Преимущества и недостатки больших денег. Электронные деньги: преимущества и недостатки

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Товарные деньги — это один из нескольких видов денежных средств, которые представляют собой товар или вещь, использующихся непосредственно, выступающих эквивалентом стоимости иных товаров или вещей. Такие деньги называют не иначе как примитивными деньгами.

Простыми словами, это выражение конкретного товара в денежном выражении (стоимость товара).

Такой вид денег начали использовать в самых ранних стадиях развития общества, когда деньги заменялись товарами, имевшими достаточно большой спрос из-за высокой степени полезных качеств данной товара.

К таким товарам относили: меха, рыбу, мясо и прочие. При этом нужно было искать потребителей такого товара, тех, кто был готов приобретать его по выгодной цене для обеих сторон. Поэтому очень часто он производился для личного потребления.

Отсюда и появились различные направления ведения домашнего хозяйства: кто-то занимался исключительно выращиванием скота, другой – обработкой земли и выращиванием на ней необходимых фруктов и овощей, третий – занимался охотой.

Выбор настоящего товара, предпочитаемого как деньги, обусловлен признанием за ним необходимых для конкретной эпохи потребительских свойств.

Процесс становления денег привел к приобретению товарами специфических потребительных стоимостей. Лицо, которое принимало такие деньги, не планировало их употреблять, из-за этого возникает необходимость замены таких знаков на неполноценные.

Неполноценными признавались деньги, при обмене на которые их стоимость номинальная была гораздо завышена реальной. Такими деньгами были морды животных, использовавшихся средством платежа у людей, проживающих на лесных территориях.

Разновидности денег товарного характера

Принято различать следующие разновидности товарных денег:

  • анималистический - к нему относят животных и различное производство из их состава: домашний скот, раковины, кораллы, меховые шкурки и прочие;
  • гилоистический - к нему относят полезные ископаемые и металлические изделия и сделанные из них орудия труда: металлы, камни, янтарь, соль, и прочие;
  • вегетабилистический - к нему относят растения и плоды: плоды деревьев, табачная продукция, зерновая и прочие.

Полноценные денежные средства появились в период перехода общества из стадии первобытного.

Достоинства и недостатки товарных денег

Плюсы

  • Такие деньги несут в себе полезность обществу, так как средством платежа выступает товар.
  • Полностью отсутствует риск возникновения инфляции.
  • Никакие финансовые сложности или кризисы не могут повлиять на товарные деньги.
  • Появляется возможность самостоятельно создавать такие деньги (заняться земледелием, скотоводством и прочие);

Минусы

  • Сложности в хранении и накоплении таких денег, так как в основном такие товары относятся к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
  • Сложности в транспортировке больших заказов.
  • Различный курс обмена таких денег в зависимости от погодных условий и других факторов.

Стоит сказать о том, что понятие «товара» произошло от понятия «скота». В древности существовали скотники – люди, занимающиеся взиманием податей. В разных странах существовали свои товарные деньги: например, в Германии существовали коровьи, на севере преобладали меха, олени, на Руси – шкурки белок, куниц, в Никарагуа — какао, в Перу – чилийские перцы, в Америке – табачные листья, в Монголии – чай, в странах Африки – ром.

Каждый вид денег был присущ конкретной территории и не являлся общепризнанным. Такие деньги никогда не обесценивались и могли свободно обмениваться во всех странах мира. В процессе обмена выяснялось, что каждый товар должен быть качественным, износостойким, полезным, делимым, общепризнанным другими странами.

Позднее такими деньгами были признаны золотые изделия и другие драгоценные металлы. Они были признаны наиболее привлекательными и перспективными для использования их в качестве платежной валюты.

Впервые о подобных денежных знаках заговорили в Китае в 1 000 – 500 годах до нашей эры. Этими денежными знаками считались орудия, которые были сделаны из металла (плуг, нож, мотыга и прочие).

Для каждой страны были присущи металлы, которые добывались на этой территории. В целом, деньгами из металла признавали первоначально орудия труда из медных сплавов. Затем стали делать и различные украшения, как из сплавов меди, так и других драгоценных металлов и только потом появилось средство платежа, такое как золото.

Свойства

Выделяют следующие свойства денежных средств как товара:

  • они имеют потребительную стоимость;
  • они имеют стоимость, так как для их производства применяется человеческий труд.

Различия денежных средств и товара:

  • денежные средства способны удовлетворять все потребности людей, благодаря способности свободно обмениваться;
  • стоимостное выражение денежных знаков проявляется до начала самого процесса обмена их на товар.

Денежные знаки разрешают противоречия товарных производств: потребительной стоимостью и простой стоимостью.

С того времени, как денежные знаки вошли в привычный повседневный обиход, мировое сообщество поделилось на 2 стороны, где, с одной стороны, товаром выступают денежные знаки, с другой – прочий товар.

Понятие «потребительной стоимости» в основном применяется исключительно к товару, а вот понятие «стоимости» — к денежным знакам. Таким образом, денежные знаки являются выражением потребительной стоимости товара благодаря своей стоимости.

Денежные знаки – стихийный товар, возникший из всех остальных товаров, обладающий специфическими свойствами, являющийся всеобщим эквивалентом.

Виды денег

Все деньги можно поделить на виды:

  • Товарный вид денежных знаков (натуральные, действительные, вещественные денежные знаки) – в роли денег выступает товар. Вообще товарными деньгами признают все средства оплаты, которые существовали до вхождения в обиход бумажных денежных знаков. В современном мире товарными деньгами признают и монеты из различных сплавов металлов. Мы же, в настоящее время, используем понятие товарных денег к объектам коллекций или как средств хранений или сбережений.
  • Обеспеченный вид денежных знаков (представительские, разменные денежные знаки) – в роли денег выступают сертификаты. Была возможность обмена данных сертификатов на товарные деньги или на товар. В древности обеспеченными деньгами считали глиняные фигуры овец или коз, которые обменивались на живых коз или овец, и только позже за них стали принимать бумажные знаки.
  • Фиатные денежные знаки (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие). Такие денежные знаки как самостоятельная единица не несут в себе никакой стоимости и ценности. Их ценность заключается в том, что они признавались средством платежа в стране. Они представляют собой обычные денежные купюры или банкноты, а также денежные средства, находящиеся на банковских картах и виртуальные деньги.
  • Кредитный вид денежных знаков – обязательства долгового характера. К ним относят ценные бумаги, электронные денежные средства. Такие ценные бумаги могут являться средством платежей, как и обычные деньги.
  • Современные денежные знаки , как и прежде, считают обособившейся формой связи контрагентов на рынке.

Понятие денежные знаки

Современные денежные знаки рассматриваются с различных сторон, в том числе:

  • прагматичное понятие денежных знаков – из-за того, что бумажно-кредитные денежные знаки являются неразменными на золото, они являются измерителем стоимостей и являются реальной стоимостью товаров;
  • понятие стоимости собственной – все денежные валюты, которые не размениваются на золото, считаются владельцами своей внутренней стоимости;
  • понятие стоимости представительной – кредитные денежные знаки в современном прочтении являются суммой всех товаров, находящихся на рынках, и показывает всю степень приложенных на его производство трудовых ресурсов.

В целом, на современном этапе, бумажная валюта не отвечает всем необходимым требованиям, которым соответствовало золото.

Продуктом трудовых затрат признается произведенный для обмена товар. Нынешняя валюта является лишь посредником в сделках по обмену, не имеющая единства, она лишь является так называемым всеобщим эквивалентом и во многом не сохранила тех свойств, которые были присущи деньгам товарного характера.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со време-ни своего возникновения претерпели значительные изменения, проявив-шиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег.

Предшественниками денег были отдельные виды товаров, приме-нявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, меха и даже табак (в штате Вирджиния, США).

Развитие обмена, его интенсивность обусловили выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых яви-лись драгоценные металлы и прежде всего золото. Преимущество золо-тых денег по сравнению с другими эквивалентами (скотом, мехами) со-стояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи.

В сравнительно недавнем прошлом (XIX в. и в начале XX в.) в обо-роте достаточно широко применялись наличные деньги в виде золотых монет (в России после денежной реформы 1895-1897 гг. до начала пер-вой мировой войны в обороте были десятирублевые и пятирублевые золотые монеты).

Особенность таких денег состоит в том, что они обладают собствен-ной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превы-шающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокро-вище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных день-гах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Тем самым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владель-цев денег.

При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.

Однако золотым деньгам присущи немалые недостатки :

Дороговизна использования золотых денег, которые стоят намно-го больше, чем денежные знаки, изготовляемые из бумаги;

Невозможность обеспечить потребность оборота золотыми день-гами, поскольку потребности в деньгах растут быстрее, чем увеличива-ется добыча золота.

В связи с отмеченными, а также некоторыми другими причинами во всем мире постепенно перестали применять золото в качестве материа-ла для изготовления денег.

Напротив, широко стали применяться денежные знаки из бумаги, в том числе бумажные деньги и кредитные деньги (банкноты).

При переходе от применения полноценных денег к денежным зна-кам прежде всего появились в обороте разменные на золото кредитные билеты . В процессе замещения полноценных денег бумажными денеж-ными знаками возникла проблема увязки совокупной массы таких де-нежных знаков с потребностями оборота. Значение решения подобной проблемы было обусловлено тем, что при выпуске в обращение денеж-ных знаков сверх потребности в них возникает угроза их обесценения, чего не бывает при использовании золотых денег.

В этом отношении важно, что золотые монеты даже небольшого размера (которые к тому же легко потерять) обладали значительной стоимостью , в связи с чем возникали трудности при покупке товаров на небольшую сумму. Поэтому немалая часть населения (например, в России в конце XIX в. и в начале XX в.) предпочитала пользоваться денежными знаками, которые свободно обменивались на золото.

При таких условиях в обороте постоянно находились и не предъяв-лялись к обмену на золото бумажные денежные знаки. Это позволило выпускать в обращение часть денежных знаков без полного их обеспе-чения золотом, поскольку здесь не возникала потребность предъявле-ния денежных знаков к обмену на золото.

В дальнейшем в России и во всем мире продолжался процесс пре-вращения денежных знаков в самостоятельную разновидность денег и вместе с тем уменьшалась их связь с золотом.

В современных условиях в России золотые монеты пятирублевого и десятирублевого достоинства (по номиналу) продаются соответствен-но по цене, намного превышающей номинал. Это свидетельствует о самостоятельности применения денежных знаков.

Такой процесс охватил все страны мира, в которых повсеместно был прекращен размен денежных знаков на золото и не применяется фикси-рованное золотое содержание денежной единицы. Этим завершился пе-реход от применения полноценных золотых денег к денежным знакам, изготовленным из бумаги. В налично-денежном обращении широко рас-пространяются кредитные деньги (банкноты). В обороте применяются и бумажные знаки, которые называются бумажными деньгами, отли-чающиеся во многом от банкнот.

Бумажные деньги. К ним относятся такие денежные знаки, главной особенностью которых является не то, что они изготовлены на бумаге, а то, что они обычно выпускаются государством (как правило, казна-чейством) для покрытия своих расходов. Обратный приток бумажных денег (казначейских билетов) происходит при уплате налогов и других неналоговых платежей. Казначейские билеты обязательны к приему для платежей, в том числе за товары, услуги и др. Казначейские билеты, выпускавшиеся в оборот, не имели золотого обеспечения.

Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они по-ступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках (для оплаты товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покрытия расходов государства (казначейства), стано-вится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесце-нение денег, уменьшение их покупательской способности.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.

Кредитные деньги (банкноты). Они также изготовляются из бумаги, но выпуск в обращение кредитных денег производят обычно банки при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различны-ми хозяйственными процессами (образование запасов товарно-матери-альных ценностей на срок их использования и др.). Предоставляя ссу-ду, банк может выдать заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности. Часть возникшей ссудной за-долженности погашается при поступлении в банк наличных денег (вы-ручка торговых организаций и др.).

Выпуск в обращение банкнот и их изъятие из оборота происходят на основе кредитных операций, выполняемых в связи с хозяйственны-ми процессами, а не при осуществлении расходов и получении доходов государством.

Связь между выдачей наличных денег из касс банка и предоставле-нием ссуд, между поступлением в банк наличных денег и погашением ссудной задолженности проявляется не в каждой отдельной ссудной операции, а в совокупном объеме операций по предоставлению и пога-шению ссуд и операций по выдаче наличных денег и их поступлениям в кассы банка.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обра-щение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции.

Ссуда выдается, как правило, под обеспечение, которым служат определенные виды запа-сов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборо-та в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки.

Увязка оборота кредитных денег (их выпуск в обращение и изъятие из оборота) происходит не при осуществлении каждой кредитной опе-рации, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Наличные деньги в кассу банка могут быть возвращены торговым предприятием, которое внесет в банк выручку, используемую для пога-шения задолженности, возникшей при получении ссуды для оплаты за-возимых товаров (на условиях безналичных перечислений).

Наиболее существенное различие между такими видами денег, как кредитные деньги (банкноты) и бумажные денежные знаки , состоит в особенностях их выпуска в обращение. Так, банкноты выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумаж-ные деньги поступают в оборот без такой увязки.

Важными по своему значению и последствиям их применения явля-ются деньги безналичного оборота, движение которых фиксируется в форме записей по счетам клиентов в банке (оборот происходит без де-нежных знаков).

Расширяющееся применение таких денег обусловлено рядом их преимуществ, к числу которых относится в первую очередь снижение издержек осуществления денежного оборота за счет уменьшения таких расходов, как печатание денежных знаков, их пересылка, пересчет, охрана. Немалое значение имеет предотвращение возможно-сти хищения денежных знаков и др.

Особенностью денег безналичного оборота служит то, что опера-ции с их использованием совершаются в кредитных учреждениях путем записей по счетам участников расчетных операций. В подобных опера-циях происходит замещение оборота наличных денег кредитными опе-рациями.

Металлическая теория денег – одна из многочисленных финансовых теорий. Однако, можем выделить несколько базовых направлений в этих теориях:

  1. «Вечный вопрос» о деньгах: как они возникли?
  2. Какова их сущность?
  3. Изменение стоимости денежных средств.
  4. Покупательная возможность и денежный потенциал.

Из политической денежной теории отслоились два русла, а именно – металлическая и номиналистическая. Они кардинально противостоят друг другу:

  1. Металлическая теория гласит - стоимость платежного средства измеряется внутренней стоимостью монеты.
  2. Номиналистическая теория гласит - стоимость платежных средств определяет номиналом монет, а сама по себе монета ничего не стоит (Номиналистическая денежная теория выведена была случайно, когда люди заметили что потертые и поврежденные монеты обращаются в обороте по той же стоимости что и новые).

В средних веках именно металлическая теория денег была самой популярной и востребованной.

Преимущества металлической денежной теории

Пик развития металлической теории приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять ее суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость – естественная причина их ценности).
  3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции.

Согласно с металлической денежной теорией, главная опора была на внешней торговле. Именно по средствам внешней торговли в страну поступали драгоценные металлы.

Металлическая денежная теория активно воплощалась в жизнь

Положительное сальдо торгового баланса страны в те времена достигалось благодаря жестким мерам введенные во внутреннюю экономику:

  1. Максимально ограничивался импорт товаров.
  2. Устанавливались высокие цены на экспортные товары.
  3. Категорически запрещалось вывозить золото и серебро за пределы государства.
  4. Золоту и серебру отождествлялось богатство нации.

Развитие торговли – это был главный приоритет политики средневекового государства. Металлическая теория сыграла ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Кстати, праотцами металлической теории денежных средств считаются английские меркантилисты. Так вот откуда пошло слово «меркантильный» - тот, что все измеряет в монетах или их количестве. Главный источник богатства для меркантилистов – накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство – это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги – это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку – общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.

Металлическую денежную теорию разрушают ее недостатки

С появлением бумажных денег можно проследить некоторые ошибки металлической теории денег. Например, неужели только на торговли основывалось благосостояние страны? А как же трудовые ресурсы, ремесла, материальные блага, заработанные путем труда? Металлическую теорию денег подавляли ее недостатки:

  1. Проблема наличия знаков стоимости на всех драгоценных металлах.
  2. Деньги должны развиваться вместе с развитием общества, а не с их накоплением.
  3. Подавлялась материальная сфера производства, которая является во все времена источником всеобщего богатства.
  4. Накопления государственного богатства посредством внешней торговли являлось основным источником наполнения богатства нации.

Так постепенно угасал внутренний рынок экономики, который в развитом самостоятельном государстве должен преобладать по сравнению с внешним рынком. Сторонники этой идеи не допускали замену металлических платежных средств бумажными деньгами. Это считалось просто нецелесообразным процессом. Но в результате накопления экономических проблем появление бумажных денег было неизбежным. Так металлическая теория начала терять свою актуальность.

Периодические возрождения теории металлических денежных средств в истории

Однако, девятнадцатый век ознаменовался возрождением металлической денежной теории. С чем это связывают? Главная причина – введение золотомонетного стандарта. Бумажные деньги с новой актуализацией металлической теории стали лишь средством обмена или получения монетных денег из драгоценных металлов. А по этой закономерности возникла возможность объяснить инфляцию и некоторые денежные реформы. Когда была окончена первая мировая война, то возникла необходимость новой актуализации металлической идеи. Это было связано с невозможностью возобновления золотомонетного стандарта. После тщетных попыток было решено «подогнать» теорию для ввода инновационных форм золотых монет. Следующая актуализация наступила сразу после второй мировой войны. А в 1971 году президент США Ричард Никсон отменил обеспечение доллара золотом, для других валют ввел плавающий курс. В 70-х годах прошлого столетия еще были попытки восстановить золотой стандарт Республиканской партией США. Однако возврат к металлическим деньгам считался нецелесообразным. Причина: многие национальные валюты разных стран должны били существенно завесить от собственных объемов производства золота.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Характеристика товарных, бумажных и кредитных денег. Понятие настоящих, действительных денег. Развитие бумажно-денежного обращения. Недостатки и преимущества оборота бумажных денег. Понятие и виды кредитных денег.

Исходя из особенностей материально-вещественной стороны всеобщего эквивалента, четко классифицируются виды денег и их характеристика дает разделение на полноценные и неполноценные.

Полноценные (действительные) деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (стоимость обозначенная на них) равна реальной стоимости этих денег, то есть стоимости затрат на их производство. К ним относятся товарные и металлические деньги.

Товарные (вещественные, натуральные) деньги - деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Именно такими деньгами являются все виды товаров, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, жемчужины, ракушки и т. п.).

Металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые, платиновые полновесные монеты.

Неполноценные деньги - деньги, номинальная стоимость которых больше реальной. Их покупательная способность превышает затраты на их производство. К ним относятся бумажные и кредитные деньги.

Бумажные (символические, фиатные) деньги- деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.

На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты и безналичные деньги, находящиеся на счёте в банке. При этом понятие «безналичные деньги» условно, так как речь идёт по существу о безналичных (безденежных) расчётах, то есть о расчётах должников с кредиторами без использования наличных денег

Бумажные деньги обладают важнейшим недостатком – они находятся в обороте без нужной увязки с тем, какова реальная потребность в денежных знаках (которые нужны для того, чтобы оплачивать товары, услуги, другие потребности). Так как бумажные деньги выпускают для того, чтобы были средства, с помощью которых покрываются расходы государства, то вполне возможен чрезмерный выпуск данных денег, попадающих в обращение. Часто выпуск денег выше, чем это необходимо для оборота, в связи с чем деньги обесцениваются, а их покупательская способность уменьшается.

Недостатки, которые есть у бумажных денег, устраняют, применяя кредитные деньги.

Кредитные деньги - это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования.


Различают три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота, чек.

Вексель – это письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении определенного срока требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной денежной суммы.

Банкнота (банковский билет) - первоначально - ценная бумага, удостоверяющая приказ банка-эмитента самому себе уплатить ее предъявителю немедленно по предъявлении денежную сумму находящейся в обращении монетой; в настоящее время - заменитель бумажных денежных знаков, выпускаемый центральным эмиссионным банком.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банка уплатить наличными или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму банкнот. В основе чека лежит банкнотное обеспечение. Чек служит средством получения наличных денег с текущего счета банка, средством обращения и платежа за купленные товары и в погашение долга, а также безналичных расчетов. Чековое обращение возникло и развивается на базе расширения кредитных операций, централизации банковской системы и превращения центрального банка в основу кредитной системы.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»