Равноапостольная нина, просветительница грузии. Житие святой равноапостольной нины

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

“Умей нести свой крест и веруй”

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина , чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

Так недоступна! Так нежна! -

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье - лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе . Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии , происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня , и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ , родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Святая равноапостольная Нина: молитва

Молитва святой равноапостольной Нине

Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковные праздники в честь грузинской святой Нины отмечаются дважды в год - 27 января (день ее упокоения) и 1 июня (в этот день будущая проповедница явилась в Иверию, как тогда называли Грузию).

Святая Нино (Nino) в Грузии - одна из самых почитаемых святых. Неудивительно: без нее история страны была бы совершенно иной.

Ранние годы

Нина родилась около 280 г.н.э. в Каппадокии, стране, где ранние христиане молились в скальных церквях, в городе Коластра. Христианские сказания называют ее отцом Завулона. Этот христианин с иудейским именем служил римскому императору Максимиану, якобы крестил побежденных франков, а затем приехал в Иерусалим, чтоб раздать полученное от благодарных франков нищим. Там он и встретился с матерью Нины - Сосанной, сестрой церковного служителя Ювеналия. После свадьбы он увез жену на родину, в Каппадокию. Там появилась на свет Нина. Сосанна воспитывала дочь милосердной, учила в любое время суток и чем возможно помогать обездоленным. Когда Нина достигла 12-летнего возраста, родители ее снова переехали в Святой Город, чтоб окончательно посвятить жизнь церкви. Завулон, раздав имущество нищим, ушел в пустынники. Сосанна поручила дальнейшее христианское воспитание дочери старице Сарре Миафоре (некоторые исследователи полагают, что «миафора» не личное имя, а название одной из церковных должностей того времени).

Именно от Сарры Нина услышала о хитоне Господнем, выкупленном у римских солдат иудеем Элиозом и увезенном в Мцхету в Иверии. Девушку глубоко взволновала судьба святыни - она стала мечтать увидеть место ее погребения и поклониться ей.

Легенда сообщает, что юная Нина увидела во сне Деву Марию, давшую ей благословение отправиться в Ее удел - а это и была Иверия - и проповедовать там учение Ее Сына. Богоматерь во сне вручила девушке крест из виноградной лозы. Проснувшаяся Нина увидела этот крест и наяву - и обвила его своими волосами.

Этот необычный крест с опущенными поперечными концами изображается на каждой иконе святой Нино в Грузии. Он и поныне хранит Грузинскую Православную церковь.

В поисках хитона Христа

С именем Иисуса Христа на устах Нина отправилась в дорогу. Путь ее не был легким - ей случилось стать свидетельницей мученичества за веру и чудом повезло не пострадать самой. В какой-то момент своего путешествия Нина познакомилась с невестой Христовой Рипсимией, ее наставницей в вере Гаианией и другими монахинями - и разделила с ними бегство от императора Диоклетиана. Тот, не испытывая к христианам личной неприязни, изгонял их, как подрывающих авторитет его власти. Поклонники бродячего иудейского проповедника Диоклетиана не впечатляли - он предпочитал, чтоб его самого приветствовали, как божество. Легенда же о том, что он воспылал страстью к деве Рипсимии, вряд ли правдива. Император был женат, причем на христианке - правда, он заставил ее приносить жертвы римским богам. Гаиания, Рипсимия и другие женщины пострадали за то, что не пожелали этого делать - христиан, не признавших над собою власть Юпитера, Диоклетиан приговаривал к смерти.

Христианки бежали в Армению, вотчину царя Трдата (или, в греческой традиции, Тиридата). Диоклетиан успел написать ему о них - и сообщил между делом о красоте Рипсимии. Так что бедной деве пришлось-таки испытать на себе страсть царя земного. Но она пожелала остаться верной Небесному. Разъяренный Тиридат казнил Рипсимию, старицу Гаианию и их спутниц (Армянская Православная церковь поныне чтит святых Рипсимэ и Гаянэ). Нина же чудом сумела укрыться от преследования и 1 июня ступила на грузинскую землю - вошла в удел Богоматери.

В Мцхете

Нина достигла - накануне 5 августа, дня празднеств в честь Армази, языческого бога богов. Нина стала свидетельницей отправления культа - и царь, и народ молились статуе бога-воина в золотой броне. Нине только и оставалось помолиться Христу с просьбой обратить всех этих людей в иную веру. Легендарная версия о том, что по молитве Нины христианский бог уничтожил идола молниями вряд ли больше чем сказка - подобные истории рассказывают о множестве других христианских святых, взяв за основу рассказы о чудесах ветхозаветных пророков, вызывавших огонь с неба. Намного более интересна и своеобразна другая история о святой - о чуде на охоте царя Мириана.

В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада. Кроме проповеди веры занималась еще и целительством (она и покорила сердце садовника тем, что излечила его жену от бесплодия). Дар исцеления привлек к ней людей (проповедников много, а вот дар спасения жизни дается далеко не всякому). Первыми последовательницами Нины во Христе стали женщины: она исцеляла детей, спасла ребенка, тяжко болевшего с рождения - какую женщину оставит равнодушной такой поступок? Приняли Нину и дамы, занимавшие далеко не последние места в общественной иерархии Мцхеты - жена царевича Реви Саломея, жена эристави (титул, приблизительно соответствующий герцогскому на Западе) Пережавра и даже супруга верховного властителя - царица Нана (Нина исцелила ее от серьезного недуга).

Чудо на царской охоте

Но царь Мириан оставался глух к новому учению. Его можно понять - Нина была первой христианкой, которую он видел, с чего бы ему вообще доверять ее словам и предавать своего сияющего победительного Армази ради неизвестного Христа и менять меч на крест? Как это часто случается, обращению в христианство помогла чрезвычайная ситуация. Во время охоты на горе Тхоти царя «объяла тьма». По двум разным версиям, это была или темнота, внезапно наступившая белым днем, или поразившая царя слепота.

Армази на помощь испуганному правителю не торопился, и царь, вспомнив, должно быть, рассказы жены, призвал «бога Нино», клянясь в случае помощи с Его стороны уверовать в Него. Прагматичный царь, «ты мне - я тебе», но ведь помогло!

Далее Мириан признался в случившемся Нине, а затем написал о своем желании принять святое крещение самому Константину Великому и его матери св. Елене. Римский властитель, убежденный христианин, прислал ко двору Мириана епископа Иоанна, священника Иакова и диакона, чтоб провести обряд крещения царя и его двора «по всей форме». Позже у слияния рек Мктвари и Арагви был массово окрещен и народ. С 326 г. христианство стало государственной религией Грузии, а праздник ее Крещения ГПЦ отмечает 1 октября.

Дерево над хитоном

От местной иудейской общины Нина узнала о месте, где захоронили хитон Христа вместе с девой Сидонией, сестрой Элиоза - та умерла, обняв реликвию, привезенную братом, и разлучить ее с хитоном было невозможно. На могиле выросло огромное дерево, и Нина уговорила царя сделать из него четыре креста и установить их по четыре стороны света на границах грузинской земли. Пень от дерева стал мироточить, и грузины назвали его Светицховели (Столп животворящий). Над Столпом выстроили первый в Грузии христианский храм Двенадцати Апостолов. Теперь это главный собор ГПЦ.


Нина, исполнив мисссию просветительницы Грузии, поселилась в шалаше из ежевики в Боди (ныне Бодбе). Всего она провела в Грузии 35 лет и умерла в 65 (или 67) лет. Теперь в Бодбе женская обитель святой равноапостольной Нины и, словно в память о ее целительском даре, целебный источник - Нинос цкаро. Там же - маленький храм в память ее родителей.

О чем молиться святой Нино

Канонический текст молитвы святой Нино очень древний и представляется слишком «общим», содержит просьбы, могущие адресоваться в принципе любому из святых христианского мира - «охранять стадо», «вразумить врагов святыя Церкве Христовы». Но множество людей молится ей глубоко личным образом. Они просят ее:

  • об избавлении от недугов, как телесных, так и душевных;
  • о рождении детей (вспомните историю с лечением жены садовника!);
  • о вспомоществовании в миссионерской деятельности;
  • об утверждении в вере;
  • о вызволении людей, угодивших в сети сектантов (увела же она целый народ от воинственного языческого божества ко Христу);
  • о содействии в путешествии (Нина немало странствовала, пока не явилась в удел Богородицы).

По свидетельствам верующих, молитва перед иконой просветительницы Грузии равноапостольной Нины обладает особой силой - даже когда до решения проблемы очень далеко, люди ощущают облегчение на сердце.

Икона прославленной равноапостольной Нины - чудотворный образ. Святую помнят как покровительницу учителей, заступницу всех, кто был крещен с ее именем, а также тех, кто просит ее о помощи, особенно в духовном просвещении.

Если вы находитесь в поисках своего , то молитвы, обращенные к святой Нине, помогут вам в этом преуспеть. Жизненный путь святой отличался истинной верой в Господа. Но чтобы до конца понять, в чем заключена сила чудотворной иконы и за что святая получила равноапостольный статус, важно обратиться к истории жизни праведницы.

История жизни равноапостольной Нины

Святейшая Нина считается покровительницей Грузии. Еще будучи в юном возрасте, девушка пожелала нести слово Божие и просвещать умы людей по воле Божией Матери, которая не раз являлась к ней в видениях. Это укрепило веру Нины. Проповедуя о жизненном предназначении и пути Христа, богоугодная Нина не раз являла миру чудеса. Согласно сказаниям, она сотворила множество богоугодных дел. Практически вся Иверия обратилась в христианство. За это святую признали покровительницей людей, сбившихся с истинного пути. Тридцать пять лет благоверная Нина совершала подвиги, а затем ушла на покой. Это произошло 14 января 335 года. Позднее на том месте, где она покинула мир, был возведен храм во имя мученика Георгия , родственника праведницы. С памятью Нины связано также нахождение Христова хитона, который после разных событий был перенесен в Грузию.

Описание иконы святой Нины

Святая изображена на иконе по пояс, с посохом в руках. С посохом связана небольшая предыстория о чуде его появления. Однажды Богородица предстала перед святой, дабы благословить ее и подарить крест из виноградной лозы, который стал для Нины щитом и главным орудием в борьбе со злом. На сегодняшний день это распятие хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе. Нежность во взгляде, которым Божья угодница смотрит на зрителей, ярко передает состояние ее души: чистое, светлое, доброе и непорочное. Перед этой иконой молятся многие верующие, в чьих руках находится жизнь других.

В чем помогает икона

Слова, обращенные к святой, помогают исцелить душевные и телесные хвори даже в очень запущенных и тяжелых случаях. Конечно, многое находится во власти веры вашей, по которой и поступает помощь Свыше. Благоверная излечивала людей крестом, подаренным ей Богоматерью. Нина обладала нерушимой верой и преданностью Христу, именно поэтому Ее можно просить о духовной помощи и укреплении веры. Выполняя свою миссию на земле, которую позднее назовут равной апостольской, блаженная Нина посмертно была канонизирована в числе равноапостольных святых. Ее жизненное предназначение лежало в проповеди и учении людей, поэтому святую часто просят о помощи преподаватели и учителя. И, естественно, она помогает всем женщинам с именем Нина.

Георгий Победоносец — двоюродный брат святой Нины. Население Грузии особенно чтит этих святых. Люди считают, что, куда бы их ни занесла жизнь, покровительство и заступничество святейших не покинет их за пределами земли, на которой жила и исполняла волю Божию равноапостольная Нина.

Молитва равноапостольной Нине

Обратиться к служительнице Божией можно в двух словах. Неважно, какие слова вы говорите, важно, какая суть была в них заложена. Молитва поможет вам очиститься от негатива и начать диалог со святой, чья помощь не заставит себя долго ждать:

«О, праведная равноапостольная Нина, к тебе обращаемся и тебя умоляем: услышь молитвы наши (имена) и огради жизни наши от всех напастей, страстей и скорби, покажи врагам нашим путь истинный, во Христе пролегающий, и накажи всех противников благочестия. Умоляем, передай слова наши Господу, пусть дарует он народу православному мир, благоденствие и благополучие во всех начинаниях. Пусть Всевышний проведет нас в Царствие Небесное, покуда все ныне живущие в вере славят имя Его. Аминь».

Где находится чудотворная икона

Иконы благоверной Нины можно встретить повсеместно в Грузии. К сожалению, исторических данных о написании первой иконы не осталось, именно поэтому невозможно отследить то место, где находится праведный лик. Но списки с иконы ничем не отличаются от оригинала. Хотя о местонахождении древней реликвии ничего не известно, но в этом нет ничего страшного. Святая Нина оставила после себя много памятных мест, в которые ежегодно отправляются паломники со всего света.

1. Бодбийский монастырь — место, где покоятся мощи святой. Сам храм является одним из крупнейших в Грузии и представляет собой эстетическую ценность и оказывает благое влияние на каждого прихожанина.

2. Крест из виноградной лозы , подаренный Богородицей, находится в главном соборе Тбилиси. Возле храма Сионе осталась пещера, где когда-то молилась праведница. Там она долгое время готовилась к нелегкой миссии в горах. Из-за молитв и слез в этой пещере из камня начала сочиться вода. Сейчас это божественный источник, который дарует людям исцеление.

3. Храм равноапостольной Нины в городе Санкт-Петербурге , открытый недавно. Там же находится и икона святейшей. События, с которыми связано имя праведницы, относят к периоду блокады Ленинграда.

4. Храм святой равноапостольной Нины в Черемушках в городе Москве. Это сравнительно новый монастырь, полностью выстроенный из дерева.

Дни празднования

Молитва святой Нине поможет вам укрепить силу духа , избавиться от болезней, встать на путь истинный, особенно в день ее памяти — 27 января. В этот день святая покинула бренный мир, оставив после себя великое наследие и память о ее подвигах во имя Христа и веры.

Люди и религия всегда должны пребывать в гармонии. Без веры жить становится неумолимо тяжело. Человек нуждается в духовной поддержке, так как с ее помощью жизнь обретает смысл . Пусть ваш путь будет светлым, а вера — сильной. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси. По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу. Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…

Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии. До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.

Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.

Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года. Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов. А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).

Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа. Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой. Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.

Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.

Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией. Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа. Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась. Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.

Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу. Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней. Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.

По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом. Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.

Крест святой Нины

В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года. Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки. Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.

Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.

Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.

По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.

Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.

Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.

Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.

Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе. Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца. Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Мцхета

Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры. И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать. Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…

Иерей Андрей Чиженко

Примечание:

1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру. В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.

СВЯТАЯ НИНО (280-335 гг.)

Равноапостольная

Равноапо́стольный — наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

В Православной церкви наименование равноапостольных прилагается к: святой Марии Магдалине (как общнице апостолов); святой первомученице Фекле (ученице апостола Павла, обратившей в христианство множество язычников в Селевкии Исаврийской); святой мученице Апфии, святому Аверкию, епископу Иерапольскому; святым царю Константину I Великому и матери его Елене; Святой Нино (просветительнице Грузии); Святому Патрику (просветителю Ирландии); Борису I (крестителю Болгарии), святым Кириллу и Мефодию (просветителям славян); святым князю Владимиру I Святославичу и бабушке его Ольге (крестившими русскую землю); святому Николаю (архиепископу Японскому).

=====================================================

По благочестивому преданию Иверия (Грузия) является уделом Пресвятой Богородицы; по особой воле Божией Ей выпал жребий благовествовать там для спасения людей Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа.

Святой Стефан Святогорец рассказывает, что по вознесении Господа нашего Иисуса Христа не небо ученики Его вместе с Матерью Иисуса Марией пребывали в Сионской горнице и ожидали Утешителя, согласно с повелением Христа - не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования от Господа (Лк. 24, 49; Деян. 1, 4). Апостолы стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране проповедовать Евангелие. Пречистая сказала:

- "Хочу и Я бросить вместе с вами Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела, но чтобы иметь страну, которую Богу будет угодно указать Мне".

По слову Божией Матери они бросили жребий с благоговением и страхом, и по этому жребию Ей досталась Иверийская земля. Получив с радостью этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, отправиться в Иверию. Но ангел Божий сказал Ей:
- "Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь; доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там".

Так рассказывает Стефан Святогорец. Это предопределение Божие о просвещении Иверии исполнилось спустя три столетия по вознесении Христовом, и исполнительницей его явилась Преблагословенная Богоматерь Дева. По прошествии указанного времени Она послала со Своим благословением и Своею помощью на проповедь в Иверию святую деву Нину.

ЖИТИЕ СВЯТОЙ НИНО

СВЯТАЯ НИНА (НИНО) родилась в Каппадокии (ок. 280 г.) и была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нино пришла со своими родителями в святой город Иерусалим.

По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня (чтобы служить нищим и больным женщинам), а воспитание Святой Нино было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нино проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо следовала правилам веры и с усердием ежедневно читала Священное Писание. Сердце ее пылало любовью ко Христу, претерпевшему для спасения людей крестные страдания и смерть. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23-24).

На вопрос Святой Нино, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что «нешвенный» Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также считается Уделом Божией Матери). Нианфора прибавила, что жители этой страны, а также соседние с ними армяне и многие горные племена до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Глубоко запали в сердце Святой Нино эти рассказы старицы. Нино денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. И Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангел ие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него:

- "Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, Святая Нино увидела в своих руках крест (ныне хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром; на верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины ), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

И когда настало время, удобное для отправления в дальний путь, патриарх привел Нину в храм Господень, к святому алтарю, и, возложив на голову ее свою святительскую руку, молился такими словами:

- "Господи Боже, Спаситель наш! Отпуская сироту " отроковицу на проповедь Твоего Божества, предаю ее в Твои руки. Благоволи, Христе Боже, быть ей спутником и наставником всюду, где будет она благовествовать о Тебе, и даруй словам ее такие силу и премудрость, которым никто не в состоянии противиться или возражать. Ты же, Пресвятая Богородица Дева, Помощница и Заступница всех христиан, облеки свыше Своею силою против врагов видимых и невидимых эту отроковицу, которую Ты Сама избрала для благовествования Евангелия Сына Твоего, Христа Бога нашего, среди народов языческих. Будь всегда для нее покровом и неодолимой защитой и не оставь ее Своею милостью пока не исполнит она Твоей святой воли!"

По пути в Грузию Святая Нино чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284-305). Направляемая невидимой рукой, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом и участью своих подруг, святая подняла очи свои к небу с молитвой о них и увидела вверху светоносного ангела, опоясанного светлым орарем, с благовонным кадилом в руках, сопровождаемый множеством небожителей, он сходил с небесных высот. Ангел обратился к ней со словами:

- «Встань и иди к северу, где зреет жатва великая, но где жнецов нет».

Позже Нино привиделся сон: ей явился муж величественного вида; волосы его ниспадали на плечи, и в руках у него был книжный свиток, написанный по-гречески. Развернув свиток, он подал его Нине и повелел читать. Пробудившись от сна и увидев в руке своей чудесный свиток, святая Нина прочитала в нем следующие евангельские изречения:

  • "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф. 26, 13).
  • "Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал, 3, 28).
  • "Тогда говорит им (женам) Иисус: не бойтесь: пойдите, возвестите брятьям Моим" (Мф. 28, 10).
  • "Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня" (Мф. 10.40).
  • "Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам" (Лк. 21, 15).
  • "Когда же приведут вас в синагоги, к начальством и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дуг научит вас в тот час. что должно говорить" (Лк. 12, 11-12).
  • "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28).
  • "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во вех дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 19-20).

Подкрепленная этим Божественным видением и утешением, Святая Нино продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх, она достигла древнего карталинского города Урбниси, в котором прожила около месяца, останавливаясь в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета (древней столице Иверии - Грузии), где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня (6/19 августа), по молитве Святой Нино, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей, которая внезапно возникла среди ясного дня.

Прийдя в Мцхету, Святая Нино нашла приют в семье бездетного царского садовника. Они с женой Анастасией очень страдали от одиночества и приняли Нину как сестру. Впоследствии, по желанию святой Нины, муж Анастасии устроил для нее небольшую палатку в углу сада, на месте которой в будущем будет построена небольшая церковь в честь Святой Нино, в ограде Самтаврского женского монастыря. Святая Нино, поставив в этой палатке врученный ей Богоматерью крест, проводила там дни и ночи в молитвах и пении псалмов.

Св. Нино творила чудеса, совершенные ею во славу Христова Имени. Первыми в Иверии, принявшими христианство, была честная супружеская чета, приютившая у себя Нину. По молитве святой Анастасия разрешилась от своего бесплодия и сделалась впоследствии матерью многочисленного и счастливого семейства. После этого чуда супруги уверовали во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Взяв больное дитя, Святая Нино опустила его на свое, устроенное из листьев, ложе; помолившись, она возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и потом возвратила ребенка плакавшей матери живым и здоровым. С этого времени Святая Нино начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иверийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Многие - особенно жены еврейские - стали часто приходить к Нино, чтобы послушать из ее уст новое учение о Царствии Божием и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Таковы были: Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других еврейских женщин. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар - после того, как услышал толкования Святой Нино древних пророчеств об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем как Мессии.

Авиафар рассказал Нино предание о хитоне Господнем:

- "Я слышал от своих родителей, а те слыхали от своих отцов и дедов, что когда в Иерусалиме царствовал Ирод, евреями, жившими в Мцхете и во всей Карталинской стране, было получено известие, что в Иерусалим приходили персидские цари, что они искали новорожденного младенца мужского пола из потомства Давидова, рожденного матерью без отца, и называли Его Иудейским Царем. Они нашли Его в городе Давидовом Вифлееме, в убогом вертепе, и принесли Ему в дар царское золото, целебную смирну и благовонный ладан; поклонившись Ему, они возвратились в свою страну. Прошло после этого тридцать лет, и вот прадед мой Елиоз получил из Иерусалима от первосвященника Анны письмо такого содержания:
- "Тот, к Кому приходили на поклонение персидские цари со своими дарами, достиг совершенного возраста и стал проповедовать, что Он - Христос, Мессия и Сын Божий. Приходите в Иерусалим, чтобы видеть смерть Его, которой Он будет предан по закону Моисееву".

Когда Елиоз собрался вместе со многими другими идти в Иерусалим, мать его, благочестивая старица из рода первосвященника Илии, сказала ему:

- "Ступай, сын мой, по царскому зову, но умоляю тебя - не будь заодно с нечестивыми против Того, Кого они вознамерились умертвить; Он - Тот, Кого предвозвестили пророки. Кто представляет Собою загадку для мудрецов, тайну, сокрытую от начала веков, свет для народов и вечную жизнь".

Елиоз вместе с Каренийским Лонгином пришел в Иерусалим и присутствовал при распятии Христа. Мать же его оставалась в Мцхете. Накануне Пасхи она внезапно почувствовала вдруг в своем сердце как бы удары молотка, вбивающего гвозди, и громко воскликнула:

- "Погибло ныне царство Израиля, потому что предали смерти Спасителя и Избавителя его; народ этот отныне будет повинен в крови своего Создателя и Господа. Горе мне, что я не умерла ранее сего: не слыхала бы я этих страшных ударов! Не увидеть уже мне более на земле славы Израиля!"

Сказав это, она умерла. Елиоз же, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Его от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхету. Сестра Елиоза Сидония, приветствуя брата с благополучным возвращением, рассказала ему о чудной и внезапной смерти матери и предсмертных словах ее. Когда же Елиоз, подтвердив предчувствие матери относительно распятия Христова, показал сестре хитон Господень, Сидония, взяв его, стала целовать со слезами, прижала потом его к груди своей и тотчас пала мертвой, И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из рук умершей эту священную одежду - даже сам царь Адеркий, пришедший со своими вельможами видеть необычайную смерть девицы и желавший также вынуть из рук ее одежду Христову. Елиоз предал земле тело своей сестры, вместе же с ней схоронил и хитон Христов и сделал это столь тайно, что даже и до сего времени никто не знает места погребения Сидонии. Некоторые предполагали только, что это место находится посредине царского сада, где с того времени сам собой вырос тенистый кедр, стоящий там и теперь; к нему стекаются со всех сторон верующие, почитая его как некоторую великую силу; там, под корнями кедра, по преданию и находится гроб Сидонии».

Услышав об этом предании, Святая Нино стала приходить по ночам молиться под это дерево. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Так, однажды, после совершения полуночных молитв, Святая Нино видела: вот из всех окрестных стран слетелись к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагвы и омывались в водах ее. Спустя немного, они поднялись вверх, но уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь Истинного Бога, и в этом храме имя Господне будет славимо во веки.

Зная, что Царство Божие и спасение иверийского народа близко, Святая Нино непрестанно проповедовала народу слово Божие. Вместе с ней трудились в благовестии Христовом и ученики ее - особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти.

В это время как раз Христова вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но и в Римской империи царь Константин сделался христианином и покровителем христиан. Иверия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана, Бакар, был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал Святой Нино проповедовать Христа и в своем городе.

Супруга Мириана, царица Нана, была ревностной идолопоклонницей. Святая Нино исцелила ее от тяжкого недуга, возложив свой крест на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение. И Нана, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Она сделала Святую Нино своей приближенной подругой и постоянной собеседницей, питая свою душу ее святыми поучениями. Потом царица приблизила к себе мудрого старца Авиафара и его дочь Сидонию, причем научилась от них многому в вере и благочестии.

Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. "В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь". Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нино. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный Святой Нино от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. Мириан был для Грузии тем, кем император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Господь избрал Мириана руководителем спасения всех иверийских народов. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбой прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иверии святую Церковь Божию. Пока же не возвратились послы со священниками, Святая Нино непрерывно учила народ Христову Евангелию, указывая истинный путь ко спасению душ и наследованию небесного Царства; учила она их и молитвам Христу Богу, подготавливая таким образом ко святому крещению.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию Святой Нино - там, где стоял упомянутый великий кедр, где по преданию был сокрыт Хитон Господень. И там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

Кедр был срублен, из шести сучьев его вытесали шесть столбов. Когда же плотники хотели поднять седьмой столб, вытесанный из ствола кедра, чтобы поставить его в основание храма, то все были изумлены, так как никакой силой невозможно было сдвинуть его с места. Святая Нино осталась на всю ночь на месте постройки со своими ученицами, молясь и обливая слезами пень срубленного дерева.

Рано утром явился Святой Нино дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Потом этот юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел, подобно молнии, так что освещал весь город.

Царь и народ собрались к этому месту; со страхом и радостью смотря на чудное видение, все удивлялись, каким образом этот тяжелый столб, никем не поддерживаемый, то поднимался вверх, то опускался вниз и касался пня, на котором рос; наконец он остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все, страдавшие различными болезнями и ранами, с верой мазавшиеся этим миром, получали исцеление.

По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. Святая Нино отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда Святая Нино прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Император Константин прислал в Иверию искусных зодчих для сооружения каменных церквей. Он вручил послам Мириана кроме большого количества золота и серебра, еще часть (подножие) животворящего древа креста Господня, который в это время уже был обретен (в 326 году) святой Еленой, матерью Константина Великого; вручил им также он и один из гвоздей, которыми были пригвождены ко кресту пречистые руки Господни. Им были даны еще кресты, иконы Христа Спасителя и Пресвятой Девы Богородицы, равно как - в основание церквей - и мощи святых мучеников. В то же время сын Мириана и наследник его Бакурий, проживавший в Риме заложником, был отпущен к своему отцу.

Послы Мириана, возвращаясь в Иверию со многими священниками и зодчими, заложили основание первого храма в селе Ерушети, на границе Карталинской земли, и оставили для этого храма гвоздь от креста Господня. Второй храм они основали в селе Манглиси, в сорока верстах к югу от Тифлиса, и здесь оставили вышеупомянутую часть животворящего древа. В Мцхете же ими был основан каменный храм во имя Преображения Господня (ныне храм Самтавро); по желанию царя и указанию Святой Нино, он был заложен в царском саду близ палатки Святой Нино. Она не видела окончания сооружения этого величественного храма.

В то время жители Мцхеты созерцали чудное видение; в продолжение нескольких ночей ново созданный храм украшал сиявший над ним на небе светлый крест с венцом из звезд. При наступлении же утренней зари от этого креста отделялись четыре самые светлые звезды и направлялись - одна к востоку, другая к западу, третья освещала церковь, дом епископа и весь город, четвертая, осветив убежище Святой Нино, поднималась к вершине утеса, на котором росло одно величественное дерево. Ни епископ Иоанн, ни царь не могли понять, что означает это видение. Но Святая Нино приказала срубить это дерево, сделать из него четыре креста и поставить один на упомянутом утесе, другой - к западу от Мцхеты, на горе Тхоти, - месте, где царь Мириан сначала ослеп и потом прозрел и обратился к Истинному Богу; третий крест она велела отдать царской невестке, жене Рева, Саломии, чтобы та водрузила его в своем городе Удясарме; четвертый же она предназначила для селения Бодби (Буди) - владения кахетинской царицы Соджи (Софии).

В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, Святая Нино, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Св. Нино завещала предать погребению тело ее в той же убогой палатке, в которой она жила, чтобы новооснованная Кахетинская церковь не осталась сиротствующей. Благоговейно приобщившись Святых Таин, Святая Нино мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь и епископ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб Святой Нино с выбранного ею самой места упокоения. Тело Христовой благовестницы похоронили на месте ее убогой палатки в селении Буди (Бодби). На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм во имя родственника Святой Нино - Святого великомученика Георгия. Храм этот обновляли много раз, но он никогда не подвергался разрушению, При этом храме была учреждена Бодбийская митрополия, старшая во всей Кахетии, из которой евангельская проповедь стала распространяться до гор восточного Кавказа.

Господь прославил нетлением тело Святой Нино, скрытое по ее повелению под спудом (и после нее в Грузии существует обычай не открывать мощи святых). У гроба ее происходили многочисленные и непрерывные знамения и чудеса. Эти благодатные знамения, а также святая и ангелоподобная жизнь и апостольские труды Святой Нино, которые она предприняла и со славою докончила, побудили юную Иверийскую Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовать просветительницу Грузии равноапостольной (наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру) и, причислив ее к лику святых, установила ее память 14 (27) января, в день ее блаженной кончины. В Иверии начали уже сооружать церкви во имя Святой равноапостольной Нино. До сих пор цела еще небольшая каменная церковь против Мцхеты в ее честь, построенная царем Вахтангом Горгасали на той горе, на которой Святая Нино в первый раз уничтожила своей молитвой идола Армаза.

В Грузии Святую Нино считают просветительницей грузин и небесной покровительницей страны. В результате деятельности Святой Нино, в 326 году христианство было объявлено в Иберии государственной религией. Праздники, посвященные Святой Нино («Нинооба»), распространившей в Грузии христианство, Православная церковь отмечает дважды в год: 1 июня отмечается день ее прихода в Грузию, а 27 января (по старому стилю - 14 января) - день ее кончины.

КРЕСТ СВЯТОЙ НИНО

Крест Святой Нино — христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти Святой Нино крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете, но после усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест Святой Нино, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы (Церковь Гергетской Троицы) на горе Казбек или в крепости Ананури.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест Святой Нино и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест Святой Нино императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест Св. Нино хранится в Тифлисском (Тбилисском) Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития Святой Нино.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»