Подходы к феномену медитации. Медиативный подход в психологическом консультировании семей

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Свагито Либермайстер – психотерапевт, работающий в Пуне (Индия) в одном из крупнейших центров по личностному росту в мире. Он имеет огромный опыт в сфере консультирования по вопросам отношений, ежегодно проводит лекции и семинары на эту тему, а также является автором бестселлера «Источник любви», переведенного на несколько языков. В книге «Путь дзен» автор рассказывает о способе психотерапии, в основе которого лежит медитация. Свагито Либермайстер уверен, что если врачи в той или иной области будут применять вместе с традиционными методами исцеления также и медитацию, то это окажет огромное комплексное положительное воздействие на здоровье человека. В этой книге рассматриваются основные методы духовного подхода к терапии (такие как пульсационный ритм тела, метод семейных расстановок, работы с энергией и т. д.), которые можно применять абсолютно в любой сфере, и объясняется, как при этом происходит личностный рост, трансформация сознания и оздоровление организма.

Из серии: Из мира Ошо (Весь)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь дзен. Медитативный подход к консультированию (Свагито Либермайстер) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Благодарности

На создание этой книги меня вдохновил Ошо – просветленный мистик и мой духовный учитель – и его видение жизни. Своим взглядам я во многом обязан его наставлениям – в частности, о том, как помочь людям пробудить собственную духовную сущность и высшее самосознание. Истории дзен, приводимые в книге, ведут происхождение от японских и китайских источников, однако я впервые познакомился с ними, слушая лекции Ошо о дзен-буддизме. Эти лекции касались истин, которые невозможно объяснить путем простой логической аргументации.

Медитационный курорт Ошо в Индии и его центры личностного роста, открытые по всему свету, стали плавильным котлом, где смешалось множество подходов к лечению и творчеству, а также местом встреч учителей, преподающих самые разные науки. Многие из них рассказывали мне о Сагаприе Делонг, и о ней я хотел бы упомянуть особо. Сагаприя стала первопроходцем, применяя психотерапию совместно с медитацией. Я занимался постижением и преподаванием ее психического массажа и учению о работе с энергией Звезда-Сапфир на протяжении более чем двадцати лет.

Некоторые из новаторских идей Сагаприи приведены в данном издании в обобщенном виде, отвечая потребностям широкого круга читателей – в том числе, и тех, кто хотел бы применять медитативный путь в собственных методах работы. Подход Сагаприи к психотерапии описан в ее книге «Психический массаж – прикосновение Мастера», а также в новом руководстве, которое скоро выйдет в свет.

Кроме того, мне хотелось бы отметить пульсационный подход к терапии, разработанный Анишой Диллон; метод семейных расстановок Берта Хеллингера; теорию соматического переживания, придуманную Питером Левиным. Эти люди и идеи немало повлияли на мой стиль работы как психотерапевта и внесли ощутимый вклад в мое видение психологического консультирования.

Я хочу поблагодарить свою супругу Миру, которая придумала уникальный способ сочетать искусство и терапию. Она поддерживала меня в работе и вдохновляла окружающих на постижение медитации. С ее помощью я и сейчас продолжаю открывать новые элементы мира творчества и саморазвития, куда не заглядывает традиционная психотерапия.

Я хочу выразить признательность Субхути, который помог мне сделать эту книгу простой и ясной. Благодаря его таланту писателя мои идеи стали доступны для понимания, и читателю не понадобится сверяться с академическим словарем – Субхути позаботился о том, чтобы текст был легким и четко изложенным.

Созданием данной книги я обязан и многим другим своим вдохновителям – в частности, это мои ученики и организаторы курсов, чей интерес, доверие и любовь всегда поддерживали меня.

Психотерапия в своей основе – это медитация и любовь. Ведь без любви и медитации исцеление невозможно. Когда психотерапевт и клиент – уже не два отдельных человека, когда первый из них – уже не просто специалист, а второй – больше не пациент, зарождается глубокое взаимоотношение я – ты. И теперь доктор уже не старается излечить человека, а подопечный не рассматривает врачевателя как нечто отдельное от себя. В такие редкие моменты и случается психотерапия, когда специалист забывает о мудрых учениях, а пациент – о болезни, и начинается диалог – диалог двух существ. Именно тогда между ними двоими происходит исцеление. И если так случается, доктор всегда знает, что он действовал лишь как орудие божественной силы, божественного врачевания. Он будет благодарен за этот опыт в той же мере, что и пациент. Ведь в результате психотерапевт обретет столько же, сколько и его подопечный.


В литературе существует множество подходов к пониманию феномена «медитация», но если выделить основные подходы, то можно выделить два больших подходах.

В одном из этих подходов, медитация рассматривается как терапевтический метод – медитативные тренинги; и медитация как духовная практика, которая получила распространение в духовных практиках, например, индийской – йоге.

Несмотря на то, что большинство людей считает, что медитация была «принесена» в Европу и Америку из Индии, само слово «медитация» имеет не только санскритский корень «dhyana», что означает «размышление, углубление», но также понятие «медитация» можно найти и в других языках, например, в латинском языке «meditor» это значит «размышляю, обдумываю», в русском - «думанье» или «умное деланье», в греческом «medomai» - «размышлять о чем-либо», в английском «musing» - «дремотное мечтание», в тибетском «самтен» – «испытывать стабильное состояние» и др., что опять же подтверждает существование медитативных практик во множестве культур с древних времен (Evans-Wentz W.Y., 1967; Каптен Ю.Л., 1993; Кандыба Д.В., 1994).

И хотя в литературе можно найти упоминания о медитации практически во всех языках, но понятие «медитация» в западной культуре и восточной культуре несколько отличаются друг от друга. В западной культуре понятие «медитация» относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии.

Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным же преданиям медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

Сторонники подхода, полагающие, что медитация – это духовная практика, убеждены, что медитативная система духовной практики позволяет человеку взять на себя ответственность за содержание своих мыслей (Rainwater J., 1989;Афанасьев П., 1990; Рамаянда С., 1990; Хасиджа Д.Ч., 1992; Шэтток И., 1993; Wilson R.A., 1996; Евсина Н.Н., Дикая Л.А., 1998 и др). Они считают, что медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия. Из этого центра человек сможет, отстранено наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Постепенно человек научиться понимать их смысл и их истоки. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, человек может оказаться в самом центре себя. У человека появляется такое ощущение, будто он находиться на некоем возвышение, с которого ясно и отчетливо может видеть происходящее и осознать, что для него по-настоящему важно, способен сохранить спокойствие в кризисной ситуации и т. п. Наблюдая за собой человек, может много узнать о своем образе себя, то есть о том человеке, за которого он до сих пор себя принимал, и, осознает свой жизненный сценарий. Приверженцы данного направления, считают, что, занимаясь медитацией, человек повышает свои интеллектуальные способности, развивает аналитические возможности и это облегчат переход от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот. Они полагают, что эти изменения происходят по следующим причинам: во-первых, человек начинает по-новому осознавать себя и других, следовательно, взгляд на мир становиться исключительно позитивным; во-вторых, в нем неизмеримо возрастает сила любви, а значит и терпимость; в-третьих, изменения в человеческой природе происходит через настойчивую и постоянную практику медитации.

Как уже упоминалось выше, наибольшее значение, как духовная практика, медитация получила в йоге. В литературе описывается 8 ступеней достижения состояния медитации в йогической практике.8 ступеней достижения состояния медитации в йогической практике:

1. Яма (Йама) - воздержание,ограничение, контроль межличностных отношений. Определяется и состоит из принципов:

ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;

сатья - правдивость в словах и мыслях;

астейа (астеям) - не требование чужого, соответствует христианскому - «не укради»;

брахмачарья - контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью;

апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, не стяжательство;

2. Нияма (Нийама) - культура,внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль. Определяется и состоит из следующих принципов:

шауча (шаоча)- очищение, включающее в себя:

а) бахья - внешнее очищение и

б) абхьянтара - внутреннее очищение, то есть очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств. Таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость. Чтобы сделать добро другим людям;

сантоша - удовлетворенность, привычка довольствоваться тем, что приходит без излишних усилий, нетребовательность к материальным благам;

тапас - аскетический образ жизни, умерщвление плоти, состоящее в выработке привычек переносить холод, голод и т.д.

Свадхьяя - регулярное чтение духовной литературы, изучение основ учения, постижение высших духовных истин;

ишвара-пранидхана (ишвара-пранидха) - размышление о Боге, других высших силах, смирение перед объективностью законов бытия.

3. Асана - практика «правильных положений тела», которая осуществляется согласно учению Хатха-йоги.

4. Пранаяма (пранайама) - зарядка энергией благодаря контролю за дыханием; выполнение дыхательных упражнений Хатха-йоги.

5.Пратьяхара -выключение чувств, уведение чувств под контроль бодрствующего сознания, несвязывание мыслей с внешним миром.

6.Дхарана - концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы.

7. Дхьяна - медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.

8. Самадхи - созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.

Но только, две последние ступени являются самим состоянием медитации (Афанасьев П. 1990, Каптен Ю.В. 1993, Рамаянда С. 1990). Это Дхьяна, которую характеризуют как медитация - длительное размышление о предметах, явлениях или истине, проникновение в сущность вещей; и Самадхи – это уже, способность человека длительное время сидеть в медитативной позе, будучи нечувствительным, к холоду, дождю и другим внешним воздействиям; в этом состоянии нет также чувства голода и жажды, теряется представление о реальном календарном времени. Эти две последние ступени предполагают наличие медитативного состояния сознания у человека. Последняя и высшая фаза - Самадхи восмиступенчатой лестницы йоганта в свою очередь делится на два типа:

Сампражнята – самадхи, – когда человек в процессе сосредоточения на предмете, постигает его смысл;

Асампраджнята – самадхи, – когда мыслительная субстанция совсем освобождается от каких-либо мыслей о предмете внешнего мира, не связывается ни с каким объектом, а целиком погружается в свое «Я». Считается высшей ступеней.

Таким образом, в контексте этого подхода состояние медитации заключается в том, чтобы человек стал способным видеть ум в его естественном состоянии, свой внутренний мир, видеть его настоящую природу, чему до занятий медитацией препятствовали безостановочно протекающие мыслительные процессы.

Авторы, рассматривающие медитацию как терапевтический метод (Holmen D., 1977; Dictionary of behavioral science, 1989; Каганов Л.С., 1990; The encyclopedic dictionary of psychology, 1991; Тамбиев А.Э., Кондраянов В.А., 1995; Андреев Ю.А., 1999; Наоми Озанец, 2000 и др.) утверждают, что благотворный эффект медитации обуславливается не ориентированностью на религию, а свойствами нервной системы человека, опыт свидетельствует о медитации как об эффективной аутопсихотехнике, то есть способе воздействия человека на свою психику и управления ею в целях:

предотвращения душевных надломов;

обретения уверенности в себе;

повышение энергетических ресурсов;

развитие и совершенствования личности.

Такая идея была принята и утвердилась в 90-е годы прошлого столетия. Но 20-30 лет назад подобные заявления были новы и звучали вызывающе. Впервые к медитации применили научный подход только в 70-е годы прошлого столетия. Исследования показали, что она производит заметные физические изменения в ряде наблюдаемых параметров. Благодаря эффекту глубокого расслабления медитация носит терапевтический характер и, с 1975 года стали разрабатываться методики по психосоматическому лечению. Релаксация стала использоваться для помощи пациентам, страдающим высоким кровяным давлением. Кроме того, исследователи обнаружили, что медитация уменьшает чувствительность организма к норэпинефрину гормону, появляющемуся в крови при сердечно-сосудистой недостаточности, что показывает, что воздействию медитации подвержена сердечно сосудистая система: во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется. Также, оказалось, что релаксация способствует уменьшению уровня холестерина в крови и помогает при ангине.

В рамках данного подхода, существует много видов медитативных тренингов, но особое место занимает медитативный тренинг, направленный на борьбу со стрессом. Состояние расслабления, наступающее в ходе медитации, способствует регуляции различных физиологических процессов в организме и достижению душевного равновесия. У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимают свои неврозы весьма спокойно. Некоторые авторы связывают это благотворное влияние медитации на организм человека с изменения на химическом уровне. Доказано, что уровень солей молочной кислоты в крови связан с состоянием беспокойства и напряжения у человека, а при занятиях медитативным тренингом происходит уменьшение в крови и тканях содержание молочной кислоты (Каганов Л.С., 1990; Наоми Озанец, 2000; Евсина Н.Н., 2003).

Итак, в психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например - снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервно-психологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе. Поскольку медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранено наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях - понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения. Кроме того, как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи полагают, что она может лечить различные психологические и психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное напряжение, бессонница и слабая депрессия (J.М. Dаvidson, 1984; R.L. Woolfolk, 1984; D. Shарiro 1984; R.К. Wallace, 1987, 1993).

В США медитации обучают учащихся в некоторых школах. В результате под влиянием медитации заметно увеличилась успеваемость в школах. Как на средство борьбы с наркоманией, алкоголизмом и курением сторонники терапевтического направления возлагают определенные надежды на специально разработанные медитативные тренинги. Также медитация помогает в занятиях спортом. Кроме того, было обнаружено, что коллективная медитация способствует снижению уровня криминальных показателей и уровня социальной напряженности, возрастанию показателей уровня жизни, а также положительно влияет на основные физиологические функции организма (М.А. Bouman, 1961; D.E. Beischer, 1971; W.R. Adey с соавторами, 1982).

Несмотря на небольшие расхождения во взглядах, сторонники обоих направлений (духовного и терапевтического) согласны в том, что медитация – это средство полной трансформации, преображения личности. Умение сознательно освобождать ум от напряжения имеет очень большую ценностью. Настоящая медитация есть расслабление: чем более глубокой и «лишенной формы» она будет, тем более значительным окажется ее восстановительное действие на человеческий организм. Сама по себе медитация в своей основе академична, практична и полезна.

Наталья Дефуа, психологическая помощь на любом расстоянии: http://consultante.ucoz.com

Литература:

Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985.

Bodian Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First, France, 2001.

Dillbeck M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32. Pp. 776 – 812.

Dillbeck M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time series analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418.

Evans-Wentz W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.

Holmen D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton, 1977.

Horowitz Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987.

The encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc., 1991.

Thich Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994.

Андреев Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и практика медитации. – С.-П.: «Респект», 1999.

Афанасьев П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.

Дикая Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические особенности испытуемых, находящихся в разных состояниях сознания при решении творческих заданий. /Психологический вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.

Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика измененных состояний сознания. /сб. 53-я итоговая научная конференция/ - Р-на-Д.: РМГУ, 1999.

Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в развитии личности. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.

Евсина Н.Н. Влияние медитативного тренинга на формирование личности. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.

Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003

Каганов Л.С. Медитация: мистика или психотехника. – М., 1990.

Кайма В.Е. Валеология для всех и на каждый день. – Р-на-Д., 1999.

Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

Классическая йога. – М., 1992.

Лиханов А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию психических способностей человека. – С.-П.: «Изида», 1916.

Медитативный аутотренинг, энергозарядка. – ИПК «Южный Урал», 1993.

Миллер М. Карма – изменение будущего. – М.: «Цитадель», 1997.

Наука о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.

Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

Ошо Раджниш От медицины к медитации. – Киев: «София», 1999.

Раджа – йога. – М., 1991.

Рамаянда С. Крийя йога. – Рига, 1990.

Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. – Л., 1989.

Тамбиев А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации /Психологический журнал, 1995, № 5.

Хассиджа Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П., 1992.

Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000.

Шетток И. Опыт внимательности. Медитация сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.

Ая, ое.méditatif, ve adj. Склонный к размышлениям; задумчивый; созерцательный. Каждая молитва медитативна по существу, Это способ переживать в себе божественные духовные потоки мира, сливаться с ними и жить с ними и жить в них. Цель молитвы как и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Прил. 1. соотн. с сущ. медитация, связанный с ним 2. Свойственный медитации, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Медитативный, медитативная, медитативное, медитативные, медитативного, медитативной, медитативного, медитативных, медитативному, медитативной, медитативному, медитативным, медитативный, медитативную, медитативное, медитативные, медитативного,… … Формы слов

См. meditativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

медитативный - медитат ивный … Русский орфографический словарь

медитативный - … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое; вен, вна, вно. 1. к Медитация. М ое состояние. 2. Проникнутый философскими, элегическими мотивами (о поэзии). М ая лирика. ◁ Медитативность, и; ж … Энциклопедический словарь

медитативный - ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. медитативность 1) к медитация М ое состояние. 2) Проникнутый философскими, элегическими мотивами (о поэзии) М ая лирика … Словарь многих выражений

медитативный - медит/ат/ивн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Прил., кол во синонимов: 1 отвлечённо медитативный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Прил., кол во синонимов: 1 отвлеченно медитативный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Медитативный массаж , В. Богданович. Медитативный массаж - насколько это возможно? Ведь ме дитация, как нам кажется, это покой, а массаж - активное действие. Но, как показывает практика, медитация и массаж тесно связаны между…
  • Медитативный массаж , В. Богданович. Медитативный массаж - насколько это возможно? Ведь медитация, как нам кажется, это покой, а массаж - активное действие. Но, как показывает практика, медитация и массажтесно связаны между…

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Свагито Р. Либермайстер
Путь дзен. Медитативный подход к консультированию

Благодарности

На создание этой книги меня вдохновил Ошо – просветленный мистик и мой духовный учитель – и его видение жизни. Своим взглядам я во многом обязан его наставлениям – в частности, о том, как помочь людям пробудить собственную духовную сущность и высшее самосознание. Истории дзен, приводимые в книге, ведут происхождение от японских и китайских источников, однако я впервые познакомился с ними, слушая лекции Ошо о дзен-буддизме. Эти лекции касались истин, которые невозможно объяснить путем простой логической аргументации.

Медитационный курорт Ошо в Индии и его центры личностного роста, открытые по всему свету, стали плавильным котлом, где смешалось множество подходов к лечению и творчеству, а также местом встреч учителей, преподающих самые разные науки. Многие из них рассказывали мне о Сагаприе Делонг, и о ней я хотел бы упомянуть особо. Сагаприя стала первопроходцем, применяя психотерапию совместно с медитацией. Я занимался постижением и преподаванием ее психического массажа и учению о работе с энергией Звезда-Сапфир на протяжении более чем двадцати лет.

Некоторые из новаторских идей Сагаприи приведены в данном издании в обобщенном виде, отвечая потребностям широкого круга читателей – в том числе, и тех, кто хотел бы применять медитативный путь в собственных методах работы. Подход Сагаприи к психотерапии описан в ее книге «Психический массаж – прикосновение Мастера»1
Сагаприя . Психический массаж – прикосновение Мастера. СПб.: ИГ «Весь», 2009. – Примеч. ред.

А также в новом руководстве, которое скоро выйдет в свет.

Кроме того, мне хотелось бы отметить пульсационный подход к терапии, разработанный Анишой Диллон; метод семейных расстановок Берта Хеллингера; теорию соматического переживания, придуманную Питером Левиным2
Левин П. Исцеление от травмы. СПб.: ИГ «Весь», 2011. – Примеч. ред.

Эти люди и идеи немало повлияли на мой стиль работы как психотерапевта и внесли ощутимый вклад в мое видение психологического консультирования.

Я хочу поблагодарить свою супругу Миру, которая придумала уникальный способ сочетать искусство и терапию. Она поддерживала меня в работе и вдохновляла окружающих на постижение медитации. С ее помощью я и сейчас продолжаю открывать новые элементы мира творчества и саморазвития, куда не заглядывает традиционная психотерапия.

Я хочу выразить признательность Субхути, который помог мне сделать эту книгу простой и ясной. Благодаря его таланту писателя мои идеи стали доступны для понимания, и читателю не понадобится сверяться с академическим словарем – Субхути позаботился о том, чтобы текст был легким и четко изложенным.

Созданием данной книги я обязан и многим другим своим вдохновителям – в частности, это мои ученики и организаторы курсов, чей интерес, доверие и любовь всегда поддерживали меня.

Психотерапия в своей основе – это медитация и любовь. Ведь без любви и медитации исцеление невозможно. Когда психотерапевт и клиент – уже не два отдельных человека, когда первый из них – уже не просто специалист, а второй – больше не пациент, зарождается глубокое взаимоотношение я – ты. И теперь доктор уже не старается излечить человека, а подопечный не рассматривает врачевателя как нечто отдельное от себя. В такие редкие моменты и случается психотерапия, когда специалист забывает о мудрых учениях, а пациент – о болезни, и начинается диалог – диалог двух существ. Именно тогда между ними двоими происходит исцеление. И если так случается, доктор всегда знает, что он действовал лишь как орудие божественной силы, божественного врачевания. Он будет благодарен за этот опыт в той же мере, что и пациент. Ведь в результате психотерапевт обретет столько же, сколько и его подопечный.

Введение

Эта книга – о спиритуальной терапии, что означает особый вид психотерапии, где медитация является неотъемлемым элементом. При этом мы не фокусируемся на какой-либо отдельной технике или методике, но изучаем суть медитативного подхода. Такой способ универсален и открывает перед нами широкие возможности.

В ряде современных подходов к психотерапии важным аспектом излечения называется «истинная осознанность»3
Англ. «mindfulness». – Примеч. пер.

Что является косвенным и довольно запоздалым признанием западными исследователями и психологами неоценимого значения медитации. Под истинной осознанностью подразумевается способность внимательно следить за собственным телом и разумом, а ведь именно в этом и заключается медитация.

В нашей книге понятия «консультирование» и «психотерапия» практически синонимичны, однако здесь есть небольшое различие: консультирование – это более широкий термин, который означает любую форму помощи людям в решении их проблем и развитии потенциала. Психотерапия же относится скорее к процессу лечения квалифицированным специалистом, который устанавливает с клиентом особые взаимоотношения. Он стремится избавиться от имеющихся симптомов или их видоизменить, поощряя человека к личностному росту.

Использование слова «дзен» в названии данной книги требует пояснений. В наши дни термин «дзен» употребляется повсеместно, порой с весьма неопределенным значением, которое едва ли имеет что-то общее с его исконным смыслом. Происхождение этого слова восходит к санскритскому корню «dhyan». Он служит для обозначения медитации, определяя то состояние сознания, которое находится за пределами принципов дуализма и поэтому трудно поддается описанию.

Дзен-буддизм происходит от буддистской традиции медитации, когда ключевая суть учения передается от мастера к ученику, который затем становится следующим дзен-мастером. Эта линия преемственности началась с Гаутамы Будды и его последователей в Индии, но позже достигла и Китая, где «dhyan» видоизменилось в «chan». А когда слово добралось до Японии, оно превратилось в «дзен».

Дзен, или дзен-буддизм, имеет давнюю историю в Японии, где существует множество разных школ медитации. Дзен-мастера славятся алогичными, нетрадиционными, а порой и шокирующими методами обучения, цель которых – пробуждение к духовному просветлению. Изначальное предназначение дзен-буддизма (если мы вообще можем говорить о его предназначении) – помочь человеку самому познать свою истинную сущность, вместо того чтобы оставаться на уровне ученика, изучающего религиозные писания интеллектуальным способом.

Слово «дзен» сегодня служит для обозначения массовых тенденций в западном обществе и так или иначе связано с рядом понятий: медитацией, японской культурой, определенным стилем в садовом оформлении, дизайном, архитектурой, изобразительным искусством и поэзией. Оно ассоциируется с покоем и простотой, когда нечто сведено к своей основной природной сущности, избавлено от всего лишнего.

В нашей книге термин «дзен» используется с целью подчеркнуть связь между консультированием и медитацией и привлечь внимание к тому, что медитация является ключевым аспектом любого вида психотерапии. Без нее невозможно достичь высокого уровня самопознания и духовного роста.

Эта книга предназначена для всех, кому интересно было бы сочетать психотерапию и медитацию – как для собственного более глубокого понимания, так и для обретения ясности в работе с людьми. Как уже упоминалось выше, описываемые здесь принципы можно применять в терапии и консультировании любого типа, они не рассчитаны на какую-либо конкретную технику.

В первой части книги мы рассматриваем особенности функционирования человеческого разума – в том числе, и различие между личностью и индивидуальностью, – а также приводим общую схему того, как происходит личностная трансформация. Здесь же мы затрагиваем динамику взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Во второй части обозначены принципы, как провести сеанс консультирования, применяя идеи из предыдущего параграфа.

В третьей части мы сравним несколько подходов к психотерапии, чтобы научиться смотреть на личные проблемы под разными углами и с разных точек зрения. Никакая позиция не является «правильной» или «неправильной», любой подход может обогатить наше понимание о том, как «функционируют» и развиваются люди.

Большинство практических примеров взяты из личного опыта автора – они происходили во время занятий с людьми на сессиях, курсах и в тренинговых группах. Термины «психотерапевт» и «учитель-помощник» используются попеременно, а местоимение «он» обозначает оба пола.

Часть 1
Ключевые элементы консультирования

В первой части данной книги представлены базовые идеи – их необходимо знать каждому, кто рассматривает психотерапию с медитативной точки зрения. Это попытка придать языковое выражение тому, о чем редко говорят, но что часто практикуют специалисты, применяющие медитативный подход в работе с людьми.

К примеру, в большинстве школ психотерапии обучение обычно сосредоточено на методах лечения пациента. Сам же наставник, его потребности и душа едва ли упоминаются. Однако именно об этом следует подумать в начале любого обучения психотерапии. Почему? – Потому что, как мы увидим далее, понятие «быть» более фундаментально, нежели «делать».

Глава 1
Терапия и медитация

Это весьма странно, но развитие психотерапии в западных странах в течение последних ста тридцати лет никоим образом не затрагивает концепцию медитации; в то же время долгая история медитации в восточных странах – таких как Индия, Китай и Япония, – не содержит упоминаний о психотерапии. До недавнего времени эти два понятия не встречались вместе, что удивительно, ведь оба метода фокусируются на человеческом разуме и сознании. Они естественные партнеры в погоне за одной и той же целью – понять, кем являемся мы как наделенные сознанием существа.

Общепризнанным началом современной психологии считается 1879 год, когда Вильгельм Вундт основал лабораторию и клинику для психологических исследований в Лейпциге. Но если посмотреть на более широкую область терапии, или психологического консультирования, – ту, где один человек старается помочь другому лучше понять собственные чувства, мироощущение, побуждения и убеждения, – тогда, конечно, мы можем сказать, что психотерапия возникла давным-давно – в то же время, когда зародился язык и коммуникация.

Попытки общего исследования природы человеческого разума, или души, очевидны уже в исторических документах многих древних культур (в том числе Египта и Греции), однако первые лечебные заведения для душевнобольных появились лишь в VIII–IX веке нашей эры. Пионерами в этом деле стали мусульманские доктора эпохи средневековья, работавшие в Каире, Дамаске и Багдаде. Они умели диагностировать и работать с такими психологическими заболеваниями, как депрессия, тревожность и бред. А значит, они оставили далеко позади своих европейских коллег-медиков, которые в то время считали умственные расстройства либо происками дьявола, либо побочными эффектами физических болезней и прибегали к помощи слабительных, кровопусканий, заключения под стражу, наказания или изгнания бесов. Идея лечить душевнобольных убеждением и поощрением, морально их поддерживая, появилась лишь несколько столетий спустя.

Две школы: Фрейд и бихевиоризм

Так или иначе, суеверия и предрассудки постепенно забывались, и к 1886 году, когда Зигмунд Фрейд открыл свою первую психоневрологическую клинику в Вене, врачевание душевных заболеваний уже считалось отдельной отраслью медицины, а учение о человеческом разуме – полноценной наукой. Эта наука быстро распространялась по университетам и медицинским школам Европы и Соединенных Штатов.

Открытие Фрейдом подсознательного мышления при помощи гипноза, свободных ассоциаций и интерпретации сновидений совершило революцию в нашем понимании себя. Возникло шокирующее предположение: мотивы поступков человека могут быть скрыты даже от него самого. Метод Фрейда, названный психоанализом, лег в основу первого крупного учения о психотерапии XX века.

Бихевиоризм, появившийся в 1920-е годы, стал второй школой и раскритиковал фрейдистский подход как антинаучный. Он ограничивался изучением лишь видимого поведения, утверждая, что различные поведенческие типы возможно описать и без рассмотрения внутренних процессов или такого гипотетического понятия, как человеческое сознание.

Разделение психотерапии на две базовые школы вызвало множество дебатов, которые продолжаются по сей день. Психоанализ и его основатели – Фрейд, Юнг и Адлер – известны своими революционными открытиями, касающимися внутренних процессов мышления. Однако их изыскания хотя и оказались немало полезны клиентам, подвергались критике как чрезмерно гипотетичные и не поддающиеся объективной проверке. В то же время основоположников бихевиоризма – в частности, Ивана Павлова и Б. Ф. Скиннера, – оппоненты обвиняли в стремлении считать человека всего лишь простым биологическим механизмом.

Субъективная реальность и наука

Упомянутая борьба двух школ является отражением более широкой проблемы. Начиная со времени своего зарождения, современная психология старается завоевать статус полноценной науки, объективно описывая внутреннюю работу мышления. Однако в основе нашего сознания лежит субъективная реальность, которая едва ли поддается систематическому наблюдению и определению.

К примеру, когда клиент с психологической проблемой обращается к психотерапевту, тот лечит его посредством той или иной техники в течение некоторого времени, но затем в определенный момент специалисту необходимо проверить, работает ли его метод. Врач может наблюдать перемены в видимом поведении – скажем, клиент выглядит более веселым, более раскрепощенным. Однако иногда внешние признаки перемен, поддающиеся объективной оценке, отсутствуют.

Самый простой способ проверки – это спросить клиента: «Как вы себя чувствуете?»

И клиент, вероятно, ответит: «Мне намного лучше, спасибо».

Такой ответ субъективен. Он может быть как правдой, так и ложью. Не исключено, что клиент просто хочет порадовать психотерапевта. А значит, в данной области «науки» возникает дилемма: необходим некий объективный стандарт, однако этот стандарт не получится применять или исследовать традиционным способом, поскольку речь идет о субъективной реальности.

В конечном счете эффективность лечения определяется субъективным состоянием, а не видимыми критериями. Конечно, если клиент страдал от поведенческих проблем (скажем, от клептомании), а теперь ведет себя совершенно по-другому (к примеру, больше не ходит воровать в местные универмаги), это можно счесть научным доказательством, поскольку результат виден воочию. Однако многие психологические проблемы (если не большинство) гораздо менее наглядны.

Гуманистическая психология: третья школа

С появлением в 1950-е годы гуманистической психологии – третьей школы психотерапии, отрицающей медицинскую модель фрейдистов и бихевиористов, – все еще больше запуталось. Новый подход предлагал психологам не ограничиваться лишь стараниями помочь душевно больным людям стать «нормальными», но также использовать «норму» в качестве трамплина для развития человеческого потенциала.

В 1960-е годы Джеймс Бьюдженталь определил пять базовых принципов гуманистической психологии, которые затем были одобрены его коллегами:

Человека нельзя рассматривать как совокупность компонентов.

Люди являются носителями уникальной человеческой среды.

Наше сознание подразумевает восприятие себя в контексте других людей.

У человека есть возможность выбора.

Люди интенциональны4
Интенциональность (от лат. «intentio» – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. – Примеч. ред.

Они стремятся к творчеству, к поискам смысла и значения.

Основоположниками новой школы стали также Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Согласно их теории, интерес психологии должны составлять исключительно вопросы человеческих особенностей – такие, как природа собственного «Я», возможность самовыражения, улучшение здоровья, надежда, любовь, творчество, бытие, становление, индивидуальность и смысл – словом, нужно понять, что именно означает понятие «быть человеком». Таким образом, Маслоу и Роджерс отдалили психологию от научной сферы, сдвинув ее в сторону духовности.

В данном контексте термин «психотерапия» приобрел намного более широкое значение. Например, в 1970-е годы люди начали посещать психотерапевтические группы уже не только для того, чтобы справиться с проблемами вроде зависимости и неврозов, но и для исследования собственных скрытых эмоций и предпочтений. Такие группы (в частности, в Институте Эсален в Калифорнии) стали лабораториями, где клиенты получили возможность избавиться от привычных социальных ограничений и выяснить, что же скрывается за поверхностью их «цивилизованного поведения». Многие участники обнаружили любопытный факт: давая выход негативным эмоциям – к примеру, злости, – они становились более открытыми (по крайней мере, на какое-то время) для позитивных чувств – любви и состояния расслабленного умиротворения.

Психотерапия и медитация: первая встреча

Именно тогда, в 1970-е годы, психотерапия и медитация впервые встретились друг с другом. В широком смысле в Европе и Америке это произошло, когда волна интереса к индийским духовным учениям и техникам медитации вышла за пределы так называемой альтернативной субкультуры и стала одной из господствующих тенденций в средствах массовой информации и моде. В таких центрах, как Эсален, первичная терапия5
Первичная терапия – способ лечения психосоматических расстройств, известный также под названием «метод первичного крика». Разработан психоаналитиком Артуром Яновым, который считал, что основой человеческих проблем является неосознаваемая психическая травма, возникающая в раннем детстве. – Примеч. пер.

Практиковалась плечом к плечу с асанами йоги и санскритскими мантрами.

В более узком смысле психотерапию приняли и в самой Индии. Одиозный мистик-новатор Бхагван Шри Раджниш, который позже стал известен под именем Ошо, стал использовать ее как мост для медитации. В 1960–1970-е годы Ошо много путешествовал по Индии, экспериментируя с активной и катартической техниками медитации, после чего в 1974 году обосновался в Пуне6
Пуна – город в Индии, расположен в ста пятидесяти километрах к юго-востоку от Мумбаи. – Примеч. пер.

Где вокруг него начало собираться интернациональное сообщество.

Подход Ошо заключался в следующем: посредством катартической терапии возможно избавиться от внутренней умственной напряженности и помочь физическому телу расслабиться. Он согласился с мнением Вильгельма Райха (изначально одного из учеников Фрейда), который утверждал, что подавляемые эмоции остаются заперты в физическом теле как мышечная «броня», как заблокированная или застойная энергия. Ошо видоизменил это открытие сообразно собственным целям и заключил: после устранения подобной напряженности людям становится легче сидеть в тишине и медитировать.

Что такое медитация?

Таким образом, мы подошли к вопросу «Что такое медитация?», а чтобы найти ответ, нам нужно перенестись на две с половиной тысячи лет назад в Индию, во времена Гаутамы Будды.

Медитацию придумал не Будда, однако он привнес в нее ясность и методологию, сделав более доступной для обычных людей. Он разработал технику випассана, при которой медитирующий должен сидеть спокойно, фокусируя внимание на дыхании и одновременно пытаясь осознать ощущения, испытываемые его физическим телом, и собственный мыслительный процесс. Постепенно, оттачивая свое мастерство, человек начинает понимать, что способность к такому осознанию является состоянием исключительно субъективного характера. Иными словами, собственное тело и дух постигает тот, кто способен не замыкаться в рамках тела и духа.

Это эксперимент с самосознанием в его чистейшем состоянии, свободным ото всех привязок – как к физическому телу, так и к разуму. Согласно Будде, такая стадия затем сменяется постоянным просветлением, когда медитирующий уже не делает различий между разумом и телом. Он находится в состоянии трансцендентального единства, при котором всякое понятие собственного «Я» стирается и растворяется в универсальном сознании.

Как уже пояснялось во введении, санскритским словом «dhyana» Будда обозначал состояние сознания, преодолевшего рамки мышления – то, что в Японии известно как дзен, а в английском языке называется медитацией.

Разум, изучающий сам себя

Возможно, теперь нам стал более очевиден парадокс современной западной психологии. В отличие от экспериментов Будды и других мистиков, обладающих способностями постигать мышление, преодолев его границы, психология пытается понять разум посредством его же самого.

Изучение мышления при помощи самого мышления неизбежно приводит к тому, что в логике и математике именуется диалектическим противоречием, и разрешить его непросто. В Корее и Японии оно называется «koan» – загадка, у которой нет решения; тем не менее, дзен-мастера предлагают ее ученикам как стратегию, способную помочь преодолеть пределы разума и логики.

Основной вопрос заключается в том, каким образом то или иное измерение способно проецироваться само на себя. В качестве примера можно привести известное диалектическое противоречие: библиотекарю поручают составить список всех имеющихся в местной библиотеке книг, затем отправить один экземпляр списка в центральную библиотеку, а второй оставить себе. И здесь у исполнителя возникает вопрос: следует ли считать книгой саму опись? И нужно ли в таком случае включать в список и ее? Если ее там не окажется, значит, один том остался незарегистрированным. Если же ее поместить в список, получится, что одна книга содержит себя саму и, следовательно, представляет совершенно отдельную от других изданий категорию.

Вывод очевиден: в конечном счете, человек способен понять что-либо, только находясь на другом, более высоком уровне. Если этот принцип применим для обычных отраслей науки или объективно измеримых показателей, он тем более должен быть применим в психологии, где субъективные явления учитываются наряду с объективными.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»