Славянская нечисть. Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото)

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Бабай Бабай, бабайка - в славянской мифологии - страшилище, таинственное существо в образе косматого страшного старика, которым пугают детей. Баю, баю, бай Приходил вечор бабай, Просил: Леночку отдай. Нет, мы Лену не дадим, Лена надо нам самим. (Арх. обл.) Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаромонгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Водяной дедушка - в славянской мифологии - хозяин разных вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Горыныч Змей - Горыныч, Горынище, Змиулан, Огненный змей, - в славянской мифологии фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного и даже человека. Змей – один из самых популярных героев сказок, былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно многообразны: от огромной змеи до фантастического существа, чудовища: «Откуль же взялся змей. Горынище, об двенадцать голов, об двенадцать хоботей» (Смол.); «Птица Усыня – змей о двенадцати головах» [Худяков, 1964]; В заговоре из Симбирской губернии змей Полоз «о трех головах» . Число голов у змея различно, но преобладают три, шесть, девять, двенадцать голов.

Домовой - в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили: " Чур, меня защити" обращаясь в том числе и к домовому.

Кикимора Болотная Кикимора болотная - в славянской мифологии - злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой. Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кикимора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать» , «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика» , «кики-болка» – «женский головной убор» , в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.

1. Вторая часть названия – «мора» , «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА). Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (окурином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти. Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог. , Лен. , Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.).

Русалки - В славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день.

БабайБабай, бабайка - в славянской мифологии - страшилище, таинственное
существо в образе косматого страшного старика, которым пугают
детей. Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: Леночку отдай.
Нет, мы Лену не дадим,
Лена надо нам самим.(Арх. обл.)
Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаромонгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне
определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных
районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по
улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка
довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в
наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать
непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет
бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Бабай

Водяной

Водяной дедушка - в славянской мифологии - хозяин разных вод.
Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей
и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными
жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и
затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его
развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого,
с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую
бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или
лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной
мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо
умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по
преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного
божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в
названии многих источников.

Водяной

Горыныч

Змей - Горыныч, Горынище, Змиулан, Огненный змей,
- в славянской мифологии фантастическое существо,
чудовище, соединяющее в себе черты
пресмыкающегося, птицы, животного и даже человека.
Змей – один из самых популярных героев сказок,
былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно
многообразны: от огромной змеи до фантастического
существа, чудовища: «Откуль же взялся змейГорынище, об двенадцать голов, об двенадцать
хоботей» (Смол.); «Птица Усыня – змей о двенадцати
головах» [Худяков, 1964]; В заговоре из Симбирской
губернии змей Полоз «о трех головах».
Число голов у змея различно, но преобладают три,
шесть, девять, двенадцать голов.

Горыныч

Домовой

Домовой - в славянской мифологии
добрый домашний дух, который живет в каждом доме.
В основном домовые считаются душами прежних
хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух
добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной
семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по
нраву. Все домовые духи
(Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и
если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи
предков чтились так же под другим именем "чурила"
или "щур". В случае какой либо беды в старину
говорили:" Чур, меня защити" обращаясь в том числе и
к домовому.

Домовой

10. Кикимора Болотная

Кикимора болотная - в славянской мифологии - злой болотный низший дух.
Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться
в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая
женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся
путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо
предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом
она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой.
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кикимора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из
звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также
причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать,
причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того,
«кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России
напоминающий своей формой птицу.

11. 1.

Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и
наименованием самостоятельного мифологического персонажа
(Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились
представления о ней как о существе, связанном с птицами
(окурином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе
плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении,
ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о
кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой)
может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.),
и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей,
охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и
антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и
лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух,
вызывающий кликушество (Перм.).

12. Кикимора Болотная

13. Русалки

Русалки - В славянской мифологии существа, как
правило вредоносные, в которых превращаются
умершие девушки, преимущественно утопленницы,
некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде
красивых девушек с длинными распущенными
зелёными волосами (ср. южнославянских вил,
западноевропейских ундин), реже - в виде косматых
безобразных женщин (у северных русских). В
русальную неделю, следующую за троицей, выходят из
воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут
защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
Особенно опасны в четверг - русальчин велик день.

У наших предков была очень развита мифология и она ни в чём не уступала ни греческой ни кельтской ни тем более германской. Славяне верили что у лесов, болот и рек есть свои духи-хранители нельзя сказать что они их боялись, скорее это больше было похоже на уважение. Так относятся к тому кто старше и умнее иногда задобряли иногда просили помощи но иногда и враждовали. Нo также наши предки верили и в злых духов которые объединялись в одно понятие «нежить» (то есть не живые), хотя место обитание у этих духов тоже было самое разнообразное.

Ну а теперь поподробней, в каких же именно духов верили наши предки. Для удобства все духи распределены на пять групп по местам обитания (болотные, речные, лесные, горные, домашние).

Домашние

Добрые

Баган - дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.
Баюнок (Кот-баюн) - домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный. Иногда он выступает в виде Кота-баюна.

Вазила (конюшник, табунник) - дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живёт в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун - удаляет от них хищного зверя.

Ведогони - души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Каждый человек имеет своего ведогоня; когда он спит, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее ему имущество от воров, а его самого от нападения других ведогоней и от волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими. У сербов - это души, которые своим полетом производят вихри.

Домовой-доможил - представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это - малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своём доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».

Коргоруши (коловерши) - в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего чёрной масти.

Ледащий - дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой ледащий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждёт конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть. Никто его никогда не видел. Иногда только в жаркий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послышится чей-то вздох.

Злые

Баенник (банник, лазник, байник, банный) - нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», - говорят в коренной Новгородчине, но твёрдо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвёртой перемены или четвёртого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трёх перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар чёрную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.

Баечник (перебаечник) - злой домашний дух. Появляется баечник после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснётся в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный - усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно было заклятьем, но оно забыто.

Домовой-дворовой - получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нём сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

Злыдни - злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство - способность превращений). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами.

Овинник (Гуменник, Подовинник) - самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калёными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, - весь чёрный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живёт этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладёт руку в окно овина: если не притронется к руке дух - в девках ходить, голой рукой - за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснётся овинник, знать, за богатого пойдёт.

Шиш - домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чёртиков). Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством.

Лесные

Аука - лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу - со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шёл, нашёл, потерял». Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными - 4 октября, когда лешие бесятся.

Боли-бошка - лесной дух. Живёт в ягодных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную. Поддаваться на его просьбы нельзя - начнёшь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать.

Лесавки - лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Видом своим похожи на ежат. Также, как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят - бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят - самые сведующие люди сказать не могут. Лесные дух - первоначально их представляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминающие собой сатиров и фавнов античного мира. Если они одеты - то в бараньи тулупы; тулупы эти не подпоясаны и свободно развеваются по ветру, как облачная мантия дикого охотника. Позднее получили имена собственные.

Леший (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик, лесник, лисун, полисун, шатун, ворог, еле, дикинький мужичок, цмок, царек с золотыми рожками, лесовый царек, господарь над лесом) - лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. В Киевской и Черниговской губерниях различали лисунов и полевиков; первых представляли великанами сероватого и пепельного цвета, о последних же рассказывали, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы умаляются и делаются такими крохотными, как стерня.

Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нём бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы - неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он - карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачёсаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами.

Обладая способностью перевёртываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением чёрта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная - клином, на руках длинные когти.

В Белоруссии его называют лесным цмоком, который морит у хозяев скот, высасывает ночью у коров молоко и делает нивы неплодородными. Во Владимирской губернии лешего называли дикиньким мужичком. Близ Рязани верят, что в лесах обитают царьки с золотыми рожками.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ - завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьёт с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший всё-таки не ведёт людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.

Листин - старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница - баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют - кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится - это Листин с Листиной советуются и назначают лесавкам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются.

Болотные

Анчутка - злой дух, в более позднее время - одно из русских названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живёт в болоте. У него есть крылья.
Обычные его эпитеты «беспятый», «роговой», «беспалый» - означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.
Болотынник (болотяник, багник) - дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы.
Болотница (омутница, лопатница) - водяная дева. В зависимости от того, где живут водяные девы, они получают соответствующие названия. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов - омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками.

Лобаста (лопаста) - русалка, живущая в болоте в камышах. Особенно опасна встреча с ней на Русальную неделю - в это время ни одна девушка не решится пойти в лес, не прихватив с собой подружек, из боязни попасться в руки Лобасте.

Водяные

Водяной (водяник, водовик, болотяник) - водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он - горький пьяница. Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения.
Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. На юге представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов - чумазые и рогатые.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живёт в болотах его называют также Болотняник.

Морсикие люди (Фараоны) - на Украине о них говорят - «що половина чоловіка, а половина риби». Когда волнуется море, на поверхность его выплывают морские люди и поют песни. В других местах этих морских людей называют фараонами, смешивая старинное предание о морянах с библейским сказанием о Фараоновом воинстве, потонувшем в волнах Чёрного моря. Рассказывают, что люди эти - с рыбьими хвостами и что они обладают способностью предсказывать будущее.

Водяны (водявы, воденицы, водяники, моряны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки) - водяные жёны и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны - обитают в реках, озерах и колодцах; моряны - в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах - в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнёзда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зелёной недели.

Русалки (криницы, лоскоталки, земляночки) - водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещёнными, либо потонувших или утопившихся девушек. Русалки - представители Царства смерти, тьмы и холода, поэтому-то, с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают всё-таки в тёмных недрах земных вод, ещё холодных весною. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях, служащих, по верованию древних славян, жилищем мертвецов.

У западных славян и малороссов русалки - весёлые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхити-тельными и заманчивыми голосами; в Великороссии - это злые и мстительные существа, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить.

В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут на смерть завлечённых к себе неосторожных путников. Русалки живут также и в горах и любят бегать по их скатам. На отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание земляночками, т.е. обитательницами подземного мира мёртвых.

Горные

Босоркун (витряник) - горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их, насылает засуху. Наводит порчу на людей и животных - вызывает внезапные болезни и недомогания (например, молоко у коровы окажется смешанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий мифологический персонаж - босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь). Она может вызвать засуху, наслать порчу на людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью.

Новость отредактировал Mrs. Pan - 24-01-2011, 06:21

У наших предков было огромное количество разнообразных существ в которых они веровали. Славяне веровали, что у всякого предмета есть свой дух-покровитель, это касается как лесов, полей, рек и болот, так и домов, сараев, овинов, бань. И именно на нечисти, что обитает очень близко к человеку, мы и хотели бы остановиться.

НЕЧИСТЬ – (русс.), общее название вредоносных (как правило) духов, демонических существ, злокозненных бесов. Нечисть, согласно легендам, была сотворена Богом из ангелов–отступников или Сатаной, который начал собирать свое воинство, чтобы сразиться с Господом. По мнению Д.К. Зеленина, нечисть отчасти составляют заложные покойники. Обитает нечистая сила на «нечистых местах», то есть на пустошах, в дебрях и чащобах, в омутах. Для людей нечисть опаснее всего по ночам и в «поганые дни» – на Ивана Купалу, на святки, на русальную неделю. Правда, некоторые представители нечистой силы (например, домовой) способны на добрые дела, но в целом к нечисти люди относятся настороженно и со страхом. Нередко всю нечистую силу – особенно в русском фольклоре – именуют чертями, что лишний раз подчеркивает её злокозненность. Против нечисти помогают молитвы, крестные знамения, обереги и амулеты. Большой эзотерический справочник .

Высоцкий - В заповедных и дремучих... (Песня про нечисть). Запись 6 марта 1968г.
Песня - сказка о нечисти. (Текст - в конце статьи)

Домашняя нечисть интересна тем, что она всегда находиться рядом с жилищем человека и соответственно и рядом и с самим человеком, и потому очень часто люди были вынуждены взаимодействовать с ней. У наших предков до появления христианства не было чисто негативного отношения к разнообразным духам и мистическим существам да и после принятия христианства такое отношение сохранялось достаточно долго. Но все, же славяне делили нечисть на хорошую и плохую, и домашняя нечисть не стала исключением хотя черта между хорошей и плохой нечистью было достаточно размытой.

Злая нечисть


1. Банника (он же баенник, лазник, байник, банный) — нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. Славяне твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.)



2. Баечник (он же перебаечник) - злой домашний дух который появляется после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.


3. Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (своё логово). Боится света, от которого может погибнуть, и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят! Поэтому в семье магов буки могут не существовать, если взрослые маги поверят в их существование.


4. Злыдни - злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство — способность превращений). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами. Не повезёт тому, кто подцепил семейку этих злых духов, странствующих в поисках очередной жертвы.



5. Овинник (он же гуменник, подовинник) - самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.



6. Шиш - домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством.



7. Домовой-дворовой - получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

8. Наездник – в Бельгии их называют " клудде ", в Шотландии - " ошаэрт ", в Германии - " рэйтер ". Но со всех языков имя этого духа переводится как " наездник ". Подстерегая утомлённых путников на ночных дорогах, они со злобным хихиканьем превращали его во вьючное животное. Вскочив на плечи своей жертве, наездник давил, пригибал человека к земле, душил, расцарапывал лицо, опалял огненным дыханием, заглядывал в глаза и нашёптывал на ухо гадости. Скинуть или стряхнуть его не было никакой возможности, и только лучи рассвета или звон церковных колоколов могли прогнать надоедливого мучителя. По сравнению с таким жутким нечистым, Шиликуны – в славянской мифологии – мелкие хулиганистые духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках, просто маленькие буки. Шиликуны могут столкнуть пьяного в прорубь, по ночам они шалят – шумят и колобродят, а, обратившись в чёрных кошек, лезут под ноги. Ростом они с воробья, ноги у них, как у лошади, – с копытками, изо рта дышат огнём (а может это их угли?). В Крещение уходят в подземный мир.

9. Полудница - шаловливый дух в славянской мифологии. Она развлекается тем что морочит путникам голову насылая на них разные видения: галлюцинации и мороки. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. У древних славян было особое мифическое существо, которое строго присматривала за тем, чтобы в полдень никто не работал. Это и была полудница; её представляли девушкой в длинной белой рубахе, или наоборот – косматой страшной старухой. Полудницы побаивались: за несоблюдение обычая она могла жестоко наказать (нахождение под солнцем – теперь мы называем эту «кару» солнечным ударом). Так же существуют придания, которые гласят: если встретить полудницу в полдень, то она начнёт загадывать загадки, и если не ответишь – защекочет до смерти. (Тут опять прослеживается связь с русалками).

10. С видениями так же связана Грёза – нечистая сила, видение, привидение, мираж. Упоминание о грёзе встречается в заонежской быличке. Она повествует о парне, убеждённом в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не мог. Так что вполне возможно, что грёза так же умеет очаровывать или умело подбирает миражи.

Добрая нечисть


1. Баган — дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.



2. Баюнок (Кот-баюн) — домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный. Иногда он выступает в виде Кота-баюна.



Смерть во сне не страшна, если сладок сон. А мастером усыпления и красивых сказок на ночь является Баюнок (Кот-Баюн ) – домашний дух, сказочник, колыбельный песенник и ночной рассказчик. Иногда выступающий в роли Кота-Баюна. Этот добрый дух рассказывает приятные сказки на ночь, мурлычет на ухо слушателю красивые песенки. Но может быть враждебен к человеку, и тогда своими сказками усыпляет, погружает в сон.

3. Вазила (он же конюшник, табунник) — дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живет в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун — удаляет от них хищного зверя. Чем-то похож на дворового, только специализирующийся на лошадях. Но есть ещё один нечистый, он ещё больше похож по виду деятельности на дворового. Это Баган – дух-покровитель рогатого скота. Он охраняет животных от болезненных припадков, умножает приплод, всячески заботится о них… а в случае гнева делает самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Так что довольно злой дядька. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.


4. Ведогони — души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Каждый человек имеет своего ведогоня; когда он спит, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее ему имущество от воров, а его самого от нападения других ведогоней и от волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими.


5. Домовой-доможил — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».


6. Коргоруши (коловерши) — в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти. Коты и кошки, особенно чёрные, часто считались спутниками ведьм и колдунов, поэтому тоже приобретали разные хитрые волшебные свойства. Некоторые из этих домашних животных даже умудрились превратиться в Коргорушей (Коргоруши , Коловерши ). В восточнославянской мифологии это помощники домового; перед людьми показываются в облике кошек, чаще всего чёрной масти. Но помощники не только домового, а ещё и ведьм. По поверьям коловерши накапливают в себе достаток и приносят его в дом хозяина, а делают это следующим образом: у этих нечистых есть большой зоб (кошка с зобом – это коловертыш), в который они забирают добытые молоко, масло, а потом дома изрыгают это всё в посуду, которую приготовила ведьма.

7. Коровы, сено и поля... Кудельница завершает ряд доброй нечисти, хоть и не является чисто доброй. Кудельница – в славянской мифологии, женский дух, обитающий во ржи. В её образе слились представления о духе поля и о существе, оберегающем межу, земельный надел, удел. В поверьях облик её был весьма расплывчат; по северорусским поверьям она была схожа с полудницей (будет ниже). Верили, что кудельница появляется в цветущем ржаном поле и оберегает его; опасна для детей и может преследовать их, если они находятся в поле одни. Кроме того, считалось, что кудельница может появляться на лугах и или на межах: говорили, что « в поле кудельница есть… траву по своим межам рвешь, а как мала на чужую зайдешь – клещами захватит ». Буквальное значение слова «кудельница» - «пряха» и «льняница» (от «кудель» - «лён, льняная пряжа»). Поэтому иногда она связывается с пряжей: может воровать пряжу, прясть в отсутствии хозяйки. Кроме того, кудельница может быть одним из обозначений русалки, потому что согласно поверьям, русалки появляются в поле во время цветения ржи, охраняют рожь (вспомнить хотя бы Лоскотух из моего доклада про русалок).

*

Песня - сказка о нечисти.

В.С. Высоцкий


В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники.
Если есть там соловьи - то разбойники. Страшно, аж жуть!

В заколдованных болотах там кикиморы живут,-
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты конный, будь ты пеший - заграбастают, А уж лешие так по лесу и шастают. Страшно, аж жуть!

А мужик, купец иль воин попадал в дремучий лес,
Кто за чем - кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.
По причине попадали, без причины ли,
Всех их только и видали,- словно сгинули. Страшно, аж жуть!

Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,
А от них был Змей трехглавый и слуга его - Вампир.
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники! Страшно, аж жуть!

Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:
- Выводи, Разбойник, девок, пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют,
А не то, я, матерь вашу, всех сгною! - Страшно, аж жуть!

Все взревели, как медведи: - Натерпелись, столько лет!
Ведьмы мы или не ведьмы? Патриотки или нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, отоварился!
А еще на наших женщин позарился!- Страшно, аж жуть!

И теперь седые люди помнят прежние дела -
Билась нечисть груди в груди и друг друга извела.
Прекратилось навек безобразие,
Ходит в лес человек безбоязненно. И не страшно - ничуть!

По одной из легенд, нечистые силы распространились на Земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство Вавилонской башни, смешал языки людей. «Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома — стал домовым, в лесу— лешим...»

Леший стал хозяйничать в лесу; водяной, болотник, кикимора обитают в реках, болотах, озерах; домовой, угодив в открытую печную трубу, с тех пор живет рядом с людьми. Древние славяне, считавшие нежить природным духом, знали, что он мог быть по отношению к людям и добрым, и злым — все зависело от умения человека правильно вести себя по отношению к окружающему миру.

ХРАНИТЕЛЬ ДОМА

Его называют Хозяином, Дедушкой, Доброжилом, Доброхотом и даже Кормильцем. Домовой, пожалуй, единственный из всех духов, идущий к людям с добром. Он оберегает дом от всевозможных напастей: воров, пожара, стихийного бедствия и т. д., защищает самих домочадцев от болезней и злых духов. Считается, что каждый дом непременно имеет одного такого невидимого жильца, к которому с древности относились с вниманием и почтением, хотя и слегка побаивались.

Самым главным его отличием от остальных представителей нечистой силы можно назвать то, что домовой никогда не причиняет хозяевам зла по-настоящему. Да и не любит он, когда его называют нечистой силой, сердится и проказничает.

Кроме того, домовой не испытывает страха перед крестом и иконами. Это объясняется тем, что хранитель дома, хоть и был изгнан Богом, но считается раскаявшимся и частично прощенным. У него даже есть шанс получить полное прощение и попасть в Царствие Небесное, но для этого домовому нужно 70 лет прожить с одним хозяином, всячески помогать ему и защищать его.

Его происхождение объясняют по-разному. Христианские источники говорят, что домовым мог стать кто-то из умерших членов семьи, причем каждый раз со смертью хозяина он принимал образ покойного. Интересно, что возрастной отсчет у домового идет от возрастания к убыванию, рождается он мудрым и старым, живет около 700 лет, а умирает беспомощным младенцем.

Мало кто может похвастаться, что видел домового, но очевидцы описывают его практически одинаково: крепенький, приземистый мужичок, ростом с полметра, руки и ноги короткие, но при этом ступни, ладони и голова непропорционально крупные. И самое главное — это то, что он весь необыкновенно волосат— густой рыжеватой шерстью покрыты даже его ладони.

Говорят, что он становится похожим на жильцов, когда они живут вместе долгое время. Многие часто слышат его тихий плач, глухие сдержанные стоны, а иногда отрывисто краткие или, наоборот, мягкие и ласковые, но всегда неразборчивые возгласы.

Правда, если догадливые хозяева успевают при подходящем случае умело окликнуть его и задать вопрос, то могут услышать и вполне членораздельный ответ.

Когда люди переезжали на новое место, домового всегда звали с собой с помощью специального хлебосольного обряда. Многим известна традиция в новый дом первой запускать кошку, но мало кто знает, с чем это связано. Оказывается, на ней этот хранитель очага въезжает в помещение.

Известно, что домовой имеет обыкновение своеобразно выражать свое расположение к людям, а именно наваливаться во сне на грудь и давить.

Однажды ночью Екатерина Ф. проснулась в ужасе. Что-то давило ей на грудь и шею. Вспомнив рассказы бабок, что так часто делает домовой, предвещая беду или счастье, она, задыхаясь, еле выдавила из себя: «К худу или к добру?» И услышала в ответ: «К худу». Через несколько дней у нее умерла свекровь.

Биоэнергетики считают, что хозяева по знакам домового всегда могут узнать о надвигающихся неприятностях: плачет — к покойнику, воет в трубах — к судебной тяжбе, намочит во сне — к болезни, гремит посудой — к опасности от огня, ласково поглаживает — к добру. Если же вы хотите избавиться от такого внимания и ласки, то используйте древнее действенное средство: употребите самые изысканные и сложные экспрессивные выражения русского языка, какие знаете, — чем большей этажности они будут, тем лучше.

Домовые не любят ссор и беспорядка в доме. Известны случаи, когда домовой препятствовал супружеским изменам своих хозяев, наваливаясь на виновного ночью и слегка придушивая. Кроме того, они довольно ревнивы. Известен случай, когда молодые люди поженились и муж переехал к молодой жене. Но только спать на новом месте он не мог, кто-то ночами толкал его и щипал за ногу, а утром появлялись синяки. Так продолжалось, пока ему не посоветовали подружиться с домовым — оставить на ночь угощение и попросить разрешения жить в его квартире. Парень последовал совету, и со временем ситуация кардинально изменилась.

Некоторые из домовых обзаводятся семьей. Его жена — домовиха (или домовушка), а дети — домовята. И именно домовенка иногда можно было увидеть, так как он, в отличие от отца и матери, еще плохо владеет невидимостью и внепространственными перемещениями.

Домовой может чувствовать заранее приближение к дому порчи. И если в ваше жилище зашел человек с недобрыми намерениями, домовой начинает беспокоиться и подавать знаки. У лихого человека из рук может выпасть чашка, неожиданно разорваться одежда, разлиться что-нибудь на скатерть. Вам как бы сигнализируют — обратите внимание на этого человека, он намеревается навредить вам.

У домовых есть свой праздник. Это Новый год, который они отмечают в ночь с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство. Вообще-то домовые зимой спят, в отличие от прочей святочной нечисти. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят.

СЛУГИ ВЕЛЕСА

Даже название «леший» происходит от слова «лес» с чуть измененным на старо-русский лад произношением. В народе говорят, что увидеть лешего можно только в том облике, в котором он сам захочет предстать. Чаще всего это вполне человекообразный облик: бодрый старик или огромный мужик с котомкой и посохом, в неряшливой одежде зеленоватого оттенка либо в красном кафтане, на котором пуговицы находятся слева, а ремень застегнут наоборот, левый лапоть надет на правую ногу, а правый на левую.

Когда леший садится на пенек, то всегда кладет левую ногу на правую. Глаза у этого демона изумрудного цвета, лучатся энергией. Но больше всего он любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными ногами. Одежда, если она присутствует на нем, будет обязательно наизнанку. Существует поверье, что эта нечисть обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в виде любого животного, кроме птиц, и даже дерева.

Считается, что лешие — глаза и уши Велеса. Именно через леших этот бог зверей и хранитель стад наблюдает за лесом, при необходимости вмешиваясь в ход событий. В древности считалось, что через лешего можно общаться с Велесом, приобретая сакральные знания о мире.

На севере России лешего считали немым, но голосистым: он умел петь, но без слов, подбадривая себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (так, как шумит лес в бурю) и затихает только с первым пением петуха. Леший не носит шапки, правого уха у него нет, волосы он зачесывает налево. А в карачаевских и брянских лесах его видели всегда с огромной дубиной в руках.

Известны случаи, когда леший показывал людям грибные и ягодные места и даже выводил заблудившихся в лесу путников. Но, если человек не понравился лесному духу или пришел в лес с целью навредить, леший начнет пугать его, издавая громкие и жалобные звуки, завывания ветра, треск деревьев.

Он может увести тропинку в сторону, заманить в болото или «водить» — заставить ходить кругами по одному и тому же месту. При этом он обычно не подвергает человека серьезной опасности. Люди, кому довелось повстречаться с лешим, рассказывали, что он разговаривает не открывая рта, посылая в мозг нужные образы и мысли.

В народе существует версия, что лешими становятся души проклятых и умерших людей, а также младенцев, украденных нечистой силой до крещения. Известно, что самоубийц не хоронили на кладбищах, их называли за-ложными покойниками, выносили на болота, в овраги и ни в коем случае не забрасывали землей.

Так вот, именно эти покойники и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Если леший недоволен деятельностью людей, он идет в деревню, пугает женщин, похищает детей, которых в порыве гнева мать наградила неосторожными проклятиями.

А еще он любит обменивать своих лешачат, уродливых, злых и крикливых, на людских детей. В отличие от многих других нечистых духов, лешие социальны. У них есть изба, где они живут с женами и детьми. Полагают, что жены лешего происходят из душ загубленных им девушек, которые были прокляты своими родителями. Найти избу лешего можно только одним способом — проследить за ним. Хотя выйти из этой избы очень не просто, и если сам леший не захочет, то, куда бы ты ни шел, все одно вернешься к ней.

Несмотря на все это, леший считается персонажем больше положительным, нежели отрицательным. Особенно если человек, входя в лес, выказывает уважение к его хозяину и оставляет где-нибудь на пеньке яйцо или сыр. Именно эти продукты леший любит более остальных. По легендам, леший, как и другие духи, отмечает приход весны и ждет Пасхи, поэтому есть поверье, что лучший подарок для него — это пасхальное яйцо.

Многие рассказывали, что побывали в гостях у лешего, пили с ним, веселились, при этом полностью теряя счет времени. Им казалось, что застолье продолжалось несколько часов, а на самом деле человек отсутствовал дома несколько суток.

Я ВОДЯНОЙ

Водяного в различных местах называют водовиком, водяным дедушкой, речным барином и даже царем. Если речь заходит о нем, то непременно с такими характеристиками, как злоба, хитрость и злопамятность. Зачастую он препятствует спасению утопающих.

Внешне водяной, как и остальные духи, выглядит получеловеком-полуживотным. Интересен тот факт, что никто и никогда не описывает нижнюю часть его тела. Можно только предполагать, что он имеет либо русалочий хвост, либо у него между пальцами ног перепонки, как у водоплавающих птиц. Большинство очевидцев, которым довелось видеть водяного, утверждают, что это старик высокого роста. Он весь покрыт мхом и болотной травой, только одежда это или кожа, непонятно.

Непременно присутствует и длинная зеленая борода, которую он в полнолуние расчесывает, сидя на берегу. Отличительной чертой этого персонажа являются огромные красные глаза и большой нос. Иногда он принимает образ обнаженного юноши, бросается в сети рыбаков, проделывая в них огромные дыры.

А порой превращается в нереально большую щуку, причем если рыбак такую рыбину нечаянно заденет острогой, то жди беды: утонут и лодка, и люди. Обыкновенно он перемещается на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту — «чертова коня» — не советуют употреблять в пищу.

Кроме версии о том, что водяной — один из демонов, низвергнутых Богом на Землю, существует еще одна, согласно которой он произошел от детей Адама, которых тот прятал от Бога. Ну и, конечно же, вполне возможно, что водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озер и омутов. Возраст его зависит от фазы луны: при нарождении новой он молод, а в полнолуние стар.

Как настоящий хозяин, водяной следит за своими владениями. Он не переносит шума и разговоров у воды о зайцах, медведях, священнослужителях и особенно упоминаний Всевышнего. Сохранились воспоминания одного из новгородцев: «Около зимника есть заездок. Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. У меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: «Ну, слава богу, много рыбы!» И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит. Вестимо, водяному нелюбо было, что Бога вспомнил, ну он и не давал рыбы-то».

Интересно, что, когда жена водяного должна родить, он превращается в человека, с левой полы одежды и волос которого постоянно капает вода, и идет в населенный пункт за повивальной бабкой, которой щедро платит за ее услуги.

Однажды рыбаки обнаружили в сетях младенца, который вел себя странным образом: в воде резвился, а в доме становился вялым и апатичным. Малыш оказался ребенком водяного. Рыбаки вернули его отцу с условием, что тот обеспечит им богатый улов, что и было соблюдено.

Есть поверье, что утонувший остается слугой водяного до тех пор, пока не найдет себе замену, то есть кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Каждый помнит повесть Н. В. Гоголя «Вий». Но мало кому известно, кто он на самом деле. Есть версия, что он служит Чернобогу и является проводником его смертоносной силы, а также тюремщиком для грешников в преисподней, которых собственноручно наказывает.

Он способен убить взглядом, и именно поэтому глаза этого существа постоянно прикрыты тяжелыми веками. Самостоятельно поднять веки он не может, веки демону поднимают слуги с помощью вил. Есть мнение, что его имя произошло от украинского вийи — «ресницы». Но вполне возможно, что оно появилось от глагола «виться», так как внешне Вий напоминает растение, его тело покрыто комьями земли, безобразными корнями и кожей, похожей на кору дуба.

Некоторые исследователи связывают этот персонаж со святым Касьяном, который тоже обладал способностью убивать взглядом. По преданию, Касьян ничего не видит из-за тяжелых длинных ресниц, доходящих до колен, и только один раз в четыре года, 29 февраля, ему позволяется поднять их и взглянуть на мир. И то живое, на что он посмотрит, мгновенно погибает.

Не потому ли считается, что високосному году всегда сопутствуют неурожаи, голод, болезни и прочие несчастья?

Галина БЕЛЫШЕВА



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»