Тактика предъявления для опознания. Психологические особенности опознания

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Психология предъявления для опознания понимается, как процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.

Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.
1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.

На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:
– физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
– продолжительность и частота восприятия объекта;
– состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;
– психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
– уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6-7-й день. Затем результативность опознания снижается.

3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением этапа процесса предъявления для опознания. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса предъявления для опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов. В этом всем и заключается психология предъявления для опознания.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков.

Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность. Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. По ним можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Существенный признак - признак, который принадлежит предмету при всех условиях, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий предмету, но не являющийся существенным.

Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность. От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых. Сличение сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании, что может затруднить процесс опознания?.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность и обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных “ореолов”, шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из “Я-образа”, непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок “словесного портрета, могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система “Айденти-Кит” - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами:
длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: “Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?” (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было проведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части меньшей фигуры, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

Восприятие местности. Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов:
Все воспринимаемые объекты “привязываются” к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

Сложная психическая деятельность - словесное описание опознающим признаков объекта, который должен быть опознан, процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу признаков. Совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

В практике судопроизводства возможно ложное и ошибочное опознание и неопознание. Неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также с забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При судебном опознании необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может быть следствием различных воздействий на лицо. легко поддающееся внушению.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.


Глава VI. Психология отдельных следственных действий

Глава2. Психология предъявления для опознания

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков.

Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность. Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. По ним можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Существенный признак - признак, который принадлежит предмету при всех условиях, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий предмету, но не являющийся существенным.

Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность. От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых. Сличение сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании, что может затруднить процесс опознания?.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность и обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных “ореолов”, шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из “Я-образа”, непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок “словесного портрета, могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система “Айденти-Кит” - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами:

длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: “Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?” (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было проведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части меньшей фигуры, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

Восприятие местности. Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов:

Все воспринимаемые объекты “привязываются” к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

Сложная психическая деятельность - словесное описание опознающим признаков объекта, который должен быть опознан, процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу признаков. Совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

В практике судопроизводства возможно ложное и ошибочное опознание и неопознание. Неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также с забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При судебном опознании необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может быть следствием различных воздействий на лицо. легко поддающееся внушению.

Среди различных следственных (судебных) действий познавательного характера особое место в психологическом отношении занимает предъявление для опознания (ст. 193, 289 УПК).

В психологии под опознанием понимается процесс мысленного сопоставления предъявляемого объекта, играющего роль сенсорного стимула, с ранее запечатленным в сознании свидетеля образом искомого объекта либо даже с целым классом подобных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в сознании человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов. Во втором случае мы имеем дело с так называемым родовым (категориальным) узнаванием, поскольку с его помощью устанавливается всего лишь сходство (или различие) предъявленного объекта с определенным классом подобных ему объектов.

Отражение в памяти человека образа в значительной степени определяется возможностями его перцептивных органов (зрения, слуха и т.д.), которые участвовали в восприятии объекта. Предъявление для опознания довольно широко применяется при расследовании преступлений против личности, в том числе имущественного характера. Объектами опознания, или, как еще говорят, идентифицируемыми объектами, могут быть люди, животные, различные предметы живой и неживой природы, а также трупы.

Опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека условно можно разбить на следующие этапы.

1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап, предшествующий собственно предъявлению для опознания, составляет весьма важный в психологическом отношении процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т.д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе формирования его образа в сознании.

Под признаком воспринимаемого объекта понимается доступное восприятию свойство, которое используется в опознавательных целях. Признак объекта может содержать один или несколько опознавательных ориентиров, которые воспринимаются каждый в отдельности либо как единое целое, не поддающееся подробному описанию на вербальном уровне. Например, свидетель, затрудняющийся указать конкретные признаки разыскиваемого лица в виде каких-то четких опознавательных ориентиров, тем не менее утверждает, что может его опознать по внешности, характерной для лиц определенного этнического типа. Такое усвоение образа без подробного описания его признаков еще не говорит о том, что свидетель не сможет опознать разыскиваемое лицо (аналогичное может иметь место и при предъявлении для опознания предметов).

На формирование перцептивного образа воспринимаемого объекта могут влиять различные объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:

  • - физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
  • - продолжительность и частота восприятия объекта;
  • - состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации; различные закономерности восприятия, о которых говорились выше;
  • - психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, страха, обусловленные криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
  • - уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, психологическая установка, влияющие на качество перцептивных процессов, активность внимания субъекта.
  • 2. Сохранение воспринятого образа или его отдельных признаков. Известно, что образ первоначально воспринятого объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и оказываются особенно высокими на шестой-седьмой день. Затем результативность опознания может несколько снижаться.
  • 3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т.д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может его опознать (ч. 2 ст. 193 УПК).

Данное положение закона хотя и должно выполняться, но не всегда достигает цели, поскольку свидетели нередко бывают не в состоянии описать приметы и особенности, так как в их памяти запечатлелся целостный образ предмета, а не его отдельные признаки в виде опознавательных ориентиров. Известны многочисленные случаи, когда свидетели в ответ на вопрос о приметах не могут их четко назвать, не теряя, однако, уверенности в том, что могут опознать интересующий следователя объект. Неспособность описать признаки предмета не исключает возможности безошибочного его опознания, равным образом и описание его признаков далеко не всегда гарантирует успех в опознании. Однако предшествующий опознанию допрос о признаках объекта, который предполагается предъявить свидетелю, позволяет следователю более критически отнестись к принятию решения о предъявлении для опознания, особенно в тех случаях, когда необходимо опознать человека, заподозренного в совершенном преступлении, и оценить полученные результаты.

Тактические приемы такого допроса подробно описаны в криминалистической литературе. Дополнительно к ним можно рекомендовать следователю, чтобы он помимо выяснения вопросов, относящихся к признакам объекта, внимательно оценил объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на восприятие объекта, интеллектуальные, мнемические способности свидетеля1.

Во время общения со свидетелем в ходе допроса важно пробудить у него познавательный интерес к предстоящему следственному действию, соответствующую моги наци К), желание оказать помощь следственным органам в расследовании преступления.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из объектов. Процессуальный порядок и условия предъявления для опознания различных объектов перечислены в законе (ст. 193 УПК).

В психологическом отношении ситуация предъявления для опознания любых объектов (особенно людей) при расследовании преступлений является довольно сложной, поскольку на опознающего воздействует большое количество разнообразных внешних факторов. Кроме того, всеми участниками данного следственного действия, и в первую очередь самим опознающим, осознается, что результаты опознания могут иметь различные уголовно-правовые, нравственные последствия, и это налагает на участников данного следственного действия особую ответственность, вызывает состояние повышенной психической напряженности. С принятием нового УПК следователь во имя безопасности опознающего, испытывающего, к примеру, страх перед опознаваемым, предъявление для опознания последнего может проводить в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в специально оборудованном для этого помещении (ч. 8 ст. 193 УПК).

В ходе мысленного сличения сохранившегося в сознании образа с предъявленными объектами-стимулами происходит взаимодействие между следами памяти и поступающими перцептивными сигналами от предъявленных объектов. Такое сличение далеко не обязательно совершается как развернутое осознаваемое действие с оценкой и фиксацией воспринимаемых признаков. Чаще всего происходит одномоментное узнавание. Это объясняется тем, что многомерные стимулы в виде опознавательных ориентиров опознающим в отдельности не осознаются. Более того, они слиты и представлены в сознании как один (одномерный) образ-стимул конкретного человека или какого-либо предмета. Вот почему в некоторых случаях свидетели нередко затрудняются подробно называть приметы и особенности опознаваемого объекта, особенно когда он не наделен характерными признаками. В подобных случаях происходит одномоментное узнавание объекта, во время которого опознающий просто не в состоянии заметить последовательность фиксации опознавательных признаков-ориентиров. Например, средняя величина порога узнавания человеческого лица находится в пределах 0,05-0,8 с, а порог узнавания лица по фотографии равен 0,03 с1. Такое, по существу, моментальное, или одномоментное, узнавание в психологии получило название симультанного (мгновенного) узнавания.

Иным по психологическому характеру является сукцессивное (последовательное) узнавание, при котором опознающий, прежде чем принять решение о тождестве предъявленного объекта, мысленно совершает своеобразный перебор сохранившихся в его памяти опознавательных признаков-ориентиров (иногда их называют опорными признаками), сопоставляя их с признаками предъявленных ему объектов. В данном случае к перцептивной деятельности человека активно подключаются процессы мышления, с помощью которых в воспринимаемом объекте выделяются наиболее информативные места (опорные признаки). Этот процесс проявляется в движениях зрачков глаз. Одни движения - прослеживающие - представляют собой сглаженные, плавные движения; другие - саккадические - проявляются в виде едва заметных скачков, перемежающихся кратковременными фиксациями па отдельных опорных точках.

Установлено, что при рассматривании человеческого лица больше всего внимание сосредоточивается на глазах, губах и на носу. Такова, например, известная экспериментально сделанная запись движений зрачка глаз человека, рассматривающего фотографию скульптурного портрета Нефертити (рис. 13.6)1.

Таким образом, если симультанное узнавание занимает сотые доли секунды, то на сукцессивное затрачивается гораздо больше времени, хотя результативность его может быть намного ниже. Даже внешне, фиксируя микродвижение зрачков глаза, можно отличить симультанное узнавание

Рис. 13.0.

от сукцессивного. При симультанном узнавании микродвижения зрачков глаз практически незаметны, чего нельзя сказать о сукцессивном узнавании.

Следует также иметь в виду, что нередко симультанное и сукцессивное узнавание происходит в одном опознавательном акте, эти способы узнавания как бы дополняют друг друга. Симультанное узнавание сменяется сукцессивным, выполняющим своеобразную контролирующую функцию в опознавательном процессе.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания, человеком визуально может опознаваться не более трех объектов. Этим во многом объясняются периодически повторяющиеся неудачи в расследовании, когда некоторые следователи, игнорируя данные психологии, и даже вопреки требованиям закона пытаются в целях мнимой экономии времени предъявлять для опознания свидетелям, потерпевшим большие группы людей, заподозренных лиц, не всегда сходных по внешности, разнородных предметов, что категорически запрещается делать, идя но существу по пути получения недопустимых доказательств (ст. 75 УПК).

На данной стадии после мысленного сличения предъявленного объекта с имеющимся в сознании образом достигается перцептивный результат в виде совпадения (несовпадения) предъявленного сенсорного стимула и сохранившегося в памяти образа, т.е. происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Настоящий этап является логическим завершением всего опознавательного процесса. Поскольку данный процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает какими-то достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в контексте со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса, непосредственно в ходе самого процесса опознания. Анализируются поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается в совокупности с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных является серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.

Итак, мы рассмотрели психологические особенности проведения наиболее распространенных следственных (судебных) действий, составляющих содержание познавательной подструктуры. Естественно, что познавательную деятельность следователя, других участников судопроизводства существенно дополняют коммуникативные процессы, имеющие ярко выраженную процессуальную, равно как и непроцессуальную, форму взаимодействия сторон, чему и посвящены последующие главы учебника.

Предъявление для опознания - следственное действие, состо­ящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформиро­ванному психическому образу. Образ текущего восприятия срав­нивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потер­певшие; - они опознаются по признакам внешности, функциональ­ным признакам, особенностям голоса и речи); трупы и их части; животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются реальные объекты или их изображения с целью установления индивидуального, а иногда и группового тождества.Предъявление для опознания - действие сложное, требую­щее тщательной подготовки. Одним из существенных ее элементов является допрос опознающего.Цель этого допроса двоякая: во-первых, выяснить, в каких условиях опознающий воспринимал объект, который будет ему предъявлен для опознания; во-вторых, получить максимально пол­ные данные об этом объекте, те признаки, по которым он может быть опознан.Когда речь идет об условиях восприятия, то имеют в виду объективные и субъективные факторы, при которых происходило восприятие объекта. Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем, полноту и точность воспринятого в зависимости от того, является воспринимающий участником события либо его свидетелем. Так, событие,связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызван­ное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение, но и утрату части информации.Следующим этапом подготовки к предъявлению для опозна­ния служит подбор объектов для предъявления опознающему. По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требо­вание обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опоз­нающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, есте­ственно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один.

Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Следственный эксперимент - это самостоятельное следствен­ное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых дока­зательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.Необходимо отметить, что проведение специальных опытов допустимо только тогда, когда это не нарушает требований закон­ности: нельзя проводить опыты: 1) опасные для людей или имуще­ства; 2) нарушающие общественный порядок; 3) унижающие дос­тоинство личности.Наиболее часто следственный эксперимент проводится с це­лью проверки доказательств. Будучи средством проверки доказательств, следственный экс­перимент особенно эффективен при разоблачении симуляции преступлений. Следственный эксперимент может явиться средством получе­ния новых доказательств.Известны различные виды следственного эксперимента. Р. С. Бел­кин выделяет следующие его виды: а) по установлению возможно­сти наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления; б) по ус­тановлению возможности совершения какого-либо действия; в) по установлению возможности существования какого-либо явления; г) по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей; д) по установлению процесса образования следов собы­тия, обнаруженных в ходе расследования; е) по определению нали­чия или отсутствия профессиональных или преступных навыков.1. Следственный эксперимент по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления. Целью дан­ного вида следственного действия является проверка версии.2. Следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия. С помощью данного следствен­ного действия осуществляется проверка: а) возможности соверше­ния конкретного действия вообще; б) возможности совершения кон­кретного действия в определенных условиях или конкретной лич­ностью; в) возможности совершения конкретного действия за опре­деленный промежуток времени; г) возможности совершения конк­ретного действия за определенный промежуток времени конкретным человеком.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения.

Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. В ходе такого допроса не допускаются наводящие вопросы.

Специфика допроса, предшествующего опознанию, состоит в том, что в процессе его проведения, наиболее широко используются тактические и психологические приемы , направленные на актуализацию воспринятого и запечатленного в памяти допрашиваемого образа объекта.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:

· усвоения отличительных признаков определенного объекта

· использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных.

Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он видел предъявленное для опознания лицо, а также о приметах и особенностях, по которым он может его опознать. Допрос о внешних признаках липа производится по той схеме, по которой составляется словесный портрет. Следователь, допрашивая будущего опознающего, предлагает ему вспомнить и охарактеризовать как можно большее количество признаков внешности. В практике Верховного Суда СССР особо подчеркивалось, что, допрашивая опознающего, следует выяснить, помимо всего прочего, объективные условия восприятия им нападавших преступников: где конкретно, в каких условиях он видел, при каком освещении. Таким образом, большое значение имеют не только признаки объекта, но условия его восприятия .



Для того чтобы полно и точно получить необходимые сведения, следователю необходимо выполнить основные задачи допроса проводимого перед предъявлением для опознания. Выясняя при допросе обстоятельства, при которых наблюдался объект, следователь должен установить:

1) общую информацию об этом человеке характер, склонности, возраст, профессию и т.д.

2) субъективные факторы - в каком состоянии находился допрашиваемый перед началом наблюдения, во время, и после наблюдения объекта;

3) какова была его направленность внимания;

4) место наблюдения, с какого момента он начал наблюдение;

5) время в течение, которого происходило событие, время суток; продолжительность восприятия по времени;

6) сила и направленность освещения, погодные условия, наличие шумовых эффектов;

7) расстояние с которого воспринимался объект;

8) степень знакомства с воспринимаемым объектом;

9) особенности памяти будущего опознающего (лучше запоминает лица, даты, голоса);

10) не имеет ли допрашиваемый дефектов зрения, нарушения психики;

Как индивид, человек характеризуется морфоконоституциональными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями; как личность - рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы. Это значит, что восприятию человека присуще наделение объекту индивидуальных и личностных оттенков, своей субъективной манеры видения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разница в индивидуальном восприятии весьма значительна.

Рассматривая психологические особенности предъявления для опознания в зависимости от процессуального статуса опознающего лица следует отметить, что для проведения предъявления для опознания должен быть установлен процессуальный статус опознающего и опознаваемого, ими могут быть свидетели, обвиняемые, подозреваемые и потерпевшие, но которыми в свою очередь могут быть взрослые (женщины, мужчины), дети (несовершеннолетие), люди преклонного возраста, психически здоровые, психически больные, физически здоровые люди и люди с физическим недостатками, люди, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности. Это важно при разработке тактических и психологических приемов опознания.

Так А.Ф. Кони отмечал о «способности женщины меньше забывать, но больше ошибаться» ,

A.M. Зинин в своей работе «Внешность человека в криминалистике» подробно рассматривает влияние на восприятие человека, особенности женского восприятия, возрастного фактора, принадлежности воспринимающего к определенной этнической группе, интеллектуального уровня, профессиональной направленности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

При восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Иначе гаворя, потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый могут давать совершенно различное описание увиденного ранее события или по-разному описывать признаки объекта. Иногда, следователь допрашивает несколько человек, которые в последующем будут опознающими, сталкивается с таким явлением, когда каждый из допрошенных по-разному описывает одного и того же человека, подлежащего опознанию.

Так, В.И. Громов справедливо считал, что даже при соблюдении требования о подробном и точном выяснении личности преступника на первом допросе потерпевшего бывают необъяснимые на первый взгляд странности, которые заставляют иногда усомниться в достоверности опознания со стороны того или иного свидетеля, давшего правильное, подробное и ясное показание при предъявлении ему обвиняемого. Дело в том, что лицо, виденное нами в одном помещении, в том или другом костюме, при одном освещении, В ТОЙ или другой позе, кажется нам совершено не похожим на себя, когда мы видим его в другом помещении, в другой одежде, при другом освещении или когда он держит себя иначе, чем ранее, или принял другую позу, сделал другие движения и т.д. Разница впечатлений, получаемых от одного и того же субъекта, в зависимости от обстановки, среди которой мы видим этого субъекта, иногда может заставить следователя произвести акт предъявления личности для опознания на месте преступления, в той же самой обстановке, при таком же освещении, как это было во время совершения преступления.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

в УПК РФ ч.8 ст. 193. заложена возможность предъявления для опознания лиц по решению следователя в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в целях обеспечения безопасности последнего. В большинстве случаев основной причиной отказа свидетелей и потерпевших участвовать в предъявлении для опознания бывает страх за свою безопасность и безопасность своих родных и близких. На сегодняшний день в качестве одного из вариантов для проведения такого рода следственного действия может применяться специально оборудованное помещение, загороженное стеклом с односторонним зеркальным отражением, за которым и располагаются предъявленные для опознания лица, а опознающий находиться по другую сторону стекла.

Выемка - изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.

Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Но выемка имеет и свои специфические психологические характеристики , проистекающие из процессуальных особенностей этого следственного действия.

В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер. При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, а при противодействии выемка может быть произведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не только не выдаются следователю (под различными предлогами), но и преднамеренно скрываются, то вместо выемки производится обыск.

Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия).

При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым.

В случае, если речь идет о почтово-телеграфной корреспонденции, следователю необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиться производством следственного действия (наложением ареста на корреспонденцию и ее осмотром) или произвести также и следственное действие (выемку).

Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия.

Для правильного применения методов психологического воздействия - внушения и убеждения - следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не «виновным» отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответственности за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица - противоправны.

Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения.
Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»