Принципы дифференцированного обучения. У данной задачи есть более рациональный способ решения

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принцип дифференцированного обучения

В монографии Р.А. Утеевой приведены различные определения принципа дифференцированного подхода , рассмотрим некоторые из них.

Дифференцированный подход к учащимся - это:

  1. дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы, необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода (Рабунский Е.С.);
  2. особый подход учителя к разным группам учеников, тракующийся в организациии учебной работы, различной по содержанию, объему, сложности, методам и приемам (Кирсанов А.А.);
  3. система управления индивидуальной деятельностью учащихся с учетом как индивидуально-психических, так и доминирующих особенностей групп учащихся (Глейзер Г.Д.);
  4. способ оптимизации, предлагающий оптимальное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной форм обучения (Бабанский Ю.К.);
  5. некоторое условное деление школьников на подвижные группы (Колягин Ю.М.).

Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:

1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.

3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.

Дети получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению. При таком способе подачи материала, его отработке у учащихся развивается логическое мышление, развиваются коммуникативные способности, повышается активность.

В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, окончивших коррекционные школы. Эти трудности имеют тенденцию к нарастанию.

С другой стороны, еще в должной мере при обучении у.о. школьников не используются имеющиеся большие резервы совершенствования учебно-воспитательной работы.

Для коренного решения этой проблемы должна быть поднята на значительно более высокую ступень организация индивидуального и дифференцированного подхода.

Термин “индивидуальный подход” обозначает дидактический принцип обучения и воспитания - один из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению у.о. учащиеся различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но также присущей умственно отсталым полиморфностью основного и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся, определяемыми их индивидуальными возможностями.

Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связано с большим разбросом учебных возможностей у.о. учащихся одного возраста. Многие психологи, дефектологи занимались изучением данного вопроса.

Г.М.Дульнев (1955г.) подчеркивал: “Поскольку формы умственной отсталости весьма разнообразны, постольку в коррекционной школе особо важное значение приобретает принцип индивидуального подхода в обучении”. Причем индивидуальный подход им рассматривался не как самоцель, а как путь подведения детей к нормальным (фронтальным) формам учебной деятельности, преодоление и компенсирование индивидуальных особенностей в умственном недоразвитии ребенка.

Ж.И.Шиф (1965г.) отмечает, что из-за неравномерности дефекта, наряду с пострадавшими, имеются значительные участки сохранных возможностей. Ж.И.Шиф делает вывод о необходимости анализировать поведение каждого ребенка в его развитии, выявляя фонд индивидуальных положительных возможностей, которые могут служить компенсации недостатков. Необходимо подчеркнуть, что индивидуальный подход необходим всем у.о.школьникам, независимо от их успехов в учебе, просто он решает разные цели. Неуспевающие учащиеся должны “подтянуться” до уровня успевающих и выйти на больший объем фронтальной работы. Но нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников: им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних у.о.школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими , т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей у.о. учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход-это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы и далее организация обучения в соответствии с особенностями учебной и трудовой деятельности каждой группы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Дифференцированный подход-это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.

В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся: хорошо успевает, средне, слабоуспевающий. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возможности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного материала. например: у двух учениц низкое качество изготовления изделий- обе слабоуспевающие. Однако, причины отставания у них разные: одна отстает из-за двигательных нарушений, имея сравнительно сохранный интеллект (анализирует, планирует работу, адекватно оценивает), другая отстает из-за низкого уровня интеллектуального развития и связанного с этим патологической медлительностью движений. В силу разных причин отставания эти учащиеся не могут быть отнесены к одной группе и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

Для накапливания и распространения опыта дифференцированного подхода к разным типам у.о. детей необходима классификация, отражающая их типические свойства. Применительно к трудовому обучению за основания такой классификации приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно-трудовой деятельности.

Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели, сбора и объединения всех данных, нужных для решения задачи, т.е. ориентировка в задании, планирование предстоящей работы, изменение планов и целей при использовании задания.

Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: практическое преобразование исходного материала - выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, а также соотнесение реальных действий и получаемых результатов с мыслительными, т.е. самоконтроль. Физиологический уровень исполнительной стороны деятельности отражает свойства зрительной, слуховой и двигательной систем, участвующих в самоконтроле и исполнении.

Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся (энергетика учащихся) : эмоции, чувства, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость. Свойства энергетической стороны деятельности в основном определяют уровень работоспособности учащихся. Однако активизация деятельности зависит также от силы мотивов. Но система мотивов служит не только энергетическим, но и направляющим фактором (В.Г. Асеев ), т.е. содержит свойства, относящиеся также и к целевой стороне деятельности (однако надо отметить, что работоспособность, как и мотивация, целиком не лежит в плоскости только энергетической стороны).

Индивидуальные особенности учащихся могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает особенности деятельности по трем направлениям анализа. Всех учащихся можно разделить на 3 группы:

1 группа – все 3 стороны деятельности более или менее сохранны,
2 группа – 1 или 2 стороны деятельности нарушены,
3 группа – все 3 компонента трудовой деятельности нарушены.

Мирский Л.С. всех учащихся разделил на 8 типов.

1 тип (это 1 группа учащихся) – в основном успешно справляется с обучением во фронтальной работе. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе.

Для учащихся 2 группы в зависимости от сочетания нарушений выделяются 6 типов (2-7 типы). Эффективное обучение учащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода к учащимся.

8 тип (это 3 группа) – учащиеся не овладевают материалом существующих учебных программ. Здесь встает задача не индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, а индивидуализация обучения, т.е. перевод учащихся на индивидуальные программы или на обучение другим видам труда (подготовка младшего обслуживающего персонала, т.е. внешняя дифференциация).

Основная трудность для данных учащихся состоит в том, что указанные программы, в основном, предусматривают конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Учащиеся, отнесенные к 8 типу, могут овладевать простейшей профессиональной деятельностью лишь при у словии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз , при этом образ изделия и план работы, в основном, усваиваются во время практического выполнения задания. Подражание – основной способвыполнения трудовых заданий для таких учащихся.Учащиеся 8 типа в большинстве случаев также не способны к овладению материалом существующих учебных программ по общеобразовательным предметам. Поэтому для их обучения целесообразна организация специальных классов, работающих по облегченной программе. Если раздельное обучение для учащихся 8 типа не организовано, то они должны заниматься по индивидуальным программам.

Организация систематического дифференцированного подхода к учащимся, имеющим типические недостатки в обучении, включает работу с шестью основными типами (2-7 типы). В конкретной учебной группе, как правило, все типы учащихся не встречаются. К тому же, выделенные группы учащихся не являются устойчивыми, стабильными. Количество выделяемых групп непостоянно. Оно может изменяться в зависимости от характера и сложности учебного материала, от подготовленности учащихся к его усвоению, от сформированности у учащихся необходимых для этого предпосылок. Состав групп должен изменяться со временем в связи с различной обучаемостью учащихся и, соответственно, с неодинаковыми успехами их продвижения, а также в зависимости от задач и этапов урока. Дифференцированный подход предполагает достижение одной цели в обучении, но разным путем, разными приемами.

Опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, дифференцированный подход ставит своей основной целью исправление наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности, а значит, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы . В результате обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии. Развитие – это переход из одного состояния в другое, более совершенное. Чем больше у.о. ребенок продвинется в своем развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом. Коррекция и развитие- единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход помогают решать задачи коррекционно- развивающего обучения. Но необходимо отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход не заменяет фронтальную работу. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы- задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности (посильность заданий для разных групп учащихся). Можно задания разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии , за соблюдение правил по ТБ, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.

Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков. Организация таких условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей. Принцип работы учителя: “ Обучая_- изучай!” Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход позволяет контроль отслеживания учащихся, динамика их развития. Опора педагогической технологии учителя – это результаты отслеживания развития учащихся. Отслеживание проводится по специальным критериям, соответствующим развитию трех сторон трудовой деятельности: целевой, исполнительной и энергетической. Каждый учитель может видоизменять критерии отслеживания и вводить новые в зависимости от специфики своего предмета. Я провожу динамику отслеживания развития учащихся по критериям, представленным в Приложении 1 . В качестве значков использую кружочки разного цвета: красного, синего, зелёного и чёрного, что соответствует отметкам: 5, 4, 3,2. Можно в качестве значков использовать “ - “ и “ + “ или какие-то другие символы. Проводя анализ динамики развития учащихся, учитель делает выводы:

  1. Об объекте коррекции (т.е. сразу видно, что надо развивать, что корригировать, над чем учителю работать, какие трудности и сложности у учащихся),
  2. О развитии учащихся (переходит ли ученик от одной группы к другой: (3-2, 2-1).

Динамика развития учащихся помогает учителю составить планы индивидуальной коррекции учащихся, то есть сделать обучение личностно ориентированным, что в конечном итоге продвинет учащихся в общем развитии.

Психолого-педагогическое диагностирование учащихся требует определенного опыта. Но если проработка данной проблемы поможет преодолеть отставание хотя бы одного ученика в каждой учебно-трудовой группе, то в масштабе всей страны это позволит включать в более эффективный производительный труд несколько тысяч человек.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асеев В.Г. “ Мотивация поведения и формирование личности”. М. 1976г.
  2. Дульнев Г.М. “ Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе”. М., “Просвещение”, 1981г.
  3. Мирский С.Л. “ Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении”, М. “Педагогика”, 1990г.
  4. Патракеев В.Г. “ Психолого-педагогичесое изучение учащихся учителем труда” (журнал “Дефектология”, №6,1996г.)
  5. Шиф Ж.И. “ Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы”, М., 1965г.

Подхода в воспитании детей на внеклассных занятиях

Проблема индивидуального подхода в воспитании имеет длительную историю развития. Ещё великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал педагогическую систему, в которой разработал дидактические основы образования и воспитания. Он видел организацию индивидуальной работы в сочетании с коллективной.

Русский педагог разработал методику приёмов индивидуального подхода к детям. До сегодняшнего дня его идеи привлекают внимание педагогов, когда обсуждаются сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

считал, что принципы индивидуального и дифференцированного подхода к детям очень важны при организации и воспитании детского коллектива. Именно он сделал вывод, что осуществляя программу воспитания и обучения личности, педагог должен вносить в неё коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании детей. Принципы воспитательного процесса - это основополагающие, исходные положения, в которых определяются педагогические требования к организации, содержанию, методам и формам воспитательной системы. Воспитатель или педагог всегда руководствуются как общепедагогическими, так и специальными принципами воспитания, отражающими специфику воспитательного процесса той или иной категории детей. Принципы воспитания требуют полной реализации в практической деятельности, но они не могут заменить специальных знаний, умений, опыта воспитателя. Поэтому, даже на занятиях, педагог должен уметь найти общий язык с каждым воспитанником. Принципы, на которых выстраивается воспитательный процесс, не могут оставаться неизменными, они изменяются, совершенствуются в связи с социальными и экономическими изменениями в обществе.

В организации и реализации внеурочной воспитывающей деятельности дифференциация и индивидуальный подход являются одним из принципов воспитания. Цель этой воспитательной системы состоит в подготовке воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, к трудовой деятельности Принцип индивидуального и дифференцированного подхода требует как учёта индивидуальных особенностей воспитанников, так и учёта степени трудности заданий, упражнений, содержания воспитывающей деятельности и разных методов воспитания. Принцип дифференциации направлен на достижение оптимального уровня социализации воспитанника при применении эффективной технологии воспитания. Главная цель дифференцированного и индивидуального подходов на занятии - участие каждого воспитанника, возможность совершенствования навыков и способностей. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей. Дифференциация – в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированный подход - это создание разнообразных условий воспитания в одной группе, это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обусловлен наличием вариативных особенностей. Могут обучаться дети с различными особенностями нарушения, отклонениями в развитии в одном классе. Они будут отличаться между собой по познавательным возможностям, активности. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обучения и воспитанности воспитанников. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе воспитанники группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведётся с группами. Каждая группа воспитанников требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Социализация каждого воспитанника в условиях индивидуального подхода осуществляется с учётом особенностей его развития и воспитания.

Воспитатель должен учитывать все индивидуальные особенности воспитанника: уровень развития речи, речевого общения, мыслительных операций, особенности нервной деятельности, характера, темперамента, работоспособности, культуры поведения, нравственных знаний и практическое их применение; уровень эмоционально-волевого развития, физического развития, условия его воспитанности и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Индивидуальный подход позволяет уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого воспитанника, путём избирательного использования, необходимых в данном случае, методов и средств. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжёлыми нарушениями через доступное для них использование специфических приёмов и способов коррекционно-педагогической работы . Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к воспитанникам в воспитании.

Индивидуальный подход необходим нашим детям, независимо от их успехов. Нельзя задерживать в развитии тех, кто хорошо выполняет задания, им нужно давать дополнительные, чтобы развивать, вызывать интерес к занятиям. Слабых постоянно контролировать. Надо учитывать индивидуальные особенности воспитанников в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Необходимой предпосылкой успешной реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей в первую очередь является педагогический такт воспитателя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, за внимание, успехи дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Воспитанник, особенно слабый, должен быть уверен в том, что воспитатель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя. Воспитатель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия: - уважение самооценки личности воспитанника; - вовлечение во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

Постоянное повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

Создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.

Воспитание опирается на определённые положения, выражающие требования к нему и реализующиеся через принципы индивидуального и дифференцированного подхода. -

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании детей на внеклассных занятиях предполагает знание индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение задач, анализ воспитательной работы , внесение корректив в методику воспитания с учётом потенциальных возможностей каждого конкретного ребёнка.

Внеклассная воспитательная работа – это организация воспитателем различных видов деятельности воспитанников во внеурочное время. Это совокупность различных видов деятельности и обладает воспитательным воздействием на ребёнка, способствует разностороннему раскрытию его индивидуальных способностей. Разнообразные виды деятельности помогают самореализации воспитанника, повышению его самооценки, уверенности в себе. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт, его знания, приобретаются необходимые практические умения и навыки. Также способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание участвовать в работе класса. Воспитанники проявляют свои индивидуальные особенности, учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия.

Индивидуальная работа с детьми начинается с диагностирования личности каждого ребёнка, устанавливается дружеский контакт с ними, организуется совместная коллективная деятельность. Рекомендуется применять разнообразные методы изучения воспитанников: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их деятельности (ответов на вопросы, самостоятельных практических действий, поделок), беседы (с родителями, с воспитанниками), анкетирование, тестирование, анализ документации. Воспитатель будет знать готовность детей к восприятию материала, предвидеть затруднения, которые могут возникнуть, использовать в системе занятий групповые и индивидуальные задания, анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного

подхода в воспитании в системе, а не эпизодически.

Дифференцированный подход в сфере воспитания – это учёт индивидуальных интересов воспитанников, их возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. И цель дифференциации воспитывающая: создаются предпосылки для развития интересов и способностей детей. У воспитателя появляется возможность помогать слабым и уделять внимание сильным.

Индивидуальный и дифференцированный подходы – как средство преодоления несоответствия между требованиями воспитательно-образовательного процесса и реальными возможностями детей.

Воспитательная работа в классе ведётся с группами (на основе сходства в интеллекте, поведении), каждая группа требует индивидуального подхода. Все занятия провожу в сюжетно - игровой форме. Это помогает активизировать внимание детей, поддерживать познавательный интерес в течение всего занятия. Коррекционно-развивающие задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода: при одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребёнка. Например, если одним воспитанникам хватает словесной инструкции, то другим нужен показ. Применяю «энергетические минутки», упражнения на релаксацию, физкультминутки, которые помогают снять утомление детей, мышечное напряжение. Подбираю материал для занятий с разным уровнем сложности, учитывая особенности воспитанников, индивидуально. Например, в играх: »Собери картинку», «Повтори и составь», «Овощи и фрукты», кто-то может собрать только из двух частей, а кто-то из четырёх и более. Или взять контурные изображения для раскрашивания, нужно подбирать

индивидуально, не все знают цвета и не могут аккуратно раскрасить. Во время изготовления поделок у каждого определённый уровень задания, учитываются индивидуальные особенности (темперамент, способности, интересы), но цель одна для всех: выполнить красиво и чисто.

В игре проявляются и формируются все стороны психического развития воспитанника. Через роли, которые он выполняет в игре, обогащается его личность, нужно, чтобы ребёнок почувствовал свою значимость. Подвижные игры способствуют формированию нравственных проявлений.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Приёмы и методы различны. Задача воспитателя – отобрать те средства, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям воспитанника. И опираться на коллектив постоянно, на коллективные связи детей внутри группы. Ведь невозможно воспитать доброжелательность, чувство взаимопомощи , ответственности за общее дело без коллектива.

Использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании детей качественно влияет на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения материала каждым воспитанником и группой в целом.

Литература:

1. Основные понятия дифференциации взяты из Интернета.

2. Белопольская диагностика личности детей с задержкой психического развития. М,1999

3. , О детях с отклонениями в развитии.

4. «Российская педагогическая энциклопедия» т. 1.М. 1999

5. Макаров индивидуального обучения. Педагогический вестник.-1994г.

6. Степанов о современных подходах и концепциях воспитания. М, 2003

Принцип дифференцированного и индивидуально­го подхода является одним из основных принципов специальной школы. Обучение детей с проблемами в развитии происходит посредством классно-урочной формы организации занятий.

Это предполагает совмест­ную учебную деятельность.

Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических осо­бенностей развития детей. Ведь без знаний основных особенностей мышления, памяти, внимания, эмоцио­нально-волевой сферы той или иной группы учащих­ся невозможно преподать им определенный матери­ал в доступной им форме и при этом быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содер­жание. Однако любой ученик, кроме общих свойств, имеет и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального внимания к каждому своему ученику.

Принцип дифференцированного подхода в обуче­нии в специальной школе реализуется в двух направ­лениях. В соответствии с одним из направлений класс разделяют на несколько групп по способностям и сте­пени обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую про­цедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.

До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуаль­ной помощи. В этом случае речь заходила о диагности­ровании у такого ребенка более глубокой степени умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или опреде­лении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инст­рукциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диаг­нозом «умственная отсталость в степени имбе­цильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.

Второе направление принципа дифференцирован­ного подхода в обучении касается содержания обра­зования. Так, в зависимости от географического по­ложения региона, его социально-экономических, исторических, природных и других условий учащиеся изучают определенный набор тем в рамках ряда пред­метов. Например, содержание профессионально-тру­дового образования, уроков истории, географии в круп­ных промышленных городах или сельской местности будет различным. Такой подход помогает решать сразу две задачи. Во-первых, это позволяет лучше исполь­зовать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, это облегчает и делает более адекватной их профессионально-трудовую подготовку и дальнейшую социализацию и интеграцию.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 64. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ:

  1. 59. ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
  2. Содержание и методы логопедической работы с детьми, имеющими ДЦП в комплексе медико-педагогического воздействия. (Работы Е.М.Мастюковой, Н.Н. Малофеева, Л.Б. Халиловой, И.А. Смирновой)
  3. 60. ПРИНЦИП РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
  4. 35. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ II УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  5. 26. Технология работы с детьми, имеющими признаки одаренности
  6. 36. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  7. Д) ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОРИЕНТИРЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБНОВЛЕНИЮ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, 1992.
  8. Принцип дифференцированного подхода к обучению русскому языку. Индивидуальнаяи групповая работа на уроках русского языка как с отстающими, так и с сильными учащимися.

Принцип дифференцированного и индивидуально­го подхода является одним из основных принципов специальной школы. Обучение детей с проблемами в развитии происходит посредством классно-урочной формы организации занятий. Это предполагает совмест­ную учебную деятельность.

Групповая форма обучения основана на знании общих возрастных и психолого-педагогических осо­бенностей развития детей. Ведь без знаний основных особенностей мышления, памяти, внимания, эмоцио­нально-волевой сферы той или иной группы учащих­ся невозможно преподать им определенный матери­ал в доступной им форме и при этом быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содер­жание. Однако любой ученик, кроме общих свойств, имеет и свои индивидуальные. У ребенка, имеющего проблемы в развитии, индивидуальные особенности личности усугубляются, поэтому индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность и требует от педагога более пристального внимания к каждому своему ученику.

Принцип дифференцированного подхода в обуче­нии в специальной школе реализуется в двух направ­лениях. В соответствии с одним из направлений класс разделяют на несколько групп по способностям и сте­пени обучаемости. Как правило, таких групп бывает три; сильная, средняя, слабая. Проделав такую про­цедуру, педагог планирует деятельность учеников на уроке, дает дифференцированное задание на дом.

До 60-х гг. XX в. в специальных школах принято было выделять еще и четвертую группу. К ней относили детей, которые стойко не усваивали программу спе* циальной школы, несмотря на все виды индивидуаль­ной помощи. В этом случае речь заходила о диагности­ровании у такого ребенка более глубокой степени умственной отсталости - имбецильности и переводе его на индивидуальную форму обучения или опреде­лении в специальные учреждения закрытого типа системы социальной защиты. В соответствии с инст­рукциями комплектования классов в специальной школе, действовавшими в то время, учащиеся с диаг­нозом «умственная отсталость в степени имбе­цильности» считались необучаемыми и не могли там находится. В конце 60-х гг. XX в. так называемые им-бецильные классы были расформированы.

Второе направление принципа дифференцирован­ного подхода в обучении касается содержания обра­зования. Так, в зависимости от географического по­ложения региона, его социально-экономических, исторических, природных и других условий учащиеся изучают определенный набор тем в рамках ряда пред­метов. Например, содержание профессионально-тру­дового образования, уроков истории, географии в круп­ных промышленных городах или сельской местности будет различным. Такой подход помогает решать сразу две задачи. Во-первых, это позволяет лучше исполь­зовать индивидуальные особенности учащихся, а во-вторых, это облегчает и делает более адекватной их профессионально-трудовую подготовку и дальнейшую социализацию и интеграцию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»