Презентация на тему "Знаки препинания (4 класс)". Презентация "рассказ о знаках препинания"

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Гольцова Нина Григорьевна, профессор

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания .
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и – соответственно – слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [–], скобки [()] и кавычки [" «].

Древнейшим знаком является точка . Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие . А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная , восклицательный – точка удивления . В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая . Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“ . В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV–XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

К более поздним знакам относятся тире [–] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [–] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире ) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“ . В русских диалектах кавыш – „утёнок“, „гусёнок“; кавка – „лягушка“ . Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) – из нем. Divis (от лат. divisio – раздельно) и тире (черта ) – из французского tiret, tїrer .

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку

Знаки препинания (1913)

И. А. Бодуэн де Куртенэ
Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
Знаки препинания (стр. 238–239). Печатается полностью по рукописи (Архив АН СССР, ф. 770, оп. 3, ед. хр. 7).

Знаки препинания, элементы письма или писанно-зрительного языка, ассоциируемые не с отдельными элементами языка произносительно-слухового и их сочетаниями, а только с расчленением текущей речи на отдельные части: периоды, предложения, отдельные выражения, слова. Имеются две главные категории знаков препинания.
1) Одни из них относятся только к морфологии писанной речи , т.е. к ее расчленению на все более мелкие части. Таковы: точка (.), отделяющая периоды или же обособленные предложения одни от других; кроме того, она служит знаком сокращения слов (б. ч. вместо «большею частью», т.к. вместо «так как» и т.п.); двоеточие (:), употребляемое главным образом перед исчислением отдельных частей сказанного перед двоеточием или же, когда приводится цитата, т.е. дословный текст раньше высказанного другим лицом или же самим автором (см. «Двоеточие»); точка с запятою (;) отделяет сочетания неполных [? – нрзб.] предложений или же исчисляемые части расчленяемого целого; запятая (,) служит для отделения друг от друга дальше не разделяемых предложений или же обособленных, вставочных выражений, вроде звательного падежа, сочетаний слов или даже отдельных слов, сообщающих известный оттенок данному предложению и т. п. (например, таким образом , однако ж и т.п.).
Сюда же относятся: разделение книги на отделы , на главы , на параграфы (§§), статьи ...; абзацы (с красной строки); отделительные черты ; коротенькие черточки, тирe (tiret), соединяющие две части сложного слова; пробелы , как более крупные, между строками, так и самые мелкие, между отдельными писанными словами; скобки (), вмещающие слова, выражения и фразы вводные, объяснительные и т. п.; выноски (*, **, 1, 2...), внизу страниц или в конце книги, со ссылками или же с объяснениями отдельных слов главного текста.

2) Другая категория знаков препинания, имея тоже отношение к морфологии или расчленяемости писанной речи, подчеркивает главным образом семасиологическую сторону, указывая на настроение говорящего или пишущего и на его отношение к содержанию письменно обнаруживаемого. С помощью кавычек («») отличается чужое или предполагаемое с оговоркою «будто бы», «так сказать», «дескать», «мол» от своего без оговорок.
Сюда же относятся: вопросительный знак (см.), восклицательный знак (см.). Предполагался тоже особый знак иронии, но пока безуспешно. Эти последние знаки связаны с различным тоном речи, т. е. отражаются в общем психическом оттенении произносимого. Конечно, и морфологические знаки препинания (точки, пробелы. . .) отражаются до известной степени в произношении, особенно при медленном темпе: паузы, остановки, передышки.
Особого рода знаки препинания: многоточие (...), когда что-то не доканчивается или подразумевается; заменяющая многоточие черта (–), которая, особенно в беллетристических сочинениях, заменяет то запятую или же скобки, то кавычки; апостроф (см.). Кавычки и скобки ставятся с обеих сторон приводимого – и перед, и после; восклицательный знак и вопросительный знак ставятся только в конце. Испанцы однако ж отмечают не только конец, но тоже начало восклицания (I!) или же вопроса (??). Принятая в Европе система знаков препинания восходит к греческим Александрийским грамматикам; она была окончательно установлена с конца XV столетия особенно венецианской семьей типографщиков Мануциус (Manutius). У разных народов имеются разные способы расставлять знаки препинания, особенно запятую. В древнеиндийской письменности (санскрит) нет вовсе наших знаков препинания; там слова пишутся слитно, а знаками / и // отделяются или отдельные стихи, или же отдельные фразы. Раньше и в европейских письменностях, между прочим в церковнославянской, слова писались слитно и без знаков препинания.

Интерпункция

Интерпункция (лат.) – теория употребления знаков препинания в письменной речи и само их размещение. Подчиненная известным определенным правилам, интерпункция делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, вследствие чего облегчается устное воспроизведение написанного. Термин интерпункция – римского происхождения, но само начало интерпункции неясно.

Была ли известна интерпункция Аристотелю – не выяснено. Во всяком случае, начатки ее были у греческих грамматиков. Само понятие интерпункции, однако, у древних греческих и римских грамматиков отличалось от современного. Интерпункция древних имела, главным образом, в виду ораторские требования (произнесение речи, ее декламацию) и состояла в постановке простых точек на конце предложений или в употреблении абзацев, называвшихся строчками или стихами (versus).

Новая интерпункция ведет свое начало не от этой древнейшей, а от интерпункции. александрийской эпохи, изобретенной грамматиком Аристофаном и разработанной позднейшими. К концу VIII в. по Р. Хр. она, однако, настолько пришла в забвение, что Варнефрид и Алкуин, современники Карла Великого, должны были сызнова вводить ее. Греки употребляли сначала только один знак – точку, которая ставилась то вверху строчки, то посреди ее, то внизу. Другие греческие грамматики, как Никанор (живший немногим позже Квинтилиана), употребляли иные системы интерпункции (у Никанора было восемь знаков, у других - четыре и т. д.), но все они смешивали синтаксическую сторону речи с логической и не выработали никаких определенных правил (см. Steinthal, "Geschichte der Sprachwissenschaft bei d. Griechen und Romern", т. II, Берл. 1891, стр. 348-354).

Такая же неопределенность господствовала и в средние века, приблизительно до XV в., когда братья типографщики Мануции увеличили число знаков препинания и подчинили их употребление определенным правилам. Их собственно и надо считать отцами современной европейской интерпункции, в которой с того времени не было сделано никаких существенных изменений. Тем не менее, интерпункция различных современных европейских народов разнятся в некоторых чертах друг от друга. Так, в английском ставится часто запятая или тире перед and (и ) и совсем не употребляется перед относительными предложениями (как и во французском). Самая сложная и наиболее точная интерпункция – немецкая. Теория ее очень подробно изложена у Беккера ("Ausfuhrliche deutsche Grammatik", 2 изд., Франкфурт, 1842), а история и характеристика – у Bieling"a: "Das Prinzip der deutschen Interpunction" (Берлин, 1886).

Русская интерпункция – очень близкий сколок с немецкой и представляет те же достоинства. Изложение ее можно найти у Я. Грота: "Русское правописание". Старославянская интерпункция следовала греческим образцам. В русской интерпункции употребляются следующие знаки препинания : запятая, точка с запятой, двоеточие, точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки, кавычки.

Работу выполнил ученик 4 ” А ” класса кадетской школы 1785 Таганского кадетского корпуса Клюкин Владислав Владимирович. Здравствуйте!

Рассказ про знаки препинания Раздумья вопросительного знака Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее. Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая. Ну и зачем же эта точка в виде крохотного комочка, или малюсенького клубочка, или тёмненького кружочка? Зачем вообще она нужна? Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна! А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения. Рассердилось Двоеточие: Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я! Тут как тут Кавычки-сестрички запели: -Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные. - Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части. - Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки. Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный! Но вдруг прибежали Скобки и запищали: - Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак... Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая: «Куда же пропал Вопросительный знак?» Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё !

Правильно! - выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. - Видеть! Его! Не желаем! И всё!!! День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет.. .И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего. Вот ведь пустяк, - говорит Восклицательный знак, - сущий пустяк Вопросительный знак. Въедливый знак, а без него невозможно никак! Правильно! - крикнули старательно все знаки препинания. - Нам! Без него! Невозможно! Никак! И слыша все эти слова, тут выхожу я - знак Вопроса. Но тут в наш спор вмешался дядюшка Синтаксис: - Вы, конечно, все правы! Все вы важны! Каждый из вас сообщает определённую информацию в определённой последовательности, которая необходима каждому человеку. Вы все выполняете вспомогательные функции разделения, выделения смысловых отрезков предложений, словосочетаний, слов, частей слова. Указываете на грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску, законченность. Так что все вы важны и все, безусловно, нужны! Так нас и помирил наш добрый дядюшка Синтаксис. И с тех пор в области Пунктуации мои браться и сестры больше никогда не ссорились, зажили мы все очень дружно.

Всегда пишите знаки препинания, ИНАЧЕ:

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? На крохотное ушко Похожа завитушка, Велит нам постоять чуть-чуть И отправляться дальше в путь.

Куда его ты ни поставишь - Быть равнодушным не заставишь... . Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Если что-то спрашиваешь, без меня не обойтись Разные вопросы Задаю я всем: Как? откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот такой я мастак, Вопросительный знак!

Странно всё-таки, мы твёрдо учим буквы алфавита с их звуковыми значениями, но не можем усвоить систему знаков препинания.

А ведь эти знаки, по меткому выражению Чехова, что «ноты при чтении».

Небуквенная графика становится камнем преткновения для тех, кто на компьютере набирает тексты, выполняет индивидуальные задания, учится дистанционно.

На уроке, например, при изучении постановки дефиса в неопределённых местоимениях то один, то другой ученик вместо слова "дефис" произносит слово "тире" и не видит между этими символами никакой разницы. Почему? Да, они похожи своим начертанием, но роль они играют совсем не одинаковую.

Дефис - орфографический знак, а тире пунктуационный. Значит, эти чёрточки важны для разных разделов лингвистики: орфографии и пунктуации. Давайте попробуем выяснить, зачем нужен дефис, какова принципиальная разница его употребления, как не смешивать дефис с тире.

Начнём с самого начала... Давным-давно в русских текстах использовалось сплошное письмо, без пробелов между словами, без каких-либо знаков препинания. Потом появились знаки переноса с одной строки на другую ~ ("съединительный знак") и // ("единитный знак"). Дефис впервые возник в 18 веке как знак переноса и многоточия (три дефиса --- обозначали паузу в речи). В практику письма его ввёл В. Тредиаковский . В 19 веке тоже не было постоянства в употреблении дефиса, его называли то соединительной, то разделительной чёрточкой.

Буквальный перевод с латинского слова "дефис" (divisium) означает "разделение". В типографиях этот знак был разделителем слов, когда нужно было перенести слово на другую строку. Позже в русском языке освоились многие слова-иностранцы, которые в первоисточнике имели дефисное написание. Наконец появилось различие: дефис (- чёрточка!) соединяет, а тире (- черта!) разъединяет.

Сравните, как употребляется дефис в самостоятельных и служебных словах: Иван-да-Марья, мать-и-мачеха, Лос-Анджелес, Ростов-на-Дону, пол-яблока, девушка-красавица, диван-кровать, экс-губернатор, мини-сочинение, люля-кебаб, зюйд-вест, блок-клапан, светло-синий, синий-синий, жарко по-летнему, крест-накрест, еле-еле, кое-где, когда-нибудь, кто-то, триста-четыреста, три-четыре, в сентябре-октябре, из-за, из-под, точь-в-точь, принеси-ка, всё-таки, да-с, о-го-го, баю-бай.

Эти и многие другие слова с дефисом подчиняются орфографическим правилам. Вот почему дефис встречается внутри слов, между их частями (кино-, теле- и видеофильм). Он помогает сократить слова: г-н (господин), 20-летие, ж.-д. (железнодорожный), 5-х классов. Можно с его помощью обозначить морфемы в слове: пре- и при- (приставки), -равн- (корень), -изн- (суффикс), -ый (окончание).

Иногда дефис нужен, чтобы поделить слово на слоги (по-ло-же-ни-е), или показать длительность произнесения слова, когда говорящие находятся далеко друг от друга (- Антропка-а-а! - Чего-о-о-о-о?) или читают по слогам (бы-ло е-му от ро-ду лет два-дцать).

Тире в 18 веке называли "молчанкой", а впервые стал применять его писатель-историк Н.Карамзин. Тире стоит между членами предложения (Мой папа - доктор), часто подаёт сигнал пропуска какого-либо слова в предложении: В саду стояла беседка, а рядом с домом - качели.

Тире отделяет однородные члены от обобщающего слова, части сложного предложения (И ты, и он, и я - все пели. Лес рубят - щепки летят), реплики в диалоге (- Как дела? - Не жалуюсь!), слова в рекламных слоганах (Туристам - отличный отдых!), пояснительную информацию (Моё появление - я это сразу заметил - смутило присутствующих), участвует в маркированном списке, интонационно выделяет смысловые отрезки (Я - к вам, вы - к нему), числовые и собственные названия в определённом промежутке: 5-11 классы, в 2013-2014 учебном году. Пробел ставится, если одна из частей уже имеет пробел: в сентябре - начале октября, на день - на два, раз пять - десять.

Чтобы люди перестали путать дефис и тире, Феликс Кривин сочинил смешную и мудрую сказочную историю «Чёрточка». Знакомимся с нею!

Маленькая Чёрточка знала своё дело. Она с большим искусством разделяла самые сложные слова, присоединяла нераспространённые приложения, даже принимала участие в образовании некоторых частей речи. Чего только не перенесла Чёрточка на своём веку - и ни разу не нарушила правил переноса.

Но не бывает же так, чтобы хороший работник долго оставался на своём месте.

Однажды Чёрточку вызвали и сказали:

Думаем перевести вас на место Тире. Там больше простора, сможете развернуться…

Но я не справлюсь, - замялась Чёрточка.

Ничего, справитесь. В случае чего поможем.

И поставили Чёрточку на место Тире - между двумя Дополнениями. А Дополнения эти как раз противопоставляли себя друг другу и поэтому держались на некотором расстоянии. Пока между ними стояло Тире, это им удавалось, но когда появилась Чёрточка, она первым делом постаралась их сблизить.

Что тут началось!

Отодвиньтесь! - кричало первое Дополнение своему соседу. - Между нами не может быть ничего общего!

Сами отодвиньтесь! - парировало второе Дополнение. - Я вас и видеть не желаю.

Остановитесь, остановитесь! - умоляла их Чёрточка. - Не нужно ссориться!

Но её прижали, и больше она ничего не могла сказать.

А Дополнения так разошлись, что на них обратило внимание само Сказуемое, у которого они находились в непосредственном подчинении.

Прекратите безобразничать! - прикрикнуло на них Сказуемое. - Что тут между вами происходит?

Дополнения сразу притихли. Они понимали, что со Сказуемым шутить не приходится.

Между нами… - заикнулось первое Дополнение.

Между нами… - заикнулось второе.

Между нами какая-то Чёрточка…

А должно быть Тире…

Только теперь Сказуемое заметило Чёрточку.

Как вы сюда попали?

Я здесь работаю. Меня сюда перевели, чтобы я развернулась…

Вы не можете здесь развернуться, - объяснило Сказуемое. - У вас для этого нет данных.

У меня нет данных? Посмотрели бы вы, какие я слова соединяла!

Шумит Чёрточка, скандалит, не поймёшь, что с ней произошло. Такая была скромная Чёрточка, такая воспитанная и с работой справлялась неплохо… А вот назначили её на место Тире…

Да, конечно, это была ошибка.

Несколько слов теперь о пробеле. При сомнении, как писать слово - раздельно или слитно, ребята часто сокращают расстояние между словами и утверждают, что написано так или иначе, пытаясь извлечь для себя выгоду. Но учителю известны подобные уловки! Кстати, когда вы набираете что-нибудь на клавиатуре, всегда используете межстрочные интервалы и межсловные пробелы (2 %, № 1, § 78).

Среди орфограмм-дефисов, контактов есть орфограммы-пробелы (со мной, под небесной высью, общественно полезный, не был, не зная, не решённый до сих пор, не ворона, не кожаный, не замужем, как бы, как будто). Пробел служит как опознавательный признак многих орфограмм.

Стихотворение Ю. Киреева построено на градации: потеря запятой, использование только простых предложений, где не надо ставить тире и двоеточия, приводит лирического героя к утрате нравственных ориентиров, к исчерпанности своих возможностей.

Человек потерял запятую,
Предложений бояться стал сложных.
Подыскать хочет фразу простую,
Иллюстрацию мыслей несложных.

Восклицательный знак потерял он,
Говорит с интонацией тихой.
Ничего его не возмущало,
Даже самое горькое лихо.

Вопросительный знак вдруг утратив,
Перестал задаваться вопросом.
А ведь был любопытен когда-то,
Но теперь позабыл и про космос.

Двоеточие где-то посеял
И не смог объяснить свой поступок.
В голове лишь кавычки имея,
Сыпал всюду цитатами тупо.

Скучен стал и во всём одинаков,
И дошёл наконец-то до точки...

Чтобы мы с вами не «дошли до точки», до предела, до безвыходного положения, давайте обратимся к многоточию, самому загадочному знаку препинания. Когда ученики пишут диктант, как правило, никто из них никогда не использует этого знака. Вы скажете, что и не нужно о нём говорить. Однако в сочинениях особенно при цитировании этот знак встречается часто. Внимательные читатели найдут его в стихотворениях и рассказах тех поэтов, писателей, у кого он стал «любимым». Называют знак то три точки (троеточием), то отточием, то многоточием. А как правильно?

Троеточие - нелитературное слово, по его аналогии писатель Лев Кассиль придумал своё забавное слово «троетётие», когда рассказывал о детстве Лёльки и Оськи в книге "Кондуит и Швамбрания".

Отточие - ряд точек, обозначающих пропуск в предложении или тексте, обычно используется в самом начале фразы (...Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных...).

Многоточие указывает, что предложение почему-то не закончено. В устной речи присутствует определённая интонация - намёк на что-то недоговорённое. На письме же такая пауза выражена многоточием, и читателю нужно самому догадаться, о чём именно умолчал автор. Это фигура умолчания. У Феликса Кривина об этом сказано иронично и образно: «Очередное Слово, которое уже готово было сорваться с пера <...>, видит, что точкам этим не будет конца, и, перебирая в уме все знакомые крепкие слова, отправляется обратно в чернильницу».

У прозаика Ивана Шмелёва многоточия передают волнение, раздумья, воспоминания, глубокие переживания: «У меня слабость... - вот ругались типографщики! - к многоточиям». В наше время многоточие обозначает неожиданный поворот мысли, её многозначность, эмоциональную напряжённость речи, большую паузу, вынужденную или намеренную недосказанность. Многоточие может быть и элементом заголовка стихотворения («Как хороши, как свежи были розы...», «А зори здесь тихие...»).

Делая работу над ошибками в диктанте, ученики были удивлены, что не поставили восклицательный/вопросительный знак, и заявили, что не слышали, с какой интонацией звучало это предложение, хотя в классе нашлись и те, кто знаки поставил правильно. Из-за недостаточного внимания или неразвитого фонематического слуха ученики не различают пауз, восклицательной или вопросительной интонации. Это дело поправимое. Нужно найти смысловые маркеры, которые помогут догадаться, какой именно знак ставить в конце предложения.

У поэта Михаила Светлова спросили, что такое вопросительный знак, он не раздумывая ответил: «Это состарившийся восклицательный!» Очень верное замечание! Да, вопросы что крючочки, вечно не дают покоя, вертятся на языке, заставляют искать ответы и размышлять.

Вопросительный знак нужен для выражения радости или восхищения («Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весною до зари?»), тревоги или сочувствия («Что за отчаянные крики?», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябинка?»), сомнения или недоумения внутри какой-либо цитаты, для побуждения к действию или подтверждения сказанного, для отрицания или утверждения без ожидания ответа (риторический вопрос).

Как же обойтись без восклицательного знака, если нужно выразить восторг, восхищение, потрясение, признание, лесть, волнение, возмущение, иронию, приветствие или прощание! Восклицание может передать жизненное кредо, философию жизни: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А.С. Пушкин).

Восклицательный знак - самый любимый знак у Гоголя (восторженно-лирические признания «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!», «Скучно на этом свете, господа!»), у Игоря Северянина («Увертюра», или «Ананасы в шампанском!..»), у Владимира Маяковского (названия стихотворений «Вам!», «Нате!», «Долой!», «Даёшь!»).

Хотите потренироваться в различении вопросительного и восклицательного знаков, напишите под чью-нибудь диктовку фрагмент из рассказа А. Чехова:

«Отрочество. Иди-ка сюда, я тебя высеку! Где это ты себе нос разбил? Не беспокой мамашу! Ты не маленький! Не подходи к столу, тебе после! Читай! Не знаешь? Пошел в угол! Единица! Не клади в карман гвоздей! Почему ты мамаши не слушаешься? Ешь как следует! Не ковыряй в носу! Это ты ударил Митю? Пострел! Читай мне "Демьянову уху"! Как будет именительный падеж множественного числа? Сложи и вычти! Вон из класса! Без обеда! Спать пора! Уже девять часов! Он только при гостях шалит! Врешь! Причешись! Вон из-за стола! А ну-ка, покажи свои отметки! Уже порвал сапоги?! Стыдно реветь такому большому! Где это ты мундир запачкал? На вас не напасешься! Опять единица? Когда, наконец, я перестану тебя пороть? Если ты будешь курить, то я тебя из дома выгоню! За что вы моего сына на второй год оставили?»

Самым употребляемым знаком внутри предложения остаётся запятая, и правил, когда нужно ставить одну или пару запятых, много, но разобраться в них обязательно нужно. А то выйдет так же, как у героя Чехова:

«Хоть эти запятые взять…- думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от наступавшего сна.- Я их отлично понимаю… Для каждой могу место найти, ежели хочешь… и… и сознательно, а не зря… Экзаменуй, и увидишь… Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять… Знаю!».

Учимся узнавать грамматическую основу, находить и выделять междометия, обращения, вводные отрезки, обособленные и уточняющие члены, прямую речь, диалоги. Не путаем предложения с однородными членами и сложные предложения. Сейчас значительно реже употребляется точка с запятой, чем одиночная или парная запятая.

Среди графических средств есть сноска *, косая или дробная черта, используемая как знак альтернативности, отношений, сокращений, описания, обозначения, например: и/или, доллар/евро, р/с (расчётный счёт), дерев/янн/ый (деление на морфемы в словарях). Встречаются апостроф (Оʾ Генри), знак ударения (срéдства), скобки круглые (1), квадратные [фсʾó], наклонные (Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе), фигурные { }, треугольные <...>. Даже кавычки имеют свои различия! Каждый вид имеет своё название: лапки “ ”, ёлочки « », марровские ‘ ’.

Обо всём многообразии знаков можно узнать в Своде правил русской орфографии и пунктуации под редакцией В.В. Лопатина (2006).

Литература

1. Гольцова Н.Г. Тургеневское многоточие /Русский язык в школе. - 2003. - № 5.

2. Дружинина Т.В. Точка, точка, запятая... (Лингвистическая игра для старшеклассников) / Русский язык в школе. - 2009. - № 4.

3. Онацкая О.И. Из истории дефиса в русском языке / Русский язык в школе и дома. - 2004. - № 4.

4. Острикова Т.А. Небуквенные графические знаки и их функции: лингвометодический аспект / Русский язык в школе. - 2008. - № 6.

5. Пастухова Л.С. О трёх точках / Русский язык в школе. - 1985. - № 6.

6. Соколова Г.П. Так ли просты «простые» знаки препинания / Русский язык в школе. - 2006. - № 6; 2007. - № 1.

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Хорошая презентация, показывающая важность употребления знаков препинания. Для школьников младших классов очень подходит и по содержанию и по самому оформлению материала.

Валерия Русакова

русский язык запятая

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Занимательная презентация по русскому языку, посвященная знакам препинания. Преподаватель в форме сказки рассказывает о роли знаков препинания на письме и в повседневной жизни. Также ученики совершат небольшой экскурс в историю русской пунктуации.

  • Подача материала в форме сказки
  • Яркие анимации
  • Роль знаков препинания

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Желтухина М. В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1», .

Наши проекты:

(Русский язык, 4 класс)

Слайд 2

Сказка о знаках препинания

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания.Прибежал Чудак Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит:- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Слайд 3

Притащился кривоносыйВопросительный знак.Задает он всем вопросы:- Кто?Кого?Откуда?Как?Явились запятые,Девицы завитые.Живут они в диктовкеНа каждой остановке.

Слайд 4

Прискакало двоеточие,Прикатило многоточиеИ прочие,И прочие,И прочие...Заявили запятые:- Мы особы занятые.Не обходится без насНи диктовка, ни рассказ.- Если нет над вами точки,Запятая - знак пустой!Отозвалась с той же строчкиТетя точка с запятой;

Слайд 5

Двоеточие, мигая,Закричало: - Нет, постой!Я важней, чем запятая:Или точка с запятой,Потому что я в два разаБольше точки одноглазой.В оба глаза я гляжу,За порядком я слежу.- Нет... - сказало многоточие,Еле глазками ворочая,Если вам угодно знать,Я важней, чем прочие.Там, где нечего сказать,Ставят многоточие...

Слайд 6

Вопросительный знакУдивился: - То есть как?Восклицательный знакВозмутился: - То есть как!- Так, - сказала точка,Точка-одиночка.Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Слайд 7

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [.], запятая [,], точка с запятой [;],

многоточие […], двоеточие [:],

вопросительный знак [?],

восклицательный знак [!], тире [-],

скобки [()] и кавычки [" «].

Слайд 8

Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Слайд 9

В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Слайд 10

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Слайд 11

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Слайд 12

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer.

Слайд 13

Куда поставить запятую?

Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 14

Казнить нельзя, помиловать!

  • Слайд 15

    Источники:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Постановка

    проблемы

    Постановка

    цели, задач

    Планирование

    результата

    информацией

    Работа в группе

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    обработка результатов;

    Для одарённых учеников

    Работа в группах.

    Древнейшим знаком является точка.

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    Имеет ли запятая смысл?

    Что такое пунктуация?

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Был у поэта письменный стол.

    Использует он! .

    Сразу же ставится? .

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Достигли цели проекта?

    Личностные:

    метапредметные

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные

    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)

    Желтухина Маргарита Владимировна, учитель начальных классов

    МКОУ "Ульяновская средняя общеобразовательная школа № 1"

    П. Ульяновка, Тосненского района Ленинградской области

    Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

    Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

    Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

    Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

    Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

    В соответствии с целью, предметом, объектом были поставлены следующие задачи:

    Проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

    Обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

    Подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;

    Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный.

    Актуализировать знания школьников о знаках препинания.

    Сообщить тему, цель и задачи проекта.

    Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.

    Определить источники информации.

    Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

    Найти в расписании время для консультаций.

    Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.

    Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.

    Планирование. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

    Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.

    1-й уровень – 5 баллов,

    2-й уровень – 10 баллов,

    3-й уровень – 20 баллов.

    Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

    Постановка

    проблемы

    Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

    Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом.

    Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы.

    Постановка

    цели, задач

    Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

    Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

    Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

    Планирование

    После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

    Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

    Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

    результата

    Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

    Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

    Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

    информацией

    Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

    Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

    Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы.

    Работа в группе

    Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

    Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

    Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

    конечного

    продукта,

    его оформление

    Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

    Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

    Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

    Организовать группы, распределить роли.

    Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.

    Разработать план действия каждого участника проекта.

    Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.

    Осуществление проекта. Дать задание группам. Необходимо создать комфортные условия для дифференцированного обучения.

    Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:

    Возможности для всех учеников

    Анализ источников;

    Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

    подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта;

    организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

    обработка результатов;

    представление проектного продукта.

    Для одарённых учеников

    Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования, написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов. Этих учеников можно ставить во главе группы.

    Для учеников, испытывающих трудности в обучении

    Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания.

    Работа в группах.

    Группа «Летописцы» собирает материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Отчёт представляет в виде буклета «Сведения из истории русской пунктуации».

    Какой знак препинания является древнейшим?

    Древнейшим знаком является точка.

    Где впервые встречается точка?

    Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

    Отличалось ли её употребление от современного?

    Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя приближашесяпраздникъ ».

    Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль?

    Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

    Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

    Какой знак препинания считается самым распространённым?

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

    От какого слова произошла «запятая»?

    По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

    Имеет ли запятая смысл?

    Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

    Какие знаки появились позднее?

    К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

    Что известно о возникновении кавычек?

    Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

    Кем впервые выражена мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста?

    Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым: «Знаки ставятся по силе разума».

    Группа «Литературная компания» собирает материал, состоящий из стихов и загадок о знаках препинания, оформляет его в виде книжки «Парад знаков препинания».

    Какие поэты обращались в своём творчестве к теме «Знаки препинания»?

    Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин.

    Какие загадки о знаках препинания вы знаете?

    УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ! Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. Выйдет на дорожку - всем подставит ножку. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку. На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья. Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - за то, что много знать хочу. Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут? Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ.

    Группа «Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания.

    Что такое пунктуация?

    Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. «Пунктуация» от лат. punctum – точка.

    Сколько знаков препинания в русском языке и как они называются?

    В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

    Какие функции выполняют знаки препинания?

    Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую. Тренинг «Определите функции знаков препинания». Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Ты, конечно, спору нет. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Ядра - чистый изумруд… (А.С. Пушкин)

    Когда на письме употребляется восклицательный знак?

    Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д. Тренинг «Чьё это признание?» Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Не зря я от рождения Противник тишины. Где я, те предложения С особым выражением Произносить должны. (А. Тетивкин)

    Что ставится в конце вопросительного предложения?

    В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. Тренинг «Какой знак любопытный?» Разные вопросы Задаю я всем: - Как? - Откуда? - Сколько? - Почему? - Зачем?- Где?- Куда? - Какая? - Отчего? - О ком? -Что? - Кому? - Который? - Чья? - Каким? - О чём?

    Вопросы – двигатель человеческого познания. На какие четыре группы можно разделить всё множество вопросов?

    1 группа – вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать; 2 группа – вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;3 группа – альтернативные вопросы; 4 группа – вопросы, на которые не ожидают ответа.

    Когда в конце предложения ставится точка?

    Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

    Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст». …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят.

    Что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения?

    Внимание, восприимчивость к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

    Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

    Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: «Ядра - чистый изумруд…» (А. С. Пушкин)

    Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения?

    Запятая ставится для разделения однородных членов предложения а) если они не соединены союзами; б) если они связаны противительными союзами; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами; г) если они соединены двойными союзами.

    Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания». И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищёлкивать перстами. Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит. На него старуха не взглянула Лишь с очей прогнать его велела. Воеводы не дремали Но никак не успевали… Ни побоища ни стана Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон. Родила царица в ночь Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

    Выделяется ли обращение знаками препинания? Какую функцию эти знаки будут выполнять?

    Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

    Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

    Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

    Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

    При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию.

    Тренинг «Расставьте знаки препинания». Ты царица всех милее Всех румяней и белее Чего тебе надобно старче

    Бог с тобою золотая рыбка

    Дурачина ты простофиля

    Не умел ты взять выкупа с рыбки

    Чем вы гости торг ведёте

    И куда теперь плывёте

    Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)

    Какова пунктуационная особенность вводных слов?

    Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. На письме вводные слова выделяются запятыми.

    Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова».

    Что ты это выдумал право?

    Сын подумал: добрый ужин

    Был бы нам однако нужен.

    Воеводы не дремали,

    Но никак не успевали.

    Ждут бывало с юга, глядь, -

    Ан с востока лезет рать!

    Чай теперь твоя душенька довольна.

    Пёс ей под ноги - и лает,

    И к старухе не пускает;

    Лишь пойдёт старуха к ней,

    Он, лесного зверя злей,

    На старуху. Что за чудо?

    «Видно выспался он худо»…

    Только полно правда ль это? (А. С. Пушкин)

    Какова смысловая роль знаков препинания?

    Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

    Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

    Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

    Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»: А вчера прислал по почте Два загадочных письма: В каждой строчке - только точки, Догадайся, мол, сама.

    Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?

    На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

    Группа «Головоломки знаков препинания» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов.

    «Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами.

    Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?

    Был у поэта письменный стол.

    Ящиков было в нём чуть ли не сто.

    В ящиках тех помещались коробки;

    В одной – запятые, в другой были скобки,

    В третьей – тире, в остальных - …,

    Чёрточки, точки, « » и прочее.

    Письменный стол содержал он опрятно,

    Стихи сочинял он весьма аккуратно.

    Пригоршней знаки берёт из коробки,

    Иное словечко поставит он в (),

    Так же частенько и этак, и так

    Использует он! .

    Если вдруг встретится образ сомнительный,

    Сразу же ставится? .

    В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

    Поэт вместо мыслей ставит – ,

    Порою « » , порой:

    И не жалел для конца … .

    Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?

    А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

    «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

    Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие?

    «Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания».

    «Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

    Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

    Самоанализ деятельности, предполагающий ответы на вопросы:

    Что делали?

    Как делали?

    Почему делали?

    Выполнили поставленные задачи?

    Достигли цели проекта?

    Самооценка вклада ученика в работу группы

    Планируемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

    Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..

    метапредметные

    Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    Регулятивные: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Устанавливать аналогии.

    Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

    Использованные Интернет-ресурсы

    • Маршак. Знаки препинания. Стихи для детей
    • Сказка о запятой
    • Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания
    • И другие (скачивайте файл)
    Скачать конспект

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»