Святые Петр и Феврония. Справка

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии ». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены! «. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.


Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник — День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности - так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение - исцелить его может дочь бортника - крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит - так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ»
СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии

Информация о фильме
Название
Оригинальное название : СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии
Год выхода : 2010
Жанр : Документальный цикл
Режиссер : Олег Бараев, Денис Красильников
Ведущий : Илья Михайлов-Соболевский
Эксперт : Аркадий Тарасов

О фильме:
Петр и Феврония всегда считались покровителями любви и семейного очага в России, хотя культ этих святых возродился только два года назад. Они исцеляли и продолжают исцелять от неудач в любви, от супружеских измен, от бесплодия. Их семья считалась идеальной. Но так ли это? В советские годы ученые подвергли сомнению информацию о существовании муромских святых. В чем же тайна Петра и Февронии? Может быть, разгадав ее, мы сможем найти рецепт идеальной семьи и счастья.

История России богата примерами удивительной жизни многих христианских подвижников. Одними из самых почитаемых являются Петр и Феврония Муромские, история любви которых известна во всем православном мире. К их чудотворным мощам ежедневно стекаются тысячи людей с просьбами о помощи в устроении семейной жизни.

Мало кто не знает, кто такие Петр и Феврония. Это русские православные святые, которые правили городом Муромом в XIII веке. Удивительная история жизни князя и его жены стала образцом христианской семьи, брака и взаимопонимания.

В настоящее время мощи Петра и Февронии почивают в Троицком монастыре города. В советский период истории, когда христиане подвергались гонениям, эта святыня чудом избежала поругания. Желая прекратить постоянное паломничество к чудотворным мощам князя и его жены, власти перенесли их в краеведческий музей, где те находились до развала СССР.

Святые угодники Петр и Феврония прославились не какими-либо самоотверженными действиями, а умением стяжать Благодать Божию через добродетели – смирение, милосердие и самоотречение.

История вечной любви правителя города Мурома и его жены, которая не прекратилась даже после смерти, стала образцом для христиан. Супруги обрели святость не через подвиги или чадородие, а через верность друг другу на протяжении всей жизни.

История Петра и Февронии

Повесть начинается с рассказа о брате святого Петра – князе Павле. Он тогда правил Муромом, а к его жене повадился летать блудный змей-оборотень. Чудовище принимало лик супруга, и в этом образе проникало к женщине.

Ей удалось узнать, что змей погибнет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Младший брат обрел волшебное оружие и сразил змея. Но его кровь попала на кожу победителя, из-за чего Петр покрылся язвами и струпьями.

Его исцелила мудрая дева Феврония из деревни Ласково, взяв с князя обещание взять ее в жены. Но он не хотел брать в жены простолюдинку и решил откупиться от девушки дорогими подарками. В результате он снова заболел, вернулся к Февронии, раскаялся в своем поступке и обвенчался с ней.

Чета правила Муромом, но местная знать была недовольна происхождением жены князя. Они не желали ей подчиняться и изгнали из города. Муж отправился вместе с ней. Без них в городе начались беспорядки – дворяне грызлись за право управлять Муромом.

Поняв свою ошибку, местные жители попросили супругов Петра и Февронию вновь вернуться в город. Повествование заканчивается рассказом об их кончине. Они приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Они просили Господа дать им умереть в один день и час, а похоронить тела завещали в едином гробе, который приготовили еще при жизни.

Князь и его жена скончались единовременно, но жители не положили их вместе. На следующее утро их тела чудесным образом оказались в едином гробу, но горожане вновь их разлучили. Та же история повторилась и во второй раз. Тогда Петра и Февронию похоронили вместе, как они и завещали. С тех пор их почитают нераздельно, а их мощи до сих пор почивают в единой раке в Троицком монастыре города Мурома.

Полезное видео: история вечной любви Петра и Февронии

День памяти чудотворцев

8 июля (25 июня по старому стилю) – государственный праздник: День семьи, любви и верности. Этого числа в один день и час отошли ко Господу святые праведники – Петр и Феврония Муромские.

Этот день считался особенным и у языческих восточнославянских народов. После его наступления начиналась заготовка сена. Вообще многие значимые православные даты перекликаются с этим календарем.

Праздник стал государственным в 2008 году по инициативе жителей Мурома и при поддержке Светланы Медведевой – жены Президента РФ. Символом стала простая, но прекрасная полевая ромашка, картинки с изображением которой можно видеть повсюду в этот день.

Это интересно! Ежегодно в день Петра и Февронии в храмах города проходят торжественные богослужения, а к мощам благоверных князей в Троицкий монастырь стекаются тысячи паломников со всех уголков страны и ближнего Зарубежья. Вечером на набережной проходит концерт.

Исследователи, углубляясь в исторические подробности, находят некоторые несоответствия. В летописях сообщается, что князь с женой отошли ко Господу на Пасхальной неделе. Она никак не могла приходиться на 8 июля.

Вполне возможно, что это дата перенесения мощей Петра и Февронии в новый собор Рождества Богородицы. Точное время его постройки не известно, но в XVI в. он уже был возведен. В нем святыня и находилась до прихода советской власти.

Существует еще один день Петра и Февронии – 19 сентября. В этот день в 1992 году их мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Брак лучше заключать в эту дату, поскольку 8 июля приходится на Петров пост.

В настоящее время повесть переведена на современный язык. Оригинал был написан на древнерусском. Подробную историю о святых князе и его жене можно читать в Интернете практически на любом православном портале.

Тем, кто предпочитает бумажный вариант, следует попробовать найти книгу в специализированном магазине или зайти в церковную лавку ближайшего храма или монастыря. В православных обителях обычно представлен широкий выбор литературы, где в подробностях или кратко можно узнать о житиях всех праведников.

Википедия о святых праведниках

Википедия сообщает, что достоверных источников, указывающих на историю реальных прототипов героев, не обнаружено. У исследователей сложилось несколько мнений по этому поводу:

  1. Петр – это князь Давыд, а Феврония – его супруга Ефросиния. Он управлял городом в начале XIII века (1205–1228 гг.). Потом он принял монашеский постриг и получил имя Петр. О его жене никаких достоверных данных найдено не было. Учитывая, что в повести Ермолая указываются аналогичные имена, можно предположить, что это версия больше всего похожа на правду.
  2. Другие ученые склоняются к мнению, что святые князья – всего лишь народные персонажи. Они не имели отношения ни к каким личностям в реальной истории, а были созданы в воображении людей на протяжении веков.

Вся информация о жизни праведников опирается на сведения, полученные из сказания Ермолая.

История жизни святых князей

Жизнь святых Петра и Февронии для каждого человека – это пример непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые сумели преодолеть трудности земной жизни и сохранить любовь даже после смерти. Проблемы, с которыми они сталкивались в дремучей древности, не теряют актуальности и сегодня. Вокруг их жития разгорается множество споров.

Скорее всего, инок Еразм не имел точных сведений о событиях, предшествовавших женитьбе князей. Поэтому начало рассказа больше похоже на сказку – оно построено на фольклорных образах и аллегориях.

Дальнейшая жизнь супругов вполне соответствует реальности. В ней нет ничего сверхъестественного. Вслед за браком следует вполне логичное недовольство бояр. Петр не стал пытаться подавить бунт силой, а просто последовал христианским законам смирения и милосердия. Он уповает на волю Божию, и вскоре ситуация благополучно разрешается.

Познавательно! Сильная молитва на успешную торговлю

Последняя сцена из земной жизни князей производит наибольшее впечатление. Никогда не расставаясь, они и в мир иной отошли точно так же – одновременно.

Канонизация Петра и Февронии состоялась в 1547 году, но почитать их начали задолго до этого времени. В Муроме из уст в уста передавалась удивительная история жизни князя и его жены. Именно на основе этих рассказов в середине XVI века было написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Составителем произведения был церковный писатель инок Еразм (Ермолай Прегрешный).

Существует множество изображений, рассказывающих о жизни Петра и Февронии. Особое распространение получили житийные иконы. В центре полотна расположен образ святого, а по краям – основные моменты его жизни.

Одно из таких изображений, которое раньше висело над гробницей праведников, ныне находится в краеведческом музее города. Оно рассказывает об их жизни в хронологическом порядке в точном соответствии с повестью инока Еразма:

Около Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома, в котором, как считается, окончил свой земной путь князь Петр, устроен барельеф в память об этих святых. За ним, на ограде, также изображены сцены из жизни святых.

Такими чудотворцев изобразил петербургский художник и иконописец Александр Простев:

Повесть о Петре и Февронии адаптирована для детей. Но только представлена она в виде сказки. Это интересная книга, в которой сплетены две сюжетные линии:

  1. О мудрой деве из простой семьи.
  2. О страшном чудовище, которое было побеждено отважным героем.

Такой вариант произведения включен в школьную программу начальных классов. Поэтому о том, кто такие Петр и Феврония, люди узнают с детства. История сопровождается яркими иллюстрациями, которые позволяют малышам лучше понять суть. Возможно, они извлекут уроки из этой сказки, которые повлияют на их дальнейшую жизнь.

Другой взгляд на жизнь праведников

Некоторые люди, далекие от православия, придерживаются иной точки зрения об истинных обстоятельствах жизни этих святых угодников Божиих.

Критике подвергаются все эпизоды этой красивой легенды:

  1. Змей, приходивший к жене Павла, либо был очень недалекого ума, либо сам подстроил сцену своего убийства. Меч нашелся в рядом стоящем храме, а главный герой рассказа был единственным, кто мог его сразить. Но, скорее всего, вся эта история – не более чем плод воспаленного воображения автора.
  2. Феврония – хитрая и эгоистичная девка, которая захотела стать знатной особой. Никто кроме нее не мог исцелить заболевшего князя. Она воспользовалась его беспомощностью и путем шантажа вынудила взять ее в жены.
  3. Князь – слабовольный лицемер. Взяв в жены нелюбимую женщину, он всю жизнь представлял ее как дорогую супругу.

Как же такие личности умудрились попасть в списки православных святых? В 1547 году, когда они были канонизированы, Иван Грозный вел активную работу по превращению Москвы в Третий Рим. Но в стране тогда было маловато исконно русских православных подвижников, поэтому самодержец отдал указ о «розыске» подходящих кандидатур. РПЦ, стараясь выслужиться перед государем, канонизировала даже сказочных персонажей.

Важно! Праведников молят о помощи в семейных делах, просят удачного замужества и любви.

Полезное видео: история праздника Дня Петра и Февронии

Вывод

Житие святых праведников не стоит воспринимать дословно. Правда это или только красивая легенда, каждый решает по-своему. Эта история пронизана символизмом. Она отражает истинное предназначение супругов – борьба с собственным эгоизмом и гармония в браке. Святые угодники показали пример любви не только к Богу, но и друг к другу. Поэтому рассказ об их жизни не теряет актуальности уже много веков.

Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями счастливого супружества. В память благоверной четы был установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Эти святые – одни из самых популярных личностей, в честь которых открывают храмы и устанавливают памятники по всей стране. Скульптуры святых супругов уже установлены в 60 городах России и это число растет.

Поклонение народа княжеская чета заслужила тем, что сохранила любовь и верность друг другу в условиях испытаний, бытовых проблем и злых языков. Супруги пронесли свою любовь через всю жизнь и своим примером учат нас как сохранить брак сегодня.

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Эти люди – реальные исторические персонажи. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — житие святых, сохранившееся до наших дней. Петр – сын Муромского князя Юрия Владимировича, — подвергся действию яда и весь был покрыт струпьями и язвами. Когда стало очевидно, что врачи не помогут, как последнюю надежду, отправили гонца в Рязанскую землю, где было много врачевателей. Так и нашлась Феврония, дочь бортника, которая вылечила его, но при условии: князь должен был жениться на ней. Но, исцелившись, Петр соврал – он тайком сбежал из ее дома, оставив дорогие подарки. Феврония же простолюдинкой была только по происхождению. Поступила она как настоящая княжна: не приняла подарки и стала терпеливо ждать князя. Так и случилось: вскоре болезнь Петра вернулась к нему и вся история повторилась. Обещание было сдержано.

Бояре отнеслись враждебно к простой девушке: они поставили условие – либо оставишь жену, либо оставишь город. Князь вынужден был оставить управление Муромом и поселился с женой в изгнании.

Но как это обычно бывает на Руси: бояре не поделили власть и чуть друг друга не переубивали. Единственным вариантом для них осталось молить князя вернуться на пост и уладить все распри.

Святые Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь и под конец приняли постриг. Святые завещали похоронить их в одном гробе, но законы тогда были строгие и монахов положили отдельно. Тогда свершилось чудо: тела оказались в одном гробу неведомым способом. Дважды их тела разъединяли и, когда на третий раз обрели лежащими в одном гробу, – больше не посмели разлучить.

Почему Петр и Феврония стали святыми?

Почему эта бездетная пара, «неравный брак», как бы сейчас сказали, является образцом для подражания семейной идиллии? Почему Господь прославил их как идеал семейной жизни?

Нам иногда сложно принять, что мир не идеален. Как часто мы приходим в церковь, чтобы выполнить механический ритуал и успокоиться: ну, теперь все исполнится? Но Церковь – это не бюро услуг. Это живое общение с Богом, со святыми. Когда-то Петр с Февронией тоже были простыми людьми, самыми обычными. Со своими чаяниями и немощами, надеждами. Так, девушка Феврония «не упустила своего», как бы заметили сегодня. Так и князь Петр пытался убежать от ответственности. Цели были земными, люди не святы. Святость приходит, когда человек правильно понимает свой долг и место в этом мире.

Наверное, не сладко было молодым в компании зажиточных бояр – ни князю, ни бедной крестьянке. Ведь не всегда бывает так, как ожидаешь и Февронию, в отличие от ее девических грез, не приняли радушно. Кто знает, какие мысли посещали наивную девушку, которая, возможно, просто просила у Бога послать ей хорошего мужа и расценила приезд больного князя как послание свыше.

А князь. Мечтал ли он жениться на простушке? Был ли он готов к этому браку и достаточно благодарен за исцеление, чтобы не уклониться в упреки? Сохранил ли достаточный такт в первую пору «притираний»? Этого мы не узнаем. Но Господь Своих угодников прославил именно потому, что они смогли пройти эти трудности с высоко поднятой головой, с осознанием ответственности за выбранный путь. Сохранили верность себе и преданность друг другу.

Дети не являются целью в христианском браке. Они — великое благо и утешение. Но не цель. Говорят, без детей сохранить брак сложнее. Но у благоверных супругов получилось. Семья называется малой церковью – это значит, что в браке христианин учится любви. Истинной, которая не умирает. И именно на этом пути – на пути познания любви и овладения ею в совершенстве Муромские супруги достигли святости. И призывают к этому нас – вы только начните, только попробуйте. Уступать. Прикрывать немощи друг друга. Отмалчиваться. Быть друг с другом заодно перед всем остальным миром. Быть вместе вопреки обстоятельствам, «характерам», окружению.

В чем помогают святые Петр и Феврония?

Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется не хватает сил, когда недостатки кажутся такими огромными, что кроме них ничего и не видно больше. Как в притче про муху на носу: муха-то маленькая, а, сев на нос, закрывает весь мир. Прогоните «муху» своего раздражения, нетерпеливости и обид и вам откроется мир добра и любви. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.

Сегодня в среде молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой благоверным супругам акафистов и молебнов. Молодые люди просят помощи в создании семьи. Случается, что половинки находят друг друга прямо на общей молитве. Такие случаи не единичны.

Святые мощи Петра и Февронии хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они и по смерти неразлучны: по преданию, перед смертью оба приняли иночество и умерли в один день и час. Когда Петр (в иночестве Давид) уже чувствовал скорую кончину, он сообщил об этом Февронии (в иночестве Евфросинья) через посыльного. Но Феврония вышивала плат для усопших и не успевала окончить это последнее украшение. Тогда она передала Петру, чтоб тот подождал еще час. После завершения работы оба предали свою душу Богу и на том свете, верим, также неразлучны.

Молитва Святым Петру и Февронии

Текст молитвы Святым Петру и Февронии о любви и благополучии :

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Святым Петру и Февронии о замужестве:

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Молитва Святым Петру и Февронии о возвращении любимого:

Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.

Петр и Феврония Муромские – это пример наисложнейшего брака, тяжелейших отношений притирания и победы Любви над всеми обстоятельствами. Прославленные Богом, наши покровители счастливого супружества помогают в семейных делах и в выборе спутника жизни. Все желающие сохранить свои отношения, а также ищущие верного спутника, молятся супругам об этом и получают поддержку и помощь.

Святые Петр и Феврония – супруги, достигшие святости не монашеским подвигом или мученичеством, а соблюдением в семейной жизни. Их пример стал идеалом православной семьи.

Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Согласно «Повести о Петре и Февронии», написанной в XVI веке, во время схватки с бесом в облике змея на Петра попали капли змеиной крови, и он покрылся струпьями. Долго никто не мог его вылечить, пока однажды Петр не узнал, что вылечить его сможет крестьянка Феврония, дочь рязанского пчеловода. Петр разыскал Февронию, и она действительно смогла его исцелить. Феврония взяла с Петра слово, что он женится на ней, если исцелится, и он выполнил обещание, несмотря на то, что муромская знать осудила брак княжича с простой крестьянкой.

Когда Петр стал Муромским князем, бояре потребовали от него развестись с Февронией и взять себе в жены боярскую дочь, не желая, чтобы муромская княгиня была из крестьянского рода. Петр отказался, и бояре изгнали его с Февронией из города. Но после их изгнания в Муроме началась кровавая борьба за власть, и муромцы упросили князя Петра с супругой вернуться. Петр и Феврония вернулись.

Они жили и правили долго, в любви и согласии. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Супруги молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и произошло. Даже похоронить себя они завещали в одном гробу.

Канонизированы святые Петр и Феврония были в 1547 году при Московском митрополите Макарии, но почитались в народе как чудотворцы и угодники Божии уже задолго до этого. Многие верующие свидетельствуют, что чудотворная благодать исходит от любой иконы Петра и Февронии, если обращаться к святым супругам с искренней молитвой и чистыми помыслами.

Интересные факты о Петре и Февронии Муромских

    После канонизации святой пары в середине XVI века митрополит Макарий поручил Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, литературно оформить устное народное предание о Петре в Февронии. Так появилась "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - единственный письменный источник сведений о жизни святых супругов. Автор "Повести..." особенно восхищался умом и прозорливостью Февронии.

    День памяти святых Петра и Февронии со времени их канонизации отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю). В 2008 году этот день официально объявлен всероссийским государственным праздником - Днем семьи, любви и верности . Икона Петра и Февронии есть практически в каждом храме.

    Мощи святых до революции находились в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме. В советское время они были выставлены в муромском музее в целях антирелигиозной пропаганды, а потом хранились в запасниках. С 1992 года мощи святых князя и княгини пребывают в муромском Свято-Троицком монастыре , а день памяти Петра и Февронии отмечается вместе с Днем города Мурома.

    Еще в XV веке, до канонизации святых супругов, у их мощей молился Иван III. Иван IV Грозный за несколько лет до канонизации Петра и Февронии молился у их мощей перед походом на Казань, а после победы сделал пожертвование на строительство нового храма над гробницей святых.

    До Февронии единственной русской официально канонизированной женщиной была .

    В России с начала XXI века существует орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских за значительный вклад в укрепление института семьи.

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза....

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»