Типовые сценарии поведения: интерпретация скрытых мотивов. Ики и сексуальные сценарии поведения

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Поведение человека складывается из отдельных поведенческих сценариев, которые начинают закладываться ещё в детстве и потом на протяжении всей жизни добавляются и совершенствуются. Таким образом, каждый человек, в общем, знает, как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации на основании своего опыта. Но некоторые поведенческие сценарии, усвоенные ранее, нам мешают, а не помогают. При помощи НЛП возможно безболезненно заменить неработающие или негативные сценарии поведения и перестать делать глупости, которые вам мешают достичь своих целей в жизненных ситуациях.

Как изменить привычные реакции при помощи НЛП

Бывают моменты, когда случайно сказанная фраза буквально выбивает человека из колеи. До этого всё было хорошо, переговоры велись в правильном направлении, но прозвучала эта фраза, и человек занервничал, вышел из себя, в результате переговоры сорваны, сделка провалилась.

При помощи техник НЛП можно предусмотреть и исправить такую ситуацию. Давайте на примере посмотрим, как это сделать.

Меняем сценарий поведения

Давайте попробуем вспомнить какую-то ситуацию из жизни, при которой до определённого момента всё было хорошо, но после какой-то случайно сказанной фразы или слова всё изменилось.

  1. Погрузимся в эту ситуацию. Необходимо представить эту ситуацию в виде фильма, вернее, в виде киноплёнки, на которую записан фильм.
  2. Теперь просмотрим этот кинофильм кадр за кадром. Вот всё идёт хорошо, хорошо, но вот мы дошли до момента срыва, и далее началось неправильное поведение нашего героя.
  3. Отрезаем этот кусок плёнки, где записано плохое кино с неправильным поведением главного героя.
  4. Но при этом оставляем кадры самого момента срыва, кадры с плохой фразой.
  5. Теперь необходимо успокоиться, обдумать ситуацию, и записать другое кино, в котором после ключевой фразы главный герой теперь будет вести себя спокойно и правильно.
  6. Если трудно самостоятельно выработать правильную стратегию поведения, то можно прибегнуть к помощи любимых кино-героев – представить, как бы они себя повели в этой ситуации.
  7. Потом склеиваем новый фильм, приклеив получившийся «правильный кусок» после ключевой фразы. Теперь нужно вновь просмотреть это кино и убедиться, что после ключевой фразы нет никакого срыва, наш герой сдержан и ведёт себя правильно.

Всё. Ситуация исправлена. Любые переговоры пройдут успешно, и сделка состоится.

Прокручиваем новый, исправленный сценарий поведения

Теперь достаточно перенести этот вымышленный фильм в реальную жизнь, и когда в следующий раз возникнет подобная ситуация, уже будет ясно, как себя вести, потому что на этот случай у нас есть учебный фильм.

  • Ситуации в жизни бывают разные.
  • Разными бывают и фразы, которые могут вывести человека из себя.
  • Разными могут быть и сами сценарии.

Поэтому таких «учебных фильмов» нужно записать несколько, для разных жизненных ситуаций. И перед следующей беседой просматривать некоторые из этих «учебных фильмов», которые могли бы пригодиться во время беседы с очередным клиентом.

Точно так же работает процесс при исправлении поведения в отношениях с любимым человеком. Просмотрите фильм со своей последней ссорой и замените проблемный кусок новым решением. Успеха!

Прочтите также:

Внеклассное мероприятие по этикету для младших школьников

Автор: Микерина Галина Николаевна педагог - организатор дворового клуба "Жулдыз",Дома детского творчества, г. Аксу, Казахстан

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГОСПОДИНА ЭТИКЕТА И ГОСПОЖИ ЭТИКЕТКИ

(Сценка по правилам этикета)

Описание: Материал может быть применен вожатым, учителями, педагогами – организаторами для мероприятий по правилам поведения.

Цель :Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Организовать знакомство детей с правилами поведения, упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Задачи: Научить учащихся правилам этикета. Воспитывать дружбу, уважение.
На сцене находятся: столик сбоку площадки, по центру – два стула. Перед столиком установлена рамка, служащая экраном телевизора. Звучат позывные. В "экране" появляется диктор.
ДИКТОР: Здравствуйте. В эфире экстренный выпуск "Вежливых новостей". Сегодня в стране Этики при загадочных обстоятельствах исчез повелитель порядка поведения – сам господин Этикет. Поиски пока безуспешны… Госпожа Этикетка, супруга великого Этикета, - в горе и отчаянии.
Диктор уходит, на сцене появляется госпожа Этикетка с дамами.
ЭТИКЕТКА : (заламывает руки). Куда? Куда он мог так внезапно пропасть? Неужели его похитили?
1. ДАМА. Ваше величество, кому в наше время нужен Этикет?
ЭТИКЕТКА. Тогда он под машину попал! Он такой рассеянный!
2. ДАМА . Госпожа, в нашей стране нет машин.
ЭТИКЕТКА . Ну, тогда под каре-е-ету!
3. ДАМА. Госпожа, перестаньте рыдать. Господин Этикет не такой уж наивный, чтобы попасть под какие-то колеса… Помните, в прошлом году его взяли в заложники хулиганы?
ЭТИКЕТКА. Да! Полменю! Они заставляли его ругаться…
3. ДАМА. Вот! А он научил их вежливости, и они добровольно сдались. И теперь верно служат вашим величествам.
ЭТИКЕТКА. А я все равно волнуюсь!
Входит стражник.
СТРАЖНИК .. Госпожа, найдена записка!
ЭТИКЕТКА. Читайте же!
СТРАЖНИК . "Дорогая, Этикеточка! За меня не волнуйся – я скоро вернусь. У меня важные дела в одной дальней стране. Не скрою, дела опасные, но я должен идти вперед. Твой Этикет."
ЭТИКЕТКА. И все?! (Стражник кивает, пятится и уходит.) Надо же, он так торопился, что забыл добавить – "С уважением…" Нет! (Встает.) Я должна быть рядом с ним!
1. ДАМА. Извините, это невозможно!
2. ДАМА. Пожалуйста, не покидайте нас!
3. ДАМА: Спасибо вам за вашу преданность, но идти куда-то – это безумие!
ЭТИКЕТКА: Хотя вы, дамы, и волшебные слова, но я вас не послушаюсь! Немедленно – за мной! Будем готовиться в путь!
Уходит, вместе с ней – дамы.
Появляется Стражник, который обращается к зрителям.
СТРАЖНИК: Всем все понятно? Как, по-вашему, зовут этих трех придворных дам? Кто быстрее всех ответит - получит этикетку, пропуск к нашему призу!
Стражник вручает специальную этикетку зрителю, первым назвавшему имена дам (Извините. Пожалуйста. Спасибо.).
Появляется диктор.
ДИКТОР : Самые последние известия! Госпожа Этикетка отважно отправилась на поиски своего доблестного супруга! Ее сопровождают придворные дамы Извините, Спасибо и Пожалуйста. Ждите очередных новостей! (Уходит.)
Вновь появляются Этикетка с дамами. Этикетка с вздохом падает па стул.
ЭТИКЕТ: Идем, идем, а никого не встречаем…
1. ДАМА. Извините, но мне кажется. Что там - город!
2. ДАМА. Пожалуйста, будьте осторожны, ваше величество, - к нам кто-то идет!
Вваливается группа грубиянов.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Привет! Подвинься, тетка! (Спихивает Этикетку со стула.)
ВТОРОЙ ГРУБИЯН. Чего уставились?
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН. Мы вот вам щас грубить начнем!
1. ДАМА . Извините, а вы кто такие?
2. ДАМА. Пожалуйста, не грубите дамам!
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН. Грубияны мы, бабки!
3. ДАМА. Спасибо! Какие мы тебе бабки?
2 .ДАМА . Пожалуйста, не грубите, а то мы обидимся.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Ой-ой-ой! Какие мы обидчивые! Ууу! (Делает "козу" дамам, те визжат.) Ха! Понятно?
ЭТИКЕТКА. Какие грубияны!
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН . А ты думала!…
ВТОРОЙ ГРУБИЯН . Мы, блин, такие вообще!.. Короче, не суйся не в свое дело!
ЭТИКЕТКА (решительно встает). Нет! Это как раз мое дело, не будь я Этикеточкой! (Обращается к зрителям.) Ребята, есть один проверенный способ борьбы с грубостью – это в ответ на грубость не стать таким же грубияном, как вот они. Кто скажет, что неправильно делали эти ребята только что, назовите их ошибки.
Этикетка вызывает зал на диалог. В котором должны выясниться ошибки:
обращение к незнакомым людям на "ты",
грубая замена синонимов слов (уставилась, не суйся, бабки)
грубые обороты речи (не суйся не в свое дело, а ты думала, блин,).
Грубияны грозят залу кулаками, кого-то передразнивают.
ЭТИКЕТКА: . Вы все сказали правильно, ребята. И я своей волшебной силой превращаю грубиянов из этой страны в обыкновенных мальчиков. Пусть звучат волшебные слова!
Фоном звучит музыка. Грубияны преображаются.
1.ДАМА : Извините…
2 ДАМА : Спасибо…
3.ДАМА: Пожалуйста…
1.ГРУБИЯН : Ой… Это… кхм… Извините нас, тетеньки…
2.ГРУБИЯН : Погорячились, с кем не бывает.
3.ГРУБИЯН: Вот! (Придвигает стул.) Садитесь, пожалуйста!
1.ГРУБИЯН :А вы куда путь держите, если не секрет?
ЭТИКЕТКА : Мы идем искать супруга моего – господина Этикета.
2.ГРУБИЯН :Сбежал?
ЭТИКЕТКА : Нет. Мне кажется, его похитили.
3.ГРУБИЯН: Да кому он… (Зажимает рот рукой.) Ой! А можно, мы с вами пойдем?
ЭТИКЕТ : Пожалуйста! Мы этому рады!
1.ГРУБИЯН: Я думаю, надо идти вон туда! Там очень интересная страна!
2.ГРУБИЯН: Мы там никогда не были.
3.ГРУБИЯН : Но оттуда такие интересные крики раздаются!
ЭТИКЕТКА: Вдруг он там? Идёмте, идёмте скорее!
Уходят. Появляется диктор.
ДИКТОР : Последнее сообщение! Госпожа Этикетка и сопровождающие ее лица посетили страну Грубляндию. Жертв нет, грубияны исправлены. Спасательная экспедиция двинулась в сторону совершенно неизвестной страны! Мы ожидаем известий! (Уходит.)
Слышен шум, на сцену выбегают все персонажи.
ЭТИКЕТКА: Боже! Что там такое?
1. ГРУБИЯН.: Может, там война?
2. ГРУБИЯН.: Землетрясение?
1. ДАМА: Карнавал?
2. ДАМА: День города?
3. ГРУБИЯН: В общем, надо идти на разведку. Ребята, пошли…
Они уходят. Все оставшиеся тревожно всматриваются вдаль. Выскакивают грубияны: помятые, смущённые.
1. ГРУБИЯН: Там это… странное место!
2. ГРУБИЯН : Непонятное!
3. ГРУБИЯН: Раздевалка называется…
1. ГРУБИЯН : Самое интересное, в школе находится!
1. ДАМА. Какой ужас? А в какой именно?
1. ГРУБИЯН: Да какая разница!! Такая страна в любой школе найдется…
ЭТИКЕТКА: Надо срочно наводить порядок!
1. ГРУБИЯН : Госпожа, только не это! Нас там вообще разденут! Давай соберем войско, вооружимся, подготовимся, и…
ЭТИКЕТКА : Ждать невозможно! Раз там такое творится, значит, господин мой Этикет там еще не побывал!
1. ДАМА: К сожалению, госпожа…
2. ДАМА : Ай! Вижу молодого человека!
3. ДАМА: Даже двух!
Выходят двое.
ПЕРВЫЙ: Здрасьте…
ВТОРОЙ : Вы кто?
ЭТИКЕТКА : Мы ищем господина нашего – Этикета.
ПЕРВЫЙ : Интересная кликуха… (Ко второму.) Знаешь такого?
ВТОРОЙ: Не-а… А вы к нам надолго?
ЭТИКЕТКА : К вам – это куда?
ПЕРВЫЙ: В страну Прозывалию!
ВТОРОЙ : Первое место по юмору! Мы тут такие все друзья!
ЭТИКЕТКА : А кто ваши друзья?
ПЕРВЫЙ : Ну, Баран, Бегемот, Хрюн и этот самый… Таракан…
1 ДАМА: Как интересно! Извините, у вас тут зоопарк?
ВТОРОЙ : Почему? Вот у меня друзья Бочка, Пузырь и Шпала.
2 ДАМА: На складе живете?
ПЕРВЫЙ : Да нет! Мы дружим с Фингалом, Ботинком и Хоботом.
3 ДАМА: Вы – из цирка!
ВТОРОЙ : Нет! Какой цирк, если моих друзей зовут Графин, Хромой и Толстый.
ЭТИКЕТКА : Нам все ясно! Страна Прозывалия! А вас как зовут?
ПЕРВЫЙ: Его – Балбес.
ВТОРОЙ: А его – Балда.
Смеются, обнимаются и уходят.
1 ДАМА: Ребята! (В зал.) У вас тут, случайно, не страна Прозывалия?
2 ДАМА: Я не хочу в такую страну.
3 ДАМА: Кличка, как у собачки! Ой!
ЭТИКЕТКА: Ребята, моя этикеточка достанется тому, кто назовет настоящие имена этих двух героев? Невозможно? А вы не забыли имена своих одноклассников? Давайте маленький конкурс проведем: кто вспомнит подряд имена всех своих одноклассников? По очереди!
Зрители называют имена, зал считает. В классе около тридцати человек, поэтому сразу перечислять их трудно. Участвуют два зрителя. Далее Этикетка предлагает назвать какие – либо клички, прозвища и выбросить их символическим жестом руки под дружное «Фу!»
ЭТИКЕТКА : Спасибо всем! Отправляемся далее.
Появляются двое, в портупеях и погонах. Это – патрульные.
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Здравствуйте, кого ищут уважаемые дамы?
ЭТИКЕТКА : Добрый день! Я ищу господина Этикета.
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: А вы, полагаю, госпожа Этикетка?
ЭТИКЕТКА : К вашим услугам… (Приседает в реверансе.)
1 ПАТРУЛЬНЫЙ : Вы нам нужны!
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: Мы – патруль Вежливости, нас господин Этикет придумал!
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Он вам записку передал!
ЭТИКЕТКА : Спасибо… (Читает). "Дорогая Этикеточка! Наша разлука затягивается. Но мой долг – остаться в этой огромной стране, где есть Грубляндия, Прозывалия, Раздевалия и вообще всякая Некультурия. Работы много – скоро не ждите. С уважением и любовью – ваш Этикет."
1. ДАМА: Ах, как романтично!
2. ДАМА: Как интересно!
3. ДАМА: А где же сам господин Этикет?
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: Там!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И там!
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: И здесь!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И тут… Он – всюду.
ЭТИКЕТКА: Я поняла! Подойти ко мне все немедленно!" Я делаю официальное заявление! Господин Этикет задерживается в школе на неопределенное время. И если кто-то из вас, ребята, вместо какой-нибудь "Дылды" или "Рюши" скажет просто: Света…
1. ДАМА : Или Коля.
2 ДАМА : Или Наташа.
2 ДАМА: Или просто - друг.
ЭТИКЕТКА: Значит, господин Этикет рядом с вами.
1. ДАМА : Если кто-то захочет толкнуть кого-то, но передумает, он – рядом.
2. ДАМА : Если в коридоре школы вместо крика наступит вдруг тишина – господин Этикет пришел.
3. ДАМА : А если кто-то сдержится, и грубое слово не вылетит, то он будет рад.
ЭТИКЕТКА: Будьте внимательны к людям, которые рядом с вами. А мы, мы возвращаемся. Мы будем ждать, когда господин Этикет все сделает и вернется. Чувствую, это будет еще не скоро. Пойдемте, верные друзья!
Под музыку все торжественно покидают сцену и зал.
Появляется диктор.
ДИКТОР : Внимание! Самые последние известия! Госпожа Этикетка возвращается домой. Она возвращается одна. Ведь господин Этикет остался в школе, чтобы бороться за хорошее отношение школьников друг к другу. Мы верим, что его все-таки заметят и перестанут обижать своих друзей и родных. Он ведь не один – с ним ребята, которые знают, что такое вежливость и доброта. Мы уверены, что господин Этикет – великий порядок поведения – победит. И все станут его друзьями. Наша программа завершается. До свидания, будьте вежливы, друзья!
Диктор покидает своё место, на сцене – все участники программы.
ПРИМЕЧАНИЯ :
Этикеточки, полученные зрителями, обмениваются на мини - призы (Ход программы можно дополнить викторинами на темы этикета).
Программа может быть дополнена конкурсом чтецов (Стихи на темы поведения, отношения людей, вежливости и пр.)

У большинства людей имеются повторяющиеся сценарии поведения, которые возникают из-за определенных общественных ограничений, требующих скрывать свои истинные желания и чувства, если понять, в каких мотивационных сигналах нуждается человек, им можно управлять, давайте рассмотрим, что такое скрытая мотивация персонала – сценарии поведения. Существуют типичные сценарии, которые помогают расположить к себе человека и мотивировать его на взаимодействие.

Непродуктивная и неправильная реакция:

Отказ обсуждать тему ссылаясь при этом на сильную занятость,
Рекомендации по управлению временем, упреки в неверном планировании дня.

Данный сценарий поведения, очень распространенный. Порой человек на самом деле не знает, как управлять временем из-за чего постоянно перегружен, а иногда загрузка вполне нормальная, и человек успевает справиться со всеми задачами. В действительности проблема состоит в другом. Главный сигнал посылаемый человек говорит о следующим: «Я на самом деле полезен и значим!». Следовательно, мы получаем сигнал, говорящий о том, что такому человеку нужно признание собственной значимости. Успешная скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в подтверждении данной значимости. Поддерживайте разговор, периодически хвалите, признайте, что от действий и умений данного работника, на самом деле многое зависит.

2. «Меня никто не может понять. Все пропало»

Неправильная реакция:

Обвинение собеседника,
Не стоит утверждать, что проблемы - собеседника- это полная ерунда, которая не требует особенного внимания, к тому же все можно легко исправить,
Соревнование.

Этот сценарий поведения говорит о существующей потребности человека в сопереживании и сочувствии. Мотивация персонала в этом случае, состоит в следующем, необходимо подтвердить, что эмоции человека вам понятны. Согласитесь, с ним, что порой нас никто не понимает в жизни и приходиться трудности преодолевать самостоятельно. Постепенно нужно вывести человека из данной темы, переключая его внимание на более продуктивные пути решения.

3. «Все они (начальники, мужчины, женщины, обеспеченные люди и тд.) – ругательное слово (проходимцы, дуры, идиоты и т.д).

Неправильная реакция:

Сам/сама виновата,
Вступление в разговор на нейтральном уровне (видимо человек встал сегодня «не стой ноги»),
Чересчур активное поощрение этих высказываний или длительное обсуждение данной темы.

Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который себя не уверенно чувствует в определенной сфере общения, пытается защититься первым и нанести опережающий удар.

Скрытая мотивация персонала в этом случае, заключается в частичном согласии и сопереживании (действительно, порой такое случается). Главное понять, таким образом человек защищается, поэтому его агрессия или эпатаж не стоит воспринимать всерьез. Если такой сценарий встречается в рабочих отношениях («Все поставщики – идиоты, клиенты – не могут разобраться в своих желаниях…»), то руководителю желательно проверить поведение и профессионализм работника именно в данной области, а далее обдумать обучение, корректировку моделей поведения.

4. «Все равно у меня не получится. Заранее приношу свои извинения»

Неправильная реакция:

Обвинить человека в его неспособности.
Отмахнуться от предупреждения, заявив голословно, что все получится.
Предложить от пробы отказаться.

Этот сценарий, следует учитывать лишь если он периодически повторяется. Если сотрудник говорит об этом в конкретной ситуации, то не стоит сразу делать выводы. Человек заранее ставит защиту, опасаясь того, что действительно данное задание ему не под силу.

В этом случае, нужно собеседнику дать понять, что его предупреждение принято, похвалить за умение прогнозировать ситуацию, но предложить все-таки попробовать, убедив, что ничего страшного не произойдет, если его опасения подтвердятся.

5. «Разве они умеют…»

Неправильная реакция:

Посмотри на себя.
Убеждение о наличии каких-то ранее упомянутых возможностей или навыков у них.

Подобный сценарий возникает вокруг навыков и тех умений, которыми человек гордится, при этом в других сферах чувствует себя неуверенно. В любом случае, подобное поведение говорит о имеющихся комплексах: унижая других, человек приподнимает себя.

Если в данный момент вы желаете завоевать расположение человека, достаточно поддержать эту тему, с энтузиазмом подтвердить навыки и качества его самого. Тем не менее в будущем нужно подобную реакцию корректировать, чтобы она не переросла в агрессию.

6. «В наши годы…»

Неправильная реакция:

Снижение значимости заслуг и побед говорящего в настоящем или прошлом.
Реальное сравнение «молодых» и «стариков».
Обоснование различий.

Этот сценарий также говорит о неуверенности и защите, при этом главенствует здесь не навыки, а «стаж».
Удачной реакцией на такой сценарий можно считать действительное подтверждение значимости собеседника, его нынешних и прошлых заслуг. В дальнейшем необходимо брать во внимание, что человек живет прошлым, нужно спровоцировать его на развитие в настоящем, возможно показать ему, что существует много вещей, которых он не знает или еще не добился высокого уровня. Если подобный сценарий постоянно проявляется, будьте готовы к возможной агрессии такого человека по отношению к молодежи и новичкам.


7. «Здесь нет ничего нового. Я все итак знаю…»

Неправильная реакция:

Показать то, что человек не знает, при этом делая акцент на его неумение.
Попытка напрямую доказать некомпетентность.
Убеждение в пользу обучения.

Реакция защитного характера, подтверждающая личную значимость, профессионализм и компетенцию. Довольно часто такое поведение присуще неуверенным в себе людям.

В этой ситуации, нужно подтвердить умения человека, его опыт и профессионализм, свести разговор к возможному обучению или повышению квалификации. В заключении собеседника нужно чем-то поразить или удивить, спровоцировав интерес к дальнейшему развитию.

Мы рассмотрели несколько типичных сценариев, которые могут проявляться при личном или деловом общении. Главное понимать, что подобное поведение проявляется на подсознательном уровне, и не является контролируемым. Это предоставляет возможность правильно строить диалог и отношения с людьми, мотивировать и осуществлять свое влияние на них. Скрытая мотивация персонала – сценарии поведения позволяют доминировать над людьми, выявляя их сигналы, просящие о конкретной реакции, подобный стимул обязательно нужно дать, это поможет вам успешнее мотивировать и влиять на человека.

C ценарии, по которым может складываться жизнь взрослого человека, не получившего родительского благословения

Сценарий №1 - Отец отвергает сына; сын отказывается от родительского благословения.

Результаты:

А. У сына появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от мужчин.
Б. Внутри сына зарождается внутреннее ожидание, которое внушает ему, что другие мужчины не будут одобрять его. Он начинает ожидать, что другие мужчины его «забракуют» и отвергнут.
В. Вероятнее всего он самостоятельно постарается поднять себе цену и создать образ независимого мужчины. Он это будет делать посредством:

1. Карьеры (трудоголизм, карьеризм, стремление к успеху);
2. Денег (скупость, жадность, накопительство, страх остаться в нужде);
3. Власти и статуса (неглубокие отношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей);
4. Служения (звезда первой величины, светило служения);
5. Любой другой роли, в которой он может показать всем, что он – настоящий мужчина.

Последствия:

1. Конфликт с мужским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления любой структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я со всем справляюсь сам!»
3. Неспособность доверять другим людям.

5. Чрезмерное суровое, грубое и жестокое обращение с людьми.
6. В его жизни проявляются качества характера и манера поведения, которые он презирал в собственном отце.

Ситуация в браке:

1. Главное назначение жены – завершать и подчеркивать его, как мужчину.
2. Он не входит в мир жены.
3. Он не дает ей доступ в собственное сердце.
4. По отношению к жене он ведет себя эгоистично, невежливо и равнодушно.

В браке с таким мужчиной женщина ощущает, что:

1. Она не любима.
2. Она не нужна.
3. Она стоит у мужа на последнем месте.
4. Он пользуется ею для удовлетворения своих половых потребностей.

Сценарий №2 – отец отвергает сына; сын начинает бороться за отцовское благословение.

Результаты:

А. У сына появляется склонность искать любовь и принятие со стороны мужчин.
Б. Сын пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужным и одобренным.
В. Свою ценность нужность он постарается найти в других людях. Для него очень важно то, что другие люди думают о нем. Этими людьми могут быть:
жена, дети, герой, начальник, пастор, друзья, важные люди, соседи.

Последствия:


2. Сострадательность и оказание помощи людям.
3. Может создавать впечатление слабака или неженки.
4. Чрезвычайно самокритичный человек.
5. Губительное, во вред самому себе, стремление завоевать расположение других мужчин.
6. Презрительное отношение к тому факту, что он – мужчина. Может ни во что не ставить свою мужественность.
7. Его могут занимать гомосексуальные фантазии и «приключения».
8. Он может вобрать в себя множество качеств, свойственных женщинам (женоподобный характер или манера поведения).

Ситуация в браке:

1. Отказ от роли главы семейства.
2. Чуткость и сострадание по отношению к жене.
3. Страсть к совершенству – высокое требование к себе и другим – надрывает брачные узы.
4. Гомосексуальные связи или фантазии создают напряженность в супружеских отношениях.
Эмоциональная подавленность и самокритичность мужа изматывают жене душу.

В браке с таким мужчиной жена чувствует, что:

  1. На неё не обращают внимание.
  2. Она не нужна.
  3. В жизни мужа она занимает первое место с конца.
  4. Она не любима.

Сценарий №3 – отец отвергает дочь; дочь отказывается от отцовского благословения.

Результаты:

А. Предрасположенность не принимать любовь, исходящую от мужчин.
Б. Внутри дочери зарождается ожидание, которое внушает ей, что, подобно отцу, другие мужчины не будут относиться к ней одобрительно. Она начинает ожидать, что от мужчин, что они ее забракуют или отвергнут.
В. Вероятнее всего она сама постарается поднять себе цену и создать образ независимой женщины, которая ни к ком и ни в чем не нуждается. Она будет это делать посредством:
1. Собственной женственности (красота, беспорядочность в знакомствах, половая распущенность).
2. Карьеры (трудоголизм, стремление к успеху).

4. Власти и статуса (неглубокие взаимоотношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).

6. Материнства (Первосортная, образцово-показательная мама).
7. Любой роли, в которой она может показать себя с наилучшей стороны.

Последствия:




4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Чрезмерное грубое, суровое и жесткое обращение с людьми.
6. В ее жизни могут проявляться качества характера и манера поведения, которые она страстно презирала в собственном отце.
7. Может вобрать в себя мужеподобную манеру поведения.
8. Может вступить во взаимоотношения с лесбиянкой или вынашивать такие отношения в своих фантазиях.

Ситуация в браке:

1. Обычно такая жена оказывает мужу открытое сопротивление и отвергает его авторитет.
2. Жаждет любви, но отказывается признаться в этом мужу и открыть перед ним свое сердце.
3. Ее муж не способен ей угодить.
4. Чрезмерно требовательна и критична к мужу.
5. Может быть холодной и равнодушной (фригидной) в половой близости.

Обычно муж такой жены чувствует, что…


3. Его ни во что не ставят, и он не представляет ценности в глазах жены.

Сценарий №4 – отец отвергает дочь; дочь начинает бороться за отцовское благословение.

Результаты:

А. У дочери появляется склонность искать любви и принятие со стороны мужчин.
Б. Дочь пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужной и принятой.
В. Свою ценность она постарается найти в других людях. Для нее очень много значит, что другие думают о ней. Этими людьми могут быть: муж, дети, герой, начальник, пастор, друзья, важные люди, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.


4. Губительное, во вред себе, стремление завоевать расположение мужчин.
5. Может стать кокетливой (флирт) и не разборчивой в знакомствах и связях.
6. Чаще всего ее эмоциональное восприятие развито намного сильнее, чем логика.
7. Мизерная вера в собственные силы и достоинство, отсутствие внутренней уверенности.

Ситуация в браке:

1. Обычно чрезмерно покорна своему мужу.
2. Чересчур привязана к мужу, подавляет его своей заботой.
3. Часто делает из мужа бога.
4. Может испытывать безрассудную ревность и нежелание «делиться» своим мужем (полностью присвоила его жизнь себе).
5. Ее эмоциональная подавленность и самокритичность изматывают мужу душу.
6. Как бы муж ее не любил, ей всегда мало.
7. Выставляет мужу эмоциональные счета, которые небыли оплачены ее отцом.

1. в его адрес выдвигаются несправедливые обвинения.
2. Он не способен угодить жене.
3. Он неумелый человек, у которого не получается создать счастливый брак.
4. Он загнан в тупик («Все мои старания тщетны!»)
5. Он парализован «объятиями» (чрезмерной опекой) своей жены.

Сценарий №5 – мать отвергает сына; сын отказывается от материнского благословения.

Результаты:
А. У сына появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от женщин.
Б. Внутри сына зарождается ожидание, которое внушает ему, что женщины не будут одобрять его. Он начинает ожидать от женщин, что его «забракуют» или отвергнут.
В. Вероятнее всего он самостоятельно попытается поднять себе цену и создать образ независимого мужчины, который не хочет иметь ничего общего с представительницами женского пола. Он сделает это посредством:

1. Мужественности (впечатляющее, атлетическое телосложение; сексуальная привлекательность).
2. Карьеры (трудоголизм, карьеризм, стремление к успеху).
3. Денег (скупость, страх остаться в нужде, накопительство).
4. Власти и статуса (неглубокие отношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).
5. Служения (звезда первой величины, светило служения).
6. Любой роли, в которой он может преуспеть и оказаться непревзойденным.

Последствия:

1. Конфликт с женским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я сам со все справлюсь!»
3. Неспособность доверять другим людям. Особенно женщинам.
4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Чрезмерно суровое, жесткое и грубое обращение с людьми.
6. Полное непонимание своего собственного внутреннего мира (не отдает себе отчета в том, что он чувствует и что творится в его душе).
7. Те качества характера, которые он ненавидит в других людях, начинают проявляться в нем, или при его содействии в его жене.
8. В знак отвержения женского пола может начать вести гомосексуальный образ жизни.

Ситуация в браке:

1. Часто не внимателен к своей жене. Не замечает ее, игнорирует.
2. Крайне редко проявляет знаки внимания.
3. Мало романтичен.
4. Пассивен и холоден в сексуальной жизни.
5. Может показывать сильное раздражение или даже яростный гнев. Дело может дойти до рукоприкладства.
6. Сам того не замечая заставляет жену играть роль своей матери. Другими словами их взаимоотношения вместо «муж-жена» начинают приобретать нездоровый характер «мать-сын».

В браке с таким мужчиной жена ощущает, что…

1. она отвергнута.
2. С ней дурно обращаются.
3. Она загнана в глухой угол (разочарованность, растерянность и расстроенные чувства).
4. Муж ее использует в своих корыстных целях.
5. Она усыновила мальчика, а не вышла замуж.

Сценарий №6 – мать отвергает сына; сын начинает бороться за материнское благословение.

Результаты:

А.У сына появляется склонность искать любовь и принятие со стороны женщин.
Б. Сын пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя принятым и нужным.
В. Свою ценность и сущность он постарается найти в других людях. Для него очень много значит, что другие думают о нем. Этими людьми могут быть: жена, дети, герой, начальник, пастор, друзья, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.
2. Сострадательность и оказание помощи другим.
3. Повышенная самокритичность.
4. Страстное желание добиться женского расположения, принятия.
5. Большое ударение на внешности, всегда старается иметь идеальный вид.

Ситуация в браке:

1. Сильно цепляется за любовь и внимание жены, постоянно требует к себе внимания.
2. Нездоровая привязанность к жене (подавляет ее чрезмерными ожиданиями или претензиями).
3. Может испытывать безрассудную ревность и нежелание «делиться» своей женой (полностью присвоил ее жизнь себе).
4. Может вынудить жену играть роль своей матери.
5. Выставляет своей жене эмоциональные счета, которые небыли оплачены его матерью.
6. Как бы жена его ни любила, ему всегда мало.

В браке с таким мужчиной жена чувствует, что…

1. она умирает от эмоционального удушья.
2. Она загнана в тупик и обессилена.
3. Муж выдавил из нее все соки.
4. Она – неудачница, у нее ничего не получается.
5. Она не в силах сделать мужа счастливым.

Сценарий №7 – мать отвергает дочь; дочь отказывается от материнского благословения.

Результаты:

А. У дочери появляется предрасположенность не принимать любовь, исходящую от женщин.
Б. Внутри дочери зарождается ожидание, которое внушает ей, что, подобно матери, другие женщины не будут относиться к ней с одобрением. Она начинает ожидать от других женщин, что ее забракуют или отвергнут.
В. Вероятнее всего она самостоятельно постарается поднять себе цену и создать образ независимой женщины, которая ни в ком не нуждается. Она это сделает посредством:

1. Карьеры (трудоголизм, стремление к успеху).
2. Денег (скупость, страх остаться в нужде, накопительство).
3. Власти и статуса (неглубокие взаимоотношения, игра на чувствах, манипулирование мнением людей).
4. Служения (звезда первой величины, светило служения).
5. Материнства (Первосортная, образцово-показательная мама).
6. Любой роли, в которой она может показать себя с наилучшей стороны.

Последствия:

1. Конфликт с мужским начальством. Под начальством подразумевается ответственное лицо, представитель органа управления структурой.
2. Ярко выраженная самодостаточность: «Мне никто не нужен! Я со всем справляюсь сама!»
3. Неспособность доверять людям.
4. Душевная черствость и безразличие к нуждам окружающих.
5. Может стать кокетливой (флирт) и неразборчивой в знакомствах и связях.
6. В ее жизни проявляются качества характера и манера поведения, которые она страстно презирала в собственной матери.

Ситуация в браке:

1. От мужа ожидается, что он будет делать все для того, чтобы дополнять ее женственность (она хочет, чтобы муж подтверждал и утверждал то, что она – полноценная женщина).
2. Жаждет любви мужа, Требует его любви, но не позволяет себе быть любимой.
3. Чрезмерно требовательна и критична к мужу.
4. Ей нелегко признавать авторитет мужа и подчиняться ему.
5. Ей очень сложно открывать свое сердце мужу и впускать его в свой внутренний мир.

Обычно муж такой жены чувствует, что…

1. Его несправедливо обвиняют.
2. Он не в силах понравиться своей жене и завоевать ее симпатию.
3. Его ни во что не ставят (не представляет ценности в глазах жены).
4. Все старания любить жену и созидать брак тщетны (безнадежность)

Сценарий №8 – мать отвергает дочь; дочь начинает бороться за материнское благословение.

Результаты:

А. У дочери появляется склонность искать любовь и принятие со стороны женщин.
Б. Дочь пойдет на все, что угодно, лишь бы почувствовать себя нужной и приемлемой.
В. Свою ценность и сущность она постарается найти в других людях. Для нее очень много значит, что другие думают о ней. Этими людьми могут быть: муж, дети, герой, начальник, пастор, подруги, соседи.

Последствия:

1. Чрезмерная чувствительность к нуждам других людей.
2. Сострадательность и оказание помощи другим.
3. Ярко выраженная самокритичность.
4. Губительное, во вред себе, стремление завоевать расположение других женщин.
5. Презрение и ненависть собственной женственности.
6. Может попытаться найти утешение во взаимоотношениях с лесбиянкой (даже если у нее не завяжутся такие отношения, она может вынашивать их в своем воображении).
7. Может вобрать в себя множество мужеподобных качеств.

Ситуация в браке:

1. Высокая требовательность к себе и другим может надорвать брачные узы.
2. Склонность отдавать больше сил и времени построению взаимоотношений с подругами, нежели с мужем.
3. В душе жены есть эмоциональная дыра, которая требует любви и принятия, и которую муж не в состоянии заполнить. Как бы муж ее не любил, ей всегда будет мало.
4. Ее эмоциональная подавленность и самокритичность изматывают мужу душу.

Обычно муж такой жены чувствует, что…

1. Она его не замечает.
2. Он на самом деле не нужен.
3. Он не представляет ценности.
4. Он загнан в тупик (все мои старания тщетны!)

ВОПРОС: Это не вопрос, это скорее проблема. Я не могу спать со своим парнем. Мне с ним очень хорошо, он очень хороший, добрый, и ничего от меня не требует, но я чувствую, что разочаровываю его. Понимаете ли, каждый раз когда он проявляет какую-нибудь инициативу, у меня начинается истерика. Трясутся ноги, и все такое. Он меня успокаивает, относится к этому спокойно. Он старше меня, мы вместе почти год. Живем в одном подъезде. Моя мама к нему хорошо относится, потому что не знает, что у нас с ним за отношения. Она даже просила его приглядывать за мной, когда в рейс уходила. Мне тогда было 14, а сейчас почти 16. Ему 23. Может дело в этом? Я не уверен, что я гей. То есть не совсем уверен. Девушки не вызывают у меня никаких эмоций. А еще я рос без отца. Если бы он у меня был, я бы хотел что б он был как мой парень. Влад.

ОТВЕТ: Во взрослом возрасте мы иногда воспроизводим избранные нами в младенчестве стратегии поведения. В этих случаях мы откликаемся на происходящее здесь и сейчас так, как если бы это был мир, нарисованный нами в наших детских решениях. Когда мы ведем себя таким образом, говорится, что мы включились в сценарий, действуем по сценарию. Об этом можно сказать также, что мы воспроизводим сценарное поведение или сценарные чувства.

Почему мы так поступаем? Почему продолжаем придерживаться детских решений в нашей взрослой жизни? Главная причина состоит в том, что мы все еще надеемся решить фундаментальный вопрос, который не решили в младенчестве: как добиться безусловной любви и внимания. Поэтому, будучи взрослыми, мы нередко реагируем так, словно остаемся малыми детьми. Многие терапевтические школы, в том числе и транзактный анализ, считает этот факт источником большинства жизненных проблем.

Когда мы действуем по сценарию, то обычно не сознаем, что воспроизводим свои детские стратегии. Мы можем развивать такое осознание, пытаясь понять свой сценарий и выявить свои ранние решения.

В какой именно момент человек включится в сценарий, точно предсказать нельзя. Однако имеются два фактора, наличие которых повышает такую вероятность:

  • Когда ситуация здесь и сейчас воспринимается как стрессовая.
  • Когда имеется некоторое сходство между ситуацией здесь и сейчас и стрессовой ситуацией в детстве.

Эти фактора подкрепляют друг друга.


Стресс и сценарий

Стэн Вулламс предложил идею шкалы стресса. Чем выше стресс, тем выше вероятность включения человека в сценарий. Если мы проградуируем стресс, скажем, от 1 до 10, то я, возможно, включусь в сценарий в ситуации, уровень стресса в которой равен шести. Возможно вам, чтобы включиться в сценарий, понадобится стресс восьмого уровня.

Предположим, у меня возникли разногласия с непосредственным начальником. Это соответствует для меня стрессу третьего уровня. Поэтому я действую вне сценария. Я обсуждаю наши различия с позиции Взрослого. Я предполагаю, что мы с начальником либо выработаем компромисс, либо останемся при своем мнении. В последнем случае никакой катастрофы не произойдет.

Допустим, однако, что начальник предлагает решить вопрос у директора. Спор с директором соответствует для меня стрессу шестого уровня. Я включаюсь в сценарий. Во время встречи с директором, я активирую те же физические реакции, чувства и мысли, которые у меня обычно бывали в детстве, когда мой рассерженный отец возвышался надо мной, подобно великану, и выкрикивал уничижительные слова, значения которых я не понимал. Сам того не подозревая, я заставил директора "стать" моим отцом. И отвечал ему так, как если бы был перепуганным трехлетним ребенком.

"Шкала стресса" – хороший прием, иллюстрирующий связь между стрессом и сценарными откликами. Эта связь не означает, что стресс может кого-то "заставить" включиться в сценарий. Последнее является результатом решения, даже если решение это не сознается.

Не исключено, что уже благодаря одному знакомству с теорией сценария я смогу выдерживать больший стресс без того, чтобы действовать по сценарию. Если я проделаю определенную работу над собой, то смогу еще более повысить мою способность преодолевать проблемы, а не возвращаться к сценарному поведению.


Резинки

Когда во время спора с директором я включился в сценарий, это произошло не просто потому, что ситуация была стрессовой. Это произошло также потому, что сцена происходящего здесь и сейчас напомнила мне болезненную сцену из моего детства.

На языке транзактного анализа об этом говорится, что наличная ситуация цепляет за резинку, привязанную к ранней ситуации.

Это образное выражение иллюстрирует, как мы временами реагируем на происходящее, – словно бы катапультируясь назад в сцены раннего детства. Представьте себе гигантскую резинку, протянутую во времени. Она цепляется за какую-то особенность текущей ситуации, напоминающую нам о детской боли, и бэмм! – мы оказываемся отброшены в прошлое.

Обычно эта детская сцена не представлена в нашей сознательной памяти. Поэтому мы не сознаем также сходства ситуаций. В моем случае резинка тянется от директора к моему разгневанному отцу. Но когда я трепетал перед директорским гневом, я не осознавал, что за директором стоит мой отец.

Так как Мама и Папа – очень важные фигуры раннего этапа нашей жизни, их нередко можно обнаружить на дальнем конце резинки. Там обнаруживаются и наши братья-сестры, а также другие родительские фигуры вроде дедушки и бабушки, тети и дяди. Присоединяясь к той или иной группе, мы склонны наделять каждого из ее членов ролью какого-то из своих родителей или родственников. Общаясь со значимыми для нас людьми, мы какое-то время отождествляем их с людьми из нашего прошлого. Мы делаем это, сами того не сознавая.

Фрейдисты называют описанное явление переносом или трансфером. В транзактном анализе, основанном Эриком Берном, мы говорим об этом как о "надевании лица" на другого человека. Когда я во время спора с директором включился в сценарий, то надел на него лицо моего отца. Резинки тянутся в прошлое не обязательно к людям. Мы можем цепляться ими также за звуки, запахи, определенное окружение или что-то еще, неосознанно напоминающее нам стрессовые ситуации детства.


Одна из целей ТА состоит в том, чтобы помочь человеку отсоединиться от резинок. Благодаря пониманию сценария и терапевтической работе над собой я могу излечить первоначальную травму и освободить себя от забрасывания в старые сцены детства. Я позволяю себе иметь дело с ситуациями здесь и сейчас, используя все наличные у меня возможности взрослого человека.

Вспомните какую-нибудь недавнюю стрессовую ситуацию, которая завершилась для вас неудачно или неприятно. В особенности припомните то отрицательное чувство, которое вы испытывали. Действительно испытывать это чувство вновь во время данного упражнения необязательно.

Теперь вспомните какую-нибудь ситуацию в прошлом году, которая также закончилась для вас неблагоприятно, и в которой вы испытывали то же отрицательное чувство.

Затем вспомните схожую ситуацию пятилетней давности, когда вы испытывали то же отрицательное чувство.

Затем вспомните сходную неблагоприятную ситуацию в подростковом возрасте, когда вы испытывали то же неприятное чувство.

Вспомните теперь схожую сцену, когда вы испытывали подобное отрицательное чувство в детстве. Сколько вам тогда было лет?

Если можно, вспомните сходную сцену или сцены из еще более раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Кто при этом присутствовал? Что происходило?


Цель упражнения состоит в том, чтобы проследить, куда тянется дальний конец резинки. Что общего между вашими недавними переживаниями и переживаниями детства? Если в вашей недавней ситуации был задействован какой-то человек, какое лицо из прошлого вы на него надели?

Когда вы сознаете, какую ситуацию из прошлого воспроизводите, вы можете начать отсоединяться от резинки. Используйте сознательность Взрослого, чтобы напоминать себе о том, что на самом деле люди здесь и сейчас отличаются от вашего Папы, Мамы или кого-то другого, чьи лица вы на них надеваете. Если вы начинаете испытывать то же самое неприятное чувство, осознайте, что наличная ситуация отличается от той, которая была в прошлом. Теперь вы располагаете не только ресурсами и возможностями ребенка, которым были в первоначальной ситуации, но также ресурсами и возможностями взрослой личности.

Сценарий и тело

Некоторые из наших ранних решений отражаются не только на нашем уме, но и на нашем теле. Скажем, младенец хотел дотянуться до Мамы. Но обнаружил, что Мама часто от него отстраняется. Чтобы унять боль отверженности, малыш стал подавлять этот телесный порыв. Чтобы не тянуться к ней, он стал напрягать ручки и плечи.

Много лет спустя, уже будучи взрослым человеком, он может продолжать напрягаться таким же образом. Но он не будет сознавать, что делает это. В результате глубокого массажа или терапии он может почувствовать это напряжение, а затем высвободить его. Высвободив его, он по всей вероятности высвободит и поток тех чувств, которые все это время подавлял в себе.

Эрик Берн писал о признаках сценария. Это телесные проявления, указывающие на то, что человек включился в сценарий. Возможно, он глубоко вздохнул, сменил позу или напряг какую-то часть тела.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»