Стратегия развития образования в России(1). Понятие, сущность и цель современного образования Какова цель российского образования сегодня

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Определение понятия «Образование» - (целенаправленная, поэтапная, системная, взаимообусловленная, научная передача ЗУНов следующему поколению: в области Науки, Техники, Культуры, Нравственности, Этики, Эстетики, Духовной практики (религии) и т.д.

С целью (цель образования) - сохранения, выживания, развития нации (народов) и государства..

Образование (Система образования)– это ЛИЦО Государства, лицо его экономики, нравственного, морального и культурного развития его народа и всей нации .

Настоящая (действующая) Система образования всегда определяет ближайшее и перспективное будущее жизни и экономики любой страны.

В русском языке, в таком же значении, применил как категорию Н.И. Новиков.(19век. Основатель журнала «Педагогические записки»)

Понятие Образование - рассматривалось в широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека.

В 1978 г. на XX-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО было записано, что «Образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста».

В законе РФ «Об Образовании» (1996г) сказано, что «Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определённого уровня (образовательного ценза). Получение образования – это достижение и подтверждение образовательного ценза соответствующим документом. (Аттестат, Диплом, Свидетельство и т.д.)

На 29 сессии Генеральной конференции МСК (Международная Стандартная Классификация) в 1997 году было представлено такое уточнение: Образование – «это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение.» Далее: «Процесс коммуникации – это взаимодействие между 2-мя и более лицами, для передачи информации, знаний, идей, стратегий. Обучение – это любая перемена в поведении, в знаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в навыках, в системе ценностей человека».

(чтобы считаться образованием , обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации); а быть организованным – планируемым в соответствии с определенной последовательностью, с четко обозначенными или подразумеваемыми целями ; быть устойчивым – т.к. в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности, и традиции».

Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Главное определение: Образование- это системный, взаимообусловленный, поэтапный Процесс передачи накопленного Человечеством опыта и знаний юному поколению

Итак, к настоящему времени в научной среде Образование рассматривается как Системный Процесс (поэтапное получение ЗУНов) и как Результат (Аттестат, Диплом).

1) системунаучных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного и культурного опыта поколений , которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

1. Знание – это понимание, способность анализировать, воспроизвести и применить на практике определенные элементы общественного опыта, выраженные в понятиях, категориях, законах, фактах, теориях.

2. Умение – способность применить на практике полученные в процессе обучения знания.

3. Навык – составной компонент умения, доведенный до автоматизма и совершенства.

4. Отношение – способность к оценке и эмоциональному восприятию опыта поколений.

5. Творческая деятельность – высшая форма человеческой активности и самовыражения.

Знания – это уверенное понимание, владение информацией.

Умения – это уверенное воспроизведение Знаний. Самостоятельное их применение на практике. (Например: разбор пьесы дома)

Навыки – это Автоматическое, рефлекторное использование Знаний и Умений в повседневной жизни, деятельности, в концертной практике.

II. Цели Образования -

1. - Это создание, развитие, закрепление устойчивых Знаний, Умений, Навыков. (Расшифровать)

2. – Это Воспитание Гармонически развитой, нравственной Личности человека, способной принести пользу своему народу, обществу, семье.

3. – Это Реализация способностей Личности, её творческих и научных талантов.

4. – Это Развитие навыков Самовоспитания, Самообучения, Самообразования личности на протяжение всей жизни.

5. – Реализация Философии Самосовершенствования на основе гуманитарной Этики. Как Учителя, так и Ученика (гуманизм, сочувствие и помощь слабым, труд во имя облагораживания себя и среды обитания, равенство, демократизм, и т.д. + 10 заповедей Христовых)

III. Задачи Образования (для индивидуума и государства):

Раскрытие и Развитие творческих задатков и способностей человека;

Получение профессиональных ЗУНов,

Создание мотивации для самосовершенствования человека.

Создание новых трудовых кадров,

Совершенствование нравственных, духовных, культурных ценностей человека и общества.

1. Создание у ученика мотивации к обучению, тяги к Знаниям.

2. Создание Эффективной учебной Среды. (уч.план, воспитат.план, индивид. план, кадры педагогические);

3. Создание новейших и научных Средств обучения. (инструменты, технич. оснащённость, кабинеты, и т.д.)

4. Создание демократичной коммуникативной среды для общения между Учителем-Учеником-Родителями-Директором-Технич. персоналом на основе уважения, доброжелательности.

5. Стратегическое Планирование развития ученика (конечные ЗУНы)

6. Тактическое планирование, корректировка имеющихся ЗУНов

7. Оперативное планирование – проверка ЗУНов (Практическое воплощение ЗУНов, например, в ак.концерте, в контрольной, самостоятельной работе)

8. Диагностика ученика, его способностей и возможностей.

9. Развитие и Подготовка Ученика к Следующей ступени обучения (СПО, ВУЗ, Академия и т.д.)

10. Практическое применение полученных ЗУНов в условиях реальной деятельности. (Конкурсы, Фестивали, Деловые игры, Экскурсии, Экспедиции, Отчётные концерты, и т.д.)

IV. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 2 составляющих его категории (Функции):

Обучение – получение ЗУН-ов в области науки, техники, медицины, экономики, Искусства, Культуры, творчества, общественного Права, природы, космоса, в выбранной профессии, в области экономических и юридических основ современного общества и государства.

Воспитание – получение ЗУН-ов в области гигиены, сексуального, семейного и общественного поведения, нравственности, этики, эстетики, коммуникации, мировоззрения, идеологии, философии;

V. Как Системный Процесс – Образование включает в себя 3 составляющих его, стороны (3 юридичкских лица):

1. Объект – это Ученик. Объект для воздействия. Защищён международной конвенцией «О правах ребёнка» (Подробнее)

2. Субъект – это Учитель, осуществляет Воздействие на Объект. Подчиняется Закону «Об образовании» от 2012г; Защищён Трудовым Кодексом РФ.

3. Родители – Юридически ответственные лица за здоровье и готовность ребёнка к обучению. (Семейный кодекс РФ)

VI. Как Системный Процесс – Образование регулируется:

- Конституцией РФ,

- Законом РФ, и подзаконными положениями министерства образования РФ, Комитетами культуры области,

Уставом учебного заведения

Учебным Планом учебного заведения, строящимся на Основе ФГОСов,

ПООПами – программами каждого предмета;

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт .

В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом:«Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований , определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

VII. Государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Система образования в Российской Федерации – это:

Совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сеть реализующих их образовательных учреждений;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные стандарты – это прописанные цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.).

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

На основании государственного образовательного стандарта (ФГОС):

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы , учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам ;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений (средства обучения);

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании,

6) происходит лицензирование учебного заведения и его аккредитация.

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов.


Похожая информация.


Понятие образование – это сложное и многоаспектное понятие. Образование это - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений, навыков, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Н.Г. Чернышевский считал, что образованного человека отличают три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Образование - это общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становления личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

В современной отечественной педагогике существуют разные концепции содержания образования.

Принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны:

Теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим материалом);

Практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях);

Мировоззренческо-нравственную (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи заключенные в знаниях).

Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Термин "образование" отсутствовал в отечественных педагогических сочинениях и официальных документах вплоть до второй четверти XVIII века. Впервые "образование" упомянуто в педагогических статьях Н.И. Новикова (термины образование и воспитание в то время были тождественны). Так, в указах Петра I об основании школы математических и навигаторских наук, об учреждении Морской академии и Академии наук в "Духовном регламенте" употреблялось только слово "учение". В трактате "Разговоре о пользе наук и училищ", где речь идет о значении знаний для дворян и народа, В.Н. Татищев также обходился без терминов "воспитание" и "образование". Потребность в широком употреблении этих понятий возникла не из-за "удобства рассуждений", а тогда, когда изменилось содержание школьной работы, когда на ряду с навыками чтения и письма важное значение приобрели воспитательные задачи. Они становились главенствующими, и в качестве самого широкого педагогического понятия стало употребляться не "учение", а "воспитание".

Это отразилось в документах "Генеральный план Московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). Авторы этих документов понимали под воспитанием учением и соответственно воспитание. Термин "воспитание" фиксировал внешнюю сторону поведения, сближаясь с понятием "этикет".

В XVIII-XIX веках под влиянием просветителей широко стал применяться термин "просвещение" как эквивалент термина "образование" с акцентом на целостности и определенной оценке явлений окружающей жизни.

Цели образования - один из определяющих компонентов дидактической системы. Они зависят от социального заказа, особенностей образовательной системы, задач конкретного учебного заведения, общих целей совокупности учебных программ и конкретного курса.

В истории дидактики традиционно выделяют два взгляда на цели обучения: во-первых, целью является развитие мышления, памяти и других способностей личности ("формальное образование"); во-вторых, целью является усвоение основ наук, формирование конкретных, необходимых в жизни знаний ("материальное образование").

М.В. Кларин отмечал, что цели обучения формируются через учебные результаты, выраженные в действиях учащихся. Построение четкой системы целей, внутри которой выделяются категории и последовательные уровни (иерархия), получили название педагогических таксономий. Наиболее распространенной в мире является таксономия американского ученого Б. Блума, в основу которой положены области деятельности: когнитивная, аффективная, психомоторная.

Использование такого рода классификации позволяет педагогу концентрировать усилия на главном, вносить ясность и гласность в совместной работе обучаемого и обучающихся, создавать эталоны оценки результатов обучения. Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе одного или нескольких уроков, аффективные имеют глубокий личностный и долгосрочный характер.

Таблица 3

Перечень целей в познавательной и аффективных сферах

Познавательная сфера

Запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостных причин

Понимание

Преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую (из словесной в математическую), интерпретация или выдвижение предположений

Применение

Использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях

Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого

Комбинирование элементов с целью получения нового целого (сообщение, план действий, совокупность обобщенных связей)

Аффективная сфера

Восприятие

Готовность и способность воспринимать явления и стимулы

Реагирование

Отклик, активные проявления, исходящие от самого обучаемого

Усвоение ценностных ориентаций

Принятие, предпочтение или приверженность определенным ценностным ориентациям

Организация ценностных ориентаций

Осмысление, соединение, разрешение противоречий и формирование значимой и устойчивой системы ценностей

Распространение ценностных ориентаций на деятельность

Ценности определяют поведение

Выписка из Закона «Об образовании»

Образование принято разделять на общее и профессиональное. Общее образование должно быть областью деятельности общеобразовательной школы, а профессиональное - различных профессиональных учебных заведений.

Факторами формирования содержания образования выступают потребности общества в образованных людях; цели, которые ставит общество перед учебными заведениями; реальные возможности процесса обучения, средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Принципы построения содержания образования. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали десять принципов, каждый из них означает, что содержание образования должно быть насыщенно таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед учебным учреждением. Однако это только общие направления, а потому далее авторы формируют частные основания:

    в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания;

    сознательность усвоения и развитие научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытие процесса и истории познания, движение идей;

    необходимо реализовать межпредметные связи.

Б.Т. Лихачев выделил две группы принципов:

Общеметодологические принципы формирования содержания среднего образования и специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, труда, физического развития.

Ю.К. Бабанским и И.Л. Лернером была разработана общедидактическая система критериев отбора содержания образования.

Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

Интеграцию личности в системе мировой и национальных культур;

Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В свою очередь профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за границами определяющих его статус образовательных программ.

Система образования

Система образования РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

На протяжении многих столетий цель обучения видоизменялся. Еще недавно, целью воспитания и обучения являлось формирование гармонически всесторонне развитой личностью. В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились.Новаяцельобразования: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для начала дадим определение понятию образование и целью обучения.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (закон «Об образовании РФ»).

Цель обучения – это то, к чему оно стремится, на что направлены главные усилия. Независимо от того, осознается ли человеком цель, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. Цели подчиняется все – содержание, методы, организационные формы, технологии.

Цели образования определяются личностью, семьей, социальным строем общества и государством.

Н. К. Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих все происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду . А. С. Макаренко утверждал, что цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук.

В.С.Леднев считает, что глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности . Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности.

В настоящий момент,Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована как высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Дадим определение ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, которыйпредставляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию .

Зададимся вопросом: Чем стандарты нового поколения будут отличаться от предыдущих?

1. Изменение понимания

…это фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечивает достижение планируемых результатов…

…это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. Изменение компонентов стандарта

Обязательный минимум содержания; Требования к уровню подготовки выпускников; требования:

К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

3. Деятельность образовательного учреждения выполняют: семья в первую очередь, ОУ (учителя, администрация школы) и муниципалитет.

4. Менталитет учителя: учитель должен находиться на заднем плане, лишь помогать, направлять детей. Школьник должен научиться самостоятельно, заниматься, добиваться успеха, овладеть универсальными учебными действиями.

5. Новыми целями, которые я уже упоминала в своем выступлении: формирование универсальных, учебных действий, самоорганизация и саморазвитие в детях

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Также в настоящий момент разработаны примерные программы начального общего образования; среднего общего образования; в процессе разработки – программа полного общего образования. Помимо этого, существуют проекты программ среднего профессионального и высшего профессионального обучения. Данные программы раскрывают содержание образования на разных этапах обучения.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании. А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института. К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются: формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения; системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства; постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации; создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами. Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»