Помощь иконы владимирской божьей матери. История Владимирской иконы Божьей Матери: в чем она помогает

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

На Владимирской иконе Божья Матерь изображена в темно-красном мафории с алой каймой. На руках - младенец Иисус, обнимающий мать за шею, крепко прислонившийся своей щекой к её щеке. На одежде Спасителя нанесен клав - зеленая полоса, символизирующая царскую власть. Фон иконы - золотой. Этот цвет - символ божественного света. По бокам видны монограммы МР ФV (сокращение от греч. «Матерь Божья») и IС ХС («Иисус Христос»).

Иконографический тип иконы - «Умиление». Подобный способ изображения Богоматери символизирует её нежность, любовь, заботу, которую передает Мария не только Сыну Господа, но и всем нам. Ведь каждый человек, можно сказать, её ребенок.

Если спросить о Владимирской иконе Божией Матери иконографиста, он кратко даст следующее описание:

  • Материалы изготовления - левкас, сусальное золото, темпера, твореное золото, дерево.
  • Размеры - 71х57 сантиметров.
  • Написана примерно в XII веке. Это утверждение расходится с приданием о происхождении святыни.
  • Линии – плавные, пропорции удлинены.
  • Одежды украшены, есть множество мелких деталей.

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф. Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода - создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде - смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался - на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

Подробное описание

Иконографическая схема, основа списка, включает фигуру Девы Марии и Младенца Иисуса. Сын прильнул к матери ликом, обнимает её за шею. Голова Марии склонена к младенцу. Владимирская икона отличается, с точки зрения иконографии, от других тем, что на ней четко видна подошва ступни Спасителя.

Многие специалисты считают, что икона изначально была двусторонней. Об этом говорит геометрия холста, нанесенных деталей изображения. В Византии нередко создавали подобные образы.

Символика иконы глубока, многогранна. Богородица - символ души, находящейся близко к Богу. То, как обнимает Марию Сын, наводит знатоков на мысль о его будущих страданиях за все человечество.

Символизм

С богословской точки зрения, икону интерпретируют как предназначение Младенца жертве во имя всего человечества. Подобное толкование вызвано тем, что на обороте изображен символ Страстей: престола со святым духом в образе голубя. За престолом - символы страданий Иисуса (крест, копие, трость с губкой). Мария, ласкающая младенца, и символ страстей вместе дают иконе следующий смысл: мать пронизана любовью к своему сыну, но добровольно отдает его на мучения, приносит свою жертву во имя человечества.

Стиль

Период написания иконы в Византийском искусстве характеризуется дематериализацией живописи. Образы размыты, практически нет точных линий. При этом присутствует множество деталей. Одежда младенца и Богоматери имеет множество линий, бессильных движков, орнаментально легших на рисунок.

Владимирская икона - практически канонический образец живописи тех времен. В ней нет нарочитой графичности, линии не противопоставляются объему. Главное средство выражения - соединение слабо наведенных линий. Это создает впечатление нерукотворности.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона быстро прославилась на Руси, как чудотворная. Она стала одной из самых значимых святынь в истории государства и церкви. Через этот образ к Божией Матери обращались как простые люди, так и высшие духовные чины, князи и монархи. Дева Мария услышала каждого, кто приходил к ней с чистыми намерениями, молился искренне, от всего сердца.

Кажется, что этот образ находится в особом внимании у самой Небесной Царицы. Не раз она сама указывала, где ему оставаться, куда перемещать. Кроме случая с князем Боголюбским, когда он не смог увезти святыню из Владимира, было засвидетельствовано ещё одно чудо. Список самовольно перемещался в храме. Это заметили трижды, после чего перед иконой помолились и забрали в Ростовский край.

Зафиксированные в летописях чудесные исцеления и спасения:

  • Жена священнослужителя, будучи беременной, молилась у образа Девы Марии. Она просила защиты ей и ребенку, женского счастья, здоровья. Как-то раз в конюшне взбесилась лошадь. Она металась, крушила все вокруг, кидалась на всех людей. Только чудом от неё убереглась женщина, находившаяся там.
  • Мария, одна из настоятельниц монастыря, была помилована - Божья Матерь избавила её от слепоты. Женщина, читая молитву, омыла глаза водой от иконы.
  • Однажды упали Золотые ворота башни, которая контролировала въезд. Под ними оказалось 12 человек. Пока собирали людей, готовились поднять конструкцию, князь Андрей Боголюбский усердно читал молитву. В итоге ни один из людей не пострадал. Они даже не получили серьезных увечий.
  • Некая Ефимия страдала от болезни сердца. Узнав о чудотворной иконе, она послала во Владимир священника с богатыми дарами (золотом, украшениями, драгоценностями). Из монастыря ей передали воду, омывавшую святыню. После того как женщина выпила её, прочла молитву, болезнь отступила и больше никогда не возвращалась.

Дни празднования и связанные с ними события

В России троекратно празднуют дни иконы. Каждый из дней почитания связан с крупным событием из истории государства.

Святыня приобрела известность не только чудесными исцелениями. Через неё Божья матерь гласила Божью волю, наказывала за грехи, даровала помилование. Три раза она услышала чистосердечные молитвы народа и правления, защитила Россию от многочисленных войск иностранных захватчиков.

Празднования происходят:

  • 3 июня (по старому стилю - 21 мая). 1521 год: Хан Мехмет Гирей собрал войско и пошел на Москву, по дороге сжигая поселения, убивая или забирая в плен жителей. Его войско было огромным - город не смог бы выстоять, пал бы при блокаде или сражении. Митрополит Варлаам собрал молитвенную службу, посвященную просьбе о прощении, отпущении грехов, защите от захватчика. Одной из инокинь приснился сон, в котором икону выносили из города. Она поняла, что этого делать ни в коем случае нельзя и рассказала о своем видении. Сделала она это вовремя: священнослужители как раз собирались покинуть Москву, спасая святыню. Их остановили Варлаам Хутынский и Сергей Радонежский. Все вместе они прочли молитву, после чего вернули список на место. В то же время хану приснился сон: Небесная Царица с огромным войском, наступающая на него. Мехмет Гирей понял, что она - заступница славян. В тот же день войска отступили.
  • 6 июля (по старому стилю - 23 июня). 1480 год: хан Ахмат собрал многочисленное войско, чтобы захватить Москву. Он остановился на берегу реки Угры, называемой тогда «Поясом Богородицы». С другой стороны собралось русское войско. Оно значительно проигрывало в численности полкам захватчика. Высшие духовные и правительственные чины, все православные люди молились Владимирской иконе о спасении. Митрополиту Геронтию явилась Божия Матерь. Она сказала, что нападение - это Божья кара за грехи. Но искренними молитвами славяне искупили свою вину. Геронтий сразу же сообщил князю о том, что он может наступать - Дева Мария поможет в битве. Но бой так и не состоялся. Русские войска не потянулись через реку, а, наоборот, отошли назад, заняв удобные позиции для обороны. Хан испугался, что его заманивают в ловушку. В ночь на 23 июня (по старому стилю) он отступил.
  • 8 сентября (26 августа) происходит торжественное поклонение святыне. 1359 год: хан Тамерлан захватил Рязань, близлежащие поселения и отправился на Москву. Огромное войско сметало все на своем пути. Русская армия смогла бы с ним справиться разве что при огромных потерях. Тогда высшим духовенством Владимира были организованы литургия, молитвенный обряд и крестный ход с иконой к Москве. По обе стороны дороги собрались христиане. Они падали ниц и просили Божью Матерь только об одном: уберечь Москву. В то же время Тамерлану приснился сон: огромная гора, с которой спускаются священники. В их руках - золотые посохи, над головами парит Божья Матерь. Жрецы хана, узнав о сне в один голос заявили, что он - вещий и посоветовали отступить.

Считается, что по сей день через Владимирскую икону Божья Матерь защищает Россию.

Дни празднования иконы:
3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.
6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
8 сентября — Сретение Владимирской иконы, в память об избавлении Москвы от войск Тамерлана в 1395 году.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении от болезней.
Богородица через этот образ помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру.
Были случаи, когда молитвы Владимирской иконе избавляли от бесплодия или болезней детородных органов. Икона особо охраняет матерей и их детей, способствует легким родам, дает здоровье малышам, помогает при болезнях сердца и сердечно-сосудистой системы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Согласно преданиям, святой образ Божией Матери этой иконы был создан апостолом и евангелистом Лукою прямо на поверхности стола, за которым совершали трапезы Спаситель и Пречистая Дева:

“ Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих”.

Увидев сотворенный образ, Богородица произнесла:

«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

В начале 12-го века с этой иконы сделали специальный список, сама же Владимирская икона в то время, находилась в Константинополе. Список передали в качестве дара Юрию Долгорукому, великому князю Киевскому. Святую икону привезли в Киев и поместили в Богородичный монастырь.
У Юрия Долгорукого было несколько сыновей, они постоянно ссорились друг с другом из-за отцовского наследства. Одному из сыновей, князю Андрею, надоели ссоры братьев и в 1155 году тайно от отца, взяв из Богородичного монастыря икону, он направляется на север государства, чтобы там создать свое княжество, которое было бы независимым от Киева.

Для иконы сделали площадку и повезли на специальной упряжке. На протяжении всего пути, князь Андрей усердно молился Богородице.
После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Их пытались заставить идти дальше, но все попытки были безуспешны. Даже после смены лошадей, ничего не изменилось – караван не двигался. Князь Андрей начал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась сама Царица, повелев чудотворную икону оставить во Владимире, а домом для нее станет собор, который князь должен будет построить. Так этот образ и получил название – Владимирская икона Божией Матери.
В Москву Владимирская икона была перевезена в 1480 году. Ее разместили в Успенском соборе, а во Владимире остался список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырем, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

Сразу после революции Успенский собор в Кремле был закрыт. В 1918 году чудотворный образ Богородицы был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею, где икона находилась до 8 сентября 1999 года. Потом она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ СОТВОРИЛА ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В истории есть немало свидетельств о необычных чудесах, происходивших с Владимирско иконой Божией Матери.
В 1395 году хан Тамерлан со своими войсками напал на Русь. В это время, крестным ходом, больше десяти дней, несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу на иконе: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». По этим молитвам Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

В 1451 году, во время нападения татар на Москву, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

В 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами. Противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась. Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В 1521 году войска хана в очередной раз подошли к Москве, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник.

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях нашего государства. С ней народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство, эта икона встречала войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков.

Для нашей страны икона Владимирской Божьей Матери имеет огромное значение. Во времена тяжелых испытаний молитвы к ней не один раз спасали Русь от разрушительных вражеских нападений, которые были отражены, благодаря заступничеству Богородицы через Ее святую икону.

Интересный факт

Часть от образа иконы Владимирской (глаз и нос) были взяты для логотипа созданной в 1989 году Мелом Гибсоном кинокомпании Icon Productions. Эта студия выпустила такие фильмы, как «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой
святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и была поставлена в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:
21 мая – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви в 1448 году, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 года.

В 1918 году Владимирскую икону Божией Матери изъяли из Успенского собора Кремля собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне.

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

С давних пор Владимирская икона Божией Матери считается покровительницей Руси.

Ее история восходит к I веку, когда, по преданию, евангелист Лука написал ее на доске от того стола, за которым трапезничало Святое Семейство, когда Иисус был еще ребенком.

История иконы Владимирской Богоматери

Первоначальным местом пребывания иконы был Иерусалим, в 5 веке ее перевезли в Константинополь. Известно, как икона Владимирской Богоматери попала на Русь: патриарх Константинополя подарил ее в начале 12 века князю Мстиславу. Она была поставлена в Вышгородском монастыре вблизи Киева и вскоре прославилась как чудотворная.

Прослышав об этом, князь Андрей Боголюбский решил перевезти ее на север, но в пути случилось настоящее чудо: неподалеку от Владимира кони с повозкой, на которой везли икону, вдруг стали, и их никакими силами не удавалось сдвинуть с места. Решив, что это Божье знамение, там же и заночевали, а ночью во время молитвы у князя было видение: сама Богородица повелела оставить свою икону во Владимире, а на месте стоянки возвести монастырь с храмом в честь Её Рождества. Так Владимирская икона Пресвятой Богородицы получила свое название.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).


Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Описание иконы

Прежде чем дать характеристику Владимирской иконе Божией Матери, необходимо отметить, что с точки зрения иконографии она относится к типу «Елеуса», который сложился в византийской иконописи в 11 веке. Это переводится с греческого как «милующая», но в Древней Руси называлось «Умиление», что гораздо точнее передает суть образа.

И действительно, образ Матери с Младенцем выражал бы лишь Ее умиление, если бы не глаза, исполненные невероятного трагизма в предвидении мук, на которые обречено Ее Дитя. Младенец же в Своем невинном неведении обнимает Мать, прильнув щекой к Ее щеке. Очень трогательная деталь – голая левая ножка, выглядывающая из-под Его одеяния, так что видна подошва, что характерно для всех списков с Владимирской иконы.

В чем помогает Владимирская икона

Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.

Молитва Богородице перед Ее Владимирской иконой укрепит дух и веру, придаст решимость и поможет выбрать правильный путь, отгонит дурные помыслы, уймет гнев и дурные страсти, принесет исцеление от недугов физических, особенно сердца и глаз. Ей молятся также об укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»