Таким образом… • современный урок направлен на формирование и развитие. Современный урок в условиях реализации фгос

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Cовременная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга


Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
На современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим:
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбереже ние;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Как проходил обычный урок?
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Как должен проходить современный урок?
Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстриров ать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта при работе в группах. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированност и УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

«Введение ФГОС ООО» - Физическая культура. Учебный план – 5 класс. Биология. Иностранный язык. Обществознание. Информатика. Введение ФГОС ООО. Договор о предоставлении общего образования. ОБЖ. Готовность материально-технических условий для реализации ООП ООО. Русский язык. Музыка. География. Химия. Рабочая группа. Математика.

«Введение ФГОС НОО» - Общие требования к содержанию образования. Приказ отдела образования. ФГОС - ФКГС. Требования к структуре ООП. Нормативно-правовое регулирование введения ФГОС. Информационная поддержка ФГОС НОО. Типовая программа. Приказ Департамента образования Ивановской области. Некоторые особенности систем. Образовательные модели.

«Внедрение ФГОС НОО» - Рабочая программа педагога. Введение ученического портфолио. Изучение нормативной базы ФГОС НОО. Компетентность педагога: Подходы к конструированию урока: Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика. Подходы к организации урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО.

«Проблема введения ФГОС» - Пути и способы реализации. Отличия стандартов. Общие проблемы по введению ФГОС НОО. Нормативно-правовое обеспечение. Объективные противоречия. Организационное обеспечение введения ФГОС. Сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования. Требования к условиям введения ФГОС НОО. Проблематика введения ФГОС НОО.

«Внедрение ФГОС» - Прогнозируемые результаты проекта. Цель проекта: Новое содержание образования. Проект. Принципы построения ФГОС. Наличие проектной проблемы. Уровни подготовки к внедрению ФГОС. Гипотеза проекта. Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни. Непрерывность образования. Стандарт общего образования.

«Введение ФГОС» - Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии. Класс проекта определяется в зависимости от масштаба и степени взаимозависимости целенаправленных изменений. Программы развития образовательных учреждений и систем. Существующие и реализуемые результаты образования. Современным типом является проектно-технологический тип организационной культуры.

Всего в теме 8 презентаций

В данной статье представлен опыт работы учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны. Каким должен быть современный урок? Каковы его основные признаки. Чем отличается сегодняшний урок, от урока. который мы проводили 5-10 лет назад. Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края

Опыт работы по теме:

Остренко Людмила Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№8 с.Тахта

Ипатовского района

Ставропольского края

  1. Информация об опыте. Сведения об авторе

2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта.

  1. Концептуальность
  2. Наличие теоретической базы опыта
  3. Ведущая педагогическая идея

6.Сущность современного урока

  1. Оптимальность и эффективность средств
  2. Результативность опыта и эффективность опыта
  3. Возможность тиражирования
  4. Заключение

11. Список использованной литературы

  1. Информация об опыте.

Тема опыта « «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС НОО»

В 1989 году завершила обучение в Ставропольском Государственном педагогическом институте по специальности: «Педагогика и методика начального обучения».

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
ветеран труда РФ;

стаж работы - 26 лет;

C 2011 года работает по ФГОС по УМК «Перспективная начальная школа»;

победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года 2015»

Адрес электронной почты:

[email protected]

Сайт: http://nsportal.ru/ostrenko-lyudmila-petrovna

Актуальность и перспективность опыта.

Для меня ребёнок, словно цветок, который растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и пинать», его надо поливать, обогревать и освещать солнцем! Ему нужно создать условия, удовлетворяя его внутренние стремления. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребёнок-росток человеческий. В нём изначально заложено неуёмное стремление к росту, к развитию. Цель личности - утвердить своё уникальное «Я», выявить своё неповторимое предназначение на Земле. А цель педагога помочь ему в этом.

Как же нам, учителям, помочь ребёнку в его развитии? Создать условия для развития. А где мы можем создать эти условия? Конечно же в школе, на уроке .

Меняются времена, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается главной формой обучения . На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Что значит для меня современный эффективный урок?

  • Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.
  • На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия,
  • На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества,
  • На современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования нового поколения определяет формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».

Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача?

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Вопрос качества, а значит эффективности урока волнует всех. Я понимаю, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?”

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики - новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС) к уроку.

Тема моего исследования: «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС»

Цель : исследование особенностей современного урока, определение его результативности и распространение личного опыта.

Гипотеза исследования : при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения, мотивация учащихся.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи :

  1. Определить понятие «современный урок».
  2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
  3. Выявить требования к современному уроку.
  4. Сравнить урок традиционной дидактики и урок в системе деятельностного подхода.

Концептуальность .

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение современных технологий на уроке, в основе которых лежит , позволяет, как повысить эффективность урока, так и сделать его разнообразным и эффективным, а значит результативным.

Наличие теоретической базы опыта

Как учитель я стараюсь строить современный урок, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта Федерального закона "Об образовании в РФ".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»
  3. "Концепция модернизации российского образования»
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
  5. И другие источники

В основе современного урока, отвечающего требованиям ФГОС лежит деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования XXI века, т.к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
· формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
· формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
· формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20−30-х годах 20 века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Она основана на концепции “учения через деятельность”, предложенной американским ученым Дж. Дьюи, которая, как система, имеет следующие основные принципы:
-учет интересов учащихся;
-учение через обучение мысли и действию;
-познание и знание — следствие преодоления трудностей;
-свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности.
Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
Если учитывать деятельностную природу человека, то следует признать, что цель по развитию учащихся может быть достигнута только единственным способом: через «включение» их в самостоятельное выполнение тех видов деятельности, которые указаны в цели. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать — надо думать.

Деятельностный подход - это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов - технология деятельностного метода обучения (разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон).
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик».
Система дидактических принципов деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании урока для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо разнообразить формы и методы урока, применять эффективные современные технологии, идти в ногу со временем. Я убеждена, что и учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.

Сущность современного урока

Обратимся к определению понятия «современный урок ».

Я проводила опрос среди своих учащихся 1-х, 5-х, и 9 -х классов своей школы. Вот что об этом они говорят. Приведу несколько высказываний учащихся.

Современный урок - это понятный для нас урок.

Современный урок - это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.

Современный урок - это разнообразный урок”.

Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.

Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.

Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Опираясь на это мнение, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы - Щукина Г. А. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.субъективизация (ученик не объект, а субъект, равноправный участник образовательного процесса);

  1. метапредметность (формирование УУД),

3.системно-деятельностный подход (знания преподносятся не в готовом виде, а в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

  1. коммуникативность (умение учащихся обмениваться информацией, взаимодействие учащихся на уроке);
  2. рефлексивность (учащиеся были поставлены в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока);

6.импровизационность (умение учителя вносить некоторые изменения и коррекцию урока в процессе его проведения)

Я считаю, что одним из главных признаков урока на сегодняшний день, является системно- деятельностный подход.

Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Урок, на котором во главу угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает, его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода , который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Использование интерактивных методик;

Участие в проектной деятельности;

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Учащиеся на уроках

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

Стандарты второго поколения невозможны без современного учителя.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
  • консультирует и корректирует действия учащихся;
  • находит способы включения в работу каждого ученика;
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время - это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

Каждому учителю необходимо развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи. Но не каждый может с этим справиться. Очень хотелось бы, чтобы в школе была какая-то служба, которая помогала бы учителям, слабо владеющим навыками профессиональной саморефлексии, не видящим в себе креативного начала, нуждающимся в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей. Ведь успех реализации стандартов второго поколения в значительной степени зависит от учителя, его отношения к учебному процессу, его творчества и профессионализма, умения проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности.

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по

намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют

коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

(самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем

с учётом индивидуальных возможностей

Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - ЭТО…»

«Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский.

В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Поэтому основная задача учителя - раскрыть эту индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».

Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

Основные различия между традиционным и современным уроком .

Традиционный урок

«знаниевый»

Современный урок

«способностный» («деятельностный»)

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де-тей и демонстрирует им образец правильного вы-полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла-совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по-ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть-ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Функции учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм

Организатор сотрудничества, консультант

Позиция ученика

Отсутствие интереса и мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива и интереса

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Ведущий тип деятельности

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий

Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

"Единственный путь ведущий к познанию - это деятельность".

(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)

Системно-деятельностный подход - это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:

  1. Личностно-ориентированные,
  2. Предметно-ориентированные,
  3. ИКТ-технологии ,
  4. Здоровьесберегающие технологии .

Личностно-ориентированные технологии :

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проекта;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Технология развития критического мышления;
  • Диалоговые технологии обучения;
  • Технология эвристического обучения;
  • Модульная технология;
  • Технология педагогических «мастерских»;
  • Исследовательская деятельность учащихся;
  • Технология коллективной мыследеятельности;

Предметно-ориентированные технологии:

  • Технология концентрированного обучения;
  • Технология дифференцированного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Интегрированное обучение;
  • Технология постановка цели;
  • Технология полного усвоения материала;
  • Технология педагогического процесса;

ИКТ-технологии:

  • Использование информационно-обучающих программ;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Дистанционные технологии обучения;
  • Создание собственных ИКТ-продуктов.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяют учителю:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.

«Внедрение новых образовательных технологий как фактор успешной реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» - тема проблемной группы, руководителем которой являюсь.

Цель работы : повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.

Участниками группы

  • рассмотрены на семинаре теоретические основы современных образовательных технологий, методы и новые приемы обучения;
  • изучена «Технология педагогических «мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» (внутри группы - круглые столы, методические диалоги, семинары-практикумы);
  • проведен с педагогическим коллективом семинар-практикум по теме: «Технология педагогических «мастерских» как средство развития творческих способностей учащихся»;
  • организованы открытые уроки с использованием технологии «мастерских» по окружающему миру (2 класс), математике (5 класс), физике (7 класс);
  • показан мастер-класс по теме: «Современная педагогическая технология «мастерских» как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС»;
  • предложена коллегам памятка для внедрения технологии педагогических «мастерских» в нашей школе - выстраивание модели действий педагога в связи с выбором и освоением новой образовательной технологии.

"Современная педагогическая технология "мастерских" - составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"

Педагогическая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.

У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые французские педагоги и психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Всякое подлинное знание - это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время

Сам сделал какое-либо открытие,

Сам пережил какое-либо событие,

Удивился, казалось бы, известному факту,

Сам разрушил старое представление об окружающем мире и

Сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Самый важный результат в мастерской - приобретение знаний о самом себе,

самооценка и «восхождение» к себе.

Почему данная технология получила название «Мастерская»? Учитель на уроке перестаёт быть учитель - он становится Мастером , создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность. Поэтому основная идея технологии французских «мастерских» - все способны!

Мастер не призывает: «Делай как я - вот тебе план ». Он говорит: «Делай по-своему исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам ».

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Проживание мастерской -

это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основные этапы мастерской:

Индукция («наведение») - это этап создания эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. Индуктором может служить всё то, что побуждает ребёнка к действию, способно вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Деконструкция - разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция - воссоздание микрогруппами из хаоса своего проекта решения проблемы.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.
Социализация - это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других микрогрупп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю - мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование - вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа - инсайт (озарение).
Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Правила и методические приёмы:
1. Учитель

Четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока,

Подбирает материал в соответствии с поставленной целью,

Ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
2. Учащиеся

Размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы,

Знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:

  • формы работы предлагаются ребёнку, но не навязываются,
  • «мастерская» предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём,
  • материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий,
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание,
  • знания на мастерских не даются, а выстраиваются,
  • ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками,
  • творческая деятельность — это безоценочная,
  • мастер — для ученика, а не ученик для мастера,
  • сотрудничество, сотворчество, совместный поиск,
  • мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Образовательная технология педагогическая «мастерская» -

этот современный урок.

Отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
  • "Вызов современной технологии"

Про учителей-мастеров педагогического труда В.А. Сухомлинский сказал:

«Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».

Девиз педагогической «мастерской»:

"Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Вовлеки - и я пойму!"

Идея нового способа организации познавательной деятельности выполняется по принципу:

«Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку»

"Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" Франс (Тибо)

Приятного всем сотрудничества!

Современный урок по ФГОС

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием»
Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
В соответствии с этим современное общество ожидает от школы образованных, нравственных, предприимчивых выпускников, которые:
Могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
Способны к сотрудничеству.
Учитель должен уметь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
И самое главное, учитель должен быть высококвалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.
Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учеников в большей степени зависит не столько от способностей школьников и
их желания учиться. Сколько от учителя, его отношения к учебному предмету и учащимся.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «Современный учитель»
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю. Во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Так каким же все-таки должен быть современный урок?
Современный урок, как того требует закон об образовании в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.

Требования ФГОС к методике преподавания

1.Компетентностный подход – комплексный характер(УУД) неразрывность знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности(целеполагание,рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании- интеграционный подход.
4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5.Акцент на активную деятельность и результативность
(личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структуирование и анализ).
7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).
Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества.
В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
На уроке, как в фокусе концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. О реальной ценности урока говорят его результат, степень усвоения материала учениками.
Реализация требований ФГОС вынуждает учителя строить уроки по совершенно иной схеме.
Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, предъявляемые к современному уроку.
1. Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
2. Урок долен носить гуманистический подход.
3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
4. Урок должен быть нацелен на формитрование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
9. В центре внимания на уроке должны быть ученики(урок для детей, а дети для урока).
10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
13. Должна быть рефлексия учебного занятия.

Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно- воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Большую практическую помощь творчески работающему учителю могут оказать критерии, применяемые при оценке уроков на профессиональных учительских конкурсах различного уровня.

Критерии Оценка
1 Организационный момент, готовность учителя к уроку, проверка подготовленности учащихся к уроку. 012345
2 Постановка цели урока и умение выделить задачи урока. 012345
3 Умение учителя стимулировать мотивы обучения(актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, пробудить к ней интерес, целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами) 012345
4 Уровень общепедагогического и методического мастерства(умение учителя выбрать форму урока, технологию, методы обучения, наличие оригинального методического инструментария(нестандартные методы, приемы, средства обучения) 012345
5 Уровень грамотности изложения материала(стиль, логика, научность) 012345
6 Восприятие материала учащимися (интерес, напряженность) 012345
7 Стиль взаимоотношения «Учитель-ученик» 012345
8 Актуальность и связь с жизнью (оптимальность соотношения теории и практики) 012345
9 Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 012345
10 Системность изложения материала, способствующая продуктивной организации мыслительной деятельности учащихся. 012345
11 Рациональность и высокая эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока. 012345
12 Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации. 012345
13 Эффективность контроля работы учащихся(оперативность, объективность, наличие четких критериев оценки знаний, умений, навыков учащихся) 012345
14 Степень воспитательного (нравственного, эстетического, личностно развивающего) воздействия содержания, методов организационных форм учебного взаимодействия на уроке. 012345
15 Влияние использования ИКТ на результативность обучения(достижение целей урока, повышение эффективности и качества обучения) 012345
16 Реальность, достижения цели (задач) урока. Наличие четких критериев оценки результативности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, напрвленных на решение дидактических задач(чему и в какой степени научились), воспитательных задач, способствующих формированию личностных качеств, ценностной ориентации учащихся в ходе урока, общеразвивающих задач(что и в какой степени способствовало развитию общеучебных умений, познавательных способностей) 012345
17 Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока. 012345

Данные оценочные показатели можно использовать для проверки эффективности своего урока, выявления резервов его совершенствования.
К примеру, вы набрали от 60 до 67баллов можно поставить себе оценку хорошо, ну а свыше 67 отлично.
Как мы видим, учитель должен показать не только то, что он применяет инновации, но и то, что они серьезно повышают эффективность учебного процесса.
Прошу дать оценку моему выступлению: «Солнышко»-принимаю в целом анализ урока.
Смайлик»- частично принимаю.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»