Теория общественно-экономических формаций. Теория общественно экономических формаций

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Диалектика общественного развития Константинов Федор Васильевич

1. Общественно-экономическая формация

(Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого содержания этой категории нельзя познать сущность человеческого общества и его развитие по пути прогресса.

Разрабатывая исторический материализм как философскую науку и общесоциологическую теорию, основоположники марксизма-ленинизма показали, что за исходный пункт исследования общества необходимо брать не отдельных составляющих его индивидов, а те общественные отношения, которые складываются между людьми в процессе их производственной деятельности, т. е. прежде всего производственные отношения.

Ради производства необходимых для жизни материальных благ люди неизбежно вступают в не зависящие от их воли производственные отношения, которые в свою очередь определяют все прочие - социально-политические, идеологические, нравственные и т. п. - отношения, а также развитие самого человека как личности. В. И. Ленин отмечал, что «социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения».

Научное материалистическое познание общества вырабатывалось в борьбе против буржуазной социологии. Буржуазные философы и социологи-субъективисты оперировали понятиями «человек вообще», «общество вообще». Они исходили не из обобщения реальной деятельности людей и их взаимодействия, взаимосвязей, не из общественных отношений, складывающихся на основе их практической деятельности, а из абстрактной «модели общества», достроенной в соответствии с субъективным представлением ученого и якобы отвечающей человеческой природе. Естественно, что такое идеалистическое, оторванное от непосредственной жизни людей и их действительных отношений понятие общества противоположно его материалистической интерпретации.

Исторический материализм при анализе категории общественно-экономической формации оперирует научным понятием общества. Оно употребляется при анализе соотношения общества и природы, когда рассматривается необходимость соблюдения экологического равновесия между ними. Без него нельзя обойтись при рассмотрении как человеческого общества в целом, так и любого конкретно-исторического типа и этапа его развития. Наконец, это понятие органически вплетено в определение предмета исторического материализма как науки о наиболее общих законах развития общества и его движущих силах. В. И. Ленин писал, что К. Маркс отбросил пустые разговоры об обществе вообще и занялся изучением одной конкретной, капиталистической формации. Однако это вовсе не значит, что К. Маркс отбросит и само понятие общества. Как отмечает В. И. Разин, он «лишь выступил против пустых рассуждений об обществе вообще, дальше которых не шли буржуазные социологи».

Нельзя отбрасывать понятие общества или противопоставлять его понятию «общественно-экономическая формация». Это противоречило бы важнейшему принципу подхода к определению научных понятий. Данный принцип, как известно, состоит в том, что определяемое понятие нужно подвести под другое, более широкое по объему, которое является родовым по отношению к определяемому. Это логическое правило определения любых понятий. Оно вполне применимо и к определению понятий общества и общественно-экономической формации. В данном случае родовым понятием выступает «общество», рассматриваемое независимо от его конкретной формы и исторического этапа развития. Это неоднократно отмечал К. Маркс. «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? - спрашивал К. Маркс и отвечал: - Продукт взаимодействия людей». Общество «выражает сумму тех связей и отношений, в „которых… индивиды находятся друг к другу“». Общество есть «сам человек в его общественных отношениях».

Являясь родовым по отношению к понятию «общественно-экономическая формация», понятие «общество» отражает качественную определенность социальной формы движения материи в отличие от других форм. Категория «общественно-экономическая формация» выражает качественную определенность типов и исторических этапов развития общества.

Поскольку общество представляет собой систему общественных отношений, составляющих определенную структурную целостность, постольку и познание его состоит в изучении данных отношений. Критикуя субъективный метод Н. Михайловского и других русских народников, В. И. Ленин писал: «Откуда возьмете вы понятие об обществе и прогрессе вообще, когда вы… не сумели даже подойти к серьезному фактическому изучению, к объективному анализу каких бы то ни было общественных отношений?».

Как известно, К. Маркс начал анализ понятия и структуры общественно-экономической формации с изучения общественных отношений, прежде всего производственных. Выделив из всей совокупности общественных отношений главные, определяющие, т. е. материальные, производственные отношения, от которых зависит развитие других общественных отношений, К. Маркс нашел объективный критерий повторяемости в развитии общества, который отрицали субъективисты. Анализ «материальных общественных отношений, - отмечал В. И. Ленин, - сразу дал возможность подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации». Вычленение общего, повторяющегося в истории разных стран и народов позволило выделить качественно определенные типы общества, представить общественное развитие как естественноисторический процесс закономерного поступательного движения общества от низших ступеней к высшим.

Категория общественно-экономической формации одновременно отражает и понятие типа общества, и стадии его исторического развития. В предисловии к работе «К критике политической экономии» К. Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазной общественной формацией «завершается предыстория человеческого общества», на смену ей закономерно приходит коммунистическая общественная экономическая формация, открывающая подлинную историю человечества. В последующих работах основоположники марксизма выделяли также- первобытнообщинную формацию как первую в истории человечества, которую проходят все народы.

Эта типизация общественно-экономических формаций, созданная К. Марксом в 50-х годах XIX в., еще предусматривала наличие в истории специфического азиатского способа производства и, следовательно, существовавшую на его основе азиатскую формацию, которая имела место в странах Древнего Востока. Однако уже в начале 80-х годов XIX в., когда у К. Маркса и Ф. Энгельса сложилось определение первобытнообщинной и рабовладельческой формации, они не употребляли термин «азиатский способ производства», отказавшись и от самого этого понятия. В последующих трудах К. Маркса и Ф. Энгельса речь идет только о… пяти общественно-экономических. формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Построение типологии общественно-экономических формаций основывалось на блестящем знании К. Марксом и Ф. Энгельсом исторической, экономической и других общественных наук, ибо нельзя решить вопрос о числе формаций и порядке их следования без учета достижений истории, экономики, политики, права, археологии и т. п.

Формационный этап, который проходит та или иная страна или регион, обусловлен прежде всего господствующими в них производственными отношениями, определяющими характер социальных, политических и духовных отношений на данном этапе развития и соответствующих общественных институтов. Поэтому В. И. Ленин определял общественно-экономическую формацию как совокупность производственных отношений. Но разумеется, он не сводил формацию только к совокупности производственных отношений, а указывал на необходимость разностороннего анализа ее структуры и взаимосвязей всех сторон последней. Отмечая, что изучение капиталистической формации в «Капитале» К. Маркса базируется на исследовании производственных отношений капитализма, В. И. Ленин вместе с тем подчеркивал, что это лишь скелет «Капитала». Он писал:

«Все дело, однако, в том, что Маркс этим скелетом не удовлетворился… что - объясняя строение и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями - он тем не менее везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью». «Капитал» показал «читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую - с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями».

Общественно-экономическая формация - это качественно определенный тип общества на данной ступени его исторического развития, который представляет систему общественных отношений и явлений, определяемую способом производства и подчиняющуюся как общим, так и своим, специфическим законам функционирования и развития. Категория общественно-экономической формации как наиболее общая в историческом материализме отражает все многообразие сторон общественной жизни на определенной ступени ее исторического развития. В структуру каждой формации входят как общие, свойственные всем формациям, так и своеобразные элементы, характерные для конкретной формации. При этом определяющую роль в развитии и взаимодействии всех структурных элементов играет способ производства, присущие ему производственные отношения, обусловливающие природу и тип всех элементов формации.

Кроме способа производства важнейшими структурными элементами всех общественно-экономических формаций являются соответствующий экономический базис и возвышающаяся над ним надстройка. В историческом материализме понятия базиса и надстройки служат для разграничения материальных (первичных) и идеологических (вторичных) общественных отношений. Базис - это совокупность производственных отношений, экономическая структура общества. Данное понятие выражает социальную функцию производственных отношений как экономической основы общества, складывающейся между людьми независимо от их сознания в процессе производства материальных благ.

Надстройка формируется на основе экономического базиса, развивается и изменяется под воздействием происходящих в нем преобразований, является его отражением. В надстройку входят идеи, теории и взгляды общества и проводящие их в жизнь учреждения, институты и организации, а также идеологические отношения между людьми, социальными группами, классами. Особенностью идеологических отношений в отличие от материальных является то, что они проходят через сознание людей, т. е. строятся сознательно, в соответствии с идеями, взглядами, потребностями и интересами, которыми руководствуются люди.

К наиболее общим элементам, характеризующим структуру всех формаций, следует относить, по нашему мнению, и образ жизни. Как показали К. Маркс и Ф. Энгельс, образ жизни - это «определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности», складывающийся под воздействием способа производства. Представляя собой совокупность видов жизнедеятельности людей, социальных групп в трудовой, социально-политической, семейно-бытовой и т. п. сферах, образ жизни формируется на основе данного способа производства, под воздействием производственных отношений и в соответствии с господствующими в обществе ценностными ориентациями и идеалами. Отражая человеческую жизнедеятельность, категория образа жизни раскрывает личность и социальные группы прежде всего как субъектов общественных отношений.

Господствующие общественные отношения неотделимы от образа жизни. Например, коллективистский образ жизни в социалистическом обществе в корне противоположен индивидуалистическому образу жизни при капитализме, что определяется противоположностью господствующих в этих обществах социальных отношений. Однако отсюда не следует, что образ жизни и общественные отношения можно отождествлять, как это допускалось иногда в работах некоторых социологов. Такое отождествление вело к утрате специфики образа жизни как одного из элементов общественной формации, к отождествлению его с формацией, подменяло это наиболее общее понятие исторического материализма, снижая его методологическое значение для познания развития общества. XXVI съезд КПСС, определяя пути дальнейшего развития социалистического образа жизни, отметил необходимость практического укрепления его, материальных и духовных основ. Это должно выразиться прежде всего в преобразовании и развитии таких сфер жизнедеятельности, как труд, культурно-бытовые условия, медицинское обслуживание, торговля, народное образование, физическая культура, спорт и т. п., которые способствуют всестороннему развитию личности.

Способ производства, базис и надстройка, образ жизни составляют основные элементы структуры всех формаций, но их содержание специфично для каждой из них. В любой формации эти структурные элементы имеют качественную определенность, обусловленную прежде всего типом господствующих в обществе производственных отношений, особенностями возникновения и развития этих элементов при переходе к более прогрессивной формации. Так, в условиях эксплуататорских обществ структурные элементы и определяемые ими отношения имеют противоречивый, антагонистический характер. Эти элементы зарождаются уже в недрах предшествующей формации, а социальная революция, которая знаменует переход к более прогрессивной формации, устраняя отжившие производственные отношения и выражавшую их надстройку (прежде всего старую государственную машину), дает простор для развития новых отношений и явлений, свойственных утверждающейся формации. Таким образом, социальная революция приводит в соответствие устаревшие производственные отношения с выросшими в недрах старого строя производительными силами, что обеспечивает дальнейшее развитие производства и общественных отношений.

Социалистический базис, надстройка и образ жизни не могут возникнуть в недрах капиталистической формации, так как их основу составляют лишь социалистические производственные отношения, которые в свою очередь складываются только на базе социалистической собственности на средства производства. Как известно, социалистическая собственность устанавливается лишь после победы социалистической революции и национализации буржуазной собственности на средства производства, а также в результате производственного кооперирования хозяйства кустарей и трудящихся крестьян.

Кроме отмеченных элементов в структуру формации входят и другие общественные явления, которые влияют на ее развитие. Среди этих явлений такие, как семья, быт, присущи всем формациям, а такие исторические общности людей, как род, племя, народность, нация, класс, свойственны только некоторым формациям.

Как говорилось, каждая формация - это сложная совокупность качественно определенных общественных отношений, явлений и процессов. Они формируются в различных сферах человеческой деятельности и в совокупности составляют структуру формации. Общее для многих этих явлений состоит в том, что они не могут быть полностью отнесены только к базису или только к надстройке. Таковы, например, семья, быт, класс, нация, в систему которых входят базисные - материальные, экономические - отношения, а также идеологические отношения надстроечного характера. Чтобы определить их роль в системе общественных отношений данной формации, необходимо учитывать характер общественных потребностей, вызвавших к жизни данные явления, выявить характер их связей с производственными отношениями, вскрыть их социальные функции. Только такой всесторонний анализ позволяет правильно определить структуру формации и закономерности ее развития.

Для раскрытия понятия общественно-экономической формации как ступени в естественноисторическом развитии общества важное значение имеет понятие «всемирно-историческая эпоха». В этом понятии отражается целая полоса развития общества, когда на основе социальной революции осуществляется переход от одной формации к другой, более прогрессивной. В период революции происходит качественное преобразование способа производства, базиса и надстройки, а также образа жизни и других компонентов структуры формации, осуществляется становление качественно нового социального организма, сопровождающееся разрешением назревших противоречий в развитии экономического базиса и надстройки. «…Развитие противоречий известной исторической формы производства есть единственный исторический путь ее разложения и образования новой», - отмечал К. Маркс в «Капитале».

В диалектике становления и смены общественно-экономических формаций находит свое выражение единство и многообразие исторического развития человечества. Общая закономерность истории человечества состоит в том, что в целом все народы и страны проходят путь от низших по организации социальной жизни формаций к высшим, образуя магистральную линию поступательного развития общества по пути прогресса. Однако эта общая закономерность проявляется специфически в развитии отдельных стран и народов. Это объясняется неравномерностью темпов развития, возникающей не только из своеобразия экономического развития, но и «благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д.».

Многообразие исторического развития присуще как отдельным странам и народам, так и формациям. Оно проявляется в существовании разновидностей отдельных формаций (например, крепостничество - разновидность феодализма); в своеобразии перехода от одной формации к другой (например, переход от капитализма к социализму предполагает целый переходный период, в процессе которого создается социалистическое общество);

в возможности миновать отдельными странами и народами те или иные формации (например, в России не было рабовладельческой формации, а Монголия и некоторые развивающиеся страны миновали эпоху капитализма).

Опыт истории свидетельствует, что в переходные исторические эпохи новая общественно-экономическая формация утверждается сначала в отдельных странах или группах стран. Так, после победы Великой Октябрьской социалистической революции произошел раскол мира на две системы, началось становление коммунистической формации в России. Вслед за нашей страной на путь перехода от капитализма к социализму встал ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. Полностью подтвердилось предвидение В. И. Ленина о том, что «уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории». Основным содержанием современной эпохи является переход от капитализма к социализму и коммунизму во всемирном масштабе. Страны социалистического содружества являются сегодня ведущей силой и определяют главное направление социального прогресса всего человечества. В авангарде стран социализма идет Советский Союз, который, построив развитое социалистическое общество, вступил в «необходимый, закономерный и исторически длительный период в становлении коммунистической формации». Этап развитого социалистического общества - это вершина социального прогресса в наше время.

Коммунизм - это бесклассовое общество полного социального равенства и социальной однородности, обеспечивающее гармоническое сочетание общественных и личных интересов и всестороннее развитие личности как высшей цели этого общества. Ее осуществление будет отвечать интересам всего человечества. Коммунистическая формация является последней формой устройства человеческого рода, но не потому, что на ней останавливается развитие истории. По своей сути ее развитие исключает социально-политическую революцию. При коммунизме останутся противоречия между производительными силами и производственными отношениями, но они будут разрешаться обществом, не приводя к необходимости социальной революции, ниспровержения старого строя и замены его новым. Своевременно вскрывая и разрешая назревающие противоречия, коммунизм как формация будет развиваться бесконечно.

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Основной метод общинно-родового мышления. Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Принцип. Общинно-родовая формация в связи с ее растущей мифологической абстракцией дошла до представления таких живых существ, которые уже не были просто физическими вещами и не были просто материей, но стали чем-то почти внематериальным.

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ Пришло время упорядочить открытые направления и определить, можем ли мы внести какое бы то ни было содержание в эти едва намеченные понятия, которые мы называем «правилами формации». Обратимся, в первую очередь, к «формациям объектов». Чтобы

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. ФОРМАЦИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Количественные описания, биографическое повествование, установление, интерпретация, выведение знаков, рассуждение по аналогии, экспериментальная верификация - и множество других форм высказываний - все это мы можем найти в

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

Коммунистическая общественно-экономическая формация Период НЭПа в СССР завершился официальной национализацией практически всех средств производства в стране. Эта собственность стала государственной, иногда декларировалась в качестве общенародной. Однако у

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Существует ли «чистая формация»? Разумеется, не бывает абсолютно «чистых» формаций. Не бывает потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. «Разве понятия, господствующие в естествознании,

Из книги Ответы: Об этике, искусстве, политике и экономике автора Рэнд Айн

Глава II. ОБЩИННО–РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги Читая Маркса... (Сборник работ) автора Нечкина Милица Васильевна

§2. Общинно–родовая формация 1. Традиционные предрассудки Всякого, кто приступает без предрассудков к ознакомлению с историей античной философии, удивляет одно обстоятельство, которое скоро становится привычным, но по существу требует решительного искоренения.

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Глава III. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги автора

4. Общественно–демонстративный тип а) Это, может быть, наиболее чистый и выразительный тип классической калокагатии. Он связан с внешне–показной, выразительной или, если угодно, репрезентативной стороной общественной жизни. Сюда, прежде всего, относится вся

Из книги автора

Из книги автора

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого

Из книги автора

Общественно-политическая деятельность Что нужно предпринять в сфере политики, чтобы достичь ваших целей? Я не работаю ни на какую политическую партию и ни одной не продвигаю. В этом нет смысла. Но, поскольку среди вас много республиканцев и людей, интересующихся

Из книги автора

III. Общественно-экономическая формация капитализма Вопрос об общественно-экономической формации – важнейший вопрос для историка. Это – основа, самая глубокая основа всякого подлинно научного, т.е. марксистского, исторического исследования. В.И. Ленин в своей работе о

Из книги автора

Современная общественно-экономическая ситуация Одна из тенденций новой и новейшей истории – модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному обществу. Эта тенденция сделалась заметной в Западной Европе уже в XVII в., в дальнейшем она

Теория общественно-экономических формаций является краеугольным камнем материалистического понимания истории. В качестве вторичных базовых отношений в этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название - «общественно-экономические формации». Маркс в «Капитале» проанализировал законы становления, развития капиталистической формации, показал её исторически приходящий характер, неизбежность новой формации - коммунистической. Термин «формация» был взят из геологии, в геологии «формация» обозначает - напластование геологических отложений определённого периода. У Маркса термины «формация», «общественно-экономическая формация», «экономическая формация», «общественная формация» употребляются в идентичном смысле. Ленин же характеризовал формацию как единый, цельный социальный организм. Формация это не агрегат индивидов, не механическая совокупность разрозненных общественных явлений, это целостная социальная система, каждый компонент которой должен рассматриваться не изолированно, а в связи с другими социальными явлениями, со всем обществом в целом.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.

Можно выделить следующие элементы формации как целостного живого организма:

Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. Этот закон определяет роль всей системы экономических отношений, главное влияние собственности на средства производства по отношению к политико-юридическим идеям, учреждениям, общественным отношениям (идеологическим, моральным, религиозным, духовным). Между базисом и надстройкой существует тотальная взаимозависимость базис всегда первичен, надстройка вторична, но в свою очередь она воздействует на базис, она развивается относительно самостоятельно. По Марксу воздействие базиса на надстройку не фатально, не механистично, не однозначно в различных условиях. Надстройка побуждает базис к его развитию.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Эти формы детерминируются способом производства, характером производственных отношений и ступенью развития производительных сил.

И, наконец, это тип и форма семьи.

Они также на каждом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

Важным вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:

  • 1. Что формации самостоятельно развиваются.
  • 2. Существует преемственность в их развитии, преемственность на основе технико-технологического базиса и отношений собственности.
  • 3. Закономерностью являются полнота развития формации. Маркс считал, что не одна формация не погибает раньше, чем разобьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора.
  • 4. Движение и развитие формаций осуществляется ступенчато от менее совершенного состояния к более совершенному.
  • 5. Страны высокого формационного уровня играют ведущую роль в развитии, они оказывают воздействие на менее развитые.

Обычно выделяют следующие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы - социализм и коммунизм).

Для характеристики и сравнения различных типов общественно-экономических формаций проанализируем их с точки зрения видов производственных отношений. Довгель Е.С. выделяет два принципиально разных их типа:

  • 1) такие, в которых люди принуждаются к труду насильственно или экономически, при этом у них отчуждаются результаты труда;
  • 2) такие, в которых люди трудятся по доброй воле, заинтересованно и обоснованно участвуют в распределении результатов труда.

Распределение общественного продукта при рабовладельческих, феодальных и капиталистических отношениях осуществляются по первому типу, при социалистических и коммунистических - по второму типу. (При первобытнообщинных общественных отношениях распределение осуществляется бессистемно и какой-либо тип выделить трудно). При этом Довгель Е.С. считает, что и «капиталистам», и «коммунистам», приходится констатировать: капитализм в экономически развитых странах сегодня - это только лишь традиционные слова и «таблички в мозгах», как дань безвозвратно прошедшей Истории, в сущности же, общественно-производственные отношения высоких уровней развитости (социалистические и коммунистические) являются уже весьма распространенными в странах с наиболее высоким уровнем эффективности производства и жизни людей (США, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Германия, Канада, Франция, Япония и др.). К СССР же определение страны, как социалистической применялось необоснованно. Довгель Е.С. Теория общественно-экономических формаций и конвергенция идеологий в экономике. «Организация и управление», международный научно-практический журнал, 2002, № 3, с. 145. С этой позицией согласен и автор данной работы.

Среди основных недостатком формационного подхода можно назвать недооценку способности капиталистического общества к самостоятельному изменению, недооценка «развиваемости» капиталистического строя это недооценка Марксом своеобразия капитализма в ряду общественно-экономических формаций. Маркс создаёт теорию формаций, рассматривая их как ступени общественного развития, причём в предисловии «К критике политической экономии» он пишет «Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человеческого общества». Маркс установил объективную взаимозависимость между уровнем развития и состоянием общества, сменой типов его экономической аргументации, он показал всемирную историю как диалектическую сменяемость общественных структур, он как бы упорядочил ход мировой истории. Это было открытием в истории человеческой цивилизации. Переход от одной формации к другой совершался у него через революцию, недостатком марксисткой схемы является представление об однотипности исторических судеб капитализма и докапиталистических формаций. И Маркс, и Энгельс, прекрасно осознавая и многократно обнаруживая глубочайшие качественная отличия капитализма от феодализма с удивительным постоянством подчеркивают однотипность, однопорядковость капиталистической и феодальной формации, подчинённость их одному и тому же общеисторическому закону. Они указывали на одинаковые по типу противоречия между производительными силами и производственными отношениями, там и тут фиксировали неспособность с ними справиться, там и тут фиксировали гибель как форму перехода общества на другую, более высокую ступень развития. Марксова смена формаций напоминает смену человеческих поколений, не одному поколению не дано прожить два жизненных срока, так и формации приходят, расцветают, умирают. Эта диалектика не касается коммунизма, он принадлежит другой исторической эре. Маркс и Энгельс не допускали мысли, что капитализм может открыть принципиально новые способы разрешения своих противоречий, может выбрать совершенно новую форму исторического движения.

Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в, но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства в той или иной форме в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо отметить: Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма.

Выявленные в формационном подходе недостатки учитывает в некоторой степени цивилизационный подход. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разно качественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Общественно-экономическая формация - в марксистском историческом материализме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений . В основе каждой формации лежит определённый способ производства . Производственные отношения, взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (например, социальными группами, народностями, нациями и т. п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни . Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Завершением социализма является коммунизм , «начало подлинной истории человечества», никогда ещё не существовавшее устройство общества. Причиной коммунизма является развитие производительных сил до той степени, что оно требует, чтобы все средства производства находятся в общественной собственности (не государственной). Происходит социальная, а затем и политическая революция. Частная собственность на средства производства полностью устранена, классовое разделение отсутствует. Из-за отсутствия классов нет классовой борьбы, нет и идеологии. Высокий уровень развития производительных сил освобождает человека от тяжелого физического труда, человек занят только умственным трудом. На сегодняшний считается, что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на себя весь тяжелый физический труд. Товарно-денежные отношения отмирают из-за их ненадобности для распределения материальных благ, поскольку производство материальных благ превышает потребности людей, а значит и обменивать их не имеет смысла. Общество предоставляет любые технологически доступные блага каждому человеку. Реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» Человек не имеет ложных потребностей в следствие устранения идеологии и основным занятием имеет реализацию своего культурного потенциала в обществе. Достижения человека и его вклад в жизнь других людей - высшая ценность общества. Человек, мотивированный не экономически, а уважением или неуважением окружающих людей трудится сознательно и намного более продуктивно, стремится принести обществу наибольшую пользу, чтобы получить признание и уважение за проделанную работу и занять как можно более приятное положение в нём. Таким способом общественное сознание при коммунизме поощряет самостоятельность как условие коллективизма, а тем самым добровольное признание приоритета общих интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает .

    Развитие взглядов Маркса на исторические формации

    Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский» . Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая»

    К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства» . Историк античности М. Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ . Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке , а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен .

    Понятие общественно-экономической формации (экономического общества) можно сформулировать на основе изучения конкретных типов такой формации: античной и капиталистической. Большую роль в понимании этих сыграли Маркс, Вебер (роль протестантской этики в становлении капитализма) и другие ученые.

    Общественно-экономическая формация включают в себя: 1) демосоциальное сообщество рыночно-массового потребления (исходная система); 2) динамично развивающуюся рыночную экономику, экономическую эксплуатацию и т. д. (базисная система); 3) демократическое правовое государство, политические партии, церковь, искусство, свободные СМИ и т. д. (вспомогательная система). Общественно-экономической формации присуща целерациональная деятельность, превалирование экономических интересов, ориентация на прибыль.

    Концепция частной собственности и римское право отличают западные (рыночные) общества от восточных (плановых), в которых нет института частной собственности, частного права, демократии. Демократическое (рыночное) государство выражает интересы прежде всего рыночных классов. Его фундамент образуют свободные граждане, имеющих равные политические, военные и иные права и обязанности и контролирующие власть через выборы и муниципальное самоуправление.

    Демократическое право выступает юридической формой частной собственности и рыночных отношений. Без опоры на частное право и власть рыночный базис функционировать не может. Протестантская церковь, в отличие от православной, становится ментальной основой капиталистического способа производства. Это показал М. Вебер в «Протестантской этике и духе капитализма». Буржуазное искусство осмысливает и воображает в своих произведениях буржуазное бытие.

    Частная жизнь граждан экономического общества организована в гражданское сообщество, противостоящее обществен- но-экономической формации как институциональной системе, организованной рыночным базисом. Это сообщество частично входит во вспомогательную, базисную и в демосоциальную подсистемы экономического общества, представляя в этом смысле иерархическое образование. Понятие гражданского общества (сообщества) появилось в XVII веке в работах Гоббса и Локка, получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Вико, Канта, Гегеля и других мыслителей. Оно получило название гражданского в отличие от сословного общества подданных при феодализме. Маркс рассматривал гражданское общество вместе с буржуазным государством , как часть надстройки, а революционный пролетариат считал могильщиком и буржуазного гражданского общества, и либерального государства. Вместо них должно появится коммунистическое самоуправление.

    Таким образом, понятие общественно-экономической формации представляет собой синтез промышленного общества Спенсера, общественно-экономической формации Маркса и социальной системы Парсонса. Оно в большей степени адекватно законам развития живой природы, основанным на конкуренции, чем политическое, основанное на монополии. В общественной конкуренции победу одерживает свободный, интеллектуальная, предприимчивая, организованная, саморазвивающаяся общность, для которой диалектическое отрицание традиционности ради современности, а современности ради постсовременности органично.

    Типы общественно-экономических формаций

    Общественно-экономическая формация известна в форме (1) античной, аграрно-рыночной (Древняя Греция и Рим) и (2) капиталистической (индустриально-рыночной). Вторая общественная формация возникла из остатков первой в условиях феодальной Европы.

    Античная формация (1) возникла позже азиатской, около VIII века до н. э.; (2) из некоторых первобытнообщинных обществ, живущих в благоприятных географических условиях; (3) под влиянием азиатских обществ; (4) а также технической революции, изобретения железных орудий труда и войны. Новые орудия стали причиной перехода первобытно-общинной формации в античную только там, где были благоприятные географические, демографические и субъективные (ментальные, интеллектуальные) условия. Такие условия сложились в античной Греции, а затем в Риме.

    В результате этих процессов возникла античная община свободных частных земельных собственников-семей, существенно отличная от азиатской. Появились античные полисы — государства, в которых вечевое собрание и выборная власть составили два полюса античного демократического государства. Признаком появления таких обществ можно считать появление монет на рубеже VIII-VII веков до н. э. Античные общества были окружены множеством первобытно-общинных и азиатских обществ, с которыми находились в сложных отношениях.

    В греческих полисах происходил рост населения, вывод лишнего населения в колонии, развитие торговли, трансформировавшей семейное хозяйство в товарно-денежное. Торговля быстро стала ведущей отраслью греческой экономики. Социальный класс частных производителей и торговцев стал ведущим; его интересы стали определять развитие античных полисов. Происходил упадок античной аристократии, опирающейся на родовой строй. Лишнее население не только направлялось в колонии, но и вербовалось в постоянную армию (как, например, у Филиппа — отца Александра Македонского). Армия становилась ведущим орудием «производства» — грабежа рабов, денег и товаров. Первобытно-общинный строй Древней Греции превратился в античную (экономическую) формацию.

    Исходную систему античного строя составляли семьи свободных греческих или италийских общинников, которые могли себя прокормить в благоприятных географических условиях (море, климат, земля). Они удовлетворяли свои потребности за счет собственного хозяйства и товарного обмена с другими семьями и общинами. Античное демосоциальное сообщество состояло из рабовладельцев, свободных общинников и рабов.

    Базисную систему античной формации составляла частнособственническая экономика, единство производительных сил (земли, орудий труда, скота, рабов, свободных общинников) и рыночных (товарных) отношений. В азиатских формациях рыночная группа встречала отпор со стороны других социальных и институциональных групп, когда становилась богатой, поскольку покушалась на властную иерархию. В европейских обществах в силу случайного стечения обстоятельств торгово-ремесленный класс, а затем буржуа навязали свой тип целерациональной рыночной деятельности в качестве базисного для всего общества. Уже в XVI веке европейское общество стало по типу экономики капиталистическим.

    Вспомогательную систему античного общества составляли: демократическое государство (правящая элита, ветви власти, бюрократия, право и т. д.), политические партии, общинное самоуправление; религия (жрецы), утверждавшая божественное происхождение античного общества; античное искусство (песни, танцы, живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), которое обосновывало и возвышало античную цивилизацию.

    Античное общество было гражданским, представлявшим совокупность демосоциальных, экономических, политических и религиозных самодеятельных организаций граждан во всех системах общественного строя. В них существовали свобода слова, доступ к информации, право свободного выезда и въезда и иные гражданские права. Гражданское общество — свидетельство освобождения личности, с чем не знаком традиционный Восток. Оно открывало дополнительные возможности для раскрытия энергии, инициативы, предприимчивости индивидов, что существенно сказалось на качестве демографической сферы общества: его образовывали экономические классы богатых, обеспеченных, бедных. Борьба между ними стала источником развития этого общества.

    Диалектика исходной, базисной и вспомогательной систем античной формации определяла ее развитие. Увеличение производства материальных благ вело к росту численности людей. Развитие рыночного базиса сказывалось на росте богатства и его распределении между социальными классами. Политическая, правовая , религиозная, художественная сферы общественно-экономической формации обеспечивали поддержание порядка, правовую регламентацию деятельности собственников и граждан, мировоззренчески оправдывали товарную экономику. Вследствие самостоятельности она оказывала влияние на базис товарного общества, тормозя или ускоряя его развитие. Реформация в Европе, например, создала новые религиозно-моральные мотивы труда и этику протестантизма, из которой вырос современный капитализм.

    В феодальном (смешанном) обществе из остатков античного постепенно возникают основы либерально-капиталистического строя. Появляется либерально-капиталистическое мировоззрение, дух буржуазии: рациональность, профессиональный долг, стремление к богатству и прочие элементы протестантской этики. Макс Вебер критиковал экономический материализм Маркса, считавшего сознание буржуа надстройкой над стихийно сложившимся рыночно-экономическим базисом. По мнению Вебера, вначале появляются единичные буржуазные авантюристы и капиталистические хозяйства, оказывающие влияние на других предпринимателей. Затем они становятся массовыми в экономическом строе и формируют капиталистов из некапиталистов. Одновременно возникает индивидуалистическая протестантская цивилизация в виде единичных ее представителей, институтов, образа жизни. Она тоже становится источником рыночно-экономической и демократической систем общества.

    Либерально-капиталистическое (гражданское) общество возникло в XVIII веке. Вебер вслед за Марксом утверждал, что оно появилось в результате комбинации ряда факторов: экспериментальной науки, рационального буржуазного капитализма, современного государственного устройства, рациональных правовых и административных систем, современного искусства и т. д. В результате сочетания перечисленных социальных систем капиталистическое общество не знает себе равных по адаптации к внешней среде.

    Капиталистическая формация включает в себя следующие системы.

    Исходная система образуется: благоприятными географическими условиями, колониальными империями; материальными потребностями буржуа, крестьян, рабочих; неравенством демо- социального потребления, началом формирования общества массового потребления.

    Базисную систему образует капиталистический способ общественного производства, представляющий собой единство капиталистических производительных сил (капиталистов, рабочих, машин) и капиталистических экономических отношений (денег, кредита, векселей, банков, мировой конкуренции и торговли).

    Вспомогательную систему капиталистического общества образует демократическое правовое государство, многопартийность, всеобщее образование, свободное искусство, церковь, СМИ, наука. Эта система определяет интересы капиталистического общества, оправдывает его существование, осмысливает его сущность и перспективы развития, воспитывает необходимых для него людей.

    Черты общественно-экономических формаций

    Европейский путь развития включает в себя следующие : первобытно-общинную, античную, феодальную, капиталистическую (либерально-капиталистическую), буржуазно-социалистическую (социал-демократическую). Последняя из них — конвергентная (смешанная).

    Экономические общества отличаются : высокой эффективностью (производительностью) рыночной экономики, ресурсосбережением; способностью удовлетворять растущие потребности людей, производства, науки, образования; быстрой адаптацией к меняющимся природным и общественным условиям.

    В общественно-экономических формациях произошел процесс трансформации неформальных ценностей и норм, характерных для традиционного (аграрного) общества, в формальные. Это процесс трансформации статусного общества, где люди были связаны множеством неформальных ценностей и норм, в контрактное, где люди связаны контрактом на время реализации своих интересов.

    Экономические общества характеризуется: экономическим, политическим и духовным неравенством классов; эксплуатацией трудящихся, колониальных народов, женщин и т. д.; кризисами экономики; формационной эволюцией; конкуренцией из-за рынков сбыта и сырья; возможностью дальнейшей трансформации.

    Гражданское сообщество берет на себя в экономическом обществе функцию выражать и защищать интересы и права граждан перед демократическим, правовым, социальным государством, образуя с последним диалектическую противоположность. Это сообщество включает в себя многочисленные добровольные негосударственные организации: многопартийную систему, независимые СМИ, общественно-политические организации (профсоюзные, спортивные и т. д.). В отличие от государства, являющегося иерархическим институтом и основанного на приказах, гражданское сообщество имеет горизонтальную структуру, основано на сознательной добровольной самодисциплине.

    Экономический строй основан на более высоком уровне сознания людей, чем политический. Его участники действуют прежде всего индивидуально, а не коллективно, исходя из личных интересов. Их коллективное (совместное) действие более отвечает их общим интересам, чем это происходит в результате централизованного государственного вмешательства (в политическом обществе). Участники общественно-экономической формации исходят из следующего положения (я уже цитировал): «Многими из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для себя самого роль». Они умеренны в рационалистической гордыне.

    В XIX в. в Западной Европе возник глубокий кризис либерально-капиталистического общества, подвергнутого жестокой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии». В XX в. он привел к «пролетарско-социалистической» (большевистской) революции в России, фашистской — в Италии и национал-социалистической в Германии. В результате этих революций произошло возрождение политического, азиатского типа общества в его советской, нацистской, фашистской и иных тоталитарных формах.

    Во Второй мировой войне нацистское и фашистское общества были разгромлены. Победу одержал союз советского тоталитарного и западного демократического обществ. Затем советское общество потерпело поражение от западного в «холодной» войне. В России начался процесс создания новой государственно-капиталистической (смешанной) формации.

    Ряд ученых считает общества либерально-капиталистической формации самыми передовыми. Фукуяма пишет: «Все страны, проводящие процесс модернизации, от Испании и Португалии до Советского Союза, Китая, Тайваня и Южной Кореи, двинулись в эту сторону». Но Европа, на мой взгляд, пошла значительно дальше.

    (исторического материализма), отражающая закономерности исторического развития общества, восходящего от простых примитивных социальных форм развития к более прогрессивным, исторически определенный тип общества. Данное понятие также отражает социальное действие категорий и законов диалектики, знаменующее закономерный и неизбежный переход человечества из «царства необходимости в царство свободы» - в коммунизм. Категория общественно-экономической формации разрабатывалась Марксом в первых вариантах «Капитала»: «К критике политической экономии.» и в «Экономико-философских рукописях 1857 - 1859 гг.». В наиболее развитом виде она представлена в «Капитале».

    Мыслитель считал, что все общества, несмотря на их специфику (которую Маркс никогда не отрицал), проходят одни и те же ступени или этапы общественного развития - общественно- экономические формации. Причем каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других социальных организмов (формаций). Всего он выделяет пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую; которые ранний Маркс сводит к трем: общественной (без частной собственности), частнособственнической и вновь общественной, но на более высокой уровне социального развития. Маркс считал, что определяющими в общественном развитии являются экономические отношения, способ производства, в соответствии с которым он и назвал формации. Мыслитель стал основоположником формационного подхода в социальной философии, считавшего, что существуют общие социальные закономерности развития различных обществ.

    Общественно-экономическая формация состоит из экономического базиса общества и надстройки, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Главным в этом взаимодействии является экономический базис, экономическое развитие общества.

    Экономический базис общества - определяющий элемент общественно-экономической формации, представляющий собой взаимодействие производительных сил общества и производственных отношений.

    Производительные силы общества - силы, с помощью которых осуществляется процесс производства, состоящие из человека как главной производительной силы и средств производства (зданий, сырья, машин и механизмов, технологий производства и т. д.).

    Производственные отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, связанные с их местом и ролью в производственном процессе, отношением собственности на средства производства, отношением к продукту производства. Как правило, тот, кто владеет средствами производства, тот и играет определяющую роль в производстве, остальные вынуждены продавать свою рабочую силу. Конкретное единство производительных сил общества и производственных отношений образует способ производства, определяющий экономический базис общества и всю общественно-экономическую формацию в целом.


    Над экономическим базисом возвышается надстройка, представляющая собой систему идеологических общественных отношений, выражающихся в формах общественного сознания, во взглядах, теориях иллюзиях, чувствах различных социальных групп и общества в целом. Наиболее значимыми элементами надстройки являются право, политика, мораль, искусство, религия, наука, философия. Надстройка детерминирована базисом, но она может оказывать обратное воздействие на базис. Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан, прежде всего, с развитием экономической сферы, диалектикой взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

    В этом взаимодействии производительные силы являются динамично развивающимся содержанием, а производственные отношения - формой, позволяющей существовать и развиваться производительным силам. На определенном этапе развитие производительных сил вступает в противоречие со старыми производственными отношениями и тогда наступает время социальной революции, осуществляющейся в результате классовой борьбы. Со сменой старых производственных отношений новыми, меняется способ производства и экономический базис общества. Со сменой экономического базиса меняется и надстройка, следовательно, происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой.

    Формационная и цивилизационная концепции общественного развития .

    В социальной философии существует множество концепций развития общества. Однако основными являются формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция , разработанная марксизмом, считает, что существуют общие закономерности развития для всех обществ, независимо от их специфики. Центральное понятие данного подхода - общественно-экономическая формация.

    Цивилизационная концепция общественного развития отрицает общие закономерности развития обществ. Цивилизационный подход наиболее полно представлен в концепции А. Тойнби .

    Цивилизация , по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Все цивилизации Тойнби делит на основные (шумерская , вавилонская , минойская , эллинская - греческая, китайская, индусская, исламская, христианская) и локальные (американская, германская, русская и т. д.). Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальны цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Каждая цивилизация исторически развивается в соответствии с движущими силами истории, главные из которых - вызов и ответ.

    Вызов - понятие, отражающее угрозы, приходящие к цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, агрессия, войны, изменения климата и др.) и требующие адекватного ответа, без которого цивилизация может погибнуть.

    Ответ - понятие, отражающее адекватную реакцию цивилизационного организма на вызов, т. е трансформация, модернизация цивилизации с целью выживания и дальнейшего развития. Большую роль в поиске и осуществлении адекватного ответа играет деятельность талантливых богоизбранных выдающихся людей, творческого меньшинства, элиты общества. Оно ведет за собой инертное больншинство, которое иногда «тушит» энергию меньшинства. Цивилизация, как и любой другой живой организм, проходит следующие циклы жизни: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, за которой следует смерть и полное исчезновение. Пока цивилизация полна сил, пока творческое меньшинство способно вести за собой общество, адекватно реагировать на поступающие вызовы, она развивается. С истощением жизненных сил любой вызов может привести к надлому и смерти цивилизации.

    К цивилизационному подходу тесно примыкает культурологический подход , разработанный Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером . Центральное понятие данного подхода - культура, трактуемая как некий внутренний смысл, некая цель жизнедеятельности того или иного общества. Культура является системообразующим фактором формирования социокультурной целостности, называемой Н. Я. Данилевским культурно-историческим типом. Подобно живому организму, каждое общество (культурно-исторический тип) проходит следующие этапы развития: рождение и рост, цветение и плодоношение, увядание и гибель. Цивилизация - высший этап развития культуры, период цветения и плодоношения.

    О. Шпенглер также выделяет отдельные культурные организмы. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. О. Шпенглер выделяет культуры, завершившие свой цикл развития, культуры, умершие раньше времени и становящиеся культуры. Каждому культурному «организму», по Шпенглеру, заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию (мертвую протяженность и «бездушный интеллект», бесплодное, окостенелое, механическое образование), знаменующую старость и болезнь культуры.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»