Сергей есенин - биография, информация, личная жизнь. Сергей есенин

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново, что на Рязанщине в семье зажиточных крестьян. Пока отец с матерью были на заработках, Серёжа рос в доме своих бабушки и дедушки. Именно бабушка, по признанию поэта, предопределила его будущий литературный путь. Она знала много сказок, песен, частушек - простая, даже простонародная русская речь немало сказалась на творчестве Есенина.

Юные годы будущего поэта

В 1904 году Серёжа поступает учиться в Константиновское земское училище, после продолжает учёбу в церковно-учительской школе. В 1912 году Есенин отправляется в Москву, на заработки. В типографии Сытина Сергей работает помощником корректора: это занятие позволяет Есенину читать много книг, в эти годы будущий поэт буквально поглощён чтением.

В 1913 году Есенин становится вольнослушателем Московского народного университета им. Шанявского. Уже через год, бросив учёбу и работу, Сергей буквально всецело отдаётся поэзии. В 1914 году журнал «Мирок» впервые публикует поэта Есенина.

Становление поэта

В 1915 году молодой Сергей Есенин приезжает в Петроград, ему удаётся попасть к самому Александру Блоку, который знакомит его с коллегами-поэтами. Так крестьянский талант оказывается «своим» в литературной среде Петрограда и вскоре выпускает сборник стихов «Радуница». В 1916 году Есенина призвали на военную службу, но на фронт Сергей Александрович, можно сказать, не попал. От возможной гибели поэта спасла протекция императрицы, которая была поклонницей таланта Есенина.

В 1918 году выходит в свет вторая книга Есенина «Голубень». В этом же году уже широко известный поэт перебирается в Москву, которая становится новым литературным центром России.

20-е годы, московский период творчества Есенина

В Москве слава Есенина достигает своего апогея. Поэт примыкает к московской группе имажинистов, выпускает сборники «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва Кабацкая», поэму «Пугачёв».

Есенин много ездит по стране: посещает Урал, Оренбуржье, Среднюю Азию, Кавказ. Скоропалительный брак с американской танцовщицей Айседорой Дункан позволил поэту побывать в Европе и Штатах.

В книге «Страна негодяев» поэт довольно критично высказывается о советских лидерах, что вызывают ответную реакцию силовых структур. Обличительные статьи о дебошире и пьянице Есенине всё чаще появляются в газетах. Это угнетает поэта, но он находит в себе силы творить дальше. В 1925 году литератор переживает большой творческий подъём, много и неустанно пишет.

Однако песня русского соловья обрывается резко и неожиданно: 28 декабря 1925 года Сергея Александровича находят мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». До сих пор обстоятельства смерти поэта не выяснены.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Cнегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921).

Детство и юность

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют и успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

«Радуница»

Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

«Москва кабацкая»

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Айседора

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Cнегина» и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывавает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.

За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению. За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»

Автобиография Есенина от 1923 г.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтоб я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь хулигана», «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».

Крайне индивидуален. Со всеми устоями на советской платформе.

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч. Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике. В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

При расколе партии пошел с левой группой и в октябре был в их боевой дружине. Вместе с советской властью покинул Петроград. В Москве 18 года встретился с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым.

Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым. В 22 году вылетел на аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку. Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию. Что дальше — будет видно.

Автобиография Есенина от 20 июня 1924 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст». Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят. После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес. Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню. В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал гуда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему. Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г. В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно. 1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх. 1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбурских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках. 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др. Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово. Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

«О себе». Октябрь 1925 г.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

История жизни Есенина

Несколько интересных фактов из жизни Сергея Есенина:

Сергей Есенин с отличием закончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос, почему, говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру». Просил не баловать, беречь сына». После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. Однажды он случайно на вокзале узнал, что в поезде находится Райх с детьми. Приятель уговорил Есенина хотя бы взглянуть на ребенка. Сергей нехотя согласился. Когда Райх распеленала сына, Есенин, едва взглянув на него, сказал: «Есенины черными не бывают...» Но по свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх. Иногда он встречался с Зинаидой Николаевной, в то время уже женой Всеволода Мейерхольда, чем вызывал ревность Мейерхольда. Существует мнение, что из своих жен Есенин до конца своих дней больше всех любил Зинаиду Райх. Незадолго до смерти, глубокой осенью 1925 года Есенин навестил Райх и детей. Как со взрослой поговорил с Танечкой, возмутился бездарными детскими книжками, которые его ребятишки читают. Произнес: «Вы должны знать мои стихи». Разговор с Райх закончился очередным скандалом и слезами. Летом 1939 года, уже после смерти Мейерхольда, Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире. В то, что это чистая уголовщина, многие современники не верили. Предполагали, (а сейчас это предположение все больше перерастет в уверенность), что она была убита агентами НКВД.

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать...» Незадолго до поездки в Ленинград в ноябре, перед тем, как лечь в больницу, Есенин позвонил Бениславской: «Приходи проститься». Сказал, что и Софья Андреевна Толстая придет. Галина ответила: «Не люблю таких проводов». Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Осень 1921 года - знакомство с «босоножкой» Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - «Дункан-Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я - Дункан», -- кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь. О романе Есенина с Дункан написаны сотни томов. Делались многочисленные попытки разгадать тайну отношений этих двух таких не похожих друг на друга людей. Но была ли тайна? Всю жизнь Есенин, в детстве лишенный настоящей дружной семьи (его родители постоянно ссорились, часто жили врозь, Сергей рос у бабушки с дедушкой по матери), мечтал о семейном уюте и покое. Он постоянно говорил, что женится на такой артистке -- все рот разинут, и будет иметь сына, который станет знаменитей, чем он. Понятно, что Дункан, бывшая старше Есенина на 18 лет и постоянно разъезжавшая с гастролями, никак не могла создать ему семью, о которой он мечтал. К тому же, Есенин, как только оказывался в браке, стремился разорвать сковывавшие его путы.

В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически он публикует стихи (только под фамилией Вольпин). А.Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Ныне живет в США.

5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным.

24 декабря Сергей Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер». Поздно вечером 27 декабря в номере было обнаружено тело Сергея Есенина. Перед глазами, вошедших в номер, предстала страшная картина: Есенин, уже мертвый, прислоненный к трубе парового отопления, на полу - сгустки крови, вещи разбросаны, на столе лежала записка с предсмертными стихами Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Точная дата и время смерти не установлены.

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

С.А. Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы им были написаны сотни прекрасных стихотворений, множество «маленьких» поэм и крупных эпических произведений, художественная проза, а также обширное эпистолярное наследие, куда вошли размышления С.А. Есенина о духовной жизни, философии и религии, России и революции, отклики поэта на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы. « не напрасно я живу…», − писал Сергей Есенин в 1914 году. Его яркая и стремительная жизнь оставила глубокий след и в истории русской литературы и в сердце каждого человека.

Родился С.А. Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье крестьян – Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. В одной из автобиографий поэт писал: «Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5» (т.7, с. 15). Образование свое С.А. Есенин начал в родном селе, окончив Константиновское земское 4-годичное училище (1904-1909). В 1911 году поступил во «Второклассную учительскую школу» (1909-1912). К 1912 году относится написание поэмы «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе», а также подготовка книги стихов «Больные думы».

В июле 1912 году С.А. Есенин переезжает в Москву. Здесь он поселяется по адресу Большой Строченовский переулок, дом 24 (ныне Московский государственный музей С.А. Есенина). Молодой поэт был полон сил и желания заявить о себе. Именно в Москве в детском журнале «Мирок» состоялась первая известная на сегодняшний день публикация С.А. Есенина – стихотворение «Береза» под псевдонимом «Аристон». Публиковался также поэт в журналах «Проталинка», «Млечный путь», «Нива».

В марте 1913 года поступил на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина помощником корректора. В типографии познакомился с Анной Романовной Изрядновой, с которой осенью 1913 года вступил в гражданский брак. В этот год поэт работает над поэмой «Тоска» и драматической поэмой «Пророк», тексты которых неизвестны.

Во время пребывания в Москве С.А. Есенин поступает вольнослушателем на историко-философское отделение Народного университета имени А.Л.Шанявского, но слушает также лекции по истории русской литературы, читаемые Ю.И. Айхенвальдом, П.Н. Сакулиным. Профессору П.Н. Сакулину юный поэт приносил свои стихи, желая услышать его мнение. Особенно высоко ученый оценил стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…».
С.А. Есенин принимал участие в заседаниях Суриковского литературно-музыкального кружка, официально установленного в 1905 году. Однако литературная ситуация Москвы казалась юному поэту недостаточно насыщенной, он полагал, что добиться успеха можно в Петрограде. В 1915 году С.А. Есенин покидает Москву. Прибыв в северную столицу, поэт отправляется к Александру Блоку, надеясь на его поддержку. Встреча двух поэтов состоялась 15 марта 1915 года и оставила глубокий след в жизни каждого. В автобиографии 1925 года С.А. Есенин писал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» (т. 7, с. 19). А.А. Блок оставил положительный отзыв о стихах С.А. Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Блок ввел молодого поэта в литературную среду Петрограда, познакомив его с известными поэтами (С.М. Городецким, Н.А. Клюев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др.), издателями. Стихи С.А. Есенина публикуются в петербургских журналах («Голос жизни», «Ежемесячный журнал», «Летопись»), поэта приглашают в литературные салоны. Особенно важным и радостным событием для поэта становится издание его первого сборника стихов «Радуница» (1916).

В 1917 году поэт вступает в брак с З.Н. Райх.

Произошедшую в 1917 году революцию поэт изначально восторженно приветствует, надеясь, что наступает время «мужицкого рая». Но нельзя сказать, что отношение к революции было у поэта однозначным. Он понимает, что происходящие перемены уносят жизни многих тысяч людей. В поэме «Кобыльи корабли» С.А. Есенин пишет: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего». (т. 2, с. 77). К 1917-1918 гг. относится работа поэта над произведениями «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония».

1918 год связан в жизни С.А. Есенина с Москвой. Здесь, совместно с поэтами А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, А.Б. Кусиковым, И.В. Грузиновым он основывает литературное движении имажинистов, от английского слова «image» − образ. Поэзия имажинистов наполнена сложными, метафорическими образами.

Однако С.А. Есенин не принимал некоторые положения своих «собратьев по перу». Он был уверен, что стихотворение не может быть просто «каталогом образов», образ должен быть смыслосодержащим. Смысл, гармоничность образа поэт отстаивает в статье «Быт и искусство».
Наивысшим проявлением своего имажинизма С.А. Есенин называл поэму «Пугачев», над которой он работал в 1920-1921 гг. Поэма было высоко оценена русскими и зарубежными читателями.

Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова С.А. Есенин знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан, с которой он 2 мая 1922 года оформил брак. Вместе с супругой С.А. Есенин совершил путешествие по Европе и Америке. Во время пребывания за границей С.А. Есенин работает над циклом «Москва кабацкая», драматической поэмой «Страна Негодяев», первой редакцией поэмы «Черный человек». В Париже в 1922 году на французском языке выходит книга «Исповедь хулигана», а в Берлине в 1923 году – «Стихи скандалиста». Вернулся в Москву поэт в августе 1923 года.
В поздний период творчества (1923-1925) С.А. Есенин переживает творческий взлет. Истинным шедевром лирики поэта является цикл «Персидские мотивы», написанный С.А. Есениным во время путешествия по Кавказу. Также на Кавказе были написаны лиро-эпическая поэма «Анна Снегина», философская поэма «Цветы». Свидетелем рождения многих поэтических шедевров была супруга поэта С.А. Толстая, с которой он оформил брак в 1925 году. В эти годы были изданы «Поэма о 36», «Песнь о великом походе», книги «Москва кабацкая», «Березовый ситец», сборник «О России и революции». Творчество С.А. Есенина позднего периода отличается особенным, философическим характером. Поэт оглядывается на пройденный жизненный путь, размышляет о смысле жизни, пытается осмыслить события, изменившие историю его Родины, найти свое место в новой России. Нередко поэт размышлял и о смерти. Закончив работу над поэмой «Черный человек» и посылая ее своему другу, П.И. Чагину, С.А. Есенин писал ему: «Посылаю тебе “Черного человека”. Прочти и подумай, за что мы боремся, ложась в постели?..»

Жизнь С.А. Есенина оборвалась в Петербурге, в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.


Поделиться в социальных сетях!

Сергей Есенин является одним из самых любимых и известных поэтов России. Его стихи до сих пор заставляют сердца людей чувствовать, верить и сопереживать. Многим читателям отечественный поэт известен как бунтарь, но его выходки преследовали лишь одну цель – напитать душу новыми переживаниями, чтобы в дальнейшем отразить их на бумаге. Именно поэтому короткая судьба Сергея Есенина является такой яркой и необычной.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново (Рязанская область). Мать и отец поэта были обычными крестьянами, проводившими все время за работой, поэтому жил мальчик вместе с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Уже тогда, по воспоминаниям самого литератора, в нем начал просыпаться талант: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Также Есенин любил песни матери, которые оставили сильный отпечаток на произведениях выдающегося автора: стихи Сергея Александровича подобно песням — мелодичны, ритмично организованы.

В возрасте девяти лет Есенин поступает в Константиновское земское четырёхклассное училище, а далее переходит в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. Именно тогда Сергей Александрович и написал свои первые стихотворения: «Воспоминания», «Звёзды», «Моя жизнь». Но печататься поэт начал чуть позже, в 1914 году: первым опубликованным произведением Есенина стало стихотворение «Береза» в детском журнале «Мирок». Переехав в столицу и поняв свою уникальность, он стал именовать себя крестьянским поэтом. В его лирике люди находили искренность, природную гармонию, народный язык, чего так не хватало в городе. Примкнув к имажинистам, автор начал экспериментировать с формой и ритмикой стиха, разнообразил тематику работ, но вскоре перестал ассоциировать себя с каким-либо течением, свернув на свою собственную тропу. Так, Есенин стал одним из самых заметных, эпатажных и успешных людей своего времени.

Образ жизни

С именем Сергея Есенина у многих из нас ассоциируется образ поэта-бунтаря, простодушного и искреннего парня из деревни. Но в реальной жизни лишь продуманность и расчетливость помогли Сергею Александровичу при помощи влиятельных писателей добиться такой славы. Кроме того, поэт был очень чуток к критике, собирал рецензии на свои произведения и больше половины из них знал наизусть.

Неотъемлемой частью жизни Есенина также являлись постоянные скандалы и запои. Сергей Александрович боялся полиции, но при этом был ее завсегдатаем. Поэт находился на особом контроле в Москве, поэтому во всех местах, которые он посещал, можно было встретить сотрудников в штатском. При этом до суда разбойничество Есенина никогда не доходило – выручали полезные знакомства.

Качества Есенина

Характер Есенина можно описать в двух словах: мечтатель и романтик. Сергей Александрович погружался с головой в фантазии и вымыслы, носящие романтический характер, — именно оттуда он и брал положительные эмоции, наполняющие его жизнь смыслом. По натуре поэт не являлся лидером, из-за чего предпочитал более сильных особ, но если выбранный Есениным друг двигался в неправильном направлении, Сергей Александрович без капли сомнения покидал его.

Безграничная любовь к Родине сделала поэта ранимым, а вечные переживания за судьбу России вызывали в душе Есенина нестерпимую боль, которую он глушил алкоголем. При чтении своих стихов поэт настолько сильно сжимал кулаки, что на его ладонях оставалось множество ран, что свидетельствует о силе, которую вкладывал Сергей Александрович в прочтение лирических произведений.

Мировоззрение

Мировоззрение Сергея Есенина — это объединение двух начал: крестьянского и христианского (даже русская изба в творчестве Сергея Александровича была награждена библейским смыслом). Именно крестьянская жизнь являлся для поэта земным раем: «Если крикнет рать святая: /«Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая,/ Дайте Родину мою!»

Сергей Есенин часто систематизировал свои образы, разделяя их на душу, разум и плоть: все они отображают разную степень взаимопроникновения явления, миров и понятий друг в друга. Слово же Сергей Александрович воспринимал мистически: для него это было нечто беззначное, смешение земного и обыденного со вселенным и неисследованным.

Женщины и дети

О личной жизни Сергея Есенина до сих пор ходят легенды: его друзья говорили о том, что стоило поэту лишь улыбнуться, и все женщины становились его поклонницами. Но достоверно известно лишь о нескольких романах Есенина.

Первый роман Сергей Александрович «закрутил» еще, будучи совсем юным, — поэту было 17 лет. Возлюбленной поэта стала достаточно взрослая женщина — Анна Изряднова. Молодые жили вместе в квартире Анны, но после того, как она забеременела, Есенин уехал в Крым и никогда не принимал участия в воспитании сына.

Следующей «жертвой любви» поэта стала Зинаида Райх. Есенин влюбился в девушку с первого взгляда, но в этих отношениях, как и в предыдущих, все изменила беременность. Сергея Есенина будто подменили: он стал заподазривать свою жену в изменах, избивать ее и лишь на утро просить прощения. Зинаида не могла так жить и, узнав о второй беременности, почти сразу разорвала все связи с супругом.

Но главной женщиной в жизни Сергея Александровича стала знаменитая танцовщица – Айседора Дункан. Два талантливых человека встретились на творческом вечере и поняли, что не представляют жизни друг без друга. Пара уехала в Америку, но через некоторое время Есенина охватила скука по Родине, и он вернулся обратно в Россию. Позже Дункан поехала выступать в Крым, а Сергей Александрович пообещал ей приехать позже, но обманул: Есенин прислал Айседоре письмо, в котором сообщал о том, что собирается жениться на другой.

За свою короткую жизнь Сергей Есенин так и не нашел семейного счастья.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество Есенина занимает важное место в отечественной литературе. Поэт написал множество замечательных стихов, проникнутых любовью к Родине и восхищением красотами природы. Тема народа также занимает видное место в его стихотворениях. Взгляды автора эволюционировали с возрастом: если сначала он писал преимущественно о простой крестьянской жизни, то в более позднее время городская тематика, восточные мотивы, философские размышления также стали звучать в его поэзии.

Юность

Годы жизни Есенина - 1895-1925 - это было переходное время в отечественной истории, которое отразилось и на культуре. Рубеж веков обозначился активным творческим поиском среди интеллигенции, в центре которых оказался и поэт. Он родился в простой крестьянской семье в Рязанской губернии. Мальчик обучался в земском училище, потом - в местной школе.

После окончания учебы в 1912 году он перебрался в Москву, где работал в типографии. В 1913 году он поступил в университет на историко-философское отделение. Его творческая карьера началась в следующем году с публикации в журнале первых стихотворений. В 1915 году он переехал в Петроград, где он завел знакомства с современными поэтами.

Начало карьеры

Годы жизни Есенина пришлись на время перемен в литературе. Многие авторы искали новые способы выражения своих мыслей в поэзии и прозе. Поэт принадлежал к имажинизму, представители которого делали упор на изображение художественных образов. Сюжет и идейная наполненность отошли на второй план. Есенин активно развивал идеи этого течения в своих ранних произведениях.

Жизнь в 1920-е годы

В первую половину 1920-х годов вышло несколько сборников его стихотворений, в которых отразились особенности его писательского стиля: преимущественный интерес к крестьянской тематике и описание русской природы.

Но уже в 1924 году он порвал с имажинистами из-за разногласий с А. Мариенгофом. Поэт много путешествовал по стране. Он бывал на Кавказе, в Азербайджане и Ленинграде. Он не раз посещал свое родное село Константиново. Его впечатления отразились в его новых произведениях.

Личная жизнь

С. Есенин, биография которого является предметом настоящего обзора, был трижды женат. Его первой женой была З. Райх, известная актриса, которая впоследствии вышла замуж на знаменитого театрального режиссера В. Мейерхольда. В браке у них родилось двое детей. Но уже в 1921 году (через четыре года после женитьбы) пара рассталась.

В следующем году поэт женился второй раз. В этот раз его супругой стала знаменитая американская балерина А. Дункан (разработала новый вид свободного танца, в котором подражала древнегреческой пластике). Вместе с ней путешествовал по Европе и США Есенин. Биография поэта данного периода была насыщена новыми событиями. Он побывал в нескольких странах. Но второй брак оказался еще более коротким, чем первый: пара рассталась в 1923 году. В третий раз поэт женился в 1925 году на внучке Л. Толстого - Софье. Но этот брак также оказался неудачным. Поэт уехал в Ленинград, где умер в декабре этого же года.

Ранние стихотворения

Творчество Есенина началось в 1914 году. Его первые стихотворения были посвящены описанию деревни, села, крестьянского быта и природы. К этому времени относятся такие его известные произведения, как «С добрым утром!», «Край любимый» и многие другие. Их особенностью является то, что в них автор рисует картины мирной жизни сельского населения, восхищается красотами деревенского пейзажа.

Черты имажинизма особенно четко прослеживаются в его ранней лирике. Поэт соединяет образы природы и деревенского быта. Творчество Есенина раннего периода проникнуто тонким лирическим чувством любования деревенскими картинами. Любовная лирика также занимает важное место в его произведениях рассматриваемого периода ("Хороша была Танюша"). Автор умело подражает фольклорному языку и народным песням.

Стихи 1917-1920-х годов

Произведения поэта указанного периода отличаются тем, что в них появился мотив грусти, тоски. Если в первых стихотворениях поэт рисовал радостные красочные картины природы, то в более поздний период он не только восхищается, но и размышляет о тяжелой участи русского народа, а также рассуждает о превратностях собственной судьбы («Я покинул родимый дом»).

Творчество Есенина становится более многообразным. Он все чаще пишет стихотворения, проникнутые философскими размышлениями о жизни («Вот оно, глупое счастье»). Однако в указанный период стихотворения поэта по-прежнему сохраняют свой радостный настрой. Поскольку автор развивал принципы имажинизма, то в его стихах образы природы играют определяющую роль («Закружилась листва золотая»).

Любовная лирика

Эта тема занимает одно из главных мест в его творчестве. Есенин о любви писал в контексте описания природы. Например, в знаменитых «Персидских мотивах» тема Родины находится в центре внимания автора, несмотря на то что сюжет произведений и их героини посвящены Востоку.

Одно из лучших стихотворений цикла - «Шаганэ ты моя, Шаганэ». По форме напоминает песню. И хотя его действие разворачивается в Иране, и поэт обращается к восточной женщине, тем не менее он все время вспоминает Россию и сравнивает природу Шираза с Рязанскими просторами.

Любовная поэма

Есенин о любви сочинил достаточно много произведений. Отдельно следует упомянуть его крупные поэтические сочинения на данную тему. Одно из наиболее известных называется «Анна Снегина».

Эта поэма интересна тем, что она повествует не о зарождении любви, а о воспоминаниях, связанных с ним. Поэт встречается с женщиной, которую когда-то очень любил, и эта встреча заставляет заново пережить лучшие чувства своей юности. Кроме того, данное произведение раскрывает те глубокие перемены в деревне, которые произошли во второе десятилетие 20 века. Таким образом, автор прощается не только со своей первой любовью, но и с юностью и прежней жизнью.

О природе

Многие стихи Есенина посвящены описаниям картин родной природы. В них поэт восхищается красотами деревенского пейзажа. Таково, например, его знаменитое стихотворение «Береза». Простое по композиции, красивое по языку, оно отличается особенной лирической проникновенностью. Для произведений автора раннего периода характерно обилие необычных метафор, оригинальных сравнений, которые придают его языку выразительность и звучность. Так, стихи Есенина о различных природных явлениях (зимних метелях, дожде, снегопаде, ветрах) благодаря его необычным лексическим оборотам проникнуты особенно теплым чувством к родной деревне.

Раннее произведение поэта «Вот уж вечер. Роса…» рисует картину сельского пейзажа. Автор не только с любовью описывает красоту окружающего мира, но и передает читателям то умиротворение, которое чувствует сам при вечерней тишине.

Стихотворения о животных

Лирика Есенина отличается большим многообразием. Автор затрагивал в своем творчестве самые разные темы, однако все его сочинения характеризуются одной особенностью: любовью к Родине и русской природе. На фоне этой основной идеи особенно трогательными получались его произведения про животных.

Одно из наиболее известных - стих «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Это произведение посвящено собаке известного актера В. Качалова. В нем автор описал светский салон артиста и как бы противопоставил ему образ собаки, которая в его представлении символизирует естественную природу. Лирика Есенина про животных, как правило, имеет конкретного адресата. Например, произведение «Ах, как много на свете кошек» посвящено сестре автора Александре. Это одно из самых трогательных и грустных произведений поэта, в котором он вспоминает свое детство.

О России

Родина в творчестве Есенина занимает главное место. Идея любви к стране, ее природе, людям, деревне, селу красной нитью проходит через все его произведения. Одно из самых важных произведений в его творчестве на эту тему - «О Русь, взмахни крылами». В нем поэт не только описывает природу страны, но и пишет о том трудном историческом пути, который она прошла на протяжении своего существования. Автор верит в светлое будущее страны, он надеется на лучшую судьбу и говорит, что русский народ справится с любыми испытаниями.

То, как представлена Родина в творчестве Есенина, - это, пожалуй, самая важная часть школьного урока по изучению поэзии автора. Еще один знаменитый стих на данную тему - произведение «Руси». В нем поэт оживляет природу и подчеркивает ее таинственность и загадочность, в которых, по его мнению, заключается все ее очарование.

«Москва кабацкая»

Так поэт назвал цикл своих стихотворений, посвященных его городской жизни. В них тема города занимает центральное место, но вместе с тем поэт все время вспоминает деревню, которая резко противопоставляется бурной Москве. Тема хулигана является связующим звеном всех стихотворений. Одно из них - «Я обманывать себя не стану». В нем поэт пишет о своей тоске и скуке из-за того, что он прослыл хулиганом. Это произведение - признание поэта в том, что неловко и неуютно среди людей и что он быстрее и легче находит общий язык с дворовыми собаками. Жизнь и творчество Есенина были очень тесно связаны с его путешествиями и поездками по разным городам России. Рассматриваемый цикл - это описание целого периода в его биографии.

О жизни

Одно из самых известных стихотворений рассматриваемого сборника - «Не жалею, не зову, не плачу». В нем поэт подводит итог своей жизни и творческой карьере. Несмотря на молодой возраст, автор как бы прощается с природой, Родиной. Он пишет о своем прошлом со светлой, почти радостной грустью. Такие трогательные образы, как яблоня, розовый конь, клены, снова возвращают поэта и читателя к знакомым, ранним мотивам лирики поэта.

Стих «Мир мой таинственный, мир мой древний» посвящен описанию городского пейзажа. В нем поэт описывает трудные условия жизни в городе. Главный образ, который представлен в стихотворении, - это образ зверя. Поэт приветствует его как старого знакомого, обращаясь к нему как к другу. Вместе с тем автор вновь вспоминает прожитую жизнь и пишет о близкой смерти.

Обращение к матери

В 1924 году поэт после долгого отсутствия вернулся в родную деревню. Вдохновленный знакомыми пейзажами, он написал новое стихотворение, которое стало знаковым в его творчестве, - «Письмо матери». Есенин данный стих написал очень простым, доступным языком, который приближен к разговорному. Он приветствует свою мать, искренне желает ей добра, счастья.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию его тяжелой жизни. Он пишет о своей бурной жизни в городе и трогательно признается в своей любви к ней и к родной деревне. Это произведение также проникнуто горечью и тоской. Своеобразному подведению итогов своего творчества посвящено стихотворение «Письмо матери». Есенин в нем не только обращается к ней, но и пишет о своей тоске, которую не может утешить даже его слава.

Значение

Творчество поэта оказало заметное влияние на отечественную поэзию первой половины 20 века. Следует отметить, что многие авторы рассматриваемого времени писали на крестьянскую и народную тему, однако только Серей Александрович добился такого большого влияния в отечественной литературе. Он одним из первых поднял и развил тему деревенского и сельского быта в своей поэзии. После него советские поэты стали писать про деревню и жизнь простого народа. Самый яркий пример - поэты-шестидесятники.

Показателем популярности его призведений является тот факт, что многие его стихи переведены на иностранные языки, некоторые из них положены на музыку, звучали в совестких фильмах. Помимо работы над стихотворениями, автор много внимания уделял теоретическим разработкам принципов стихосложения.

Он и в более поздний период своего творчества придавал большое значение образности и символике, однако стал наполнять произведения философским содержанием. Сергей Есенин, факты из жизни которого показывают незаурядность его личности, - видный представитель имажинизма.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»