В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка. В одном мгновенье видел вечность

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:


Основной принцип эволюции - это создание биосистем (видов), способных выживать в любых природных условиях. Но выживание - это есть прежде всего самовоспроизведение себе подобных, т.е размножение. Поэтому для эволюции вида наиболее важным является репродуктивный период онтогенеза особи.


Пострепродуктивный период, который обычно называется старостью, есть следствие действия инерционных механизмов гомеостаза, качество которых со временем уменьшается. Одной из причин этой инерционности является эволюционная избыточность механизмов гомеостаза.




Классификация теорий стохастического старения Теория cоматических мутаций - Соматические мутации нарушают генетическую информацию и уменьшают функцию клеток Катастрофа ошибок - Ошибки процессов транскрипции и/или трансляции уменьшают эффективность клеток Повреждения ДНК, репарация ДНК - Повреждения ДНК постоянно репарируются различными механизмами. Эффективность репарации положительно корелирует с продолжительностью жизни и уменьшается с возрастом Повреждения белков - Конформационные нарушения белков и ферментов (перекрестные сшивки) повреждают функцию клетки Перекрестные сшивки - Химические перекрестные сшивки важных макромолекул (например, коллагена) приводят к нарушениям функции клеток и тканей Износ - Накопление повреждений в повседневной жизни уменьшает эффективность организма



Морские ежиМорские ежи на сегодня известны науке, как самые большие долгожители на земле. Они живут лет и не стареют. Морские ежи никогда не прекращают расти. Одни из самых больших достигают 19 см в поперечнике (чем они крупнее, тем старше). В 100-летнем возрасте способны производить потомство так же, как и в 20-ти летнем.



На заре эволюции природа создавала бессмертные организмы. Очевидно, естественный отбор в какой-то момент решает, что он может отменить программу старения. Появляются индивиды, лишенные такой программы. И если в результате естественного отбора выясняется, что для вида это не стало катастрофой, свойство передается потомству. В процессе эволюции ряд видов получил преимущества, которые позволили ему увеличить продолжительность жизни. Вероятно, это было связано и с условиями жизни организмов. Например, щука – самый крупный хищник в реке. Врагов у нее нет, как и у моллюска жемчужницы, пищи достаточно. Почему бы не пожить подольше? Известна история так называемой «гейльбронской щуки», которая будто бы была лично поймана императором Фридрихом II. Рыбу пометили золотым кольцом и выпустили в 1230 году в одно из озер, где повторно выловлена через 267 лет.щука


Продолжительность жизни летучей мыши в семнадцать раз дольше, чем землеройки, самой близкой ее наземной родственницы. И птицы, и летучие мыши в процессе эволюции обрели крылья, смогли улететь от врагов и получили доступ к новым источникам пищи. У летучих мышей есть еще один, особый, механизм продления жизни. На севере они бодрствуют всего около 4-х месяцев, а остальные две трети года спят, впадая в оцепенение. Это состояние ученые называют анабиозом. Во время анабиоза у летучих мышей температура тела падает почти до нуля, сильно замедляется дыхание и все другие жизненные процессы. Их организм при этом как бы находится на консервации. Наблюдения за летучими мышами позволили ученым предположить, что человеческое тело тоже может сохраняться долго при низких температурах.летучей мыши


У человека, в отличие, даже от близких видов, например, приматов, не говоря уж о мышах, изначально очень короткие теломеры. Короткие теломеры нужны на случай, если в клетке возникла мутация, приводящая к раку. Тогда теломера, укорачивающаяся с каждым делением клетки, выполняет роль противоопухолевого барьера. Быстро делящиеся предраковые клетки быстрее теряют теломеры и погибают. Но после 40 лет такой противораковый барьер начинает мешать необходимой регенерации тканей. У мышки теломеры длинные, потому что ей такой барьер не нужен. Она быстро размножается. А что с ней станет после окончания репродуктивного периода, уже не важно. Лиса ли ее съест, или сова, – какая разница. В природе она долго все равно, не проживет. А в лабораторных условиях мы видим, что, спустя два года, у многих мышей возникает рак. теломеры Другой механизм старения клетки – стресс-индуцированный. Это, когда под действием стрессов из окружающей среды (тепло, кислород) клетки, даже стволовые, стареют. Старение можно рассматривать на разных уровнях организации жизни. На молекулярно-клеточном уровне – это баланс между спонтанно возникающими повреждениями биоструктур и противодействующими им системами детоксификации и стрессоустойчивости. На тканевом уровне – клеточное старение и невосполнимая убыль поврежденных клеток. На системном уровне – гормональные и иммунные сдвиги, ведущие к возрастным патологиям. Роль генетической предрасположенности в этих явлениях является существенной и достигает 30%.

Творчество У. Блейка. Стихотворение «В одном мгновенье видеть вечность..»

Мистици́зм - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма

Чуждый эстетике классицизма, Блейк был не признан Академией как художник. Отвергался он и издателями как поэт.

Английский поэт, мистик и художник, гравер (1757 – 1827 гг.), представитель раннего романтизма.

Ранние работы, дышащие духом бунтарства и мятежности, могут рассматриваться как протест против догматической религии. Но Блейк не восставал против веры, как таковой, а отрицал авторитаризм церкви как института. Поздние работы Блейка представляют собой развитие гуманистических идей поэта.

Творчество Блейка глубоко субъективно. Все его картины - это отображение собственного мироощущения и мировидения, философии творчества.

Родился в семье мелкого лавочника. Рос в атмосфере свободомыслия. Систематического образования не получил, занимался самообразованием, много читал. Регулярного образования Блейк почти не получил, и в этом еще одна причина его непонимания и неприятия современниками: восемьнадцатый век привык к строгим, устоявшимся формам как в живописи, так и в литературе, и блейковская свобода, отвержение всяческих канонов и норм могли вызвать разве что недоумение.

Видения. Посещали галлюцинации с детства (Божественные образы, умершие). Болен?? Ими навеяны многие произведения. Творчество Блейка часто называют визионерским. Этим условным термином, происходящим от слова «visio» (лат. видение, явление), характеризуют искусство, вдохновленное видениями, снами и различного рода откровениями, полученными художником в момент создания произведения.

Очень удачный счастливый брак, огромная помощь и поддержка жены. Была неграмотной, но занялся ее образованием успешно.

Его критиковали. Все больше Блейк убеждался, что его взгляды на искусство расходятся с воззрениями его современников. «Несчастный сумасшедший, которого можно оставлять на свободе только по причине его безвредности».

Первая книга, "Поэтические наброски" (произведения с 12 до 20 лет). Мистицизма здесь еще не было.

Сборник "Остров на Луне" Книга эта знаменует собой начало мистического периода в творчестве.

Сильно развита фантазия воображение

Кроме того, Блейк питал отвращение к рабству и верил в половое и расовое равенство. Несколько его стихов и картин выражают идею всеобщей гуманности: «все люди похожи (хоть они и бесконечно разные)».

(Дух брата подсказал) Основал типографию, где начал выпускать свои знаменитые «иллюминированные книги». Текст гравировался вместе с иллюстрацией как единое декоративное целое, которое художник потом раскрашивал вручную. Поражает, с каким тщанием и насколько четко и аккуратно он наносил на медную доску тексты, а ведь ему приходилось выводить их в зеркальном отображении, да еще в обратном порядке. У этого способа было важное преимущество - он позволял сохранить единство рисунка и текста, но был и серьезный недостаток: трудоемкость и, следовательно, ничтожное количество копий. Теперь немногие сохранившиеся "авторские издания" Блейка ценятся на вес золота, а в то время они вряд ли окупали вложенный в них труд. И все же Блейк на протяжении всей жизни продолжал гравировать все новые и новые экземпляры "Песен", продавая их по очень невысокой цене

В 1784 – 1789 Блейк пишет «Песни Невинности». Это цикл стихотворений, иллюстрирующих философскую систему, основывающуюся на библейских представлениях о мире и справедливом и милосердном Боге, который заботится о своих детях и страдает вместе с ними. В данном цикле стихотворения пронизаны радостью, светом, образами и символами характерными для традиционного христианства. Описывая явления реальной жизни, Блейк скрывает за ними всю полноту и бескрайность явлений духовной жизни. Блейк изображает ее через образы светлого мира детства, сквозь призму младенческого сознания, еще не развращенного и искушенного жизненным опытом. Это своего рода утопия безгрешного и счастливого детства человечества, его светлого сознания, которое восторженно внимает песни или поет их, среди них: «колыбельная песня», «смеющаяся песня», «песня няни», «весенняя песня». Ключевой категорией здесь выступает счастье, выраженное в безмятежности, радости. Играющие, поющие дети, природа, цветы, агнцы – все это олицетворение счастья. Любовь и человечность, доброта и милосердие завершают идиллию Блейковской картины христианского Рая.

"Песни Невинности" - цикл стихотворений, объединенных системой сквозных образов и символов, стихотворений светлых, радостных, проникнутых традиционными идеями христианства. Вера в милосердие Господа, в божественную защиту - одна из основных тем цикла.

Но в 1794 году Блейк создает «Песни Опыта», которые в отличие от «Песен Невинности» основаны на новых философских воззрениях. «Песни Опыта» раскрывают картину морального и социального зла, в которой нет место идиллиям. В конце 80-х – начале 90-х 18 века происходят заметные и яркие преобразования не только в политической, но и в духовной жизни. В 1789 году Блейк радостно приветствовал начало революции во Франции. Рассказывают, что он появлялся на улицах Лондона в красном фригийском колпаке - символе революции и свободы. Но позже, разочаровавшись во всех произошедших метаморфозах, Блейк переживает глубокий внутренний кризис, который сильно изменил его взгляды и философию. Следствием пережитых травм становятся «Песни Опыта».

«С 1787 г. начинается мистический период творчества Блэйка в связи с душевным потрясением, которое он испытывал вследствие смерти нежно любимого брата.

Мощь таланта этого несчастного безумца, необузданность его воображения, мифологичность его мировоззрения, мистическая игра его фантазии позволили ему не просто прозреть грядущие судьбы народов, но и предвосхитить грядущую культуру.

Воображение, интуиция были для него главным инструментом поэтического познания,

Блейка именовали "безумцем", а чаще просто игнорировали. Блейк тяжело переживал отсутствие понимания у современников.

Такой литературный прием, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался.

Чистота духовности Уильяма Блейка, свободная от оков рационализма и сухой догмы, была не только его творческим методом, но и образом мыслей, его состоянием, его внутренней сущностью. Он не был поэтом "для всех" и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности. Он верил в божественное предназначение поэта, в то, что вдохновение даровано свыше, верил в свою миссию Пророка. Его лирические мотивы сочетаются с образной мифологией и символикой.

Самым худшим Блейк считает подавление внутренних желаний, которые влекут за собой торжество Рассудка, который «правит безвольным. А подавленное, мало-помалу чахнет оно, покуда не станет тенью Желанья».

Блейк отмечает, что, развивая эту тенденцию, человек перестает быть живым. Действуя в соответствии с разумом, он из сферы желаемого переходит в сферу долженствования, которая мертва.

Человек душит в себе естественное для его души, отдавая все под власть Благоразумия, которое зачастую выполняет утилитарные роли, уготовленные для него социальной действительностью, чьим-то корыстным умыслом. Блейк выступает против социальной несправедливости, рабства. Человек! «Возжелав и не сделав, разводишь чуму!».

Блейк высказывает свое сомнение в общепринятой христианской концепции Добра и Зла: «Все то, что именуют чтущие религию Добром и Злом, из сих проистекает». Добавляя, что Добро пассивно, неестественно, навязано, лишено творчества и, по сути, мертво. А вот Зло, наоборот, обладает способностью к действию, является условием развития мысли и движения духа. Оно свободно от условностей, активно в стремлениях и может следовать своим желаниям и побуждениям, а не мертвым догмам.

Уильям Блейк – автор и мыслитель, открывший новый путь к поэзии мысли, к философской поэзии, что было абсолютным новаторством для эпохи в которую жил поэт.Наследие Блейка – это бесконечный источник, вдохновлявший представителей художественной, философской и поэтической мысли, это необыкновенная философская глубина не постигнутая до сих пор.

Живое, необычное для того времени чувство природы, простота и ясность формы, глубина мистицизма и смелость воображения, выразившиеся не только в живописи, но и в поэзии Б. - все это оказалось выше понимания его современников.

"Песни Опыта" появились в виде поэтического цикла в 1794 году. В отличие от "Песен Невинности" они никогда не гравировались отдельно, что лишний раз доказывает зависимое положение второго цикла. Коренное изменение философских взглядов натолкнуло Блейка на мысль о создании ряда "сатирических" стихов (слово "сатира" употреблено здесь достаточно условно, имеется в виду развенчание автором своих же более ранних взглядов).

Если ранние взгляды Блейка можно условно определить как "христианские", его новую концепцию с той же долей условности можно назвать "натуралистической". Раньше внимание поэта почти полностью было сосредоточено на внеземном существовании души, на идиллической Вечности, отголоски которой можно наблюдать в некоторых земных проявлениях, однако божественное было отделено от земного достаточно четкой гранью: достижение полной гармонии, духовного идеала возможно только в Вечности, а земная жизнь в силу своей "скованности" плотью является юдолью горестей и слез. Теперь же Блейк коренным образом меняет точку зрения и переносит свое внимание именно на земную реальность. Земные скорби не вызывают у него более мысли о воздаянии в будущем, скорее протест: жизнь могла бы быть идеальна и на земле, но земля обременена духовными оковами, которые необходимо сбросить. Мир задуман как совершенный, но дух человеческий пребывает во лжи и притворстве - такова новая философия Блейка. И задача Поэта - теперь уже не пастушка с дудочкой, но Барда, ясновидца, пророка - показать людям путь к освобождению Духа.

В "Песнях Опыта", безусловно, содержится достаточно едкая, "сатирическая" насмешка над светлым, лучезарным – и абсолютно неправдоподобным – миром "Песен Невинности", и в этом смысле второй цикл несет на себе печать разочарования. Однако это не есть разочарование в жизни вообще, скорее, разочарование в былых идеалах. Блейк называет свое былое видение "однобоким", свои идеи "ограниченными", но отнюдь не неверными.

Манифестом натуралистических взглядов Блейка стала его книга "Бракосочетание Неба и Ада" (1790). Как заявлено уже в самом названии, "Бракосочетание…" посвящено полемике с каноническим христианством. Развивая богоборческую традицию, Блейк объявляет несостоятельной общепринятую христианскую концепцию Добра и Зла. Добро (Небо, Рай) становится у Блейка пассивным, всеприемлющим, а потому нетворческим, не способным к развитию началом; напротив, мятежное Зло (Ад) видится ему началом активным, созидающим, ибо именно оно, ломая традиционные представления, движет развитием. Добро олицетворяет духовный застой, а Зло - метания и борения духа, без которых невозможно движение мысли. Воображение, которое Блейк считает высшей способностью человека, несомненно, исходит из Ада. Традиционное Зло становится в "Бракосочетании..." символом духовной свободы, творческой энергии, преобразующей мир, а традиционное Добро - символом пассивности и догматизма. Однако Блейк остается верен своей диалектике и утверждает, что два противоположных начала не могут существовать друг без друга и только их сосуществование, "бракосочетание" ведет к подлинной духовности.

"Богоборческий" период духовного пути Блейка с его бунтарством, всеотвержением и максимализмом оказался непродолжительным. За ним последовал глубокий кризис и - как его результат - длительное молчание, полный отказ от публикации своих произведений.

Особое место среди произведений Блейка этого периода занимает стихотворение "Путем Духовным" (написано ок. 1800 г.). Это своего рода духовная автобиография поэта и одновременно духовная биография человечества. Блейк описывает зарождение, торжество и упадок всякой идеи и параллельно показывает, как развивались и изменялись его собственные взгляды. Для читателя это произведение имеет совершенно особый смысл, поскольку бросает яркий свет на внутренний мир Блейка, прослеживая почти все этапы его духовного развития и позволяя увидеть глазами поэта все шаги по пути постижения "человеческой сущности", запечатленные в его творчестве.

занимается иллюстрированием всех своих произведений. Последн. Работа над иллюстрациями к Божественной комедии. Умирает.

В 1789 Блейк завершает работу над циклом стихотворений «Песни Невинности», в котором отразилось тяготение к божественной теме. Пройдя его, он уже не отступится от религиозной догматики и верований в Бога. Споры с всевышним останутся только на страницах его ранних произведений.

Традиционным образованием Блейку не были навязаны устоявшиеся каноны и формы в искусстве, возможно, именно в этом следует искать истоки его творческой свободы. Игнорированием сложившихся устоев, использованием в произведениях подходов, идущих вразрез со сложившейся традицией, обусловилось неприятие Блейка современниками.

Блейк был первым из англичан, кто выразил новое самосознание личности.

Эпическая поэма «Мильтон» . Главным героем поэмы является поэт Джон Мильтон, который возвращается с Небес в земной мир и объединяется с Блейком. Таким образом устанавливается взаимосвязь между живущим поэтом и его великим предшественником. Мильтон совершает это мистическое путешествие, чтобы исправить собственные ошибки, которые он допустил при жизни в своих эпических сочинениях «Потерянный Рай» и «Обретённый Рай».

"Иерусалим", итоговое эпическое произведение, где Человек осознает свои заблуждения и наконец преодолевает их, соединяясь с Богом.

«В одном мгновенье видеть вечность..»

Здесь речь идёт о зрении внутреннем и внешнем. В каждой песчинке автор стремится усмотреть отражение духовной сущности, стремление к непосредственному восхождению от единого, частного впечатления к безгранично-широким, универсальным обобщениям. И всё это открывается человеку с помощью воображения.

Центром сложного художественного мира Блейка является человек.

Ценность свободного воображения - главная мысль.

Здесь Блейк говорит о праве человека на удовлетворение всех своих желаний. Закрепощение лишь усиливает гнет разума над Воображением. Блейк отстаивает права пытливого человеческого мышления, которое отказывается ставить какие-либо границы. Смирение у Блейка - величайшее извращение человеческой природы.

Законом всякого развития является борьба.

В этих строках возникает символическая картина Англии и мира. Уильям Блейк творил на стыке эпох, поэтому не удивительно, что в своем творчестве он старался отразить и осмыслить те события, которые происходили в тот момент в его стране и во всем мире. Жестокий рационализм пронизал все сферы жизни, и социальную и духовную. Блейк с горечью отмечал: «В Англии спрашивают не о том, есть ли у человека талант и гениальность, а о том, насколько он смирён, вежлив, добродетелен как осёл и послушен суждениям вельмож об искусстве и науке. Если это так, то значит он хороший человек. Если нет, пусть умирает с голоду.»

Религия не в состоянии ответить на вопросы, которые возникают у пытливой человеческой мысли, и, как одно из страшных последствий этого, - лишение человека веры.

Уильям Блейк считал войну бедствием для народа. Война - показатель того, что страна находится в упадке, её духовная основа крайне истощена. «Воинствующее государство, - говорит Блейк, - никогда не создаст искусства, оно будет грабить, и разорять, и нагромождать в одном месте, и тащить в другое, и копировать и покупать, и продавать..., но не делать, не созидать.» Против войны, лишь «мир открывает путь».

Мир представляет собой единое целое и составляют это единство противоположности. Жизнь нельзя воспринимать лишь как юдоль горестей и страданий. Там, где есть радость, есть и печаль.

Те средства, с помощью которых человек стремится познать мир, оказываются недостаточными. Мир остается непознанным. Философия, полагает поэт, в этом плане уже давно потерпела поражение.Мир не увидеть изнутри, нужно выйти за пределы материального бытия и взглянуть на мир с точки зрения Бога, Вечности. Но разум отрицает Воображение. Философы задают много вопросов, но не в состоянии найти на них ответы, они ни в чём не уверены. Из множества теорий ни одна не может заявить о своей правоте, а там, где господствует сомнение, невозможно увидеть свет истины.

«Прорицания Неведения» предстают как философская поэма, в основе сюжета которой - душа человека в её развитии.

В начале поэмы перед нами человек с идеальным восприятием мира, тот «чья душа, стремясь от бесконечно малого к бесконечно большому, от капельки крови к звёздной Вселенной, поглощена стремниной полёта и обретает себя обновлённой, и окрылённой, и бессмертной на краю тёмного океана Бога.» (14)

Но заканчивается произведение на оптимистической ноте. Блейк говорит о том, что душа каждого человека способна уловить «лучи солнца», проснуться ото сна безверия и осознать всю жизнь в единстве. Раскрыть «двери восприятия» и, наконец, увидеть «весь мир в зерне песка».

Произведения Блейка свидетельствуют нам о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора. Он был совершенно не похож на тот, в котором живут остальные, что дает понять каков сам Блейк, и какова была его творческая миссия. Мы ясно осознаем, что человек, достигший подобного уровня самовыражения, был способен выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. На такое освобождение от условностей, углубленное восприятия реальности способен лишь только тот человек, кто всецело поглощен стремлением к духовности, к его законам, его бытию. Таков уровень мировоспрития Уильяма Блейка.


Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк

ЗВЕЗДА ПУСТЫНИ (ОТРЫВОК)

Я откроюсь тебе в неожиданный миг,
И никто не узнает об этом,
Но в душе у тебя загорится родник,
Озаренный негаснущим светом.
Я откроюсь тебе в неожиданный миг
Не печалься. Не думай об этом.

Ты воскликнул, что Я бесконечно далек,-
Я в тебе, ты во Мне, безраздельно.
Но пока сохрани только этот намек: -
Все - в одном. Все глубоко и цельно.
Я незримым лучом над тобою горю,
Я желанием правды в тебе говорю.

Константин Бальмонт

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

В. Соловьев

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир, Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...

Пускай мученья мне грозят, -
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...

Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, - в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Я Бога жаждал - и не знал;
Еще не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, -
Я сердцем чувствовал Тебя.

И ты открылся мне: Ты - мир.
Ты - всё. Ты - небо и вода,
Ты - голос бури, Ты - эфир,
Ты - мысль поэта, Ты - звезда...

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой,
Когда умру - с Тобой сольюсь,
Как звезды с утренней зарей;

Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала,
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть - благодарю!..

Д. Мережковский

ЭДЕЛЬВЕЙС

Я на землю смотрю с голубой высоты,
Я люблю эдельвейс - неземные цветы,
Что растут далеко от обычных оков,
Как застенчивый сон заповедных снегов.

С голубой высоты я на землю смотрю,
И безгласной мечтой я с душой говорю,
С той незримой Душой, что мерцает во мне
В те часы, как иду к неземной вышине.

И, помедлив, уйду с высоты голубой,
Не оставив следа на снегах за собой,
Но один лишь намек, белоснежный цветок,
Мне напомнит, что мир бесконечно широк.

К. Бальмонт

П ОКА ЕСТЬ НЕБО

Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!

Пока есть горы, те, что к небу
Возносят пик над пеньем струй,
Восторга высшего не требуй
И радость жизни торжествуй!

В лазури облака белеют
Иль туча темная плывет;
И зыби то челнок лелеют,
То клонят мощный пакетбот;

И небеса по серым скатам
То золотом зари горят,
То блещут пурпурным закатом
И лед вершинный багрянят;

Под ветром зыблемые нивы
Бессчетных отсветов полны,
И знают дивные отливы
Снега под отблеском луны.

Везде - торжественно и чудно,
Везде - сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой - в раздольях пустоты;

Как в поле, в городе мятежном
Все те же краски без числа
Струятся с высоты, что нежным
Лучом ласкает купола;

А вечером еще чудесней
Даль улиц, в блеске фонарей,
Все - зовы грез, все - зовы к песне:
Лишь видеть и мечтать - умей.

Валерий Брюсов

НЕ ГОВОРИТЕ МНЕ О ВЕЧНОСТИ

Не говорите мне о вечности --
Я не могу ее вместить.
Но как же вечность не простить
Моей любви, моей беспечности?

Я слышу, как она растет
И полуночным валом катится,
Но - слишком дорого поплатится,
Кто слишком близко подойдет.

Мандельштам Осип

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.

Если птица в клетке тесной -
Меркнет в гневе свод небесный.

Ад колеблется, доколе
Стонут голуби в неволе.

Дому жребий безысходный
Предвещает пес голодный.

Конь, упав в изнеможенье,
О кровавом молит мщенье.

Заяц, пулей изувечен,
Мучит душу человечью.

Мальчик жаворонка ранит -
Ангел петь в раю не станет.

Петух бойцовый на дворе
Пугает солнце на заре.

Львиный гнев и волчья злоба
Вызывают тень из гроба.

Лань, бродя на вольной воле,
Нас хранит от скорбной доли"

Путь летучей мыши серой -
Путь души, лишенной веры.

Крик совы в ночных лесах
Выдает безверья страх.

Кто глаз вола наполнил кровью,
Вовек не встретится с любовью.

Злой комар напев свой летний
С каплей яда взял у сплетни.

Гад, шипя из-под пяты,
Брызжет ядом клеветы.

Взгляд художника ревнивый -
Яд пчелы трудолюбивой.

Правда, сказанная злобно,
Лжи отъявленной подобна.

Принца шелк, тряпье бродяги -
Плесень на мешках у скряги.

Радость, скорбь - узора два
В тонких тканях божества.

Можно в скорби проследить
Счастья шелковую нить.

Так всегда велось оно,
Так и быть оно должно.

Радость с грустью пополам
Суждено изведать нам.

Помни это, не забудь -
И пройдешь свой долгий путь.

Дело рук - топор и плуг,
Но рукам не сделать рук.

Каждый знает, что ребенок
Больше, чем набор пеленок.

Та слеза, что наземь канет,
В вечности младенцем станет.

Лай, мычанье, ржанье, вой
Плещут в небо, как прибой.

Ждет возмездья плач детей
Под ударами плетей.

Тряпки нищего в отрепья
Рвут небес великолепье.

Солдат с ружьем наперевес
Пугает мирный свод небес.

Медь бедняка дороже злата,
Которым Африка богата.

Грош, вырванный у земледельца,
Дороже всех земель владельца.

А где грабеж - закон и право,
Распродается вся держава.

Смеющимся над детской верой
Сполна воздается той же мерой.

Кто в детях пробудил сомненья,
Да будет сам добычей тленья.

Кто веру детскую щадит,
Дыханье смерти победит.

Игрушкам детства - свой черед,
А зрелый опыт - поздний плод.

Лукавый спрашивать горазд,
А сам ответа вам не даст.

Отвечая на сомненье,
Сам теряешь разуменье.

Сильнейший яд - в венке лавровом,
Которым Цезарь коронован.

Литая сталь вооруженья -
Людского рода униженье.

Где золотом чистейшей пробы
Украсят плуг, не станет злобы.

Там, где в почете честный труд,
Искусства мирные цветут.

Сомненьям хитрого советчика
Ответьте стрекотом кузнечика.

Философия хромая
Ухмыляется, не зная,

Как ей с мерой муравьиной
Сочетать полет орлиный.

Не ждите, что поверит вам
Не верящий своим глазам.

Солнце, знай оно сомненья,
Не светило б и мгновенья.

Не грех, коль вас волнуют страсти,
Но худо быть у них во власти.

Для всей страны равно тлетворны
Публичный дом и дом игорный.

Крик проститутки в час ночной
Висит проклятьем над страной.

Каждый день на белом свете
Где-нибудь родятся дети.

Кто для радости рожден,
Кто на горе осужден.

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум,

Потому что смертный глаз
В заблужденье вводят вас.

Бог приходят ярким светом
В души к людям, тьмой одетым.

Кто же к свету дня привык,
Человечий видит лик.

Перевод С.Маршака



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»