Виды лабораторий и специфика их деятельности. Лабораторный анализ: виды, проведения, цели

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

ВВЕДЕНИЕ

Изучение химии как одной из фундаментальных естественных наук необходимо для формирования мировоззрения человека. Зна­ния по технике и технологии лабораторных работ позволяют на научной основе заниматься экспериментальной и исследователь­ской работой в любой области химии и химической технологии.

Возросла роль химии в развитии электротехники, электрони­ки, космической техники. Важную роль играет химия и в практи­ческой жизни.

Сохранение окружающей среды, проведение экологической экс­пертизы, мониторинга биосферы, создание безотходных технологи­ческих процессов, утилизация отходов, использование вторично­го сырья - важные экологические задачи современного общества.

Глобальная проблема XXI в. - охрана природы и окружающей среды. Химические предприятия являются источниками выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу. Контроль содержаний вред­ных веществ, их предельно допустимых концентраций (ПДК) воз­ложен на экологические лаборатории.

Чистые атмосфера и космос, природные воды, леса, поля, кра­сота и сохранность природы - это здоровье и жизнь на Земле.

Специалисты, работающие в химической отрасли, должны об­ладать суммой знаний и умений, основанных на изучении химии, физики и других наук.

Техника и технология лабораторных работ имеет большое при­кладное значение, основана на строгих научных принципах.

Конечно, нужные знания и навыки приобретаются со време­нем, но лучше усвоить их в начале работы, чтобы избежать отри­цательных результатов и травматизма.

России от СССР досталась развитая структура химической про­мышленности. Производство минеральных солей, кислот, этано­ла, синтетического каучука, резины, взрывчатых веществ, а также нефтепереработка налажены в необходимых объемах.

Однако производство пластмасс, синтетических волокон, ла­ков и красок, красителей, высокомолекулярных соединений от­стает от должного уровня и уступает развитым странам.

На основе рыночных отношений будут отрегулированы объемы производства необходимых химических продуктов. Анализом их качества займутся специалисты - химики-аналитики и экологи.

Глава 1

ХИМИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

И ИХ ОСНАЩЕНИЕ

1.1. ЛАБОРАТОРИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Химические лаборатории разной направленности имеют общие принципы организации, используют одинаковое оборудование и выполняют одинаковые операции.

Химические лаборатории могут быть учебными и исследова­тельскими. Их классифицируют также по специфике проводимых работ на лаборатории общей, аналитической, физической, орга­нической химии, специальные технологические, цеховые, завод­ские и т.д.

Помещение лаборатории должно быть просторным и светлым, что необходимо учитывать при проектировании. Нельзя размещать помещение лаборатории вблизи выхлопных труб, вибрирующих машин, так как это может привести к неточным результатам ана­лиза, порче приборов.

Основная рабочая площадь на одного сотрудника, работающе­го в лаборатории, должна составлять около 14 м 2 . Каждый сотруд­ник должен быть обеспечен лабораторным столом длиной не ме­нее 1,5 м.

Общие правила проведения лабораторных работ

Каждому работающему в лаборатории предоставляется место, которое необходимо содержать в порядке и чистоте. Запрещается загромождать рабочее место лишними предметами.

При выполнении лабораторных работ следует строго соблюдать определенные правила.

    Перед занятиями необходимо заранее ознакомиться с ходом работы по учебному пособию, уяснить цели и задачи, обдумать каждое действие. Приступать к выполнению работы можно только после сдачи предварительного отчета (краткого описания хода экс­перимента) и собеседования. О допуске к работе в лаборатории ведущий преподаватель делает отметку в рабочем журнале.

    Работающий должен знать основные свойства используемых и получаемых веществ, их действие на организм, правила работы

с ними и на основе этого принять все меры для безопасного про­ведения работ.

    Запрещено проводить эксперимент в грязной посуде, а также пользоваться веществами из склянок без этикеток или с неразбор­чивой надписью.

    Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку. Сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой.

    Нельзя путать пробки от разных склянок. Чтобы внутренняя сторона пробки оставалась чистой, пробку следует класть на стол внешней поверхностью.

    Нельзя уносить реактивы общего пользования на рабочее место.

    Выполнение лабораторной работы и каждого отдельного экс­перимента требует строгого соблюдения всех указаний, содержа­щихся в описании работы. Эксперимент следует проводить тща­тельно, аккуратно и без спешки.

    Запрещается без разрешения преподавателя проводить какие-либо опыты, не относящиеся к данной работе, или изменять их последовательность.

    Если работа не может быть закончена за одно занятие, то необходимо заранее обсудить с преподавателем, на каком этапе работа должна быть прервана и когда можно будет ее закончить.

Правила техники безопасности

При работе в химической лаборатории соблюдают основные правила техники безопасности.

    В лаборатории категорически запрещается работать одному, так как даже небольшая незамеченная неисправность оборудова­ния или ошибка в выполнении эксперимента может привести к тяжелым последствиям.

    Необходимо избегать лишних движений и разговоров в лабо­ратории, непосредственных контактов кожи, глаз и дыхательных путей с реактивами. На занятиях следует постоянно носить лабора­торный халат.

    Все работы с ядовитыми и сильнопахнущими веществами, с концентрированными растворами кислот, щелочей, а также упа­ривание их растворов следует проводить только в вытяжном шка-фу. Створки шкафа во время работы должны быть опущены до 18 - 20 см от его рабочей поверхности.

    Измельчение твердых веществ, дающих едкую пыль (извести, иода и др.), разбавление концентрированных кислот и щелочей, приготовление хромовой смеси нужно проводить в фарфоровой посуде в вытяжном шкафу, защитив глаза очками, а руки перчат-

ками. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду, но не наоборот.

    С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вбли­зи нагревательных приборов. Запрещается нагревать летучие легко­воспламеняющиеся вещества на открытом пламени. Для этого не­обходимо использовать водяную или масляную баню.

    Пробирки при нагревании закрепляют либо в штативной лап­ке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие про­бирки необходимо направлять от себя и окружающих во избежа­ние поражения при выбросе веществ из пробирки.

    Отбирать в пипетку любые вещества следует, пользуясь толь­ко сифоном или резиновой грушей.

    Особенно внимательно нужно проводить сборку установок из стекла. Нельзя зажимать стеклянные изделия в лапки штативов без соответствующей мягкой подкладки. Особенно осторожно сле­дует обращаться с тонкостенной посудой, термометрами, холо­дильниками.

    В лаборатории запрещается принимать пишу, курить.

    Нельзя класть на лабораторные столы посторонние предме­ты, а также находиться в лаборатории в верхней одежде.

    О любом происшествии в лаборатории, даже самом незна­чительном, необходимо сообщить преподавателю или лаборанту.

Правила противопожарной безопасности

Работая в химической лаборатории любого профиля, необхо­димо соблюдать правила противопожарной безопасности.

    Обращаться с нагревательными приборами следует осторож­но. Запрещается работать с неисправным оборудованием и прибо­рами. Категорически запрещается использовать для подключения электроприборы с оголенными проводами или поврежденной изо­ляцией. При перегорании спирали электроплитки отключите плитку от электросети.

    Проводя работы, при которых может произойти самовозго­рание, необходимо иметь наготове асбестовое одеяло, песок, со­вок и т.д.

    В случае воспламенения горючих веществ следует быстро по­гасить горелку, выключить вентиляцию вытяжного шкафа, обес­точить электронагревательные приборы, убрать сосуды с огнеопас­ными веществами.

Горящие жидкости следует накрыть асбестовым одеялом, а за­тем, если необходимо, засыпать песком; ни в коем случае не сле­дует заливать водой. Небольшие локальные пожары тушат при по­мощи углекислотного огнетушителя. При большом задымлении следует надеть противогаз.

Оказание первой помощи при несчастных случаях

В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной меди­цинской помощи, - порезы рук стеклом, ожоги горячими пред­метами, кислотами, щелочами. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. В серьезных случаях необходимо по­страдавшего сопроводить к врачу.

Основные правила первой помощи:

    при мелких порезах стеклом удалить осколки из раны, про­дезинфицировать ее раствором иода и перевязать бинтом;

    при ожоге рук или лица реактивом смыть реактив большим количеством воды, затем в случае ожога щелочью - 1%-м раство­ром уксусной кислоты, в случае ожога кислотой - 3%-м раство­ром гидрокарбоната натрия, а затем опять водой; одежду, сопри­касавшуюся с реактивом, следует снять;

    при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обож­женное место промыть проточной холодной водой 5-10 мин;

    при попадании химического вещества в глаза промыть их (используя глазную промывалку) 10-15 мин струей холодной воды так, чтобы она стекала от носа к виску; в любом случае пострадав­шего незамедлительно доставить к врачу;

    при попадании ядовитого вещества внутрь необходимо вы­звать рвоту - промыть желудок большим количеством теплого рас­твора поваренной соли (3 - 4 чайные ложки на стакан воды); если пострадавший потерял сознание или если отравление вызвано проглатыванием растворителя, кислоты или щелочи, то рвоту вы­зывать нельзя; пострадавшего следует перенести на свежий воздух и оставить в спокойном положении в тепле; немедленно вызвать бригаду неотложной помощи;

    при поражении электрическим током быстро отключить элек­троэнергию общим рубильником; вынести пострадавшего на све­жий воздух и при необходимости сделать ему искусственное дыха­ние и массаж сердца.

1.2. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИЙ

Каждая химическая лаборатория должна быть оснащена при-точно-вытяжной вентиляцией, санитарно-техническими панелями с подводом воды, газа, вакуума, электротехническими панелями столов и вытяжных шкафов с подводкой переменного и постоян­ного (в случае необходимости) тока и контурами заземления.

Непременный атрибут любой химической лаборатории - вы­тяжной шкаф, в котором работают с токсичными веществами,

а также сжигают и прокаливают органические и неорганические вещества.

Около рабочих столов и водопроводных раковин должны быть емкости объемом 10-15 л для слива растворов, реактивов, рас­творителей, а также корзины-сборники сухого мусора.

Химическая лаборатория должна быть оборудована установкой для получения дистиллированной или деминерализованной воды. Для получения дистиллированной воды используют дистилляторы. Дистиллированную воду собирают в стеклянные бутыли с плотно закрывающимися крышками. Она необходима для приготовления растворов, промывки химической посуды в аналитических, эко­логических и других лабораториях. Для получения дистиллирован­ной воды рекомендуется иметь две установки: работающую и ре­зервную. Дистиллированную воду следует расходовать экономно, длительное ее хранение не допускается.

Для получения чистой деминерализованной воды применяют ионитовые (ионообменные) фильтры. Воду пропускают через кати-онит, который связывает только катионы. В результате получается вода, имеющая кислую реакцию. Затем эту воду пропускают через анионит, связывающий только анионы. Вода, пропущенная через оба ионитовых фильтра, деминерализована, имеет низкую удель­ную электропроводность (х < 1 мкСм/см) и используется при про­ведении работ, требующих отсутствия неорганических примесей.

Помещение лаборатории должно быть по возможности просторным и светлым. Лабораторию не следует устраивать в таком месте, где по тем или иным причинам происходит вибрация здания, так как это мешает работе и часто делает невозможным обращение с аналитическими весами, а также микроскопом и другими оптическими приборами.

Нельзя помещать лабораторию близко от котельных, дымовых труб и вообще мест, где возможно загрязнение воздуха пылью, сажей или химически активными газами. Последние могут разрушать точные приборы, портить титрованные растворы (затрудняя этим проведение анализов) и т. д.

Очень существенным является освещение помещения. Лаборатория должна иметь большие окна, обеспечивающие достаточное освещение днем. Для вечернего освещения, помимо потолочных ламп, над каждым рабочим местом должен находиться источник света. В аналитических лабораториях рекомендуется применять лампы дневного света. Это особенно касается лабораторий, работающих но вечерам или круглосуточно.

Рабочие столы должны быть поставлены так, чтобы свет падал сбоку, по возможности, с левой стороны от работающего или же спереди. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы свет падал в спину работающего или чтобы рабочее место затемнялось стоящими перед ним шкафами, столами и т. п. Удобнее всего, когда рабочее место освещается спереди скрытыми лампами дневного света. Это не утомляет зрение работающих и позволяет расположить столы в помещении наиболее рационально.

На предприятиях центральная лаборатория, в которой проводятся наиболее ответственные аналитические и исследовательские работы, должна помещаться в отдельном, не связанном с другими, здании. Совершенно недопустимо большое скопление работающих в лаборатории. Средняя норма площади на каждого работающего должна быть около 12-14 м 2 и не менее 1,5 м длины стола. В аналитических лабораториях, проводящих массовые анализы, длина стола одного рабочего места может достигать 3 м.

Основным оборудованием лаборатории является рабочий стол, на котором проводится вся экспериментальная работа. Каждая лаборатория должна иметь хорошую вентиляцию. Обязательно должен быть вытяжной шкаф, в котором проводят все работы с использованием дурно пахнущих или ядовитых соединений, а также сжигание в тиглях органических веществ. В специальном вытяжном шкафу, в котором не проводят работ, связанных с нагреванием, хранят легколетучие, вредные или дурно пахнущие вещества (жидкий бром, концентрированные азотную и соляную кислоты и т. п.), а также легковоспламеняющиеся вещества (сероуглерод, эфир, бензол и др.).

Каждая лаборатория должна иметь водопровод, канализацию, проводку технического тока, светильного или карбюраторного газа и водонагревательные приборы. Желательно также иметь подводку сжатого воздуха, вакуум-линию, подводку горячей воды и пара.

Лаборатории должны иметь собственные перегонные установки, так как без дистиллированной или деминерализованной воды в лаборатории работать нельзя. В тех случаях, когда получение дистиллированной воды затруднено или невозможно, пользуются продажной дистиллированной водой. Вместо дистиллированной воды можно пользоваться так называемой деминерализованной водой, получаемой при пропускании водопроводной воды через специальные аппараты, которые могут быть установлены у каждого лабораторного стола.

Около рабочих столов и водопроводных раковин обязательно должны быть глиняные банки емкостью 10-15 л для сливания ненужных растворов, реактивов и т. д., а также корзины для битого стекла, бумаги и прочего сухого мусора.

Кроме рабочих столов, в лабораториях должны быть письменный стол, где хранятся все тетради и записи, и, при необходимости, титровальный стол. Около рабочих столов должны быть высокие табуреты или стулья.

Аналитические весы и приборы, требующие стационарной установки (электрометрические, оптические и др.), помещают в отдельном, связанном с лабораторией помещении, причем для аналитических весов должна быть выделена специальная весовая комната. Желательно, чтобы весовая была расположена окнами на север. Это важно потому, что на весы не должен попадать солнечный свет.

В лаборатории нужно иметь также самые необходимые справочные книги, пособия и учебники, так как нередко во время работы возникает необходимость в той или иной справке.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ЛАБОРАТОРИЙ.

1. КДЛ – клинико-диагностическая лаборатория может находиться либо в составе ЛПУ – лечебно-профилактического учреждения, либо быть самостоятельной структурной единицей.

2. Расположение помещений лаборатории должно обеспечить поточность поступающего на исследование материала и условия для выполнения правил противоэпидемического режима. Работу в лаборатории необходимо организовать так, чтобы движение всего поступающего в лабораторию материала и чистой посуды было раздельным, а стерилизация и дезинфекция проводилась в разных помещениях.

3. Лаборатория должна иметь:

"чистые" помещения для персонала: кабинет заведующего, ординаторская, места для хранения личной одежды, запасов чистой лабораторной посуды, реактивов, комнаты для приема пищи, отдыха, туалет и др.;

помещения для работы с биологическим материалом: приема, регистрации, разбора, рабочие помещения для исследования материала, для его обеззараживания (автоклавную, экспозиционную), моечную, туалет.

4. Лаборатория может функционировать только при исправных водоканализационных системах. При аварийных ситуациях, временном отключении от водоснабжения работа лаборатории приостанавливается, о чем ставятся в известность руководители данного учреждения и территориальных Центров санэпиднадзора.

5. Лаборатория должна быть обеспечена достаточным количеством раковин при строгом их разделении - для производственного назначения и для мытья рук и посуды персонала.

6. Помещения для работы с биологическим материалом необходимо оснастить бактерицидными лампами (стационарными или переносными).

7. Помещение химической лаборатории должно быть просторным и светлым.

8. Лаборатория должна быть снабжена необходимыми приборами и оборудованием.

9. В каждой лаборатории должна быть хорошая вентиляция, необходимо наличие вытяжного шкафа, в котором проводят работы с использованием дурно пахнущих или ядовитых соединений, а также обжиг различных веществ. В специальных вытяжных шкафах хранят легколетучие, вредные, дурно пахнущие и ЛВВ – легковоспламеняющиеся вещества (кислоты и щелочи, органические жидкости и др.).

10. В лаборатории также необходимы водопровод, канализация, проводка электрического тока. Лаборатория должна иметь установку для дистилляции воды, так как все опыты нужно проводить только с использованием дистиллированной воды.

11. Кроме рабочих столов в лаборатории должны быть письменные столы, шкафы и тумбочки для хранения посуды и реактивов, приборные столы для установки различных приборов.

Лабораторная мебель состоит из рабочих столов специального устройства, столов обыкновенных, шкафов для хранения приборов, материалов и книг и разного рода табуретов, подставок, стульев. Рабочие столы делаются обыкновенно около 0,8м высоты, 0,6м ширины и от 1,5м до 3м длины, имеют сверху ряд ящиков для рабочих инструментов (ножей, напильников, ножниц), для пробок и др. и шкафики внизу - для крупных приборов, препаратов и проч. На столе находятся полочки для реактивов; к столу проведён газ и вода. В большой лаборатории на столе имеются краны, дающие возможность сообщать приборы с разреженным пространством и резервуаром сжатого воздуха. Рядом со столом устраивается обыкновенно сточная раковина. Освещение бывает естественное и искусственное электрическое.

Материально-техническое оснащение службы включает (по данным за 2002 г.): микроскопы монокулярные 54246 шт., бинокулярные 28739 шт., гематологические анализаторы 4500, гемоглобинометры 6962, фотоколориметры 30312, спектрофотометры 2084, флуорометры 182, пламенные фотометры 1283, коагулометры 1631, аппараты для электрофореза 2806, аппараты для иммуноэлектрофореза 218, денситометры 582, биохимические анализаторы 3339, ион-селективные анализаторы 1893, рНметры 3742, анализаторы кислотно-щелочного равновесия 933, анализаторы агрегации тромбоцитов 230, анализаторы бактериологические автоматические и полуавтоматические для гемокультур 40, анализаторы бактериологические для идентификации микроорганизмов и определения их чувствительности к антибактериальным препаратам 144, анализаторы для иммуноферментного анализа 2401, аппаратура для ПЦР 467, аппараты для анаэробного культивированя 302, многокомпонентные отражательные фотометры для анализа мочи 465, осмометры 278, авоматические и полуавтоматические устройства для окраски мазков крови 506, программируемые биохимические фотометры с проточной и сменной кюветами 1857, проточные цитофлуорометры 1000 шт.

Кадровые и материальные ресурсы клинической лабораторной службы позволяют ежегодно выполнять 2,6-2,7 миллиарда лабораторных исследований. В амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения на 100 посещений выполняется около 120 лабораторных анализов, на 1 стационарного больного около 42 анализов. Каждый год происходит прирост исследований на 2-3 %. В расчете на 1 сотрудника КДЛ (исходя из численности физических лиц с высшим и средним образованием) приходится за 1 рабочий день в среднем 130-140 выполненных анализов. Разница в производительности труда между лабораториями с автоматизированным оборудованием и лабораториями, использующими ручные методы, может достигать 10-15 раз.

8. Правила дезинфекции в лаборатории. Соблюдение личной гигиены при бактериологических исследованиях с инфицированным материалом.

Правила дезинфекции в лаборатории: ежедневное протирание поверхности рабочего стола дезинфицирующим раствором и влажная уборка помещения.

Правила дезинфекции лабораторного оборудования , соприкасающегося с кровью: полное погружение в 3% раствор хлорамина на 60 минут (пропустить раствор через каждую пипетку, капилляр и пр.) Дезинфицирующий раствор применяется однократно.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО РЕЖИМА.

1. Кровь, костный мозг, мокроту, сперму, слюну, кал, мочу и другие секреты и экскременты человека следует считать потенциально инфицированными вирусами гепатитов В, С, Д, А, ВИЧ, онкогенными и др., а так же этиологическими агентами сифилиса, туберкулёза, хламидиоза, трихомониаза и прочими возбудителями. Поэтому в лабораториях, исследующих биологический материал, должно быть обеспечено соблюдение режима, предусмотренного для работы в микробиологических или вирусологических лабораториях.

2. Все помещения лаборатории, оборудование, инвентарь должны содержаться в идеальной чистоте.

3. Ежедневная влажная уборка должна осуществляться с применением моющих и дезинфицирующих средств не менее 1 раза в сутки, а при необходимости - чаще.

4. Один раз в месяц в помещениях, где проводится работа с кровью, сывороткой и другими биологическими жидкостями по утвержденному графику делается генеральная уборка с использованием 3% раствора хлорамина, хлорной извести или другими дезинфицирующими средствами. Во время генеральной уборки тщательно моют стены и оборудование.

Лаборатории медицинские

учреждения системы здравоохранения либо структурные подразделения лечебно-профилактических или санитарно-профилактических учреждений, предназначенные для проведения различных медицинских исследований. В эту группу не входят научно-исследовательские лаборатории. Одним из основных видов Л.м. является клинико-диагностическая (КДЛ). Площадь КДЛ, включая подсобные помещения, должна составлять не менее 20 м 2 на 1 сотрудника, площадь собственно лабораторных помещений - не менее 10 м 2 на 1 сотрудника, производящего анализы. Деятельность КДЛ и их типовое регламентируются официальными документами. Наиболее широкий спектр лабораторных исследований проводится в КДЛ республиканских, краевых, областных, клинических городских больниц.

Цитологическая лаборатория проводит цитологические исследования (Цитологическое исследование) материала, полученного при биопсии. Она входит в состав КДЛ или в виде централизованной цитологической лаборатории - в состав онкологического диспансера, крупной многопрофильной больницы.

Судебно-медицинская лаборатория предназначается в основном для получения объективных данных при исследовании трупов, биологических вещественных доказательств и при освидетельствовании живых лиц, для установления при-жизненности и давности повреждений, времени наступления смерти и т.д. В ней производится комплекс лабораторных исследований (морфологические, биохимические, иммунологические, серологические), спектральный , рентгенологическое исследование (см. Судебно-медицинские лабораторные исследования).

Патологоанатомическая лаборатория - подразделение патологоанатомического отделения лечебно-профилактического учреждения, в котором производят макро- и микроскопические исследования секционного и биопсийного материала (см. Патологоанатомическая служба). Основные задачи Л.м. - установление причин и механизмов смерти больного, проведение диагностических пункционных и аспирационных биопсий органов и тканей.

Санитарно-гигиеническая лаборатория - подразделение СЭС, проводящее инструментальные и аппаратные исследования, необходимые для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора (Санитарный надзор). В лаборатории производят инструментальные (аппаратные) исследования окружающей среды производственных, коммунальных и других объектов, расположенных на обслуживаемой СЭС территории. Исследования осуществляются по плану подразделений гигиенического отдела СЭС (гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков и др.).

Радиоизотопная лаборатория (лаборатория радиоизотопной диагностики) - структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения (при наличии в учрежденнии радиологического отделения создается в его составе). Организуется в составе областной (краевой, республиканской), городской больницы, диагностического центра, онкологического диспансера, других лечебно-профилактических учреждений или институтов и обеспечивает проведение диагностических исследований (см. Радионуклидная диагностика), а при соответствующем разрешении органов санитарно-эпидемической службы - и с помощью радиофармацевтических препаратов (Радиофармацевтические препараты). Л.м. оснащается диагностическим, защитным и контрольно-дозиметрическим оборудованием для проведения комплекса исследований, необходимых данному учреждению. Разрешение на работу ( на работу с источниками ионизирующего излучения) дает СЭС.

Организационно-методическое руководство осуществляется главными внештатными специалистами по лабораторной службе местных органов здравоохранения.

Особая роль принадлежит Л.м. республиканских, краевых, областных больниц и СЭС, которые должны обеспечивать максимальный уровень лабораторных исследований; они являются организационно-методическими, научно-техническими и учебными центрами соответствующих административных территорий. В их обязанности входит изучение и анализ работы лабораторий данного региона, распространение передового опыта, повышение квалификации врачей и лаборантов, оказание консультативной помощи, внедрение унифицированных методов, контроль за качеством исследований и т.д.

Основными показателями деятельности Л.м. являются средняя дневная нагрузка сотрудника, определяемая расчетными единицами, а также количеством анализов, приходящимся на 1 больного в стационаре, на 100 амбулаторных посещений, на 1 врача, ведущего прием, на 1000 населения. В связи с наличием в Л.м. электрооборудования, аппаратуры, химических реактивов и ядовитых веществ, инфицированного материала и т.д. большое уделяется технике безопасности.

В военно-полевых условиях Л.м. организуются в составе военно-полевых медицинских учреждений или самостоятельно. Они предназначены для лабораторной диагностики боевой патологии, выявления и экспертизы объектов, зараженных в результате применения оружия массового поражения. Такие Л.м. выполняют клинико-гематологические, санитарно-гигиенические, бактериологические, патологоанатомические, судебно-медицинские и другие исследования. работы Л.м. зависит боевой обстановки, интенсивности потока пораженных и больных, характера боевой патологии. Л. м. оснащаются комплектным имуществом.

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Лаборатории медицинские" в других словарях:

    Медицинские институты научно исследовательские в СССР, учреждения, ведущие исследования в области медицины. Развитие сети НИИ связано с развитием и становлением системы государственного социалистического здравоохранения. Медицинские НИИ можно… …

    ЛАБОРАТОРИИ - ЛАБОРАТОРИИ, учреждения для исследования живых или мертвых объектов, определения и изучения их свойств, состава,строения, происходящих в них хим., биол. и т. п. процессов; для выработки производственных стандартов и специальных препаратов и для… … Большая медицинская энциклопедия

    I Медицинские институты высшие учебные заведения, готовящие врачей по следующим специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария, стоматология; провизоров; медико биологический факультет при 2 м Московском М. и. готовит биофизиков и… … Большая советская энциклопедия

    Руководство лаборатории - (laboratory management): лицо или лица, которые управляют деятельностью лаборатории, возглавляемой заведующим лабораторией... Источник: Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности. ГОСТ Р ИСО 15189 2009 (утв. Приказом… … Официальная терминология

    - (греч. diagnostikos способный распознавать) совокупность физико химических, биохимических и биологических методов диагностики, исследующих отклонения в составе и изменения свойств тканей и биологических жидкостей больного, а также выявляющих… … Медицинская энциклопедия

    Лаборатория медицинская - Медицинская лаборатория (medical laboratory, clinical laboratory): лаборатория, которая проводит биологические, микробиологические, иммунологические, химические, иммуногематологические, гематологические, биофизические, цитологические,… … Официальная терминология

    Совокупность технических устройств (приборов, аппаратов, приспособлений), дающих возможность проводить медицинские лабораторные исследования. Основное назначение М.л.т. в лабораториях медицинских (Лаборатории медицинские) исследование химических… … Медицинская энциклопедия

    I Поликлиника лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению и проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости. В стране функционируют… … Медицинская энциклопедия

    Возможности лабораторные - Лабораторные возможности (laboratory capability): материальные, территориальные и информационные ресурсы, персонал, его умения и знания, предоставляемые для предполагаемых исследований. Примечание Оценка лабораторных возможностей может включать в … Официальная терминология

    - (Leipzig) по величине второй, по значению первый город королевства Саксония, в северо западной его части, в 8 км от прусской границы, в 118 м над уровнем моря, в плодородной равнине, орошаемой pp. Плейсой, Эльстером и Партой. Состоит из… …

    - (Leipzig) по величине второй, по значению первый гор. кор. Саксонии в сев. зап. его части, в 8 км от прусской границы, в 118 м над уровнем моря, в плодородной равнине, орошаемой pp. Плейсой, Эльстером и Партой. Состоит из внутреннего гор., пяти… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Медицинские лабораторные технологии. Руководство по клинической лабораторной диагностике. Том 1 , Карпищенко Анатолий Иванович, Михалева Н. П., Маслова Г. И.. Изложены основы лабораторной аналитики, контроль качества исследований, представлено оборудование и техническое оснащение лаборатории. Освещены унифицированные методы исследования…

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка лекции:

I. Методический блок

Тема лекции: «Участие медсестры в лабораторных методах исследования»

Дисциплина: Технология оказания медицинских услуг

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: II Количество часов: 2

Цель лекции: познакомить с правилами подготовки к различным лабораторным исследованиям мочи, кала и обучению техники взятия мазка из зева и носа на BL.

1. Учебные цели: Формирование системы профессиональных знаний и умений по разделу: «технология оказания медицинских услуг».

Студент должен знать:

- правила подготовки и сбору общего и бактериологического анализов мочи, суточного анализа мочи на сахар, диастазу, по Зимницкому, по Нечипоренко;

- правила подготовки и сбору общего и копрологического анализов кала, кала на скрытую кровь, на яйца гельминтов, на простейшие, на энтеробиоз;

Технику взятия мазка из зева и носа на BL.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

стремиться к воспитанию: чувства ответственности, чувства гуманизма, чувства такта, милосердия и бережного отношения к больному.

4. Общие компетенции: ОК1-ОК13

Межпредметные связи:

анатомия, латинский язык, психология, этика и деонтология, терапия, хирургия, фармакология, микробиология, лабораторная диагностика.

Организационная структура лекции

№ пп Основные этапы лекции и их содержание Цели в уровнях усвоения Тип лекции, методы и способы обучения Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО
I Подготовительный этап. 1.Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. 2

Организация студентов обеспечение внимания и усваива ния матери ала.

II Основной этап План изучения лекционного материала 1. Значение лабораторных методов исследования. 2. Виды лабораторий. 3.Исследования и порядок забора 4.Взятие мочи для различных исследований 5. Взятие кала для исследования крови 2 Поэтапное изложение материала, Видеоматериалы, схемы, таблицы, наглядне пособия информирует студентов о новых элементах знаний, умений объясняет наиболее важные моменты организует текущий контроль знаний для усвоения материала. Видеоматериалы, таблицы, коспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинетв докдинической практики.
III Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы 2

Студентами предлагается ответить на вопросы

изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова, Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с..

Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.

II. Информационный блок

Текст лекции

«Правила подготовки к лабораторным исследованиям»

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстрато в). Биоматериалы - кровь и ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотные жидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии.

Цель лабораторных исследований:

· установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;

· назначение лечения;

· контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. Впреданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

· готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;

· проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;

· транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Лабораторные методы исследования – исследование биологического материала (биосубстратов ). Биоматериалы - кровьи ее компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотныежидкости, ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии .

Цель лабораторных исследований:

  • установление этиологии заболевания (его причины); иногда это единственный критерий оценки клинической ситуации – например, инфекционных заболеваний;
  • назначение лечения;
  • контроль эффективности лечения в динамике.

Назначаются и оцениваются лабораторные исследования врачом. В лабораторном этапе ответственны сотрудники лаборатории. В преданалитическом этапе важную роль выполняет медицинская сестра:

  • готовит пациента к исследованию, обеспечивает его лабораторной посудой, оформляет направление на исследование;
  • проводит забор биоматериала, обеспечивает правильное хранение;
  • транспортирует материал в лабораторию.

От того, на сколько правильно пройдет данный этап зависит достоверность исследований.

Виды лабораторий, их назначение

Клинико-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов, общий анализ желудочного сока и желчи, экссудатов и транссудатов, спиномозговой жидкости и т.д. Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют чистую, сухую стеклянную посуду или специальные одноразовые контейнеры.

Биохимическая

Определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты (С-реактивный белок, формоловая проба), исследование липидного обмена (бета-липопротеиды, общий холестерин), ферменты (АЛАТ, АСАТ, ЛДГ и др.), исследование углеводного обмена (глюкоза крови), исследование крови на железо, на содержание электролитов, биохимическое исследование желчи и мочи и др.

Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии)

Выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз, мазок из зева и носа при подозрении на дифтерию и менингококковую инфекцию, серологические исследования крови и др.). Для забора материала необходимо получить стерильную лабораторную посуду. Материал следует собирать до начала антибиотикотерапии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»