Учитель физической культуры. Особенности профессии современного педагога по физической культуре

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Должностная инструкция учителя физкультуры

Общие положения

  1. Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
  2. В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
  3. Учитель физкультуры должен знать:
  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности учителя физкультуры

  1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
  2. Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
  3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
  • безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
  • организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.



5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях

контроля за работой.

7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

8. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,

Конвенции о правах ребёнка.

10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности

методических объединений и других формах методической работы.

12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических

советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а

также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как

классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на

дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

14. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

16. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей

собрания.

17. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по

оказанию помощи пострадавшим.

18. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

19. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до

столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

20. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на

следующий день.

21. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения

контрольных и лабораторных работ на месяц.

22. Учителю физкультуры запрещается:

§ изменять по своему усмотрению расписание занятий;

§ отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между

§ удалять учащегося с урока;

§ курить в помещении школы.

23. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

§ проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;

§ постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения

учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

§ организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

§ в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в

установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

§ разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

§ принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Права учителя физкультуры

  1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
  3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
  5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
  7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
  8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
  9. На защиту профессиональной чести и достоинства.

Ответственность учителя физкультуры

  1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
  2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
  4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
  5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

С инструкцией ознакомлен: __________________(________________)

3.Воспитательные:

4.Оздоровительные:

5.Контроль:

  • медицинский мониторинг;
  • психологический мониторинг;
  • педагогический мониторинг.

Заложить основы воспитания здорового и гармонично - развитого молодого поколения;

Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Сохранять и укреплять здоровье детей можно по - разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод - каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.

Цветотерапия оказывает положительное влияние, как на психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний. Синий цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Этот цвет использую для лечения бронхита, астмы, мигрени, ушибов и воспалений. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы, полезен для лечения гипотонии. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет - цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия, полезен для лечения сахарном диабете, кожных заболеваниях, при истощении нервной системы.

Белый - несет положительный заряд добра и удачи. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Обязательным условием реализации модели комплексного использования здоровьясбережения в физическом воспитании школьников является опора на принципы гуманистического воспитания.

Известно, что дети сильно подвержены к простудным заболеваниям и эффективным средством против них является закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, тоя в своей практике опираюсь на естественные факторы закаливания и провожу большую часть занятий на свежем воздухе, температурный предел которых - 18 градусов. При проведении занятий на свежем воздухе включаю бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол, а также занятия на спортивной площадке, где оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки и площадка для подвижных игр.

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять - заинтересовать, прежде чем заставить действовать - подготовить к действию, прежде чем сообщить что- то новое - вызвать ожидание нового.

Одно из решений проблемы мотивации - изменить оценочную систему. Каждый должен быть подготовлен согласно своим кондициям. Привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставлю не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Учащийся нацеливается на улучшение собственного результата, а поскольку эта цель реальна, достижима (в отличии от норматива на «5», недоступного для большинства учащихся) то это поддерживает интерес у учащихся к предмету. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива. Для ведения учета каждым учеником заполняется «карточка учета личных достижений». Заполняя эту карточку учащиеся наглядно видят собственные улучшения.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция учителя физкультуры»

Педагогическая концепция учителя физкультуры

НСШ им.Х.Д.Авшалумова.с Нюгди.

В твоих руках, учитель, наш XXI век Агашов Аким.Агакшиевич.

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Мы не видим сегодня абсолютно здоровых детей, а многие просто не замечают или не хотят замечать, что идущие за нами поколение слабее и немощнее нас. Это катастрофа, которая уже пришла в наш дом и о которой никто не хочет говорить. Но нужно уже сейчас принимать самые необходимые меры.

От нас, учителей, зависит, какой будет новая школа.

И особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

Именно поэтому ведущая идея моей концепции – укрепление и сохранение здоровья школьников, направлена на формирование у родителей, школьников ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья в условиях модернизации образования, осознание здоровья не только как смысла жизни, но и как ресурса для повседневной жизни.

Что может сделать для решения этой проблемы учитель физической культуры? Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям?

Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, педагогу важно суметь определить цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе, которым необходимо неукоснительно следовать самим педагогам, а затем уже приобщать учащихся и родителей.

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.

С учетом цели были поставлены следующие задачи :

1 .Организационные:

    создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

    создание основы для нормального роста и полноценного развития учащихся, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

    организация сотрудничества педагогов, детей, родителей.

2.Методические:

    Использование в работе современных педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся.

    использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультаций специалистов;

3 .Воспитательные:

    Воспитать всесторонне и гармонично развитую личность

4.Оздоровительные:

    коррекция отклонений физического развития

    улучшить психоэмоциональное состояние учащихся

5.Контроль:

    медицинский мониторинг;

    психологический мониторинг;

    педагогический мониторинг.

Реализация моей концепции позволит достичь ожидаемых результатов:

    Улучшить физическое состояние детей и подростков;

    Заложить основы воспитания здорового и гармонично – развитого молодого поколения;

    Повысить мотивацию у учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Сохранять и укреплять здоровье детей можно по – разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод – каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.

В наше сложное время учитель обязан непрерывно совершенствоваться, повышать профессиональный уровень. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске своих индивидуальных подходов к обучению и воспитанию детей, ищу особый авторский почерк. Основными направлениями своей педагогической деятельности считаю обновление содержания образования. Мною была скорректирована учебная программа с применением фитболгимнастики, основанная на современных положениях школьной педагогики, возрастной психологии и физиологии, теории и практики физического воспитания, а также основных компонентах (базовом и вариативном) действующей программы по физическому воспитанию для 1-11-х классов Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2004 г. Отличие этой программы от других программ заключается в том, что на каждом занятии происходит комплексное развитие физических качеств детей.

Работая учителем физической культуры, имея опыт работы, я могу определить основные направления здоровьясбережения на своих уроках:

    Цветотерапия;

    Фитболгимнастика;

    Парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой в сочетании с элементами акупрессуры;

    Игротренинг.

Цветотерапия оказывает положительное влияние, как на психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний. Синий цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Этот цвет использую для лечения бронхита, астмы, мигрени, ушибов и воспалений. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы, полезен для лечения гипотонии. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия, полезен для лечения сахарном диабете, кожных заболеваниях, при истощении нервной системы.

Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Упражнения фитболгимнастики тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений. Цель комплексов массажа и дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.

Такие игры как пионербол, настольный теннис, бадминтон, волейбол доставляют детям большое удовольствие и способствуют укреплению здоровья. Занятия настольным теннисом и бадминтоном очень полезны для учащихся с ослабленным зрением. Наблюдение за полетом волана или теннисного мяча способствует укреплению глазных мышц, а постоянное передвижение по площадке развивают ловкость, быстроту, координацию, выносливость.

Обязательным условием реализации моделикомплексного использования здоровьясбережения в физическом воспитании школьников является опора на принципы гуманистического воспитания.

    Научить ребёнка быть независимым. Чем больше мы для него делаем, тем меньше он учится делать для себя сам, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

    Настраивать ребёнка на успех. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

    Воодушевлять ученика максимально быть самим собой, ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.

    Не требовать от ученика, того, что он не в состоянии выполнить. Создать условия для развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

    Не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления.

    Создать благоприятный психологический климат на уроке, способствовать повышению самооценки учащихся.

В основе моей деятельности лежат принципы личностно - ориентированного обучения, позволяющие диагностировать и развивать индивидуальные физические данные ребенка. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. На практике он реализуется следующим образом: построение не по росту, а по степени физической подготовленности; индивидуальные физические упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия.

Зная особенности физического развития детей, предлагаю упражнения различной степени сложности, что предоставляет возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

В своей деятельности в аспект реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры включаю: знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся, включение в процесс занятий элементов активного отдыха, совместная работа с работой медицинского кабинета, обеспечение необходимых гигиенических условий спортивного зала.

Результаты ежегодных медицинских осмотров позволяют строго дозировать нагрузку обучающихся с различными видами патологий и подходить индивидуально для выполнения разнообразных видов упражнений контрольных испытаний. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то я корректирую индивидуальные задания. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

Известно, что дети сильно подвержены к простудным заболеваниям и эффективным средством против них является закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, тоя в своей практике опираюсь на естественные факторы закаливания и провожу большую часть занятий на свежем воздухе, температурный предел которых – 18 градусов. При проведении занятий на свежем воздухе включаю бег по пересеченной местности, лыжную подготовку, футбол, а также занятия на спортивной площадке, где оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки и площадка для подвижных игр.

Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что- то новое – вызвать ожидание нового.

Одно из решений проблемы мотивации – изменить оценочную систему. Каждый должен быть подготовлен согласно своим кондициям. Привлекательна только та деятельность, которая успешна. Ребенок должен иметь успех как результат определенных усилий. При оценке достижений на первое место ставлю не выполнение учебных количественных нормативов, а индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей, которые при положительном отношении ученика к предмету отражают его прилежание. Учащийся нацеливается на улучшение собственного результата, а поскольку эта цель реальна, достижима (в отличии от норматива на «5», недоступного для большинства учащихся) то это поддерживает интерес у учащихся к предмету. Ученик получает оценку за улучшение собственного норматива. Для ведения учета каждым учеником заполняется «карточка учета личных достижений». Заполняя эту карточку учащиеся наглядно видят собственные улучшения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Применение ИКТ на уроках физической культуры позволяет: демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.;

проверять уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования;

проследить динамику развития физических способностей;

использовать дистанционные формы обучения и проектную деятельность.

Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, в виде презентаций, на мой взгляд, позволят с интересом воспринимать ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации включаю фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Поэтому современные уроки физкультуры – это уроки – исследования, уроки открытия. У меня не бывает занятий без экспериментов, и эксперименты в них играют очень важную роль – исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и поиска закономерностей.

Постоянно нахожу информацию о различных конкурсах, в которых ребята смогли бы принять участие, стараюсь заинтересовать, поддержать, помочь в исследовательской деятельности. Совместно с учащимися 7-9 классов разработала социальный проект «Будущее планеты в наших руках», который был одобрен Российской академией образования. С этим проектом заняла II место во II Всероссийском конкурсе по патриотической проблематике в номинации патриотика и здоровье человека.

Для совместной досуговой деятельности взрослых и детей разработала проект «На площадку в выходной – мы выходим всей семьей».

Следовательно, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.

Кроме урочной формы проведения занятий провожу внеклассную работу по предмету. Она способствует развитию дарований учащихся, расширяет кругозор, способствует их физическому развитию.

В школе работает Спортивный клуб «Олимпиец», туристический клуб «Экстрим». Традиционно в школе проводятся дни здоровья, спортивные соревнования, праздники физической культуры.

Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами окружных, областных и всероссийских соревнований, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки.

«Я выбираю здоровый образ жизни», лауреат всероссийских соревнований по мини - футболу среди девушек. Хочется верить, что у девушки появился «вкус» к успеху, и она добьется поставленных целей.

Подрастают новые «звездочки», и я все делаю, чтобы их становилось больше и больше, каждый ребенок сумел проявить способности и таланты. Без этого, по моему мнению, невозможна работа современной школы.

Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что моя система работы является оптимальной в условиях новой школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. Реализация содержания разработанной мной педагогической модели позволила значительно улучшить и расширить круг интересов и мотивационно - ценностных ориентаций в области физкультурно - оздоровительной деятельности более чем в 2 раза (на 45%) повысился процент учащихся регулярно посещающих занятия по физкультуре, происходит укрепление опорно - двигательного аппарата, сократилось число пропусков уроков по болезни, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость.

Я убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.
Моё мнение таково, самыми лучшими урокам становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом, а поднимают «планку» выше. Тем самым, укрепляя своё здоровье.

Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума.

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
  2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу.
  3. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
  4. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
  5. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
  6. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
  8. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников.
  9. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;

Умения учителя физической культуры

Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.

Знания учителя физической культуры

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные .

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний о том, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других – это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом:

во-первых, в речи учителя (при объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.);

во-вторых, в поведении учителя:

  • в выборе места для ведения урока;
  • в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
  • в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
  • в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
  • в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
  • в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
  • в регулировании физической нагрузки для каждого ученика;

в-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

  • в построении и перестроении на месте и в движении;
  • в выборе способов выполнения упражнений;
  • в активизации познавательной деятельности учащихся;
  • в организации усвоения и запоминания учебного материала;
  • в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л. И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

  • в формах обращения учителя к учащимся;
  • в тоне обращения;
  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
  • в мотивах общения.

На уроке учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность как организаторская – деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований: так называемой «любви к детям» и интереса к физической культуре (к сожалению, о наличии третьего – престижа профессии учителя – сейчас говорить не приходится).

Большое значение ей придавал В. А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям – это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А. С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

Поэтому у учителей – мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией.

Ответственный за информацию: Колотильщикова С.В., методист ГМЦ ДОгМ.

Личность учителя физкультуры

Отношение учащихся к предмету во многом зависит от личности учителя. Дети будут с радостью посещать занятия педагога, который отдает им все силы и знания. Находчивость, вовремя сказанное остроумное слово, умение найти подход к ребятам и по душам побеседовать с ними, все это поднимает авторитет учителя. Учитель становится близким для детей человеком, требования которого выполняются без внутреннего и внешнего противоречия. Нельзя давать волю своим чувствам и настроению, надо всегда владеть собой, как бы не устал учитель, он не должен срываться и показывать свое раздражение.

Чтобы завоевать уважение детей, надо уважать их самому, подтверждая это своим поведением, разговором и обращением на уроках. Нельзя показывать предвзятость или безразличие к детям. Для учителя все равны и все вопросы он решает справедливо-таким должно быть твердое убеждение каждого ученика! Есть еще учителя, которые стремятся постоянно выделять одних и тех же учеников, как плохих, так и хороших. Часто хвалить одних и порицать других-это плохая манера, даже если порицание обоснованно. В таких случаях ребята привыкают к замечаниям и не реагируют на них.

Учитель не должен быть привычным для ребят в своих педагогических приемах. Каждый очередной урок для школьника должен быть пусть маленьким, но открытием. Ученики приходят на урок в ожидании чего-то нового, они частенько спрашивают перед уроком - а что у нас будет сегодня на уроке? Если ученик чувствует доверительный тон учителя, слышит умную шутку, то успех занятия обеспечен. Дети любят смеяться, поэтому совсем необязательно проводить урок при «мертвой тишине», к чему к сожалению стремятся многие учителя: орут, кричат в раздражении, что недопустимо, о чем мы говорили выше: надо владеть собой….., «рабочий шум» вполне допустим, ведь вы проводите урок физкультуры! ФИЗКУЛЬТ - УРА!!! Правда, если заговорил учитель, все должны знать, что следует замолчать. К этому правилу надо приучать детей с первых уроков.

Следующим немаловажным значением для поднятия авторитета учителя является внешний вид учителя: мужчина должен быть побрит, аккуратно коротко подстрижен, общая спортивная одежда должна быть спокойных цветов (потемнее или серого и т.д.) и не обтягивающая, майка белая заправленная. Учитель должен убрать из своей речи слова не педагогического значения, такие как: давай; порви его; схавай его; да оторви ему ноги и все; и чё; и т.д. Обычно дети задают много вопросов учителю, нельзя отделываться короткими ничего не значащими фразами: так надо! Так лучше! Таков порядок! Надо дать ученикам обоснованное, убедительное разъяснение. В процессе обучения нужно использовать знания учеников по другим предметам.

Не следует быть однообразным и в манере ведения урока. Изменение голоса, необычная команда, передвижение учителя вдоль строя делают занятие динамичней, интересней, облегчают правильное восприятие заданий. Правда в начальной школе не следует передвигаться вдоль строя, т.к это рассеивает ум учеников и тон голоса должен быть спокойным не громким, т.к это действует на младших школьников возбуждающе.

При объяснении не следует загромождать сознание учащихся большим количеством подробностей, аккуратный, выразительный показ деталей техники сделает еще более ясным предлагаемое задание.

Вначале урока пока внимание учеников не утомлено лучше воздержаться от эмоциональных заданий. Разумно их провести в конце основной части урока. Конец урока остается в памяти детей наиболее прочно. Занятие как будто несколько не доведено до конца - вот чувство с которым должны покидать ученики урок физкультуры. Этим во многом определяется их отношение и настроение к следующему уроку.

Педагогическая работа на уроках физического воспитания связана с необычайно большими затратами нервной и физической энергии, поэтому надо строго рассчитывать свои силы и возможности на каждом уроке, особенно если эти уроки идут подряд.

Выступления учителя физкультуры с планами и отчётами на педсоветах или перед родителями также важный элемент в его работе. Только вместе с педагогическим коллективом, родителями, завоевав их авторитет можно полноценно решать педагогические вопросы. А среди родителей и учителей школы можно немало найти помощников-энтузиастов физического воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Педагогические умения

2.2 Педагогическое мастерство

Введение

В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегулированию психических состояний.

П.Ф.Лесгафт писал: "Органы чувств имеют такое же прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, формирования его немыслимо без можно большего упражнения этих органов... Поэтому насколько развиты палец (прикосновение), глаз, ухо и все органы внешнего восприятия, так и развит и разум человека, и столь человек в состоянии самостоятельно действовать... Развитие всех указанных способностей является исключительно упражнением и составляет одно из главных задач физического образования. Отсюда возникает необходимость для учителя "познакомиться с психологией движений".

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовывать общение с детьми, воздействие педагогов на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информации, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

1. Деятельность учителя физической культуры

1.1 Цели и функции физического воспитания

Цель физического воспитания - способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные.

Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника.

Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений.

Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.

Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.

Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке.

Административно-хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Условия психической напряженности:

· шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;

· необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;

· значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;

· ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

· необходимость показывать физические упражнения;

· осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);

· необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения;

· условия, связанные с факторами внешней среды: климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;

· санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов -- ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.

Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:

1. воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности, мировоззрения;

2. методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);

3. проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).

1.2 Компоненты деятельности учителя физической культуры

В структуре деятельности учителя физического воспитания на уроке можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Конструктивная деятельность учителя -- это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.

Во-первых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год, четверть и урок. Это требует:

· отбора и распределения учебного материала программы для составления плана-графика на год;

· определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач обучения в поурочном плане на четверть;

· определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и логически связанных с учебным материалом;

· выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока -- составление конспекта урока;

· знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;

· планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования учащихся;

· планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения.

Во-вторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке. Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, из-за метеорологических условий, перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного (мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.

Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко, всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

Конструктивная деятельность учителя тесно взаимодействует с гностической.

Гностическая деятельность учителя физического воспитания -- это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности.

Гностическая деятельность предусматривает:

· изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;

· изучение опыта других учителей;

· выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;

· планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей;

· выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств обучения);

· определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для планирования процесса обучения;

· анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их устранения;

· дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их деятельности;

· изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое развитие ученика;

· установление межпредметных связей;

· анализ применяемых методов обучения и воспитания;

· анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;

· анализ взаимоотношений учителя с учащимися;

· коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или иных разделов учебной программы.

Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил, по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для развития всех других компонентов.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке -- одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом. Во-первый, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.).

Во-вторых, в поведении учителя:

· в выборе места для ведения урока;

· в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;

· в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;

· в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;

· в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;

· в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;

· в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.

В-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

· в построении и перестроении на месте и в движении;

· в выборе способов выполнения упражнений;

· в активизации познавательной деятельности учащихся;

· в организации усвоения и запоминания учебного материала;

· в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

· в формах обращения учителя к учащимся;

· в тоне обращения;

· в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);

· в мотивах общения.

На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская -- деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Все компоненты деятельности (конструктивный, гностический, организаторский, коммуникативный) неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке -- это динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие -- второстепенную, подчинённую. Установлено, что в деятельности учителя-мастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при ведущей роли какого-либо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в структуре деятельности каждого учителя -- свой собственный или группа их.

Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.

По данным Н.В. Кузьминой, у молодых преподавателей в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Учителя большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.

С.И. Кудинов, изучавший особенности труда учителя физического воспитания в зависимости от уровня педагогического мастерства, также отмечает, что у учителя высокого уровня мастерства ведущее положение занимает гностический, а у учителей низкого уровня мастерства -- коммуникативный компонент.

2. Педагогическое мастерство и педагогическая техника учителя

2.1 Педагогические умения

Для реализации педагогических функций учитель должен обладать педагогическими умениями.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действий учителя. Они проявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.

Все разнообразие педагогических умений можно объединить в девять групп:

К первой группе относятся умения:

* формировать педагогические задачи;

* ориентироваться на ученика как на активного соучастника учебно-воспитательного процесса, развивающегося, имеющего собственные мотивы и цели;

* предусматривать и при необходимости трансформировать педагогические ситуации;

* гибко менять педагогические задачи в соответствии с изменениями педагогической ситуации;

* с достоинством выходить из сложных педагогических ситуаций;

* предвидеть близкие и дальние результаты решения педагогических задач.

Вторая группа педагогических умений включает три подгруппы.

1. Подгруппа "чему учить" включает:

* умение формировать учебную программу, выделять в ней ключевые идеи учебного предмета, обновлять его содержание;

* способность формировать у учащихся специальные умения и навыки, осуществлять меж предметные связи.

2. Подгруппа "кого учить" предполагает умение:

* изучать индивидуальные возможности учащихся;

* выявлять зону возможного развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, учитывать возможные затруднения учащихся;

* расширять пространство для самоорганизации учащихся;

* работать с учащимися, имеющими разные способности, формировать для них

3. Подгруппа "как учить" включает умения:

* подбирать и применять комплексы приемов и форм обучения и воспитания, учитывать при этом затраты сил и времени учащихся и учителя;

* сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их,

* осуществлять индивидуальный подход к ученикам и организовывать их самостоятельную учебную деятельность;

* вариативно решать педагогические задачи.

Третья группа включает педагогические умения:

* использовать приобретенные знания и передовой педагогический опыт;

* хронометрировать и фиксировать процесс и результаты своего труда;

* сопоставлять затруднения учащихся и качество своего труда;

* видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой стиль, анализировать свой опыт, сравнивать его с опытом других учителей.

Четвертая группа включает умение учителя создавать условия психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов учеников.

Пятая группа включает умения:

* владеть средствами невербального общения (мимика, жесты и т.д.);

* создать обстановку доверия и терпимости;

* использовать преимущественно организационное влияние, а не дисциплинарное;

* пользоваться демократическим стилем руководства;

* поблагодарить ученика, а при необходимости попросить прощения у него,

* одинаково относиться ко всем ученикам,

* отказаться от корпоративного стереотипа "учитель всегда прав";

* с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым улыбнуться, обладать тонами и полутонами, слушать и слышать учеников, не перебивать их языка и учебных действий.

Шестая группа - это, прежде всего, умения:

* удерживать устойчивую позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, может преодолевать трудности;

* реализовать и развивать свои педагогические способности;

* управлять своим эмоциональным состоянием;

* осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа объединяет умения:

* создавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, использовать все положительное из своих природных данных;

* совершенствовать свои сильные стороны и устранять слабые, быть открытым в поиске нового, переходить с уровня мастерства на уровень творчества, новаторства.

Восьмая группа предполагает умения:

* выявлять знания, умения и навыки учащихся в начале и в конце учебного года и оценивать их;

* оценивать учебную деятельность учащихся и их способность к самооценке и самоконтролю;

* выявлять педагогические отставания и устранять их,

* стимулировать готовность учащихся к самообучению и непрерывному самосовершенствованию.

Девятая группа - это умение

* увидеть личность ученика в целом;

* создавать условия для совершенствования недоразвитых черт личности отдельных учеников.

Названные умения поддаются сознательному воспитанию и самовоспитанию. В зависимости от их соотношения, уровня развития и конкретного сочетания формируется индивидуальный стиль деятельности учителя.

2.2 Педагогическое мастерство

Педагогические умения, сформированные на основе личных способностей к выполнению педагогических функций, лежащих в основе педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство определяется как искусство обучения и воспитания, постоянно совершенствуется. Оно предполагает наличие педагогических способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовку; способность понятно излагать ученикам учебный материал, делать его доступным для детей, вызвать интерес к предмету, активизировать учащихся.

Учитель должен уметь должным образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным.

Сегодняшнее понимание профессионального мастерства включает способность не только доносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и организовывать самостоятельную работу учащихся, разумно и тонко "дирижировать" познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужном направлении.

Все названные компоненты мастерства проявляются не отдельно, а интегрально, в действиях и поступках, в умении решать поставленные педагогические задачи, в способности организовать учебно-воспитательный процесс.

Благодаря педагогическому мастерству учитель реализует свои профессиональные функции: передает ученикам социальный опыт, формирует у них социальные и личные качества, готовит к жизни.

учитель физический воспитание культура

2.3 Педагогическая техника учителя

В практической деятельности учителей используются специальные приемы преподавания, которые способствуют повышению уровня усвоения школьниками учебного материала.

Совокупность таких приемов составляет педагогическую технику учителя. Она включает в себя: технику речи, мимику, пантомимику, управление эмоциями. Различия между деятельностью учителя и ученика во время обучения состоит в том, что деятельность первого преимущественно умственная, а другой - умственно-практическая.

С помощью слова учитель объясняет школьникам устройство движений, способы их выполнения, механизм влияния на здоровье, сферы использования в жизни и тому подобное.

Описать словесно двигательные действия - это значит рассказать ученикам об их элементы, установить связи между ними, разъяснить темп, ритм, амплитуду выполнения действий. Ученики лучше понимают учебный материал, если учитель образно преподает его. Слово входит в сознание через образ. Если за словом ученик не видит образа, оно ничего не означает для него. В лучшем случае, слово может остаться в памяти, но никогда не станет объектом мысли или действия. Неслучайно, К. Станиславский подчеркивал, что говорить - это значит рисовать словам образы.

Речь учителя должна быть не только образной, но и правильной. С грамматического, фонетического и синтаксического взгляда. По культуре речи учителя ученики делают вывод о его уме, общую культуру, образованность, интеллигентность.

Дети не переносят обучающих бесед учителя. "Не допускайте у ребенка даже мысли, что вы претендуете на какую-то власть над ним", - советовал Ж. Руссо. Им нравится дискурсивный язык, с помощью которого раскрываются противоречия, например, между организмом человека и его "врагами" - вредными привычками, малоподвижным образом жизни, перееданием и тому подобное. Например, учитель рассказывает, что в тех случаях, когда человек работает физически, скелетные мышцы во время сокращения утолщаются, сжимают вены, выталкивая кровь к сердцу и легким. Когда же человек мало двигается, помощь от мышц уменьшается, сердцу приходится самостоятельно поднимать кровь. Это приводит к перегрузкам и возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Объясняя школьникам учебный материал, учитель должен тщательно контролировать свою речь. Она должна быть как очень громкой, так и не очень тихой. Речевая деятельность учителя физкультуры характеризуется рядом специфических особенностей. Ему нередко приходится напрягать свой голос из-за наличия посторонних шумов во время проведения занятий на спортивных площадках или в спортивном зале. Неслучайно, одним из профессиональных заболеваний учителей физкультуры есть повреждения голосовых связок.

Учитель влияет на учеников не только словами, но и мимикой (выражение лица, глаз), пантомимикой (движения головы, рук, туловища, ног). Выражением лица, глазами, бровями учитель показывает детям свою радость, удовольствие, заинтересованность, внимательность или безразличие, беспокойство, удивление, осуждение, возмущение. С одной стороны, авторитетный учитель своей мимикой может сказать ученику больше и весомее, чем неавторитетный учитель длинными установками. С другой стороны, наблюдательный учитель по выражению лица учеников легко "читает" не только их душевное состояние и настроение, но и получает информацию о выносливость к различным физическим нагрузкам, степень утомляемости, достаточность отдыха.

Не меньшее влияние на учеников производит пантомимика учителя. Выразительные, плавные движения, правильная осанка, расправленные плечи, красивая, хорошая спортивная форма свидетельствуют о развитости у учителя физкультуры чувства собственного достоинства, уверенности в своих физических и духовных силах. И наоборот, сутулость, опущенное подбородок, тревожность, суетливость или скованность движений, небрежность в одежде вызывают у учащихся негативное отношение к учителю, приводят к снижению его авторитета.

Управление эмоциями. Как и любому человеку, учителю физической культуры присущи личные переживания, радости и огорчения, которые сказываются на его духовном, психическом состоянии. Однако педагог не имеет права показывать на уроках свои переживания детям. Настроение учителя передается ученикам и, в основном, отражается на их учебных результатах. Слишком уязвимые дети становятся раздражительными и агрессивными, нов то же время, такие качества учителя, как обидчивость, раздражительность, очень вредят его авторитету. В состоянии раздражения учитель может несправедливо наказать ученика.

Раздражительность является источником гнева. Гнев называют кратковременным безумием. Он сопровождается потерей контроля над своими действиями и поступками. Гнев часто связан с грубостью, несправедливостью, которые разрушают уважительное отношение детей к учителю. Педагог может иногда позволить себе гневаться, но делать это он должен педагогическое целесообразно, не теряя чувство меры.

Умение учителя держать под контролем свои эмоции в отношениях с детьми свидетельствует не только о сформированной у него педагогической техники, но есть и показателем высокой духовной культуры.

По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в специфических условиях. Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Профессиональная деятельность учителя физкультуры имеет много общего с любой производственной деятельностью. Она включает в себя цель, средства труда, технологию, исполнителей.

Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т. п., т. е. осуществляет текущий контроль.

Конечной целью занятий физкультурой является укрепление здоровья учащихся, обеспечение их всестороннего развития, подготовка к жизни. Конечная продукция: знания, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, личностные качества учеников - нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, эстетические.

Список использованных источников

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

2. Ашмарин Б. А. Теория й методика педагогических исследований в фи-зическом воспитании. М: ФиС, 1978. 222 с.

3. Круцевич Т. Ю. МетодьІ исследования индивидуального здоровья детей й подростков в процессе физического воспитания. К., 1999. 230 с.

4. Гуменюк Н. П., Клименко В. В. Психология физического воспитания и спорта. К.: Вища школа, 1985.

5. Данилина Л. Н., Плахтиенко В. А. Проблемы психической надежности в спорте. М.: ГЦОЛИФК, 1980.

6. Джамгаров Т. Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений / В сб. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982.

7. Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. М.: ФиС, 1979.

8. Дойзер Э. Здоровье спортсмена. М.: ФиС, 1980.

9. Допинговый монстр. Р. Д. Сейфулла, И. А Анкундинова. М., 1996.

10. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.

11. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: ФиС, 1984.

12. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

13. Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологические особенности личности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса. Роль учителя в процессе физического воспитания. Закономерности и психологическая модель эффективной деятельности учителя физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2012

    Требования, которые предъявляются к учителю физической культуры. Главные функции и интересы учителя. Психологические тесты по изучению особенностей характера. Анализ характера конкретного учителя физической культуры, его особенности как профессионала.

    реферат , добавлен 01.05.2016

    Педагогическое общение как средство воспитания: функции, стадии, уровни. Характеристика условий оптимизации взаимоотношений учителя физической культуры и школьников-подростков. Опросник "Учитель – ученик". Методика "Оценка уровня общительности педагога".

    дипломная работа , добавлен 10.11.2014

    Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Средства физического воспитания, формы его организации. Этапы эмпирического исследования особенностей преподавания физической культуры и физического воспитания учащихся 5 классов.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Определение уровня подготовленности учителя физической культуры к уроку. Разработанность плана-конспекта и правила подготовки условий проведения урока. Характеристика видов деятельности занимающихся на уроке. Педагогическое мастерство преподавателя.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Осуществление педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая деятельность учителя и ее компоненты. Педагогическое общение и личность учителя. Контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий.

    реферат , добавлен 09.10.2008

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в вузе. Профессиональная подготовка в условиях учебнопрактической деятельности. Средства профессиональной подготовки будущего учителя физкультуры.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2002

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Понятие эстетического воспитания в психолого-педагогической и методической литературе. Средства эстетического воспитания на уроках физической культуры. Методы внедрения в практику обучения музыкального сопровождения на уроках физической культуры.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»