Самодержавие николая 1 кратко. Николай I: апогей самодержавия

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу - в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая недоверие к нему (вызванное восстанием декабристов). Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём: 1. Создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура). 2. Ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений. 3. Реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян, уездные училища – для купцов и мещан, приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины. 4. Создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С. С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел так же и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи: 1. Кодификацию законодательства, проведённую М. М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов вышедших с 1649 по 1825 годы - Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. – на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг). 2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П. Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд. 3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.) реализованную Е. Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого - в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и привели, в конце концов, к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены: Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.).

В 1826 г. создано III отделение канцелярии, связанное с осуществлением политического сыска. Его работой руководил граф А.Х. Бенкендорф, безгранично преданный Николаю I. Страну окутала сеть агентов и шпионов. В 1827 г. был создан корпус жандармов и введено несколько жандармских округов. Таким образом, фактически впервые в России возникла эффективная полицейская система, позволившая на длительное время затормозить революционное движение и подавить инакомыслие.

Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М.М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.


Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли; в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных; в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами; фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей; определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).

Сфера образования и просвещения развивалась достаточно противоречиво. С одной стороны, поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. был утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). В 1835 г. был введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась четкая регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов, отменялось преподавание государственного права и философии. Усиление реакции правительства в отношении просвещения и образования произошло после революционных потрясений, проходивших в Западной Европе в 1848-1849 гг. Сократились связи с Западной Европой, иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Наступила эпоха "цензурного террора". Но, жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Несмотря на принимавшиеся карательные меры правительства, восстанавливались закрытые раннее учебные заведения и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля.

Важнейшим орудием идеологической работы с народом являлась православная церковь. Большое внимание обращалось на "чистоту православного вероисповедания", поддержание государственного значения церкви.

«Апогей самодержавия». Реформы Николая I

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая к нему недоверие, вызванное восстанием декабристов. Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём:

1. создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура);

2. ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений;

3. реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян; уездные училища – для купцов и мещан; приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины;

4. создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца, и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел также и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономи-ческую ситуацию в империи:

1. Кодификацию законодательства, проведённую М.М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов, вышедших с 1649 по 1825 годы – Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг).


2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П.Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд.

3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.), реализованную Е.Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого – в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и, как следствие, привели к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

  • Вопрос № 4. Русь между Востоком и Западом: дискуссия о влиянии Золотой Орды на развитие средневековой Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.).
  • Вопрос № 5. Причины победы Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство. Подавление новгородской тенденции развития.
  • Вопрос № 6. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV-начале XVI вв. Образование Российского государства.
  • Вопрос № 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный. Цели, формы и содержание его реформ.
  • Вопрос № 8. Государство, политика, нравственность в России в XVI в. Представление о миссии государства в России и странах Западной Европы.
  • Вопрос № 9. Генезис абсолютизма в Западной Европе и России. Основные этапы становления абсолютизма в России.
  • Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления.
  • Вопрос № 11. Петр I и его политика меркантилизма и протекционизма в процессе индустриализации страны.
  • Вопрос № 12. Дискуссии о наследии Петра I. Результаты его реформ (реформы или революция «сверху»?).
  • Вопрос № 13. Раскол российского общества на два уклада: « почву» и цивилизацию» как результат петровской вестернизации России.
  • Вопрос № 14. Екатерина II и «просвещённый абсолютизм» в России.
  • Вопрос № 15. Реформы Екатерины II: Губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» и « Жалованная грамота городам» 1785 г.
  • Вопрос № 16. Внутренняя политика России в первой четверти XIX в. Государственная деятельность Александра I.
  • Вопрос № 17. Под скипетром Александра I. Проекты м. М. Сперанского.
  • Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I.
  • Вопрос № 19. Падение крепостного права. Реформа 1861 г.
  • Вопрос № 20. Земская, городская и судебная реформы 1860 - 1870-х гг.
  • Вопрос № 21. Финансовая, образовательная, военная реформы 1861-1874 гг.
  • Вопрос № 22. Зарождение трёх общественно-политических течений в России во второй половине XIX в.: правительственного, либерального и революционно-демократического.
  • Вопрос № 23. Особенности развития капитализма в России (80-90-е гг. XIX в.).
  • Вопрос № 24. Экономический и политический кризис в России начала XX в. Особенности образования российских политических партий.
  • Вопрос № 25. Политические и социально-экономические причины I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 26. Характер, особенности и движущие силы I Российской революции 1905-1907 гг.
  • Вопрос № 27. Создание Государственной Думы в период I Российской революции. Процесс формирования многопартийной политической системы.
  • Вопрос № 28. Столыпинская политика модернизации. Её результаты.
  • Вопрос № 29. Россия в первой мировой войне. Кризис политической системы.
  • Вопрос № 30. Февральская буржуазно-демократическая революция. Крах самодержавия. Особенности двоевластия.
  • Вопрос № 31 Развитие февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Октябрьский переворот.
  • Вопрос № 32. Гражданская война в советской России. Политика военного коммунизма (1918-1920 гг.).
  • Вопрос № 33. Советское общество на рельсах нэПа. Судьба нэПа.
  • Вопрос № 34. Ссср на путях форсированного строительства социализма. Формирование административно-командной системы управления и режима личной власти и. Сталина.
  • Вопрос № 35. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны.
  • Вопрос № 36. Вторая мировая война. Итоги её начального периода (1939-1941 гг.).
  • Вопрос № 37. Ссср в годы Великой Отечественной войны. Начальный этап (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.).
  • Вопрос № 38. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.).
  • Вопрос № 39. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. - сентябрь 1945 г.).
  • Вопрос № 40. Идеологическое противостояние Востока и Запада в послевоенный период. Истоки «холодной войны».
  • Вопрос № 41. Превалирование тоталитарной тенденции в послевоенный период. Экспансионизм – доминанта сталинской внешней политики.
  • Вопрос № 42. Начало десталинизации общества. Политический либерализм н. С. Хрущёва. «Оттепель» в духовной жизни.
  • Вопрос № 43. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг. Причины незавершённости хрущёвских реформ.
  • Вопрос № 44. Социально-экономическое положение страны в 70-е – первой половине 80-х гг. XX столетия.
  • Вопрос № 45. В поисках путей совершенствования социализма. Этапы горбачёвской перестройки. Её результаты.
  • Вопрос № 46. Август 1991 г. Распад ссср. Суверенная Россия на путях формирования новой государственности.
  • Вопрос № 47. Экономические реформы в современной России: сущность, последствия, социальная цена.
  • Вопрос № 48. Межнациональные отношения в современной России. Чеченская проблема.
  • Вопрос № 49. Современная Россия во внешнем мире.
  • Вопрос № 50. В. В. Путин и государственно-конституционное реформирование России.
  • Библиографический список.
  • Содержание.
  • Вопрос № 18. «Апогей самодержавия». Реформы Николая I.

    1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая недоверие к нему (вызванное восстанием декабристов). Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём: 1. Создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура). 2. Ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений. 3. Реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян, уездные училища – для купцов и мещан, приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины. 4. Создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С. С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

    2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел так же и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи: 1. Кодификацию законодательства, проведённую М. М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов вышедших с 1649 по 1825 годы - Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. – на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг). 2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П. Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд. 3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.) реализованную Е. Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого - в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и привели, в конце концов, к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»