Памятник ахматовой. Памятник анне андреевне ахматовой Памятник ахматовой кресты

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Памятники Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге July 11th, 2015

Памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге

Так как именно напротив всем известного здания под названием Кресты, поэтесса провела несколько дней и ночей, когда её сын Лев Гумилёв находился там в ходе известных сталинских репрессий. При этом момент открытия памятника поэтессе был так же выбран неслучайно. Именно восемнадцатого декабря две тысячи шестого года исполнилось ровно сорок лет со дня смерти Анны Ахматовой.

Эта скульптура вылита из бронзы и представляет собой изображение хрупкое по изяществу и в тоже время достаточно мощное по своей духовной энергетике, эта скульптура находится между двенадцатым и четырнадцатым домом данной улицы города. Первым конкурсом на данный памятник было проведенноё ещё в одна тысяча девяносто седьмом году мероприятие среди скульпторов. При этом место под него было отведено ещё за девять лет до открытия. Поэтому когда в ходе его возведения разгорелись споры связанные с тем, что скульптура оказалась установленной на крыше подземной парковки возведенной, намного позже, то при помощи многих деятелей культуры и искусства получилось восстановить истину. После этого на протяжении ещё семи проходили самые различные согласовательные процедуры, и только после этого в две тысячи пятом году было принято решение на уровне городской власти о начале строительства данного памятника великой поэтессе нашей современности.

Прежде всего, стоит отметить и то, что именно скульпторам данного памятника удалось создать наиболее правдивый образ этой личности, которая предстаёт перед нами во все своей красе, и привлекает к себе внимание взоров многочисленных посетителей.

Памятник Анне Андреевне Ахматовой в Петербурге во дворе филологического факультета государственного университета (автор – Вадим Трояновский) открыт 30 августа 2004 года. Событие приурочено к началу учебного года. Инициатором открытия памятника выступила администрация Филологического факультета и Кафедры истории русской литературы.

5 марта 2006 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник Анне Андреевне Ахматовой. Открытие памятника, установленного в саду возле Фонтанного дома, приурочено к сороковой годовщине со дня смерти поэтессы.

Памятник, который является даром директора музея "Исаакиевский собор" Hиколая Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Ахматовой. Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов "Тень моя на стенах твоих". Автором мемориального знака является известный петербургский скульптор Вячеслав Бухаев.

Анна Ахматова прожила в Фонтанном доме 30 лет, сейчас там располагается литературно-мемориальный музей поэтессы. Сад у дома она называла магическим и говорила, что сюда приходят тени петербуржской истории. По словам директора музея Нины Поповой, издали памятник, созданный в виде стелы, смотрится как темный ствол дерева, на котором расположен горельеф Ахматовой.

В Петербурге уже есть памятники Ахматовой - во дворе филологического факультета государственного университета и перед школой в саду на улице Восстания, напоминает РИА Новости. Кроме того, в ближайшее время планируется установить памятник Ахматовой напротив "Крестов", куда она ходила на встречи с заключенным в следственном изоляторе сыном.

Памятник Анне Ахматовой в саду перед школой на улице Восстания.

Адрес: Перед школой на улице Восстания. 1991 год. Авторы памятника - скульптор В.И.Трояновский и архитектор В.С.Василевский.

Памятник, посвящен 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Установлен напротив домов 8-10 по улице Восстания, где размещаются гимназия № 209 и международная школа Герценовского университета.

Скульптура была выкуплена коммерческой фирмой "Индекс" и подарена гимназии.


А если когда-нибудь в этой стране

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.


"Оглянувшаяся" - памятник Анне Ахматовой в Петербурге установлен напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», у стен которой, по признанию поэтессы в поэме «Реквием», она провела 300 часов.

Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына". Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма «Кресты», у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме «Реквием» Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры:
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
… здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов».

Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.

В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской «образцовой» тюрьме (ныне СИЗО № 3). Примечательно, что на четверть века раньше там сидел и Ленин - «образцовая» тюрьма перевидала сотни революционеров до свержения царя и тысячи их противников после 17-го года. Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: «Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы». Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.

Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне», - напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема». На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина «забирают» в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных. В последней надежде пишет письмо Сталину, с просьбой освободить близких. И как ни странно, по личному распоряжению генсека, мужа и сына действительно выпускают. На время. Через пятнадцать лет Пунин будет репрессирован и погибнет в ссылке в Воркуте.

Лев Гумилев за свою долгую жизнь арестован три раза. В 38 году семнадцать месяцев подряд приходила Ахматова к стенам «Крестов», прежде чем сына отправили в заключение в норильскую колонию.
«Семнадцать месяцев кричу
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой».
Потрясение от этого ареста - наряду с другими страшными жизненными событиями - и повлекло за собой возникновение поэмы «Реквием». В предисловии Ахматова расскажет, что в годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то стоявшая за ней женщина спросила - может ли она об этом написать. Ахматова ответила - да, и «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера был установлен в 2006 году. Место и время его открытия были выбраны неслучайно: так, место для него (напротив печально известного здания питерской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий находился Лев Гумилев, сын Ахматовой) указала сама поэтесса в поэме «Реквием» - «здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов», а 18 декабря 2006 года исполнилось ровно 40 лет со дня смерти Анны Андреевны.

Застывшая в бронзе трехметровая фигура поэтессы расположена между домами 14 и 12 на набережной Робеспьера. Одухотворенная, хрупкая, тонкая - в изваянии героини Серебряного века скрыто от посторонних лиц страдание, едва уловимое в повороте ее головы в сторону «Крестов».

Вокруг скульптуры бушевали споры, так как ее установили на крыше подземной парковки, хотя участок под памятник Ахматовой был выделен еще за 9 лет до его открытия, когда ни о какой стоянке на площади Робеспьера и речи не было. Из-за такого расположения для установки изваяния пришлось вбивать сваи.

Первый конкурс проектов памятника великой поэтессе провели еще в октябре 1997-го - тогда участие в нем могли принять все желающие. Тогда же предлагали несколько мест для его установки: на углу Литейного и Шпалерной улицы, неподалеку от здания ФСБ, на Шпалерной улице возле 40 дома. Вопреки воле Анны Андреевны рассматривалось и место около Фонтанного дома.

Через год после завершения первого этапа конкурса провели второй тур, в котором приняли участие лишь профессиональные скульпторы. Именно на этом конкурсе был выбран монумент скульптора Галины Дадоновой и архитектора Владимира Реппо. После объявления победителей понадобилось еще 7 лет, чтобы вышло постановление городского правительства о возведении изваяния, и лишь в 2005 году проект скульптуры окончательно утвердили и нашли спонсора.

Не смотря на то, что это не первый памятник великой поэтессе в Питере, пожалуй, лишь его авторам впервые удалось раскрыть в полной мере весь масштаб личности Ахматовой.

Зарисовка белой ночи

Про белых ночей лёгкий штрих неспроста
лопочут аллеями Летнего сада
наяды и фавны... Струною моста
подчёркнута суть Петербургского града!

И выключен говор ночных фонарей,
и полнится небо нежнейшею краской,
и абрисом статным встают на заре
дворцы и соборы столицы прекрасной!

Уже обесточен, уже розовел
в той белой ночи Петербург над мостами,
и сфинкс полусонный на воду глядел,
и мраморной лапой ложился на камень...

Мосты сведены. Удаляясь в залив,
плывут по пастели последние баржи.
А Анна, библейские очи открыв,
глядит на Кресты... и не двинется даже*...

*Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма "Кресты", у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме "Реквием" Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: "А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов".
Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.
В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской "образцовой" тюрьме (ныне СИЗО № 3). Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: "Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы". Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.
Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в "Кресты" в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. "Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне", - напишет Ахматова в одной из песен своего "Реквиема". На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина "забирают" в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных.

Красный кирпич Крестов...

Красный кирпич Крестов,
красная пыль репрессий.
Анны триста часов
в давке с другими вместе...

Женский двуликий сфинкс,
полуживой на камне*, -
реку заслужишь Стикс
или Крестов страданье?

Анны библейской стать.
Именем сына, мужа
просит Кресты принять
хлеб в узелке ненужном...

Просит Кресты простить
молодость и беспечность.
Сфинксам на волнах стыть –
имя их стуже - вечность.

В лицах их - смерть и жизнь.
Речка одета в камень.
За парапет держись,
чтобы в Кресты не кануть!

*Двуликие сфинксы с набережной Робеспьера появились на берегах Невы в 1995 году. Творение скульптора М. Шемякина служит зловещим напоминанием о позорных страницах не столь далекой истории великой страны – политических репрессиях, символом которых в тот непростой период была тюрьма "Кресты". Раздвоенные лица возлежащих на постаменте розового гранита сфинксов символизируют сосуществование двух миров – свободы и каземата. На мир людей умиротворенно взирает одухотворенное женское лицо, но к окнам "Крестов" обращены зияющие глазницы оголенного черепа. На табличках, опоясывающих исхудавшие с болезненно выпяченными ребрами изваяния, выгравированы цитаты знаменитых мира сего, воочию узревших звериный оскал политических репрессий.



Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому, Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца…Я нищей В него вошла и нищей выхожу… («Особенных претензий не имею…»,1952) («Особенных претензий не имею…»,1952)


Почти всю жизнь прожила Анна Ахматова «под знаменитой кровлей Фонтанного дворца». Фонтанный Дом – многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трёх десятков лет. Во дворце графов Шереметевых она особенно чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом. Дом на берегу Фонтанки, ворота с фамильным девизом, старинный сад стали для Ахматовой декорациями, на фоне которых разыгрывалась трагедия её собственной судьбы и судьбы поколения.






Бежецк «Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба…» Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд… («Бежецк», 26 декабря 1921) («Бежецк», 26 декабря 1921)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»