Турецкий геноцид армян. Как это было

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и возникновение Армянского вопроса.

Поводом для русско-турецкой войны 1877–1878 гг. послужили восстания против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу 1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет, Ардаган, город-крепость Карс.

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией. В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского договора. Для пересмотра договора летом 1878 г. по требованию этих держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска, тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности. Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не было. Из-за этого впоследствии резко ухудшилось и без того нелегкое положение армян в Турции.

Армянские погромы 1894 –1896 гг.

Вскоре после завершения Берлинского конгресса стало понятно, что султан Абдул Гамид II не намерен проводить в Западной Армении какие-либо реформы. Более того, в районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись мусульмане с Балкан и Кавказа, курды. Из года в год усиливались поборы с армянского населения. Зачастую, собрав подати, турецкие чиновники через несколько дней возвращались в ту же деревню и, угрожая арестами и пытками, вновь вымогали уже уплаченный налог. Армянские крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман-кочевников, по несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные работы. С другой стороны, представители турецких властей на местах мало что делали для защиты армян от нападений курдов и черкесов, а зачастую сами же и стояли за набегами на армянские деревни.

В начале 1894 г. вновь был поднят вопрос об осуществлении 61-й статьи Берлинского Конгресса, поводом для чего послужило восстание армян Сасуна, начавшееся в том же году. Восстание было вызвано попытками турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. При подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано более 10000 армян.

11 мая 1895 года, послы великих держав потребовали от султана Абдул-Гамида II проведения реформ (т.н. “Майские реформы”) с целью защитить армян от нападений и грабежей. Султан, как всегда, не спешил выполнять требования послов.

Пик армянских погромов пришелся на период после демонстрации 18 сентября 1895 г., проведенной в районе турецкой столицы Баб Али (там была расположена резиденция султана). Во время демонстрации прозвучали требования осуществить «майские реформы». Солдатам был отдан приказ о разгоне демонстрантов. В последовавшем за разгоном погроме погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.

Летом следующего года группа армянских гайдуков предприняла отчаянную попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского населения посредством захвата Имперского Оттоманского Банка - центрального банка Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман русского посольства В. Максимов. Он заверил, что великие державы окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту, и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей. Его условия были приняты, однако захват банка не только не разрешил проблему армянских реформ, но наоборот, усугубил ситуацию. Не успели участники захвата покинуть страну, как в Константинополе начался санкционированный властями погром армян. В результате трехдневной резни погибли по разным оценкам от 5000 до 8700 человек.

В период 1894–96 гг. в Османской империи было уничтожено около 300 000 христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков.

Установление младотурецкого режима

Политика султана пагубно сказывалась на положении Османской Империи в целом. Правлением Абдул Гамида II была недовольна и турецкая буржуазия. После событий 1890-х политический престиж Турции настолько ослабел, что в Европе заговорили о скором развале империи. С целью установления в стране конституционного режима группой молодых турецких офицеров и правительственных чиновников была создана тайная организация, ставшая впоследствии основой партии “Иттихад ве теракки” (“Единение и прогресс”, также известная как иттихадистская или младотурецкая партия). В начале XX века в борьбе с султанским режимом участвовало множество организаций - как турецких, так и армянских, греческих, арабских, албанских, македонских, болгарских. При этом все попытки подавить грубой силой антисултанское движение приводили лишь к усилению этого движения.

В 1904 турецкие власти вновь попытались покорить Сасун, однако, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отступить.

Антисултанские настроения усиливались. Особенно сильным было влияние младотурок в военных частях, расквартированных в европейских районах Османской Империи. В конце июня 1908 г. офицеры-младотурки подняли мятеж. Попытка его подавить ни к чему не привела, поскольку отправленные на подавление мятежа войска перешли на сторону мятежников. Очень скоро мятеж перерос во всеобщее восстание: к младотуркам присоединились повстанцы-греки, македонцы, албанцы, болгары. Уже через месяц султан был вынужден пойти на значительные уступки, восстановить конституцию, не только амнистировать главарей восстания, но и во многих вопросах следовать их указаниям. Празднества по случаю восстановления конституции прошли по всей стране, в них участвовали все народы Османской империи. Армяне с радостью встретили младотурок, считая, что всем бедам и непосильному гнету положен конец. Лозунги иттихадистов о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения.

Эйфория армян длилась недолго. Мятеж, поднятый сторонниками султана 31 марта (13 апреля) 1909 г. в Константинополе, совпал с новой волной антиармянских погромов в Киликии. Первый погром начался в Адане, затем погромы перекинулись на другие города Аданского и Алеппского вилайетов. Посланные для поддержания порядка войска младотурок из Румелии не только не защитили армян, но вместе с погромщиками приняли участие в грабежах и убийствах. Итог резни в Киликии - 30000 погибших. Многие исследователи придерживаются мнения, что организаторами резни были младотурки или, по крайней мере, младотурецкие власти Аданского вилайета.

В 1909 – 10 гг. по всей Турции прокатились погромы нацменьшинств: греков, ассирийцев, болгар, албанцев и других.

Первая мировая война и геноцид армян

Современные турецкие и протурецкие авторы, пытаясь оправдать политику младотурок, оправдывают уничтожение армянского населения Османской империи тем, что армяне симпатизировали русским и готовили восстание в турецком тылу. Факты же говорят о том, что уничтожение готовилось задолго до войны, а война лишь предоставила младотуркам удобный случай беспрепятственно осуществить свои планы. После аданских событий 1909 г., несмотря на попытки партии Дашнакцутюн продолжить сотрудничество с младотурками, отношения между младотурецким режимом и армянами постоянно ухудшались. Стараясь выдавить армян с политической арены, младотурки тайно развили по всей стране бурную антиармянскую деятельность.

Еще в феврале 1914 г. (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараево!) иттихадисты призвали бойкотировать армянские бизнесы. Более того, один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота.

На следующий день после объявления Германией войны России турки и немцы подписали секретный договор, фактически переводящий турецкие войска под немецкое командование. Поначалу Турция объявила о нейтралитете, но это было лишь уловкой, чтобы успеть провести мобилизацию и лучше подготовиться к предстоящей войне. 4 августа было объявлено о мобилизации, а уже 18 августа стали поступать первые сообщения из Центральной Анатолии о проводимых под лозунгом “сбора средств для армии” грабежах имущества армян. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиции шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах.

29 октября 1914 г. Османская империя вступила в первую мировую войну на стороне Германии: боевые корабли турок под командованием немецких офицеров совершили внезапное нападение на Одессу. В ответ 2 ноября Россия объявила войну Турции. В свою очередь в Турции был объявлен джихад (священная война) против Англии, Франции и России.

Положение армянского населения в Османской империи ухудшалось с каждым днем: турецкое правительство обвинило армян в попытке восстания (естественно, без предъявления каких-либо доказательств). В то время как турецкое Общество красного полумесяца строило для турецкой армии госпитали на добровольные пожертвования армян, в воинских частях были проведены показательные казни отдельных военнослужащих-армян. Большинство же призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны и впоследствии уничтожены.

В начале декабря 1914 г. турки начали наступление на Кавказском фронте, однако, потерпев сокрушительное поражение (потери составили 70000 человек из 90000), были вынуждены отступить. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни.

К весне 1915 года геноцидальная машина младотурок работала на полную мощность. Разоружение армян шло полным ходом, в Алашкертской долине отряды турецких и курдских четников вырезали армянские деревни, недалеко от Смирны (ныне Измир) были перебиты призванные в армию греки, началась депортация армянского населения Зейтуна. В первых числах апреля резня продолжилась в армянских и ассирийских деревнях Ванского вилайета. В середине апреля в город Ван начали прибывать беженцы из окрестных сел, сообщая о происходящих там кошмарах. Приглашенная на переговоры с администрацией вилайета армянская делегация была уничтожена турками. Узнав об этом, армяне Вана приняли решение защищаться и ответили отказом на требование турецкого генерал-губернатора немедленно сдать оружие. В ответ турецкие войска и отряды курдов осадили город, но все попытки сломить сопротивление армян закончились ничем. В мае передовые отряды русских войск и армянских добровольцев отбросили турок и сняли, наконец, осаду Вана.

Тем временем в Константинополе начались массовые аресты видных армян: интеллектуалов, предпринимателей, политиков, религиозных деятелей, педагогов и журналистов. Только в ночь на 24 апреля в столице арестовали 250 человек, всего в течение недели - более 800 человек. Большинство позднее были убиты в тюрьмах и по дороге в ссылку. Параллельно продолжались аресты и уничтожение армянских лидеров по всей стране.

В начале лета началась массовая депортация армянского населения в пустыни Междуречья. Почти во всех случаях власти действовали по одинаковой схеме: в самом начале мужчин отделяли от женщин и детей и при первом же удобном случае расправлялись с ними. Женщин и детей отправляли дальше: в дороге многие погибали от голода и болезней. Колонны постоянно подвергались нападениям курдов, девушек похищали или просто покупали у конвоиров, тех, кто пытался сопротивляться, убивали не раздумывая. До места назначения доходила лишь малая часть депортируемых, но и их ждала смерть от голода, жажды, болезней.

Чиновников, отказывавшихся выполнять приказы об уничтожении армян (были и такие, например, генерал-губернатор Алеппо Джелал-бей), увольняли, назначая на их места более рьяных партийцев.

Имущество армян, поначалу просто разворовывалось местными властями, жандармами и соседями-мусульманами, однако вскоре младотурки ввели строгий учет награбленного. Часть имущества раздавалась исполнителям резни, часть продавалась на аукционах, вырученные средства направлялись в Константинополь лидерам Иттихада. В результате сформировалась целая прослойка турецкой национальной элиты, обогатившаяся за счет экспроприации имущества армян и ставшая в дальнейшем важной частью кемалистского движения. Операцией по уничтожению армян руководил лично Талаат-паша, министр внутренних дел Османской империи.

Осень, 1915. По дорогам страны идут колонны изможденных и оборванных женщин и детей. Придорожные канавы полны трупов, по рекам плывут тела погибших. Колонны депортированных стекаются в Алеппо, откуда немногих выживших отправляют умирать в пустыни Сирии.

Несмотря на все попытки турок скрыть масштаб и конечную цель акции, консулы иностранных государств и миссионеры беспрерывно посылали сообщения о происходящих в Турции зверствах. Это вынудило младотурок действовать осторожнее. В августе 1915, по совету немцев, турецкие власти запретили убивать армян в местах, где это могли увидеть американские консулы. В ноябре того же года Джемал-паша пытался отдать под трибунал директора и профессоров немецкого училища в Алеппо, благодаря которым миру стало известно о депортациях и резне армян в Киликии. В январе 1916 был разослан циркуляр, запрещающий фотографировать тела погибших…

В начале 1916 г. русские войска, прорвав турецкий фронт, продвинулись вглубь Западной Армении. Во всем городе Эрзруме (который в то время называли в русской прессе “столицей Турецкой Армении”) русские нашли всего несколько армянок, содержавшихся в гаремах. От всего армянского населения города Трапезунда осталась лишь небольшая группа сирот и женщин, укрытых греческими семьями.

Весна, 1916 г. В связи с тяжелым положением на всех фронтах младотурки принимают решение ускорить процесс уничтожения. Уже недостаточно того, что тысячи армян ежедневно погибают в пустынях от голода и болезней: теперь резня продолжается и там. Одновременно турецкие власти раз за разом пресекают всякие попытки нейтральных стран оказать гуманитарную помощь погибающим в пустынях армянам.

В июне власти отправили в отставку губернатора Дер-Зора Али Суада, араба по национальности, за отказ уничтожать депортированных армян. На его место назначили Салиха Зеки, известного своей беспощадностью. С прибытием Зеки процесс уничтожения депортированных еще более ускорился.

К осени 1916 в мире уже знали о массовой резне армян. Возможно, еще не совсем догадывались о масштабах, возможно, с некоторым недоверием относились ко всем сообщениям о зверствах турок, но то, что в Османской империи произошло нечто, доселе не виданное, понимали. По требованию турецкого военного министра Энвера-паши из Константинополя был отозван немецкий посол граф Вольф-Меттерних: младотурки посчитали, что он слишком активно протестует против резни армян. В США президент Вудроу Вильсон объявил 8-е и 9-е октября “Днями помощи Армении”: в эти дни вся страна собирала пожертвования в помощь армянским беженцам.

В конце 1916 года казалось, что Турция проигрывает войну. На Кавказском фронте турецкая армия несла тяжелые потери, на юге турки отступали под натиском союзных армий. Однако младотурки все еще продолжали “решать” Армянский вопрос, причем с таким фанатичным остервенением, как будто не было на тот момент для Османской империи ничего более важного, чем скорейшее довершение начатого два года назад “проекта”.

В течение 17 года положение на Кавказском фронте складывалось не в пользу русских. Февральская революция в России, неудачи на Восточном фронте, активная работа большевистских эмиссаров по разложению армии делали свое дело. После октябрьского переворота русское военное командование вынуждено было подписать перемирие с турками. Воспользовавшись последовавшим развалом фронта и беспорядочным отходом русских войск, в феврале 1918 г. турецкие войска взяли Эрзрум, Карс и дошли до Батума. Начавшие было возвращаться с Кавказа беженцы опять попали под удар: наступающие турки беспощадно истребляли всех попадавшихся на пути армян и ассирийцев. Единственным препятствием, хоть как-то сдерживающим продвижение турок, были армянские добровольческие отряды, прикрывающие отход тысяч беженцев. После взятия турками Александрополя (ныне Гюмри) турецкая армия разделилась: часть продолжила наступление в направлении Эривани, другая часть стала двигаться в сторону Каракилиса.

Последняя декада мая, 1918 г. Фактически, под вопросом находится само существование армянского народа. Успех турецкого вторжения в Восточную Армению будет означать уничтожение последнего национального очага армян.
По всей Армении без умолку звонят колокола, призывая народ к оружию. Забыты партийные распри и внутренние противоречия, десять суток идут упорные бои в Сардарапате, Баш-Апаране и Каракилисе. Кадровые офицеры царской армии и гайдуки, крестьяне и интеллигенция, сплоченные яростью и отчаянием, наносят противнику удар за ударом, сбрасывая со своих плеч столетия позора и поражений.

28 мая Армянский национальный совет объявил о создании независимой армянской республики, а 4 июня турецкая делегация на переговорах в Батуми признала независимость Армении в тех территориальных пределах, которые оставались на тот момент под контролем армянских сил.

Потерпев поражение в Армении, турки, тем не менее, не собирались ослаблять свои позиции в Закавказье. Вместе с Арменией о независимости объявили Грузия и Азербайджан (со столицей в Елизаветполе). В тот же день Нури-паша, сводный брат Энвера, начал формировать в Елизаветполе (Азербайджан) т.н. “Армию Ислама”, ядром которой стала османская 5-я пехотная дивизия, и куда вошли также отряды кавказских татар (азербайджанцев) и дагестанцев. Турки не особо скрывали свое намерение присоединить Азербайджан к Османской империи, для чего в первую очередь требовалось взять Баку, находящийся во власти Советов. По прошествии почти трех месяцев тяжелых боев армия турок стояла на подступах к городу. Штурм Баку вылился в резню армянского населения, в которой по самым осторожным оценкам погибло около 10 000 человек.

Несмотря на продвижение турок в Закавказье, в целом положение Османской империи было отчаянным. Британские войска продолжали теснить турок в Палестине и Сирии, а союзники турок немцы отступали во Франции. Капитуляция Болгарии 30 сентября 1918 фактически означала поражение Турции: лишенным связи с Германией и Австро-Венгрией туркам тоже оставалось только сложить оружие. Через месяц после падения Болгарии турецкое правительство подписало со странами Антанты Мудросское перемирие, по которому, среди прочего, турецкая сторона обязывалась вернуть депортированных армян, вывести войска из Закавказья и Киликии.

После подписания договора новое турецкое правительство под давлением международной общественности начало судебные процессы над организаторами геноцида. В 1919–20 гг. в стране были образованы чрезвычайные военные суды, которые расследовали преступления младотурок. Следует отметить, что к тому моменту вся младотурецкая верхушка находилась в бегах: Талаат, Энвер, Джемал и другие, прихватив партийную кассу, покинули Турцию. Их заочно приговорили к смерти, но подверглись наказанию лишь немногие преступники более низкого ранга.

Позднее, по решению руководства партии Дашнакцутюн, Талаат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и некоторые другие бежавшие от правосудия лидеры младотурок были выслежены и уничтожены армянскими мстителями. Энвер был убит в Средней Азии в стычке с отрядом красноармейцев под командованием армянина Мелкумова (бывшего члена гнчакской партии). Доктор Назым и Джавид-бей (министр финансов младотурецкого правительства) были казнены в Турции по обвинению в участии в заговоре против Мустафы Кемаля, основателя Турецкой республики.

Кемалистское движение. Армяно-турецкая война. Резня в Киликии. Лозанский мирный договор.

Летом 1919 г. состоялся конгресс турецких националистов, выступивших против условий Мудросского перемирия. Это движение, организованное Мустафой Кемалем, не признавало за нацменьшинствами права на самоопределение и фактически придерживалось той же политики в национальном вопросе, что и младотурки. Умело воспользовавшись противоречиями между Францией и Англией, возбуждая национализм курдов и религиозные чувства мусульман, Кемаль сумел собрать и вооружить армию и начал борьбу за восстановление контроля над утерянными младотурками территориями Османской империи.

После Мудросского перемирия в Киликию начали возвращаться выжившие после погромов и депортаций армяне, привлеченные обещаниями союзников (особенно Франции) оказать помощь в создании армянской автономии. Однако возникновение армянского государственного образования шло вразрез с планами кемалистов. Для французов же, которые были в первую очередь заинтересованы в восстановлении позиций французского капитала в турецкой экономике, судьба киликийских армян была лишь удобным рычагом давления на турок во время переговоров и на самом деле мало волновала французских дипломатов. Благодаря попустительству Франции в январе 1920 войска кемалистов начали операцию по уничтожению армян Киликии. После тяжелых и кровопролитных оборонительных боев, продолжавшихся в некоторых районах более года, немногие выжившие армяне были вынуждены эмигрировать, в основном в подмандатную французам Сирию.

10 августа между султанским правительством Турции и победившими в войне союзниками был подписан Севрский договор, согласно которому Армения должна была получить значительную часть Ванского, Эрзрумского и Битлисского вилайетов, а также часть Трапезундского вилайета вместе с одноименным портом. Договор этот остался на бумаге, потому что турецкая сторона так и не ратифицировала его, а кемалисты, получив финансовую и военную помощь от большевиков и тайно договорившись с ними о разделе армянского государства, в сентябре 1920 г. начали военные действия против Армении. Война закончилась поражением Республики Армения и сдачей туркам Карсской области и Сурмалинского уезда.

Поддержка большевиков, а также Франции и Италии, позволила кемалистам в январе 1921 г. начать успешные действия еще и против греческих войск, занявших к тому времени (по договоренности с Антантой) Восточную Фракию и западные районы Малой Азии. В сентябре 1922 г. турецкие войска вошли в Смирну (ныне Измир). Взятие города сопровождалось резней мирного греческого и армянского населения города; армянские, греческие и европейские кварталы города были полностью сожжены турками. В результате семидневной резни погибли около 100000 человек.

В 1922–23 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась конференция по ближневосточному вопросу, в которой участвовали Великобритания, Франция, Италия, Греция, Турция и ряд других стран. Конференция завершилась подписанием серии договоров, среди которых был и мирный договор между Турецкой республикой и союзными державами, определяющий границы современной Турции. В финальной редакции договора Армянский вопрос не упоминался вообще.

Заключение

Приведенные выше факты не оставляют сомнения по поводу того, что в Османской империи, начиная как минимум с 1877 г. и по 1923 г. (а не только в период первой мировой войны, и тем более не только в 1915 г.)* при трех разных и враждебных по отношению друг к другу турецких режимах геноцидальная политика по отношению к армянам претворялась в жизнь последовательно и беспощадно. В конечном итоге это привело к полной ликвидации армянского присутствия на большей части исторической родины армянского этноса. И даже сегодня, когда Турции вовсе не угрожает “армянская опасность”, турецкие власти все так же последовательно уничтожают следы пребывания армян на территории Западной Армении. Церкви превращаются в мечети или вовсе разрушаются, хачкары пускаются на щебень, меняются даже общепринятые в научном мире латинские названия животных, в которых упоминается слово “Армения”.

В то же время последствия геноцида все еще ощутимы для армянского этноса, как в плане геополитическом, так и в психологическом: ощутимы, но недостаточно осознаны. Неосознанность эта вызвана не в последнюю очередь тем, что при наличии множества серьезных научных трудов по Армянскому вопросу, не существует в природе краткого, ясного и последовательного изложения событий тех лет, доступного для рядового читателя. Даже в Армении с историей геноцида детально знакомы очень немногие, в основном историки, специализирующиеся именно в этой области. В некоторых армянских СМИ часто можно встретить такое в корне ошибочное утверждение, как “геноцид армян произошел в 1915 г.”.

Следует учесть, что освещение истории геноцида армян всегда было и остается крайне политизированным. Труды советских авторов замалчивали антиармянскую деятельность большевиков; труды американских и европейских авторов соответственно замалчивают неблаговидные деяния американских, британских, французских и немецких политиков и дипломатов. Не свободны от партийно-земляческих пристрастий и работы многих армянских авторов. Турецкие же историки в большинстве своем прилагают все усилия для отрицания самого факта геноцида армян, для очернения его жертв и оправдания организаторов.

Сегодня, спустя почти сто лет после массового уничтожения армян Османской империи, вопрос осуждения международным сообществом геноцида армян по-прежнему остается открытым. Однако в последнее время налицо некоторые сдвиги: резолюции, осуждающие геноцид армян, были приняты рядом государств, в том числе и Россией, Францией, Швецией, Швейцарией. Некоторые армянские организации ведут по всему миру активную работу в этом направлении.

С другой стороны, Армянский вопрос до сих используется рядом государств как эффективное средство оказания политического давления на Турцию. Интересы армянской стороны при этом просто игнорируются. В сложившейся ситуации признание совершенных в прошлом ошибок и покаяние выгодны в первую очередь самой Турции, ибо тем самым она не только улучшит отношения с Арменией и армянской диаспорой, но и лишит третьи страны одного из самых старых рычагов давления на себя.

____________________
* Историк Армен Айвазян прослеживает тенденцию к проведению в Османской империи политики геноцида по отношению к армянам и в более ранний период. См. Armen Aivazian, The Armenian Rebellion of the 1720s and the Threat of Genocidal Reprisal. Center for Policy Analysis, American University of Armenia. Yerevan, 1997.

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни…
“Армянский вестник”, 1916. № 47

24 апреля турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было…

Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.


В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.


До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.


Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами - зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.


Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров - мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».


Массовые убийства начавшиеся в 1894-1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.


В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.


Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам - учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.


8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313

Для армян на территории Турции, это было тяжелое время. Они подверглись геноциду, подобное признано во всем мире, кроме самой Турции разумеется.Причины.Османы никогда не были особо дружелюбны. В 1915, в правах не были уравнены армяне и коренные жители империи. Было разделение не просто по национальностям но и по вере исповедания. Армяне же христиане, поэтому ходили в церковь. А турки, на тот момент все они были суннитами. Армяне мусульманами не были, поэтому облагались высокими налогами, не могли иметь средства защиты, так же не могли выступать свидетелями в судах. Этот народ, в тот момент жил бедновато, работали на земле, подчеркну что на своей. Но турки, армян не любили, считали их расчетливыми и хитрыми. Если смотреть кавказские места в империи Османов, там ситуация была более печальной. Мусульмане которые жили на тех территориях, часто выступали в конфликты с армянами. В общем, ненависть росла.

Первая Мировая.

В 1908 произошел переворот. К власти пришли младотурки, основой нового правления стал национализм и пантюркизм, короче говоря, ничего положительного для иных народностей живущих на этих землях не предлагалось. И вот 1914, набеги на армян начались когда турки вступили в первую мировую, подписав договор с Германией. Немцы, обещали тем что помогут Турции выбраться на Кавказ. Проблема заключалась в том, что на землях Кавказа на тот момент жило много армян. На самой же турецкой территории стали доставать не мусульман, могли отобрать имущество, был объявлен джихад. Как известно, это война против неверных, а неверный это каждый не мусульманин.Начало.Конечно во время начала боевых действий на первой мировой, на войну призвали и армянских людей. Основная масса армян, воевало против Персии и России. Но Турция, терпела поражения по всем фронтам, а виноватыми стали армяне. Стали лишать оружия всех людей этой национальности, прошли конфискации, тогда же начались убийства. Те военные армянской национальности которые не шли на выполнения новых приказов, были расстреляны. Искаженные новости, распространяли информацию о том, что этот народ предатель, они шпионы, общество узнавало такие новости из СМИ.

24 апреля, 1915. На сегодня, этот день является днем памяти, днем который ассоциируется с геноцидом целого народа. В Стамбули арестовали всю армянскую элиту, потом их депортировали. Данной процедуре и до событий в столице подвергались жители иных населенных пунктов. Но тогда, подобные отправки прикрывались желанием переселить людей в иные районы, которые не затронула война. Но, на деле люди были отправлены в пустыни, где не было даже воды, не было продуктов, условий для жизни. Сделано это было специально, и отправляли туда старых людей, женщин и детей. Мужчин же, брали под арест, чтобы не мешали. В мае, Анатолия подверглась гонениям. А 12 апреля, в городе под названием Ван, началось восстание армян. Люди, осознавали что их ожидает голодная, мучительная смерть, и они взялись за оружие чтобы себя защищать. Дрались месяц, на помощь пришли войска русских, которые остановили кровопролитие. Тогда, погибло где 55 тыс, людей, и это только армянские. За время акции изгнания, было несколько подобных стычек, а власти Турции как могли поджигали ненависть между народами. В июне 15 года, был отдан приказ депортировать почти все армянское население. Как все делалось. Брался один регион, количество жителей мусульман, и армян. Нужно было высылать так, чтобы армянского население было процентов десять от мусульманского. Конечно были закрыты и школы этого народа, новые поселения пытались размещать как можно дальше друг от друга. Подобные действия, прошли по всей империи. Но, в крупных городах все происходило не так трагично и массово, власть боялась шума. Ведь о том что твориться, могли узнать иностранные СМИ. Убивали организованно, специально и массово. Умирали люди во время дороги, так же в концлагерях. Позже, станет известно что по инициативе властей, над людьми ставили опыты, пробовали вакцину от сыпного тифа. Жандармы издевались и пытали людей каждый день.На сегодня.До сих пор активно изучается этот вопрос. Количество погибших, так и не известно. В пятнадцатом году, говорили о трехсот тысячах погибших. А вот немецкий исследователь Лепсиус, назвал иную цифру в миллион погибших. Иоганнес Лепсиус, изучал все подробно. Так же этот ученый заявлял, в мусульманство насильно обратили около трехсот тысяч человек. Сейчас, турки говорят о двухсот тысячах погибших, но свободная пресса пишет о двух миллионах. Есть известная энциклопедия, называется «Британника», там цифры от шестисот тыс, до полутора мил.

Конечно хотели скрыть все свои действия, но заграница прознала. И в 1915 году, страны союзницы Великобритания, Франция, Россия, подписали декларацию, она призывала Стамбул прекратить подобное. Естественно, смысла не было, ничего останавливать не собирались. Остановилось все только в 1918 году, Турция проиграла в первой мировой. Страну оккупировали антанты, это те три страны о которых написано выше, у них был на тот момент союз который именовался Антанта. Конечно сама власть сбежала. Пришла новая власть, а союз трех стран потребовал разбора полетов. Уже в 18 году, все документы изучались военным трибуналом. Доказали, убийства населения были спланированы, организованны, были признаны международным военный преступлением. Виновного номер один определили, им стал Мехмед Талаат паша, на момент зверств этот человек занимал пост министра внутренних дел и Великого визиря. Так же, Энвер паша, он был одним из лидеров партии, Ахмед Джемаль паша, тоже партиец. Все эти люди, были приговорены к казни, но бежали из страны.В 19 году, в Ереване собралась армянская партия, которая представила список тех, кто был инициатором событий пятнадцатого, там были сотни человек. Легальные методы борьбы в Ереване не восприняли, стали искать виновных и убивать. Началась акция «Немезис». В течении четырех лет, убивали разные лица которые имели отношение к власти, которые имели отношение к убийствам мирных жителей. Главного виновного Талаата пашу убил человек по имени Согомон Тейлирян, это случилось в 1921, в марте в городе Берлине. Конечно человек был арестован, но его защищали лучше немецкие адвокаты, убийца был оправдан, позже переехал в штаты. Следующего истязателя убили в Тифлисе, случилось это в двадцать втором году. А Энвер погиб уже во время боевых действий, воевал он кстати против красной армии. Вот такая ужасная кровавая река, ужасный след в истории который будет всегда на руках потомков, жителей, в сердцах родственников погибших.

В то время, как вместе с Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным в мемориальном комплексе на горе «Цицернакаберд» («Ласточкина крепость») в Ереване 24 апреля в память 100-летия геноцида армян собрались лидеры государств, признавших это преступление против человечности, в Турции проводят так называемый «саммит мира».

ТУРЕЦКИЙ САММИТ

«К сожалению, Турция продолжает свою традиционную политику отрицания, из года в год «совершенствуя» свой инструментарий искажения истории: столетие Галлиполийских боев в этом году впервые отмечает 24 апреля, в то время как они начались 18 марта 1915 года и продолжались до конца января 1916 года», — так еще в январе отметил армянский лидер Серж Саргсян в своем ответном письме премьеру Эрдогану на приглашение на саммит, указав на истинную цель Турции — отвлечь внимание мирового сообщества от мероприятий 100-летия Геноцида армян.

А в недавнем интервью турецкой газете Hurriet армянский президент продолжил тему «саммита мира»:

«Для нас 100-летие Геноцида не является вопросом конкуренции. Если целью Анкары является обеспечение участия в своих мероприятиях как можно большего числа глав государств для того, чтобы отвлечь внимание от годовщины Геноцида армян, мы преследуем куда более далеко идущие и серьезные цели — создать площадку для предотвращения подобных преступлений против человечности в последующем. В отличие от Турции мы не шантажируем, не угрожаем, не заставляем международное сообщество принять участие в наших мероприятиях. Все те, кто принимают участие в наших мероприятиях, руководствуются не политическими или экономическими интересами, а принципами морали и общечеловеческих ценностей», — цитирует arminfo слова Саргсяна.

ПРОРОЧЕСТВО ТЕОДОРА РУЗВЕЛЬТА

В письме Кливленду Гудли Доджу от 11 мая 1918 года 26-й президент США Теодор Рузвельт менее, чем за год до своей смерти сделал пророческое предсказание: «…резня армян – величайшее преступление этой войны (Первой мировой – ред .), и, если нам не удастся выступить против Турции, значит, мы потворствуем ей… Неудача радикальной борьбы с турецким ужасом означает, что все разговоры о будущем мире во всем свете – чепуха».

Так и оказалось…

6 миллионов жизней унес Холокост, организованный Гитлером, которому не без оснований приписывают такую фразу касательно возможного осуждения массовых убийств: «В конце концов, кто говорит сегодня об уничтожении армян?»

Затем были война США во Вьетнаме, зверства красных кхмеров Пол Пота в Камбодже, резня народности тутси в Руанде, нынешнее истребление русскоязычных на юго-востоке Украины, резня мирного населения Сирии – в том числе армян, коптов и курдов…

ИСТОКИ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ТУРЦИИ

24 апреля – траурная дата в истории, говорящая о первом целенаправленном масштабном уничтожении людей по национальному и религиозному принципу, начавшемся век назад. Папа римский Франциск 12 апреля в своей проповеди назвал геноцид армян одним из трех самых страшных бедствий и преступлений ХХ века.

Однако геноциду 1915-1923 годов предшествовали два «подготовительных» решения «армянского вопроса» в Османской Турции… Как и почему это стало возможным? Кто замышлял и осуществлял массовые убийства?

Армения, принявшая Христианство как государственную религию в 301 году, за свой выбор страдала и страдать не перестает по сей день. Христианство для армянского народа стало нечто большим, чем религия. Оно стало его душой, ментальностью. На грабаре – церковноармянском – вплоть до конца 19 века издавалось большинство книг. В монастырях и храмах испокон веков действовали школы и университеты. Здесь творили поэты и философы, астрономы и математики.

А хачкары – крест-камни с неповторимой каменной вязью вокруг цветущего креста – навевали оптимизм и веру. Ту веру, которую не смогли уничтожить завоеватели — ни персы, ни орды Тамерлана, ни арабы, ни турки-сельджуки. Не удалось армян сделать ни вероотступниками, ни ассимилировать.


Хачкары у кельи Григория Просветителя в скальном монастыре Гегард в Армении, основанном этим святым в 4 веке. Фото: К.Маркарян

Однако особенно тяжело пришлось армянам, когда на их исконные земли вторглись с Дальнего Востока и Средней Азии тюркские племена. С падением Константинополя (Царьграда) – столицы союзника Великой Армении Византии – начались тяжелые времена. Христианские храмы превращались в мечети: вокруг ставились минареты, а лики святых в церквях закрашивались. К гяурам (неверным): армянам, грекам, славянам и другим народам османы относились, как к людям второго сорта.

Исламский фундаментализм окреп и сформировался ко второй половине 19 века, и расцвел во времена правления султана Абдул-Гамида. Особенно ненавистны стали туркам армяне, которые надеялись на помощь христианской России.

После очередной Русско-турецкой войны 1877-78 гг. от турецкого ига освободились балканские народы. Но положение армян не изменилось. Берлинский конгресс, призванный пересмотреть условия Сан-Стефанского мирного договора, завершившего Русско-турецкую войну, проходил под сильным давлением Германии, Британии и Австро-Венгрии. Россия новую войну против коалиции не потянула бы. Поэтому об улучшении положения армян в Османской Турции пришлось забыть.

Но только не туркам. За 18 лет после Берлинского конгресса население Западной Армении, находившейся под турецкой оккупацией, сократилось примерно на 500-600 тысяч в результате планомерных погромов.

Британский премьер (1916-1922) Ллойд Джордж в сборнике «Правда о мирных переговорах» писал следующее:

«По Сан-Стефанскому миру (1878) русские войска должны были оккупировать Армению, пока не будут проведены необходимые реформы [турками]. Это постановление было отменено Берлинским трактатом 1878 года, который явился всецело результатом нашего угрожающего нажима и прославлялся нами как величайший триумф Англии, принесший «почетный мир». Армения была принесена в жертву на воздвигнутый нами триумфальный алтарь. Русские вынуждены были уйти; несчастные армяне снова были придавлены пятой своих старых угнетателей, обязавшихся «провести улучшения и реформы в провинциях, населенных армянами».

Всем нам известно, как нарушались эти обязательства в течение сорока лет, несмотря на неоднократные протесты страны, которая была главной виновницей возвращения Армении под владычество турок. Политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895–1897 и 1909 годов и к страшнейшей резне 1915 года. В результате этих злодеяний, беспримерных даже в истории турецкого деспотизма, численность армянского населения в Турции сократилась больше чем на миллион».

Ллойд Джордж не учел, что геноцид продолжался и в начале 1920-х, унеся еще как минимум полмиллиона жизней мирного населения, с которым расправлялась регулярная армия Османской империи.

АРМЯНЕ – ПОМЕХА НА ПУТИ К ВЕЛИКОМУ ТУРАНУ

Как в Османской империи, так и в сегодняшней Турции никогда не отказывались от создания так называемого Великого Турана — пантюркистского государства, в которое должны были войти Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия вплоть до Алтая с частью Монголии…

Осуществлению этих планов всегда мешали армяне, которые вдобавок еще и симпатизировали русским. Поэтому армян, которые в отличие от тех же грузин отуречиванию практически не поддавались, решено было уничтожить.

Делалось это самым иезуитским образом и с материальной подоплекой. Турецким чиновникам, покинувшим балканские страны после их освобождения от османского ига, предлагали селиться… в местах компактного проживания национальных меньшинств, в первую очередь, в армянских кварталах городов и в деревнях. Начавшиеся конфликты, на подавление которых спешили войска, заканчивались физическим уничтожением несогласных… и захватом их собственности.

Придуманное таким образом при султане Абдул-Гамиде в конце XIX века решение «армянского вопроса» сделали своим знаменем пришедшие в 1908 году к власти младотурки во главе с Кемалем-Пашой, позже получившем имя Ататюрка (отца всех турков).

Планы по уничтожению армянского населения были разработаны в октябре 1911 года на съезде партии «Единение и прогресс» («Иттихад ве Теракки») и окончательно оформились под завесой Первой мировой.

В сентябре 1914 года на тайном совещании под председательством министра внутренних дел Талаата-паши был образован спецорган – Исполком трех, в который вошли лидеры младотурок Назым, Бехаэтдин Шакир и Шюкри.

Назым, понимая выгоду схватки мировых держав между собой, на том совещании заявил: «Если довольствоваться частичной резней, как было в 1909 году в Адане и других районах, то это вместо пользы принесет вред, так как мы рискуем пробудить элементы, которых также собираемся смести с дороги-арабов и курдов; опасность увеличится втрое и затруднится осуществление нашего намерения. Я несколько раз говорил вам на этом собрании и сейчас повторяю: если чистка не будет всеобщей и окончательной, то вред вместо пользы неизбежен. Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это имя. Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого… Нашу страну надо очистить от нетурецких элементов. Религия для меня не имеет значения и смысла. Моя религия-туран» (из отрывков воспоминаний младотурецкого деятеля Мевлан-заде Рифата — genocide-museum.am).

В феврале 1915 года военный министр Энвер-паша отдал приказ об уничтожении армян, служивших в турецкой армии. В начале войны в армию было призвано около 60 тысяч армян в возрасте от 18 до 45 лет – наиболее боеспособная часть мужского населения…

Для истребления армян была создана 10-тысячная специальная карательная организация «Тешкилят-и Махсуса».

Уничтожив призывников-мужчин, турки потом стали расправляться с остававшимися стариками, женщинами и детьми.

В 1915 году 24 апреля в Константинополе были арестованы и в дальнейшем уничтожены более 600 представителей армянской интеллигенции. С этого и начался отсчет окончательного решения «армянского вопроса» турками…

В списки подлежащих уничтожению попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры. Единственное, что их роднило - национальная принадлежность и положение в обществе.

А мирное население, не дав людям взять ни еды ни скарба, депортировали якобы в новые места жительства – в пустыни Месопотамии. По дорогам грабили, насиловали, убивали, сжигали живьем, вспарывали животы беременным…

Название пустыни Дер-Зор стало нарицательным – только здесь были уничтожены 200 тысяч армян. Создавались концлагеря, где людей планомерно вырезали. Немцы потом поставят это на поток, применив газовые камеры и крематории…

Германия — главный союзник Турции – во многом потворствовала и поддерживала истребление армян. Подлинные цели депортации Германии были известны. Например, немецкий консул в Трапезунде в июле 1915 года сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец «армянскому вопросу».

Немецкий пастор-протестант Фишер буднично повествовал: «Группу армянок из сиротского приюта Вана вешали на деревьях, а затем снимали скальпы… Новорожденного ребенка разрубили топором на куски, которыми задушили мать ребенка, затолкав эти куски в ее рот. Остальных девушек приюта обесчестили и убили».

А известный армянский писатель Ованнес Туманян написал о том, что видел в Ванском вилайете: «Во лбы детей были воткнуты гвозди, разрубленные на части тела людей турки раскладывали и устраивали игрища, туловище до половины помещали в котел и варили, чтобы живая часть видела и чувствовала, раскаленным металлом разрубали на части тело и жарили на огне, жарили живьем. Перед глазами родителей убивали детей, перед глазами детей – родителей».

РОССИЯ, ГЕНЕРАЛ АНДРАНИК И НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ

В то же самое время Николай II открыл границы империи для армянских беженцев. Людям старались найти жилье и работу. Сотни тысяч армян таким образом были спасены.

В царской армии на Закавказском фронте сражались отряды армянских добровольцев, не имевших российского подданства. Под руководством выходца из Османской империи полководца Андраника Озаняна (впоследствии — генерала-майора Русской армии) героически воевала армянская дружина. Затем был сформирован добровольческий армянский корпус.

Сам Андраник за личное мужество в боях в 1915-1916 гг. был награжден Георгиевской медалью IV степени, Георгиевскими крестами IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени.

генерал Андраник

Замечу, что памятники генералу воздвигнуты во многих странах, боровшихся с турецким игом. Его именем названы улицы и площади городов, сняты фильмы о герое и написаны книги.

Но все закончилось с приходом к власти большевиков и заключением с Турцией мира. Этого генерал Андраник не принял, отправившись в эмиграцию…

В августе 1915-го Талаат-паша цинично заявил, что «действия в отношении армян в основном осуществлены и «армянского вопроса» больше не существует».

Но не тут-то было. В некоторых районах Западной Армении армянские повстанцы покупали, если получалось, у курдских племен винтовки и начинали оказывать упорное сопротивление. (В Османской Турции только мусульмане обладали правом иметь оружие.)

Армянские федаины обороняли Сасун, Муш, Ван, Шатах, Муса-Даг, Шапин, Аджн, Айнтап… Столько, сколько могли продержаться против регулярной армии, оснащенной артиллерией. О героических страницах армянского сопротивления написаны книги и сняты фильмы иностранными авторами…

Но осуждения Турции, наказания виновных в преступлениях мировым сообществом так и не последовало. Все государства искали в Первой мировой и в союзе с Турцией свои преференции. Не до армян тут уж было…

Огромными деньгами, партиями продовольствия (и во время голода в Поволжье), всевозможным оружием турецким «товарищам-красноармейцам» помогала и большевистская Россия. Ататюрк до поры охотно в этом подыгрывал Ленину, пытавшемуся удержаться у власти любой ценой. Турецкие войска даже обряжались в буденовки, изображая из себя пылких сторонников коммунизма (вырезая в то же время «красных» потихоньку в самой Турции), готовых якобы «раздуть мировой пожар революции».

Геноцид породил волну беженцев в разные страны Европы и в Америку. Покидая родные места, люди глубоко в сердце прятали горечь расставания с родиной и жажду отмщения убийцам.

Не добившись поддержки от «цивилизованного мира», армяне открыли свой счет османским варварам. Возмездие настигало их вплоть до 1970-х гг.

Идеолог геноцида Талаат-паша был застрелен студентом Согомоном Тейлеряном в Берлине 16 марта 1921 года (берлинский суд его оправдал).

Энвер-паша был убит в 1922 г. в Туркестане красными командирами Акопом (Яковом) Мелкумовым и Георгием Агабековым.

Джемаль-паша был убит 25 июня 1922 в Тифлисе: акт возмездия провели Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян.

Саид Халим-паша (экс-премьер Турции) был убит 6 декабря 1921 в Риме Аршавиром Ширакяном.

Шакир-бей , главный идеолог Иттихада, был убит 17 апреля 1922 в Риме. Его покарали Арамон Ерканян и Аршавир Ширакян.

ТУРЦИЯ УПОРНО НЕ ПРИЗНАЕТ ГЕНОЦИД

Однако ни акты возмездия, ни призывы к Турции мировых держав и недавнее обращение от депутатов Европарламента признать геноцид армян не дали пока никакого результата.

Премьер Эрдоган лишь пару раз выразил свое сочувствие боли армянского народа, но при этом отмечал, что, мол, во всем виновата Первая мировая война (помните слова идеолога младотурков Назыма о том, что война все спишет?), что погибло и много турок.

Это — как если бы канцлер Германии Меркель сейчас не признавала Холокост и выражала лишь бы свое сочувствие гибели евреев, говоря, что во всем виновата Вторая мировая война, что погибло и много немцев…

От одной лишь формулировки «геноцид армян» Анкара приходит в бешенство и отзывает своих послов из стран, кто признает это преступление против человечности на государственном уровне.

Так произошло и после недавней мессы папы римского Франциска в Риме по убиенным армянам, когда из Ватикана был отозван турецкий посол.

А после принятия 23 апреля парламентом Австрии резолюции, осуждающей геноцид армян в Османской империи, Турция так же отозвала своего посла. Будет ли это сделано и в отношении Германии? Ведь в Берлине 24 апреля, в день 100-летия геноцида, Бундестаг подавляющим числом голосов одобрил резолюцию, в которой массовое убийство 1,5 миллионов армян сто лет назад в Османской империи охарактеризовано как геноцид, сообщает Reuters.

Замечу, в заседании немецкого парламента участвовала и канцлер Ангела Меркель.

«Германия имеет свою долю вины в событиях тех лет», — заявил спикер Бундестага Норберт Ламерт, добавив, что реальный мир не может быть установлен без восстановления справедливости в отношении жертв Геноцида, передает Tert.am.

Интересно, отважится ли Анкара на отзыв своего посла еще и из Москвы? По крайней мере, такой вопрос задает даже турецкая газета Hurriet, вспоминая приветствие президента России Владимира Путина 22 апреля участникам вечера памяти «Мир без геноцида», в котором он четко называет геноцид геноцидом.

А 24 апреля в ереванском мемориальном комплексе «Цицернакаберд» Владимир Путин сказал следующее:

«Сегодня мы скорбим вместе с армянским народом. В сотнях российских городов, я хочу это подчеркнуть, дорогие друзья, в сотнях российских городов пройдут более 2000 поминальных мероприятий. В них примут участие не только представители многочисленной армянской общины России, насчитывающей около 3 миллионов человек, но и десятки тысяч людей других национальностей. Позиция России была и остается последовательной: мы всегда считали, что массовому убийству людей нет, и не может быть никаких оправданий», — цитирует слова российского президента НТВ.


Владимир Путин выступает в мемориальном комплексе «Цицернакаберд». Ереван, 24 апреля 2015. Фото пресс-службы Президента России.

Реакция Анкары была ожидаемой.

«Президент России Владимир Путин, несмотря на все наши предостережения и призывы, расценил события 1915 года как геноцид. Такие заявления с точки зрения Турции являются неприемлемыми», — говорится в заявлении турецкого МИД.

Ждем дальнейших шагов. Уж надо быть тогда последовательными…


Католикос всех армян Гарегин II, первая леди Армении Рита Саргсян и президенты: Армении — Серж Саргсян, России – Владимир Путин, Кипра — Никос Анастасиадис, Франции – Франсуа Олланд возлагают цветы в «Цицернакаберде». Фото пресс-службы Президента России.

Между тем, приехавший также в Ереван президент Франции Франсуа Олланд подчеркнул: «В этот день, 24 апреля, отдавая дань памяти жертвам геноцида, я хочу сказать нашим армянским друзьям: мы никогда не забудем эту трагедию. Я призываю к сопротивлению подобному злу и всеобщему признанию геноцида».

Впрочем, некоторые эксперты указывают, что Турция отказывается признавать свои изуверства столетней давности из-за экономической подоплеки: не хочется, мол, возвращать отобранные у армян земли. А это – плодородная араратская долина с библейской горой Арарат, где армянский народ жил не одно тысячелетие.

Однако Армения никогда не выдвигала территориальных претензий к Турции или какой-либо другой стране. Об этом в том ж интервью турецкой газете Hurriet заявил президент Армении Серж Саргсян.

«Во внешнеполитической повестке нашей страны подобной задачи нет и не было, мы являемся полноправным членом международного сообщества и следуем всем мировым правовым нормам, однако наш Восточный сосед, игнорируя все эти нормы, держит нашу границу в блокаде, которая является последней закрытой границей Европы»,- цитирует arminfo слова армянского президента.


Вечный огонь «Цицернакаберда»… Фото пресс-службы Президента России.

Серж Саргсян указал, что о территориальных претензиях Еревана к Анкаре говорят не в Армении, а в Турции: «А почему они это делают, выводы делать вам»…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»