Сценарий развлечения «Неразлучные друзья — взрослые и дети. Сценарий праздника «Неразлучные друзья – взрослые и дети

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Семейный праздник

Цели и задачи праздника:

Развитие творческих способностей учащихся;

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и

родителей к своим детям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, экран,

реквизит для сценки, аудиозапись песни «Взрослые и дети» и

«Мамочка», видеозапись «Интервью с детьми», реквизит для

конкурсной программы.

Оформление сцены: воздушные шары, цветы, плакаты с пословицами о семье.

Ход праздника

Ведущий. Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Мы рады приветствовать вас!

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это те

люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому

желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности,

заботе и уважению. Понятие счастья почти каждый человек

связывает с семьёй. А каждая семья – это взрослые и дети.

Начинаем наш праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

(Под запись песни «Неразлучные друзья-взрослые и дети» в зал входят дети)

(1 слайд)

1 чтец . (2 слайд ) Вот загадка вас моя:

Что такое па-ма-я?

Нет, не город, не страна,

Что на глобусе видна,

Нет, не горы, не река,

Что течёт издалека,

Не цветы, не фрукты. Нет!

Не название конфет…

Догадались? Па-Ма-Я –

Все: Это папа, мама, я!

2 чтец . (3 слайд ) Папа с мамой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

( 4 слайд ) ПРО ПАПУ

3 чтец . (5 слайд ) Папу вижу редко очень,

Так хочу быть рядом с ним.

Говорит он: «Дни и ночи

Мы хлеба, сынок, растим».

4 чтец . (6 слайд ) Мне порой без папы скучно,

Но могу его простить:

Подрасту и он научит

Белый хлеб в полях растить.

5 чтец . (7слайд ) Папа-мастер на все руки,

У него всегда дела.

С ним и я не знаю скуки:

Чиним радио с утра.

6 чтец . (8слайд ) Когда отец с работы

Под вечер входит в дом,

Мы в этот миг до неба,

От радости растём.

Он за баранкой в рейсе

Конечно, устаёт,

Но весел взгляд – и, значит,

Как надо всё идёт.

7 чтец. (9слайд ) Нет в мире конкурса для пап,

А я скажу одно:

«Ты самый-самый из всех пап,

Мне просто повезло!»

8 чтец . До чего верны слова!

Возражать не смею:

Папа в доме - голова,

Мама в доме – шея.

9 чтец . (10слайд ) Хоть мужчины и сильны,

Не умеют печь блины,

Надо долго их учить.

Чтоб петрушку от укропа

Были в силах отличить.

10 чтец . Борщ варить им неохота,

Не пожарят и котлет,

Но при всём, при всём при этом

Лучше папы друга нет!

(Дети исполняют «Песенку про папу» В. Шаинского и М. Танича)

Ведущий. Мама! Это особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас

всю жизнь.

Кто может быть дороже мамы?!

Когда больны мы и упрямы,

Кто пожалеет, кто спасёт?!

Кто пустит по ветру невзгоды,

Развеет страх и серость непогоды,

Облегчит тяжкий груз обид?!

(11слайд ) ПРО МАМУ

Все: Знают взрослые и дети:

Мамы могут всё на свете.

11 чтец. (12слайд ) Вот пример: дружок мой, Генка,

Невзначай разбил коленку.

От души бы поревел,

Мама Генке: «Вот пострел!»»

И всего-то: улыбнулась –

Быстро ранка затянулась.

12 чтец . (13слайд ) У меня синяк под глазом

Мама вылечила разом.

13 чтец . (14слайд ) Я (бывает!) озадачен:

Не могу решить задачу.

Мама мне и тут поможет-

Всё по полочкам разложит.

14 чтец . (15слайд ) У меня петух-клевака

Во дворе устроил драку-

По двору гонял кота

С громким криком: «Куд-Куда!»

Прекратила мама драку –

Успокоила клеваку.

Все: Мамы могут всё на свете.

Благодарны мамам дети.

Сценка «Три мамы»

И куклу спросила:

Танюша . - Как дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Иди-ка обедать, вертушка.

Сегодня к обеду ватрушка.

И Таню спросила:

Мама. - Как дочка, дела?

Опять заигралась с друзьями в саду?

Опять умудрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля не раз,

А ты отвечала: «Сейчас!» да «Сейчас!»

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка,

Сегодня к обеду ватрушка.

И маму спросила:

Бабушка . - Как дочка дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось и минутки,

А вечером съела сухой бутерброд…

Нельзя же весь день сидеть без обеда.

Уж доктором стала, а всё непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка,

Сегодня к обеду ватрушка.

Три мамы на дочек глядят.

Что с дочками сделать упрямыми?

Все . (16слайд ) Ох, как же непросто быть мамами!

Ведущий. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он

всё тебе объяснит.

Но как я пойму его? Я не знаю его языка.

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя

от всех бед.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть

его – МАМА.

(Дети исполняют песню «Мамочка» Л. Афлятуновой и В. Канищева)

16 чтец . Папа в доме – голова,

Мама в доме – шея.

Расскажу вам, кто же я,

Что же я умею.

((17-18слайды ) ПРО НАС

17 чтец. Современный я мальчишка,

Я мальчишка боевой,

Но зачем, скажите, слишком,

Все трясётесь надо мной?!

Мне нельзя не то, не это:

Я простыну. Расшибусь,

Но скажу вам по секрету,

Что и грома не боюсь.

Замираете от страха,

Напридумывали бед,

Взад – вперёд не сделай шага –

Никакой свободы нет!

Я обычный самый-самый:

(19слайд ) В меру умный, озорной.

Я прошу вас, папа с мамой,

Хватит нянчиться со мной!

Я не кукла Буратино

И не ключик заводной,

(20слайд ) Дайте вырасти мужчиной.

Настоящий я! Живой!

18 чтец . (21слайд ) Мой нос, он дружен с головой,

Но он такой передовой!

Вперёд стремиться он всегда

И всё вокруг исследует,

Причём суётся иногда

Туда, куда не следует.

19 чтец . (22слайд ) Барабан я полюбил.

Утром громко в него бил.

Грохотал на всю квартиру –

Разбудил сестрёнку Иру.

Кот фырчит из-под дивана –

Испугался барабана,

А я рад: вот это гром!..

Разбудил всех очень рано…

И лишился барабана.

20 чтец . (23слайд) Кто сказал, что я горланю,

Кто сказал, что я кричу?

Это я подружку Таню

Новой песенке учу!

21 чтец . (24слайд) Сообщу я вам друзья,

Радостные вести:

Помогаю маме я -

Руки, фартук в тесте.

Мы хлопочем, мы печём

Хлебушек душистый.

Угостим вас калачом

С коркой золотистой.

22 чтец . (25слайд) Мы такие, без прикрас,

Только любите вы нас.

Да и мы – с любовью к вам –

Все. Любим пап и любим мам.

(Дети исполняют песню «Взрослые и дети» В. Шаинского и М. Танича)

(26-29слайды )

Ведущий. Наш праздник продолжит конкурсная программа, в которой

участвуют семейные команды. Представляю участников конкурса.

Конкурс будет оценивать жюри в составе ….. За каждый правильный

ответ будет присуждаться 1 балл.

Итак, мы начинаем.

1 конкурс. «Разминка» - продолжите пословицу:

В гостях хорошо,…(а дома лучше).

Куда иголка,…(туда и нитка).

Маленькие детки – маленькие бедки,…(большие детки – большие

бедки).

Выбирай жену не в хороводе,…(а в огороде).

На свете всё найдёшь,…(кроме отца и матери).

Вся семья вместе,…(так и душа на месте).

2 конкурс. «Папа – мастер на все руки» - оригами: сложить из листа бумаги

самолёт и лодочку (для пап).

3 конкурс. «Аукцион блюд из картошки» - кто больше назовёт блюд из

картофеля (для мам).

4 конкурс. «Герои сказок в загадках» (для детей):

Чтоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга)

Не остался без хвоста

Добрый ослик наш..(Иа)

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия – морская.(Кот Матроскин)

Любит мёд, друзей встречает,

И ворчалки сочиняет,

А ещё – пыхтелки,

Кричалки,

Сопелки…Ух!

Забавный медвежонок…(Пух)

Что за странный –

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино)

Это что за весельчак

В окно влетает просто так?

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

5 конкурс. «Знаете ли вы своего ребёнка» - блиц.

    В какие дни у вашего ребёнка урок физкультуры?

Урок английского языка?

2)Какое произведение изучал ваш ребёнок на последнем уроке

литературного чтения?

На уроке окружающего мира?

3) Как зовут учителя английского языка?

4) Назовите любимое блюдо вашего ребёнка (видео-запись).

5) Кем мечтает стать ваш ребёнок? (видео-запись)

(Подведение итогов конкурса. Награждение победителей)

Ведущий. Наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем за участие.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!


Сценарий проведения праздничной программы «Взрослые и дети»

Цели: - формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека ;

Сплочение коллектива детей и родителей;

Развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью

Ход классного часа

Песня на мотив «Ветер с моря дул»

Ветер с моря шёл, ветер с моря шёл

Праздник к вам пришёл, праздник к вам пришёл.

И сказать не грех, и сказать не грех:

Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Этот день семьи, этот день семьи

Будем отмечать, будем отмечать

И родителей 2р

будем поздравлять,2р.

Мы сейчас споём 2р

Поздравление2р

Мы всех любим вас 2р

Без сомнения 2р.

Мы желаем всем 2р

Вам терпения 2р

Ведь мы часть семьи,2р

Продолжение 2р

Времена пройдут 2р

Годы пролетят 2р-

Сохраним же мы2р

Ваш любимый взгляд 2р

Будем вас любить 2р

И благодарить2р

За тепло души за тепло души

К детям доброты 2р.

Ведущий 1 : Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова – «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда – то о ней не слыхала земля, но…

Еве сказала перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

« Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

« Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…».

С этой поры и родилась семья!

Уч. Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и паденье, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце на веки останется в нём.

Ведущий 1 . Я поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

Ведущий2 . Почитать родителей – значит: в детстве – их слушать, в молодости – с ними советоваться , в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

Ученик

Волшебный символ жизни – семья,

В нем капелька Отчизны, в нем – я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленьких квадратик двора.

В нем – солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный в нем не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

Ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крепкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех – основа всех начал.

Ученик

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Песня Моя семья + презентация (фотографии семей)

Вед ущий 2 . Как хорошо что мы собрали вместе с вами. У вас несомненно много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь отдохнуть вместе с нами. Ведь главное в семье – это хорошая погода в доме, а школе – наш общий дом.

Песня «Погода в доме»


  1. Моя семья – как греет душу слово
Папа, мама, брат сестра и я

И строгость, и заботливость отца.

Припев: Главней всего – погода в доме

Любовь и дружба искорка тепла

Моя семья, а всё что кроме

И счастье дать тебе и мне!


  1. Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!

Любви вселенскую безбрежность,

Терпенье, такт и доброту!


  1. Ты дорога мне, ты – бесценна!
Поймешь, поможешь и простишь!

Твоя улыбка- драгоценна

Ты, улыбнувшись, исцелишь.


  1. Знай, мама, ты необходима!
Нужна мне каждый миг и час!

Ты – обожаема, любима,

Потом, недавно и сейчас.


  1. Пусть слабость женская вернётся,
пусть с хрупких плеч исчезнет груз.

Любовь к ней снова прикоснется,

Неся для мамы жизни вкус.


  1. Поможем маме быть красивой,
Веселой, доброй, молодой!

Довольной жизнью и счастливой,

Беспечной, искренней, родной!

Ведущий 2: Исполняется сценка «Три мамы»

Песня на мотив «Школьная пора»+ презентация (фотографии мам)

1. Мама всегда с нами рядом,

И помощник, и друг

Каждому жизнь подарила,

Дверь в этот мир отворила

Сколько сегодня прекрасных мам вокруг

Мы желаем вам только мира и счастья

И пускай весенняя нынче пора

Радости, внимания, любви и добра

2. Нежные мамины руки.

Мудрый взгляд добрых глаз.

Сделали если ошибку,

Мамы любимой улыбка,

Нас ободрит и поможет в трудный час.

Припев: тот же

Ведущий-2. А рядом с мамами неизменно присутствуют дорогие папы!

Рабочие руки, отцовские руки!

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо им тяжкое или большое,

Рабочие руки, в мозолях, бугристые,

Рабочие и... ослепительно чистые,

Все делают так хорошо и умело,

Как в поговорке:" В них спорится дело "

Хоть мама его никогда не попросит,

Картошку с базара лишь папа приносит,

Он тяжести ей поднимать запрещает,

А я виноват, - значит, мне попадает!

И если накажет, но только для виду,

Но в сердце своем не таю я обиду.

Песня на мотив «Замечательный сосед»+ презентация (фотографии пап)

1. Много разных пап свете,

Но один прекрасней всех,

Их, конечно, любят дети,

А мы любим больше всех!

Папа входит - и с порога

Всем «Приветик!» говорит,

У него весёлый вид!

Припев: Па-па,

Это всё наш папа,

Наш любимый папа,

Наш хороший папа, па-па-па-па!

2. Папа плавает, ныряет,

Тащит гирю, как медведь,

Может и котлеты жарить,

Стоит только захотеть.

Папа наш - не только папа,

Он фотограф и певец,

Футболист, рыбак, водитель,

Вот так папа-молодец!

Ведущий 1 . Ребята!
Смотрите! У нас сегодня гости –
Почетные, важные самые!
Это бабушки, мамины мамы!
Это бабушки, папины мамы!

Ведущий 2. Они мудрые, смелые и умелые, нежные и строгие, ласковые и требовательные. За их плечами огромный опыт, который помогает и их детям, и их внукам.

Ведущий 1. Милые бабушки! Сегодня вам – слова любви, признательности и поздравлений!

Ученик. Бабушка!
Ты, как волшебница из сказки,
Нам даришь вновь любовь и ласку,
Поможешь делом и советом,
Накормишь вкусненько при этом.
И совершенно не уместны
Все разговоры про года.
Ведь будешь ты – давно известно!-
Душой моложе всех всегда!

(Исполняется песня “Бабушка” из репертуара группы “Любэ”)

Бывает что в жизни не балует,

Бывает сплошной переплет,

И только лишь добрая бабушка,

И только лишь добрая бабушка,

И только лишь добрая бабушка,

Утешит тебя и поймет.

Мы все для нее дети малые,

Примчишься сквозь ветер и дождь,

Ладони ее исхудалые

К губам осторожно прижмешь.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Расскажешь про тайны укромные,

Дворовых баталий бои.

Мы все для нее внуки родные,

Мы все для нее внуки родные,

Мы все для нее внуки родные,

За каждого сердце болит.

Для каждого слово хорошее

Найдет за вечерним чайком,

И скромный гостинец положит нам

В дорожную сумку тайком.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Глаза - в мире ласковей нет.

Молитвой ее беззаветною,

Молитвой ее беззаветною,

Молитвой ее беззаветною,

Я с детства храним и согрет.

Глядит на меня, улыбается,

И ходики тихо: тик - так.

Отрана моя, здравствуй, бабушка,

Прости если что - то не так.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Я люблю тебя,

Я люблю тебя.

Ведущий 2. Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад.

Сценка

«Мир в семье всего дороже».

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно было, да Курочка – невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед. Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр купим современный?

Бабка. Что ты, Дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка. Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед. Ты балда!

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка. Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет бабка…

Внучка и Бабка . Что наделала ты, Ряба?

Вывернул с дырой карманы.

Дед. Не ту денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже.

Ведущий 2: Семья вместе – так и душа на месте. Мы не случайно назвали сегодняшнюю встречу с вами «Взрослые и дети», потому что взрослые и дети любят друг друга, а если бы не было детей, то не было бы и взрослых.

Исполняется пес ня «Взрослые и дети» .

Ехать замечательно

На плечах, на папиных.

Доставать макушкою

До сигнала: "Стоп".

Папы, даже важные,

Все одноэтажные,

А вот так с Серёжею

Папа-небоскрёб.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

До чего же вкусная

Булка с абрикосами.

Постовой не сердится,

Транспорт подождёт.

Вот идет по улице

Мама двухсерийная,

И вторую серию

За руку ведёт.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

Дети могут по морю

Плавать капитанами,

Докторскими каплями

Насморки лечить.

Управлять послушными

Башенными кранами,

Этому лишь только их

Надо научить.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

Взрослые и дети.

Взрослые и дети.

Ученик

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ведущий 1 : Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.

Исполняется песня «Мы желаем счастья вам»

В мире где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть

Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что счастье есть.




В мире где ветрам покоя нет ,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом.

Нужно и в грозу и снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам

ДЕТИ ОСЫПАЮТ РОДИТЕЛЕЙ ЗВЁЗДОЧКАМИ


Сценарий концерта «Неразлучные друзья - взрослые и дети»
Ведущий 1: Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Уважаемые учителя и гости!
Ведущий 2: И он потому сегодня добрый, что посвящен вам, наши милые, дорогие и единственные.
Ведущий 1: Этот праздник мы посвящаем самым близким людям.
Ведущий 2: Людям, которые дали нам жизнь.
Ведущий 1: Людям, которые всегда рядом.
Ведущий 2: Людям, которые заботятся о нас.
Чтец:
Волшебный символ жизни – семья.
В нём капелька Отчизны, в нём – я.
В нём – мама, папа, братик, сестра.
В нём маленький квадратик двора.
В нём - солнце, и берёзка, и дом.
В нём всё теплом смеётся кругом.
Семь нот волшебной песни, семь фраз,
Чтоб солнца свет чудесный не гас.
Смеялись звонко дети Земли,
Продолжить род священный могли.
Ведущий 1: Всё в нашей жизни начинается с мамы.
Ведущий 2: Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «мама»! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
Ведущий 1: Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой знакомый. Такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
Ведущий 2: У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
Ведущий 1: Мама! Ты маленький, ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить… Мама прочитала первую книжку. От неё ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть своё имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Ведущий 2: И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят - тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Ведущий 1: Это строки из рассказа Ю. Яковлева «Мама».
Ведущий 2: А теперь познакомьтесь с нашим творчеством.
Презентация (рисунки детей «Портрет мамы»).
Чтецы:Когда снежинки с неба полетели,
И город весь давно уже затих,
Так хочется поговорить о главном
И написать один душевный стих.
Ты помнишь? Детство. Ночь. И ты в кроватке.
И в мире безмятежность и покой.
И голос этот бесконечно сладкий,
Как будто Бог беседует с тобой.
Волшебные чарующие звуки,
Как будто с неба ангелы поют,
И ласковые мамочкины руки
Покой внушают, создают уют.
Пусть за окном морозы и метели -
Так хорошо, уютно в колыбели...
Потом взрослел, учился без поддержки
Ходить и падать, шишки набивал.
Но мама пристально за тем следила,
И ты, конечно же, об этом знал.
Ты вспоминаешь, памятью вернувшись
В те давние года, когда ты рос,
Тебя штормило, но посильно было
Ей за тебя решить любой вопрос.
Наш мир жесток, и это каждый знает,
Опасность караулит там и тут,
В житейских бурях по волнам кидает,
Но, безусловно, каждый твердо знает -
Есть место, где тебя все время ждут.
Туда придешь усталый и голодный,
Израненный, обиженный на мир, А мама ободрит и успокоит,
Она - твой главный в жизни ориентир.
Жизнь наша - словно быстрое кино.
У Бога попрошу я лишь одно:
Ты будь здоровой и счастливой самой,
Любимая мной бесконечно мама!
Пусть годы на тебе не отразятся,
Не бороздят морщинки на челе
Пусть маме будет бесконечно двадцать,
Как будто вечна юность на земле!
Песня «Мама – первое слово».
Что значит слово «мама» для меня?
В нём твоя чуткость, теплота сердечная,
Готовность похвалить, простить, понять,
Твоя любовь, терпенье бесконечное.
Твой голос милый ясно слышу в нём,
Он силы придаёт и вдохновение,
Меня ты рада поддержать во всём,
А если надо – даришь утешенье.
В тебе источник всех моих побед,
Моих успехов и душевной силы.
Что значит слово «мама»? Это свет,
Которым весь мой путь ты озарила.
В нём доброта твоих любимых рук,
Их нежностью вся жизнь моя согрета.
Ты, мамочка, мой самый близкий друг!
Спасибо тебе, милая, за это!
Ведущий 1: А какие трогательные письма писал к матери Антуан де Сент-Экзюпери!
Ведущий 2: Антуан рано потерял отца, его растила мать, женщина большого душевного благородства и редкой стойкости.
Ведущий 1: Материнская любовь снабдила писателя запасом нежности на всю суровую и трудную жизнь.
Чтец: «Мамочка!
Я только что перечитал ваше вчерашнее письмо, проникнутое такой любовью. Моя маленькая мама, как бы мне хотелось быть с вами! Вы даже не знаете, что с каждым днём я люблю вас крепче и крепче…
Что Вы поделываете, мама?
Пишите. Мне так хорошо после ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести. Мамочка и откуда вы только берёте все те пленительные слова, которыми полны ваши письма? После них весь день хороший растроганный.
Вы мне нужны сейчас, как и в дни младенчества…
Как я мог заставлять вас плакать? Я так страдаю, когда вспоминаю об этом. И я мог давать вам повод сомневаться в моей любви! Если бы вы только знали, как я люблю вас, мама!
Вы - лучшее, что у меня есть в жизни. Сегодня я, как мальчишка, тоскую по дому! Подумать только, что вы там где-то ходите и разговариваете и что мы могли бы быть вместе, а я лишён вашей ласки и не могу быть опорой!
Сегодня мне грустно до слёз. А когда мне грустно, вы – единственное утешение. Когда я мальчишкой возвращался домой, всхлипывая после наказания, вы одним свои поцелуем заставляли забыть невзгоды. Вы были всесильной защитой… В вашем доме я чувствовал себя в безопасности, и я действительно был в безопасности у вас, я принадлежал только вам одной, и как это было хорошо.
И вот теперь, так же как и тогда, вы – моё единственное прибежище, вы знаете всё, вы умеете заставить обо всём позабыть и под вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя маленьким мальчуганом…
Нежно-нежно вас целую.
Ваш большой сын Антуан.»
Ведущий 1: Ребята! Любите своих матерей! Обращайтесь к ним с уважением! Цените их заботу о вас!
Ведущий 2: Берегите их здоровье! Помогайте им дома! Просто жалейте их!
Ведущий 1: Смысл жизни каждой матери – это её дети!
Песня «Без ума люблю тебя я, мама».
Ведущий 1: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!
Ведущий 2: Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже. На этой сказочной земле!
Чтецы:
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресение,
И за окошком - не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Мой папа красивыйИ сильный, как слон.Любимый, внимательный,Ласковый он.Я жду с нетерпениемПапу с работы.Всегда мне в портфелеПриносит он что-то.Мой папа находчивый,Умный и смелый.Ему по плечуДаже сложное дело.Еще он - шалун,Озорник и проказник.С ним каждый мой деньПревращается в праздник.Мой папа веселый,Но строгий и честный.С ним книжки читатьИ играть интересно.И скучно без папыНа санках кататься.Никто не умеетТак громко смеяться.Мой папа - волшебник.Он самый хороший.Он вмиг превращаетсяВ то, что попросишь.Он может стать клоуном,Тигром, жирафом.Но лучше всегоОн умеет быть папой.Его обниму яИ тихо шепну:- Мой папочка, я тебяКрепко люблю!Ты самый заботливый,Самый родной,Ты добрый, ты лучшийИ ты только мой!
В жизни девочек крошечныхИ старух поседевших,Есть мужчина особенный – Он любим и безгрешен!
Он – единственный в мире!Он – заменит любого!И на жизни пунктиреНет другого такого!
Он не спит тёмной ночью,Если ты заболеешь…Он помочь тебе хочет, Раз сама не умеешь…
Он тебя защититИ согреет любовью!Он с тобою грустит,И смеётся с тобою!
Учит точным наукам,Рисовать помогает…И тебя он, хитрюгу,Всей душой обожает!
О тебе только помнитОн в глубокой разлуке…Жадно ловит при встречеТвои тонкие руки!
Он поддержит, научит,И подскажет умело…Твои страхи озвучит,Самой сделает смелой!
В светлых чувствах признатьсяОн тебе помогает!С миром ростом сравнятьсяОн тебе предлагает!
Как знаком его запах,И рубашка, и шляпа…Обниму и шепну:«Я люблю тебя, Папа!»
Песня «Лучше папы друга нет».
Сценка:
1 – я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь? 2 – я: Да что ты, я ещё уроки не сделала. 1 – я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила! 2 – я: Да – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. 1 – я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю. 2 – я: Правда? Это ты их так балуешь? 1 – я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают. 2 – я: О, действительно строго. 1 –я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. 2 – я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила Гм – гм… , У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том… 1 –я: Так, хорошо 2 –я: И днём и ночью пёс учёный… 1 – я: Какой пёс? Какой пёс? 2 – я: Ну, я не знаю, какая у него порода. 1 – я: Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот! 2 – я: А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала, У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный… 1 – я: Ну? 2 – я: С авоськой ходит в гастроном…. 1 – я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела? 2 – я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала. 1 – я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь какую-нибудь единицу назовут? 2 – я: Её уже назвали. 1 – я: Как? 2 – я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.
Ведущий 1: Ну, конечно же! Какая семья без бабушек и дедушек?
Ведущий 2: Их любовь к внукам не знает границ!
Ведущий 1: Но всё же уроки за них делать не стоит!
Чтецы:
Я - Маша, и бабушка тоже,
Мы с бабушкой очень похожи.
Мы любим ватрушки и булки,
И песни во время прогулки.

Мы вместе на швейной машинке
Шьём платья для куклы Полинки,
И вместе её наряжаем,
И вместе её обожаем.

А если у нас именины,
Мы варим компот из малины.
И крепко целуем друг дружку,
И дарим друг дружке игрушку.

Мы с бабушкой очень похожи.
Я - Маша, и бабушка тоже.
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.
Если вдруг придется туго, Друг спасет от разных бед. Очень я похож на друга, Потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям Держим путь на стадион, Я люблю пломбир с вареньем, А мультфильмы любит он.
Краны, спутники и пушки Разбросал я по углам. Дед приносит мне игрушки, А играет в них он сам.
Батальоном оловянным Дед командует: "Вперед!" - И ведет к далеким странам Мой бумажный пароход.
С таким хорошим дедом Не скучно даже в дождь, С таким хорошим дедом Нигде не пропадешь!
Лыжи мы купили с дедом, На снегу они скрипят. Я плетусь за дедом следом На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же, Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
Ведущий 1: Пусть каждый день, что отвела судьба, Приносит радость с солнечным восходом. И светит вам счастливая звезда, Храня от бед и жизненной невзгоды.
Ведущий 1: Пусть годы идут, голова поседеет. Внуки растут, а душа молодеет. Пусть теплом и уютом полнится дом. За чуткое сердце вам – Низкий поклон.
Песня «Бабушка Зоя»
Ведущий 1: Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни.
Ведущий 2: Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Не обижайте, а поддерживайте!
Чтецы:
Папа с мамой уснули,
Я упрямо не сплю -
Как солдат в карауле
У окна я стою.
Охраняю покой их
В полутьме, в тишине -
Это очень такое
Дело, нужное мне!
Чтоб родители знали,
Для чего их сыны:
Чтоб родители спали,
Чтобы видели сны.
А когда я наутро
Завтра их разбужу...
Но гляжу: почему-то
Сам в кровати лежу...
Папа радостно ходит -
Он давно уже встал:
- Крепко так, как сегодня,
Никогда я не спал!
Ведущий 1: Любили тебя без особых причин. За то, что ты - внук, За то, что ты - сын,
Ведущий 2: За то, что - малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей"
Ведущий 1: Мудрая заповедь гласит: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго и счастливо жить».
Ведущий 2: Спасибо, Вам, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Низкий Вам поклон!
Песня «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь человека подрастающего, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, которые стали значимыми для ребенка на определенном этапе жизни в силу сложившихся обстоятельств, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

Что такое жизненные сценарии?

Сценарий… Что означает это слово? Слово «сценарий» произошло от итальянского scenario , от лат. scaena – сцена. Это изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей.

Можно сказать, что мы живем по сценариям, в которых определен порядок поведения, но определен не жестко, мы реагируем на изменяющиеся условия, реакции других людей. Можем ли мы сами писать эти сценарии или бессознательно следуем чьим-то авторитетным словам, выполняем программу, написанную для нас значимыми людьми?

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей.

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаемся с родительским предписанием, наставлением, которое и становится жизненным сценарием героя: При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. Ред.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

В повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» описывается история молодого человека, поступки которого во многом были определены словами сотрудницы детской библиотеки: Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной. А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Дворовым был, не присмотренным, сыном телефонистки, что вечно в две смены, а придет домой – валится как подкошенная, и главная мечта жизни – отоспаться. Детская память легкая, многое затушевывается – жидкий чай в закутке библиотеки, твердый пряник с размоченным в чашке уголком, выбранные ею книжки, настойчиво и тихо формировавшие его ум, рассказы о лагерях, где она провела семнадцать лет, – многое забылось. Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали.

Будучи взрослыми уважаемыми людьми – родителями, учителями, руководителями, – мы можем неосознанно прописывать сценарии жизни нашим любимым и не очень любимым подопечным, повторяя им определенные высказывания-послания: «Ну что тебе, больше всех надо?», «Плохо тебе придется с таким характером!», «Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы», «Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно время расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет, что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей, и прежде всего учителей, поэтому очень важно выяснить суть вопроса, озадачиться своей ролью в жизни подрастающих людей. Я как-то раз услышала, как завуч по воспитательной работе говорила назидательным тоном провинившемуся подростку: «Я могу сказать, что из тебя выйдет в жизни: сначала тебя поставят на учет в детскую комнату милиции, потом ты начнешь пить, а потом попадешь в тюрьму». Чем не страшный сценарий жизни? Надеюсь, что данный сценарий не сбылся, во-первых, потому что отношения между подростком и завучем больше располагали к развитию контрсценария, вопреки словам данного человека; во-вторых, этот подросток отличался самостоятельностью мышления, внушению поддавался плохо.

В любом случае нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность. Это в какой-то степени помогает нам снимать с себя ответственность в отношении выбранных сценариев жизни людьми, на которых мы оказывали влияние. В.Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» обращает внимание на это противостояние внушения со стороны других и самости человека: Внушаемость – ворота души: открытость другому, способность верить. Столь очевидная и беспредельная детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя. Но внушаемостью человек только начинается. В нас заложено и изначальное ее отрицание – САМОСТЬ, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и – если только развитие не останавливается – переходит в управляемую САМОвнушаемость. Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию – существо творческое – человек духовный».

Вот небольшой отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», который очень наглядно показывает возможность десятилетнего ребенка противостоять обидным словам, не впитывать их, не делать своим сценарием жизни. В детстве бабушка постоянно говорила мне, что я – идиот, больной, клинический кретин, хуже всех, что ничего у меня не получится, и будь я проклят… При этом сам я всегда знал, что я – самый умный, самый здоровый и дайте мне только шанс, я всем это покажу. Вокруг была словно защитная скорлупа, которую не пробивали никакие нападки. Я мог плакать от обиды, потом садился где-нибудь в углу, и внутренний голос тихо говорил: старик, расслабься, ты не кретин, не больной и вовсе не хуже всех… все наоборот!

Да, ребенок может противостоять настойчивым бессознательным предписаниям (бабушка зла не хотела, просто так воспитывала), но не каждый обладает такой эмоциональной и личностной устойчивостью, не у каждого рядом есть мудрые родители, такие, как Елена Санаева и Ролан Быков.

Жизненные позиции

А теперь важно подробно рассмотреть психологические механизмы возникновения сценариев жизни.

Что же такое важное закладывается в нас в детстве и программирует нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction – сделка, соглашение) – наука о человеческом поведении. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.

Первые предписания дети получают в семье.

Э.Берн выдвинул интересную идею, связанную с возникновением у человека жизненных сценариев. По Э.Берну, уже в раннем детстве человек имеет представление о себе и об окружающих его людях. Варианты оценки самого себя и других людей получили название жизненные позиции .

Я плохой, ты хороший

Это самая распространенная позиция, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Ребенок становится неуверенным в себе и, хотя в целом он доброжелателен, очень самокритичным. В школе эта позиция может поддерживаться, если ребенок часто испытывает чувство стыда и вины за собственную неуспешность. А достаточно часто эти чувства и еще чувство тревоги развиваются в школе как суррогат учебной мотивации. Становясь взрослым, этот человек стремится к любви и признанию, зависим от поддержки и одобрения окружающих. У него нет чувства собственной значимости: что бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.

Я плохой, ты плохой

Выход из первой позиции в позицию «Я плохой, но и ты тоже» формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все знаки внимания, даже исходящие от чистого сердца, часто замкнут, не любит ни себя ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как он видит в других только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Общение с таким учеником является сложным: слишком много недоверия надо преодолеть учителю, слишком сложно бывает уделить достаточно времени и сил этому ребенку, чтобы выявить, а главное поддерживать изо дня в день позитивные особенности его личности.

Важно осознавать, что такие люди склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и к самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства.

Я хороший, ты плохой

Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на эту позицию, ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом ребенок имеет средние способности. Тогда самоутверждаться он будет путем унижения окружающих: оценивать, осуждать, поучать, наставлять, задавать много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, он считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если так – то можно поступать с другими плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Личность с такой жизненной позицией психологически неблагополучна.

Я хороший, ты хороший

Эта позиция принимается зрелой личностью на сознательном уровне, часто это происходит в подростковом возрасте, когда человек способен осознать и оценить свои поступки, поступки других людей. Однако данная позиция может развиваться и с детства, если ребенок растет в позитивной обстановке, родители показывают ему, что он хороший, и сами демонстрируют свою хорошесть. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен, воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее поведение, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию.

Нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность.

Таким образом, в процессе влияния значимых взрослых, социальных воздействий со стороны общества и своего собственного выбора мы чаще или реже находимся в определенной жизненной позиции (я хороший+, ты плохой–; я плохой–, ты хороший+; я плохой–, ты плохой–; я хороший+, ты хороший+).

Наши жизненные позиции, конечно, нельзя назвать незыблемыми, неизменными, в процессе своей жизнедеятельности мы переходим из одной позиции в другую. Попробуйте вспомнить, в каких ситуациях, при общении с какими людьми вы ощущаете себя в каждой из этих жизненных позиций.

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, но у каждого из нас есть любимый квадрат, в котором мы проводим большую часть времени. Эта позиция оказывает наиболее сильное влияние на наш жизненный сценарий.

Психологические роли

Следующим важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли , которые мы играем в общении с другими людьми, Э. Берн назвал это тремя состояниями нашей личности: Родитель, Взрослый, Дитя . Во многом именно наши жизненные позиции определяют наши психологические роли. Эти состояния сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди одно за другим в зависимости от того, с кем мы общаемся, какова ситуация взаимодействия.

В состоянии Родитель мы поучаем, оцениваем других, произнося слова: «ты должен», «так не делай», «это хорошо, а это плохо», но также и жалеем, опекаем, помогаем. То есть состояние Родитель может быть критическим и опекающим . Но в любом случае в этой роли мы общаемся со своим собеседником как с нижестоящим и нуждающимся в нашей заботе или контроле, отводим ему роль Дитя.

В состоянии Взрослый мы уверены в себе, спокойны; анализируем ситуацию, контролируем свои эмоции, выстраиваем равноправное взаимодействие с другими, уважая их точку зрения. В состоянии Взрослый мы уточняем информацию, спрашиваем, сообщаем о чем-то, используем слова: «по-моему», «я так считаю, а вы как думаете?».

В состоянии Дитя мы проявляем свои эмоции, в этом состоянии мы отдыхаем в дружественной компании, или покорно соглашаемся с требованиями начальства, или возмущаемся по поводу этих требований, как бунтующие дети. В этом состоянии мы усваиваем новую информацию, а также поддаемся внушению (вспомним отрывок из книги В.Леви).

Можно сделать небольшой тест и определить тенденцию преобладания состояния личности: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня нелегко провести, обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем, наставником.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я человек увлекающийся.

17. Мой основной критерий оценки другого человека – объективность.

18. Мои взгляды постоянны, устойчивы.

19. Бывает, я не уступаю в споре просто потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

ОБРАБОТКА: подсчитайте сумму баллов по следующим трем группам номеров.

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – «ДИТЯ»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – «ВЗРОСЛЫЙ»)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – «РОДИТЕЛЬ»)

Расположите символы состояний (Д, Р, В) в порядке убывания суммы баллов.

Если у вас получилась формула ВДР, значит, вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру эмоциональны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать сохранять эти качества.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики, так как назидания сочетаются с импульсивностью и непосредственностью, а логика и рассуждения, основанные на информации, уходят на последнее место.

Д во главе формулы – приемлемый вариант для человека науки, искусства. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

Итак, с помощью этого небольшого теста мы можем обратить внимание, какая тенденция из состояний личности нам присуща. Сильная позиция Родителя (большой отрыв по баллам от других показателей) в поведении учителя может помешать его ученикам становиться взрослыми людьми, так как учитель в процессе общения отводит им роль Дитя, связанную с несамостоятельностью, потребностью в контроле и опеке. В состоянии Родитель критический мы можем своими нравоучительными установками задавать жизненные сценарии внушаемым детям, чья зрелая позиция Взрослого недостаточно сильна.

Не следует считать, что наша позиция Родителя несет только отрицательный заряд неравноправного общения, назидания и излишней опеки. Позитивным в Родительском состоянии является передача опыта, оптимальных моделей поведения, моральных убеждений. Все три состояния (Р, В, Д) значимы и важны в нашей жизни, они делают наше поведение более гибким. Но именно актуализация состояния Взрослого у учителя в процессе его общения с учениками способствует их взрослению, укреплению их позиции Взрослого.

Итак, ребенок получает от родителя, а затем и от других значимых лиц послания, на основании которых формирует представление о себе и о жизни, вырабатываются жизненные позиции и состояния личности. Наиболее часто проявляющиеся жизненные позиции и состояния личности так или иначе влияют на разворачивающиеся сценарии нашей жизни.

Типы жизненных сценариев

Э.Берном выделено несколько типов жизненного сценария .

Победители

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить. Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею. Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие Победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «Я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли.

Да, именно люди с позицией «я хороший, ты хороший» чаще разыгрывают сценарий Победителя и способствуют активизации такого сценария у близких к ним детей.

Учителя со сценарием Победителя развивают в своих учениках уверенность и радость открытия, так как сам он открыт для жизни, принимает ее, радуется своей деятельности, внося в нее творчество и жизнелюбие. Ученики таким учителем любуются, стремятся ему подражать.

Непобедители

Основная масса населения относится именно к этой группе, изо дня в день они немного выигрывают и несильно проигрывают, частично достигают своих целей. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать открывателем законов биологии, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального.) Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», – повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

Сценарий Непобедителя часто связан с позицией «я плохой, ты хороший», позицией во многом депрессивной, с чувством собственной малозначимости. Сам того не сознавая, человек будет избирать неприятные чувства и поведенческие проявления, «подтверждающие», что свое место в мире он определил верно.

Детская позиция «я хороший, ты плохой» также может приводить к развитию сценария Непобедителя, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ведь человек всегда стремится быть лучше других. Но, пытаясь возвыситься над другими людьми, он будет проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции. При этом окружающие, скорее всего, будут воспринимать такого человека как подавляющего. Желание быть всегда первым может приводить к нарушению отношений с окружающими, которые не хотят быть приниженными. И тогда сценарий Победителя превращается в сценарий Побежденного.

Побежденные

В жизни это вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, остаться без работы, спиться и т.д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», – звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми – частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» – говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

К сожалению, очень часто люди (родители, учителя) со сценариями Побежденных бессознательно влияют на развитие аналогичного сценария у их подопечных.

Л.С. Выготский в 1926 году в своей книге «Педагогическая психология», обращая внимание на значимость личности учителя в деле развития и воспитания детей и на существующую проблему прихода в учительство людей состоявшихся (со сценарием Победителя), писал, что, к сожалению, часто школа является той пристанью, «в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Сценарий Побежденного может быть связан как с позицией «я плохой, ты хороший», но чаще это проявление позиции «я плохой, ты плохой», блокирующее развитие способностей человека, его оптимальное взаимодействие с другими людьми.

Надо отметить, что и сам Э.Берн считал данную классификацию относительной. В целом, большинство людей живут по сценариям, представляющим смесь побед, поражений и беспроигрышного варианта.

Как изменить жизненный сценарий

И наши жизненные позиции, и наши излюбленные состояния личности, или психологические роли (Р, В, Д), и наши жизненные сценарии могут изменяться. Как правило, это происходит в результате инсайта (внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария), курса психотерапии или какого-то сильного жизненного потрясения. Но, не дожидаясь жизненных потрясений, при сложностях в прохождении личной психотерапии каждый взрослый разумный человек может при желании заниматься самоанализом своей жизни, относиться очень осознанно к тому, что происходит, не закрывать глаза на конфликтные ситуации и собственные негативные эмоции. Рост осознавания своей жизни поможет освободиться от негативных сценарных предписаний, от образа жертвы, понять, что и наши родители и учителя тоже страдали от эмоциональных травм, поэтому не могли удовлетворить наши потребности в заботе и доверии.

Мы можем изменяться, сознательно прорабатывая наши детские переживания и коллекционируя свои жизненные победы, приближаясь к позиции «я хороший, ты хороший» и состоянию Взрослого. Тем самым мы будем предопределять развертывание сценария Победителя и оказывать благотворное влияние на окружающих нас детей.

Именно потому, что сценарий жизни имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Но изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

А в завершение хочу обратиться к стихотворению неизвестного автора, цитируемому психологом Джеймсом Холлисом:

1.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я потерялся… Я беспомощен.
Я здесь ни при чем.
Чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

2.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я притворяюсь, что ее не вижу.
Я снова падаю в нее.
Я не могу поверить, что оказался
в том же самом месте.
Но я здесь ни при чем.
Опять, чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

3.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я прекрасно ее вижу.
Я снова в нее падаю… это привычка… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь. Это моя проблема.
Немедленно вылезаю.

4.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я ее обхожу.

5.
Я иду по другой улице.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»