Великобритания: экономическая география. Государственный строй великобритании - реферат Избирательные системы и реформа

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Великобритания - островное государство (самый большой остров - Великобритания, также в состав страны входят Нормандские острова, остров Уайт и северо-восточная часть острова Ирландия), расположенное на Британских островах, на северо-западе Европы.

Эта страна омывается Атлантическим океаном, Северным и Ирландским морями, а также проливами Ла-Машн, Па-ле-Кале, Северным и Святого Георга. На севере и юге береговая линия рассечена заливами, которые образуют полуострова Корнуол и Уэльс. На территории Великобритании находятся Англия, Шотландия, Уэльс и Ирландия (не путать с государством Ирландия - прим.) Много лет назад Британские острова были частью Европы, но после затопления низинных земель (теперь это дно Северного моря и пролива Ла-Манш) навсегда отрезаны от материка. Северная Ирландия расположена на острове Ирландии, и является западным расширением шотландских гор, которые разделены между собой узким Северным каналом.

География великобритании: особенности

Площадь Великобритании составляет около 240842 кв. км. В основном это суша, а остальное часть - реки и озера. Площадь Англии составляет 129634 кв. км., Уэльса - 20637 кв. км., Шотландии - 77179 кв. км. и Северной Ирландии - 13438 кв. км., то есть Англия больше всех остальных, а также обладает большим количеством населения, чем остальные регионы. Эти факторы играют не последнюю роль в истории господства Англии на Британских островах.

Географические особенности Великобритании напрямую влияли и влияют на поселения, миграции людей, их завоевательную политику и союзы. Сегодня они определяют работу транспортных систем, сельского хозяйства, коммуникаций, рыбной промышленности, энергоресурсов и лесов. Горные массивы и возвышенности находятся на севере и западе страны. Большая часть низинных земель, помимо шотландских низин и центральных территорий Северной Ирландии, лежит на юге и востоке. Север и запад состоят из крепких горных пород, созданных движениями земной коры. Эти районы, к сожалению, непригодны для земледелия. Более мягкие породы присутствуют на юге и востоке (что является процессом выветривания гор). На них расположены плодородные земли. Большая часть низинных земель используется в сельском хозяйстве. В горных районах преобладают пастбища. Равнинные районы Англии с благоприятным климатом для земледелия всегда использовались для заселения и сельскохозяйственного освоения.

Позже стали осваиваться горные районы, где основным стимулом послужили богатые пастбищные угодья и минеральные ресурсы. В Великобритании найдены почти все известные минералы, за исключением алмазов. Богаты месторождения угля в Пенинах, на Средне-Шотландской низменности, в предгорьях южного Уэльса (его промышленные запасы составляют 4 млрд. т.). В Восточном Мидленде находится самое большое месторождение железной руды (60% всех запасов страны). В Чешире и Дареме находятся каменные и калийные соли. В Кембедленском массиве найдены свинцово-цинковые и гематитовые руды, на полуострове Корнуолле - свинцово цинковые и оловянные. В Северном море - месторождения нефти и газа (2,6 млрд. т. и 1400 млрд. куб м).

Водные ресурсы

Огромное влияние на страну оказывают моря, заливы, реки и озёра. На побережье находится заливы, бухты, дельты и полуострова, по этой причине большая часть Великобритании находится на расстоянии 100 км от моря. Приливы на береговой линии и разливы рек служат причиной частых наводнений во многих регионах страны. Правительство строит дамбы и защитные сооружения от воды (в 1984 в Лондоне был построен защитный барьер). Глубина море у берегов составляет 90 метров, так как большая часть Британских островов лежит на континентальном шельфе (приподнятое морское дно, которое соединяется с материком).

Теплое течение Гольфстрим нагревает море и воздух на побережье Великобритании. Поэтому климат на островах очень мягкий. Течение оказывает важное влияние на рыболовную промышленность (хороший улов рыбы и рыбалки на катерах, которые устраиваются для иностранцев). Густая сеть полноводных рек (Темза, Северн и др.), многие из которых соединены каналами, являются важными транспортными артериями, соединяющими многие города Велкобритании. А Шотландия и Ирландия известны всему миру как край красивых озёр (Лох-Несс, Лох-Ломонд и др в Шотландии; Лох-Ней в Северной Ирландии).

Климат

Великобритания принадлежит к области умеренно-континентального климата морского типа с теплой зимой и нежарким летом. По всей Великобритании температура очень редко поднимается до +30 и опускается ниже -10. Средняя температура между +10 и +20. Из-за особенностей рельефа страны в горных и холмистых местностях (Шотландия, некоторые районы Уэльса и Англии) летом прохладнее, а зимой холоднее по сравнению с остальными районами Великобритании.

Великобритания называют Туманным Альбионом, хотя с началом промышленной революции (что повлекло за собой замену каминов на другие нагревательные приборы) страна перестала быть туманной. Хотя дожди и туманы не редки, но приходятся в основном на горные и холмистые районы. В западной части страны выпадает больше осадков, чем в восточной. На самом деле, погоду в стране можно охарактеризовать нестабилием осадков: выйдя утром из дома в солнечную погоду, можно вернуться спкспя час под проливным дождем.

Государственный строй

Государственный строй Великобритании таков - это унитарное государство (парламентская монархия). Единой конституции нет, есть законодательства, которые основываются на много вековых конституционных обычаях, важнейших статусах и решениях высших судебных органов (прецедентах). Официально верховная власть в стране принадлежит королевскому дому Винздоров. На сегодняшний день правящим монархом Соединённого королевства является Королева Елизавета. Но она царствует, а не управляет. Парламент - верховный законодательный орган, который состоит из палата общин(представительное общенациональное собрание, избираемое один раз в пять лет) и палата лордов (в неё входят наследственные пэры, принцы королевской крови, высшые духовные и судебные сановники). Исполнительная власть находится в руках премьер-министра. Согласно традиции он назначается правящим монархом из партии, которая набрала большее количество мест в палате общин.

Административной деление Великобритании следующее: она состоит из четырёх административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Лондон), Уэльс (9 графств, 3 города, 10 городов-графств), Шотландии (32 области) и Ирландии (26 районов). Некогда Великобритания была страной, над которой некогда не заходило солнце, потому что владела колониями по всему свету. После Второй Мировой Войны она окончательно потеря все территории, но тем не менее сегодня имеет суверенитет над следующими территориями: Бермуды, Остров Монсеррат, Гибралтар, Ангилья, Остров Святой Елены, Каймановы Острова, Британская Антарктическая территория, Фолклендские острова, острова Тёркс и Кайкос, Британские Виргинские острова, остров Питкэрнс, Британская территория в Индийском океане, Южная Георгия и Сандвичевы острова. Государственный язык - английский. Хотя в стране говорят еще на 4 языках: валлийском, ирландском, гаэльским и корнским. Этнический состав населения довольно пестрый. С ранних периодов истории Великобритании шел процесс формирования трех различных этнических общностей - англичан, шотландцев и уэльсцев.

В стране существует иерархия городов. Лондон, как столица Великобритании, занимает лидирующие положение как главный политический, культурный, промышленный, экономический центр страны, а также один из её крупнейших морских по. Помимо Лондона стоит выделить такие города, как Эдинбург, Кардифф и Белфаст (столицы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии); Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд, Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - это центральные города конурбаций и региональные центры. Мало где в мире приморские города занимают столь важное место, как в Великобритании, в которой насчитывается 44 портовых городов. Лондон возник как морской порт для торговли с континентальными государствами; через Гуль (Халл) велась торговля со странами Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль - транспортные артерии, которые связывали Великобританию с США. Большой популярностью пользуются приморские города-курорты (Брайтон, Маргейт, Блэкпул и Скарборо) как у самих британцев, так и у туристов.

Промышленность

Великобритания зарекомендовала себя высокоразвитой индустриальной страной, которая в мире выступает как поставщик промышленной продукции. Крупнейшими промышленными монополиями являются Империал Кемикал Индастриз, или ИКИ, Юнилевер, Бритиш Лейланд и Дженерал Электрик компания. Промышленный пояс Великобритании начинается от Лондона, далее до Ланкашира, а также от Западного Йоркшира до Глостершира, еще можно упомянуть южный Уэльс, центральную часть Шотландии и северо-восточную Англию. В этом регионе находятся промышленные объекты страны. Остальные районы стали отстающими (то есть Северная Ирландия, почти весь Уэльс, большая часть Шотландии, северо-восток и часть юго-запада Англии).

Правительство предпринимает меры, дабы не допустить дальнейшей концентрации людей и промышленных объектов в одной области. В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны, которые производят более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее жителями. Однако, природные условия благоприятны скорее для развития животноводства, чем земледелия. Поэтому Великобритания импортирует такие продукты, как бекон, сахар, пшеницу и др.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Географический рисунок расселения и хозяйства России: зоны хозяйства
Следующая тема:   Франция: географическое положение и природные условия

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.



4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.

48. Основные тенденции в развитии государственного механизма Великобритании в XX веке. Реформы избирательного права.
1.Партийная система Великобритании:
Основой политической системы стала двухпартийная система. изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стоял - Черчилль, Именно с его имени и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В 20-ых годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических изменений.
2.Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось.
депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин Формируется посредством демократических выборов
К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) установился законодательный приоритет палаты общин
2) установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии. .

3.Эволюция правительства

Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства.
Так же был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в:
1. Передача правительству законодательной власти



2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.
4. Должность премьер-министра превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:
1.Определяет персональный состав правительства
2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.
3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4.Изменение правового статус короны
Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия.

Полномочия монарха:
1.Назначение премьер-министра.
2.Право созвать или распустить парламент
3.Право пожаловать титул пэра.
4.Право советовать правительству.
5.Право предостерегать правительство
6.Монарх осуществляет представительские функции.

49. Борьба за образование единого германского государства. Конституция германской империи 1871г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.

Господствовали – князья, дворянство. Форма правление - МОНАРХИЯ.

Началась буржуа-демократическая революция во Франциии,она переросла в германскую. Входе революции встал вопрос об объединении страны.Задача: приход буржуазии к власти, ликвидация старых порядков. Но в ходе революции они не были решению Буржуа испугались размаха пролетариата. народное собрание было разогнано, революция завершилась так и не решив вопросов.Развитие капиталистических отношений в Германии. Партиям становится тормозом для развития торговли и промышленности. Требование единства. В 19 веке ведут борьбу за лидерство в объединении. Австрия и Пруссия. Пруссия – ряд войн. победа над Данией. над Австрией. Пруссия создала Северо-германский союз в главе с Пруссией, принята конституция. В нее входила часть северогерманских государств.Объединение Германии создавало возможности для быстрого промышленного развития.Но это не привело к полному установлению господства буржуа. В объединение германская буржуазия заняла подчинительное положение.

Конституция 1871

Высший органы: Императоры. Титул император получил прусский король. Обширные полномочия. Он имел исключительные права в области внешних отношений, объявлял войну и заключать мир, командование, назначать канцлера. законодательная власть у «парламента», но император мог контролировать деятельность.Преобладающая роль у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов.Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у Бундесрата мнения разделялись, то его голос был решающий.Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера.Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.Форма государственного устройства – федерация.

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя (хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий.появился закон против социалистов: суровые меры преследования соц. организаций:

o 1)запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических усмотрений

o 2)полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

· 3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

· 4)правительство могло ввести малое осадное положение

· Полит режим кайзеровской Германии . Слож­ные соц-эконом процессы на пути истор развития объединенной Германии XIX в влияли на частые изменения ее полит режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк.

· Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­с власти. В это время не только снимается мно­жество феод препон для развития предприн-ва и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

  1. Конституция Великобритании.
  2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.
  3. Высшие органы государственной власти Великобритании.
  4. Местное самоуправление и управление.

1. Конституция Великобритании

Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел.

Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников.

Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др.

Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах.

Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов).

Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются

Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности.

Большое значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но большинство голосов получает одна из двух основных политических партий: Лейбористкая и Консервативная. В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий.

В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является английская протестантская церковь. Ее глава - монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом.

3. Высшие органы государственной власти Великобритании.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха.

Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Палата очень часто распускается, особенно после Второй мировой войны.

Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды и др. Судебный комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция по гражданским делам. Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется.

В стране существует три высоких суда: Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд. Средний уровень - суди графств. Низшие суды - магистраты (мировые суды), помощники судей.

4. Местное самоуправление и управление.

Великобритания - сложное унитарное государство с политическими (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономиями). Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам).

Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар. Территории Англии и Уэльса разделены на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена на 32 единицы. Северная Ирландия делится на 26 графств.

Не федерация, а — парламентская монархия. Единой конституции как основного закона страна не имеет. Ее законодательство основывается на важнейших статусах, много вековых конституционных обычаях и решениях высших судебных органов (прецедентах). Номинально верховная власть принадлежит монарху. Фактически же королева царствует, но не управляет. Высший законодательный орган — парламент, в который входят королева, палата общин и палата лордов. Палата общин — представительное общенациональное собрание, избираемое не реже одного раза в пять лет, а палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, высших духовных и судебных сановников и лиц, которым соответствующий титул был пожалован пожизненно монархом, часто по рекомендации премьер-министра. Любой законопроект, принятый палатой общин (кроме финансовых), может быть задержан палатой лордов на срок до одного года. Финансовые законопроекты становятся законами после прохождения палаты общин и подписания королевой.

Исполнительная власть Великобритании осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Обычно королева назначает премьер-министром лидера той партии, которая получила большинство мест в палате общин. Практически вся политическая власть сосредоточена в руках кабинета министров, в который, как правило, входят наиболее видные деятели правящей партии.

В стране у власти сменяются представители одной из двух ведущих партий. В XVII-XVIII в.в. это были тори и виги. За тем они стали называться консерваторами и либералами. С 20-х годов XX в. влияние либеральной партии упало, и выдвинулась лейбористская партия. В основных вопросах внешней и внутренней политики у партии лейбористов нет серьезных расхождений с партией консерваторов. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий Либеральной, националистических партий и Уэльса. Ведущие партии вынуждены искать у них поддержки в парламенте.

В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.

Изменение государственного строя Англии в 19 веке.

Оформление конституционной монархии в Англии.

Основные этапы английской буржуазной революции.

Лекция 12. Государство и право Англии в новое время.

1 . Современное государство Великобритания возникло в результате революции получившей название «Великий мятеж» (1640-1660 гг.), а также государственного переворота под названием «Славная революция» (1688 г.) Английская революция развивалась под лозунгом реформирования церкви и восстановления старых вольностей, нарушаемых королевской администрацией. Особую роль сыграло противостояние между королем и парламентом, которое было прекращено только в результате «Славной революции», когда права и привилегии короля и парламента были четко оговорены в законе. В 1628 г. парламент принимает петицию о праве, направленную против незаконных налогов и сборов. Король отвечает на петицию своей резолюцией, в которой обещал сохранять справедливые права и вольности, также как и свою прерогативу. Вскоре парламент был распущен и в течение 11 лет король правит, не созывая парламента. Однако неудачная война с Шотландией потребовала новых субсидий, для выделения которых необходимо согласие парламента. Вновь созванный («короткий») парламент отказывается принимать необходимые законы, за что и был распущен. Король в качестве компромисса соглашается на созыв нового парламента (ставшего «долгим»), который вопреки ожиданиям становиться движущей силой революции.

В этот период в Англии складываются следующие политические течения:

Роялисты – представители светской и духовной знати, сторонники сильной королевской власти и англиканской церкви.

Пресвитериане - представители крупных землевладельцев, главной целью которых было небольшое ограничение власти короля, восстановление баланса власти и очищение церкви от пережитков католицизма.

Индепенденты - представители средней буржуазии и мелкого дворянства, их представителем был Кромвель, требовали более кардинальных изменений в стране.

Левеллеры – представители крестьян и ремесленников, которые требовали утверждения демократической республики и формального равенства граждан не зависимо от их имущественного положения.

Кроме того, определенную роль играли сторонники социалистических утопий – диггеры, которые требовали уничтожения частной собственности.

На первом этапе парламент добивается принятия «трехгодичного акта». Этот закон устанавливает максимальный период перерыва между сессиями парламента 3 года. Кроме того, роспуск парламента и перерыв в его сессии стал возможен только по решению самого парламента. Таким образом, устанавливается независимость парламента от короля. Эти изменения приводят к открытой борьбе между королем и парламентом. В начале победа была на стороне армии короля, которая была лучше подготовлена и вооружена. Положение меняется после военной реформы, проведенной после принятия парламентом закона «О новой модели армии». В армию стали призывать крестьян и ремесленников, на офицерские должности стали назначать в зависимости от заслуг, а не по происхождению. Вводится строгая военная дисциплина и ответственность перед судом. Армия становится регулярной. После этих преобразований армия парламента наносит поражение королю. Карл 1 был вынужден сдаться и решение о его дальнейшей судьбе перешло в руки парламента.



В этот период обостряется борьба между пресвитерианами и индепендентами. Индепенденты проводят чистку парламента от монархистов. К власти приходит Кромвель, который добивается суда над королем смертной казни для короля.

Англия становится республикой, но на этом борьба не заканчивается. В этих условиях Кромвель разгоняет парламент и устанавливает режим личной власти (протекторат).

Верховная власть в государстве передается лорду-протектору. Все акты в государстве издаются от его имени, за его подписью. Он являлся главнокомандующим, решал вопросы войны и мира, международного сотрудничества. Должность лорда-протектора была выборной. Первым лордом-протектором стал Кромвель, занимавший этот пост пожизненно.

2. Первым законодательным актом, закрепившим идею конституционной монархии, можно считать документ под названием «Орудие управления» принятый в 1653 на Совете офицеров. Этот акт состоял из 42 статей и регулировал вопросы государственного устройства и управления. В данном документе отмечается сочетание 3 принципов:

1) Демократический принцип предусматривал существование представительного органа - парламента.

2). Монархический принцип закрепил привилегии лорда-протектора

3). Аристократический принцип предусмотрел создание государственного совета.

Однако, в действительности этот период ознаменован укреплением личной власти Кромвеля. После смерти Кромвеля, его сын Ричард, занявший пост лорда–протектора, не смог удержать власть. На смену протекторату вновь пришла монархия. На престол был приглашен сын казненного короля – Карл II. Он восстановил прежние порядки и жестоко расправился со сторонниками Кромвеля.

В политической жизни происходит становление двух партий - Тори и Виги. Тори объединили в своих рядах наиболее консервативно настроенных земледельцев. Виги являлись представителями либерально настроенных промышленников и торговцев.

Карла II на престоле сменил Яков II, политика которого отличалась крайней реакционностью. Он пытался восстановить абсолютную монархию, что вызвало недовольство обеих палат парламента, Яков II был свергнут, а на престол приглашен его зять - Вильгельм Оранский, который соглашается на все требования парламента по ограничению королевской власти. Этот государственный переворот вошел в историю под названием «Славная революция» и привел к становлению такой формы правления как конституционная монархия.

Законодательной основой конституционной монархии стали:

1. Heabes corpus act (1679 г) ограничивший возможность несудебной расправы короля над оппозицией и закрепивший ряд демократических принципов (неприкосновенность личности, скорое и справедливое правосудие, законность при задержании).

2. «Билль о правах» (1689 г.), который закрепил такую форму правления как дуалистическая монархия – переходная форма от абсолютизма к конституционной монархии; и ограничил полномочия короля.

3. Акт об устроении (1701 г.) лишивший короля права помилования, ограничил судебные полномочия короля, закрепил верховенство парламента.

Таким образом, устанавливается английский вариант разделения властей, основанный на верховенстве парламента, ответственности перед ним правительства и исключительном праве парламента сменять судей. Кроме того, было введено правило контрасигнатуры и принцип несменяемости судей.

На данном этапе государственный строй Англии был представлен следующим образом: во главе государства фактически находился двухпалатный парламент. Верхняя палата – Палата лордов - формируется по наследственному признаку, по назначению короля либо в силу занимаемой должности (архиепископы). Нижняя палата – Палата общин – формируемая на основе выборов, ограниченных на тот момент высоким имущественным цензом. Полномочия короля были ограничены. Он представлял страну на международной арене, являлся главнокомандующим, назначал должностных лиц, участвовал в законотворческой деятельности (подписывал законы). Тайный совет был преобразован в Кабинет Министров. Полномочия по формированию Кабинет Министров переходит в руки парламента. Главой кабинета министров становится премьер-министр. Устанавливается личная ответственность министров перед народом, а также право парламента предавать министров суду. Возникает так называемое ответственное правительство. Постепенно складывается принцип: король царствует, но не правит. С этого момента законы вступают в силу лишь тогда, когда кроме подписи короля на них проставлена подпись премьер-министра или ответственного министра.

3. Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления. В 19 веке в Англии впервые в мире создается институт гражданской службы («постоянное правительство»). Гражданская служба представляла собой законченную систему управления через постоянное профессиональное чиновничество. Чиновники делились на два разряда: высший (руководители) и низший (исполнители). Аппарат профессиональных государственных служащих был освобожден от партийного влияния и не менялся с приходом новых министров.

Парламент становится орудием правительства. Это происходит от того, что правительство стало формироваться из лидеров партии, получившей большинство мест в которая занимает большое место в парламенте. Лидер партии занимал пост премьер-министра. Поэтому работа в парламенте сводилась к обсуждению решений правительства. Правительство готовило такие решения, которые исключали дебаты и прения на заседании парламента. Продолжается рост государственного аппарата, появляется большое количество министерств.

На протяжении столетия в стране принимается ряд законов, направленных на реформирование системы представительства. Акт о народном представительстве 1832 г. привел к перераспределению депутатских мест, ликвидировал представительство «гнилых» местечек, предусмотрел зависимость депутатских мест от количества жителей населенных пунктов (от 1 до 4). Избирательное право получили лица мужского пола, достигшие совершеннолетия, владевшие недвижимым имуществом, выплачивавшие ежегодные налоги. Вводится ценз оседлости, то есть требование прожить в определенной местности в течение определенного срока. Данный закон позволил вдвое увеличить избирательный корпус. В 1867 году был принят новый закон, который снизил имущественный ценз и привел к очередному перераспределению депутатских мест. Эта реформа дала возможность участвовать в выборах не только собственникам недвижимости, но и представителям рабочей аристократии, которые обладали определенным доходом, уплачивали налоги и проживали в местности не менее года. В 1872 г. вводится порядок регистрации избирателей и тайное голосование. Происходит оформление консервативной и либеральной политических партий. Реформа 1884-1885 гг. упростила применение имущественного ценза, привела к очередному перераспределению депутатских мест, разделила графства на избирательные округа и привела в итоге к оформлению в Англии мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

В это же период проводится реформирование системы местного самоуправления. Были созданы однотипные органы управления – советы, увеличено количество графств, органы местного самоуправления отличались самостоятельностью и были лишены административной опеки со стороны центральных органов власти.

Судебная реформа упразднила разделение высших судов Англии на суды общего права и суды справедливости. Высшей судебной инстанцией стал Верховный суд состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда. Для уголовных дел действовал Центральный уголовный суд Лондона

4 . Буржуазное право Англии складывается в 16-17 веках и до настоящего времени сохраняет свои черты. В нем просматривается преемственность дореволюционного (феодального) права и послереволюционного (буржуазного) права. Англия смогла удержать большинство феодальных норм, включив в них новое содержание. Были введены новые принципы права (например, свобода предпринимательства), а также новые институты права (например, авторское право).

К особенностям английского права относится его архаичность. До сих пор некоторые нормы выражены на феодальном наречии. Этого принципа твердо придерживаются, так как считается, что именно он сохраняет незыблемость права и государственного строя.

Следующей особенностью английского права является его обособленность от континентальной системы права. На развитие английского права римское право не оказало существенного влияния. Этим объясняется наличие в правовой системе Англии особых институтов, своеобразного понятийного аппарата. Для Англии характерны особые источники права:

1) Общее право, творцами которого выступали судьи королевских судов. Оно проявляется в судебном решении. С эпохи средневековья в Англии построена целая система прецедентного права.

Общее право не являлось обязательным для судьи. При вынесении решения судья руководствовался собственными знаниями и убеждениями, что приводило к появлению новых прецедентов и придавало праву Англии известную гибкость.

2). Право справедливости – вторая система прецедентного права, созданная благодаря суду лорда-канцлера, сохранившая свое значение вплоть до 19 века. Данная система не была связана принципами прецедентного права, развивалась под влиянием римского права и защищала интересы предпринимательства. Именно эта система способствовала развитию в английском праве новых институтов (например, института доверительной собственности). В ходе судебных реформ второй половины 19 века суды были объединены в единую систему, что привело к объединению общего права с правом справедливости в единую систему прецедентного права.

3). Статутное право – это законы принятые парламентом. До 19 века сохранили свое значение многочисленные акты эпохи феодализма, что придавало английскому законодательству крайне запутанный характер. Этим объяснялась малая значимость статутов в правовой системе Англии. Английское право не знает кодификации актов законодательства, хотя с 19 века стали издаваться консолидированные акты. Такие акты стали объединять без изменения содержания все предшествовавшие статуты, принятые по одному и тому же вопросу. К концу 19 века появляются «суррогаты кодексов» - консолидированные статуты с элементами кодификации (например, Закон о переводном векселе, Закон о товариществах), стали издаваться официальные сборники статутов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»