Принятие и исполнение государственных решений. Исполнение решений Курс лекций принятие и исполнение государственных решений

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Российский Новый Университет

Краткий курс лекций по дисциплине

«Принятие и исполнение государственных решений»

Д.э.н., доцент

Моттаева А.Б..


Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений. 4

1.Понятие и методологические основы принятия управленческого решения. 4

2. Механизм принятия решений в системе государственного управления. 6

3.Теории принятия государственных решений. 9

4. Особенности государства как субъекта принятия решений. 12

5. Субъекты и объекты государственного управления. 16

6. Многоуровневый характер принятия государственных решений. 20

Литература: 26

Тема 2. Сущность и специфика процесса принятия государственных решений. Этапы принятия государственных решений. 29

1. Принятие государственных решений как функционально-поведенческий комплекс. 29

2. Лидерская субсистема в принятии государственных решений. 37

3. Этапизация как процедура рационализации принятия государственных решений. 47

4. Подготовительный этап принятия государственных решений. 53

5. Этап выработки целей. 63

6. Этап реализации целей и завершающий этап. 66

7. Информационно-аналитическое обеспечение принятия государственных решений. 73

Литература: 78

Тема 3. Механизмы принятия государственных решений. Организация, контроль и оценка эффективности исполнения государственных решений. 80

1. Прогнозирование в принятии государственных решений. 80

2. Формы и методы прогнозирования. 83

3. Планирование в принятии государственных решений. 87

4. Программирование в принятии государственных решений. 90

5. Организация исполнения государственно-управленческих решений. 110

6. Контроль за исполнением управленческих решений. 114

7. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти. 117

8. Модели эффективности. 120

Литература: 123

Тема 4. Принятие государственных решений в условиях неопределённости и риска. 126

1. Риски как фактор принятия государственных решений. 126

2. Контроль и управление рисками. 130

Литература: 136

Тема 5. Принятие государственных решений в условиях политических конфликтов. 138

1. Структура и основные формы политических конфликтов. 138

2. Типология политических конфликтов. 140

3. Сущность управления и контроля за конфликтами. 141

4. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 143

Литература: 146


Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений.

1. Понятие и методологические основы принятия управленческого решения

2. Механизм принятия решений в системе государственного управления.

3. Теории принятия государственных решений

4. Особенности государства как субъекта принятия решений

5. Объекты и субъекты принятия решений в государственном управлении.

6. Многоуровневый характер принятия государственных решений

Понятие и методологические основы принятия управленческого решения

Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения эффективного функционирования организации, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа.

В общем виде управленческое решение определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым (прогнозным).

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

- что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

- как делать (по какой технологии);

- с какими затратами;

- в каком количестве;

- в какие сроки;

- где (место, производственные помещения, персонал);

- кому поставлять и по какой цене;

- что это дает инвестору и обществу в целом?

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществляемый лицом принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В государственном управлении принятие решений осуществляется государственными служащими различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а общества или отрасли в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого государственных служащих соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения является его согласованность с ранее принятыми решениями как по горизонтали, так и по вертикали управления.

Экономическое содержание управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести прямой или косвенный доход.

Организационное содержание решений позволяет создать четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации решений.

Технологическое содержание решений проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решений.

Социальное содержание управленческих решений заложено в механизме государственного управления, которое подразумевает что все принятые решения направлены на улучшение социальной среды в государстве.

Различают индивидуальную, групповую, организационную и межорганизационную формы принятия решений.

Индивидуальная (единоличная) форма принятия решения характерна тем, что руководитель лично организует и проводит все этапы разработки решения от начала до конца, хотя на практике руководитель, ответственный за принятие решений, всегда работает с помощью своих заместителей, подчиненных специалистов и привлекаемых экспертов. Более того, каждый работник тоже может принимать частные индивидуальные решения.

Групповая форма принятия решений предполагает осуществление процесса принятия решения лицами, взаимодействующими друг с другом по организационно установленным и формализованным процедурам. Для решения тех или иных проблем руководитель использует уже существующие группы или формирует новые.

Организационная форма сложнее групповой, что объясняется увеличением числа действующих в этом процессе лиц и групп, различием, а иногда и противоречием, интересов и стоящих задач, сложностью структуры и взаимосвязей внутри организации, более высокой степенью риска и неопределенностью результатов. В итоге окончательное решение, принимаемое руководителем, находится как бы в верхней части «дерева решений», принятых отдельными лицами, группами, подразделениями.

Межорганизационная форма принятия решений требует скоординированного взаимодействия между различными организациями при условии совместного целеполагания, урегулирования конфликтов, рационального распределения дефицитных ресурсов, учета различных факторов и последствий.

Решение?

Решение
Ответ на вопрос
Разгадка проблемы
Сделанный выбор
Идея и ее
осуществление
Нормативно-правовой
акт
Волевой акт

Государственное решение?

Решение, принятое государством.
Государственное решение – цель и
проект действий органов
государственной власти.
1. Как принять решение???
(кто, как, какие, почему)
2. Как исполнить решение???
(кто, как, насколько эффективно)

Управленческое решение

Государственное решение является одним
из видов управленческих решений!
Управленческое решение – это
совокупность взаимосвязанных,
целенаправленных и логически
последовательных действий, которые
обеспечивают реализацию
управленческих задач.

Управленческое решение

Черты управленческих решений:
- обоснованность
- своевременность
- законность
- четкая формулировка задач
- посильность исполнения
- комплексность подхода
- преемственность

Управленческое решение

Управленческое решение
Процесс
поиск и анализ
требуемой информации,
разработка,
утверждение и
реализация УП
Явление
документ – план,
распоряжение,
приказ, решение, указ,
постановление,
закон и т.д.

Управленческое решение

Управленческое решение

Управленческое решение

Государственное решение

Г.Р. – это выбор и обоснование определенного
проекта действий государственных органов,
направленных на достижение общественных
целей.
Г.Р. это особый тип управленческих решений,
составляющих функцию государственной власти.
Г.Р. – целевой публично-властный акт
воздействия государственного органа
управления, направленный на социальные
общности или процессы и обладающий
соответствующей правовой формой

Особенности государственного решения

Внешняя направленность
Публичный характер
Правовая форма
Объект воздействия – социальные общности
или процессы
Результат управленческого воздействия –
социальное изменение

Государственное решение

Государственное решение
Политические решения
Административные
решения

Государственное решение

Субъект Г.Р.
Руководящий орган государственной
власти (коллегиальный или лидер)
Субъект-исполнитель Г.Р.
Аппараты государственной службы
Объект Г.Р.
Нижестоящие органы управления,
социальные группы, политические и
общественные объединения
Авторитет Г.Р.
Легитимность субъекта и
обоснованность решения
Диапазон Г.Р.
Политическое пространство Г.Р. И
объем задач, охватываемый данным
решением
Информационная обеспеченность
Г.Р.
Информационная база принятия
решения
Технология и стиль принятия Г.Р.
Методы и приемы подготовки и
принятия решения
Тип принятия Г.Р.
Демократический или авторитарный

Государственное решение


По уровню субъектов
- федеральные решения
- региональные решения
- решения местных органов власти
По характеру целей и задач
- политические и административные
- руководящие и исполнительские
- стратегические и оперативнотактические
- общегосударственные и
относящиеся к отдельным областям
государственной жизни
По сферам жизнедеятельности
общества
- экономические
- культурные
- социальные
- международные и т.д.

Государственное решение

Группировка государственных решений
По масштабам охвата объекта
управления
- общесистемные решения
- общеполитические решения
- макроэкономические решения и т.д.
По управленческим функциям
- решения по вопросам
планирования
- решения по вопросам организации
- решения по вопросам контроля и т.д.

Примеры политических решений

Государственные программы
Концепции
Федеральные законы
Указы Президента РФ по общим вопросам
деятельности государства

Примеры административных решений

Постановления Правительства РФ
Приказы и распоряжения министерств и
ведомств

Государственное решение

7 элементов государственного управленческого
решения
1. Прогнозирование различных вариантов действий и
возможных последствий каждого из них.
2. Планирование состава и содержания выбранного
будущего действия.
3. Организация выполнения действия.
4. Стимулирование объектов осуществляющих действия.
5. Координация действия.
6. Контроль выполнения действия.
7. Информирование инициатора действия о ходе его
выполнения.

Документы,
на основе которых
принимаются решения
и фиксируются
принятые
решения
Организационноправовые
Распорядительные
Справочноинформационные

Организационно-правовые документы

Содержат положения, строго обязательные
для использования, реализуют нормы
административного права и являются
правовой основой деятельности.
Проходят процедуру утверждения
вышестоящим органом или
руководителем.

Виды организационно-правовых документов

- Устав;
- Положение;
- Инструкция;
- Регламент работы;
- Штатное расписание;

Распорядительные документы

регулируют деятельность, направленную на
обеспечение реализации задач, стоящих перед
органом управления.
Содержат решения, идущие сверху вниз: от
управляющего органа к подчиненным
организациями структурным подразделениям.


по действию
Правовые акты, действующие
на федеральном уровне
Правовые акты, действующие
на уровне субъектов РФ
Правовые акты, действующие
в пределах отрасли
Правовые акты, действующие
в рамках отдельной организации

Виды распорядительных документов

- Указ;
- Решение;
- Постановление;
- Приказ;
- Распоряжение;
- Указание.

Справочно-информационные документы

Выполняют служебную, вспомогательную роль по
отношению к организационно-правовым и
распорядительным документам, поскольку не
содержат поручений, не обязывают действовать строго
предписанным образом, как распорядительные
документы, а лишь сообщают сведения, которые могут
побудить к принятию определенного решения, т.е.
инициируют управленческие решения, позволяют
выбрать тот или иной способ действия.

Виды справочно-информационных документов

Справочно-информационные
документы
докладная записка
предложение
объяснительная записка
заявление
представление
переписка
служебное письмо
телеграмма, телефонограмма,
телекс, факсограмма,
электронное сообщение
Справочно-аналитические
документы
акт
справка
сводка
заключение
отзыв
список
перечень

Роль человеческого фактора в процессе разработки государственного решения

Каждый человек уникальная личность, поэтому
каждое управленческое решение уникально.
На подготовку, реализацию и оценку УР влияет
человеческий фактор, обусловленный личностными
качествами руководителя.

Личностные качества руководителя
Неизменяемые:
- темперамент
- здоровье
- реакции
Слабо изменяемые:
-
внушаемость
уровень эмоциональности
профессионализм
опыт
внимание
склонность к риску
особенности мышления
Сильно изменяемые:
-
воля
ответственность
коммуникабельность

Каждая личность имеет жизненную
генетическую программу, включающую
набор индивидуальных психических
свойств – темперамент.

Типы темперамента

Холерик
Флегматик
Меланхолик
Сангвиник

Холерик

Личности холерического темперамента предпочитают быстроту,
оперативность и личную инициативу. Предпочитают выполнять
интересные задания. Если появляется более значимое или
интересное задание, они могут оставить невыполненным старое и
переключиться на выполнение нового.
Холерики не всегда успевают тщательно оценить ситуацию и
сформировать истинную проблему. Их решения порой носят
спонтанный характер и характеризуются высоким уровнем риска,
решительностью и бескомпромиссностью. Для повышения
эффективности выполняемых холериком заданий рекомендуется
постоянно
контролировать
их
и
обеспечивать
быстродействующими информационными системами поддержки
решений типа «Консультант-М», «Галактика», «Парус» и др.

Флегматик

Флегматики характеризуются замедленными реакциями и
обоснованными
суждениями.
Они
работоспособны
и
предпочитают использовать типовые технологии. Для их
сознания очень устойчивым является начальный период обучения
или повышения квалификации - в школе, институте. Дальнейшее
повышение квалификации идет в русле уже накопленных знаний.
Если им преподается материал, противоречащий ранее
полученным установкам, они его не воспринимают. Личности
флегматического типа предпочитают получать задания в
письменной форме и также сдавать выполненную работу. Они
предпочитают затратить больше времени на разработку УР, чем
на его реализацию. Для них важен избыток информации, мнений
и советов по решаемым задачам. Их решения характеризуются
высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации
решений флегматики решительны и настойчивы. Они больше
доверяют специалистам, чем информационным системам.

Меланхолик

Личности
меланхолического
темперамента
отличаются
повышенной
эмоциональностью. Они не могут долго находиться наедине со своими
проблемами. У них имеется потребность с кем-либо обсудить свои проблемы, они
готовы обсудить проблемы и других людей и делают это с готовностью.
Меланхолики постоянно ищут лидера (защитника) в своей профессии и хобби.
Они прекрасно работают в коллективе, где есть лидеры.
Меланхолики очень ответственно подходят к РПУР. Они пытаются учесть все
возможные отрицательные последствия реализации решений как на уровне
расчетов, так и на уровне интуиции. Иногда второстепенные проблемы (мелочи)
возводятся ими в ранг первостепенных. На выполнение заданий меланхоликам
требуется много времени, большой объем информации и советчики. Решение,
принятое меланхоликом, отличается детальной проработанностью и реальностью
выполнения. Меланхолики принимают эффективные решения в области
стратегического планирования, экономики, конструирования и т. д. Работа в
напряженных ситуациях им противопоказана, так как у них чувства берут верх над
расчетами. Меланхолики постоянно погружены в свою работу в компании и дома.
При реализации своих решений они постоянно следят за ходом их выполнения,
помогают исполнителям, вникают во все тонкости возникших проблем.

Сангвиник

Личности сангвинического темперамента имеют более спокойный тип
мыслительной деятельности. Они, так же как и холерики,
оперативны при РПУР, однако индивидуализму предпочитают
коллективное обсуждение ключевых проблем или ключевых
элементов уже принятых ими решений.
Сангвиники хорошо работают со специалистами и с информационным
системами поддержки решений, с типовыми технологиями, внося
при необходимости свои совершенствования. Их сфера
деятельности
заключается
в
подготовке
и
реализации
ответственных, связанных с опасностью, УР. Руководитель должен
следить, чтобы у сангвиников всегда была конкретная работа, иначе
они впадают в депрессию.

Поскольку в любом коллективе имеются люди с разными
темпераментами, УР должно быть составлено так, чтобы его
правильно воспринимали все исполнители. Этого можно
достигнуть двумя способами:
- составлять четыре варианта одного и того же УР для
холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов;
- текст УР делать структурированным по следующему
правилу:
подробное название подготовленного УР;
резюме УР;
подробное содержание УР;
приложения к УР с набором расчетов, объяснений и
согласований.

В структурированном тексте:
холерик прочтет только подробное название
задания и сам представит себе дальнейший
текст с порядком его выполнения;
сангвинику достаточно причитать основные
положения УР (резюме);
флегматику необходимо прочесть подробное
содержание УР;
меланхолику полезно ознакомиться и с
расчетными материалами по УР.

Этапы принятия государственных решений

Этапы принятия государственных решений по Р. Денхарту:

разработка политической программы
применение
оценка успешности

Этапы принятия государственных решений по Л. Планкетту и Г.Хейллу:

выявление проблемы
постановка проблемы
поиск решения проблемы
принятие решения
выполнение решения
оценка результата

Этапы принятия государственных решений по Дж. Андерсону и У. Дану:

построение политической повестки дня
формулировка проектов государственных
решений
утверждение публичного решения
реализация государственного решения
оценка результатов осуществления публичного
решения

Этапы принятия государственных решений по К. Паттону и Д. Савицки:

обнаружение, определение, детализация
проблемы
выявление критериев оценки альтернатив
разработка альтернативных вариантов решения
проблемы
оценка альтернатив
выбор наилучшей альтернативы
оценка последствий принятого решения

Этапы принятия государственных решений по Д. Веймеру и А Вайнингу:

понимание проблемы
выбор и объяснение целей
выбор метода решения проблемы
выбор критериев оценки альтернатив
определение альтернативных вариантов
решения проблемы
оценка решения (+ оценка последствий)
выработка рекомендаций

Этапы принятия государственных решений по А.И. Соловьеву:

подготовительный
разработка целей
реализация и имплементация (продвижение)
целей
завершающий этап (оценка достигнутых
результатов)

Определение действий, направленных на разработку цели управленческого решения


Определение действий, направленных на
разработку цели управленческого решения
Состав этапа:
- выявление проблем, касающихся полномочий
-
-
государства
идентификация ЛПР
определение повестки дня
действия по инициации решения
формулировка проблемы

Проблема:

Подготовительный этап принятия решения
Проблема:
- острый конфликт или кризис в определенной
сфере или обществе
- препятствие развитию и интересам значимого
общественного сектора
- состояние нарастания рисков и угроз обществу
- ситуация, создающая возможность для начала
качественных преобразований в обществе

Общая схема поиска проблем

Подготовительный этап принятия решения
Общая схема поиска проблем

Подготовительный этап принятия решения
Методы сбора
информации
Формализованные
-математические
-статистические
-имитационные
Качественные
-аналогий
-экспертных оценок
-наблюдения
-игрового моделирования

Идентификация ЛПР – определение лица принятия решения, уяснение пристрастий этого лица в сфере принятия решений

Подготовительный этап принятия решения
Идентификация ЛПР – определение лица принятия
решения, уяснение пристрастий этого лица в сфере
принятия решений
Государственная
администрация
ЛПР
Политические
структуры
Эксперты
Конкуренция, согласие или уход от ответственности,
когда решаемая проблема не обещает наград

Подготовительный этап принятия решения
Центральное место на подготовительном этапе
занимает определение повестки дня.
Повестка дня – перечень первоочередных
вопросов, подлежащих решению.

Стадии разработки повестки дня:

Подготовительный этап принятия решения
Стадии разработки повестки дня:
- выделение проблем с учетом альтернатив их решения
-
-
и предварительной оценкой ресурсов и последствий
возможных решений
классификация проблем и их типологизация (для
обнаружения известных параметров и прецедентов
урегулирования)
определение реального значения проблемы для
общества
идентификация проблем или определение их
специфических параметров
«очистка» приоритетной проблемы от сопутствующих
ей косвенных характеристик

Подготовительный этап принятия решения
Выработка повестки дня всегда идет в форме
конкуренции различных министерств и
ведомств.
Их
активность
дополняется
давлением со стороны внешних структур
(СМИ, эксперты, международные организации
и т.д.) часто с применением манипулятивных
технологий

Подготовительный этап принятия решения
Преобладающее
влияние
на
формирование повестки оказывает
позиция первых лиц в государстве.

Выделяют следующие виды повесток:

Подготовительный этап принятия решения
Выделяют следующие виды повесток:
- общественная (направлена на решение крупных
-
-
-
общенациональных проблем)
дискуссионная (направлена на публичное
согласование позиций власти и общества по данному
вопросу)
институциональная (отражающая множественность
позиций государственных органов власти в
конкретной ситуации)
медиаповестка (перечень вопросов, выносимых на
обсуждение в публичной сфере СМИ)
итоговая повестка (результат согласования позиций
всех основных участников процесса)
повестка дня лидера (индивидуальный подход лидера
к социальным проблемам)

Подготовительный этап принятия решения
В
СССР стратегические и тактические
ориентиры задавались в решениях и
директивах съездов КПСС.
В
РФ – в стратегических программах и
доктринах (долгосрочная и среднесрочная
перспектива),
в
посланиях
Президента
(краткосрочная перспектива).

Инициация решений – санкционирование начала действий по решению

Подготовительный этап принятия решения
Инициация решений – санкционирование начала
действий по решению
Запуск – формализованная деятельность
госаппарата (низкий творческий потенциал),
следовательно, торможение решений или
полное невыполнение.

Подготовительный этап принятия решения
Итог подготовительного этапа:
формулировка проблемы

Этап разработки целей
Разработка целей – выработка конкретных
параметров деятельности государства при
решении сформулированной в начальном виде
проблемы.

Этап разработки целей
Особенности целеполагания для государства:
1)
2)
3)
4)
У государства превалирует ориентационное содержание
управленческой
деятельности
(управленческие
органы
осуществляют работу по функциям, а не по проектам)
Сбор данных, необходимых для решения проблемы, и
практическое управление решением проблемы осуществляется
одновременно
Долгий процесс выработки целей (из-за сильного влияния
различных центров принятия решений)
Сочетание стратегических целей с задачами символического
влияния на общество (конкретные целевые показатели часто
имеют второстепенный статус по сравнению с политическими
установками государства).

Этап разработки целей
Модели поведения
государства
на данном этапе
Управление по целям
Нецелевое планирование
-жесткое регулирование
-процесс выработки гос. решений
предполагает постановку конкретных
(по времени, месту, содержанию)
планируемых заданий
органам управления и власти
не совсем ясна окончательная задача,
поэтому они постоянно уточняют
желательный результат
и общественные потребности

Факторы целеполагания:

Этап разработки целей
Факторы целеполагания:
- качество применяемых аналитических
-
методик и экспертной поддержки;
надежность гипотез;
методы работы с информацией;
наличие лиц, способных генерировать идеи;
возможность выдвижения альтернатив;
способы согласования действий
государственных органов;
профессиональная подготовка кадров;
техническое обеспечение решений.

Уточнение исходной информации – сбор информации (восходящий или нисходящий)

Этап разработки целей
Уточнение исходной информации – сбор информации
(восходящий или нисходящий)
Разработка альтернатив – гипотетически
возможные действия государства и их
последствия.
Выдвигается не менее 3 альтернатив:
- максималистская (достижение желательных для
государства целей)
- минималистская (сохраняет существующее
положение вещей)
- нейтральная (отсутствие негативных для
государства последствий в случае его действий).

Выработка альтернатив предполагает оценку политических подходов государства

Этап разработки целей
Выработка альтернатив предполагает оценку
политических подходов государства
Варианты
Сохранение прежней линии
государственной политики
В рамках традиционных расходов
При изменении ресурсной базы
Частичная модернизация прежней
линии государственной политики
Разработка нового курса
государственной политики
При прежних принципиальных
подходах
При частичной трансформации
принципиальных подходов
Разработка принципиально новой
государственной политики

Этап разработки целей
При
разработке
и
отборе
альтернатив
неинституциональные факторы проявляют себя в
качестве причины, которая определяет:
-
-
Верхние
границы
решений
(максимально
возможные легальные ограничения деятельности
государства по тому или иному вопросу)
Нижние
границы
решений
(параметры
деятельности, призванные сохранить само качество
решаемой проблемы).

Этап разработки целей
В
рамках
этих
ограничений
выдвигаются
предварительные цели, определяются планируемые
средства и используемые ресурсы.
Эти показатели отвечают на вопрос – соответствуют ли
эти цели политическим установкам правящего
режима, и сколько данный проект будет стоить
государству.
Полученные показатели могут меняться и уточняться.
Потребность в определении частных показателей
обуславливает наличие подцелей. Они уточняют и
подробно раскрывают целевые установки государства.

Этап разработки целей
Сложное переплетение позиций и подходов участников
целеполагания отражается и на применяемых
методах.
Методы принятия государственных решений:
- интуитивные;
- ссылка на прецедент;
- аналогия;
- персональные предпочтения;
- рациональные (математические);
- экспериментальные;
- ценностно-идеологические и мифологические;
- смешанно-сканирующие.

Этап разработки целей
Завершающей
стадией
данного
этапа
является
легализация принятых решений. Это оформление
решений в виде документов (законов, указов,
распоряжений и т.д.).
Решения предполагают свой порядок реализации,
привлечение ресурсов, определение головных
исполнителей и соисполнителей.

Этап реализации целей и завершающий этап
Цели
Реализация
Сопротивление среды:
несовпадение целей внутренней динамике развития
отсутствие ресурсов
деятельность оппозиции
Реализация нуждается в продвижении (имплементации).

Это самый сложный этап принятия решений.

Этап реализации целей и завершающий этап
Это самый сложный этап принятия решений.
Выделяют 4 модели продвижения политических целей:
1) системное управление (акцент на правильное
соотношение между иерархическим контролем и
свободой действий конкретных исполнителей)
2) бюрократический
менеджмент
(оптимальное
соотношение между самостоятельной деятельностью
служащих с рутинными формами реализации общей
политической линии)
3) организационное
управление
(рассматривает
развитие конкретной организации как центрального
звена этого процесса)
4) продвижение через конфликт и сделки.

Принципы:

Этап реализации целей и завершающий этап
Принципы:
легитимация действий управляющих (расширение общественной
поддержки)
сохранение
директивного
(обязывающего)
характера
управленческих действий
обеспечение внутренней непротиворечивости принятых решений
адресность принятых решений
обоснованность принятых решений
своевременность выдвижения конкретных целей
гибкость конкретных решений
установление ответственности управляющих за реализацию
принятых решений
соотнесенность семантического оформления решений и его
целевого содержания
решительность действий управляющих
отказ от дисфункциональных методов целереализации
разработка резервных планов реализации проекта.

Процесс реализации

Этап реализации целей и завершающий этап
Процесс реализации
1 стадия Непосредственная
подготовка реализации
решений
дополнительный анализ ситуации
2 стадия Реализация решений и
оперативное управление
этим процессом
мотивация исполнителей
уточнение исходных позиций
административных структур, принимающих
участие в воплощении целей
концентрация ресурсов
распределение ресурсов в местах
реализации
доведение решений до конкретных
исполнителей
упреждающий контроль за начавшимся
исполнением решений
поддержка обратных связей объекта и
субъекта управления
поддержание связей.

Этап реализации целей и завершающий этап
Информация о реализации может привести даже
к пересмотру основных целевых установок,
изменению
исходных
приоритетов
и
принципов анализа проблемной ситуации.
Поэтому все действия управляющих на этой
стадии можно рассматривать как вложенный
цикл.

Структура вложенного цикла

Этап реализации целей и завершающий этап
Структура вложенного цикла

Этап реализации целей и завершающий этап
Ключевая роль в продвижении и реализации целей
принадлежит органам исполнительной власти.
Они распределяют ресурсы, взаимодействуют с
правительственными
контрагентами,
юридически оформляющими предпринятые
действия.
В связи с этим, важную роль играют процедуры
согласования и координации.

Формы согласований и координации:

Этап реализации целей и завершающий этап
Формы согласований и координации:
Деловые встречи
Комиссии
Рабочие совещания
Консультативные органы

Этап реализации целей и завершающий этап
Функционирование правительства предполагает
применение
технологий,
ведущих
к
формированию обратных и односторонних
связей с гражданскими и иными структурами.
Соотношение
между
обратными
и
односторонними связями – открытый вопрос.

Этап реализации целей и завершающий этап
Завершение:
-
достижение цели (факт)
окончание сроков (формальный критерий)

Завершающий этап – заключительная оценка всего комплекса осуществленных действий.

Этап реализации целей и завершающий этап
Завершающий этап – заключительная оценка всего
комплекса осуществленных действий.
Причины выделения этапа:
-
-
-
-
необходимость
определения
результативности
и
эффективности конкретного проекта, оценки (переоценки)
изначально предложенных подходов и принципов решения
исходной задачи, извлечения уроков и их учета при
построении планов на будущее;
необходимость
выявления
и
воспрепятствования
распространению негативных управленческих практик,
проявившихся при решении конкретных проблем;
необходимость
выявления
и
популяризации
положительных управленческих практик, проявившихся
при решении конкретных проблем;
потребность в оценке характера управленческой
деятельности работников госаппарата, участвующих в
решении данного круга проблем.

Задачей государства на данной стадии является ОЦЕНКА:

Этап реализации целей и завершающий этап
Задачей государства на данной стадии является
ОЦЕНКА:
-
-
-
социально-политической эффективности управленческих
действий конкретных институтов государства, уровня и
характера их управленческих взаимосвязей;
применяемых методов и аналитических процедур при
разработке конкретных (важнейших) решений;
профессиональной деятельности кадров, их вклада в
успешное (негативное) продвижение и реализацию
определенных решений;
характера
взаимодействия
административных
и
политических фигур в системе принятия решений;
эффективности деятельности представителей различных
ветвей власти;
эффективности и результативности всего процесса
принятия решений.

Этап реализации целей и завершающий этап
Оценка
Результативность
(соотнесение достигнутых
параметров цели ранее
принятым обязательствам
или исходному состоянию
объекта управления)
Эффективность
(оценка итоговых параметров
с точки зрения соотнесения
затраченных и приобретенных
ресурсов)

Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра регионального и муниципального управления

ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
Рабочая учебная программа дисциплины

Направление подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Для всех форм обучения

Составитель:

Горб В.Г.

доктор педагогических наук, профессор

Екатеринбург

2014г.
1.Введение
1.1. Актуальность дисциплины
Учебная дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» выполняет роль интегративного образовательного фактора в процессе профессиональной подготовки государственных и муниципальных управленцев. От уровня ее освоения зависит уровень профессиональной готовности выпускников к решению актуальных задач в рамках профессиональной компетенции.

Овладение навыками принятия управленческих решений в государственной и муниципальной сфере, обеспечивает успешную адаптацию обучающихся к реальным условиям работы органов (предприятий, организаций, учреждений) государственного и муниципального управления.

Умение принимать эффективные и качественные государственные и муниципальные решения в контексте политически определенных смыслов, обеспечит развивающий потенциал выпускников в процессе модернизации органов государственного и муниципального управления.
1.2. Цели и задачи дисциплины
Основной образовательной целью дисциплины является развитие у студентов метапредметных профессиональных навыков, обеспечивающих освоение ими методологических профессиональных умений в области разработки, принятия и исполнения государственных и муниципальных решений.

К числу метапредметных профессиональных навыков, которые должны развиваться в процессе освоения учебной дисциплины относятся следующие:

1.Профессионально-прогностические:

Навыки стратегического профессионального мышления;

Навыки системного понимания личностных, групповых, организационных, социально-экономических и политических процессов;

Владение методами прогнозирования;

Навык прогностического обоснования личностных, групповых, организационных и социально-экономических стратегических целей.

2.Проективно-плановые:

Навык проектирования миссии организации, принципов деятельности и требований к их реализации в процессе решения профессиональных задач;

Навык проектирования индивидуальных, групповых и организационных тактических целей деятельности;

Навыки разработки организационных и социально-экономических проектов;

Навык планирования деятельности (в зависимости от профессиональной компетенции) по реализации целей и задач организационных и социально-экономических проектов;

Навыки конструктивного планирования индивидуальной профессиональной деятельности.

3.Профессионально-организаторские

Навык регламентации действий в процессе выполнения планов и решения профессиональных задач;

Навык нормирования ресурсов и обязанностей сотрудников;

Навыки формирования организационной структуры, аппарата организации;

Навыки организации конструктивного взаимодействия и сотрудничества между структурными подразделениями организации и сотрудников между собой;

Навыки прогрессивного развития профессиональных групп и организации в целом;

Навыки предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов между государственными гражданскими служащими, в профессиональных группах и организации в целом;

Навыки делегирования полномочий, обучения подчиненных и создания условия для их профессионального развития;

Навыки конструктивной организации выполнения персональных профессиональных задач.

4.Профессионально-мотивационные:

Навыки понимания потребностей и мотивов подчиненных и их учета в процессе управленческого взаимодействия;

Навыки разработки системы мотивации с целью более эффективного и качественного выполнения государственных и муниципальных решений;

Навыки развития демократической организационной культуры как мотивационного фактора профессиональной деятельности сотрудников.

5.Контрольно-аналитические:

Навыки определения показателей работы, подлежащих учету и контролю, и признаков их проявления;

Навыки определения критериев показателей и оценки на их основе качества достигнутых результатов;

Навыки применения различных видов контроля: текущего, результирующего, опережающего;

Навыки сравнительного, проблемного, генетического анализа:

Навык определения значимости профессиональных проблем в зависимости от их влияния на решение профессиональных задач;

Навык выявление противоречий профессиональной деятельности, являющихся источниками профессиональных проблем;

Навыки объективной оценки хода и результатов своей профессиональной деятельности.

6.Регулятивно-распорядительные:

Навыки актуализации положительного личностного, социокультурного и профессионального опыта;

Навык поиска вариантов решения, их оценка и отбор;

Навыки определения предпочтительных вариантов решения с учетом приоритетности целей, степени риска, побочных и негативных последствий;

Владение методами регулирования: корректирующее распорядительное воздействие (приказ, директива, указание, распоряжение, резолюция, предписание и др.); дисциплинирующее воздействие (поддержание трудовой дисциплины в соответствии с правилами организации, санкции, требования)

Навык инструктирования подчиненных об организации выполнения распоряжений различного уровня.

7.Правовые навыки :

Навык владения правовыми методами регулирования отношений;

Навык проектирования профессиональных и социальных норм;

Навык интегрирования правовых норм различных отраслей права в процессе решения конкретной профессиональной задачи.

8.Экономические навыки:

Навыки экономического анализа различных уровней социально-экономических отношений;

Навык определения экономической эффективности результатов работы органа государственного управления;

Владение методами повышения экономической эффективности решения профессиональных и социальных задач.

9.Информационно- коммуникативные навыки:

Навыки работы с информационными средствами (компьютеры, печатные источники, масс-медиа);

Владения методами сбора информации (беседа, интервью, изучение документов, отчетности, переписки, запросов и др.) и ее таксономической классификации;

Навыки конструктивной организации информационного обеспечения решения профессиональных задач (организация информационных потоков и обратной связи);

Владение приемами делового общения.

10.Навыки инновационной деятельности:

Навыки поиска новшеств, которые могут обеспечить опережающее развитие различных сфер профессиональной деятельности;

Владение методами управленческого эксперимента в процессе профессионально-исследовательской деятельности.

Навыки генерирования инновационных управленческих идей;

Навык разработки инновационных индивидуальных, групповых и организационных технологий повышения результативности, качества и эффективности профессиональной деятельности;

На основе развития указанных навыков, обучающиеся должны освоить умения эффективно и качественно разрабатывать и организовывать реализацию нормативно-регулятивных, проектно-программных, организационно-нормативных, планово-организаторских и организатоско-распорядительных государственных и муниципальных решений.
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата
Учебная дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» относится к дисциплинам профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «бакалавр»).

Освоение учебной дисциплины предполагает наличие у студентов следующих компетенций, полученных в ходе предыдущей образовательной деятельности в рамках основной образовательной программы бакалавриата:

знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданкой ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);

знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

умение правильно применять нормы права (ПК-10);

способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33).

Методологические умения, освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений», являются базовыми для следующих дисциплин учебного плана:

Управление эффективностью деятельности органов государственного и муниципального управления;

Управление изменениями в органах государственного и муниципального управления;

Управление социальными проектами в органах государственной власти и местного самоуправления.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции (ОК):


  • стремление работать на благо общества (ОК-1);

  • понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

  • способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

  • способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

  • владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

  • способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);

  • владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16).
б) профессиональные компетенции (ПК):

организационно-управленческая деятельность:


  • умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

  • умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

  • способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);

  • способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

  • способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

  • умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);

  • способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);

  • умение определять параметры качества управленческих решений и осуществление административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);

  • способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);
информационно-аналитическая деятельность:

  • умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);

  • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

  • умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
коммуникативная деятельность:

  • умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);

  • способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
проектная деятельность:

  • умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

  • способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

  • способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);

  • умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов




Формы обучения

Лекции

Практические

занятия


Самост.

работа


Всего

часов


Форма контроля

1.

Очная 4 года

(на базе среднего образования)


20

32

56

108

Экзамен

2.

Очно-заочная 3,5 лет (на базе среднего профессионального образования)

8

12

88

108

Дифф.

зачет


3.

Очно-заочная 3 года (на базе высшего образования)

8

12

88

108

Дифф.

зачет


4.

Заочная 5 лет

(на базе среднего образования


8

8

92

108

Экзамен

5.

Заочная 3,5 лет

(на базе среднего профессионального образования)


8

8

92

108

Экзамен

6.

Заочная 3 года

(на базе высшего образования)


8

8

92

108

Экзамен

Государственное управленческое решение. Виды государственных решений: политические, административные. Юридическая сила. Нормы права. Свойства государственно-управленческих решений. Формы государственно-управленческих решений. Процесс разработки государственных решений: организация и этапы. Конституция. Государственный бюджет. Закон. Постановление правительства. Документооборот в системе государственного управления - единая государственная система делопроизводства.

Методологические основы разработки управленческих решений. Основные требования системного (комплексного) подхода к разработке и реализации управленческих решений. Системный анализ проблемной ситуации. Генерирование альтернатив решения проблемы. Изучение ресурсной базы решения проблемы. Учет организационных возможностей и ограничивающих факторов. Исключение второстепенных альтернатив. Определение сил и средств, привлекаемых для решения проблемы. Разработка стратегии и тактики решения проблемы (плана операции, проекта). Экспертная оценка. Документальное оформление управленческого решения. Утверждение (принятие) управленческого решения. Определение ответственных организаций и лиц, сроков реализации и форм контроля.

Организация процесса исполнения государственных решений как этап управленческой деятельности. Основные задачи организации исполнения государственных решений. Мобилизация усилий исполнителей. Обеспечение творческой работы. Мотивация строгой ответственности за достижение намеченного. Стадии этапа организации исполнения государственных решений. Подбор, расстановка исполнителей, осмысление общих задач, средств и способов исполнения решения. Оценка хода исполнения решения. Учет и оценка результатов процесса исполнения государственного решения.

Риск-менеджмент. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений. Классификация рисков как основа эффективной организации управления рисками.

Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Анализ, оценка и прогноз последствий риска и вариантов решения. Методики снижения уровня неопределенности и риска. Метод сценариев. Метод резервирования ресурсов. Метод диверсификации.

Вопросы

1. Управленческие решения: понятие, содержание, типология.

2. Сущность управленческого консультирования

3. Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений.

4. Особенности принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления.

5. Качество и эффективность управленческих решений. Контроль и оценка управленческих решений.

6. Государственные решения: понятие, содержание, типология.

Литература

Основная

· Карпова С.В., Фирсова И.А. Управленческие решения. Учебник для бакалавров. М.: «Юрайт», 2012.

· Кузнецов Ю.В. Теория организации. Учебник для бакалавров. М.: «Юрайт», 2012

· Теория организации: учебное пособие / Е.П. Третьякова. М.: КНОРУС, 2012.

Дополнительная

· 30 лет Институту системного анализа Российской академии наук: История создания и развития Института системного анализа. 1976-2006 гг. – М.: КомКнига, 2006. – 472 с.

· Антонов А.В. Системный анализ: Учеб. для вузов.- 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2008. - 454 с.

· Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

· Балдин К.В. Методы оптимальных решений: учебник / К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, А.В. Рукосуев; под общ. ред. К.В. Балдина.- М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013.- 336 с.

· Винокуров С.Г. Модели и методы оперативного менеджмента: Монография.- М.: Экономика, 2006. 207 с.

· Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009 г.- 508с.

· Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении: учебное пособие.- М.: Экономика, 2006.

· Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений.- М.: Наука, 2010.

· Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учебное пособие.- СПб.: Специальная литература, 2007.

· Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

· Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте. Электронный учебник.- М.: КНОРУС, 2010.

· Системный анализ и принятие решений в деятельности учреждений реального сектора экономики, связи и транспорта /М.А. Асланов (и др); под ред. В.В. Кузнецова.- М.: Экономика, 2010.- 406 с.

· Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. - М.: Высш. шк., 2004. - 616 с.

· Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2010, 224 с.

· Теория и практика системных преобразований: Экономика, управление, социология / Под ред. А.Н. Швецова. – М. ЛЕНАНД, 2009.- 160 с. (Труды Института системного анализа РАН; Т. 43)

· Теория систем и системный анализ в управлении организациями. Справочник: учеб. пособие / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова.- М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. – 848 с.

Российский Новый Университет

Краткий курс лекций по дисциплине

«Принятие и исполнение государственных решений»

Д.э.н., доцент

Моттаева А.Б..


Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений. 4

1.Понятие и методологические основы принятия управленческого решения. 4

2. Механизм принятия решений в системе государственного управления. 6

3.Теории принятия государственных решений. 9

4. Особенности государства как субъекта принятия решений. 12

5. Субъекты и объекты государственного управления. 16

6. Многоуровневый характер принятия государственных решений. 20

Литература: 26

Тема 2. Сущность и специфика процесса принятия государственных решений. Этапы принятия государственных решений. 29

1. Принятие государственных решений как функционально-поведенческий комплекс. 29

2. Лидерская субсистема в принятии государственных решений. 37

3. Этапизация как процедура рационализации принятия государственных решений. 47

4. Подготовительный этап принятия государственных решений. 53

5. Этап выработки целей. 63

6. Этап реализации целей и завершающий этап. 66

7. Информационно-аналитическое обеспечение принятия государственных решений. 73

Литература: 78

Тема 3. Механизмы принятия государственных решений. Организация, контроль и оценка эффективности исполнения государственных решений. 80

1. Прогнозирование в принятии государственных решений. 80

2. Формы и методы прогнозирования. 83

3. Планирование в принятии государственных решений. 87

4. Программирование в принятии государственных решений. 90

5. Организация исполнения государственно-управленческих решений. 110

6. Контроль за исполнением управленческих решений. 114

7. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти. 117

8. Модели эффективности. 120

Литература: 123

Тема 4. Принятие государственных решений в условиях неопределённости и риска. 126

1. Риски как фактор принятия государственных решений. 126

2. Контроль и управление рисками. 130

Литература: 136

Тема 5. Принятие государственных решений в условиях политических конфликтов. 138

1. Структура и основные формы политических конфликтов. 138

2. Типология политических конфликтов. 140

3. Сущность управления и контроля за конфликтами. 141

4. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 143

Литература: 146


Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений.

1. Понятие и методологические основы принятия управленческого решения

2. Механизм принятия решений в системе государственного управления.

3. Теории принятия государственных решений

4. Особенности государства как субъекта принятия решений

5. Объекты и субъекты принятия решений в государственном управлении.

6. Многоуровневый характер принятия государственных решений

Теории принятия государственных решений

Специфика принятия государственных решений обусловлена соединением подсистем власти и государственного управления. При этом государственное управление представляет собой ближайшее окружение механизма принятия решений и от его характера зависит направленность действий по выдвижению и реализации целей.

Процесс принятия государственных решений рассматривается в науке двояко: либо как отдельный акт, момент выбора целей, определения оптимальной альтернативы; либо устойчивое взаимодействие, процесс, в основных своих параметрах совпадающий с процессом государственного управления как таковым. При этом в любом случае принятие решений будет рассматриваться как эпицентр процесса государственного управления, концентрирующий в процессе целеполагания все усилия руководителей государственных органов, функции структур и институтов, их ресурсы и возможности.

Независимо от специфики подхода и трактовки процессуальных свойств принятия государственных решений, в формате целеполагания все предлагаемые идеи и подходы в конечном счете так или иначе интерпретируют два теоретико-методологических подхода. Приверженцы этих направлений придерживаются двух различных философских представлений, в равной мере выражающих их отношение как к возможностям человека влиять или управлять внешними по отношению к себе процессами, так и к природе общества и государства. В конечном счете эти воззрения можно обозначить как методологические основания нормативной (прескрептивный) и поведенческой (дескриптивной) теорий.

Однако, среди всей совокупности подходов к государственному управлению можно выделить наиболее значимые, среди которых: Теория ограниченной рациональности и инкременталистская теория. Современные теории государственного управления: сетевая теория, теория электронного правительства, теория государственного менеджмента.

Г. Саймон формулируя свою теорию «ограниченной рациональности » познавательные механизмы выступают способом такой интерпретации управленческой ситуации, которая позволяет эффективно осуществлять управленческие действия.

Данный способ решения управленческих задач предполагает выбор вариантов действий, дающий субъекту возможность достаточно адекватно оценить проблему, прогнозировать ее решение и получить вполне предсказуемые результаты.

Ч. Линдблом в своей «инкременталистской » модели исходил из предположения, что главное, что движет управляющим субъектом и помогает ему решать поставленные цели - это его интересы.

Рациональность же в данном случае проявляется в инкрементальной, пошаговой тактике последовательного продвижения к поставленной цели, позволяющей минимизировать возможные потери от принятого решения. Однако применительно к сложным комплексным проблемам рациональный способ мало применим или вообще неприменим.

В реальной действительности, на практике чаще складывается комплексный подход, что объясняется тем что государственные органы решают самые разнородные задачи: от выработки политического курса до реагирования на обращение частного лица (например, за разрешением на строительство дачи). По этой причине в их деятельности используются не только методики качественного описания ситуации, но и средства количественного анализа (особенно применительно к изучению отдельных, прежде всего структурированных фаз и состояний процесса принятия решений).

Сетевая теория.

Сетевая организация принятия решений ставит эффективность выработки и реализации целей в зависимости от характера сетевых сообществ. К последним сегодня относят:

Политические сообщества,

Профессиональные сети,

Межуправленческие сети,

Сети производителей,

Проблемные сети.

Теория электронного правительства

Основной управленческий смысл данной теории состоит, с одной стороны, в переориентации органов государственного управления на использование новых информационно-коммуникативных технологий, а, с другой, свидетельствует о трансформации государства как особого института и его качественной трансформации в качестве органа управления. В то же время в сугубо практическом плане и тот, и другой тип преобразований свидетельствует о формировании в государстве такой технической (кадровой, организационной) инфраструктуры, позволяющей его органам власти и управления осуществлять свои функции на основе установления массовых цифровых коммуникаций со своими контрагентами. Тем самым существенно корректируются и функции государства как субъекта управления: принципиальнейшей задачей его органов становится переработка специализированных информационных потоков и установление устойчивых контактов с различным и социальным и аудиториям и при использовании маркетинговых и немаркетинговых технологий.

Особенности государства как субъекта принятия решений

Субъекты и объекты государственного управления

Государство – это форма общества. Оно тесно связано с системой общественных отношений и с формами общественного сознания. Государство юридическим способом объединяет людей, используя институт гражданства.

Для обеспечения своих целей государство создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей с соответствующими средствами, профессионально занятых выявлением общих потребностей, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.

Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами .

Любое воздействие субъекта предполагает появление на него определенной реакции объекта, изменение формы его поведения. Воздействие субъекта на объект порождает обратную связь, которая может носить активный или пассивный характер. От объекта поступает информация о результате воздействия. Оперативность обработки информации, оценка ее достоверности и ее анализ позволяют определить изменения в поведении субъекта и сделать вывод. Эти изменения могут соответствовать воле управляющего субъекта и цели его воздействия – реакция согласия, подчинения (своевременная подача декларации о доходах, оплата коммунальных услуг), но может и не соответствовать – несогласие, протест, неповиновение (митинг, демонстрация). В последнем случае прямая связь меняет свой характер, приобретая форму принуждения, насилия (подавление демонстрации, режим военной диктатуры). В любом случае управляющему субъекту приходится принимать решение, которое изменяет первоначальные прямые и обратные связи.

Обратная связь и характер реакции объекта имеет большое значение для определения качества управления и его совершенствования. Важное место в этом занимает контроль за прохождением информации, как в прямом, так и обратном направлении, исключение ее искажения. Отсутствие контроля может явиться причиной кризиса управления, поскольку субъектом управления могут приниматься решения для воздействия не соответствующее фактическому поведению объекта, провоцировать его активную негативную ответную реакцию.

Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям:

- по ветвям власти;

- по уровням организации государственной власти: национальный (федеральный), региональный и местный уровни;

- по сферам деятельности;

По характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.;

По характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.;

- по составу: индивидуальные, коллегиальные.

Различные виды управляющих субъектов используют разные полномочия, способы и методы управления. Эти различия в правовом государстве вытекают из закона. Деятельность субъектов управления разных видов и уровней регулируется законодательными и правовыми актами государственных органов управления. Субъекты управления обладают рядом общих признаков:

1. любой субъект управления обеспечивает выражение интересов определенной социальной общности;

2. каждому субъекту присущи определенные функции, отражающие общесистемное разделение труда по их выполнению;

3. субъекты управления системно организованы и им присущи черты системы, общие функции, цели, единство принципов их образования и деятельности, структурное единство и др.;

Каждый субъект управления приобретает общесистемные качества, находясь в рамках системы управления и взаимодействуя с соответствующим объектом, другими субъектами своей системы с субъектами других систем.

Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления. Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления.

Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор» в следствии чего можно выделит следующие их свойства:

a) самоактивность управляемых объектов – способность к самодвижению на основе внутренних побудительных причин. Самоактивность реализуется в разных формах: в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей, установлении взаимодействия и в приспособлении к складывающейся ситуации.

b) целенаправленность на конкретные предметы, явления, отношения и результаты.

c) адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия, которая проявляется в привычной реакции, стереотипе поступков и действия.

d) самоуправляемость - способность к самоуправлению, сознательному саморегулированию своей жизнедеятельности и своего развития, как ответная реакция на изменяющиеся общественные условия.

e) объективизм - зависимость от объективных условий и факторов общественной жизни.

Значение этих свойств заключается в том, что они определяют меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее совершеннее управляемые объекты, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть «мягче» и сводиться только координирующему, а не силовому воздействию со стороны государства.

Различные социальные роли людей обуславливают их объединение в многообразные коллективы, которые в свою очередь интегрируются в более широкие общности: социальные (классы, слои, нации народности, профессиональные группы и т.п.); территориальные (города, районы, области, республики и т.п.); общественные (политические партии, общественные объединения, движения и т.п.); производственные коллективы и др.

Исходя из этого в структуре управляемой общественной системы можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.

2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.

3) Общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений. На данном уровне реализуются формы общественных отношений.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

· по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

· по форме собственности объектов (например : местные, республиканские, федеральные и др.);

Среди объектов управления, прежде всего, можно выделить устойчивые объекты-организации: предприятия производственной сферы, научно-технические учреждения, организации сферы услуг и быта, социально-культурные учреждения и т.п. Для них характерно органическое соединение управленческих производственных функций, статус таких объектов-организаций закреплен законодательно.

Другой разновидностью объектов-организаций являются государственные органы, действующие на правовой основе и находящихся в отношениях соподчиненности между собой.

Многообразие и качественная специфика управляемых объектов создает объективную основу для формирования различных видов государственно-управляющего воздействия (видов управления).

В процессе принятия государственных решений сходится сразу несколько логик и мотиваций выдвижения (и реализации) целей, задаваемых не только интересами конкретных отраслей, ведомств, организаций, групп давления и даже отдельных лиц, задействованных в принятии соответствующих решений, но и традициями, ценностями общественного мнения, нормами действующего законодательства, стереотипами административной среды и т. д. В конечном счете можно видеть, что в государстве функционируют органы, нормы и институты, одни из которых ориентированы на организацию общесоциальных задач и соответствующее согласование крупных групповых интересов, другие – на реализацию частных программ и проектов, обладающих предметным (территориальным) характером, ну а третьи выполняют вспомогательные функции. В соответствии с названными причинами выделяют три уровня: политического, макроэкономического и административного.

Самой важной составляющей политического механизма принятия государственных решений является наличие руководящего центра, представляющего собой форму безусловного лидерства, воплощающего в своей деятельности определенные цели и ценности.

Политическое руководство является особой формой целенаправленного регулирования, при котором деятельность данного центра нацелена на консолидацию акций всех контрагентов власти вокруг определенных задач.

Особенно сильно политический характер в принятии решений проявляется в начальной стадии осуществления тех или иных реформ.

Как показывает исторический опыт, наиболее распространенными формами разработки и принятия решений на политическом уровне являются популизм (характеризующий стиль заигрывания властей с обществом, пропаганду неосуществимых целей), политика партийных приоритетов (при котором в основание государственных решений закладываются программные установки правящей или авторитетных для населения партий), волюнтаризм (выражающий произвольный характер постановки целей отдельной политической фигурой или группой руководителей), корпоративизм (закрепляющей за той или иной организацией право на определение целевых приоритетов), бюрократизм (где доминирующие позиции в принятии решений принадлежат аппарату управления и его частным представителям), плюрализм (создающий относительное равенство соперничающих в политике группировок) и клиентаризм (позиционирующий государство в качестве обслуживающей сервис-структуры по отношению к обществу).

Практический статус политического руководства, определяющего конечные приоритеты при постановке целей в обществе и одновременно представляющего в глазах населения деятельность всей системы управления государством, позволяет говорить о наличии «лидерской» подсистемы во всей структуре принятия государственных решений. Ее значение состоит в том, что группа руководящих лиц (отдельное лицо) способна задать принципы, направить или же придать окончательную форму всему комплексному процессу разработки решения.

Характеристика лидерской подсистемы показывает, что для политического уровня целеполагания в основном характерны непрямые (то есть сопряженные с дополнительными критериями оценки задач и использования должностных процедур) способы и технологии выработки решений и особенно продвижения целей.

Весь управленческий механизм в лидерской подсистеме по преимуществу основан на суждениях и оценках либо отдельной личности, либо узкой группы окружения лидера. По этим причинам на политическом уровне принятия решений предельно минимизирован процедурный и алгоритмичный характер государственного управления, а выбор альтернатив зависит не от рациональных суждений, а от соотношения сил участвующих в принятии решений игроков, а также оценки этого соотношения лидером . В результате механизм принятия решений в значительной степени отличает спонтанность, применяемые методы в основном носят качественный характер, а жизненный цикл разработки решения весьма субъективирован. Общая методология принятия решений на политическом уровне основана не столько на рациональном и уж тем более научном анализе, сколько на защите интересов и сопутствующей ей конкуренции, поиске компромиссов, налаживании сотрудничества и других аналогичных технологиях.

В то же время противоречия в лидерской субсистеме могут возникать разнообразные и что самое важное – значительно более серьезные для управления противоречия , нежели массовые конфликты в обществе. Например, многие руководители нередко не владеют всей необходимой для принятия решений информацией. Порой даже задержки с информационным обеспечением деятельности лидера (не говоря уже о его информационной блокаде) могут спровоцировать неадекватные действия государственных органов, кадровые перестановки и другие негативные последствия. Учитывая же, что лидеры нередко выбирают среди общественных проблем те вопросы, которые приносят им голоса избирателей, а не те, которые нужны обществу, в систему государственного управления привносится дополнительная непоследовательность действий, смена установок, отказ от прежних обязательств, расхождение между риторикой и практическими действиями. Так что лидерская подсистема не только снижает структурные недостатки системы государственного управления, но и одновременно повышает риски принятия решений . Все это является серьезным поводом к постоянному усилению требований к функционированию данной подсистемы.

Коротко говоря, благодаря лидерской субсистеме политический уровень принятия решений представляет собой специфическую подсистему, формирующую широкие цели общественного развития и представляющую форму руководства всем процессом государственного управления . Влияние центров политического руководства на механизмы принятия решений постоянно направлено на уменьшение (ликвидацию) отклонений заявленных для реализации целей от идеологических приоритетов и ценностей правящего режима. Выработанные здесь оценки ложатся в основание всей дальнейшей деятельности всего государственного аппарата.

В противоположность политическому уровню разработки и выдвижения целей государство действует и в качестве органа макроэкономического регулирования и управления. В этом плане у него кардинально меняются основные параметры деятельности. Так, главной целью для государства является интеграция общества как социально-экономического целого и предоставление населению определенного круга услуг.

Этот формат отношений предполагает, что органы управления действуют путем стимулирования поведения граждан, которые в свою очередь имеют возможность отклоняться, соглашаться или демонстрировать иные реакции на требования государства. В данном случае государство в основном применяет методы контроля и стимуляции, а силовое принуждение используется только в зоне нарушений конституционно-правовых установлений.

На данном уровне проблемы переносятся в плоскость практического управления и наделяются дополнительными показателями .

Происходят изменения и в характере доминирующих игроков в поле государственного регулирования: главным действующим субъектом становится правительство, исполнительные органы власти, основным содержанием деятельности которых являются хозяйственно-распорядительные задачи. В свою очередь такое положение предусматривает, что структура органов принятия решений обладает линейно-штабным характером (в том числе сохраняя и наличие определенных сетевых объединений). Это демонстрирует, что министерства, ведомства, агентства и департаменты, а также другие органы государства составляют формально единый, но структурно иерархиизированный и субординированный организм. Внешние и внутренние связи последних формальными нормами и процедурами целеполагания призваны рационализировать и даже алгоритмизировать процесс выдвижения, продвижения и реализации государственных решений.

Радикальным образом на этом уровне меняются и ведущие установки и мотивы деятельности. В частности, нормы и процедуры целеполагания выстроены по преимуществу так, чтобы государственные – в том числе и высшие – чиновники были сориентированы на то, чтобы принимаемые ими решения приносили максимальную пользу как можно более широкому кругу граждан .

Таким образом, вся система государственного управления на макроэкономическом уровне ориентируется на постановку целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании государственных средств.

Такая ориентация на сугубо управленческие критерии своей деятельности предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении социальной стабильности, соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции своего аппарата, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления.

Если, к примеру, политические подходы при формировании государственного бюджета связаны с согласованием интересов между ведущими финансово-экономическими группами и соответствующей балансировкой сил, то при макроэкономическом измерении решения этой задачи главными критериями становится рациональное распределение ресурсов в интересах всего населения на конституционно-правовой основе.

Специфика данного уровня принятия решений проявляется и в том, что здесь применяются в основном три основных типа регуляторов: политические приоритеты и ценности, экономическая целесообразность, а также действующее законодательство. При этом именно последнее является основным регулятором постановки и реализации общественных целей. При этом политическую ответственность, как правило, несут только высшие чиновники и часть среднего звена госаппарата .

Таким образом, закон, рациональность, профессиональная компетентность чиновников и экономическая эффективность становятся главными ориентирами в принятии государственных решений на макроэкономическом уровне.

В то же время здесь действуют и те факторы, которые могут ослабить качество управленческой деятельности государственных органов: сложную хозяйственную ситуацию, непрофессионализм работников сферы управления, ограниченность финансовых (материальных) ресурсов государства, противоречивость законодательства, конфликты между мнением политических и хозяйственных руководителей по тому или иному кругу вопросов. Снижают эффективность управления и действия чиновников, стремящихся приватизировать рабочие органы государства, то есть по сути криминализирующие свою профессиональную деятельность. В ряде случаев играет свою негативную роль и нежелание крупных чиновников переходить – в силу масштабности их производственных задач – к более открытой общественности, публичной форме своей профессиональной деятельности.

Наблюдаемый сегодня практически во всех индустриальных странах рост сферы государственного регулирования объективно способствует повышению роли экономических органов государства , которые становятся все более полноправными участниками процесса выработки общезначимых решений. Растет и их автономность и самостоятельность по отношению к собственно политическим структурам государства . Если раньше, к примеру, госслужащие лишь эпизодически могли корректировать или даже изменять политические решения (принимая узковедомственные, расходящиеся с политическим курсом решения или осуществляя саботаж решений политического руководства – как это происходило, в частности, в России в 1917 г.), то теперь государственная администрация обладает несравненно большими возможностями в деле проведения собственной линии, влияющей на позиции политических лидеров.

Таким образом, несмотря на то, что политические институты могут перекраивать структуру государственных органов, пересматривать их функции и даже вообще прекращать полномочия некоторых из них, структуры экономического планирования неуклонно набирают политический и управленческий вес и укрепляют свои позиции в механизмах принятия решений. Особенно ярко эта тенденция проявляется в стабильных политических условиях, когда приоритеты правящих режимов устойчиво определяют состояние общественного мнения, а органы государственного управления все больше выходят на первый план в качестве самостоятельного субъекта определения проблем и формулировки общественных целей.

Свой вклад в процесс принятия решений вносит и административный уровень. Управленческая задача, которая решается на этом уровне, носит двоякий характер и состоит в сохранении (развитии) организационной структуры системы государственного управления и поддержании непосредственных контактов органов управления с гражданами как потребителями оказываемых государством услуг.

Умеренные незначительные.

По характеру принятия государственных решений последние дифференцируются на:

единоличные;

коллегиальные;

коллективные, разрабатываемые по распоряжению вышестоящих органов;

Своими особенностями отличается и система лидерской диагностики, информационного обеспечения разработки решений. Весьма характерен и стиль деятельности лидерских структур, где работа зачастую ведется без записи и письменных решений, без стенографии и протоколирования.

Например, вопросы качественных перемен в советском обществе (в частности, департизации и демилитаризации общества) на начальном этапе деятельности М. С. Горбачева никогда официально не обсуждались на Политбюро, но при этом согласовывались в частном порядке между Генеральным секретарем и А. Н. Яковлевым, а также некоторыми другими руководителями страны. Таким же образом, нередко в предварительном порядке, согласуются вопросы и с нижестоящими звеньями государственного управления. А низовым структурам при таких контактах зачастую даже не раскрывается смысл рекомендаций Центра.

Государственная машина в силу своего функционально «рыхлого» характера позволяет лидеру в рабочем порядке перераспределять определенные управленческие функции, а главное - оказывать такое воздействие на различные институты, которое позволяет многократно увеличивать его полномочия и влияние на принимаемые решения. И хотя официальные структуры частично сдерживают политико-управленческий «произвол» лидера, у последнего имеется множество способов обойти многие из этих ограничений. К примеру, по признанию американского историка X. Скотта, Ф. Рузвельт создал коалицию внутри страны, которой при его жизни никто не мог нанести поражение. Примерно такие же примеры можно было наблюдать в первые полтора десятилетия нашего века в Египте, России и ряде других развивающихся стран, где практически полное снижение контроля со стороны гражданских структур за органами государственной власти резко повысило роль лидеров.

Так или иначе, но властное позиционирование лидера дает ему возможность не только формулировать интересы социально разнородного общества, но и способствовать сопричастности людей общественным процессам, формированию у них гражданской этики, социальных ценностей. Впрочем, у такой постановки вопроса есть и оппоненты, отводящие лидеру лишь функцию вдохновления соратников своими возможностями и личными качествами.

Слабости лидерской субсистемы. К факторам, обусловливающим ее негативные эффекты, относятся низкий уровень поддержки населением лидеров, преобладание бюрократии над функциями лидера, острый характер противоборства элитарных коалиций (друг с другом и за контроль над лидером), слабая международная репутация национальных руководителей. Опасность представляют и гиперболизация лидером своего опыта и интуиции при принятии решений, преувеличение роли разделяемых им ценностей и идеологических установок, неумение урегулировать конфликты интересов среди своих последователей.

Играет свою роль и полицентризм в лидерской группе, который снижает определенность управленческой ситуации и должную центрацию управления государством.

Так, в России в начале 2000-х годов статусы президента и премьер-министра в верхах не смогли образовать единой политико-управленческой команды. Примером в этом отношении может послужить и Евросоюз, в котором существует статусное разделение лидерских полномочий председателя Еврокомиссии, президента Евросоюза и главы Европарламента, что сужает реальные формы их управленческого воздействия на общественность. Упомянем также и чрезмерную зависимость госаппарата от лидера, которая способна привести к утрате правительством должной самостоятельности и потому однозначно способствует снижению качества принятия государственных решений (не случайно даже сами чиновники при сильном лидере не верят в значимость своего участия в принятии решений, несмотря на то что составляют необходимые для этого отчеты, присутствуют на заседаниях, участвуют в дискуссиях и т.д.). В то же время не все (особенно вновь избранные оппозиционные) политические лидеры поддерживаются различными фракциями госаппарата, и тогда чиновники предпочитают - особенно в критических обстоятельствах - руководствоваться буквой закона, а не духом предлагаемой им политической линии, что тоже снижает эффективность управления государством.

Следует, однако, учитывать, что лидер не обладает универсальной функциональностью в принятии решений , осуществляя свою роль в основном лишь там, где возникают существенные общественные конфликты , предполагающие выбор властями моральных критериев при постановке целей, обладающие общественным резонансом и значительными последствиями. Особенно велика роль лидера в условиях кризиса и при оформлении до конца не решаемых, вечных для общества проблем (борьбы с коррупцией, бедностью, социальной несправедливостью и т.д.), заставляющих его вступать в постоянный диалог с общественностью, убеждать людей в правомерности применяемых государством мер. Там же, где решения обладают незначительным масштабом и требуют лишь административных усилий, лидер снижает свою активность .

Наряду с фигурой лидера в лидерской субсистеме функционируют две вспомогательные элитарные группировки, которые можно обозначить как ближнее и дальнее окружение . Эти группировки складываются в виде сетевых образований в процессе устойчивых коммуникаций лидера с обществом, представителями правящего класса, экспертами и консультантами. В этом смысле данные элитарные группы входят в круг постоянных субъектов, коммуницирующих с ним в процессе принятия решений.

Так, ближнее окружение лидера представляет собой коалицию лиц, непосредственно взаимодействующих с лидером в процессе его повседневной деятельности и выполняющих следующие функции:

1) оказание лидеру технической, экспертной, моральной и другой помощи при выработке решений, выборе политически приемлемой формулировки его целей и замыслов;



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»