Преподобные зосима и савватий соловецкие. Святые Соловки

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Зосима Соловецкий :

Родился в Новгородской республике, в селе Толвуя, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы , встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.

В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде , в том числе и перед знаменитой Марфой-посадницей . Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Зосима умер в 1478 году; канонизован церковным собором 1547 года.

Савватий Соловецкий


Житие не сообщает о происхождении и годе рождения Савватия. Также неизвестна дата принятия им монашества. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Саватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года его мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке.

В настоящее время мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Филипповском храме монастыря. Летом переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Зосима и Савватий сильно почитаются старообрядцами.


Соловки.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии .

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва) будущего Филиппа святителя Московского , избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение ), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Монастырь посещал император Пётр Первый, так как Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

17 августа 1902 года Соловецкий монастырь торжественно праздновал 200-летие посещения монастыря Петром Великим. В торжестве участвовали местные власти, военные суда, два монастырских и четыре частных парохода. Суда были украшены флагами и ночью иллюминированы.

В XVI —XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571 , 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда» . После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.



С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви, что подтверждает газета "Правда" от 1912 года: Лишенный игуменского сана за распутную жизнь, настоятель Сковородского монастыря новгородской епархии Нафанаил, сослан в Соловецкий монастырь. Настоятелем назначен игумен Митрофан. Сковородский монастырь почти разорен его бывшим настоятелем. .

В январе 1908 года газета "Русь" писала: Соловецкий монастырь, бывший долгое время местом ссылки, в настоящее время вновь будет служить этим целям. В виду того, что архангельская губернская тюрьма переполнена, монастырь предоставил свое подворье для помещения пересыльной тюрьмы. («Русь»)

Для всех желающих приехать в святое место паломникам, Соловки были открыты, но монахи при входе в монастырь обыскивали каждого прибывающего.

В октябре 1910 года в газете "Русское слово" находим интересную статью под заголовком "Женщина монах". : АРХАНГЕЛЬСК, 13,Х. Экстренно выехал в Соловецкий монастырь судебный следователь Коровьин для производства дознания по делу арестованной неизвестной женщины, проживавшей в монастыре в течении 18 лет под видом монаха Арсения. Одновременно в Соловецкий монастырь следственной властью отправлена в сопровождении стражников и неизвестная женщина, которая будет предъявлена братии монастыря с целью опознания и установления личности.

Вместе с тем в 1912 году можно найти такую запись : Соловецкий монастырь открываете мореходную школу и сельскохозяйственные курсы. Хороший пример для других наших богатых монастырей, застывших в бездеятельности.


В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров, который в 1941 году сам был ложно обвинён своими однопартийцами и расстрелян по приказу Берии. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были по приказу Кедрова реквизированы.

Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом. Когда вскрывали мощи св. Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену .

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек . В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры , интеллигенция.

Про ужасы и зверства над заключёнными Сталинского лагеря на Соловках писал в "Архипелаге ГУЛЛАГ" Солженицин.

Здесь в монастыре, а вернее в Сталинском лагере с 1924 по лето 1928 года, арестованному духовенству ещё разрешали сохранять рясы, бороды, длинные волосы, какой-нибудь требник, псалтырь или евангелие, но ни иконы, ни лампады не допускались .

В ноябре 1925 года в Соловках содержалось более ста двадцати церковных людей, включая сюда 24 епископа и архиепископа, белое и черное духовенство (священники, игумены, архимандриты и др.) , а также мирян, осужденных за участие в церковных делах. В 1926 и в 1927 годах на Соловки продолжали посылать дополнительные партии осужденного духовенства, но все же численность этой группы соловчан никогда не превышала двух-трех процентов от общего числа заключенных на острове: одни убывали окончив срок, или шли в ссылку, других привозили им на смену.

Летописцы упоминают о пяти умерших на Соловках заключённых священниках:

Петр , епископ Тамбовский (в конце 1925 г.,) и отец Никодим — . А так же ещё два замерзших священника.

На Соловках заключение отбывали:

Архиепископ (Иларион (Троицкий) , викарий Московский и бывший профессор Московской Духовной Академии и один из ближайших помощников патриарха Тихона;
«…и в часы, когда Ленина хоронили в Москве — передает отец Польский, соузник архиепископа — мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании. Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братии разного ранга… „Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят“ — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: — Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество! ..»

Архиепископ Евгений (Зернов) Приамурский и Благовещенский, признанный всеми епископами на Соловках за первого среди них. Позже в 1937 году был расстрелян.

Профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов , также из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. Профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников.

Оставшиеся на службе лагеря монахи-инструктора молились в кладбищенской церкви после работы: вечером по субботам и в воскресные дни. Доступ в церковь до 1925 года был запрещен всем заключенным, даже высшему духовенству ..

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

Газета "Раннее утро" 1913 год: В Соловецком монастыре на днях состоится торжество по случаю возвращения из Англии колокола, который был снят и увезен англичанами во время Крымской войны.
Московская синодальная контора, в ведении которой состоит Соловецкий монастырь, по указу Св. Синода распорядилась, чтобы рядом с памятной доской, свидетельствующей о пленении колокола, во время торжества была помещена новая доска с надписью:
«1913 года, августа 4 дня, через 58 лет после осады Соловецкой обители англичанами, бывшей во время Крымской войны 1854 года, взятый тогда и увезенный в Англию монастырский колокол от церкви св. апостола Андрея Первозваннаго на Заяцком острове, возвращен в Соловецкий монастырь в знак проявления великобританским правительством дружественных отношений, существующих ныне между обеими державами. Событие это совершилось в царствование в Англии короля Георга V, в России же Императора Николая II»

Что касается новейшей истории монастыря, то в декабре 1988 года был создан церковный приход , куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков .

Как сказал паломник Илья, побывавший на Соловках в 2006 году: -
Соловки - это такое место, что ради посмотреть на него не жаль не только проехать несчастные полторы тысячи километров, но даже и пройти их пешком. Я бы пошёл.

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Зосима, Савватий и Герман, преподобные соловецкие святые.
История их Мощей

21 августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа , Соловецких чудотворцев.

О последних годах жизни Зосимы в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал гроб для себя, поставил его в сенях кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе. Перед кончиной преподобный призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Дата кончины Зосимы приведена в Житии. Святой был погребен за алтарем церкви Преображения Господня, в могиле, которую он выкопал при жизни.

Почитание Зосимы началось вскоре после его преставления. Согласно Житию, на 9-й день после погребения святой явился иноку Даниилу и сообщил, что избежал бесовских мытарств и что Бог причислил его к лику святых. Через 3 года после кончины Зосимы его ученики воздвигли над могилой часовню и, приходя по ночам, до утрени молились своему духовному отцу.

После вступления свт. Макария на митрополичью кафедру почитание соловецких чудотворцев распространилось и в столице, прежде всего при дворе великого князя. В 1543 г. вел. кн. Иоанн IV Васильевич прислал в Соловецкий монастырь «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев. В это время в обители были обновлены надгробные деревянные часовни Зосимы и Савватия, пострадавшие от пожара. Часовня Зосимы была выстроена на новом месте - за алтарем Успенской церкви, рядом с часовней Савватия, поскольку в монастыре готовились к перенесению мощей Зосимы. Специально к этому событию в Москве игуменом св. Филиппом были заказаны 2 большие житийные иконы Зосимы и Савватия, предназначенные для помещения их в киотах у гробниц чудотворцев. Для рак Зосимы и Савватия в 1545 г. были изготовлены новые позолоченные надгробные иконы «осми пядей» с серебряными венцами, украшенные цатами и гривнами. 2 сентября 1545 г. состоялось перенесение мощей Зосимы в новую часовню. Вологодско-Пермская летопись датирует это событие 3 сентября 1545 г., эта же дата указана в 2 рукописных Уставах середины XVI в. и в «Минее новым чудотворцам» конца XVI в.. В память о перенесении мощей Зосимы в 1545 г. Новгородский архиепископ Феодосий установил празднование под 2 сентября.

В 1694 г. в монастыре случился пожар, во время которого пострадали гробницы Зосимы и Савватия и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Петр I, побывавший на Соловках в том же году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора. В 1861 г., по завершении строительства в монастыре Свято-Троицкого собора, мощи Зосимы и Савватия были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора .

При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедывался, приобщился Святых Тайн и мирно передал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной.

Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игумене Исайи решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными ; перевезенный гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами прп. Савватия .

Мощи прп. Германа Соловецкого ныне пребывают в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском Монастыре Архангельской Епархии Русской Православной Церкви.

После закрытия Соловецкого монастыря (1920 год) мощи Зосимы и Савватия были спрятаны братией от поругания в Спасо-Преображенском соборе монастыря, но сотрудники ОГПУ сумели обнаружить тайник. 22 сентября 1925 г. мощи преподобных были вскрыты и переданы в музей Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере особого назначения. В музее СОК раки с мощами святых были выставлены в надвратной Благовещенской церкви по обе стороны царских врат. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелигиозный музей в Москву. После закрытия ЦАМ в 1946 г. св. мощи были переданы в Государственный музей истории религии и атеизма , располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда.

В апреля 1989 г. мощи соловецких преподобных были предъявлены церковной комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием. 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача Церкви св. мощей Зосимы, Савватия и Германа , которые были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 19-20 августа 1992 г. св. мощи были перевезены на Соловки и установлены в монастырском Спасо-Преображенском соборе, где 21 августа было совершено богослужение, посвященное памяти перенесения мощей Зосимы и Савватия в 1566 г. В конце августа мощи 3 соловецких преподобных были перенесены в надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы , освященную Патриархом Алексием II 22 августа. В память о возвращении мощей Соловецких чудотворцев в основанный ими монастырь 3 апреля 1993 г. было установлено празднование, совпадающее с днем празднования 1-го перенесения мощей в 1566 г., - 8/21 августа. В настоящее время мощи соловецких первоначальников вместе с мощами свт. Маркелла покоятся в монастырской церкви во имя свт. Филиппа (освящена 22 авг. 2001 Патриархом Алексием II), на лето их перемещают в Спасо-Преображенский собор.

21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее - двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого - в небесной истории.

Преподобный Савватий (†1435)

Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, - путь его лежал к берегам Белого моря.

У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа - в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

Преподобный Зосима (†1478)

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

Преподобный Герман (†1479)

Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель - их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Перенесение мощей подвижников

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких отличается своей чудодейственной силой. О помощи святых молятся при трудных жизненных обстоятельствах, когда беды обрушиваются одна за другой, не давая опомнится.

Православная икона русских праведников Зосимы и Савватия Соловецких находится в почтении у верующих. К ней обращаются многие христиане со всего мира. Чудотворный лик мучеников играет важную роль в жизни верующих людей. Каждый православный хоть раз читал молитвы перед чудотворным ликом святых в надежде на их защиту и покровительство. И помощь святых становилась путеводной звездой, указывающей выход из сложных ситуаций .

История иконы Зосимы и Савватия Соловецких

О святых мучениках Соловецких в основном известно из их жизнеописания. Божии угодники с севера, Зосим и Савватий, являются основоположниками Соловецкой обители. Согласно преданиям, русские праведники отличались безгрешностью. Они восхваляли Господа, всем сердцем любили Иисуса Христа, соблюдали посты , изучали Священное Писание и помогали немощным и больным.

Зосима и Сваавтий были наделены целительными способностями и еще при жизни помогали верующим избавиться от различных телесных и душевных болезней. Благочестивые старцы заслужили глубокое уважение христиан, а после смерти вошли в число святых православных мучеников за все свои праведные деяния, светлую жизнь и заслуги перед Господом и верующими людьми.

Где находится чудотворный образ

Святыню с ликом праведников можно встретить в многочисленных храмах нашей Родины. Образ, который находится в наибольшем почтении у христиан, располагается в Нижегородском кафедральном соборе и в Покровском соборе Москвы. Самый ранний из образов, который сохранился в наши дни, украшает иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Описание иконы Зосимы и Савватия Соловецких

Существует множество вариаций написания икон с великомучениками. Наиболее распространенное изображение заключает в себе образ святых, написанных в полный рост. Обычно с правой стороны изображен Савватий, а с левой — Зосима. Оба праведника облачены в одеяния монахов. Между ними изображен белый храм, который преподобные держат обеими руками. Он является символом основания великими православными святителями Соловецкого монастыря. Иногда сверху может быть написан образ Пресвятой Девы , которая сидит на облаке, благословляя русских монахов.

В чем помогает чудотворный образ

Люди, исповедующие православие, возносят перед иконой русских святителей молитвы о защите от несчастий , в особенности от тех, что заключают в себе насильственный характер. Святые Зосима и Савватий Соловецкие способны оказать поддержку и избавить от завистников , ссор, раздора в семье, от нападок злых духов и трагической гибели. Также молитвы перед святым образом мучеников уберегают от огня, потопа и смертоносных вихрей. Бывает, что христиане молятся перед чудодейственной иконой монахов об излечении от серьезных заболеваний, о гармонии и покое в душе. Ведь при жизни святители обладали даром исцеления.

Дни празднования

Христиане возносят почести святым старцам ежегодно 10 октября . В день праздника верующие произносят слова молитвы перед чудодейственной иконой блаженных Зосимы и Савватия с еще большим усердием в надежде на их поддержку.

Молитва перед иконой

«О, великие заступники! Святые мученики Зосима и Савватий! Услышьте молитвы наши да придите на помощь в бедах и несчастьях наших. Избавьте от горя и напастей. Уберегите дома наши, семьи наши от раздоров, ругани и злых недругов. Станьте нашими защитниками, не оставляйте одних нас в минуты трудные. Пусть стороной обходят нас огорчения и смерть. Имена Ваши прославленные мы с достоинством и уважением почитать будем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Угодники Божии прославились еще при жизни. Они отличались сильной верой в Господа, любовью ко всем людям и мудростью, чтобы этим не хвалиться. Старцы помогли многим верующим окрепнуть духом, не сломиться в тяжелые минуты и не сойти с праведного пути. Они помогут и вам избавиться от всех трудностей , стать сильнее и лучше. Самое главное — оставаться верными Господу и данным ему обещаниям. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

17.11.2017 05:47

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

П реподобный Савватий Соловецкий (+27 сентября 1435) продолжил лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные преподобным Сергием Радонежским. Сначала преподобный подвизался в Кирилло-Белоезерском монастыре, где принял иноческий постриг, позднее - в Валаамском монастыре. Затем, узнав о необитаемом Соловецком острове в студеном Белом море, он решил продолжить свои подвиги в уединении и безмолвии.

В 1429 году преподобный Савватий прибыл на суровый Соловецкий остров вместе с преподобным Германом (память 30 июля и 8 августа), который отважился разделить с Савватием его трудный подвиг. Отшельники, водрузив крест и поставив келлии в северной части острова, положили начало новому иноческому жительству «во отоцех Соловецких». Душа преподобного Савватия нашла себе здесь покой и безмолвие, к которым стремилась с твердостию и постоянством.

Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. После двухдневного плавания в небольшой лодке он прибыл на Карельский берег Белого моря, к устью реки Выг, близ селения Сороки (ныне - город Беломорск). Здесь преподобный Савватий встретил игумена Нафанаила, пришедшего посетить православных христиан. По просьбе преподобного игумен Нафанаил принял его исповедь и преподал ему Святые Таины.

В это время к берегу пристал плывший со своим товаром новгородский купец Иоанн. Получив от святого старца Савватия наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и опечалился, когда услышал отказ. Желая утешить купца, старец сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра - увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно на море поднялась буря, и Иоанн вынужден был остаться. Утром, войдя в келлию преподобного для благословения, он увидел, что старец уже преставился ко Господу. Блаженная кончина преподобного Савватия последовала 27 сентября 1435 года. Иоанн вместе с игуменом Нафанаилом погребли честное тело преподобного рядом с находившейся там часовней.

Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима (память 17 апреля и 8 августа), возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность.

В 1465 году преподобный Зосима (к тому времени уже 13 лет бывший игуменом монастыря) совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной), и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу и взывая к благодатной помощи и заступлению за обитель преподобного Савватия. Преждеупомянутый новгородский купец Иоанн, бывший при погребении Савватия и впоследствии испытавший с братом своим Феодором силу помощи сего чудотворца в морском бедственном плавании, принес в дар Соловецкому монастырю первонаписанную икону преподобного, которая и поставлена была над цельбоносным его гробом.

Прославление преподобного Савватия, также как и преподобного Зосимы, состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском (память 30 декабря), с единым днем их памяти 17 апреля (день преставления преподобного Зосимы). Впоследствии было установлено отдельное празднование преподобному Савватию в день его преставления - 27 сентября.

8 августа 1566 года состоялось перенесение мощей обоих преподобных в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. Здесь они и почивали до самого закрытия монастыря в 1920 году, здесь припадало к ним множество православного народа, и здесь совершались чудеса, по вере прибегавших к молитвенному их заступлению. 8 августа стали совершать совместную память преподобных Зосимы и Савватия.

После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения мощи святых Зосимы, Савватия и Германа были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей всех трех Соловецких первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь. Теперь 8 августа стало днем празднования также и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Место же, где первые Соловецкие подвижники Савватий и Герман поставили в 1429 году поклонный крест и где совершались первые на Соловках молитвенные подвиги, впоследствии получило название Савватиево. По прошествии веков здесь образовался скит с храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман - одни из наиболее известных и почитаемых святых в Русской Православной Церкви. К их молитвенной помощи прибегают во всяких недугах, заботах, нуждах и особенно во время морских плаваний.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»