Польза риторики учитесь эффективному вещанию. Риторика как наука: что это такое, значение, предмет, для чего нужна

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

Зачем нужна Риторика

Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

  • 1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
    • -овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);
    • -овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.
  • 2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
    • -обучение ознакомительному и изучающему чтению;
    • -обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;
    • -обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;
    • -овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

  • 3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
  • 4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Специальность «Русский язык и литература»

ЗАЧЕМ НУЖНА РИТОРИКА

Акимова Л.П.

Проверила:

доцент Г.Х.Фазылова


Введение

1. Зачем нужна риторика

2. Чему учит риторика

3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?

4. Что же представляет собой современная риторика?

5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?

Заключение

Список использований литературы


Введение

Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.


1. Зачем нужна Риторика

Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:

Овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);

Овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.

2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:

Обучение ознакомительному и изучающему чтению;

Обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;

Обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;

Овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

2. Чему учит риторика

Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.

3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?

Начиная с 70-90 гг. ХIХ века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.

Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.

И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.

Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности - разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.

О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я <...> не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой... как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык - умение писать, читать и понимать идет само собой...”


4. Что же представляет собой современная риторика?

Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, социологии, логики, семиотики и т.д.

В центре центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается. Следовательно, риторика - антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета - научить эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.

Итак, риторика - учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления модернизации образования:

За счет достижений современных базовых смежных наук;

За счет потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей информационных технологий.

5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?

Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем? Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит (65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года - расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, по данным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваем наговорить за свою трудовую деятельность).

Таким образом, человек разумный был и остается человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

"Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит...

Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает ситуации, и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным., а впечатление произведено отрицательное. Не понял министр своей роли - провалился" (Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на сцене).

Не правда ли, это звучит достаточно современно? Однако в целом уровень речевой культуры общества в дореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно выше того, что мы имеем теперь, спустя почти столетие.

Почему это произошло? Каковы причины того, что лишь немногие наши современники сохранили высокую речевую культуру? Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы представить перспективы реконструкции и возрождения отечественной речевой культуры, увидеть возможные пути грядущего "риторического Ренессанса" в России. Без возвращения риторики вряд ли мыслимо и возрождение отечественной культуры вообще. Ведь роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.

Именно поэтому можно говорить о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.

И так, риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже - школа слова.

Хорошую современную публичную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена: "Не ищите у него украшений, там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез".

Значит, современная речь - это некая " литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!" (Лосев. Жизнь).

Ядром, центром современной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи.

Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три этапа пути от мысли к слову - изобретение, расположение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon).

Узнав эти законы и усвоив принципы, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи.


Заключение

Итак, перед нами - задача исследовать путь от мысли к слову, как промелькнувшую идею превратить в хорошую риторически грамотную речь, т.е. можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали друг другу а получили стройный порядок, и наконец, ожили в слове.

Нам необходимо проникнуть в тайны совершенно особой жизни - жизни идей, понятий. Это необходимо, потому что научиться говорить можно только научившись думать.


Список использованной литературы

1. Ладыженская Т.А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна риторика // Учительская газета. – 2006. -№23.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия?

3. Александров Д.Н. Риторика.

Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.

О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, мы слышим с детства. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать.

Наука риторика

Риторика - это искусство правильно и красиво выражать свои мысли. Она близка к ораторскому искусству с той разницей, что последнее призвано ещё и убедить человека в чём-либо, доказать правильность своих мыслей. Попросту говоря, красивая речь, приходящая с изучением риторики, нужна каждому человеку, а ораторское искусство - только тем, кому действительно важно показывать людям, насколько верна его точка зрения. Это могут быть как менеджеры продаж, так и успешные политики. Другое дело, что их успешность зависит как раз-таки от умения достигать поставленных целей, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с талантом убеждения.

«Ненужные» знания и умения

У любой идеи всегда найдутся как приверженцы, так и люди, утверждающие, что им она не нужна. И красивая речь не является исключением. Причём совсем не обязательно приводить в пример дворников и уборщиц, как это любят делать преподаватели. Многие из этих людей просто оказались в сложном положении. Есть совсем другие случаи:

Художнику не нужен такой предмет, как химия;

Поэту не нужна математика и физика;

Астроному ни к чему пение.

Кому не нужна риторика?

Но с риторикой иначе. Если физика, химия и многое другое навязываются нам в обязательном порядке, то красивая речь вовсе не считается важным умением. Можно сказать, что ученикам в школе красочно расписывают преимущества ораторского искусства, но вскользь. И при этом не дают никакой информации о том, где и как ему научиться. А простое чтение книг, как можно заметить, не даёт сногсшибательного результата. Возможно, искусство говорить правильно и убедительно не нужно леснику, плотнику, космонавту. Но вопрос здесь не в нужности, а в другом. Важны приоритеты: хотите ли вы выглядеть на порядок культурнее, умнее, образованнее в глазах других людей? Хотите ли производить положительное впечатление, завоёвывать уважение одним своим голосом? Заманчиво? Именно ради таких перспектив стоит найти время на обучение.

Чему научит риторика?

Если вы решите сделать красивые речи нормой своего общения, отправляйтесь на курсы риторики. Либо приобретите хорошие учебники и занимайтесь самостоятельно. Какой бы способ ни был выбран, при добросовестном отношении к обучению вы научитесь:

  • произносить слова чётко;
  • удерживать внимание собеседника;
  • выступать перед публикой и быть уверенным в себе;
  • говорить ярко и убедительно;
  • излагать мысли грамотно;
  • следить, чтобы дыхание во время выступлений не срывалось.

Где применить новые умения?

И всё-таки человеку, которому после обучения подвластна техника красивой речи, хочется не просто чувствовать себя увереннее, но где-то применить навыки. Здесь вы можете выбрать какую-либо область, где умение говорить - главный ключ к успеху. Это может быть политика, если она вам не чужда. Кроме того, вы наверняка научитесь продавать, сами того не подозревая. Вакансии продавцов-консультантов, даже в самых дорогих магазинах, будут открыты. Можно будет стать дистрибьютором крупных компаний, риэлтором, консультантом или диспетчером. Все профессии, где важным моментом является общение с людьми, станут доступны. А воспользоваться этим или нет - ваш личный выбор!

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Сегодня на первом месте гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли. В современном понимании, риторика – это дисциплина, изучающая способы создания целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Предмет риторики – мыслеречевое действие.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Зарождение риторики как научной дисциплины, происходит в древней Греции еще в пятом веке до нашей эры. В силу становления рабовладельческой демократии, искусство убедительного слова приобрело большой спрос в обществе. Любой представитель полиса (города) мог обучиться ораторскому мастерству у преподавателей риторики – софистов (мудрецов).

Обладая всеми навыками красноречия, софисты обучали подопечных посредством практических занятий. На жарких дискуссиях и последующих анализах выступлений, мастера слова готовили учеников к профессиям судебных защитников, обвинителей, риторов. Софисты преподавали искусство украшения слова, создание убедительных речей. Они утверждали, что искусство речи не в поиске истины, а в доказательстве правоты оратора.

Риторика понималась софистами как наука убеждения, цель которой победа над противником. Это послужило последующим негативным окрасом значения слова «софизм». Если вначале оно понималось как «умение, мастерство, мудрость», теперь же «уловка, выдумка».

Известные философы-софисты:

  • Протагор (485–410 гг. до н. э.)

Считается основателем искусства дискуссии. Автор тезиса: «Человек – это мера всех вещей».

  • Горгий (483–375 гг. до н. э.)

Ораторского дела мастер, первый преподаватель риторики в Афинах. Основоположник применения в риторике троп и фигур речи. Наследие: «Похвала Елене», «Защита Паламеда».

  • Лисий (445–380 гг. до н. э.)

Отец искусства судебного слова. Его речи выделялись ясностью и краткостью, до наших дней их сохранилось 34, среди которых: «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» и «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Эратосфен был одним из тридцати тиранов, виновных в гибели брата Лисия после захвата Афин Спартой.

  • Исократ (436–338 гг. до н. э.)

Один из учеников Горгия, основатель литературной риторики. Речи его выделялись простотой, понятностью слога для всех афинян. Самыми известными изречениями являются: «Панегирик» и «Панафинейская» речь. Понимание Исократа зачем нужна риторика отражается в высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага». Ему также принадлежит выражение: «Ученость - это сладкий плод горького корня».

Софисты превозносили искусство слова над истиной. Диалектика понималась как состязание ради победы. Поиск правды представлялся бессмысленным, потому что таковой, по мнению софистов, не существовало.

Учение Сократа заставляет взглянуть на риторику по-новому. Поиск истины и обретение добродетели становятся главными задачами. Своими диалогами, названными «сократовской иронией», философ подводил собеседника к познанию самого себя. Он учил глубокомыслию, нравственности. Трудов Сократ не писал, но работы его учеников, таких как Платон и Ксенофонт, передают изречения мыслителя. Например: «Никто не желает зла», «Добродетель – это знание».

Платон в 380-х гг. до н. э. основал Академию, в которой преподавались астрономия, философия, математика, геометрия, а также техники развивающие духовные качества человека. Его учение призывало отказаться от страстей, ради очищения разума для знаний. Наукам обучались диалектическим методом, развивался индивидуализм.

Риторический идеал Платона отражен в высказывании: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо». Подразумевалась четкая структура речи, соотношение общего с частным. Особенно ценилась философом ясность речи и истинность.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. В Академии он провел 20 лет, позднее основал Ликей (по названию храма Аполлона Ликейского), в котором преподавал лично философию и риторику. Своим трактатом «Риторика» Аристотель выделил искусство слова среди прочих наук, определил принципы построения речи и способы доказательства. Именно Аристотель считается основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме свой вклад в развитие риторики внес политик, философ и великий оратор Марк Туллий Цицерон. В труде «Брут или о знаменитых ораторах» Цицерон передал историю риторики в именах известных ораторов. Трактат «Об ораторе» формирует образ достойного ритора, объединяющего познания в истории, философии и праве. Произведение «Оратор» посвящено стилям и ритму красноречия. Марк Туллий выделял риторику среди прочих наук, называя её самой сложной. В его понимании предмет риторики таков – оратор должен владеть глубокими познаниями во всех сферах, чтобы суметь поддержать любой диалог.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов.
Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»