Состояние нирваны – это что такое. Как достичь нирваны в повседневной жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Практически каждому доводилось в том или ином контексте слышать звучное слово «нирвана», однако не все знают о том, что это не только название культовой рок-группы, оставившей яркий след в музыкальной культуре прошлого века, но и сакральный термин, являющийся одним из важнейших понятий в восточных духовных практиках.

Уровень культуры человека проявляется в том числе и в его эрудиции, поэтому даже если вы не являетесь поклонником восточной философии, знание о значении слова «нирвана» точно не станет лишним.

Что такое нирвана?

В переводе с санскрита слово «нирвана» означает «прекращение, угасание» . Санскрит - это один из древних индийских языков, на котором излагали свои учения легендарные мудрецы, стоявшие у истоков многочисленных философских учений и духовных практик востока.

В западной культуре слова «прекращение» и «угасание» носят скорее негативный, чем созидательный характер, но восточная культура радикально отличается от всего, к чему привыкли мы. Достижение нирваны является желанной целью для каждого , а также для адептов некоторых других индийских религиозно-философских учений.

Есть много определений понятия «нирвана», но все они сходятся в том, что нирвана является освобождением от страданий, присущих сансаре. То есть в данном случае речь идет о прекращении и угасании страданий и заблуждений, а в этом, согласитесь, нет ровным счетом ничего плохого.

В буддийской традиции нирвана это:

— освобождение из круга перерождений;

— свобода от страданий, желаний и привязанностей;

— состояние, в котором сознание пребывает в покое;

— высшая цель устремлений в ранних школах буддизма (в современных школах нирвана является лишь промежуточной ступенью для достижения более высоких этапов просветления).


Буддисты называют нирваной особое состояние, в котором сознание в привычном понимании этого слова как бы угасает, приобретая принципиально иное качество, позволяющее полностью освободить разум от иллюзий, сделав его пригодным для восприятия абсолютной истины. Поток мыслей останавливается, иллюзорный мир теряет свою власть над человеком, а истинная суть вещей и понятий становится очевидной безо всяких объяснений.

В состоянии нирваны человеческое сознание приходит в полную гармонию с окружающей вселенной, при этом для волнений и тревог в нем просто не остается места, именно поэтому можно сказать, что нирвана является состоянием абсолютного счастья.

Когда в душе не остается страстей, желаний и привязанностей, ничто больше не может причинить ей страдание или беспокойство. Нирвана не является легендой, многие просветленные умеют приходить в это состояние по своему желанию.

Каков путь к достижению нирваны?

Путем к достижению нирваны является очищение собственного сознания от всего лишнего при помощи регулярной медитации. Нирвана - это вполне реальное состояние, не понаслышке знакомое многим адептам восточных религий, но рассказать о ней словами довольно сложно, по той простой причине, что в состоянии нирваны привычные нам понятия и термины теряют всякий смысл, а ощущения, испытываемые в нирване, не имеют никакого смысла и объяснения в контексте привычных нам мыслей и слов.

Существует древняя притча, удачно иллюстрирующая вышесказанное. В одном озере жила-была черепаха. Большую часть времени она проводила в воде, где дружила с населяющими озеро рыбами. Но иногда черепаха выходила по своим делам на берег, и рыбы очень удивлялись, не понимая куда она исчезает.

Всю свою жизнь рыбы не видели ничего кроме озера, в котором они обитали, поэтому для них оно было целой вселенной, и они просто не могли представить себе что-то, находящееся вне его пределов.

Иногда они спрашивали черепаху куда она уходит и откуда возвращается, тогда она честно отвечала им, что была на берегу, но рыбам это слово не говорило ни о чем, они не могли представить себе, как в мире может существовать что-либо кроме окружающей их воды и находящихся в ней предметов, слова «ходить по берегу» звучали для них бессмысленным набором звуков.

Рыбы, о которых идет речь в притче, просто не имели возможности покинуть озеро и прогуляться по берегу. Человеческие возможности более широки. Несмотря на то, что нирвану невозможно описать понятными словами, ее можно достичь и ощутить. Необходимым условием для достижения нирваны является остановка так называемого «внутреннего диалога».

В человеческом сознании практически постоянно происходит процесс, который по сути является диалогом с самим собой. Даже когда нам кажется, что мы не думаем ни о чем, наше сознание все равно потихоньку шепчется с самим собой, оно продолжает задавать себе вопросы и отвечать на них. Существуют техники медитации, позволяющие остановить этот диалог, и ощутить внутреннюю тишину. Именно в этой тишине находится вход в нирвану.


Остановив внутренний диалог, человек открывает свое сознание для новых ощущений, на которые в обычном состоянии у него просто не остается ресурсов. Научившись по собственному желанию останавливать внутренний диалог, вы вплотную приблизитесь к нирване, но описать понятными словами последний шаг к ее достижению не представляется возможным, так как весь привычный нам мир является «озером», а нирвана находится за его пределами.

Для того чтобы научиться впадать в нирвану, лучше всего найти опытного проводника, который знает дорогу туда и обратно, самостоятельные попытки могут оказаться опасными, ведь выброшенной на берег рыбе далеко не всегда удается вернуться обратно без посторонней помощи.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова нирвана

нирвана в словаре кроссвордиста

нирвана

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нирвана

нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. ? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нирвана

Ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

нирвана

    Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).

    Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.

    перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нирвана

НИРВАНА (санскр. - угасание) центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Мифологический словарь

нирвана

(будд.) - «угасание» - наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Нирвана

(санскр., буквально ≈ угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно ≈ как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал ≈ отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям ≈ можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. ≈ это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.

В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.≈L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.

Википедия

Нирвана

Нирва́на , Нибба́на - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий , свойственных бытию в сансаре.

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей;
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы санатаны - потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана - слияние с Брахманом.

Нирвана (фильм, 1997)

«Нирва́на» (1997) - фильм итальянского режиссёра Габриэле Сальватореса считается классическим произведением киберпанка.

Нирвана (фильм, 2008)

«Нирвана» - российский кинофильм, драма, снятый в 2008 году режиссёром Игорем Волошиным. Фильм посвящён проблемам молодёжи.

Примеры употребления слова нирвана в литературе.

Тамба сказал: - Алмазная Колесница - Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны .

Это если Бог есть, а по буддизму Его, похоже, нет, поэтому мы с буддизмом закончим, в надежде на то, что Богу мы нужны в собранном состоянии, а не в виде архивных чертежей того, что когда-то было, да сплыло в нирвану .

Тому, кто не способен достичь нирваны , нет ни покоя, ни блаженства: абсолют как преодоление любого рода ностальгии -- это награда, которая достается лишь тем, кто соглашается сложить оружие.

Именно поэтому учения о Брахмане и Нирване не стали последней истиной, открывшейся дохристианскому миру, и именно поэтому они разделили общую судьбу: брахманизм вылился в индуистское язычество, а философию Гаутамы заслонил популярный буддизм.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Нирвана , тогда неоспоримо, что буддийская философия не проповедует конечного уничтожения, так же как утверждают, что Иисус являлся своим ученикам после смерти, так же до нынешнего дня верят, что Готама снисходил из Нирваны.

Омлет Как Зеркало Английской Кухни, Низвержение в Нирвану , Нумизматический Эпос.

И те, кто достигает этого совершенного покоя, называемого Нирваной , или на языке индусов -- Самадхи, делает это намного легче с помощью музыки.

О Говинда, сдается мне, из всех саман, существующих в мире, быть может, ни один не достигнет Нирваны .

Когда же странники по мирам иным говорят об Эдеме, как учители семитических религий, либо о чертогах Брамы и Вишну, о небесах иранских азуров или индуистских дэвов, о блаженной стране Сукхавати, даже о Нирване - они принимают за последнюю цель лишь отдельные ступени внутри Шаданакара, отдельные вершины метакультур и наивысшие трансмифы религий, либо, наконец, реальность Мировой Сальватэрры.

Вам, всегда заводящим ненужных друзей, Вам, теряющим все, кроме долготерпенья, не летящим вперед, пропуская ступени, - по затоптанным ближним и средним, и дальним, Вам, целующим чистую руку идальго, во Христе - без креста, на кресте - без обмана, за осьмушку листа отдающим нирвану , за ничтожное слово готовым к закланью, приспособленным только к бумагомаранью, достигающим в славе посмертной вершины - от ногтей до последней своей требушины предаюсь!

Границы собственной сущности растворились в безраздельном счастье и согласии: у человека это бы называлось Божьим озарением или нирваной .

Во-первых, можно потерять любую определенность и войти в состояние 000 000 или в состояние нирваны , но это тоже форма, причем она таким же образом не соответствует или соответствует другим формам.

И после того, когда они достигли нирваны , Георг отделился от своей половины и ушел в другой мир, мир сна.

Тем не менее, в данном случае в понятии Нирваны его собственная доктрина находит самое близкое и наименее фальсифицируемое религиозное выражение.

Нирвана - это беспорно конечная цель человеческого существования. Нир - это отрицание, вана означает соединение или жажду и является силой, которая обеспечивает наш переход из одной жизни в другую. Следовательно, Нирвана - это существование, свободное от уз цикла жизни и смерти вследствие затухания желания.

Существует три пути в Нирвану:

  1. Самма-Самбудда: путь Всемирного Учителя.
  2. Самостоятельное развитие в себе Совершенств (парамит) Бодхисаттвы, устремлённого к развитию потенциала для достижения Просветления без помощи других, на благо всех существ. В одно и то же время не бывает более одного Самма-Самбудды.
  3. Пратьека-Будда: путь безмолвного Будды.

Нирвана должна быть достигнута в течение жизни, это не состояние, достигаемое после смерти. Нирвана, которая совершенна, радостна и благословенна, имеет два аспекта:

  1. Просветлённое состояние в этой жизни, когда процессы, формирующие наше существование ещё присутствуют.
  2. Нирвана после смерти (Махапаринирвана), где утрачены узы пяти групп привязанности.

Нирвана не является отсутствием всего, лишь потому что мы не способны к её восприятию. Существует хорошая история, иллюстрирующая это. Жила-была черепаха, дружившая с рыбами, и вот после её возвращения с земли подружка рыба спросила, где она была. Когда та ответила, что была на земле, рыба захотела узнать, что такое земля, но так и не могла понять, как что-то может быть твёрдым, на чём можно стоять, потому что она никогда не знала ничего, кроме окружавшей её воды.

Кто достигает Просветления и Нирваны?

Нет такой вещи, как "я" или душа, достигающая просветления. Гораздо важнее избавиться от иллюзии "я", чем освободиться от страданий. Узы цикла рождения и смерти - это огонь, перепрыгивающий с одного фитиля на следующий. Просветление подобно угасанию огня. Огонь был здесь, но где он сейчас, мы не можем сказать.

НИРВАНА

НИРВАНА

(санскр. nirvana, пали nibbana - затухание, угасание, иссякание, успокоение) - согласно всем школам буддизма, человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». В буддийских текстах различаются Н. и паринирвана - полная Н., осуществляемая лишь с последним развоплощением. Если в первоначальном и ортодоксальном буддизме Н. может быть достигнута лишь обретшим высшее монахом и должен пройти весь долгий путь к ней самостоятельно, то в махаянском (где Н. приобретает Абсолюта) - любым человеком, черпающим силы для ее достижения благодаря аккумуляции заслуг и непосредственной помощи будд и бодхисаттв.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИРВАНА

(санскр., букв.- остывание, угасание, затухание) , одно из центр. понятий инд. религии и философии. Получило особое в буддизме, где означает высшее вообще, конечную человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. , с - как центр. понятие ролиг. философии.

Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в крых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстаёт как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешённости. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, которое предстаёт с интеллектуальной стороны как истинное , с нравств.-эмоциональной - как нравств. совершенство, с волевой - как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не «Я», а, наоборот,- раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта) . Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо , добро) , от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны - это покоя (блаженства - в отличие от счастья как ощущения движения) , с внешней - состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его . Поскольку снимается само «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишёнными смысла.

В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хи-наяны в этом отношении характерна вайб-хашики, согласно которой Н. в роли абс. реальности предстаёт как некий неподвижный, неизменный, единственный в своём роде элемент - дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей - космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит всем религиям на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей её и от брахманистскоиндуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность её с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

Vаlleе Poussin L. de la, Nirvana, P., 1925 ; Steherbatskу T h., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927 ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Westerninterpreters, Chi.- L., 1908 ; Joliansson E., The psychology of Nirvana, N. Y. , 1970 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИРВАНА

(санскр. – прекращение, на языке пали – nibbana)

состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное . Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИРВА́НА

(санскр. – nirvāna, пали – nibbāna, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель "пути освобождения" и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: "Есть , где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на "земной мир" и "неземной", "этот мир" и "тот мир", "обусловленный мир" и "необусловленный". Существование "необуслов-ленного" мира нигде не доказывается. Одним из обозначений "того мира" является Н. Буддисты различают два рода людей: обыкновенных и "святых", принадлежащих к двум совершенно различным планам существования – "мирскому" и "потустороннему". Человек становится "святым" при вступлении на "путь", т.е. когда он отрывается от всего "земного", порывает связи с "обусловленными" вещами и стремится только к Н.

Н. представляется "немыслимой", "непостижимой", в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. "Святой" постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это , бессмертие в изменчивым, непостоянным вещам. Н. – , прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера , мужество, внимание , сосредоточение и мудрость) и через "три двери освобождения": пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита). Как только поняты эти "три двери освобождения", высший учения не представляет больше трудностей и все становится самоочевидным.

Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и "обусловленных". Н. в противоположность им относится к "необусловленным" дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются "дверями освобождения". Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – " ", поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvâna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; Sangharakshita В., А survey of Buddhism, Bangalore, ; Сonze Ε., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., .

И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbдna - угасание, потухание) - в индийской религиозной (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши , ашая), которые “подпитывают” перерождения (сансара , карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия - прежде всего духкхи.

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более “продвинутых” - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую . Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании ( тождества нирваны и сансары).

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НИРВАНА" в других словарях:

    - (инд.: покой, блаженство). В буддизме: священное самозабвение путем погружения духа в ничто; удаление от всего суетного; нирвана или нирвена: слитие Будды с высочайшим существом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

    Нирвана - (санскр., пали – ниббана – сөзбе сөз (буквально) «тіршілік етуді тоқтату», «өшу», «сөну») – үнді діни философиялық ойының негізгі категорияларының бірі. Күнделікті азап қасіретке толы бақытсыз болмыстан арылып, карма заңының негізінде қайта… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) полное спокойствіе. Ср. Нынѣшній человѣкъ, если онъ не буддистъ въ душѣ и не ставитъ Нирвану идеаломъ существованія, можетъ мечтать только объ устойчивомъ равновѣсіи... чаши страданій и радостей точкѣ счастія... Серг. Печоринъ. Любовь и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»