Социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • 1) определить особенности социальных отношений;
  • 2) рассмотреть социальные взаимодействия;
  • 3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

26.Социальные взаимодействия и социальные отношения

Социальное взаимодействие (интеракция) - это система взаимообусловленных социальных действий, при которой дей-ствия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социаль-ной изни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин (2.7) разгра-ничивал их следующим образом:

по количеству субъектов взаимодействия - на взаимодей-ствия двух индивидов, одного и многих, многих и многих инди-видов;

по продолжительности - на кратковременные и долговре-менные;

по характеру - на односторонние и многосторонние;

по организованности - на организованные и неорганизо-ванные;

по сознательности - на сознательные и стихийные;

по <материи> обмена - на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые."

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодей-ствия могут быть непосредственными и опосредованными. Пер-вые возникают в ходе межличностного общения, вторые - в ре-зультате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в про-цесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодей-ствия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество пред-полагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (де-ловое партнерство, политический альянс, торговый союз, дви-жения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдер-жки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуаль-ными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голо-са избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция - это соперниче-ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предпо-лагает знание конкретного соперника (например, участие в твор-ческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное - добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт - это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология из-бегает крайностей в их оценке. Так, конфликгологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий.

На основе социальных взаимодействий формируются соци-альные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Соци-альные отношения - это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт-неров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно | многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

Среди социальных отношений особое место занимают отно-шения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость мо-жет принимать формы структурной и латентной (скрытой) зави-симости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально зна-чимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависи-мости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать дей-ствия других. Второй подход, называемый <системным>, выте-кает из того, что основой власти в организованном сложном обще-стве является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руко-водителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение по-литической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, опти-мальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепле-ния своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг со-циальных систем и подсистем. Они могут быть экономически-ми, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных от-ношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отно-шения людей к природе; ко вторым- политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идео-логические отношения представляют собой надстройку над ма-териальными общественными отношениями. Социальные отно-шения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу “Социальная сфера общества”.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод (приемы: объяснение с элементами беседы, работа с текстом, презентацией).

Цели урока:

  • Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных формах социальных взаимодействий, признаках социального сотрудничества, причинах социальных конфликтов и путях их решения;
  • Развивающая:
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • Воспитательная:
  • формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.

    Оборудование: учебник, презентация, видеоклип, схемы, рабочий лист по теме. Приложение 2

    План урока:

    1. Социальное взаимодействие.
    2. Конфликты и способы их разрешения.
    3. Как ужиться в обществе?

    Ход урока

    • Организационный момент (создание у обучающихся настроенности на быстрое включение в работу, знакомство с Рабочим листом по теме).
    • Объявление темы урока (оформлена на доске), задачи на урок, плана урока. Приложение 1 (Слайды 1, 2, 3)
    • Мотивация, видеоролик “Солнечная система. Космическая музыка” (урок начинается с коммуникативного упражнения с целью создания у обучающихся эмоционального настроя на работу в группе). (Слайд 4)

    Инструкция к игре:

    Представьте себе, что вы – экипаж экспедиции, которая производила научные исследования в космосе на окололунной орбите. Вы собрали много интересных материалов, работа почти закончена. Но вдруг на борту случается непредвиденная ситуация, из строя выходит оборудование. Ваш космический корабль начинает терять высоту и вскоре потерпит крушение. Но есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, – и замедлить падение корабля. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться на Луне, а, сколько там придется жить, не знает никто.

    Вы получили список вещей, находящихся на борту космического корабля, и теперь необходимо последовательно “выбрасывать” вещи, чтобы удачно сесть на поверхность Луны. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, четырнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 1 минута.

    Когда принято индивидуальное решение, попробуйте его согласовать “в паре” со своим соседом. Затем пары объединяются в четверки и вновь ищут компромиссное решение. На работу в паре дается 1 минута, в “четверке” – 1 минута. Постарайтесь укладываться в обозначенное время, иначе ваш корабль разобьется, упав на поверхность Луны.

    Игра “Полет на Луну. Катастрофа на космическом корабле”.

    Список вещей, находящихся на борту космического корабля.

    Наименование предметов. Индивидуальная оценка. Групповая оценка. Коллективная оценка.
    1. Коробка спичек.
    2. Пищевые концентраты.
    3. 20 метров нейлонового шнура.
    4. Шелковый купол парашюта.
    5. Переносной обогреватель на солнечных батареях.
    6. Коробка сухого молока.
    7. Кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг.).
    8. Звездная карта лунного небосклона.
    9. Самонадувающаяся спасательная лодка.
    10. Магнитный компас.
    11. 25 литров воды.
    12. Сигнальные ракеты.
    13. Аптечка первой помощи.
    14. Приемопередатчик на соляных батареях.

    В конце игры обучающиеся захотят узнать “правильный” ответ, в каком порядке надо было избавляться от вещей.

    Вопрос: На что, по вашему, была направлена игра? Разве ее смысл в том, чтобы определить, какая из вещей тяжелее?

    Смысл игры совсем в другом: определить, умеем ли мы продуктивно общаться друг с другом. Очень часто в сложных ситуациях, а тем более когда речь идет о борьбе за жизнь, многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно уметь слушать и слышать друг друга . Вопрос: так как же научиться слышать и понимать друг друга, находить правильные решения?

    Поиском ответа на этот вопрос мы займемся сегодня на уроке (в Рабочем листе обозначены план урока и задача на урок).

    Задача на урок – выявить:

    Актуализация имеющихся знаний:

    • Определение понятия “общество”. (Слайд 5)
    • Поясните выражение “Общество – динамическая система” (с опорой на ПОПС-формулу)– непрерывные изменения. лайд 6, 7, 8)
    • Объясните, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей. (Слайд 9)
    • Каким образом осуществляется деятельность человека? (формула на доске). (Слайд 10)

    Структура деятельности.

    Мотив (то, что определяет направленность поведения человека, его активность).

    Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

    Объект – то, на что направлено действие.

    Цель – образ результата действия, предвосхищаемый результат (то, ради чего действует человек).

    Средства- это приемы и способы действий для осуществления деятельности.

    Действия- элемент деятельности, направленный на выполнение задачи.

    Результат – синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей среды и самого себя. (Слайд 11)

    В повседневной жизни мы взаимодействуем друг с другом по различным вопросам.

    Эти связи, которые возникают между людьми, принято называть социальным взаимодействием.

    Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей). (Слайд 12)

    Основные формы социальных взаимодействий : сотрудничество, соперничество, конфликт.

    Сотрудничество предполагает участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами).

    Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

    Конфликт – противоречие, столкновение интересов, взглядов, позиций. Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.

    В отличие от сотрудничества, соперничество , ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. Соперничество ведет к ссоре, войне, злобе, агрессии, разрушает отношения между людьми. (Слайд 13, 14)

    Вопрос: Какие виды соперничества вам знакомы?

    • спортивные соревнования (в древности),
    • рыцарские турниры (в средние века),
    • дуэли (17–18 век),
    • игры, соревнования, творческие конкурсы и мн.др. (в наше время).

    Примеры соперничества:

    в художественной литературе:

    • Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес “Маленькие трагедии”),
    • Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма “Три мушкетера”),
    • Онегин и Ларин (А. Пушкин “Евгений Онегин”),
    • Ромашов и Саня Григорьев (В. Каверин “Два капитана”);
    • Ягудин и Плющенко (спорт – фигурное катание),
    • Карпов и Каспаров (спорт – шахматы),
    • СССР И США (за освоением космоса),
    • старший ребенок и младший (семья),
    • мир красоты (подиум).

    Тренинг “Рисуем вдвоем”: участники делятся на пары. Выдаётся лист бумаги и один фломастер на двоих. Ведущий по отдельности называет каждому участнику тему рисунка. Каждая пара молча рисует картину, держа один фломастер вдвоем. Затрагивается принцип сотрудничества, умение овладевать им, довериться друг другу и слаженно, не разговаривая, нарисовать картину, прийти к цели, получить результат.

    Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. (Слайд 15)

    Конфликт – это? Дайте определение? (Это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.)

    Социальный конфликт это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

    Причины социальных конфликтов: (Слайд 16)

    • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
    • потребности в безопасности;
    • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
    • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
    • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

    Виды социальных конфликтов: (Слайд 17)

    • Личностный конфликт.
    • Межличностный конфликт.
    • Межгрупповой конфликт.
    • Конфликт с внешней средой.

    Функции социальных конфликтов.

    Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).

    К позитивным функциям конфликтов относятся: (Слайд 18)

    • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
    • Получение новой информации обоппоненте;
    • Сплочение коллектива организации при противоборстве свнешними трудностями, внешним врагом;
    • Выявление управленческих проблем ворганизации (подразделении).

    К негативным функциям конфликтов относятся: (Слайд 19)

    • Большие эмоциональные затраты научастие вконфликте;
    • Конфликт всегда сопровождается стрессом;
    • Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата вколлективе;
    • Сложное восстановление деловых отношений.

    Стадии социального конфликта. (Слайд 20)

    1. Предконфликтная ситуация
    (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
  • Непосредственно конфликт
  • (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).
  • Разрешение конфликта (
  • изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).

    Учитель: напомню, задача на урок – выявить формы социальных взаимодействий, а главное найти и охарактеризовать пути решения социальных конфликтов. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Но главная наша задача – научиться преодолевать конфликты.

    Методы предупреждения: (Слайды 21, 22, 23)

    Предупреждение конфликтов– деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновенияконфликтов .

    Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.

    1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

    2. Метод доброжелательности развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.

    3. Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем “ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага” (Н. Макиавелли).

    4. Метод взаимного дополнения . Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.

    Вывод: предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

    Вопрос: Хотите ли вы знать, какой стиль поведения в конфликтной ситуации присущ вам? Проводится тестирование оценки собственного поведения в конфликтной ситуации. (Слайд 24)

    Тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

    Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?”. Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

    Часто – 3 балла.
    От случая к случаю – 2 балла.
    Редко – 1 балл.

    1. Угрожаю или дерусь.

    2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3. Ищу компромиссы.

    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5. Избегаю противника.

    6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем– категорически нет.

    8. Иду на компромисс.

    9. Сдаюсь.

    10. Меняю тему…

    11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14. Предлагаю мир.

    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

    Обработка результатов теста:

    Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения “А” и т.д.

    Тип “А” – 1, 6, 11.
    Тип “Б” – 2, 7, 12.
    Тип “В” – 3, 8, 13.
    Тип “Г” – 4, 9, 14.
    Тип “Д” – 5, 10, 15.

    Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

    “А” – это “жесткий” тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

    “Б” – это “демократичный” стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

    “В” – “компромиссный” стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    “Г” – “мягкий” стиль. Своего противника вы “уничтожаете” добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    “Д” – “уходящий” стиль. Ваше кредо – “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно. Однако, “убежать” от людей нельзя, человек – существо социальное. И задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом. (Слайд 25)

    Итог урока – проверка выполнения задачи, поставленной на урок (по рабочему листу) – выявить:

    • основные формы социальных взаимодействий;
    • признаки социального сотрудничества;
    • причины социальных конфликтов и пути их решения.

    Рефлексия: (Слайд 26)

    Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …

    Задание для самоподготовки: §15 учебника.

    1. Задание (письменно) “Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …”.
    2. Обработка результатов теста “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

    Повседневно люди взаимодействуют друг с другом посредством кратковременного и близкого общения, но при этом никто из них не задумывается, что каждый мимолетный диалог и пятиминутная встреча являются неотъемлемой частью развития общества. Социальные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми, группами и государством, социальными классами, возникающих согласно роду деятельности, особенностям окружения людей, их интересов и целей. Другое название взаимодействия такого рода - общественные отношения.

    Структура

    Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.

    Для нормального развития социальных отношений необходимо как минимум 2 человека, так как основной двигатель и связующее звено в общении - диалог. Отношения в социуме могут складываться как позитивные, так и негативные (социальные конфликты).

    Позитивные отношения

    К связям, несущим положительные эмоции и полное (частичное) удовлетворение потребностей нескольких индивидуумов, относятся: семейные (брачные, родственные) узы, любовь (взаимная), дружеские отношения, основанные на полном доверии и взаимопомощи, партнерство.

    Негативные отношения

    К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.

    Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.

    Признаки

    Социальные отношения - это проявление индивидуума не как такового, во время повседневных взаимодействий личностное "я" зачастую скрывается под шаблонным, установившимся и принятом человеком поведении. Это способствует созданию определенных "ярлыков", которые часто используются обществом. Например, человек на рабочем месте с коллегами ведет себя скромно и сдержанно, не грубит и не спорит с начальством. Окружающие начинают считать его "мямлей", слабаком и трусом. В то же время рядом с близкими людьми личность данного человека полностью раскрывается, и он оказывается сильным, способным постоять за себя и родных, проявить твердость при необходимости.

    Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные "посиделки". При этом даже кратковременное общение в виде стандартного "здравствуйте", сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.

    Виды

    Социальные отношения - это сложное понятие, включающее в себя несколько видов взаимодействий, разделенных по:

    • Субъектам. В данную категорию входят: международные, массовые, моральные, индивидуальные, эстетические, социальные отношения в обществе между личностями и группами.
    • Объектам. По объектам распределяются следующие виды: семейные связи (семейно-бытовые), религиозные отношения, экономические и политические взаимодействия, правовые.
    • Модальности. Данный подвид напрямую связан с эмоциональным состоянием человека, к нему относятся: соперническое и партнерское отношение, конфликтность и субординация.
    • Формальности. Согласно формализации, социальные связи подразделяются на: неформальные (неофициальные) и формальные (официальные). Такие отношения можно встретить среди подчиненных и их начальников, руководителей и ниже стоящих лиц.

    На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.

    Самые распространенные типы

    Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает "привязать" к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.

    Конфликт

    Социальные отношения - это не только позитивное взаимодействие групп и индивидуумов, но и конфликтные ситуации. Конфликт встречается практически в любой социальной сфере, среде, его развитие напрямую зависит от людских ценностей, морали, образованности, эмоциональности, психологического состояния. Иногда социальный конфликт может перерасти в военные действия, рукоприкладство. Это напрямую зависит от сложившейся ситуации и ее масштабности.

    Зависимость

    Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.

    Соперничество

    Рыночные и социально-экономические отношения не могут существовать без конкуренции и соперничества, так как данные взаимосвязи являются их основой. Соперничество - это своеобразное состязание, борьба с применением всевозможных методов и средств за материальные блага, капитал, ресурсы или власть, высокое положение в обществе. Данный тип отношений образуется при условии сильных негативных чувств и эмоций (ненависть, неприязнь, зависть, страх), вызываемых конкурентом у человека (группы людей), и непреодолимом желании во что бы то ни стало быть первым, сработать на опережение.

    Сотрудничество

    Взаимопомощь, партнерские отношения - все это является сотрудничеством. Во взаимосвязях такого рода прерогативой является достижение общей цели. Лица, которых объединяет сотрудничество, учитывают не только свои желания, но и потребности компаньонов, партнеров. У участников обычно имеются общие интересы, ценности, способствующие совместной плодотворной деятельности.

    Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными

    Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.

    Власть, подчинение, господство, зависимость, доминирование, внушение страха - все эти моменты можно увидеть в официальном, соперническом, политическом, экономическом и правовом социальном отношении в обществе, которым правят диктаторы. Такая модель социальных отношений приводит к росту напряженности в обществе, частых конфликтов и вспышкам недовольства среднего и низшего классов.

    Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

    Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

    Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:

    По количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

    По продолжительности – на кратковременные и долговременные;

    По характеру – на односторонние и многосторонние;

    По организованности – на организованные и неорганизованные;

    По сознательности – на сознательные и стихийные;

    По «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

    Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

    Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

    Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

    Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).

    На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

    Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.

    Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

    Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существует два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.

    Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

    Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственны-ми, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.


    | |

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»