Социальный статус и социальная роль. Социальные роли и ролевой набор

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название – ролевая система. Оба термина одинаково употребимы в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета – другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками – третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика – в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, параллельно понятию «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Каждый человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей: некоторые последовательно (ребенок, школьник, студент, работник, пенсионер), другие одновременно (муж, врач, шахматист, сын, брат, автовладелец). Одновременное выполнение множества ролей практически неизбежно приводит к ролевому конфликту, т.е. ситуации, когда выполнение одной роли мешает выполнению другой.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнению им своего служебного долга и арестом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтом между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидом ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения – существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честными по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно РАЦИОНАЛИЗАЦИЮ, РАЗДЕЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ролей. Первые два вида действий считаются неосознаваемо защитными механизмами, которыми люди пользу-

10-
ются чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОЛЕЙ - один из способов защиты против болез-ненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти себе жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недости-жимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким обра-зом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.
РАЗДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и забот-ливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситу-ации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс роле-вого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряжен-ности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

11-
Ролевые конфликты и несовместимости вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, тра-диционные, разделяемые подавляющим большинством культурные ком-плексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блоки-рованы одна в другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной тради-ционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЛЕЙ отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессозна-тельной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов

«Положение человека в обществе» - Весь мир – театр. От чего зависит положение человека в обществе. Основные социальные группы. Как связаны между собой социальный статус и социальная роль. Социальная роль. Наказания за убийство. Место, которое человек занимает в социальной структуре. От чего зависит положение человека. Изучение нового материала.

«Социальная роль» - Ребёнок. Возрастные роли. Сын (дочь), брат (сестра). Социальные роли в юношеском возрасте. Студент. Гражданин общества. Неформальные требования. Работник. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять. Семьянин, родитель. Ролевой набор. Виды ролевых требований. Гражданин. Человек. Формальные требования.

«Человек в современном обществе» - Человек и общество. Противоречивость прогресса и его критерии. Мировоззрение, его виды и формы. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Понятие общественного прогресса. Структура деятельности. Потребности и интересы. Природное и общественное в человеке. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.

«Учения об обществе и человеке» - Представители. Древняя Греция. Техницизм. Экзистенциализм. Древний Китай. Адам Смит. Ценностный подход. Новое время. Древняя Индия. Средние века. Сущность теории общественного договора. Мифы. Учения об обществе и человеке. Постмарксизм. Г.В.Ф.Гегель. Аристотель. Человек. Возрождение. Функции. Формы государственного правления.

«Социальные статусы и роли личности» - Ролевая идентификация. Личный статус. Портрет. Обязанности. Социальные роли личности. Статус. Достигаемый статус. Специальность «Налоги и налогообложение». Статусный набор. Статусный портрет человека, или статусный набор. Социальная роль. Дистанцирование от роли. Английский историк и юрист Генри Мейн.

«Ролевая концепция личности» - Ролевое поведение. Социальная мобильность. Ролевое обучение. Ролевые конфликты. Социальный статус. Внутригрупповые роли. Иерархия статусов. Социальный статус и ролевой набор личности. Личность. Ролевое напряжение. Ролевая концепция. Освоение новой роли. Характеристики социальной роли. Социальная роль.

Всего в теме 10 презентаций

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. Можно выделить несколько видов статуса.

1. Предписанный статус

Статус, который человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей.

2. Достигаемый статус

– статус, получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче.

3. Смешанный статус

Обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.

4. Главный статус

Статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. К главным статусам относят статус, определяющий установку и направленность личности, характер деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.д.

Дж. Ленски предложил понятие несогласованности статуса

Каждый статус имеет четыре измерения: доход, образование, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Противоречивость возникает тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу. Несогласованность ведет к чувству неудовлетворенности и попыткам изменить систему статусов. Изменение статусных позиций личности во времени Дж. Ленски назвал «статусным профилем

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей (Р.Мертон). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором

Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто переходит в конфликты. Ролевой конфликт

Это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто сосуществование ролей заключает в себе несовместимые обязанности. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов. Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация

скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей

выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей.

Регулирование ролей

С его помощью индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Мы уже сталкивались с понятием "статусный набор", введен­ным в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех ста­тусов, принадлежащих одному человеку. У Р. Мертона есть и дру­гое, тесно связанное с первым, понятие.Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с од­ним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, ста­тус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, кон­сультант промышленных фирм и правительства, администра­тор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведе­ния. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и на­ставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил:-чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая яв­ляется скорее неформальной ролью мудрого советчика, стар­шего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации со­циальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-пре­подавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формиру­ет набор социальных отношений.

Термин "отношения" использован здесь как динамическая характеристика - в значении "вступить в отношения". Просто "отношение", или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, пред­расположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие "ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), зак­репленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кравченко А.И
К 78 Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: “Акаде­мический Проект”, Издательская корпорация “Лотос”, 1999.-382с. ISBN 5-8291-0013-4

Античность
Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта -Платон (428/427 - 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 - 322 до

Средневековье и новое время (IV-XVIII вв.н.э.)
Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием общества. Не­сколько выделяются позиции Августина (IV-V вв.), мысливше­го жизнь общества как бо

Современный этап
Его открылОпост Конт (1798-1857 гг.). Он дал имя социологии, определившее ее предмет и методы. Окончание войны против всех, провозглашенное Гоббсом, так и не наступ

Предмет социологии
Состояние научного знания современной социологии выра­жается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (на­блюдения, эксперимента), а

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе
Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, биз

Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией
Ее результат - социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры? культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жив

От теории к инструменту
Итак, социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки про­блемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем со

Виды опроса
В социологии различаютдва типа анкетного опроса - сплош­ной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население

Интервью
Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называютинтер­вьюером.

Наблюдение
К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, являетсяантропология - наука о дописьменных культурах. Ант­роп

Эксперимент
Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поста

Вводные замечания
Предмет социологии - общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социоло­гического исследования выступают люди. Их называютреспонден-тами.

Человек и человеческое
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологи­ческой эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эв

Древняя греция (VI - IV вв. до н.э.)
Античные философы первыми осознали, что ценность жизни - в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и неокончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Пово­рот к антропо

Возрождение (XIV - XVI вв.)
Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христи­анства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи, титаны духа - Леон

Просвещение (XVII - XVIII вв.)
Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление "царства разума", политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения озна­менован двумя важ

Современность
Философы рассматривали личность под углом зрения вечно­го и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в XIX - XX веках датский философ Си­рен Кьеркегор (1813 - 18

Биологическое и социальное
Иного взгляда на человека придерживались ученые-есте­ственники. На протяжении XIX века лучшие умы биологии пола­гали, что личность существует как нечто полностью сформиро­вавшееся внутри яйца - под

Структура личности и психика
В психологии признанной теорией личности является создан­ный в начале XX века зигмундом фрейдом (1856 - 1939 гг.) пси­хоанализ. Большинство его положений доказаны эксперимента­ми, применяются в дру

Э.Ю. Соловьев личность и право
Слово "личность" по меньшей мере двузначно: оно имеет в виду то индивидуальность, то личность в собственном смысле. Различие индивидуальности и личности охватывает уже обычный яз

А.В. Петровский быть личностью
Личность как философское понятие имеет в виду целостно-; го человека в единстве его индивидуальных способностей и вы-| нолняемых им социальных функций. На это философское по- s нимание опи

А.Н. Леонтьев деятельность, сознание, личность
Наш язык хорошо отражает несовпадение двух понятий: сло­во "личность" употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим &qu

Активность и деятельность
Активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Таким образом, активность - всеобщая характеристика живого, отличающая его от неж

Свобода действий
Действия, поступки, движения и акты - строительные кир­пичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой актив­ности.

Иерархия потребностей
Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается

Динамика потребностей
Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ности в движение, выступаетпринцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными

Мотивы и мотивация
Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можн

Ценности и значение
Так уж устроен человек как социальное существо, что все, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вов­лекает в круг своей деятельности, наделяется значением.Значе­ние

Ценностное ядро личности
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы ха­рактеризуем человека как личность (а не просто индивида) в за­висимости от того, на какие ценности он ориентирует

Общественная шкала ценностей
О том, как воздействует на человека несовпадение 1 и 2 эле­мента, уже говорилось. Несовпадение 3 и 4 элементов приводит к еще более глубоким и драматическим последствиям. Почему? Несовпаде

Рассогласование сознания и действий
Этот феномен зафиксирован литературоведами, философа­ми, психологами, историками культуры и социологами. Он вы­ражается в противоречии или несоответствии содержания созна­ния и содержания поступ

Защитные механизмы
Личностное ядро человека - самое ценное, что у него есть. Оно должно быть защищено от чрезмерного давления и со сто­роны биологической природы человека, и со стороны общ

Вводные замечания
В этой главе мы перейдем к более подробному рассмотре­нию того, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. По­этому нам придется запомни

Социальное действие
Один из основателей социологии макс вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориен­тированное на мотивы дру

Социальное взаимодействие
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подо­зревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим при­ветствие, входя в ав

Социальные статусы
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" име

Справка
Впервые употребил понятия достигаемый и приписываемый статус в современном понимании в 1936 г. выдающийся амери­канский социолог и антрополог Ральф Линтон в книге: Linton R. The Study of Man

Вселенная статусов
Перечисленными совокупность существующих в человечес­ком обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, дос­тигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономичес

Несовпадение статусов
Для человека характерно как минимум два типа рассогласо­ваний: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относят

Статус и социальные отношения
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Чело­в

Социальная роль
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предп

Идентификация с ролью и статусом
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождеств­ляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежи

Типология социального взаимодействия
Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимо­действию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть пер­вый раз), оно отличается от действия обратной связью. Дей­ствие, исходящее от индивида,

Первичная и вторичная сферы
Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную.Первичная сфе­ра - обл

Формы взаимодействия
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодей­ствие относится к способам, при помощи которых партнеры со­гласуют свои це

Взаимодействие как обмен
Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, этообмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, зн

Вводные замечания
В главе "Социализация" мы поведем разговор о процессе усво­ения культурных норм и освоении социальных ролей. Этот про­цесс означает превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только бо­лее продолжительное, чем в традиционном обществе, но и доро­гостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем же­лающим, т.е. п

Социальное оценивание и социальные ценности
Социализация - не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но также передача от родителей к детям социальных ценностей, т.е. представлений о том, что такое доброе и зло

Десоциализдцияи ресоцидлиздция
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качествен­ными этапами становл

Социализация и социальный контроль
Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции: - обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения, - контролируют то, насколько прочно, глубоко

Элементы социального контроля
Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменени­ях, инновациях и привнесении нового. Однако прогресс обще­ства невозможен без сохран

Социальные нормы
социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведе­ния. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписы­вающие т

Социальные санкции
Санкциями называются не только наказания, но также по­ощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответ­ственны за то, поче

Самоконтроль
самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настол

Агенты формального и неформального контроля
внешний контроль - совокупность институтов и механиз­мов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный.

Девиантное и делинквентное поведение
Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюде­ние же этих норм определяет культурный уровень общества. От­клонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведение

Справка
В России в 1994 г., по данным ЦРУ, действовало 6000 органи­зованных преступных групп, разбросанных по всей России и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предо­ставляющих инти

Отклонение и разнообразие
Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разно­образием чувств, мыслей, поступков. разнообразие как социологическая категория подразумевает такую совокупность социальных действий

Подростковая девиантность
Районы города, гае чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные ПОСТУПКИ, -

Вводные замечания
Некоторые ученые считают, что общество существует и у жи­вотных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это ку

Культура имеет множество значений
Во-первых, подкультурой подразумеваютопределенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но

Предпосылки культуры
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянны­ми. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимое-1 ти от того, в каких целях эти предметы использует.Поскольку один и тот

Аккультурдция религии
Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей рели­гии телезрителям. Именно в

Черты культуры
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшая­ся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исход­ные клеточки, или

Традиции
Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культу­ру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традиц

Ценности
Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. ценности -социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро, справедли­вость, патриотиз

Формы и разновидности культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Суперкультура
Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социо­логию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социо­логом К. Болдуин

Справка
Пример языковых сообществ: из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков - 50% человечества. Множествен­ность языков обратно пропорциональна количеству людей, ко­торые на них говорят.

Культурно-речевой статус
Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифферен­циацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, мо

Культурно-речевая стратификация
Речевая культура, стиль и богатства языка различны у разных социальных групп. У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или ак­теров различается культурно-речевая среда, ибо разл

Справка
Оказывается, совокупная численность человеческих групп на | Земле превышает численность населения в 1,5 - 2 раза. Так, на i планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам с

Принадлежность к группе
В самом начале книги - в параграфе о предмете социологии - мы говорили о том, что его первокирпичиками выступают статус и роль. Действительно, оба понятия красной нитью прошли че­рез весь учебник.

Словарик
Series - слабо связанный между собой конгломерат индиви­дов, где каждый определяет свою принадлежность к группе от­талкиванием от остальных. Nexus - социа

Этнические общности
Эти общности называют такжекровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эв

Публика
Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог габриэль де тард (1843 - 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социа

Формы массового поведения
Массовые действия могут быть слабо организованными (па­ника, погромы) либо достаточно подготовленными и организо­ванными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуаци

Формы организованного протеста
Если сопротивление - это пассивный способ выражения свое­го несогласия, то протест - активная форма защиты своих инте­ресов от посягательства извне. Среди форм организованного про­теста выделяются:

Сестринское движение
Сестринское движение возникло в период Крымской войны 1856 г. Это движение сестер милосердия, помогающих раненым на поле боя. Медицинские сестры и сестры милосердия - разные вещи. Первые работают з

Малая группа
Когда мы говорим о судьбах цивилизации, мировом сообще­стве или проводим сравнительный анализ обществ, мы характе­ризуем мегамир социологии. Когда мы описываем судьбу одной страны, разбира

Формы малой группы
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований. Однако исходных форм всего две -диадаи триада.

Взаимодействие в малой группе
Дж. хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, примени­мую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: -

Вводные замечания
социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь тре

Любопытный факт
У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, ста­рейшин родов и жречества он был вытянутым. Неравенство расстояний между стату

Принадлежность к страте
Принадлежность измеряется субъективными и объективны­ми показателями: - субъективный показатель - ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

Исторические типы стратификации
В социологии известнычетыре главных типа стратифика­ции - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характери­зуютзакрытые общества, а последний

Стратификация у арабов
Социальная стратификация у арабов Йемена проявляется даже в ношении оружия. Люди побогаче носили кинжал на по­ясе слева, победнее - посередине, рабам разрешалось только справа. Йеменское о

Властвующая элита
Исторический парадокс состоит в том, что новый класс смог пробраться к власти благодаря открытости и плюрализму, но закрепиться на достигнутых позициях он мог только благодаря закрытое и монополизм

Стратификация в СССР и россии
В период существования Советской России (1917-1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры состав­ляла схема В.И.Ленина, описанная им в работе "Государство и революция" (ав

Вводные замечания
Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с соци­альной стратификацией.Неравенство характеризуетнеравно­мерное распределение дефицитных ресу

Богатые
Универсальным измерителем неравенства в современном об­ществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. К богатым относят тех, кто владе

Платить надо за все
С 1980 по 1989 г. число миллионеров в США увеличилось в 14 Рзз. Если зарплата тех, кто получает в среднем от 20 до 50 тыс. долл. в год, возросла за то же время в среднем на 44%, доходы тех, кто зар

Измерение неравенства
Если богатство - признак высшего класса, то доход - поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год - характеризует все слои общества. Доходом

Измерение бедности
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, | насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает зн

Уровень жизни
Точное определение границ бедности очень важно с практи­ческой точки зрения. От него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возр

Абсолютная и относительная бедность
Традиционно социологи выделяли абсолютную и относитель­ную бедность. Под абсолютной Бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не спос

Справка
В США около 3 млн бездомных. У них нет ни собственности, ни достойных человека условий существования. В США нет учреждений, напоминающих наши "Дома ребен­ка" или сиротские дома.

Депривация
Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за от­сутствия досту

Справка
Российские социологи установили, что в период падения жиз­ненного уровня Друзей теряют в первую очередь бедные. Им не на что угощать гостей и трудно самим ходить в гости. Дети, рожденные в

Субкультура бедности
Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали заду­мываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономичес­кую проблему, ско

Группы бедных
Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бед­ных. Уже в XIX веке в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследов

Вводные замечания
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильнос­тью.

Групповая мобильность
Она происходит там и тогда, где и когда повышается или пони­жается общественная значимость целого класса, сословия, кас­ты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков,

Структурная мобильность
Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает ин­дустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На по­здней стадии индустриализ

Объем и дистанция мобильности
Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей. дистанция мобильности - это количество ступенек, на кото­рые удалось подняться или пришлось спуститься ин

Демографические факторы мобильности
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плот­ность населения. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перен

Мобильность в СССР
Советские социологи в 60-80-е годы достаточно активно изу­чали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассо­вую мобильность. Основными классами считались рабочие и кре­стьяне, а классоподоб

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет "каналами верти­кальной циркуляции". Он считает, что поскольку

Групповая замкнутость
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограниче­ние доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называетсясоциальной клаузулой (social closure). Об это

Справка
По оценкам ООН, число мигрантов в мире, постоянно про­живающих не в своих странах, насчитывает от 80 до 100 млн. В России их численность доходит до 6 млн человек. Различают также иммиграци

Текучесть кадров
текучесть кадров - вид социальной мобильности в промыш­ленности. Она представляет собой неорганизованный переход работников одного предприятия на другое. К текучести кадров относятся все увольнения

Вводные замечания
Общество немыслимо без организаций - банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они - разновидности организации. Подорганизацией в социологии

Социальная природа управления
Управление всегда основывается на презумпции власти и пол­номочий, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на яв­ном или скрытом давлении одних в сторону других, на неравен­стве и доступе к экономич

Структура управления
Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления - элемент структуры

Адхократия
В 1970 г. Алвин Тоффлер ввел термин "адхократия" и назвал ее альтернативной бюрократии формой организации. адхократия - (от лат. ad hoc) - организационная структура, основу которой состав

Термины современного менеджмента
администратор - менеджер, который занят по преимуществу в общественных (правительственных или некоммерческих) орга­низациях, реже - в частном бизнесе, хотя руководители высшего звена в частных комп

В чем обвиняют рабочих менеджеры
Непристойное или не соответствующее нормам поведение рабочих наблюдается во всех индустриальных странах. Ивар Берг обобщил результаты многочисленных исследований и привел список претензий, предъявл

Культурные типы руководителя
Национальная культура в значительной степени создается менеджментом, а менеджмент в свою очередь еще в большей мере создается особенностями национальной культуры. Сколько наций - столько стилей и т

Основные понятия социологии организации
В зарубежной социологиисоциальная организация понимается как социальная система, которая характеризуется определенной коллективной тождественностью (идентичностью), имеет то

Элементы открытой системы
Зарубежные социологи исходят из посылки, что поведение людей в организации и вне ее - явления совершенно разные. Элементы человеческого поведения - мотивы, роли, ценности, установки, цели потребнос

Формальная и неформальная организация
Социальная организация предприятия (компании, фирмы, концерна, банка) раскрывается через взаимодействие нефор­мальной и формальной структур. Понятие формальной и нефор­мальной организации ввел в ми

Лидерство и стиль руководства
В одном из справочных пособий по теории лидерства, издан­ном в США в 1981 г., содержались сведения о 5 тыс. исследова­ний, проведенных в этой области. Они сгруппированы в 14 круп­ных теоретических

Японский менеджмент
Японская система считается самой оригинальной и самой эффективной в мире. Японцы переняли все самое лучшее, что было в управлении других стран и создали собственный, ни на кого не похожий стиль.

Теория бюрократии м. Веберл
М. Вебер известен как создатель классической теории бюрок­ратии, вошедшей во все учебники мира. Он рассматривал бюрок­ратию в двух смыслах -позитивном и негативном. Воп

Функции бюрократии
В техническом смысле слова "бюрократия" - наиболее эф­фективная, рациональная и систематическая форма организа­ции, в которой правила, инструкции и техника контроля строго определены. В п

Дисфункции бюрократии
Социологи употребляют слово "бюрократия" в нейтральном смысле. Но это не значит, что они не учитывают как положи­тельные, так и отрицательные стороны бюрократии. Они идут дальше поверхнос

Инструкция визиря
Образцы чиновного церемониала можно найти у древних египтян. На гробнице визиря Рехмира сохранились ритуальные речи царя и инструкции, восходящие к эпохе Среднего царства. А рядом расположен текст

Комсомольский циркуляр
В 1987 г. Московский горком комсомола разослал в район­ные комитеты циркуляр "План реализации нештатных ситуа­ций". В нем подробно описаны 17 неожиданных ситуаций, ко­торые могут возникну

Восточная и западная бюрократия
В период существования в СССР социализма возникло особое понятие, характеризующее бюрократическую систему, -практи­ка пожизненных должностей. Оно описывало ситуацию, при кот

Деградация элитных групп
Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращается в закрытую систему. Межличнос

Мафия и бюрократия
Деградирующая управленческая элита со временем вырождает­ся в мафию. У специалистов сложилось убеждение в том, что рос­сийская бюрократия - это прежде всего иерархическая организо­ванная мафия высо

Железный закон олигархии
Бюрократия имеет тенденцию вырождаться в олигархию -по­литический режим, при котором власть принадлежит узкому кругу официальных лиц: богачей, военных, чиновников. Первым по

Вводные замечания
Социологическое знание, рассмотренное в предыдущих гла­вах, можно расположить на трех уровнях. Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия и социализац

Гражданское общество
Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удастся втис­нуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два

Признаки общества и государства
общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей, а государ­ство - как искусственный политический конструкт - учрежде­ние или институт, призван

Взаимосвязь государства и общества
Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы за­метим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую сис

Мировая система и цивилизация
В ряду макросоциологических понятий они занимают выс­шую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение:

Социальный прогресс
История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обще­стве превышает сумму

Справка
15-20% - такова критическая масса, достаточная для рас­пространения новых идей и технологий. Опыты с колонией обезьян показали: для того чтобы сообщество овладело новой технологией поведения, не об

Типология и эволюция обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существо­вавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или

Справка
Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине - 18. Исходя из этих

Простые общества
К ним относятся такие общества, в которых нет социального неравенства, деления на классы или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат. В первобытную эпо

Неолитическая революция
Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит - новый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н. э.) перехо­да от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неоли­та орудия и

Сложное общество
Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный про

Аграрные общества
Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять н

Современное общество
Современное понимание "общества" сформировалось в евро­пейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие "гражданское общество". Оно описывало нрав

Индустриальное общество
В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника ра­бочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городс­ком транспорте на д

Модернизация
Понятием"модернизация" в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к по­стиндустриальному обществу. Во

Технический прогресс и постиндустриальное общество
Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический пр

Статус предписывает индивиду определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Каждый статус предполагает ряд ролей, "ролевой набор.

Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Или, скажем, статус <отца> включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль воспитателя из статуса <отец> предполагает, что мужчина несет обязанность перед обществом воспитать детей в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

Роль - это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами. Иногда роль называют динамической характеристикой статуса.

Социальная роль – это такое поведение, которое окружающие ожидают от человека, занимающего определённый статус

Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах, поэтому для исполнения этих ролей лучше всего подходят психологи.

По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей - роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу. К первым ролям имеют склонность техники. Ко вторым ролям – психологи.

Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Вопрос 22

Ролевой конфликт и возможные выходы из него

Ролевой конфликт возникает тогда, когда человек играет несколько ролей, и когда требования к одной роли противоречат требованиям к другой роли. Например:

Родители требуют, чтобы сын явился домой к 23 часам, а друзья зовут его кататься на мотоцикле по ночному городу.

В случае стихийного бедствия в городе полицейский или пожарник может некоторое время колебаться по вопросу о том, кого спасать в первую очередь – любых простых граждан, повинуясь служебному долгу, или свою семью, повинуясь родительскому долгу.

Ролевой конфликт возникает при переходе из одного социального слоя в другой, например, из рабочих в руководители, когда нужно носить галстук и шляпу и нельзя выпить со старыми приятелями по кружке пива.

Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов.

1) Когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

2) когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом);

3) внутриролевой конфликт. Требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми.но и требовательность, строгость по отношению к ним);

4) личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.

Способы разрешения ролевых конфликтов:

Рационализация ролей – 1) усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

Разделение ролей – 1) временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;

Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Как преодолеть ролевой конфликт? Нужно выбрать самую важную свою роль, например роль отца и работника, а другие роли считать второстепенными, например, роль приятеля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»