В чем состоит специфика древнерусской цивилизации? Глава VI Становление древнерусской цивилизации.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?

Существуют различные подходы к выделœению времен­ных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследовате­ли начинают ее от образования древнерусского государства в IX в., другие - от крещения Руси в 988 ᴦ., третьи - с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация при­надлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелœетии до н. э. Эпоху древ­ней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. Сегодня большинство историков независимо от того, выделяют ли они древнюю Русь в осо­бую цивилизацию или рассматривают ее в качестве россий­ской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV - XV вв.

А, Тойнби полагал, что по многим культурно-религиоз­ным и ценностно-ориентационным чертам древнюю Русь мож­но рассматривать как ʼʼдочернююʼʼ зону византийской циви­лизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по боль­шинству сущностных форм общественного устройства и жиз­недеятельности древняя Русь была, скорее, ближе к Цен­тральной Европе (А. Флиер).

По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации отличающим ее прежде всœего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравствен­ных основ над материальными, культ добротолюбия и прав­долюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллектив­ных форм демократии, воплотившихся в общинœе и артели (О. Платонов).

Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской ци­вилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская на­родность складывалась в смешении трех субэтнических ком­понентов - земледельческих славянского, и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при замет­ном участии германского, кочевого тюркского и отчасти се­верокавказского субстратов. Причем славяне численно пре­обладали только в прикарпатском и приильменском районах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на базе соединœе­ния трех региональных хозяйственно-производственных структур - земледельческой, скотоводческой и промысло­вой и трех типов образа жизни - осœедлого, кочевого и бро­дячего; смешении нескольких этносов при значительном раз­нообразии религиозных верований.

Киевские князья в условиях многовариантности общес­твенных структур не могли опереться, как, к примеру, ахе­менидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бю­рократической системой, как римские императоры или вос­точные деспоты. По этой причине в древней Руси инструментом кон­солидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в серединœе XII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была кресть­янской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по ре­кам, в поймах которых организовывалось интенсивное зем­леделие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в базе которого было экс­тенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собиратель­ство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем све­дения леса под пашню. Технология земледелия на княжес­ких опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интен­сивной (двух- и трехполье). Такая технология предполага­ла и иную посœелœенческую структуру: населœение концентри­ровалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

В таких условиях монгольское нашествие в серединœе XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всœего на про­цессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селœения, созданные в ходе крестьянс­кой колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сра­жений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максималь­ной независимости на Руси личности от власти.

Крестьянская колонизация продолжалась и в период та­таро-монгольского господства и была полностью снацелена на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Эк­стенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают не­которые исследователи, это не просто определœенная техно­логия, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архе­тип (В. Петров).

Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы влас­ти и давления общины, отношений собственности и эксплу­атации. Подсечное земледелие строилось как система хо­зяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населœения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и кресть­янам приходилось осваивать новый участок, переходя в дру­гое место.

Населœение в лесах росло значительно быстрее, чем в го­родах и вокруг них. Подавляющее большинство населœения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от каратель­ных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баска­ков, и даже от церковного влияния. В случае если на Западе ʼʼвоздух города Делал человека свободнымʼʼ, то в Северо-Восточной Руси, напротив - свободным делал человека ʼʼдух крестьян­ского мираʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерус­ской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православ­ная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-язы­ческая.

В общем же для древнерусской, или ʼʼрусско-европей­скойʼʼ цивилизации были характерны следующие черты:

1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Размещено на реф.рф
В первую очередь, русская пра­вославная церковь долгое время находилась исходя из константинопольского патриарха и лишь в серединœе XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых само го­сударство - Киевская Русь - представляло собой конфе­дерацию достаточно самостоятельных государственных об­разований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. приобретших полный государственный суверенитет (период ʼʼфеодальной раздробленностиʼʼ). В-третьих, христианство задавало общий для древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

2. Древнерусская цивилизация была обществом традици­онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами ази­атского типа: долгое время (до середины XI в.) отсутство­вали частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные воз­можности социально-политической регенерации; эволюцион­ный характер развития.

Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это - христианские ценности; городской характер ʼʼтитульнойʼʼ, то есть маркирующей всœе общество, культуры; преоблада­ние земледельческих технологий материального производст­ва; ʼʼвоенно-демократическийʼʼ характер генезиса государ­ственной власти (князья занимали среди ʼʼрыцарскойʼʼ дружины положение ʼʼпервых среди равныхʼʼ); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; су­ществование общин с определœенным правопорядком и собствен­ным вождем, построенных на базе внутренней справедли­вости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

Специфика древнерусской цивилизации состояла в сле­дующем:

1. Становление городской христианской культуры про­исходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Вместе с тем, нужно учитывать и особый, ʼʼслободскийʼʼ характер русских городов, где основ­ная масса горожан занималась сельскохозяйственным про­изводством.

2, Христианство захватывало всœе слои общества, но не всœего человека. Этим можно объяснить весьма поверхност­ный (формально-обрядовый) уровень христианизации ʼʼбезмолвствующегоʼʼ большинства, его невежественность в эле­ментарных религиозных вопросах и наивное социально-утили­тарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников. Это было во многом обу­словлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всœего как на социально-нормативный институт регу­лирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нрав­ственному аспекту, обсуждаемому главным образом в цер­ковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Н. Бердяев назвал ʼʼправославием без христианстваʼʼ, формального, не­вежественного, синтезированного с языческой> мистикой и практикой

3 Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Визан­тией, древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалии, ви­зантийских мистических рефлексий и канонов, а также ази­атских принципов централизованной редистрибуции.

В чем состоит специфика древнерусской цивилизации? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?" 2017, 2018.

1. Образование Древнерусского государства.

2. Политическое и социально-экономическое устройство Киевской Руси.

3. Христианизация Руси и ее историческое значение.

4. Феодальная раздробленность на Руси.

1. Образование Древнерусского государства. Основными письменными источниками по теме являются древнерусские летописи , среди них важнейшая – «Повесть временных лет» , созданная Нестором , монахом Киево-Печерского монастыря, примерно в 1113 г. Сведения о Древней Руси содержатся также в иностранных источниках у византийских авторов Прокопия Кесарийского, Константина Багрянородного , восточных, прежде всего арабских, – ал-Масуди, Ибн Фадлана, в западноевропейских хрониках, в т.ч. Бертинских анналах франков . Важное значение имеют археологические источники – материалы раскопок в Киеве, Новгороде, других древнерусских городах, в т.ч. новгородские берестяные грамоты.

Вопрос о происхождении Древнерусского государства тесно связан с проблемой этногенеза восточных славян – народа, создавшего первое государственное образование на территории нашей страны. Существуют разные теории происхождения славян. В.О. Ключевский и ряд других историков считали, что предки славян – скифы-земледельцы , о которых писал еще Геродот. В соответствии с карпатской теорией – их прародина находится между Дунаем и Карпатскими горами. В настоящее время существуют две наиболее распространенные точки зрения по вопросу о месте этногенеза славян. Согласно одной, это была территория между Одером и Вислой, по другой – между Одером и Средним Днепром. Великое переселение народов , начавшееся в первые века новой эры и вызванное движением готов на севере Европы и гуннов-кочевников во главе с Аттилой с востока, привело к распаду праславянской общности на три ветви – южных, западных и восточных славян.

В VI – VIII вв. восточные славяне расселились по берегам Днепра. По летописям можно установить существование к этому времени около 14 племенных объединений. Поляне и древляне заселили территорию современных Украины и Белоруссии; кривичи осели по Днепру и Двине; уличи, тиверцы – в Причерноморье, по Днестру; вятичи – на Оке; радимичи – современная Центральная Россия; словене – район озера Ильмень, вокруг Новгорода и т.д. Наиболее развитые из них – поляне и словене, образовавшие два центра – Киев и Новгород, – объединение которых послужило началом Древнерусского государства.

Ко времени расселения в Поднепровье славяне жили родовым строем . Основной общественной ячейкой был род – группа родственников, которые совместно владели землей, пастбищами, сообща трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины , важнейшие вопросы решало народное собрание – вече. Несколько родов объединялись в племя .


В VII – IX вв. славяне вступают в период военной демократии – разложения первобытнообщинного строя и появления зачатков социального неравенства. С развитием производительных сил зарождается частная собственность. Все взрослые мужчины племени по-прежнему участвовали в народном собрании и военных походах, но в руках вождей и старейшин постепенно концентрируется богатство и власть. Для решения военных задач возникают союзы племен и суперсоюзы (союзы союзов) во главе с князьями , что, по мнению академика Б.А. Рыбакова и некоторых других историков, означало распад родового строя и переход к государству.

Государство – это механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления и принуждения; 3) с определенной законодательной базой; 4) существующий за счет сбора налогов.

Вопрос о происхождении Древнерусского государства является дискуссионным, центральное место здесь занимает норманнская проблема . Впервые норманнский вопрос подняли немецкие историки, работавшие в Российской Академии Наук во второй половине XVIII в. – Г. Байер , Г. Миллер , А. Шлёцер , утверждавшие на основании «Повести временных лет», что скандинавы (норманны, варяги) основали первую правящую династию на Руси.

Против них выступил М.В. Ломоносов , который стал основоположником антинорманнской (славянской) теории происхождения Древнерусского государства. Он пытался обосновать славянское происхождение названия «Русь» – от речки Рось (южнее Киева) и славянского племени с таким же названием.

Однако крупнейшие российские историки (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.) в той или иной степени были норманистами. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже VIII – X вв. Однако при этом не отвергается и влияние субъективного фактора – личности скандинавского князя Рюрика – в образовании государства. В самом факте утверждения иностранцев на престоле нет ничего необычного (француз Вильгельм Завоеватель, а впоследствии – шотландская династия Стюартов, становились английскими королями; русские цари после Петра все больше превращались в этнических немцев и т.д.). Вопрос этот не имеет никакого отношения к патриотизму. Государственность нельзя привнести извне, если для этого не созрели внутренние предпосылки. Из «Повести временных лет» следует, что славяне пригласили варягов (скандинавов) для прекращения внутренних распрей, как внешнюю нейтральную силу («Земля наша велика и обилна, а наряда [порядка] в ней нет»). Другой вероятной причиной призвания варягов являлось желание славян с их помощью избавиться от зависимости со стороны Хазарского каганата, которому выплачивалась дань. Кроме того, варяжская дружина могла стать силой, способной оказывать помощь местным князьям в сборе дани, в полюдье . Однако вполне допустимо предположение, что «призвание» варягов (на договорных условиях) обернулось для славян «завоеванием».

С другой стороны, приход скандинавов на Русь объясняется и внутренними причинами в самом скандинавском обществе. В Европе наступает эпоха викингов (конец VIII – XI вв.). Викинг – «воин», слово происходит от общескандинавского корня «вик », т.е. поселение, бухта, торговое (или иное) прибрежное местечко, лагерь. Таким образом, это не этноним , не название народа, а обозначение военной дружины. В Европе их называли также норманнами (северными людьми), а на Руси – варягами . Этнически же в Европе это – норвежцы, датчане, а на Руси – шведы (отчасти – норвежцы). (При этом в скандинавских сагах мало говорится о походах на Русь, лишь упоминается, как обозначение Руси, Гардарика – страна городов.)

Причины походов норманнов : возрастание населения в Скандинавии, где мало земли, пригодной для обработки (в Норвегии и сейчас всего – 3 %), в результате избыточное население «выбрасывалось» за пределы этих стран, прежде всего – взрослые мужчины, способные носить оружие. Для того чтобы прокормить себя и свои семьи, они образовывали ополчение («ледунг») во главе с военным вождем («конунгом») и отправлялись завоевывать и обкладывать данью другие страны, либо нанимались на службу к правителям западноевропейских стран, Византии, Руси. Они образовали поселения и целые государства на огромной территории – от Гренландии и Британии до Сицилии, осаждали Париж. Их вторжения внушали ужас народам континентальной Европы (существовала даже католическая молитва – «От ярости норманнов спаси нас, Господи», «De furror normanorum libre nos, Domine»). За 500 лет до Колумба, в IX в., скандинавы, вероятно, достигли Северной Америки (конунг Лейф Эйрикссон). На востоке они добрались до Поволжья. Уровень социально-экономического развития скандинавов и славян был примерно одинаковым, что способствовало также их этнополитическому синтезу, в то время как народы Западной Европы уже значительно ушли вперед.

Само же «призвание варягов» , в соответствии с сообщением «Повести временных лет», произошло следующим образом: в 862 г. послы ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя, чтобы прекратить внутренние распри. Пришли три брата – Рюрик, Синеус, Трувор (по другой версии Рюрик пришел с дружиной и родственниками), – и стали княжить, соответственно, в Новгороде (либо в Старой Ладоге) , на Белоозере , в Изборске . Одновременно в Киеве у полянначали княжить Аскольд и Дир . Скорее всего, они правили в разное время, но летопись соединяет их вместе.

Весь рассказ о призвании варягов носит полулегендарный характер, не подтверждается бесспорными историческими фактами, но, вероятно, имеет под собой определенную историческую основу – приглашение скандинавских дружин. В результате образовалось два племенных суперсоюза – северный (новгородский) и южный (киевский).

Собственно история единого Древнерусского государства начинается тогда, когда преемник Рюрика Олег в882 г. пришел во главе войска из Новгорода в Киев, убил Аскольда и Дира и стал киевским князем. Киев был провозглашен «матерью городам русским ». Таким образом, объединение Северной и Южной Руси в конце IX в. стало отправной точкой для создания Киевской Руси . В дальнейшем деятельность киевских князей будет направлена на расширение Киевского княжества.азом. Происходит это в основном в течение X в. При Олеге были присоединены древляне, северяне, радимичи, при Игоре – уличи и тиверцы, при Святославе и Владимире – вятичи.

Таким образом, восточнославянское государство формируется на рубеже IX – X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли своей власти союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей.

Территориальной основой единого государства стал путь «из варяг в греки », т.е. от Балтики до Византии. Суда спускались по рекам – Неве, Волхову, затем подтягивались волоком к верховьям Днепра, потом добирались до Черного моря и плыли до Константинополя. Этот путь был стержнем, вокруг которого консолидировалось древнерусские земли.

Норманнский вопрос также связан с проблемой происхождения термина «Русь ». Некоторые историки (например, украинский историк М.С. Грушевский в конце XIX – начале XX вв.) связывали это слово только с Киевом, Поднепровьем, считая, что оно происходило от названия речки Рось (приток Днепра, южнее Киева), и лишь позднее северные славяне присвоили себе это название.

Существует и другая концепция (современные историки Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин). До прихода скандинавов у славян не было племени или союза племен под названием «русь». Поляне, жившие вокруг Киева, тоже до прихода Олега никогда не назывались «русами». Вероятно, этот термин происходит от общескандинавского (или финского) слова ruotsi – «грести, гребец, весло » и первоначально обозначал варяжскую дружину, приплывшую на кораблях. Затем он приобретает социальный смысл, т.к. происходит слияние пришлой варяжской знати с местной славянской и возникает «русь» – новая многонациональная верхушка общества, – которая отделяется от «словен » (остального населения). Наконец, после создания единого государства, это обозначение распространяется на всю территорию, подвластную киевскому князю, и на все проживающее там население. Важно то, что термин «русь» изначально не был связан ни с одним племенным названием, он нейтрален, поэтому и стал средством объединения племен.

2. Политическое и социально-экономическое устройство Киевской Руси. Время существования Киевской Руси – конец IX – начало XII вв. По политическому устройству это был союз племенных княжеств , городов-государств под верховной властью киевского князя . На первом этапе подчинение киевскому князю выражалось в уплате дани, затем племенные княжества подчинялись непосредственно, т. е. местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника . Территории в рамках единого государства, управлявшиеся князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость .

1) объединение всех славянских (и части финских) племен под властью киевского князя;

2) приобретение заморских рынков и охрана торговых путей;

3) защита границ от нападения степных кочевников;

4) внутренняя функция – сбор дани.

Основатель государства Олег (882 – 912) совершает походы наКонстантинополь в 907 и 911 гг. В 911 г. был заключен русско-византийский торговый договор – первый официальный памятник письменности на Руси, – который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. Одновременно этим договором обеспечивались и политические интересы Византии, славяне обязаны были предоставлять войска для борьбы с главным противником византийской империи на Востоке – Арабским халифатом.

Преемником Олега на киевском престоле становится Игорь (912 945). В 945 г. он потребовал дополнительной дани с древлян, но они взбунтовались и убили алчного князя. Жена Игоря Ольга (945 – 957 ), будучи регентшей при малолетнем сыне Святославе, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Однако она впервые упорядочила сбор дани, установив ее размеры – уроки и пункты сбора – погосты . В 957 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где, вероятно, крестилась.

Святослав (957 – 972) – видный полководец, провел ряд успешных походов, в т.ч. на Северный Кавказ, завоевал ясов (осетин), касогов (черкесы или чеченцы). Особенно удачны были походы в 965 г., когда он разгромил хазар (в результате Хазарский каганат прекратил свое существование), разбил дунайских болгар и даже хотел перенести столицу из Киева на Дунай. Но в 971 г. Святослав потерпел поражение от Византии. Он вынужден был оставить Болгарию, принял обязательство не нападать на Византию, предусматривались совместные действия против общих врагов.

Расцвет Киевской Руси происходит при одном из младших сыновей Святослава – Владимире Красное Солнышко (Святом) (978 – 1015 ). При нем окончательно оформляется территориальная структура государства. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей.

Относительно общественно-политического устройства и формы правления в Древнерусском государстве существуют разные точки зрения. Первая основана на том, что в IX – X вв. на Руси еще сохранялась «трехступенчатая модель управления » – народное собрание (вече ), совет старейшин («старцы градские », т.е. городские), князь . Племенная верхушка (старейшины) и князь входили в общину на условиях договора («ряда »), во-многом зависели от нее. Народное собрание продолжало решать наиболее важные вопросы (судебные, военные и т. д.), не было еще большого отрыва власти от народа и дифференциации в среде свободных людей. Кроме того, в основе отношений во-многом еще сохраняются племенные связи , прежняя территория расселения племен. Правда, возникла уже старшая и младшая дружина («бояре» и «отроки»), но она не вытеснила полностью народное ополчение.

На основании этого В.В. Мавродин , И.Я. Фроянов и некоторые другие историки считают, что общественно-политический строй Киевской Руси – не феодализм, а высший этап развития родоплеменных отношений . Князь – это племенной вождь и, следовательно, Древняя Русь – племенной суперсоюз . Феодализм же окончательно складывается только после монгольского завоевания в XIII в.

Однако большинство историков придерживается мнения, что Киевская Русь – раннефеодальная монархия . К XI в. в социальной структуре древнерусского общества происходят заметные изменения, что фиксирует «Русская Правда » – первый русский судебник (свод законов). Древнейший ее вариант создается при сыне Владимира Святого – Ярославе Мудром (1019 – 1054 ), содержит всего 17 статей; главное в нем – ограничение кровной мести кругом ближайших родственников. Вторая редакция – «Правда Ярославичей », т.е. сыновей и потомков Ярослава (1072). Здесь уже штраф за убийство знатного человека в 15 раз больше, чем за убийство простого общинника. Третья редакция при Владимире Мономахе (1113) – «Устав о закупах и процентах» – дополнена статьями о новых хозяйственных отношениях (ростовщичество и т.д.).

В «Русской Правде» упоминаются различные категории зависимого населения : челядь – домашние слуги, холопы – рабы, смерды – общинники (свободные и зависимые), закупы – попадали в зависимость за полученную ссуду («купу»), рядовичи – работали по «ряду», договору. Особая категория – изгои , т.е. люди, изгнанные из общины. Таким образом, в обществе происходит социальное расслоение .

Постепенно начинает формироваться частная собственность на землю – экономическая основа феодализма. Однако феодальная вотчина (наследственное земельное владение князей, бояр, старой племенной знати), по словам В.О. Ключевского, представляла собой в тот период лишь «островок в море свободного общинного землевладения». С XI в. появляются удельные княжества – вотчины отдельных княжеских родов.

Происходит становление политической организации Киевской Руси. Великий киевский князь представлял собой монархический элемент государства, но он не обладал всей полнотой самодержавной власти. По сути, правил весь род Рюриковичей, на киевском престоле находился старший в роду (очередной порядок наследования, по старшинству ). Киевский князь должен был держать совет с Боярской думой (бояре, т. е. слуги князя, его вассалы), в которую входили старшие дружинники, старая племенная знать (родовая аристократия), городская верхушка. Формируется аппарат управления – посадники, воеводы, тысяцкие , мытники, тиуны , назначаемые князем для выполнения военных, судебных функций, сбора налогов и т.д. Создается первый свод законов – «Русская Правда». При этом возникающие институты государства сочетались с пережитками прежних родоплеменных отношений – народным собранием и народным ополчением .

На основании данной характеристики социально-экономических и политических отношений в Киевской Руси утвердилось мнение, что она является раннефеодальной монархией. Это был начальный этап феодализации. Феодализм – аграрное общество эпохи Средневековья, для которого характерны: 1) крупная земельная собственность с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством; 2) замкнутая сословная организация; 3) натуральное хозяйство; 4) господство религии в духовной сфере.

3. Христианизация Руси и ее историческое значение . По легенде, первым принес славянам христианство апостол Андрей Первозванный . В I в. н. э. он, якобы, воздвиг крест на месте будущего Киева. Об этом рассказывает «Повесть временных лет», но его путь, по сути, – «из варяг в греки», т.е. описание обычного пути византийцев на Русь.

Впервые упоминается о наличии христиан у русов после их похода на Константинополь в 860 г., в послании константинопольского патриарха Фотия . Он утверждает, что уже при Аскольде и Дире варвары приобщаются к вере, а в 866г. принимают крещение. Вероятно, здесь желаемое выдается за действительное, но, с другой стороны, именно в этот период, видимо, предпринимались первые попытки христианизировать славян.

В договоре Олега с Византией 911г. русы – еще сплошь язычники, противопоставленные грекам-христианам. Договор Игоря 944 г. уже различает русов язычников и христиан. В Киеве появляется первая христианская церковь св. Ильи и первая христианская община , которая состояла в основном из купцов, торговавших в Византии, служивших там же воинов-наемников и иностранцев. Наряду с христианской существовали мусульманская и иудейская общины. Христиане, как и все жители, по жребию приносились в жертву языческим богам.

В борьбе за укрепление центральной власти киевские князья используют, в т.ч. религию. В 980 г. Владимир проводит «языческую реформу». Шесть кумиров (идолов) были поставлены «вне двора теремного», т.е. вне княжеской усадьбы, на холме (Перун, Хорос [Хорс], Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь). Это была попытка утвердить Перуна главным божеством в окружении других племенных богов. «Поставление кумиров» – средство удержать покоренные племена, сохранить единство государства. Правда, О.М. Рапов полагает, что речь шла просто о создании нового места (капища ) для отправления языческого культа. Как бы то ни было, в начале правления Владимира язычество еще полностью преобладает. В 983 г. происходит столкновение язычников и христиан, в т.ч., массовое истребление последних.

Тем не менее, язычество постепенно перестает отвечать интересам князя и знати. Утверждается новая религия – христианство . У историков существуют разные мнения относительно причин его принятия на Руси. Большинство считает, что, поскольку шел процесс феодализации, нужна была новая религия для обоснования централизации власти и покорности простых общинников феодальной верхушке. И.Я. Фроянов и его сторонники полагают, что это была попытка окончательно закрепить господство полян и полянской племенной знати над остальными славянами, предотвратить распад союза племен под началом Киева. Таким образом, по их мнению, причина христианизации – не укрепление новых феодальных, а консервация старых родоплеменных отношений. Объективно это задерживало развитие общества, не имело прогрессивного значения.

Однако в действительности христианство в большей степени, чем язычество, соответствовало изменившейся общественно-политической ситуации. По мере развития общества и государства, необходима была религия с более сложными, чем в язычестве, догматикой и культом. Ускорялось объединение разных народов под властью Киева, централизованному государству в большей степени соответствовал монотеизм (единобожие), идеологически поддерживающий единовластие киевского князя. Укреплялись международные связи Руси, она вступала в число цивилизованных европейских народов, благодаря христианизации русская история включалась в единую мировую, библейскую, историю. Появилась возможность заключать династические браки с иностранными правителями, которые соглашались отдавать дочерей замуж только за христиан.

Желание Владимира заключить династический брак с Анной Комниной (сестрой византийского императора Василия) и стало непосредственным толчком к его крещению (в 986 или 987 гг.). Он хотел породниться с византийскими императорами, стать вровень с ними. Однако прежде чем принять окончательное решение о христианизации всей Руси, Владимир, по сообщению «Повести временных лет», провел «испытание вер» , т. е. выслушал представителей разных религий. Вероятно, сами речи посланцев, их содержание – фантазия, позднейшая вставка в текст летописи, но это сообщение имело под собой и реальную основу. Действительно, в то время в Киеве находились миссионеры различных конфессий, и существовала проблема выбора веры, которая была бы наиболее приемлема и для киевской верхушки и для всего общества.

Впрочем, даже после этого Владимир сомневался, и на вече постановили послать десять «мудрых и славных мужей» в разные страны, чтобы они сами увидели, насколько речи проповедников соответствуют действительности. Больше всего посланцам из Киева понравилась красота греческих (т.е. византийских) храмов и богослужения, после чего Владимир склонился к принятию христианства восточного (византийского) образца. Таким образом, в основе его выбора, если верить летописи, лежал эстетический критерий . Вероятно, это – тоже более поздняя вставка в текст летописи, но нельзя полностью отрицать влияние подобного обстоятельства на мышление язычника, на эмоциональные впечатления варвара, который воспринимал, прежде всего, внешнюю сторону явлений.

Однако существовали и вполне реальные причины принятия христианства именно из Византии: 1) более тесные политические, культурные, торговые связи Руси с Византией, чем с западными странами, необходимость их дальнейшего укрепления; 2) участились набеги печенегов на южные границы Руси, поэтому нужен был и военный союз с Византией; 3) зависимость византийской церкви от императора , в то время как на Западе римские папы стремились утвердить свой приоритет над светской властью; «византийская модель» взаимоотношений церкви и государства больше устраивала Владимира как светского правителя; 4) определенный демократизм византийской церкви , терпимость к язычникам, что облегчало распространение христианства; 5) национальный, а не латинский язык богослужения , понятный всем. Кроме того, была уже крещена Болгария, можно было использовать богослужебную литературу на церковно-славянском (древнеболгарском) языке. Позднее византийский вариант христианства на Руси стал именоваться православием.

Крещение киевлян происходило в 988 г. с большим сопротивлением или, по И.Я. Фроянову, добровольно, т.к. не имело для них принципиального значения. В большинстве других земель крещение проводилось насильственно, «огнем и мечом», что признает и Фроянов, но считает это свидетельством противостояния остальных племен власти полян. Большинство историков полагает, что причина противодействия – стойкость языческих верований, отмечается «двоеверие » (термин академикаБ.А. Рыбакова) даже в XI – XII вв.

Точка зрения А.П. Новосельцева: окончательное утверждение христианствапроизошло только после монгольского нашествия в XIII – XIV вв., когда чужеземное иго подкреплялось и чужой религией (сначала монголы были язычниками, затем приняли ислам); тогда на Руси возникло стремление и идеологически противопоставить себя завоевателям. Именно после этого христианство по-настоящему стало религией русского народа. Понятие «христианин», «хрестьянин » (крестьянин) стало обозначать основную массу населения, в то время как русская знать охотно роднилась с татарской знатью, возводила к ней свою генеалогию и, тем самым, положила начало некоторым известным дворянским фамилиям – роды Юсуповых, Кутузовых, Урусовых и т.д.

Значение христианизации. Ускорился процесс объединения славянских племен в единое государство. Укрепился международный престиж Руси. Происходит расцвет культуры – письменность, книжное дело, искусство. Христианство утвердило и новый нравственный идеал – «десять Божьих заповедей». В рамках единого государства, единой веры происходило формирование древнерусского народа, древнерусского языка. В целом же это была цивилизация западного типа , т.к. в основных своих чертах (хоть и с отставанием) она соответствовала развитию стран Западной Европы того времени.

4. Феодальная раздробленность на Руси. После смерти Владимира Святого между его сыновьями возникли междоусобицы . Святополк объявил себя Великим князем киевским, занимая престол в 1015 – 1019 гг. По его приказу были убиты его младшие братья Борис и Глеб (впоследствии канонизированные и ставшие первыми русскими святыми). Святополк же за свое злодеяние получил прозвище «Окаянный». Затем он был побежден своим братом Ярославом.

Ярослав Мудрый (1019 – 1054 ) установил тесные династические связи с правителями Европы, выдал своих дочерей замуж за влиятельных европейских королей (Анну – за французского, Елизавету – за норвежского, Екатерину – за венгерского). С ним связывается создание «Русской Правды», но и начало политической раздробленности . Перед смертью он разделил свои владения между пятью сыновьями, затем правили его потомки. Отдавая земли в уделы своим сыновьям и внукам, киевские князья разжигали междоусобицы, чем воспользовались кочевники (с 1061 г. до начала XIII в. – 46 половецких вторжений). Князья и сами в междоусобной борьбе прибегали к помощи половецких ханов.

Для прекращения усобиц и урегулирования разногласий созываются княжеские съезды. В 1097 г. на съезде в Любече принимается решение – «кождо да держить отчину свою», т.е. впервые юридически закрепляется принцип феодальной раздробленности .

Внук Ярослава Владимир (Всеволодович) Мономах (1113 – 1125 ) сумел приостановить распри. Он был призван в Киев местным боярством во время народного восстания 1113 г., нанес сокрушительное поражение половцам, на короткое время вновь объединил русские княжества. Затем конфликты разгораются с новой силой. Политическая раздробленность окончательно оформляется после смерти старшего сына Мономаха Мстислава Великого (1132). К середине XII в. насчитывалось уже 15 самостоятельных княжеств, к началу XIII в. – около 50.

Причины раздробленности. Экономические : рост вотчин и экономической самостоятельности феодалов, господство натурального хозяйства, что приводило к хозяйственной замкнутости территорий. Политические : возрастание власти и военного могущества князей на местах. Причины эти – общие для всей Европы, и в целом раздробленность является закономерным этапом развития любого феодального государства.

Однако раздробленность на Руси имела свои специфические черты . Власть Великого киевского князя была слаба, т.к. порядок наследования киевского престола по старшинству приводил к постоянным конфликтам. Одновременно ослабевает политическая роль Киева из-за утраты его значения как торгового центра вследствие набегов кочевников и изменения торговых путей в Европе (в Восточном Средиземноморье, после крестовых походов, появился новый путь из Европы на Ближний Восток, поэтому путь «из варяг в греки» утратил прежнее значение). Кроме того, победы Владимира Мономаха над половцами временно ослабили внешнюю опасность, и местные князья стали меньше нуждаться в помощи Киева.

Последствия раздробленности. Положительные: расцвет новых городских центров, экономики, культуры под эгидой местных князей. Отрицательные : уязвимость отдельных княжеств перед внешней опасностью, что вскоре проявилось при монгольском нашествии.

Основные княжества:

Владимиро-Суздальское (Северо-Восточная Русь). Выгодное положение на Волжском торговом пути. С одной стороны, связь – с Балтикой, Северо-Западом, с другой – с Поволжьем, Востоком, булгарами и финно-уграми. Столица : до середины XII в. – Ростов Великий (Ростово-Суздальское княжество); затем – Суздаль, со второй половины XII в. – Владимир. Князья : Юрий Долгорукий (1125 – 1157), при котором был основан город Москва (первое упоминание в летописи – 1147); Андрей Боголюбский (1157 – 1174); Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212).

Галицко-Волынское . От Полесья до Карпат, т.е. территория современных Западной Украины и Западной Белоруссии. Имело наибольшую связь с Европой – Польшей, Венгрией, Чехией. Столица : Галич. Князья : Ярослав Осмомысл (1152 – 1187); Даниил Романович (1221 – 1264) – успешнее всех боролся против монголов, отстоял независимость этих земель. Едва ли не единственное княжество на Руси (кроме Новгородской и Псковской земель), фактически не попавшее под власть монголов.

Новгородская земля . От Балтики до Северного Урала. Имела торговые связи с Западом и Востоком. Феодальная республика . Главная роль – у веча , где, впрочем, заправляли знатные семейства. Оно выбирало посадника – главу местного самоуправления и тысяцкого – главу военного ополчения. Велика роль главы церкви – архиепископа , который ведал не только церковными делами, но также городской казной и внешними связями. Князь – лишь предводитель военной дружины, он приглашался и изгонялся вечем. В Пскове также существовала республика, политическая система была близка новгородской.

Черниговское, Полоцкое, Киевское и другие княжества . Это территория современных Украины и Белоруссии. За киевский престол продолжала идти ожесточенная борьба как за старый центр государства, он оставался престижным, хотя уже и не давал реальной власти. Так, Юрий Долгорукий захватил Киев, стал Великим киевским князем, но «сидеть» в Киеве не стал, ушел обратно в Суздаль. Андрей Боголюбский, захватив великокняжеский престол, отдал Киев своей дружине на разграбление. В конечном счете, Киев был разрушен как междоусобицами, так и монгольским погромом 1240 г. В 1246 г. итальянский путешественник Плано Карпини отметил наличие в Киеве всего 200 домов (а еще в XII в. там насчитывалось несколько десятков церквей).

В разных княжествах существовал различный политический строй. В Киеве, Владимире – установилось монархическое правление; в Новгороде все определяло вече; в Галицко-Волынском княжестве большую роль играли бояре, высшая аристократия, олигархия. Однако везде, наряду с правом наследования княжеского престола, сохраняется право общины и веча призывать и изгонять князя.

Таким образом, на Руси в XII – XV вв. единое государство сменяется политической раздробленностью (удельный период), т.е. существованием независимых княжеств. Продолжался этот период условно до 1485 г., когда при Иване III, после присоединения к Москве Тверского княжества, в основном завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.

Древнерусская цивилизация сформировалась в VII – IX веках на основе древневосточной цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Именно об этих факторах, и о их влияние на лицо российской цивилизации и пойдет речь в этой статье.

Возникшая на стыке Азии и Европы, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, с другой – имеет ряд особенностей. В первую очередь на складывание и развитие государства и его населения влияют природно-климатические и географические условия. Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями: Белым, Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами: Карпатами, Кавказом, Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их притоками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Славянский поселок. Художник И.И. Пчелко

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими и хвойными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглинистые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосами наиболее глубокого и мощного чернозема. Еще далее располагается степная полоса – безлесная, но плодородная и удобная для земледелья. А на юге-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря находится пустыня – непригодные для обработки песчаники и солочанки.

Важнейшими в древности были торговые пути, проходившие по рекам Восточной Европы. Речные пути со временем приобрели международное значение. С VI века известен великий водный путь, получивший в историографии название «Путь из варягов в греки». Он проходил с севера на юг; из Скандинавии в Византию. Начинался он из Балтики, шел по Неве и Ладожскому озеру, далее по реке Волхов в озеро Ильмен, из него по реке Ловать, к верховьям Днепра, и уже через Днепр к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них – с Византией.

Заморские гости. Художник Н.К. Рерих

Другой путь «Из варягов в персы» шел на юго-восток по притокам Волги, далее по самой волге до Каспийского моря, через земли волжских болгар, Хазарского каганата в Персию. Так восточные славяне имели тесные связи с Востоком и Западом, а следовательно впитывали культурные традиции Европы и Азии.

Не менее важную роль в формировании лица цивилизации восточных славян сыграл религиозный фактор. Принятие христианства по византийскому образцу способствовало укреплению власти княжеского рода Святославичей, развитию письменности, вступлению древневосточного славянского государства – Киевская Русь в семью европейских государств и укреплению его международного авторитета. Кроме того, приглашение на княжеский престол легендарного Рюрика новгородцами также явилось политическим фактором формирования своеобразности восточнославянской цивилизации. Однако, многие историки считают, что еще до прихода варягов на Русь здесь уже существовали развитые политико-правовые и социальные отношения, предшествовавшие появлению государства. Так, например, В.О.Ключевский, опираясь на арабские и византийские источники, сообщает, что уже в VI веке у восточных Славян существовал “большой военный союз под предводительством князя Дулебов. Постоянная борьба с Византией, – пишет далее историк, – завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое ”.

Христианство и язычество. Художник С.В. Иванов.

Таким образом, кроме географического и природно-климатического фактора, важную роль в формировании древнерусской цивилизации сыграли внешние факторы, такие как отношения с Византией, а через нее Греко-римское культура, приникшая на Русь вследствие принятия христианства. Кроме того, отношения с варягами, также способствовали формированию своеобразного цивилизационного лица. К внутренним факторам можно отнести, прежде всего, постоянную борьбу с природой, благодаря чему славяне имели высокий технический и технологический уровень, выражавшийся в трехпольном, засечном земледелье, в совершенствовании орудий труда. В результате переселения народов, в которую были втянуты и славяне, у них в V – VI столетиях складываются новые общности, носившие не кровнородственный, а территориально-политический характер. Источники сообщают, что к VIII – IX векам сложилось 12 союзов племенных княжеств. У некоторых авторов мы встречаем такое понятие как «конунг», что означает союз.

Если говорить об особенностях древнеславянской цивилизации, то здесь необходимо упомянуть такую особенность как менталитет. На формирование славянского менталитета большую роль сыграли с одной стороны византийская христианская духовная и материальная культурные традиции, с другой – языческая религиозная система, долгое время господствовавшая на Руси. Даже после принятия христианства, традиции язычества продолжали существовать в народе одновременно с христианской повседневной практикой. Многие праздники, например «Солнцеворот», который празднуется и в настоящее время во многих местах современной России своими корнями уходит в глубокую древность. Не менее древними являются коляда и масленица – чисто языческие славянские праздники, дожившие до наших дней. Таковы были факторы повлиявшие на формирование восточно-славянской цивилизации.

http://www.slavianin.ru/3-2010-07-06-09-31-17/detail/69-7fb8f0ee4032-3.html?tmpl=component

Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.

По мнению ряда историков, к характерным чертам древнерусской цивилизаци и, отличающим ее, прежде всего, от западной, можно отнести следующие :

1. Преобладание духовно-нравственных основ над материальными.

2. Культ добротолюбия и правдолюбия.

3. Нестяжательство.

4. Развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели.

5. Специфические этнокультурные истоки древнерусской цивилизации: складывание древнерусской народности из трех компонентов:

Земледельческих славянского и балтского,

Промыслового финно-угорского при заметном участии германского,

Кочевого тюркского и отчасти северокавказского элементов.

6. Выполнение христианством функции инструмента консолидации общества и государства.

Киевские князья не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи, на численно и культурно преобладающий этнос, так как русичи таковым не являлись. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство.

7. Начавшаяся в середине XII вв. колонизация центра и севера Русской равнины и формирование максимальной независимости личности от власти .

Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками : колонизация была крестьянской и княжеской.

Крестьянская колонизация шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на княжеских ополиях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной (двух - и трехполье).

Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру : население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный контроль.

В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние, прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений) и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов.

На Руси наступил период, возможно, максимальной независимости личности от власти. Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие . Такое земледелие , как отмечают некоторые исследователи, это не просто определенная технология, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архетип (В. Петров).

Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилось как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя в другое место. Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах и вокруг них.

Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьянского мира». Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в Древнерусской цивилизации складывается как бы две Руси: Русь - городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь - земледельческая, крестьянская.

Древнерусская, или «русско-европейская» цивилизация имела следующие общие черты с другими сообществами :

1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.

Во-первых , Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

Во-вторых , само государство - Киевская Русь - представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале ХП в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»).

В-третьих , христианство задавало общий для Древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

2. Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с обществами азиатского типа:

Долгое время (до середины XI в.) отсутствовала частная собственность и экономические классы;

Господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань);

Существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социально-политической регенерации; эволюционный характер развития.

3. Вместе с тем Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы:

Христианские ценности;

Городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры;

Преобладание земледельческих технологий материального производства;

- «военно-демократический» характер генезиса государственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»);

Отсутствие принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством;

Существование общин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии.

Специфика Древнерусской цивилизации состояла в следующем:

1. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.

2. Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников.

3. Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Византией, Древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

Самостоятельная работа:

1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Искусство Древней Руси», «Принятие христианства: экономические, политические причины и субъективные мотивы».

2. Работа с историческим источником («Слово о полку Игореве», «Русская правда») и их рецензирование.

3. Подготовка мультимедийной презентации «Происхождение русского государства».

4. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

5. Изучение учебной литературы.

  • Раздел 2. Сущность, формы, функции исторического сознания.
  • 2.1. Что такое историческое сознание?
  • 2.2. Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
  • Раздел 3. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация древней Руси.
  • 3.1. Какова специфика цивилизаций Востока?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?
  • 3.3. Каковы были особенности субцивилизационного развития Северо-Восточной, Северо-Западной и Юго-Западной Руси?
  • Раздел 4. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях.
  • 4.1. Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
  • 4.2. Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?
  • 4.3 Каково происхождение терминов Русъ» и «Россия»?
  • 4.4. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
  • 4.5. Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
  • Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.
  • 5.1. Что такое «осень средневековья»?
  • 5.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
  • 5.3. Каковы причины и особенностиобразования Московского государства?
  • 5.4. Какова роль Византии в отечественной истории?
  • 5.5. Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV- XVI вв.?
  • Раздел 6. Европа в начале нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в XIV-XVI вв.
  • 6.1. Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV- XVI вв.?
  • 6.2. Каковы были особенностиполитического развития Московского государства в XVI в.?
  • 6.3. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
  • 6.4. Каковы причины кризиса российской государственности в конце XVI - начале XVII в.?
  • 6.5. Почему начало XVII в. Получило название «Смутного времени»?
  • 6.6. С кем и почему воевала Россия в XVI -XVII вв.?
  • 6.7. Какова была роль церкви в Московском государстве?
  • Раздел 7. XVIII в. Европейской и северо­американской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.
  • 7.1. Каково место XVIII в. В истории Западной Европы и Северной Америки?
  • 7.2. Почему XVIII в. Называют «Веком Просвещения?
  • 7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
  • 7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?
  • 7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?
  • 7.6. Были ли крестьянские войны в России?
  • 7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
  • 7.8. Каковы особенности Российской империи?
  • Раздел 8. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Пути развития России.
  • 8.1. Какова роль французской революции в истории?
  • 8.2. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
  • 8.3. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. На российское общество?
  • 8.4. Почему в России в 1861 г. Отменили крепостное право?
  • 8.5. Почему во второй половине XIX в. В России вслед за реформами последовали контрреформы?
  • 8.6. В чем состояли особенности развития капитализма в России?
  • 8.7. Каковы причины активизации политического терроризма в России?
  • 8.8. Каковы были основные направления внешней политики России в XIX в.?
  • 8.9. Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?
  • 8.10. Почему марксизм прижился в России?
  • Раздел 9. Место XX в. Во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история.
  • 9.1. Какова роль сша и Западной Европы в истории XX в.?
  • 9.2 Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов?
  • 9.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
  • 9.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907 гг.?
  • 9.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
  • 9.6. Был ли возможен в России просвещенный консерватизм?
  • 9.7. Почему потерпела крушение династия Романовых?
  • 9.8. Октябрь 1917-го - случайность, неизбежность, закономерность?
  • 9.9. Почему большевизм победил в гражданской войне?
  • 9.10. Нэп - альтернатива или объективная, необходимость?
  • 9.11. В чем заключались успехи и издержки индустриализации ссср?
  • 9.12. Нужна ли была коллективизация в ссср?
  • 9.13 Культурная революция в ссср: была ли она?
  • 9.14. Почему старая российская интеллигенция оказалась несовместимой с советской властью?
  • 9.15. Как и почему потерпела поражение большевистская элита?
  • 9.16 Что такое сталинский тоталитаризм?
  • 9.17. Кто развязал вторую мировую войну?
  • 9.18. Почему такой высокой была цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
  • 9.19. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенные годы (1946-1953)?
  • 9.20. Почему потерпели неудачу реформы н. С. Хрущева?
  • 9.21. Почему в 60-80-е гг. Ссср оказался на пороге кризиса?
  • 9.22. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?
  • 9.23.Что такое перестройка в ссср и каковы ее итоги?
  • 9.24. Существовала ли «советская цивилизация»?
  • 9.25. Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?
  • 9.26. Какие перемены произошли в постсоциалистический период развития общественно-политической жизни России?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?

    Существуют различные подходы к выделению времен­ных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследовате­ли начинают ее от образования древнерусского государства в IX в., другие - от крещения Руси в 988 г., третьи - с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация при­надлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н. э. Эпоху древ­ней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они древнюю Русь в осо­бую цивилизацию или рассматривают ее в качестве россий­ской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV - XV вв.

    А, Тойнби полагал, что по многим культурно-религиоз­ным и ценностно-ориентационным чертам древнюю Русь мож­но рассматривать как «дочернюю» зону византийской циви­лизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по боль­шинству сущностных форм общественного устройства и жиз­недеятельности древняя Русь была, скорее, ближе к Цен­тральной Европе (А. Флиер).

    По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации отличающим ее прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравствен­ных основ над материальными, культ добротолюбия и прав­долюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллектив­ных форм демократии, воплотившихся в общине и артели (О. Платонов).

    Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской ци­вилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская на­родность складывалась в смешении трех субэтнических ком­понентов - земледельческих славянского, и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при замет­ном участии германского, кочевого тюркского и отчасти се­верокавказского субстратов. Причем славяне численно пре­обладали только в прикарпатском и приильменском районах.

    Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соедине­ния трех региональных хозяйственно-производственных структур - земледельческой, скотоводческой и промысло­вой и трех типов образа жизни - оседлого, кочевого и бро­дячего; смешении нескольких этносов при значительном раз­нообразии религиозных верований.

    Киевские князья в условиях многовариантности общес­твенных структур не могли опереться, как, например, ахе­менидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бю­рократической системой, как римские императоры или вос­точные деспоты. Поэтому в древней Руси инструментом кон­солидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

    Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в середине XII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была кресть­янской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по ре­кам, в поймах которых организовывалось интенсивное зем­леделие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экс­тенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собиратель­ство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

    Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем све­дения леса под пашню. Технология земледелия на княжес­ких опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интен­сивной (двух- и трехполье). Такая технология предполага­ла и иную поселенческую структуру: население концентри­ровалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

    В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всего на про­цессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянс­кой колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сра­жений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максималь­ной независимости на Руси личности от власти.

    Крестьянская колонизация продолжалась и в период та­таро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Эк­стенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают не­которые исследователи, это не просто определенная техно­логия, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архе­тип (В. Петров).

    Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы влас­ти и давления общины, отношений собственности и эксплу­атации. Подсечное земледелие строилось как система хо­зяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и кресть­янам приходилось осваивать новый участок, переходя в дру­гое место.

    Население в лесах росло значительно быстрее, чем в го­родах и вокруг них. Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от каратель­ных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баска­ков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города Делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьян­ского мира».

    Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерус­ской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православ­ная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-язы­ческая.

    В общем же для древнерусской, или «русско-европей­ской» цивилизации были характерны следующие черты:

    1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер. Во-первых, русская пра­вославная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-вторых само го­сударство - Киевская Русь - представляло собой конфе­дерацию достаточно самостоятельных государственных об­разований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»). В-третьих, христианство задавало общий для древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

    2. Древнерусская цивилизация была обществом традици­онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами ази­атского типа: долгое время (до середины XI в.) отсутство­вали частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные воз­можности социально-политической регенерации; эволюцион­ный характер развития.

    Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это - христианские ценности; городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры; преоблада­ние земледельческих технологий материального производст­ва; «военно-демократический» характер генезиса государ­ственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; су­ществование общин с определенным правопорядком и собствен­ным вождем, построенных на основе внутренней справедли­вости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

    Специфика древнерусской цивилизации состояла в сле­дующем:

    1. Становление городской христианской культуры про­исходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободский» характер русских городов, где основ­ная масса горожан занималась сельскохозяйственным про­изводством.

    2, Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхност­ный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в эле­ментарных религиозных вопросах и наивное социально-утили­тарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников. Это было во многом обу­словлено тем, что государство опиралось на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регу­лирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нрав­ственному аспекту, обсуждаемому главным образом в цер­ковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, которое Н. Бердяев назвал «православием без христианства», формального, не­вежественного, синтезированного с языческой> мистикой и практикой

    3 Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Визан­тией, древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалии, ви­зантийских мистических рефлексий и канонов, а также ази­атских принципов централизованной редистрибуции.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»