Родительские субботы в. Дни особого поминовения всех усопших: календарь

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Православные христиане 7 раз в течение года поминают тех, кто перешел в иной мир. Эти дни называются поминальными или родительскими субботами. Поминать тех, кого давно нет с вами рядом, можно и в любые другие дни. Однако именно эти семь дней считаются особенным временем, когда можно помочь родным душам очиститься, помолившись за них искренне и с любовью. Православные родительские субботы в 2016 году приходятся преимущественно на февраль-март, и лишь одна из них отмечается в ноябре.

Родительскими дни именуют потому, что все усопшие считаются ушедшими к родителям, предкам. Поэтому поминают всех преставившихся, но в первую очередь - самых близких.

Отдельно идут две «вселенских» субботы, когда поминаются все христиане, покинувшие этот мир, а в православных храмах идут панихиды. Большинство дат для родительских суббот изменяются от года к году и связываются с большими праздниками, об этом будет сказано далее. Три субботы выпадают на весенний период, точнее - на пасхальный пост. В эти поминальные дни обязательно нужно помолиться за тех, кого нет в живых, чтобы облегчить их грехи и умолить Бога быть милостивым к их душам.

Календарь родительских суббот на 2016 год

10 мая - Радоница. 9-й день после Пасхи. Он выпадает на вторник, а не на субботу, но по смыслу относится общему циклу поминальных дней.

В каждую из родительских суббот в церкви совершают панихиды, т.е. службы за упокой, на которых прихожане молятся, чтобы души упокоились, и господь был к ним милосерден, отпуская грехи. Для этого читаются специальные молитвенные тексты. В Мясопустную субботу особенно стараются помянуть тех, кто ушел из этого мира неожиданно и остался без должного погребения согласно христианским традициям.

Троица и родительская суббота

Один из поминальных дней приходится на субботу накануне православной Троицы. Как видите, большинство родительских суббот связаны с большими христианскими праздниками. От других эта панихида отличается тем, что молиться можно даже за грешников - преступников, самоубийц и т.д. Праздник Троицы символизирует нисхождение Святого духа на землю ради того, чтобы были спасены все без исключения души. Считается, что соборная молитва в этот день за усопших обладает чрезмерной силой. Во время службы прочитывают 17-ю кафизму, просят в молитвах упокоения для душ и милосердного прощения умершим родным.

Радоница и родительская суббота

Радоницей именуют день, выпадающий на вторник (после Фоминой седмицы). Люди вспоминают в этот праздник о сошествии Христа в ад, Воскресении и его победе над смертью. Радоницу связывают непосредственно с торжеством жизни над смертью. Принято посещать кладбища, у могилок славят воскресение Христа.

Димитриевская поминальная суббота именуется так в честь мученика Димитрия Солунского и приходится на субботу, предшествующую 8 ноября. Изначально в Димитриевскую субботу поминали только погибших в Куликовом сражении, но с течением лет изменилась традиция и стали поминать всех преставившихся.

В преддверии поминальной субботы, вечером пятницы в церквях служат великие панихиды, именуемые также «парастас». Субботним утром идут заупокойные литургии, после них - общие панихиды. На заупокойную можно подавать записки с именами усопших родственников или других близких людей, об их упокоении. Также принято приносить пищу в храмы «на канон» (канун). Это постная пища, а из вин допускается кагор.

Что можно и чего нельзя делать в православную родительскую субботу

В любую из родительских суббот 2016 рекомендуется сходить в православный храм, помолиться искренне о даровании покоя душам ушедших, как говориться, для Бога все живы! Также хорошо в согласии с древней традицией принести продукты в храм для поминания. Ранее прихожане делали стол, за которым собирались вместе и поминали всех - и своих, и чужих. Теперь же просто приносят продукты, а служители раздают продукты для поминания нуждающимся людям. Также церковь советует подавать записки, в которых указываются имена умерших близких для церковного упоминания в молитвах.

Даже если посетить церковь в православную поминальную субботу не получилось, с открытым сердцем помолитесь дома. Это очистит ваше сердце от скверны и облегчит участь усопших, ведь они уже не в силах вступаться за себя, зато вы можете помочь им обрести покой и благодать. Если не знаете, что же прочитать, откройте 17 кафизму (или 118 псалом), молитву заупокойную о родных, близких, всех православных.

Считается, что в родительские субботы не следует заниматься уборкой, стирать, работать в огородах мыться. В большинстве случаев это суеверия, не подтвержденные церковью: если дела не мешают вам посетить храм и помолиться, то можно ими заниматься. Например, предостережение относительно мытья в эти дни пошло с давних пор. Когда для проведения нехитрой процедуры, как нам сейчас кажется, следовало весь день хлопотать: нарубить дров, баню истопить, водицы наносить, вот и получалось, что времени на молитвы и посещение храма не оставалось.

Можно посетить могилки, убрать на них. Прежде всего, ответственность за состояние надгробий лежит на детях, чьи родители ушли из жизни. Они просто обязаны позаботиться о том, чтобы родительские дни не прошли незамеченными в водовороте ежедневных хлопот. Когда поминальные дни приходятся на период поста, то не следует поминать скоромными продуктами, нарушая пост. Обойдитесь блюдами из тех продуктов, которые разрешено есть в эти дни.

Нельзя скорбеть сверх меры в эти дни: поминать - не значит печалиться. Ведь согласно христианским верованиям душа бессмертна, а значит, она просто перешла в неизвестный нам мир. Если человек вел жизнь праведную, то душа его прибывает в вечном состоянии любви, гармонии, радости, так называемом раю. Если человек, напротив, совершал греховные деяния, душа его томится в худшем мире и испытывает бесконечные мучения.

На эту участь человек может повлиять исключительно при жизни, после смерти избавить его от мучений может только молитва, читаемая с необычайной верой и любовью. Кто, как не близкие люди могут совершать эту молитву? Именно поэтому необходимо посвятить каждую из родительских суббот молитвенным словам, произносимым с чистым сердцем. Многие заблуждаются, трактуя поминание, как необходимость выпить стопку горячительного на кладбище - таким деянием вы не облегчите участь ушедших.

Родительские дни — это поминальные дни для усопших предков. В календаре Православной Церкви каждый день посвящен определенному событию, поминальные дни.Поминать по церковному православному обычаю своих умерших родственников принято в определенные дни года. Называют эти дни родительскими днями или родительскими субботами, хотя не всегда данные даты выпадают на субботу.

Самыми главными в народе родительскими днями считаются Радоница, Троицкая суббота и Димитровская, но есть еще Вселенские поминальные дни.

Кроме этого, нужно почтить память отошедших родных в день их рождения и в день смерти. Многие поминают усопшего еще в день его ангела (святого, в честь которого он был крещен).

Что касается родительских суббот 2016, то они назначены на определенные дни, когда в храмах читаются общие литургии (заупокойные службы), и каждый верующий может присоединится к этой молитве, вспоминая своих родных. В течение года таких особых поминальных дней — 9, из них 6 раз всегда выпадает на субботы, они так и называются «Вселенские родительские субботы». Один раз мы чтим память покойных во вторник на Радоницу, а 9 мая и 11 сентября отведены для поминания усопших воинов и может выпадать на любые дни недели.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сначала, 5 марта, наступит вселенская мясопустная суббота. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. Суббота четвертой недели Великого поста наступит, через неделю, 9 апреля.

9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью. Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. 11 сентября — день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября — Дмитриевская родительская суббота.

Вселенские родительские субботы

Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, согласно богослужебному уставу Православной церкви, совершаются два раза в году:

Мясопустная суббота- На 5 марта будет поминальный день, который называется Вселенская мясопустная суббота

Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения.

Смысл обряда — максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. В народных поверьях тоже прослеживается мотив подготовки к предстоящему обновлению — только здесь имеется в виду обновление природы и переход к весне; неслучайно суббота предшествует развесёлой Масленице.

В Белоруссии и западных областях России Мясопустная родительская суббота — своего рода встреча всех представителей семейства, причём как нынешних, так и прежних. Когда накрывают стол, можно увидеть количество приборов, превышающее число присутствующих: таким образом угощают покойных родственников. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Троицкая суббота- На 18 июня выпадает поминальный день, который называется Троицкая суббота

Не менее значимым днём для особого поминовения усопших в православии является и Троицкая суббота. По легенде, на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов снизошёл Святой Дух и они получили дар учить людей Слову Божию.

День символизирует полное очищение души Святым Духом, переход на высшую ступень совершенствования и приобщение к общечеловеческому познанию. На Троицкую субботу поминают абсолютно всех умерших, в том числе и пребывающих в аду.

Считается дурным знаком, если на Троицу не удастся проведать могилы родных: тогда они придут в дом и начнут беспокоить живых. Чтобы задобрить покойников, на кладбище оставляют конфеты или остатки поминального ужина. Немало с Троицкой субботой связано и народных преданий.

Девушкам нельзя выполнять любую домашнюю работу. Венчание на Троицу — крайне зловещий знак; в народе полагают, что брак будет несчастным. Поверья советуют не купаться, потому что на Троицу резвятся русалки и могут увлечь живого в своё царство.

Родительские субботы во время Великого поста

Родительские субботы , 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста

На 9 апреля будет поминальный день — это будет четвертая родительская суббота Великого Поста.

Смысл Великопостных поминальных дней — проявление заботы и любви к душам почивших ближних. Во время самого главного для православных поста божественные литургии не проводятся — получается, что души остаются забытыми. Должное почтение воздаётся, если верующие ходят в церковь и читают молитвы за дорогих сердцу людей, чтобы Господь не оставил их без своей милости. Желательно, читать молитву за ушедших и дома.

Нужно помнить, что такая молитва приносит Божью благодать и самому христианину. В круговерти повседневной рутины да бытовых мелочей самые добрые чувства словно затираются; к тем, кого по-настоящему любим, мы начинаем относиться со снисхождением, а иногда — с пренебрежением. Жаль, что осознание важности каждого слова или момента наступает слишком поздно, да и потом многие забывают почивших.

Независимо от того, считает ли себя человек христианином или нет, он должен приучить себя к благодарному почтению и памяти — это часть его воспитания и нравственной культуры. Поэтому родительские субботы — прежде всего дни глубокого уважения друг к другу.

Частные родительские дни

Радоница, девятый день после Пасхи, — знаменательный день для восточных славян, в котором тесно переплелись христианство и древнейшие народные обычаи. Слово «Радоница» — однокоренное со словом «радоваться». Согласно церковному толкованию, в праздновании отразилась идея о полной победе Иисуса Христа над смертью; именно на девятый день после своего Воскресения Спаситель спустился к мёртвым и возвестил им радостную весть о своём Воскресении.

Поминание умерших в данное время носит отпечаток торжественности: при посещении кладбищ не следует предаваться шумным празднествам, а покойных надо поминать молча. Часто в могилы закапывают пасхальные яйца и подобным образом христосуются с близкими.

В Черниговской области принято оставлять крошки в надежде, что явятся предки, полакомятся и принесут новость. На Радоницу бытует примета: кто первее окликнет дождь, тот станет удачливее. С Радоницы в православных церквях начинают проходить заупокойные службы.

День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября

Поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768-1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.

На фоне других поминальных дней и родительских суббот этот день кажется наиболее пронзительным и трагичным. Празднование связано с библейской легендой об Ироде. Во время торжества царь Ирод, восхищённый танцем своей падчерицы Саломеи, поклялся прилюдно отдать ей всё, что та пожелает.

По наущению своей матери, коварной Иродиады, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя на золотом блюде. Царь, боясь всеобщего осуждения, выполнил просьбу. С тех пор праздник стал воплощением мужества и стойкости в борьбе за веру и правое дело.

В 1769 году, когда Россия вела войны с Польшей и Турцией, церковь внесла его в Устав как День поминовения павших в бою воинов, чтобы подвиг соотечественников остался в веках. В праздник необходимо строго поститься; запрещается есть даже рыбу. Считается, что если не вкушать ничего, кроме хлеба, ночью можно загадать желание.

Бытует суеверие, что на 11 сентября нельзя брать в руки острые предметы, а также всё, что так или иначе напоминает голову. Однако суеверие противоречит заповедям официальной церкви.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Дмитриевская суббота — ещё один день, связанный с особым поминовением усопших воинов. Появление празднования отсылают к победе над ордой Мамая в Куликовской битве.

По преданию, Дмитрий Донской испросил благословения на битву у самого Сергия Радонежского. Татаро-монгольское иго было повержено, родную землю удалось спасти от поругания, но далось это очень кровавой ценой: погибло около 100 000 воинов. В составе войска были и два монаха: Пересвет и Ослябя.

Родительские субботы в 2019 году - дни особого поминания усопших. В это время в православных храмах совершают особое поминовение ушедших из жизни христиан, а верующие посещают на кладбищах могилы своих покинувших этот мир родственников. Родительских суббот в церковном календаре на протяжении года семь.

Особые дни поминовения усопших стали называть родительскими субботами потому, что в первую очередь вспоминали своих покойных родителей, а после и других умерших родственников и прочих близких людей. По другой версии название сформировалось потому, что некогда было принято называть покойных родителями, то есть «отошедшими к отцам».

Вселенские родительские субботы

Если речь идет о вселенской родительской субботе, подразумевается, что происходит поминовение всех крещеных христиан. За семь дней до начала Великого поста отмечают Мясопустную вселенскую субботу. Мясопустной субботу называют потому, что она выпадает на одноименную неделю, которую также называют Малая масленица. Это - первая родительская суббота в марте.

Накануне праздника Пятидесятницы отмечают Троицкую Вселенскую субботу . В Троицкую субботу также в молитвах поминают всех крещеных христиан. В эти дни совершаются особые вселенские панихиды. Служат панихиду «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Пять прочих родительских суббот

Радоница или Радуница приходится на вторник после Фоминой недели, то есть второй недели после Светлого Христова Воскресения. Главная тема этого дня - победа воскресшего Христа над смертью. В этот день по традиции верующие посещают кладбище и у могил умерших родственников славят воскресшего Сына Божия.

9 мая в день победы в Великой Отечественной Войне в храмах служат панихиду о множествах воинов, которые отдали свои жизни за спасение Родины. Многие семьи потеряли кого-то из близких в этой страшной и продолжительной войне. Поэтому в этот день поминают как всех погибших солдат, благодаря подвигу которых и состоялась Великая Победа, так и своих близких, погибших во время войны.

Димитриевская родительская суббота также связана с военными действиями, только происходившими несколькими веками ранее. Речь идет о Куликовой битве 1380 года. Изначально в этот день поминали воинов, погибших во время масштабного сражения.

Позже этот день трансформировался в день поминовения всех усопших, на что есть указание в новгородской летописи 15 века. Известно, что в 1903 году император Николай II издал указ, предписывающий совершать панихиду в память о погибших за Родину воинах «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В 2019 году православные родительские субботы отмечают в следующем порядке:

  • 16 марта - Суббота мясопустная
  • 23 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • 30 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • 6 апреля- Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • 7 мая, вторник- Радоница, общецерковное поминание умерших
  • 9 мая - Поминовение усопших воинов
  • 26 мая - Суббота Троицкая
  • 3 ноября - Суббота Димитриевская

Особенности родительских суббот

В дни вселенских родительских суббот совершают панихиды, заупокойные богослужения, во время которых верующие читают молитвы о своих умерших родственниках, просят для них у Бога прощения грехов. По уставу во время родительских суббот второй, третей и четвертой во время Великого поста не совершают заупокойные поминовения, то есть: заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Эти дни специально отведены для того, чтобы верующие могли отдать дань памяти близким людям.

Вечером в пятницу накануне родительской субботы в храмах служат великую панихиду (парастас). На заупокойную Божественную литургию можно передать записки с именами ваших покойных родственников. В этот день по древней традиции принято приносить в храм постные продукты и кагор для совершения литургии. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун».

В прежние времена было принято, чтобы верующие прихожане приносили постные блюда для общего стола в храме, где можно было поминать дорогих сердцу умерших родственников. Эта традиция сохранилась, только приобрела меньшие масштабы.

Постные продукты и кагор оставляют на специальном столе в храме. Эту пищу используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода.

Часто перед верующими стоит выбор - посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому рекомендуют отдавать предпочтение посещению храма.

Можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Как провести день поминовения усопших

Перед тем, как идти в храм, запишите на листе бумаги имена всех покойных родственников и других близких людей, которых бы хотели упомянуть во время чтения молитвы. Раньше в христианских семьях существовала очень важная традиция - из поколения в поколение записывать имена всех ушедших из жизни родственников. Так формировали семейные помянники, которые использовали во время чтения заупокойных молитв.

В дни особого поминовения усопших очень важно и самому задуматься о том, что такое смерть, возможно, переосмыслить собственную жизнь и отношения с близкими людьми, постараться примириться во всех спорных вопросах .

Очень точно и емко о вопросе взаимосвязи жизни и смерти говорит митрополит Антоний Сурожский. На протяжении пятнадцати лет он проработал военным врачом, а после сорок шесть лет был священником. Вот одна из его цитат: «Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни».

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

P.S. Смерть - неизбежность, с которой в свое время столкнется каждый из нас. И от правильного отношения к этому вопросу зависит положение человека как в земной жизни, так и после смерти. Митрополит Антоний напоминает, очень важно не совершить такого распространенного греха, как равнодушное или с показной заботой, неискреннее отношение к умирающему родственнику.

В дни поминовения усопших мысленно вы будете проигрывать эти моменты снова и снова: когда могли провести еще несколько минут с близким человеком, а не ссылаться на занятость и ежедневные важные дела, могли подарить ему больше сердечного тепла, но не сделали этого.

Эти дни важны как для покойных, которым живые родственники могут помогать своими искренними молитвами, так и для самих живых, которые, сохраняя память рода, могут духовно растут и заботятся уже не только о земной, но и о вечной жизни.

Православие всегда особое внимание уделяло поминанию умерших. В утренних молитвах есть специальное прошение об упокоении усопших. Также за отошедших в мир иной молится вся Церковь. Для этого существуют заупокойные службы — панихиды и особые дни — родительские поминальные субботы.

Почему мы молимся за умерших?

У Бога все живы — в этой фразе сконцентрирована суть православного учения о загробной жизни. Физическая смерть лишь обозначает переход человека к новому этапу — вечности. И где мы окажемся — в Царствии Небесном или в аду — зависит от нас.

Согласно христианскому учению, после смерти каждого человека ожидает частный суд. Он определяет место пребывания души умершего до Второго пришествия Христова. Поэтому окончательное решение о пребывании человека будет известно только после Страшного Суда.

Но разве это что-то меняет для самих умерших, ведь они не могут никак выражать себя? — спросите вы. Да, меняет. Это значит, что на решение Верховного Судьи — Бога — влияют родственники и друзья отошедших в мир иной. Как? Своими молитвами за усопших.

Как поминать отошедших в мир иной?

Совсем не случайно в утреннем правиле есть прошения не только о здравии, но и об упокоении. Кроме того, в храме можно поставить свечи и помолиться за дорогих нам людей, отошедших в мир иной:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их) , сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Поминать можно не только в своих молитвах, но и в молитвах Церкви . Единственное условие — умерший должен принадлежать к Православной Церкви, то есть быть крещеным.

В храме можно написать простые и заказные записки. Это значит, что за усопшего будут молиться во время Литургии. Заказные записки иногда еще называют записками «на проскомидию».

Проскомидия — часть богослужения перед Литургией, когда священник в алтаре подготавливает хлеб и вино для причастия. Он вынимает частицы из просфор и читает молитвы за усопших православных, чьи имена указаны в записках. Священник просит, чтобы Христос омыл Своей Кровью грехи поминаемых.

Также для молитвы за отошедших в вечность есть и специальные богослужения — панихиды. Вместе со священником за усопшего молятся и его друзья и родственники. Такая молитва считается более эффективной.

Родительские поминальные субботы в 2016 году

Службы за умерших совершаются почти круглый год, но есть в православном календаре несколько особых дат для поминовения. Они называются родительскими субботами.

В эти дни Церковь соборно молится за умерших православных. Среди них, в первую очередь, наши родители. Поминать своих отцов и матерей — обязанность каждого христианина. Ведь именно через этих людей Бог даровал нам жизнь.

В Православной Церкви насчитывают восемь таких особых дней для молитвы за умерших. Большинство из них имеет переходную дату. Например, в православном календаре за 2016 год помечены такие дни:

  1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 5 марта.
  2. Суббота 2-й недели Великого поста — 26 марта.
  3. 3-й седмицы — 2 апреля.
  4. 4-й недели — 9 апреля.
  5. Радоница — 10 мая.
  6. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
  7. Троицкая суббота — 18 июня.
  8. Димитриевская суббота — 5 ноября.

Вселенские родительские субботы

Статус вселенских имеют лишь две:

  • мясопустная — до начала Великого поста, накануне недели о Страшном суде;
  • Троицкая — перед Пятидесятницей.

На «вселенскость» этих поминальных дней указывает то, что они общие для всех православных церквей. Также именно в эти даты Церковь молится за всех крещеных усопших. Это не обязательно лишь наши родные и близкие. Вообще степень родства здесь не играет никакой роли. Объяснить это можно тем, что во Христе все люди — едины. Поэтому не случайно христиане всех называют братьями и сестрами.

Примечательно, что мясопустная вселенская родительская суббота выпадает в преддверии недели о Страшном Суде. Церковь воспоминает евангельскую притчу о том, как Христос придет судить человечество. По правую руку от него окажутся праведники, а по левую — грешники. Святые попадут в Царствие Небесное, а оказавшихся слева ждут адские муки.

Этот отрывок из Нового Завета напоминает христианам, что нужно следовать за Христом и косвенно указывает на важность молитвы за отошедших в мир иной. Ведь до Второго пришествия усопшие еще имеют надежду на спасение. Но... только по молитвам живых.

Родительские поминальные субботы: особенности служб

Поминовение усопших начинается еще в пятницу. Вечером в храмах служат парастас — заупокойную Всенощную. Он напоминает панихиду, но к чину добавляется еще полный канон и пение «непорочных». Так кратко называют 118 псалом, начинающийся словами «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». Именно этот псалом имеет особое значение в поминовении усопших. Словами царя Давида мы славим Бога и просим Его о помощи.

В субботу утром служат Литургию и непосредственно панихиду. На такую службу за усопших принято писать записки с именами усопших.

Как приготовиться к панихиде?

Обычно на заупокойные богослужения приносят продукты. Почему? Это своего рода жертва. А считается, что помочь душе отошедшего в мир иной можно именно молитвой и пожертвованиями.

У многих возникает закономерный вопрос: какие продукты и в каком объеме приносить? Это зависит от возможностей каждого человека. Но обычно приносят хлеб , он символизирует Христа — «Хлеб Жизни» — и сахар — как знак сладостного пребывания в раю.

Также на родительские поминальные субботы есть традиция готовить коливо — вареную пшеницу или рис с медом. Это блюдо несет особую смысловую нагрузку. Чтобы зерно проросло и принесло плод, его надо посадить в землю. Чтобы человеку произрасти для вечной жизни, ему также надо пройти через физическую смерть и предание земле.

И пожертвованные продукты, и приготовление колива важны. Но наиболее ценными будут наше участие в панихиде и молитвы за усопших. Ведь это проявление любви к дорогим людям, отошедшим в мир иной, выражение благодарности им.

Подробнее о родительских субботах и поминовении умерших рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду - на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»