Принципы дифференцированного обучения. Осуществление принципа дифференцированного подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко вы

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Подхода в воспитании детей на внеклассных занятиях

Проблема индивидуального подхода в воспитании имеет длительную историю развития. Ещё великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы образования и воспитания. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной.

Русский педагог разработал методику приёмов индивидуального подхода к детям. До сегодняшнего дня его идеи привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

считал, что принципы индивидуального и дифференцированного подхода к детям очень важны при организации и воспитании детского коллектива. Именно он сделал вывод, что осуществляя программу воспитания и обучения личности, педагог должен вносить в неё коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании детей. Принципы воспитательного процесса - это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей. Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности, но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя. Поэтому, даже на занятиях, педагог должен уметь найти общий язык с каждым воспитанником. Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе.

В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания. Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий воспитания в одной группе, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обусловлен наличием вариативных особенностей. Могут обучаться дети с различными особенностями нарушения, отклонениями в развитии в одном классе. Они будут отличаться между собой по познавательным возможностям, активности. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обучения и воспитанности воспитанников. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности воспитанника: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития, условия его воспитанности и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход позволяет уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого воспитанника, путём избирательного использования, необходимых в данном случае, методов и средств. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжёлыми нарушениями через доступное для них использование специфических приёмов и способов коррекционно-педагогической работы . Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к воспитанникам в воспитании.

Индивидуальный подход необходим нашим детям, независимо от их успехов. Нельзя задерживать в развитии тех, кто хорошо выполняет задания, им нужно давать дополнительные, чтобы развивать, вызывать интерес к занятиям. Слабых постоянно контролировать. Надо учитывать индивидуальные особенности воспитанников в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя. Воспитатель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия: - уважение самооценки личности воспитанника; - вовлечение во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

Постоянное повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

Создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

Воспитание опирается на определённые положения, выражающие требования к нему и реализующиеся через принципы индивидуального и дифференцированного подхода. -

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании детей на внеклассных занятиях предполагает знание индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение задач, анализ воспитательной работы , внесение корректив в методику воспитания с учётом потенциальных возможностей каждого конкретного ребёнка.

Внеклассная воспитательная работа – это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Это совокупность различных видов деятельности и обладает воспитательным воздействием на ребёнка, способствует разностороннему раскрытию его индивидуальных способностей. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, его знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Также способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание участвовать в работе класса. Воспитанники проявляют свои индивидуальные особенности, учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия.

Индивидуальная работа с детьми начинается с диагностирования личности каждого ребёнка, устанавливается дружеский контакт с ними, организуется совместная коллективная деятельность. Рекомендуется применять разнообразные методы изучения воспитанников: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их деятельности (ответов на вопросы, самостоятельных практических действий, поделок), беседы (с родителями, с воспитанниками), анкетирование, тестирование, анализ документации. Воспитатель будет знать готовность детей к восприятию материала, предвидеть затруднения, которые могут возникнуть, использовать в системе занятий групповые и индивидуальные задания, анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного

подхода в воспитании в системе, а не эпизодически.

Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учёт индивидуальных интересов воспитанников, их возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. И цель дифференциации воспитывающая: создаются предпосылки для развития интересов и способностей детей. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным.

Индивидуальный и дифференцированный подходы – как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно-образовательного процесса и реальными возможностями детей.

Воспитательная работа в классе ведётся с группами (на основе сходства в интеллекте, поведении), каждая группа требует индивидуального подхода. Все занятия провожу в сюжетно - игровой форме. Это помогает активизировать внимание детей, поддерживать познавательный интерес в течение всего занятия. Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ. Применяю «энергетические минутки», упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение. Подбираю материал для занятий с разным уровнем сложности, учитывая особенности воспитанников, индивидуально. Например, в играх: »Собери картинку», «Повтори и составь», «Овощи и фрукты», кто-то может собрать только из двух частей, а кто-то из четырёх и более. Или взять контурные изображения для раскрашивания, нужно подбирать

индивидуально, не все знают цвета и не могут аккуратно раскрасить. Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.

В игре проявляются и формируются все стороны психического развития воспитанника. Через роли, которые он выполняет в игре, обогащается его личность, нужно, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость. Подвижные игры способствуют формированию нравственных проявлений.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Приёмы и методы различны. Задача воспитателя – отобрать те средства, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям воспитанника. И опираться на коллектив постоянно, на коллективные связи детей внутри группы. Ведь невозможно воспитать доброжелательность, чувство взаимопомощи , ответственности за общее дело без коллектива.

Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании детей качественно влияет на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения материала каждым воспитанником и группой в целом.

Литература:

1. Основные понятия дифференциации взяты из Интернета.

2. Белопольская диагностика личности детей с задержкой психического развития. М,1999

3. , О детях с отклонениями в развитии.

4. «Российская педагогическая энциклопедия» т. 1.М. 1999

5. Макаров индивидуального обучения. Педагогический вестник.-1994г.

6. Степанов о современных подходах и концепциях воспитания. М, 2003

Принцип дифференцированного и индивидуально­го подхода является одним из основных принципов специальной школы. Обучение детей с проблемами в развитии происходит посредством классно-урочной формы организации занятий. Это предполагает совмест­ную учебную деятельность.

Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических осо­бенностей развития детей. Ведь без знаний основных особенностей мышления, памяти, внимания, эмоцио­нально-волевой сферы той или иной группы учащих­ся невозможно преподать им определенный матери­ал в доступной им форме и при этом быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содер­жание. Однако любой ученик, кроме общих свойств, имеет и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального внимания к каждому своему ученику.

Принцип дифференцированного подхода в обуче­нии в специальной школе реализуется в двух направ­лениях. В соответствии с одним из направлений класс разделяют на несколько групп по способностям и сте­пени обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую про­цедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.

До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуаль­ной помощи. В этом случае речь заходила о диагности­ровании у такого ребенка более глубокой степени умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или опреде­лении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инст­рукциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диаг­нозом «умственная отсталость в степени имбе­цильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.

Второе направление принципа дифференцирован­ного подхода в обучении касается содержания обра­зования. Так, в зависимости от географического по­ложения региона, его социально-экономических, исторических, природных и других условий учащиеся изучают определенный набор тем в рамках ряда пред­метов. Например, содержание профессионально-тру­дового образования, уроков истории, географии в круп­ных промышленных городах или сельской местности будет различным. Такой подход помогает решать сразу две задачи. Во-первых, это позволяет лучше исполь­зовать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, это облегчает и делает более адекватной их профессионально-трудовую подготовку и дальнейшую социализацию и интеграцию.

Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется распределение детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям (направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательного маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей.

Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой на ведущий для каждого возраста и доступный для овладения данному ребенку, с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Приоритетным является овладение ребенком определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями .

Принцип полисенсорной основы обучения предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Предусматривается максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения используется комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.

Принцип единства диагностики и коррекции нарушений. Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной диагностики особенностей развития каждого ребенка, на основании которой составляется индивидуальная программа обучения, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет варьировать и уточнять содержание программы на всех этапах обучения.

Принцип коммуникативной направленности. Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Блисс-символы, жесты и др.). При этом развитие навыков речевого (словесного) общения определяется как необходимое условие расширения коммуникативных связей.

Авторы программно-методических материалов, рекомендованных для детей со сложными (комплексными) нарушениями определяют общие условия организации образовательной среды на уровне отдельного образовательного учреждения.

· Предельная наполняемость группы (класса) для детей с комплексными нарушениями развития – 5 человек. При этом в условиях интегрированного обучения количество детей может быть меньше.

· Введение в штатный состав учреждения специалистов разного профиля (психолога, дефектолога, логопеда) для оказания детям комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Медицинская помощь осуществляется специалистами, работающими по договору.



· Организация щадящего режима предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов. Предусматривается: включение в структуру занятий физкультпауз, рациональное чередование разных видов заданий (практических, игровых, речевых, познавательных с преобладанием первых), непрерывное психологическое сопровождение обучения.

· Особая организация максимально насыщенной сенсорной среды для развития компенсаторных функций ребенка с опорой на все сохранные анализаторы. Разделение коррекционного пространства на зоны (столовая, игровая, коррекционная, двигательная и др.) для оказания различных видов помощи.

· Введение дополнительных подготовительных (пропедевтических) этапов в программы предметного и беспредметного обучения и использование в обучении стратегии «маленьких шагов», ‒ разделение сложного алгоритма действий на составляющие, отработка каждого компонента с последующим объединением в единое действие.

· Параллельное использование материалов из различных разделов на всех занятиях, взаимосвязь и взаимодополнение программных тем.

· Составление индивидуальной программы на каждого ребенка с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

· Включение в учебный план специальных коррекционных занятий с учетом вида и структуры нарушений. Например, занятия ЛФК, логопедические занятия, ритмика и др.

· Ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоением программы на основе качественной оценки показателей.

· Оказание своевременной и доступной (дифференцируемой по виду и степени) помощи на всех этапах обучения в ситуациях возникновения затруднений.

· Обновление и пополнение методической базы за счет использования современных технологий обучения с учетом характера и структуры отмечаемого нарушения.

· Использование комплекса методов обучения с преобладанием наглядно-практических и игровых методов.

· Дифференциация форм обучения с учетом степени и структуры нарушений, уровня интеллектуального развития, потребностей ребенка в посторонней помощи (предметное, беспредметное обучение).

Беспредметное обучение предусматривает планирование содержания работы по следующим направлениям:

– формирование представлений ребенка о себе и окружающем,

– развитие навыков коммуникации,

– формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,

– подготовка к овладению простейшими видами учебной деятельности,

– социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.

Предметное обучение предполагает овладение обучающимися содержанием основных учебных дисциплин. В учебный план входят учебные предметы, отобранные с учетом вида и структуры отмечаемого нарушения. Так, например, для детей с тяжелой умственной отсталостью в учебных план включаются следующие предметы:

Родной язык (развитие речи, чтение, письмо)

Математика (элементарный счет)

Мир животных, мир растений

Изобразительное искусство

Музыка, пение

Физическая культура, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд

Ремесленное дело.*

Методические подходы к проектированию индивидуальной программы обучения детей с комплексными нарушениями развития разработаны М.В. Жигоревой**. Они предусматривают:

· Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).

· Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области судропедагогики, тифлопедагогики и логопедии.

· Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.

· Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.

· Межпредметные связи предполагают отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных видах деятельности.

· Линейность и концентричность при построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в определенной логической последовате-льности с постепенным увеличением объема и усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей.

· Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей . Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.

Контрольные вопросы и задания.

1. Раскройте содержание понятий «комплексные (сложные) нарушения развития», «осложненные нарушения развития», «множественные нарушения».

2. Назовите основные группы детей и подростков с сочетанными нарушениями развития. Почему возникает необходимость в их психолого-педагогическом изучении?

3. Кратко охарактеризуйте содержание комплексного изучения особенностей психофизического и познавательного развития ребенка со сложным нарушением в развитии.

4. Как организована комплексная помощь лицам со сложными нарушениями в развитии в нашей стране. Укажите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу коррекционных учреждений с детьми и подростками, имеющими сложные нарушения развития.

5. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы коррекционной работы с детьми и подростками с комплексными нарушениями в развитии.

6. Перечислите основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы с детьми с комплексными нарушениями развития.

7. Назовите основные разделы индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим комплексное нарушение развития (по модели М.В. Жигоревой).

1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. //Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

3. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2006.

5. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9 -19.

6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концеп- ции.//Дефектология. 2009. №1. С.5-19.

8. Мещеряков А. И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии. – 1968. №9.

9. Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. – 1973. №3.

10. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Головчиц Л.А. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2006.

11. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1989. №2.

12. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Тема № 15. Служба практической (специальной) психологии в системе

образовательных учреждений

Введение

1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении

2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации

3. Задачи дифференцированного обучения

4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний

Список литературы


Введение

Дифференцированный подход в обучении и воспитании, - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся.

Социальная значимость проблемы дифференцированного подхода усиливается в период гуманизации школьного образования. Процесс обучения, воспитания и развития учащихся строится с позиции деятельностного подхода, следствием которого является дифференцированный подход. Это связано с тем, что дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса.


1. Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении

Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.

Дифференцированный подход включает весьма широкий круг педагогических действий.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило принять в качестве рабочего определение, которое рассматривает дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе. Сущность дифференцированного подхода заключается:

a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;

b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;

c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

2. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации

Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критериев дифференциации применяются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемость, обученность и познавательный интерес к географии), характеризующие ученика как целостную личность. Каждое из выбранных свойств ученика в значительной степени определяет успешность обучения. Доминирующим должен быть уровень обученности, поскольку от него в значительной степени зависит обучаемость и степень сформированности познавательного интереса. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий школьников наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам школы.

Изучение типологических особенностей учащихся включает выявление показателей их определения, на основании которых строятся диагностические материалы.

Эффективным способом диагностики обученности являются диагностические проверочные работы, обучаемости - ШТУР (школьный тест умственного развития), который чаще всего используется психологами на практике. Для определения уровня познавательного интереса к предмету эффективным способом диагностики является анкетирование.

Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп. На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы учащихся:

I. группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы:

II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы:

a. с устойчивым интересом к данному предмету;

b. с устойчивым интересом к другим предметам.

III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к данному и другим предметам.

Кроме того, дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.

В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.

Одним из условий организации дифференцированной самостоятельной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.


3. Задачи дифференцированного обучения

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;

2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;

3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.

Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.

Для облегчения работы учителя и учащихся, рекомендуется составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников. В базовом уровне задания для групп учеников с разным уровнем обученности рекомендую показывать различным шрифтом: для слабых - курсивом, для средних - обычным. Задания для учащихся с разным уровнем устойчивости познавательного интереса показывать различными значками.


4. Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к учащимся при обучении и проверки знаний

Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса считается выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся разрабатываются и апробируются системы разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, задачи и диктанты по предмету, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.

Критерием успешной работы служит качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагоги­ческий принцип, согласно которому в воспитательно-образова­тельной работе с детьми должны учитываться все индивидуаль­ные особенности каждого ребенка.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - учет в воспитательно-образовательной работе типических особенностей, характерных для некоторой группы воспитанников.

Теоретические основы индивидуального подхода к детям. Проблема индивидуализации обучения многоаспектна как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне проти­воречива в попытках ее разрешения. Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индиви­дуальность - это единое целое, неповторимое, уникальное, внут­ренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения. Большой вклад в разработку вопроса индивидуального подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А.Комёнский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой; в советский период - А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский. Современные педагоги и психологи (В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.Л. Крутецкий, Л.И. Князева, Я.И.Ковальчук и др.) рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Сущность индивидуального подхода. Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности. Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность. Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода. В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллективе детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим, с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.


Особенности дифференцированного подхода. При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный, характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с уче­том уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно: I) изучение индивидуальных особенностей детей; 2) постановка задач педагогической работы, т.е. проектирование личности; 3) подбор методов и средств воспитатель­ного воздействия; 4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»