Рассказ о спасской башне. Спасская

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Адрес: Красная площадь, Кремль

Как добраться до Спасской башни: ст. метро Охотный ряд

Спасская (Фроловская) башня Кремля, располагается в Восточной стене. Строилась она в период правления Ивана III. Это самая главная из 20 кремлевских башен, на ней располагаются знаменитые куранты. Построена она была в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Это проездная башня в 10 этажей. Общая высота башни со звездой сейчас составляет 71 метр, без звезды - 67,3 метра. Башня была построена на месте старой Фроловской стрельницы (1367-1368 г.г.). Поначалу башня называлась Фроловской, это название произошло от церкви Фрола и Лавра, находившейся неподалеку от башни. До наших дней эта церковь не сохранилась.

Над проездными воротами Фроловской башни со стороны Красной площади с начала 16 века размещался образ Спаса Смоленского, а со стороны Кремля начиная с середины 17 века - образ Спаса Нерукотворного. В 1658 году царь Алексей Михайлович издал указ переименовать Фроловские ворота в Спасские, а вместе с тем сменила название и башня.

Над воротами стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля расположены резные памятные доски из белого камня с надписями на русском и латинском языках. Эти надписи гласят: "В лето 6999 (1491 год) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана)".

Возведение Спасской башни положило начало строительству восточной укрепительной линии Кремля. Сама башня имеет четырехгранную форму. Впритык к ней установлена мощная отводная стрельница, предназначавшаяся для защиты проездных ворот. Закрывались эти ворота с двух сторон железными опускающимися решетками - герсами. Когда нападающие попадали внутрь стрельницы, то герсы опускались, и изолированные захватчики обстреливались с верхней галереи. Из ворот стрельницы также опускались специальные подъемные мосты.

Спасские ворота были не только самыми главными, но и считались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом. Мужчины, проходя через эти ворота должны были снимать головные уборы перед образом Святителя. Тот, кто не исполнял это правило, должен был сделать 50 земных поклонов. От Спасских ворот отправлялись на битву полки, и здесь же с почестями встречали иностранных послов. Крестные ходы из Кремля всегда выходили через Спасские ворота, и через них проходили все цари перед коронацией.

В народе говорили, что, когда Наполеон проезжал Спасские ворота после захвата Москвы, ветер сорвал с его головы треуголку, и это было расценено. Как нехорошее предзнаменование для французской армии. Когда наполеоновские войска отступали, Спасскую башню было приказано взорвать, но, к счастью, вовремя подоспели донские казаки, и затушили уже горевшие фитили.

Первоначально Спасская башня была приблизительно в два раза ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей вместе с русским зодчим Баженом Огурцовым надстроили над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (обнаженные статуи-"болваны"). Венчал сооружение каменный шатер - так впервые появилась кремлевская башня с шатровым завершением. Обнаженные фантастические фигурки при царе Михаиле Федоровиче "одевали" в специально сшитые одежды. К сожалению, до наших дней эти причудливые элементы декора не сохранились. При перестройке башни с ее фасадов убрали белокаменные рельефы, выполненные для Фроловских ворот мастером В.Д. Ермолиным во времена Дмитрия Донского. На этих рельефах изображались покровители московских правителей, святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Фрагмент рельефа святого Георгия сейчас находится на хранении в Третьяковской галерее.

Спасская башня справедливо считалась самой красивой из всех башен Кремля. В 17 веке от Спасских ворот через защитный ров был переброшен каменный арочный мост, на котором велась оживленная торговля всевозможными товарами. В середине 17 века на вершине шатра Спасской башни поместили двуглавого орла - символ самодержавия и герб Российского государства. Позднее орлов также установили на Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях, как на самых высоких.

На протяжении всего существования Фроловских, а затем Спасских ворот, по обе их стороны стояли часовни. Слева располагалась Смоленская часовня (Великого Совета Откровение), а справа - Спасская (Великого Совета Ангел). В 1802 году обе деревянные часовни заменили каменными. Во время войны 1812 года часовни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту. Когда в 1868 году под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, то часовни разобрали и перестроили по его новому проекту. Обе часовни освятили 22 октября 1868 года. Принадлежали они Покровскому собору. Настоятели часовен обязаны были также следить за негасимой лампадой, освещавшей надвратную икону Спаса Смоленского. Простояли эти часовни до 1925 года, а затем были снесены. Интересна история появления на воротах Спасской башни образов Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского.

Считается, что самой первой русской иконой из ряда "Спас с припадающими" является образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и размещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1512 году, в ознаменование освобождения Москвы от полчищ хана Махмет-Гирея на месте иконы непосредственно на стене была написана фреска. Этот образ считался чудотворным. Его поместили в киот, украсили золоченой ризой. Перед киотом повесили ту самую негасимую лампаду, за которой ухаживали служители храма Василия Блаженного, следившие также за часовнями. Согласно старой легенде, когда французские солдаты в 1812 году хотели похитить драгоценный оклад иконы, она проявила чудесную силу - лестница, приставленная к стене упала, и святыня осталась нетронутой. В 1895 году фреску отреставрировали, покрыв новым слоем красок.

Вплоть до мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считали безвозвратно утерянным, так как не сохранилось, а может, и не существовало никаких документальных сведений о том, что с ним произошло в период советской власти. В 2000 году по старинным рисункам были воссозданы мозаичные иконы, переданные патриархом Алексием II президенту В. Путину. Предполагалось, что они будут размещены на Спасской башне, но их достоверность вызывала сильные сомнения, и иконы так и не установили.

В 2007 году фонд Андрея Первозванного выступил с предложением о восстановлении надвратных образов. Тогда еще считалось, что иконы были отдельными элементами, и их долгое время искали в запасниках крупнейших музеев России, но безуспешно. С 1934 до 2010 года на месте иконы располагался заштукатуренный белый прямоугольник в нише, под которым и обнаружилось древнее изображение.

Вероятно, когда с башен Кремля снимали двуглавых орлов, одновременно закрыли и иконы. Согласно новым сведениям, которые стали известны от потомка русских эмигрантов князя Ивана Шаховского, святые образа помог спасти граф Юрий Олсуфьев. Он добровольно остался после революции в России, и работал в мастерских Игоря Грабаря. По тому, что не сохранилось совершенно никаких документов, скорее всего, означает, что строителям было приказано уничтожить изображения, но реставраторы на свой страх и риск решили их сохранить. Долгое время образ был скрыт от людских глаз, и лишь когда в апреле 2010 года было проведено зондирование надвратного киота Спасской башни, под слоем штукатурки обнаружили старинную святую икону.

После проведения тщательных исследовательских работ, специалисты приступили к реставрации, и уже 5 июля 2010 года образ Спаса Смоленского был целиком раскрыт. По оценке экспертов изображение сохранилось на 80%. Реставраторы поновили краски образа, а также восстановили утраченные элементы, после чего, 26 августа 2010 года надвратная икона Спаса Смоленского снова предстала перед москвичами и гостями столицы. В праздник Успения Богородицы, 28 августа, образ освятили. В ходе третьего этапа восстановления иконы планируется закрыть образ защитным стеклом и восстановить киот. Такова история первого из образов Спасских ворот - Спаса Смоленского.

Вторая икона, размещенная со стороны Кремля - Спас Нерукотворный. Когда в середине 17 века Москва, как и множество других русских городов, была охвачена эпидемией чумы, город Хлынов (он же Вятка) страшная болезнь обошла стороной. Такое чудесное явление в народе стали связывать с защитой чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которому молились горожане в эти трудные дни. Прослышав об этой иконе, царь Алексей Михайлович повелел привезти ее в Москву и оставить в Новоспасском монастыре. С иконы сделали несколько списков. Один из них отправили в Хлынов, а второй установили над Спасскими воротами. В 1812 году наполеоновские солдаты сняли драгоценную ризу образа, и в 1839 году икону украсили новой серебряной вызолоченной ризой, украшенной драгоценными камнями.

В годы советской власти икона Спаса нерукотворного и список в Хлынове (сейчас город Киров) были утрачены. Сохранился лишь список из Новоспасского монастыря, он размещен в иконостасе Спасо-Преображенского собора.

Одна из ярких отличительных особенностей Спасской башни - часы-куранты. Под них многие годы встречал Новый год Советский Союз. И теперь традиция не угасла, и 31 декабря, в 12 часов принято наполнять бокалы шампанским под звон курантов. А началась их история в 1625 году. Их изготовил английский механик и мастер часовых дел Христофор Галовей. Оригинальный механизм в часах играл музыку, а также отмерял ночное и дневное время, обозначенное цифрами и буквами. Стрелок на этом циферблате не было.

В 1707 году эти часы по указу Петра I заменили новыми голландскими курантами с музыкойи циферблатом на 12 часов. Затем часы меняли в 1763 году, а 1851 году братья Н.и П. Бутеноп провели капитальный ремонт курантов. Можно даже сказать, что они их создали заново. Интересно, что с 1770 года Спасские куранты какое-то время исполняли популярную немецкую мелодию "Ах, мой милый Августин". После работ, проведенных братьями Бутеноп, часы в 12 и 6 часов играли "Марш Преображенского Полка", а в 3 и 9 часов гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" Дмитрия Бортнянского. Первоначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России "Боже, царя храни", но император Николай I заявил, что "куранты могут играть любые песни, кроме гимна".

Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 года. Когда в 1917 году шли бои за Кремль, один из снарядов попал в часы, перебил одну стрелку и повредил механизм. Почти год куранты не работали. Лишь в конце лета 1918 года по распоряжению В.И. Ленина музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В. Беренс устранили поломку в курантах, и заодно сделали так, чтобы они в 12 часов играли мелодию Интернационала, а в 24 часа - "Вы жертвою пали в борьбе роковой". В 1938 году куранты перестали исполнять музыку, теперь они отбивали только часы и четверти.

Спустя почти 60 лет, в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина Кремлевские куранты вновь заиграли музыку. В 12 и 6 часов куранты теперь исполняли "Патриотическую песню", а в 3 и 9 — мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" (Иван Сусанин) М. И. Глинки.

Последняя реставрация часов проводилась в 1999 году. В процессе реставрации были позолочены стрелки и цифры, восстановлен исторический облик верхних ярусов. Вместо "Патриотической песни" куранты настроили на исполнение государственного гимна РФ.

У курантов четыре циферблата - они выходят на все стороны башни. Диаметр циферблатов составляет 6,12 метров. Высота римских цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,27 метров. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Вначале часы заводили вручную, а с 1937 года их заводят тремя электромоторами.

Несмотря на изменения, вызванные революцией, вплоть до 1935 года на Спасской башне располагался двуглавый орел. Первая звезда, которой его заменили, была изготовлена из меди, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Она немного превосходила размерами нынешнюю. Уже в 1936 году звезда поблекла и казалась непропорциональной в сравнении с башней, поэтому в 1937 году ее заменили рубиновой, которая венчает Спасскую башню и сегодня. Размах лучей рубиновой звезды составляет 3,75 метров. Внутри ее круглосуточно горит электрическая лампа мощностью 5000 вт. Звезда устроена так, что может вращаться от ветра, как флюгер. Что касается первой звезды из самоцветов - она сохранилась, и сейчас находится на шпиле Северного речного вокзала Москвы.

В последние годы все чаще слышатся призывы убрать звезду со Спасской башни, и установить на ее место двуглавого орла. Очередное такое заявление поступало в сентябре 2010 года, после восстановления надвратной иконы Спаса Смоленского.


Историческая справка:


1491 г. - архитектором Пьетро Антонио Солари была построена Фроловская (Спасская) башня Восточной стены Кремля
1514 г. – над Фроловскими воротами Кремля был размещен образ Спаса Смоленского, привезенный из Хлынова
512 г. - в ознаменование освобождения Москвы от полчищ хана Махмет-Гирея на месте иконы Спаса Смоленского непосредственно на стене была написана фреска
1658 г. - царь Алексей Михайлович издал указ переименовать Фроловские ворота в Спасские, а вместе с тем сменила название и башня
1624-1625 г.г. - английский архитектор Христофор Галовей вместе с русским зодчим Баженом Огурцовым надстроили над башней многоярусный верх в готическом стиле
17 в. - от Спасских ворот через защитный ров был переброшен каменный арочный мост, на котором велась оживленная торговля
17 в. - вершине шатра Спасской башни поместили двуглавого орла – символ самодержавия и герб Российского государства
17 в. - над Спасскими воротами установили образ Спаса Нерукотворного
1707 г. - часы по указу Петра I заменили новыми голландскими курантами с музыкойи циферблатом на 12 часов
1763 г. – часы вновь сменили
1802 г. - деревянные часовни, стоявшие по обе стороны ворот заменили каменными
1625 г. – английским механиком и мастером часовых дел Христофором Галовеем були изготовлены первые куранты для Спасской башни
1812 г. - часовни Спасской башни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту
1851 г. - братья Н.и П. Бутеноп провели капитальный ремонт курантов
1868 г. - под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, часовни разобрали и перестроили по его новому проекту
1895 г. - фреску Спас Смоленский отреставрировали, покрыв новым слоем красок
1917 г. – во время боев за Кремль один из снарядов попал в часы, перебил одну стрелку и повредил механизм
1918 г. - по распоряжению В.И. Ленина музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В. Беренс устранили поломку в курантах
1925 г. – часовни возле Спасской башни были снесены
1935 г. - на Спасской башне вместо двуглавого орла установили звезду из меди и уральских самоцветов
1936 г. - звезда поблекла и казалась непропорциональной в сравнении с башней
1937 г. – звезду из самоцветов, венчавшую Спасскую башню, заменили рубиновой
1996 г. - во время инаугурации Б.Н. Ельцина Кремлевские куранты вновь заиграли музыку 1999 г. – проводилась реконструкция кремлевских курантов
апрель 2010 г. - было проведено зондирование надвратного киота Спасской башни, под слоем штукатурки обнаружили старинную святую икону Спаса Смоленского
5 июля 2010 г. - образ Спаса Смоленского был целиком раскрыт. По оценке экспертов изображение сохранилось на 80%
26 августа 2010 г. - надвратная икона Спаса Смоленского снова предстала перед москвичами и гостями столицы
28 август

350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской.

Спасская (бывшая Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо-восточной части Кремля на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Башня построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, так как неподалеку располагалась церковь во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, которые на Руси почитались как покровители домашнего скота. Церковь не сохранилась.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинско, Свиблова Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи "боровицы".

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды 67,3 метра, со звездой 71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями
Дата постройки: 1491 год
Высота башни: со звездой 71 м.
На башне установлена рубиновая звезда и куранты
Координаты: 55°45"09.2"N 37°37"17.0"E

10-этажная Спасская башня была возведена при князе Иване III итальянским архитектором Пьетро Солари. Так как неподалеку находился храм Фрола и Лавра, не сохранившейся до наших дней, то изначально Спасскую башню называли Фроловской. Известная точная дата завершения строительства Спасской Башни - в 1491 году.

Вид на башню со стороны Большого Москворецкого моста

Образы над проездными воротами

Всего над проездными воротами было изображено 2 образа - Спас Смоленский украшал въезд в Кремль в начале 16 века, а уже со второй половины 17 века появился образ Спаса Нерукотворного со стороны Кремля. Царь Алексей Михайлович особым указом 1658-го года приказал изменить название Фроловских ворот на Спасские. Этот же год можно считать и годом присвоения башни нового названия - «Спасская».

Защитные сооружения старины

После постройки Спасской башни (в то время, когда она называлась ещё Фроловской) было решено защитить восточную сторону Кремля оборонительной линией. Для защиты въезда в Кремль на 4-х угольной Спасской башне была установлена отводная стрельница, довольно мощная по тем временам. Также дополнительную защиту обеспечивали «герсы» - железные решетки, закрывающие башню с 2-х сторон. Стоило нападавшим проникнуть в башню, герсы опускались и изолировали их от своей армии, а со специальной галереи в самом верху противник безжалостно уничтожался. Ворота стрельницы были дополнительно оборудованы подъемными мостами.

Вид на Спасские ворота

Спасские ворота - святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом - они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы . Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам - «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой - её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел , являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Северо-восточный фасад башни

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля - Боровицкую , Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни - Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую - Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики - в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного . И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа - лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески - образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон - однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение - 28 августа все того же 2010 года . 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского - это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Куранты - главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе - СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь - по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр - стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века - когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия - «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин - по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи - «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки - мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час - «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»