца. Для того, чтобы заняться одной из этих практик, требуется глубокая решимость прекратить войну, прекратить бегство от жизни. Каждый вид практики приводит нас к настоящему с более ясным, более восприимчивым и более честным состоянием сознания; но мы должны сделать выбор. Делая выбор среди различных видов практики, мы часто сталкиваемся с другими людьми, которые попытаются обратить нас к своему пути. В каждой вере есть миссионеры, настаивающие на том, что они нашли единственное истинное средство прийти к Богу, к пробуждению, к любви. Но решающее значение имеет понимание того факта, чток вершине горы ведут многие пути, что никогда не бывает только одного правильного пути.

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере.
Один христианин, житель этого рода подошёл к нему и сказал:
- Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать своё время на них.

- Ты прав.
Несколько минут спустя, подошёл к старцу другой христианин и сказал:
- Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.
Старец посмотрел на него и сказал:
- Ты прав.
Ученик не выдержал и спросил старца:
- Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи.
Старец сказал ученику:
- Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всём видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.

Двое учеников одного мастера вступили в спор по поводу правильного способа практики. Не будучи в состоянии разрешить свой конфликт, они пошли к мастеру, сидевшему в группе других учеников. Каждый из двух изложил свою точку зрения. Первый говорил о пути усилия. «Учитель, – сказал он, – разве не верно, что мы должны совершать наивысшие усилия, оставить свои старые привычки и бессознательные пути? Мы должны совершать большие усилия, чтобы говорить честно, быть внимательными, сохранять присутствие. Духовная жизнь не происходит благодаря случаю, а проявляется только тогда, когда мы отдаём ей своё беззаветное усилие». «Ты прав», – ответил мастер. Второй ученик, потрясённый, сказал: «Но, мастер, разве истинный духовный путь не является путём освобождённости, отказа, позволения дао, божественному принципу обнаружить себя?» Он продолжал: «Ведь мы движемся вперёд не благодаря усилию; наше усилие основано лишь на вожделении и «я». «Не моя воля, но Твоя! » Разве не таков путь?» Мастер снова ответил: «Ты прав».
Слушавший это третий ученик сказал: «Но, мастер, оба они не могут быть правы». Мастер улыбнулся и сказал: «И ты тоже прав».

Люди для любого Эгрегора – это главный элемент его жизни. Люди поставляют огромное количество энергии Эгрегору, а также они являются исполнителями его воли и реализаторами его планов. Сейчас многие современные проповедники всеми способами пытаются оставить человека в подчинении у данного Эгрегора. Некоторые Эгрегоры стремятся через какого-то человека решать свои задачи. Часто эгрегоры через этого человека говорят о своём величии, и возвеличивают своего избранника. Подпитывают его гордость, поднимают его над другими, при этом всех остальных принижают и запугивают, превращая их в грешников…

Многие Эгрегоры, стремящиеся реализовать принципы человеколюбия, справедливости, гуманности объединяются энергетически и информационно в единое пространство. Они стремятся образовать большой Эгрегор Сил Света. Мы вступаем в новую эпоху, зарождаются новые энергии, которые будут выставлять новые требования ко всем: к людям, к различным организациям, различным силам и к Эгрегорам. Многие Эгрегоры на данный момент не соответствуют новому времени и не полностью смогут войти в новую эпоху. Эгрегоры не желающие развиваться будут уходить, причём этот уход будет совсем не безболезненен для всего человечества.

Не надо бояться процесса объединения, хоть он очень сложный и болезненный,- это эволюционный процесс. Рано или поздно это произойдёт! Единственный способ преобразования Эгрегоров – это любовь! Любовь принимает человека в любом состоянии, таким какой он есть.

В прошлом одним из объединяющих факторов была неудовлетворённость.
Неудовлетворённые люди легко объединяются на любой почве, они изначально готовы к объединению и самопожертвованию. Недовольство собой, желание спрятать своё «Я», растворить его в коллективе и принести в жертву – это естественные стремления неудовлетворённого человека. Таких людей свобода от личной ответственности (перекладывание её на коллектив) привлекает больше, чем свобода от запретов. Самопожертвование очень нужно Эгрегору. А это качество хорошо созревает там, где человек лишён своей индивидуальности. Растворив свою личность в коллективном, человек готов к самопожертвованию. Такой человек ни себя, ни других не считает за отдельных самостоятельных людей и готов и их, и себя отправить куда угодно, в том числе и на смерть. У такого человека нет ценностей вне Эгрегора. Чем более человек дисгармоничен, тем сильнее становится его фанатизм. Фанатика очень сложно вывести из-под Эгрегора призывами к разуму и морали. Почему фанатики стремятся обратить других в свою веру? Этим они укрепляют свою веру. Чем больше эгрегор несёт в себе противоречий, тем настойчивей он себя навязывает. Объединение основанное на неудовлетворённости, на ненависти непрочно.

Люди знают о великой объединительной силе любви. Нет равной ей силе во Вселенной! Единственной объединительной силой в новой эпохе должна быть только любовь!

Единоверие объединит всех лучших сынов и дочерей человечества новыми знаниями об Истине, новыми Законами. Это поможет превратить единоверие в символ развития в одном направлении и дальше. Единоверие, ставя цель достижения Абсолюта, будет объединять ею все одухотворённые формы, имеющие одно начало. Но так как всегда предоставляются варианты развития, то каждый индивид будет придавать свою тональность единоверию.

Список литературы:
12.Даниил Андреев. Роза мира. М. 2001. Разногласия между вероучениями.
Единство Христианства.

Единство человечества

Все религии Едины.
Храм Всех Религий - Храм Единства.
Вера Бахаи.
Единоверие.
Бог есть Всеединство.

Copyright © 2015 Роза Мира

Верующие монотеистических религий защищают богов, объявляя их "едиными"


"Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога;
а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков".
(Мих. 4:5)


Одной из популярных сегодня среди верующих монотеистических религий идей является та, что Бог един, но у него лишь разные имена. В подтверждение этого можно привести слова президента Российского еврейского Конгресса Владимира Слуцкера, сказанные им не так давно в интервью газете "НГ-религии": "Творец един… Сами же религии являются лишь его методами донесения этой единой системы до той или иной этнической группы или народа" .

Комментируя его слова, следует сказать, что иудей Слуцкер либо плохо знает Тору, либо (что более вероятно) во имя укрепления веры в своего Бога пренебрегает своим Священным писанием! Вынесенная в эпиграф к данной статье фраза из Ветхого завета совершенно однозначно определяет отношение иудеев к богам разных народов – у каждого народа свой Бог, а значит ни о каком едином Боге не может быть и речи! И тем не менее, руководители религиозных организаций и рядовые верующие упорно держатся идеи единого Бога. Сегодня она приняла форму догмы. Задача данной статьи состоит в анализе этой проблемы.

1) если Бог един, но у него имеются разные имена, то можно рассчитывать на ослабление критики неверующих в его адрес. Тем самым снимается вопрос о том, почему существуют другие боги и как к ним надо относиться;

2) доказать единство религий;

3) фактически признать наличие других единоправных богов, которые до принятия этой идеи яростно отрицались;

4) примирить противоречия между богами и учениями о них.

В силу наличия ряда священных писаний, желающих стать «единым Богом» было много. Каждый из претендентов утверждал, что только он один имеет право на этот титул. Так, племенной бог евреев Яхве устами своего пророка Исайи множество раз заявлял: «Нет иного Бога, кроме Меня, – Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Исх. 45:21). Естественно, что поклоняться следует только ему (Лев. 26:1), а поклоняться другим богам – преступление, за которое следует наказание «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:3-5).

Мысль, что Бог у всех народов один, появилась достаточно давно. Первоначально появление этой идеи было связано с желанием отдельных народов возвысить своего бога и придать ему вселенское значение. Они и стали называть своего Бога единым (единственным). В принципе каждый народ может претендовать на то, чтобы его Бог был единственным и истинным, а потому и единым, подразумевая при этом, что их «единому» Богу должны поклоняться все другие народы. Первыми об этом заявили древние египтяне. В «Книге мёртвых», найденной в гробницах фараонов, живших за 2600 лет до н.э., сказано: «Ты един еси, Господи, от начала времён. Наследник бессмертия. Несотворённый, Саморождённый; Ты создал Землю и сотворил людей».

Интересно, что идею единого Бога провозглашали не только большие народы, но и малые. Так, у абхазов есть единый Бог Анцэа (Анцва). Они называют его Богом-Творцом и создателем всего мира. Для того, чтобы придать своему Богу мировое значение, без тени сомнения они заявляют, что их единого (и в тоже время верховного Бога) почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по своему.

Хотя из Библии и следует идентичность иудейского Яхве и христианского Бога-отца, ортодоксальные иудеи этого не признают. Впрочем, когда это выгодно, идентичность этих богов признается. Так, в начале ХХ века евреи белорусского местечка дали телеграмму в Москву купчихе-благотворительнице М.Ф. Морозовой: «Пожертвуйте столько-то, синагога сгорела, ведь Бог у нас один».

Христианство, принявшее эстафету у иудаизма, также проповедует идею единственного Бога, естественно, своего – Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В Послании к коринфянам утверждается: «нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4), под которым подразумевается Иисус Христос. Причём, те, кто не согласны с этим, объявляются преступниками: «…не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Да и апостол Павел обещал небесные кары тем, кто не верит в Иисуса Христа: «В пламенеющем огне совершающего отмщения не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его …» (2 Фес. 1:8-9). Эта угроза касается в том числе и евреев (иудеев), которые не верят, что Христос – истинный Бог.

О других же богах христиане говорят презрительно – «так называемые боги». Это значит, что великие боги древности Тиамат, Мардук, а также знаменитые предшественники Христа – боги Осирис и Митра – все они лишь «так называемые», т. е. ложные боги в понимании христиан. Конечно, этим богам обидно, что их называют ложными богами, но сделать они ничего не могут – их время прошло… Сегодня только историки религии о них и помнят.

Но и с христианским представлением о едином Боге не всё так просто, так как Бог у большинства из них хотя и един, но в то же время не совсем один, потому что представлен аж… тремя Богами. Так, в «Православно-догматическом богословии» говорится, что «Бог един по существу и троичен в лицах». Автор этого богословия архиепископ Макарий писал, что этим учением «мы отличаемся от язычников и от еретиков, допускающих многих или двух богов, но и от иудеев, и от магометан, и от всех еретиков, признававших и признающих только единого Бога». Воспринятое большинством христианских конфессий учение о триединстве Бога плохо согласуется с идеей о едином Боге, носящим имена разных Богов, что позволяет христианам, когда им это нужно, рассматривать их по отдельности, а в других случаях представлять их как одно лицо – естественно, что этим лицом является Христос.

Что касается учения о едином Боге Христе, то здесь существует ещё одна трудность. Она состоит в том, что не все даже христианские церкви признают Христа Богом. Так, автор брошюры Свидетелей Иеговы «Что от нас требует Бог» пишет, что в Библии говорится, что есть только один истинный Бог, которому и надо поклоняться (1 Кор. 5:6; Откр. 4:11). По их утверждению, Иисус Христос – не Бог, а всего лишь ангел, у которого два имени – Слово и Михаил. До того, как он пришел на Землю, он жил на небе и был духовной личностью. Христос – первое творение Бога и, к тому же, единственный сын, которого Бог сотворил сам. По учению Свидетелей Иеговы, до того, как Иисус Христос стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Для подтверждения своих слов, они ссылаются на Библию (Притч. 8:22-31; Кол. 1:16,17).

Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, но вовсе не Яхве, не Кришна и, тем более, не Христос, который для них является не богом, а всего лишь пророком. Таким единственным Богом является Аллах. В Конституции Исламской Республики Пакистан говорится: «…власть над всем миром принадлежит одному всемогущему Аллаху». Причем неверие в Аллаха, как следует из священной книги мусульман, Корана, является преступлением, наказание за которое одно – смерть. «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).

Понятно, что если Бог только один, то и истинная религия тоже должна быть только одна. Между тем, каждая из религий «единого Бога» – иудаизм, христианство и ислам – имеет своё учение, несогласное с учениями других религий, а в главном – учении о Боге – даже противоречащее им. Пророки еврейского народа – Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и яростно проповедовали ту идею, что все религии, кроме одной (разумеется, иудаизма) – ложны. В свою очередь представители этих «ложных религий» считают свои религии истинными, а ложными объявляют те, учения которых они не разделяют. Суровой критике при этом подвергается не только их вероучение, но и их священнослужители. Например, христианская церковь «Свидетели Иеговы» заявляет: «Нынешние иудеи суть сонмище сатанистов, что во всём мире (кроме иеговистов – М. Б.) поклоняются сатане» («Чудо-книжка или дивное предсказание Бога-богов Еговы». С.-Петербург, 1998). Достается и другим христианским церквам: «Сегодня, перед великим днём Иеговы, представители духовенства христианского мира, образно говоря, настолько напились “виноградного сока”, что едва осознают, что Всевышний вызывает их на суд» («Сторожевая башня», 1 мая 1998, с. 9).

В то же время сами религиозные учения содержат положения, противоречащие идее «единого» для всех народов Бога. Об этом, в частности, говорят представители церкви Свидетели Иеговы. «Единым истинным Богом», – пишут эти христиане об иудеях, – они называют Иегову, но никак не Христа, и, тем более, не Аллаха или других богов» («Руководство Бога указывает путь в Рай». Watch Tower Bible, 2001, – c.5).

У христиан есть ещё один «подводный камень», сильно мешающий продвигать идею единого для всех религий Бога. Ведь одно из основных положений христианского учения провозглашает, что Бог един, но он существует в трёх лицах. Понятно, что объединять единого Яхве, единого Аллаха, а также единого Кришну с состоящей из трёх частей «единой» Троицей соглашаются далеко не все.

Противоречит представлению о едином Боге и учение о том, что один из богов (а именно, племенной Бог евреев) дал преимущества одному народу перед всеми другими. По учению иудаизма, Бог выделил евреев из всех народов мира, в результате чего они стали «Богом избранным народом» со всеми вытекающими последствиями: «Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех народов» (Лев. 20:24). И «…вы будете… Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Смысл этого избрания и особой любви Яхве к евреям состоит в том, что «святой народ» и его священники должны править, а люди других национальностей – работать, в поте лица добывая хлеб насущный для себя, святого народа и его священников.

Ничего удивительного, что идею исключительности еврейского народа поддержал Иешуа, сын простой еврейки Марии (вскоре после его гибели его еврейское имя сменили на греческое – Иисус): «Я пришёл спасти овец из дома Израилева». Т.е. он пришел, чтобы спасти только евреев! Правда, позднее один из его апостолов сделал вид, что забыл об этих словах своего Бога, и вопреки им (исказив их букву и дух!) заявил, что все народы одинаковы перед Христом: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни … варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3:11). Разве другие славные Боги – Осирис, Аллах, Кришна, Один, Род, Велес согласны с тем, что евреи должны иметь какой-то особый статус? Нет, конечно. Согласны с этим только христиане (которые не могут отрезать «пуповину» от иудаизма), да и то только в теории (по вероучению), а на практике они всегда были против этого, о чём свидетельствуют преследования евреев в течение всей истории христианства, требование признать ошибочность их отказа от единого Бога-Христа.

О том, что Бог не един, говорит и борьба разных церквей с «ложными богами». Так, для правоверных иудеев Христос вовсе не бог, и даже не сын их любимого бога Яхве, а самый настоящий самозванец. В Талмуде говорится, что Христос шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. Там сказано также, что описание распятия Христа – ложь, что он был казнён четырьмя разными способами (Санхедрин 105а-в). Учение христиан о Христе настолько неприемлемо, что «евреи должны уничтожать книги (христиан)» (Шаббат 116а).

Как пишет преподаватель современного иудаизма Дэвид Новак из университета Виржиния (США), иудеи и христиане не могут и не осмеливаются совместно провозгласить «Так говорит Господь». Слово божье и для иудаизма и для христианства неотделимо от соответствующей общины-посредника, провозглашающей это слово.

В свою очередь и мусульмане не хотят признавать единым Богом Христа. По их вероучению Христос вообще не бог, а всего лишь пророк, к тому же не главный. Называть своего Аллаха именами других богов (например, именем Яхве, он же Иегова) никому из мусульман в голову не придёт. Так правоверный поступить не может, ибо это будет прямым оскорблением Аллаха. Наказание за него – смерть. Утверждение шахады о том, что Аллах – единственный Бог, должно служить грозным предостережением любителям прихватывать имена чужих Богов или давать своему Богу чужие имена.

У верующих нет единства не только в вопросе о всеобщем едином Боге. Даже в самой христианской церкви у каждой конфессии есть своё представление о своём Боге, т.е. о Христе. Например, у православных есть своё понимание Христа и его учения, которое в ряде положений отлично от такового у католиков и протестантов. Достаточно вспомнить учение Католической церкви о филиокве (исхождение духа святого не только от Бога-отца, но и от Бога-сына), с которым категорически не согласна Православная церковь. А члены протестантской церкви «Свидетели Иеговы» заявляют, что Иегова не является Троицей, а Св. Дух – вовсе не личность, а действующая сила Бога. И сурово добавляют: «Бог не одобряет те верования, которые произошли от ложной религии («Что от нас требует Бог?» Нью-Йорк, 2005).

По сути, общим у христиан является только имя их Бога, а учения о нём у каждой христианской конфессии – разные. Более того, христиане ведут себя так, что складывается впечатление, что у каждой христианской конфессии не только своё понимание Христа, но и вообще свой Христос, который мало похож на Христа других христианских церквей.

К сказанному следует добавить, что и происхождение у всех так называемых «единых» богов разное. Все боги-творцы появились в разное историческое время на определённых этапах развития религии. Но вот что интересно: приверженцы каждого из этих богов не хотят делить своего Бога с представителями других религий; они никогда не называют своего Бога другим именем. Впрочем, их можно понять – ведь религиозные учения и священные писания у верующих в этих богов различаются, и довольно существенно. Кроме того, у каждого из этих Богов есть и своя церковь, которая также не желает отождествлять себя с другими церквами, враждует и даже воюет с ними. Есть у неё и свой штат священно- и церковнослужителей, которые не хотят иметь ничего общего с духовенством других церквей. Да и верующим в одного Бога никогда не придёт в голову молиться другому Богу, даже если он и является тем же самым богом, но имеющим другое имя (например, Яхве=Аллах=Бог-Отец).

Сторонники разных «единых Богов» не только не признают друг друга, как равноправных, но часто оскорбляют, преследуют и убивают. Так, ортодоксальные последователи Яхве, выражая свое крайне негативное отношение к христианскому Богу, заявляют, что Христос самозванец, шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. В Талмуде сказано, что описание распятия Христа – ложь, что иудеи ненавидели его так сильно, что казнили четырьмя разными способами. «Евреи должны уничтожать книги (христиан)», – говорится в одной из священных книг иудаизма (Шаббат 116а). Следуя этому призыву 23 марта 1980 г. в Иерусалиме иудеи публично сожгли сотни томов «Нового Завета». В «Универсальной Еврейской энциклопедии» говорится, что стало обычаем плевать (обычно три раза) при виде церкви или распятия».

В свою очередь поклонники Христа на протяжении всей своей истории воевали со сторонниками единого Бога Яхве. Об отношении христиан к тем, кто не признает их Бога единственным (единым), говорят следующие слова апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа» (1 Кор. 16, 22). А в другом месте Нового завета прямо говорится о том, что не считающий Христа богом является преступником: « …не верующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Очень жёстко отношение христиан к иудеям выразил один из основателей протестантизма, Мартин Лютер, сказав перед смертью: «… если они (иудеи – М.Б.) откажутся от своего богохульства, то нам надлежит с радостью простить их; если же нет, то мы не должны оставлять их в живых». Гитлер, ссылаясь на его слова, оправдывал геноцид европейского еврейства.

Христиане выступают против укрепления позиции последователей ещё одного «единого» Бога – Кришны. Так, в Москве руководители Православной церкви протестуют против строительства в этом городе самого крупного в Европе центра церкви кришнаитов-вайшнавов.

Отстаивая представления об Аллахе как единственно истинном Боге, его последователи на протяжении всей своей истории преследовали поклонников других «истинных» и единых богов - Яхве и Христа. В Коране сказано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).

Новейшая исламская биография Мухаммеда показывает нетерпимость и готовность к насилию уже раннего ислама. Как только ислам приходил к власти, он переставал вести вежливые дискуссии с иноверцами. Языком переговоров становился язык меча. В 625 г. было выдворено еврейское племя Кайнока. В 625 г. изгнан клан Ан-Надир. В 627 г. Мухаммед приказал убить всех мужчин еврейского племени Кораица, а их женщины и дети были проданы в рабство. Как только Мухаммед укрепил своё положение в Медине, он начал вести сражение с евреями, жившими на соседних территориях.

Нетерпимое отношение к последователям других «единых Богов» продолжалось всю историю ислама. Например, в течение всего ХХ века жестоко преследовались христиане в Турции. Если в 1900 г. 20% населения страны были христианами, то сегодня это число составляет всего 0,3% и продолжает уменьшаться. До сегодняшнего дня наложено официальное табу на упоминание об истреблении 1,5 млн. армянских христиан (1915–1916 гг.). Массовые расправы происходили также в 1926 и 1928 гг. в области Тур Абдин. С 1945 г. в Турции были проведены многочисленные погромы христиан. Были разрыты могилы патриархов, а вырытые тела выброшены из них. В 60-е годы десятки тысяч ассирийских христиан изгонялись и уничтожались исламистами. Турецкая Хизболла на протяжении многих лет насильственными методами борется за «освобождение Турции от христиан». В Саудовской Аравии преследуют христианских руководителей так называемых домашних групп. Их сажают в тюрьмы и подвергают пыткам. И в Афганистане приверженцы единого Бога Аллаха талибы стремятся не допустить распространение веры в Христа. За пропаганду христианства следует жестокое наказание – публичная смертная казнь через повешение.

У идеи «единого Бога» есть и другое «слабое звено»: она распространяется только на религии единобожия, «забывая» о том, что есть ещё народные религии, верующие которых – так называемые язычники – почитают богов своего народа. Язычество не только предшествовало появлению монотеизма, но продолжает существовать на всех континентах и сегодня. Поклонники единоправящих богов предпочитает их просто не замечать. Например, рупор христианской церкви Свидетелей Иеговы журнал «Пробудитесь!» пишет о религии викингов: «Викинги поклонялись множеству вымышленных богов…» (8 дек. 2000 г). Получается, что Бог иеговистов – истинный, а боги викингов, а заодно и все остальные боги народов мира – выдуманные, ложные.

Но и это не всё. Существуют ещё и комплекс первобытных верований, куда входит анимизм, тотемизм, шаманизм, магия, мантика, фетишизм и земледельческий культ, в котором ещё нет места богам. Если сторонники «единого Бога» оскорбляют богов народов мира, дают им уничижительные эпитеты – называют их ложными, фальшивыми, то в отношении этих первобытных (первоначальных) верований они поступают проще – делают вид, что их нет, они не существуют. А напрасно, ведь есть их живые носители, и эти религиозные представления вошли в своё время во все более поздние религиозные верования, являясь сегодня составными частями развитых монотеистических религий.

И уж, конечно, не разделяют представление о существовании какого-то единого для всех народов бога сами представители языческих религий, поклоняющиеся множеству богов – больших и малых, простых и верховных. В ходе всей истории народов мира они, как правило, терпимо относились к богам других народов, городов и стран, включая их в свой пантеон или давая чужим богам имена своих богов. Например, когда Вавилон стал главным городом Месопотамии, его бог Мардук был отождествлён с древним шумерским верховным богом Энлилем. В связи с этим он получил имя Бэл-Мардук («Господь Мардук»). У древних римлян было много древнегреческих богов: Юпитер был двойником Зевса, Нептун – Посейдона, Юнона – Геры, Венера – Афродиты и т.д. А Аполлона и Диониса римляне поместили в свой пантеон с теми же именами и с теми же функциями, которые они имели у греков.

Таким образом, не приходится говорить о том, что Бог един, что у всех народов он один и тот же, но имеет всего лишь разные имена. Это всего лишь неуклюжий проповеднический, пропагандистский приём, который верующие-монотеисты пытаются использовать для сплочения своих рядов, для их защиты от еретиков (т.е. инакомыслящих), неверующих и атеистов.

Если бы Бог был действительно один, то представители разных религий не пытались бы обратить в свою веру и заставлять поклоняться своему «единому» богу верующих других конфессий. А ведь они это делают с неослабевающим упорством. Ещё и сегодня они порой готовы даже убивать приверженцев других религий, поклоняющихся другому «единому» Богу. Вся история монотеистических религий полна войн между ними, а также между ними и политеистическими религиями. Одно из последних проявлений непризнания других богов и религий со стороны христиан нашей страны – протест православных верующих во Христа против строительства в Москве храма бога Кришны, адепты которого выступают с требованиями признать за ним статус единого Бога.

Но даже тогда, когда Бог у верующих разных религий действительно один, как, например, у трёх семитических (авраамических) религий – иудаизма, христианства и ислама (Яхве, Бог-отец, Аллах), приверженцы этих религий не желают и слышать, чтобы их Бога, например, Аллаха называли Яхве. И наоборот – иудеи, верующие по сути в того же самого Бога, что и мусульмане, но называющие его другим именем – Яхве или Саваоф, никогда не назовут своего Бога Аллахом. А христиане, почитающие кроме Христа ещё и Бога-Отца, являющегося тем же самым Яхве-Саваофом, не только не желают слышать об Аллахе, но стараются отмежеваться и от иудейского Яхве, упорно называя его нейтральным именем Бог-Отец.

Что же касается индийского Кришны, которого его последователи хотели бы видеть в качестве своего единого Бога, то и у него нет шансов стать неким единым Богом, т.к. желание его последователей не совпадает со взглядами представителей названных выше семитических религий. Никто из этой троицы не захочет – не только называть своего бога Кришной, но даже и приравнять его к своему Богу.

Проведённый анализ достаточно ясно свидетельствует, что никакого «единого Бога» всех народов, которого можно было бы называть именами разных Богов, не существует. Трезвомыслящие люди давно это поняли и отразили несуразность этой идеи в известной шутке: По Голгофе ходит Будда и кричит «Аллах акбар!». А настойчивые попытки объявить своего Бога единственным в статусе единого для всех верующих могут привести только к разжиганию межрелигиозных распрей. А ведь нам этого совсем не нужно… Пусть каждый верит в своего Бога, не оглядываясь на других. Так больше шансов сохранить и гражданский, и международный мир и сотрудничество между людьми.

А трезвомыслящие могут лишний раз убедиться, что все эти боги существуют лишь в религиозном сознании верующих, столь талантливых на изобретение и защиту своих богов.

Богословский Михаил Михайлович.
профессор кафедры философии и социологии университета им. П.Ф.Лесгафта.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»