Владыко илларион. Любопытная информация о митрополите Иларионе, который тут на днях заявил, что оказывается - evia1

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Епи́скоп Иларио́н (в миру — Григо́рий Вале́риевич Алфе́ев; р. 24 июля 1966 Москва) — епископ Венский и Австрийский, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, богослов, патролог, церковный историк, композитор.

Автор монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

Книги (14)

Во что верят православные христиане

Настоящий сборник катехизических бесед представляет собой сокращенный и упрощенный вариант книги «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», увидевшей свет в 1996 году и с тех пор неоднократно издававшейся на русском и других языках.

Сборник адресован широкому кругу читателей, прежде всего тем, кто вступает на путь христианской жизни.

Вы - свет мира

Автор адресует свою книгу прежде всего тем, кто недавно пришел в Церковь или только готовится к крещению и хотел бы больше узнать о православии из надежного авторитетного источника, а не из сомнительных брошюр, полных суеверий, сомнительных рекомендаций и псевдоправославных утверждений. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) рассматривает все составляющие жизни православного человека и дает практические рекомендации по поводу того, как христианину жить в XXI веке.

Он исчерпывающе и доступно в соответствии со Священным Писанием и учением святых отцов объясняет, что такое вера, пост, христианский брак, спасение души, загробная жизнь, монашество, духовная жизнь в православном понимании, для чего нужны Церковь и священнослужители, как правильно молиться и так далее.

Духовный мир преподобного Исаака Сирина

Книга православного богослова и патролога, доктора философии Оксфордского Университета, доктора богословия Свято—Сергиевского Православного Богословского Института в Париже епископа Илариона (Алфеева) является первой в современной богословской науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви VII века.

На материале широко известных «Слов подвижнических», а также недавно открытых Бесед «О божественных тайнах и о духовной жизни» Исаака Сирина автор реконструирует богословскую систему сирийского писателя—отшельника, анализирует его аскетическое и мистическое учение. Речь в книге идет о любви Бога к человеку и любви человека к Богу, об искушениях и богооставленности, о смирении и слезах покаяния, о молитве и мистических озарениях, о жизни после смерти и о последних временах.

Жизнь и учение св. Григория Богослова

Книга является первой в отечественной науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви IV века, чьи произведения на протяжении десяти веков византийской истории по популярности уступали только Библии.

Книга написана на основе докторской диссертации автора, защищенной в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Несмотря на свой научный характер, книга адресована широкому читателю. Простым и доступным языком автор говорит об основных аспектах нравственного, богословского имистического учения св. Григория.

На материале творений святителя раскрываются такие темы, как философия и богословие, брак и монашество, священство и епископство. Бог и человек, Троица, Христос, созерцание Божественного света, молитва и боговидение.

О молитве

Эта небольшая книга содержит запись цикла телевизионных передач, выходивших в эфир весной 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II под общим названием «Мир вашему дому». Цикл состоит из 32 передач и посвящен теме молитвы.

Что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Молитва как беседа с Богом. Молитва как преодоление расстояния между Богом и человеком. Молитва "Отче наш". Молитва Иисусова Молитв Божией Матеря и святым. Молитва, за живых и усопших. Таковы основные темы, раскрываемые автором.

Пользуясь простым и доступным языком, игумен Иларион обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Священная тайна церкви

Монография известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием споров о почитании имени Божия, зародившихся в начале XX века на Афоне и перекинувшихся в Россию, где в них включились видные церковные и общественные деятели, богословы и философы.

Подробно восстанавливая историческую канву полемики на материале ранее неизвестных архивных данных, автор уделяет основное внимание богословскому осмыслению проблематики споров. Отдельные главы посвящены учению об имени Божием в Ветхом и Новом Заветах, в византийской и сирийской патристике, в литургической традиции Православной Церкви, в русской богословской традиции. Особое внимание уделено теории и практике молитвы Иисусовой в византийском и русском монашестве. Последовательно разбирая основные сочинения сторонников и противников имяславия, автор критически оценивает позиции обеих сторон в свете Предания Церкви.

Христос - победитель ада

Христос - победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции.

Книга известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием темы сошествия Христа во ад на основе многочисленных памятников византийской, сирийской, коптской и латинской литературы.

Многие из вошедших в книгу текстов никогда ранее не переводились на русский язык. Особое внимание уделено богослужебным текстам, которые автор рассматривает как богатый источник догматического Предания.

Как прийти в Церковь

В этой книге мне хотелось бы рассказать о Святом Крещении как начале духовной жизни, познакомить читателя с историей этого Таинства и современной практикой его совершения в Церкви на основании творений отцов Церкви, исследований современных богословов и своего собственного многолетнего опыта совершения таинства Крещения.

Отдельно будет сказано о Миропомазании - Таинстве, которое в Православной Церкви совершается, как правило, одновременно с Крещением. Митрополит Иларион (Алфеев).

Конец времен: Православное учение

Книга содержит краткое изложение православного учения о жизни после смерти, о конце человеческой истории, о всеобщем воскресении, Страшном суде и посмертном воздаянии на основе Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви. Книга рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Православное богословие на рубеже столетий

Настоящая книга представляет собой сборник статей и докладов, написанных в 1997-99 годы и посвященных одной общей теме - православному богословию на рубеже столетий. «Произойдет ли возрождение русской богословской науки?» Этот вопрос, вынесенный в заглавие одной из статей, является лейтмотивом всей книги.

Первая часть сборника посвящена проблемам богословского образования в Русской Православной Церкви. Вторая часть книги содержит материалы, посвященные выдающимся богословам уходящего XX столетия - архимандриту Киприану (Керну), протопресвитеру Иоанну Мейендорфу, епископу Диоклийскому Каллисту, архимандриту Софронию (Сахарову) и митрополиту Сурожскому Антонию. Наконец, третья часть, давшая название всему сборнику, представляет собой попытку целостного осмысления комплекса задач, стоящих перед русским православным богословием накануне XXIстолетия, подводит итог многолетним размышлениям автора на данную тему.

Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание

Учение великого богослова, поэта и мистика XI в. рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви.

Автор исследует отношение прп. Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение прп. Симеона Студита, духовного отца прп. Симеона Нового Богослова.

Взаимосвязь между личным духовным опытом христианина и Преданием Церкви — такова основная тема книги.


Публикуемый ныне сборник содержит шестьдесят две проповеди, в том числе двадцать две ранее опубликованных. Почти все публикуемые ныне проповеди произнесены отцом Иларионом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, где он несет свое пастырское служение.

Игумен Иларион - автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви.

В субботу Светлой седмицы 18/5 апреля в одном из храмов Русской Православной Церкви (РПЦ), придерживающихся древнерусского богослужебного чина (такие приходы называют старообрядными или, как в XIX - нач. ХХ века, единоверческими), состоялась архиерейская служба. Божественную Литургию по старому обряду в московской церкви Покрова Пресвятыя Богородицы в Рубцове совершил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Митрополиту сослужили 6 священников: клирики храма Покрова в Рубцове отец настоятель — архимандрит Дионисий (Шишигин), протоиерей Иоанн Миролюбов и иерей Андрей Фастов, настоятель Михаило-Архангельского монастыря в городе Юрьеве-Польском игумен Афанасий (Селичев), настоятель старообрядного храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), а также настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, принимавший участие в недавних переговорах с делегацией РПСЦ по вопросу изучения канонического достоинства белокриницкой иерархии. Диаконское служение совершал иеродиакон Николай (Оно) из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (отец Николай — японец, продолжатель династии священнослужителей). За Литургией также молился клирик Михайло-Архангельского единоверческого храма иерей Евгений Саранча.

Следует отметить, что это было уже не первое богослужение по старому чину, совершенное митрополитом Иларионом. Несколькими неделями раньше, 25/12 февраля, он служил краткий молебен и совершил хиротесии двух свещеносцев и четырех чтецов для общины покровско-рубцовского храма. Однако Божественную Литургию по древнему чину служить ему прежде не доводилось. Молящиеся отметили пошитые по древним образцам элементы облачения святителя: скуфью с восьмиконечным крестом, полумантию и нарядную лестовку. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось к службе изготовить архиерейский головной убор и жезл в древнерусском стиле, поэтому митр. Иларион использовал традиционные для современного епископата МП посох со змеями и новогреческую митру. Интересно, что проблема дораскольной аутентичности облачений и церковной утвари характерна также для нынешнего богослужения поповских старообрядческих согласий. И в Русской Православной старообрядческой Церкви, и в Русской Древлеправославной Церкви архиереи нередко употребляют митры, саккосы, панагии и рясы новообрядческого образца. На этот факт обратил внимание один из недавних соборов РДЦ, постановивший начать работу по приведению священнических облачений и церковной утвари к дораскольному знаменателю (XVII в.).

Как пишут наблюдатели богослужения в рубцовском храме, в остальном было отмечено следование общей эстетике службы по древнему чину. Митрополит Иларион и благословлял, и осенял себя исключительно двоеперстным крестным знамением. И он, и иеродиакон Николай, и сослужившие священники из числа новообрядцев большое внимание уделяли таким нюансам, как дораскольные нормы произнесения Имени Спасителя Исуса, ударения в словах «во веки веком» и в подобных ситуациях, когда их «на автомате» тянет произнести аналогичный богослужебный текст в привычной послениконовской редакции.

Для общины храма Покрова в Рубцове архиерейские службы по-прежнему большая редкость, несмотря на то, что у действующего при храме Центра древнерусской богослужебной традиции имеется статус Патриаршего. В прежние годы несколько раз в храме служил епископ Южноамериканский и Каракасский Иоанн (Берзиньш), викарий Первоиерарха Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) по окормлению единоверцев. Вообще в целом в единоверческих (старообрядных) приходах Московской Патриархии архиерейские службы проходят достаточно редко, поскольку в структуре Русской Православной Церкви единоверческие храмы подчинены местному священноначалию (эта временная схема управления была принята из-за репрессий в отношении единоверческих викарных иерархов в 1937 году и с тех пор не пересматривалась). Каждая архиерейская служба становится для старообрядной паствы РПЦ событием — особенно значима и памятна для единоверцев служба в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Макария, Митрополита Московского 12 января 2013 года — первая после Раскола XVII века Литургия в одном из кремлевских соборов.

Относительной регулярностью архиерейских служб может «похвастаться» крупнейший и наиболее обустроенный единоверческий приход в Михайловской Слободе — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посещает его не реже 1-2 раз в год, а потому именно опыт михаило-архангельских священников был наиболее ценен для подготовки службы владыки Илариона. Однако при совершении Литургии в рубцовском храме учитывались и наработки игумена Кирилла с Берсеневки, где также время от времени бывают архиерейские службы.

Часы и Литургия субботы завершили период Светлой седмицы, когда чинопоследования служб существенно отличаются от обычных и логически продолжают, а во многом и повторяют праздничную службу Святой Пасхи. Стихеры празднику в наонной поморской традиции пел хор под управлением головщика Даниила Григорьева. После исходных поклонов и отпуста состоялся крестный ход вокруг храма. На службе молились как постоянные прихожане храма Покрова в Рубцове, так и члены других единоверческих общин, и гости из обычных приходов РПЦ.

Следует отметить, что у российских старообрядных приходов РПЦ МП до сих пор нет своего старообрядного епископа, хотя этот вопрос не раз обсуждался в единоверческой среде в последние 10 лет. До революции 1917 года Синод отказывал единоверцам в своем епископе из опасения создания параллельной старообрядческой иерархии. В тот период единоверческими считались порядка 600 приходов синодальной церкви, которые представляли собой реальную силу. После февральской революции Поместный собор синодальной церкви 1917-1918 годов наконец разрешил хиротонии единоверческих епископов в разряде викариев. Наибольшую известность среди таковых приобрел епископ Уфимский Симон (Шлеев). Однако в ходе большевистского террора 1920-1930 годов все единоверческие епископы (включая т. н. катакомбных ответвлений) были уничтожены.

С конца 90-х годов ХХ века возможность поставления своего епископа для старообрядных приходов РПЦ МП вновь стала актуальной. Однако пока этот вопрос не может найти своего решения, в том числе и по причине того, что непонятен алгоритм взаимодействия такого епископа с местными архиереями, обладающими всей полнотой власти в епархиях РПЦ. Аналитики подчеркивают, что подобная проблема может быть решена путем переподчинения старообрядных приходов непосредственно Патриархии, придания им ставропигального статуса. Однако, как известно, старообрядные приходы РПЦ сегодня весьма разнородны и имеют существенные различия не только в Богослужебной практике, но приходских обычаях и устройстве.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что лидер никодимовской группировки в Русской Православной Церкви митрополит Кирилл (Гундяев) является продюсером экуменической ереси в России. С экуменизмом он связал всю свою жизнь. К упрочению и развитию этой ереси он прилагает в последнее время все свои усилия.

Одним из столбовых направлений по упрочению экуменизма для митрополита Кирилла является воспитание и подготовка молодых экуменических кадров. В этом деле он значительно поднаторел и преуспел. В настоящее время в РПЦ появилась целая плеяда юных никодимовцев, которых Гунляев готовит для обеспечения будущего экуменической ереси в России. Среди этих птенцов гнезда Гундяева есть более и менее заметные деятели. Однако одному из них епископу Иллариону (Алфееву) Гундяев особо благоволит. Как в свое время митрополит Кирилл стал преемников митрополита Никодима (Ротова), основоположника экуменизма в России, который скончался у ног римского папы, так и Алфеев в настоящее время, безусловно, является преемником митрополита Кирилла. Глава ОВЦС постепенно вводит его в круг своей еретической антицерковной деятельности.

А пока епископ Илларион исполняет роль забойщика всякого рода экуменических проектов своего патрона по ОВЦС. Когда митрополит Кирилл решает, что уже пора запускать процесс очередной обновленческой реформы, он дает сигнал Алфееву, который на каком-нибудь круглом столе или богословской конференции выступает с обоснованием очередной революционной реформы в Русской Православной Церкви.

Кто же он такой, этот Алфеев?

Проследим кратко его биографию, более подробно останавливаясь на отдельных наиболее значительных ее моментах. Родился 24 июля 1966 г. в Москве в семье крещеных евреев. С детства он увлекался музыкой, учился в музыкальной школе, потом в консерватории. « В пятнадцать лет, -- рассказывает он в интервью журналу «Ступени», -- я начал читать и иподиаконствовать в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, где служил митрополит Питирим - человек очень незаурядный, воспитавший много молодых церковных людей: многие его воспитанники сейчас занимают ведущие посты в Русской Православной Церкви, являются архиереями, наместниками монастырей, сотрудниками синодальных отделов».

Просочившись в алтарь в январе 1987 года Алфеев поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.19 июня 1987 г. пострижен в монашество архиепископом Виленским и Литовским Викторином, а 21 июня того же года рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 г. рукоположен во иеромонаха.

Вот как об этом времени он вспоминает в интервью журналу «Ступени». « В те времена, когда я служил в Литве, у нас был очень хороший уровень отношений с Католической Церковью . Покойный архиепископ Викторин на Рождество и на Пасху приходил в католический костел, а один из католических епископов всегда присутствовал на рождественском и на пасхальном богослужении в Виленском Свято-Духовом монастыре . Когда я служил в Каунасе настоятелем собора, у нас был тесный контакт с местной католической семинарией : ко мне приходили студенты перед рукоположением для беседы, а я, по их приглашению, присутствовал на их рукоположении . Я встречался с тогдашним архиепископом Каунасским кардиналам Сладкявичусом, с тогдашним ректором семинарии, отцом Тамкявичусом, ныне архиепископом Каунасским. Отношения у нас были самые теплые и самые дружественные ».

Комментарии, как говорится излишни. Святой Апостол Иоанн запретил даже приветствовать еретика , а у Алфеева уже тогда с католиками были самые теплые и братские отношения.

Параллельно с приходским служением Илларион заочно учится в Московской Духовной Семинарии, которую закончил в 1989 году, и в Московской Духовной Академии (окончил в 1991 г. со степенью кандидата богословия). В это время на виленского иеромонаха, отличавшегося либеральными взглыдами, обратил внимание митрополит Кирилл (Гундяев). Его пригласили преподавать в московские духовные школы (1991-1993 года).

Одновременно с этим он учился в аспирантуре МДА при ОВЦС, созданной для придания большего авторитета молодым еретикам-экуменистам через присвоение им громких научных титулов, не подкрепленных твердыми знаниями в православной богословской науке.

В 1993 г. Алфеев был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством известного экумениста, яростного апологета введения женского священства в Православной Церкви новостильного епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) писал диссертацию на тему "Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание". В 1995 году окончил университет со степенью доктора философии. В это время успевший стать игуменом Алфеев окончательно мутирует в церковного модерниста-реформатора. Вот как он описывает свою учебу в Оксфорде:

«Два года в Оксфорде были для меня очень важным временем…. все то время, когда я не спал, не ел и не молился, я проводил либо в библиотеке, либо за компьютером, либо в общении с интересными людьми - такими, например, как мой научный руководитель владыка Каллист или профессор сирийского языка Себастиан Брок . Я думаю, что два года в Оксфорде дали мне в научном плане больше, чем вся предыдущая учеба, потому что там я получил не просто какую-то сумму знаний: я овладел, в доступной мне мере, научным методом, методом самостоятельного исследования . Мне кажется, в наших духовных школах студентам не объясняют, в чем заключается научный метод. Студенты усваивают некую сумму знаний, которую они в зависимости от своих способностей могут с большей или меньшей точностью воспроизводить, но их не учат самостоятельно работать с источниками, делать научные открытия . Большинство дипломных и кандидатских работ в наших духовных школах носит компилятивный характер. В Оксфорде же, как и в других западных университетах, упор делается на самостоятельное освоение материала : от докторанта требуется не только собрать некую сумму сведений и их грамотно изложить, но и на основании собранного материала придти к каким-то своим выводам, что-либо доказать, внести вклад в развитие науки» .

В данном монологе епископа Иллариона налицо усвоение им еретического «научного метода». Совершенно напрасно он превозносится над отечественными духовными школами, которые придерживаются православных традиций преподавания. В Православии нет н чего опасней гордостного самомнения, которое желает «придти к каким-то своим, отличным от святоотеческих выводам, что-либо доказать, сделать какое-то псевдо-научное открытие или внести свой еретический вклад в развитие богословской науки». Самым ценным качеством православного богослова является усвоение им неискаженного святоотеческого учения и его духа, а так же умение верно и доступно передать его слушателям. Желание же привнести что-то свое, как правило, приводит к богословским ошибкам, а то и к ереси.

Еще несколько фактов из его биографии. С 1995 по 2001 г. работал непосредственно под руководством митрополита Кирилла Гундяева в отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, который занимается вопросами установления унии с Ватиканом и прочими еретическими сообществами. За ревностное служение делу экуменизма 14 января 2002 года в Храме Христа Спасителя его возвели во епископа Керченского. 7 мая 2003 г. Илларион назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

О состоянии экуменических контактов в своей епархии в интервью журналу «Ступени» епископ Илларион с удовлетворением поведал следующее: «И в Австрии, и в Венгрии у нас сложились очень хорошие , братские (или сестринские , если хотите) отношения с Римско-Католической Церковью . На Рождество 2004 года на богослужении в венском Свято-Николаевском соборе присутствовал архиепископ Венский кардинал Шонборн, а на Рождество 2005 года архиепископ Зальцбургский Алоиз Котгассер: это ведущие католические иерархи Австрии . Католическая Церковь оказывает нам достаточно большую помощь в становлении нашей собственной епархии. Так, например, наши приходы в Граце и Линце совершают богослужения в католических храмах, которые нам любезно и безвозмездно или же за небольшую плату предоставляются местными католическими епископами . Двое наших священников сейчас живут в католических духовных семинариях . Когда я приветствовал кардинала Шёнборна в нашем храме, я выразил мнение, что та модель православно-католических отношений, которая существует в Австрии, могла бы послужить примером для многих других стран, где отношения являются более напряженными» .

Такая противоестественная богопротивная дружба с еретиками противоречит, как Священному Писанию, так и Священному Преданию Православной Церкви . Ему бы не хвалиться и не выставлять себя для подражания другим, а плакать и раскаиваться в своих заблуждениях.

Наконец, епископ Иларион является членом Исполнительного и Центрального комитетов прообраза церкви антихриста -- Всемирного Совета Церквей, а также членом постоянных комиссий по экуменическому диалогу между ОВЦС и всеми еретикакми, начиная с католиков и кончая протестантами. Такова биография это преемника митрополита Кирилла (Гундяева). Необходимо теперь хотя бы кратко разобрать его богословские воззрения.

Догматические воззрения епископа Иллариона сформировались под влиянием митрополита Кирилла (Гундяева) и митрополита Каллиста (Уэра). Они отличаются присущей всему экуменическому богословию легковесностью. В частности составленный им учебник по Догматическому Богословию «Таинство веры» поражает своим неадекватным легкомыслием. Догматика это настолько ответственная область, что небольшое отклонение или неточность в изложении предмета может привести к искажению Православного Вероучения, т.е. к ереси. Посему опытные всегда придерживались святых Отцов и сверяли свои мысли c их творениями.

Иной подход у Иллариона Алфеева. В учебник догматического богословия он вводит мнения митрополита Сурожского Антония или архимандрита Софрония (Сахарова) , жизнь и писания которых отличаются духом явной прелести.

Кроме того епископа Илларион разделят ересь Оригена о всеобщем восстановлении, осужденную святыми отцами V - VI Вселенского Собора . При этом Алфеев безапелляционно вкладывает ересь в уста преп. Исаака Сирианина, опираясь якобына новооткрытые тексты.

«Наиболее характерной особенностью эсхатологии прп. Исаака, -- пишет Алфеев, -- является его вера во всеобщее спасение... Эта вера имеет мало общего с осуждённым в VI в. Церковью учением Оригена, так как исходит из принципиально иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических построений прп. Исаака является не логическая необходимость восстановления всего тварного бытия в его первоначальном состоянии, но любовь Божия, которая превосходит всякую идею воздаяния и возмездия» В этих словах Иллариона заключается лукавство. Действительно, предпослылки Оригена и того еретического автора, которого он называет преп. Исааком Сирином, действительно разные. Но на V Вселенском Соборе осуждена была как раз именно сама идея конечности мук, а не её неверные предпослылки. Таким образом, он призывает на себя и свои писания анафему святых отцов, участвовавших в работе Вселенских Соборов.

Не менее гибельно и душевредно еще одно заблуждение епископа Иллариона, как впрочем, и всех никодимовцев, которые вопреки канонам Церкви признают благодатность таинств еретико . Комментируя заявление кардинала Каспера о том, что Ватикан не намерен отступать в вопросе четырех латинских епархий на территории России, епископ Иларион отметил, что понятие «канонической территории» не применимо к православно-протестантским отношениям, «но применимо к православно-католическим, поскольку у нас существует де-факто взаимное признание иерархий и таинств ». (Седмица. Ru).

В данном пассаже епископ Илларион открыто и нагло противоречит Святым Отцам, которые никогда не признавали благодатность еретических таинств и апостольскую преемственность еретической иерархии.

В последнее время Алфеев выступил с рядом обновленческих и экуменических инициатив. В частности он попытался вновь запустить уже, было, заглохшую языковую богослужебную реформу. Аналогичная реформа католикам стоила потери огромной части прихожан.

Неоднократно им высказывалась идея о новой унии с римо-католической церковью, которую он лукаво на политический манер называет «стратегический альянс», словно не замечая, что слова «альянс» и «уния» являются синонимами, ибо означают союз. Однако Церковь Христова не нуждается ни в каких униях и альянсах. Вот уже две тысячи лет Она, подкрепляемая Духом Святым, успешно противостоит «вызовам воинствующего секуляризма» .

В заключение нашего знакомства с биографией и богословскими воззрениями епископа Иллароина хотелось бы привести цитату из писаний святителя Августина епископа Иппонийского: «все еретики читают кафолические Писания и еретиками являются только потому, что, неправильно понимая Писания, утверждают вопреки их истине свои ложные мнения». К нашему большому сожалению, эти слова в полной мере относятся и к епископу Иллариону (Алфееву). Мы вынуждены предупредить этого молодого епископа, что если он и дальше будет придерживаться ереси Оригена, стремиться к унии с Ватиканом, а так же не изменит своего обновленческого отношения к Церковному Преданию, то не миновать ему вечной загробной участи Оригена, Лютера, Никодима (Ротова) и прочих еретиков.

Священник Михаил Половцев

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2Ин. 1, 10-11).

Какие могут быть научные открытия в догматическом богословии? Это у католиков с их развитем догматов постоянные «открытия» -- ереси растут, как грибы после дождя.

Церковные правило строго запрещают допускать еретиков в храм. « Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий».

(Ап. 10, 45, 64; III всел. 2, 4; лаод. 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9).

Толкование епископа Никодима(Милоша):

Кто не со Мною, тот против Меня — говорит Иисус Христос (Лук. 11:23; Мф. 12:30), а кто против Христа, тот и против Его церкви. Каждый еретик чужд церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа — Основателя церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством церкви, церкви православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается. На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.).

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2Ин.1:10-11). Все святые отцы, начиная от свт. Фотия Константинопольского и кончая преп. Иустином Поповичем считали католиков еретиками и запрещали входить с ними в дружеские контакты, тем более запрещали молиться с ними.

Внук раввина, крещеный еврей митрополит Антоний Сурожский учил о равноспасительности для души Православной Веры и католической ереси, почтал католических лжесвятых.

Схиархимандрит Софроний Сахаров так же выкрест из иудаизма. Основал в Англии в Эссексе новостильный мужской монастырь, где ввел и другие обновленческие реформы: здоровым, грамотным священникам заменил служение вечерни и утрени чтением Иисусовой молитвы. В алтаре на место православного семисвечника поставил иудейскую минору. Написал книгу «Видеть Бога как Он есть», хотя никто ни из ангелов ни из людей не может никогда увидеть Сущности Бога, ибо познать Сущность, значит получить власть над Ним. Книга отличается почти полным отсутствием ссылок на святых отцов и чрезмерной обращенностью на самого себя, что является явным признаком прелести.

«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, -- да будет анафема».

(иером. Иларион (Алфеев). Об основных темах богословия прп. Исаака Сирина / [Псевдо-]Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. М., 1998. - Сс. 281-282.).

Вот как рассуждает по данному вопросу святитель Василий Великий:

«Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали…». Приведенный текст ясно говорит, что никакой благодати и иерархии ни у раскольников, ни у еретиков нет. Потому еп. Илларион, митр. Кирилл и прочие ОВЦС-шники-никодимовцы признают пустосвятов, на какие бы «концепции» не ссылались.

Круглый стол в рамках V международной богословской конференции РПЦ «Православное учение о церковных таинствах».

Одно из любимых выражений-страшилок епископа Иллариона и митрополита Кирилла Гундяева, при помощи которых они пытаются убедить православный народ в необходимости унии с Ватиканом.

На телеканале «Спас» вышел шестнадцатый выпуск - авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. Гостем программы стал митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Представляем вашему вниманию полный текст и видео программы.

Здравствуйте уважаемые друзья! Мы продолжаем цикл программ «Парсуна». И сегодня наш гость - митрополит Волоколамский Иларион. Владыка, добрый вечер!

Здравствуйте, Владимир Романович!

Спасибо большое, что вы к нам пришли. Владыка, у нас 5 блоков в программе. Они связаны с молитвой Оптинских старцев. Мы взяли вера, надежда, терпение, прощение и любовь.

Вера

Первый блок - вера. Владыка, вы - митрополит, постоянный член Синода, вы автор многих книг и статей по богословию. Вы испытываете сомнения?

Сомнения какого рода?

Сомнения, связанные с верой.

Сомнений, связанные с верой я не испытываю.

А какого рода бывают сомнения?

У меня бывают сомнения, связанные с людьми. Я очень часто сомневаюсь в людях, и я очень часто разочаровываюсь в людях.

Как вы с этим справляетесь?

С трудом.

А сомневаетесь, вы имеете в виду, то есть разочаровываетесь в людях - понятно, а сомневаетесь, в смысле, что вы их оцениваете слишком положительно или?..

У меня есть какая-то природная склонность доверять людям. Если мне люди что-то говорят, я это, как правило, воспринимаю за чистую монету. Много лет работая в сфере церковной политики, я убедился в том, что совсем не всегда то, что люди говорят, соответствует тому, что они сами имеют в виду, или соответствует действительности. Очень часто какие-то вещи говорятся либо просто из вежливости, либо, наоборот, для того чтобы какую-то проблему замылить, или даже просто для того, чтобы обмануть человека. К сожалению, бывали в моей жизни такие случаи, когда я общался с высокопоставленными людьми церковными, из других Поместных Церквей, которые мне говорили какие-то вещи, а впоследствии оказывалось, что это все не соответствовало действительности. И вот это составляет предмет моих постоянных и разочарований, и какой-то внутренней боли. Потому что мне хочется людям доверять, но, к сожалению, не всегда это оказывается возможным.

Владыка, но все-таки отношения между Церквами, понятно, что это не межгосударственные отношения, но это все-таки не межличностные отношения, где, наверное, возможна полная искренность. А вот вы сами не бывали в ситуациях, когда вы понимаете, что вы не можете сказать все как есть, да? То есть я имею в виду ровно то, что вас расстраивает и разочаровывает, вот как вы справляетесь, когда вам приходится что-то такое говорить - или не говорить?

Вы знаете, мне никогда не приходилось кривить душой. И я даже не представляю, как бы я мог это сделать. Даже в каких-то церковно-политических целях. И вот у меня никогда не было случая, чтобы моя личная позиция расходилась с той позицией, которую я представляю собеседнику. Но, конечно, бывают такие случаи, когда позиция, которую ты представляешь собеседнику, для него неприятна или для него неприемлема. И тогда создается ситуация конфликта. И вот как вести себя в ситуации конфликта? Опять же, я могу сказать, что по природе я человек не конфликтный. И я всякие конфликты воспринимаю очень тяжело. И даже если ситуация требует каких-то резких слов или каких-то резких выражений, мне очень трудно такие слова произнести. Так же, как мне очень трудно выплескивать наружу какие-то эмоции. Это не значит, что у меня их нет. Но они где-то спрятаны и, как правило, наружу они не выплескиваются. Некоторые говорят, что это какой-то особый дипломатический дар. Но я думаю, что это просто свойство моего характера.

Владыка, а вы сказали, что у вас нет сомнений в вере. А вообще, вы считаете, что сомнения в вере у любого человека - это плохо, это данность, это нормально?

Я не считаю что это плохо. Но каждый человек очень по-разному себя позиционирует по отношению к Богу. И каждый человек по-разному Бога воспринимает. И у каждого человека вера проявляется по-разному и по-своему. Вот пример, который я часто привожу, - это Федор Михайлович Достоевский, глубоко верующий человек, человек, который говорил много замечательных мыслей и о Боге, и о Церкви, и о нравственности. Но который при этом, по-видимому, до конца дней сомневался. И вот эти сомнения, они присутствуют и в его романах, и в его дневниках. И, по-моему, даже где-то он говорит, что «наверное, я до конца дней и буду сомневаться». Я думаю, что сомнение - это вполне естественное свойство человека. Мы помним слова апостола Павла, что если Христос не воскрес, то тщетна ваша вера и тщетна наша проповедь. А ведь в воскресении Христа сомневались даже Его ближайшие ученики. Мы это видим по всем четырем Евангелиям. Каждый из евангелистов счел своим долгом сообщить нам о том, как ученики сомневались. Иоанн рассказывает о том, как Фома сказал: «Пока не увижу - не поверю». Матфей рассказывает о том, как в Галилее ученики встретили Спасителя воскресшего и одни поклонились, другие усомнились. Лука рассказывает о том, как не узнали двое учеников Спасителя и Он обращался к ним со словами: «О, несмысленные и косные сердцем». То есть в каждом из Евангелий это присутствует. Если даже ближайшие ученики Спасителя сомневались в том, что Он говорил, сомневались, может быть, в силе Его чудес и усомнились в самом главном совершенном Им чуде - в воскресении, то вполне естественно, что и другие люди сомневаются.

Владыка, а когда вы пишете книги, ваша вера, она как меняется? Она становится глубже, вы какие-то вещи для себя открываете? Вы же когда пишете, это не то что, так сказать, все ясно - вы сели, записали. Это тоже процесс какой-то - и какого-то взросления в вере, может быть, становления?

Я никогда не пишу книги для других людей. Я не пишу книги по принципу: вот, я для себя все уяснил, а теперь я другим расскажу. Сам процесс написания книги - для меня это всегда процесс узнавания. Вот когда я писал книги об Иисусе Христе, я фактически заново перечитал, переосмыслил, пережил всю евангельскую историю на какой-то совершенно новой глубине, чем до того момента, пока я взялся за эту книгу. Потом вот об апостоле Павле я писал. Опять же, до того я что-то, конечно, о нем знал, я читал его послания. Но только после того как я вник во всю эту историю, изучил контекст его жизни, заново перечитал - уже с разными комментариями - его послания, для меня он как-то по-новому открылся. И вот когда я эти книги пишу, то я для себя что-то все время открываю. Это помогает мне, конечно, мою веру глубже понять и глубже узнать. Но как бы уже побочным продуктом является сама книга, которую потом читают другие.

Владыка, я не могу вас не спросить, поскольку мне тоже очень близок, смею надеяться, и очень интересен апостол Павел: что нового вы в нем увидели, когда писали… то есть я понимаю, и книгу я читал, ну вот, если так резюмировать для наших зрителей, что для вас было самым важным в этом новом открытии апостола Павла?

Вы знаете, для меня самым важным было то, что, я думаю, именно апостол помог ранней христианской общине понять, что Иисус Христос создал новую религию. Ученикам Спасителя после Его воскресения это было непонятно. Они долгое время еще продолжали ходить в храм Иерусалимский, они продолжали по субботам ходить в синагоги. Да и сам Павел, он же свою проповедь в каждом городе начинал с синагоги. Он шел в синагогу, он проповедовал. Он дожидался того момента, пока его оттуда либо выгонят, либо палками побьют. То есть реакция всегда была отрицательной. Но, он всю жизнь надеялся. И он даже в своих посланиях эту надежду - мы, наверное о надежде будем говорить в следующем сегменте…

Да, да, будем говорить.

… я, может, забежал вперед. Вот у апостола Павла была надежда на то, что весь Израиль спасется. Он эту надежду в Послании к Римлянам очень ярко выражает. Но действительность была иной. То есть его проповедь среди иудеев не имела никакого успеха. А проповедь среди язычников, наоборот, имела успех. И вот апостол Павел был человеком, который в апостольскую общину вошел извне, не был ее частью. Наоборот, он был гонителем. Его долгое время не принимали, не верили в его искренность. И он постоянно в своих посланиях должен был доказывать, что он все-таки апостол, хотя он и не был призван Христом при жизни, но что Христос его призвал потом и что он даже более других апостолов потрудился. Но именно Павлу принадлежит вот эта заслуга, по сути дела, именно он показал ранним христианам, что христианство - это не какое-то ответвление иудейской традиции, а что это совершенно новая религия. И он создал богословский базис для этой религии. Вот если мы посмотрим, например, на наше богослужение. Всякий раз, когда я совершаю литургию Василия Великого и читаю эти поразительные, длинные молитвы-анафоры - ведь эти молитвы, они буквально сотканы из слов и выражений апостола Павла. 90 процентов этих молитв - это апостол Павел. То есть он сформировал наше богословие, он сформировал наше богослужение. И то, что апостолы своими глазами видели, и то, что евангелисты описали, - именно он осознал богословское значение этих событий, и он по сути дела создал все христианское богословие.

Надежда

Я хотел бы о молодежи у вас спросить вот что. У нас есть такой стереотип в молодежной среде, насколько я понимаю, среди той молодежи, которая не ходит в Церковь и боится, может быть, не хочет, вот им кажется, что, если они придут, им скажут: «Это не ешь, это не носи, такую музыку не слушай, там с тем не танцуй» и так далее. И есть такое представление, что Евангелие, Церковь - это про прошлое и про то, каким человек был или есть сейчас. Мне всегда в этом виделась такая большая ложь, потому что, мне кажется, что Евангелие не про то, каким человек был, каким я был или даже не какой я сейчас, а про то, каким я могу стать. Вот, во-первых, хотел спросить: согласны ли вы с этим? И во-вторых, если да, то почему мы на этом не делаем акцент? Если все Евангелие устремлено в будущее и человека устремляет в будущее, а представление такое, что это что-то такое outdated, так сказать.

Я согласен с вашим пониманием. И я всегда очень огорчаюсь, когда о Церкви говорят исключительно как о хранительнице традиций. Вот мы слышим, что роль Церкви в нашем обществе важна, потому что Церковь помогает сохранить традиции или Церковь помогает возродить забытые традиции. Так, как будто бы Церковь - это музей, куда складывают всякие древности. И вот чтобы эти древности там не запылились или чтоб их не украли, Церковь их бережно хранит. Церковь действительно является хранительницей традиций. Но она не для этого была создана. А она была создана, как вы говорите, для того, чтобы менять людей к лучшему. И вот в этом смысле Церковь, будучи глубоко укоренена в прошлом и в истории, она обращена не к прошлому, а к настоящему и будущему. Прежде всего, конечно, она обращена к настоящему, потому что она помогает понять человеку, кто он такой. Оно помогает человеку осознать себя таким, какой он есть, поставить себя перед Богом, осознать свои грехи. А затем начинается, когда это осознание происходит, начинается процесс внутреннего перерождения человека. И процесс этот происходит не потому, что он начинает себе в том или в другом, или в третьем отказывать, и не потому, что Церковь ему то или другое, или третье запрещает, а потому, что он сам начинает выходить на какой-то совершенно новый уровень самопонимания, понимания окружающей действительности и понимания той реальности, которую мы именуем Богом.

Владыка, вот в этой связи, как мне кажется, у меня еще вот такой вопрос. У нас уже не первый выпуск программы, и я получаю какую-то реакцию от зрителей. Причем нередко реакция такая: вот зачем вы позвали этого человека, а зачем вы позвали этого, он там такое сказал, это вот православный так говорить не может. И получается такая странная штука, что есть какой-то образ, какие-то рамки, то есть если православный, значит, он по набору вопросов должен говорить только определенные вещи. Как вы думаете, это проблема восприятия зрителей? Потому что я пытаюсь объяснить, что у нас же программа называется не «Икона», а «Парсуна», там люди разные, и люди, естественно, находятся в пути, они ошибаются, и мы не представляем гостя и все его слова как истину в последней инстанции. Вот все-таки это, скажем так, скорее, наша ошибка, нужно, так сказать, подбирать гостей безукоризненных или это что-то в восприятии избито, все есть какое-то такое, не вполне верное? Я не знаю, понятен ли, так сказать, мой вопрос.

Я думаю, что вы, как хозяин передачи, можете приглашать всех, кого вы хотите. Но тут надо понимать, конечно, что человек, каждый человек, особенно если это публичный человек, он себя тем или иным образом проявляет в публичном пространстве. И всякий раз, когда люди видят того или иного человека, за ним тянется шлейф того, что он сделал, того, что он сказал, того, что он спел. И конечно, люди не могут воспринимать этого человека в отрыве от его основной деятельности.

Мы сейчас говорили об апостоле Павле. Ну это же тоже, так сказать, живой человек. Вот представьте, - не в плане сравнения гостей с апостолом - приходит апостол Павел. Зрители смотрят и говорят: «Это тот, который гнал христиан? Как вы можете его звать в свою программу!»

А вот так именно и говорили. Так именно и говорили в апостольской общине: «Это тот, который гнал христиан? Как вы можете верить, что он теперь обратился». И ему не верили. Но ему пришлось потратить значительное время на то, чтобы доказать, причем доказать не просто на словах, а делами доказать, что он реально обратился, что он стал реальным последователем Христа. И только время убедило окружающих, что он действительно апостол. Причем, я думаю, что окончательно это произошло после его смерти и только после того как его послания стали распространяться, их стали читать в Церквах, и все осознали какое колоссальное значение он имеет для Церкви, и какую роль он сыграл в становлении христианской Церкви.

Владыка, мы говорим о надежде. Вот мне кажется, что антоним надежды - это уныние. А вам знакомо это чувство?

Я бы сказал, что чувство уныния в том виде, в каком его описывают авва Дорофей, Евагрий-монах и другие аскетические писатели, мне не знакомо. Может быть, это связано с тем, что я все время очень занят. Вот тот же Евагрий говорил, что монах должен всегда быть чем-то занят. Потому что если он ничем не занят, то к нему подкрадывается бес уныния.

Уныния.

Вот мой рабочий график такой, что в нем для беса уныния не остается совершенно никакого пространства.

Владыка, а вот как пастырь - вы видите эту проблему, среди пастырей, скажем, это серьезная тема, вообще, серьезная проблема для наших людей сегодня?

Я думаю, что это проблема серьезная. Но люди сейчас скорее мыслят эту проблему не в категориях уныния, а в категориях депрессии. И вот я думаю, что депрессия - это состояние, которое свойственно очень многим людям. Причем у нее есть разные градации. Есть клиническая депрессия, которая просто лечится медикаментами или требует врачебного вмешательства. А есть такие стадии и степени депрессии, которые человек, может быть, даже сам не сознает, что это проблема, но вот он живет в состоянии этой депрессии либо какими-то периодами, либо постоянно, и он не знает, как с этим бороться. И вот мы все чаще и чаще, к сожалению, слышим сейчас о самоубийствах, причем о подростковых самоубийствах. О том, что даже влюбленные пары кончают собой по каким-то соображениям, которые они, видимо, откуда-то почерпнули или откуда-то узнали. А может быть, потому что депрессия от одного переходит к другому, потому что она заразительна, как и многие другие болезни. И вот я думаю, что депрессия - это очень большая проблема современного человека и это очень большая пастырская проблема. Потому что не так легко с этой проблемой бороться.

Терпение

Владыка, я вас давно знаю, и я никогда не видел вас раздраженным. Вот никогда. И даже в каких-то ситуациях, когда я уже кипел эмоционально, вы сохраняли полное спокойствие. Это что - темперамент, это монашеское, это какой-то архиерейский секрет вы знаете? Как вам это удается? И действительно, вот вы сказали, что эмоции есть. Ну потому что впечатление такое, что их нет, потому что вы спокойны.

Я думаю, что здесь нет никакого специального секрета. Это не результат какой-то специальной тренировки. Просто, как я сказал, у меня такой характер. Я очень с трудом выплескиваю эмоции наружу. Но это не значит, что их нет. Они внутри, и некоторые даже говорят, что это вредно, что лучше выплеснуть эмоции, чем носить их внутри. Но тут я с этим ничего не могу сделать. А если говорить о терпении, то я должен признаться, что я очень нетерпеливый человек. Мне этого качества очень не хватает - и по отношению ко мне самому, и по отношению к окружающим меня людям, а особенно к моим подчиненным. Я всегда требую больше, чем люди могут дать. И я очень бываю недоволен и очень бываю раздражен, даже если этого, может быть, не видно, когда я ожидаю какого-то результата, а мне вместо того, чтобы доложить о результате, описывают процесс. Вот у меня есть такое свойство, как у руководителя разных подразделений, которые мне Церковью поручены, что, если я доволен результатом, я не вмешиваюсь в процесс. Если я вижу, что все идет как надо, я даю человеку, несущему за это ответственность, возможность довести дело до конца и представить мне результат. И ему так проще - никто над душой не стоит, и я получаю то, что нужно. Но вот если я результата не получаю, тогда мне приходится вмешиваться в процесс. А больше всего меня раздражает, а иногда даже и оскорбляет, когда вместо результата мне начинают описывать процесс. Вот я, допустим, поручаю, ну самый простой пример приведу: поручаю какую-то книгу кому-то передать. И все, и я считаю, что, раз я поручил, я должен об этом забыть. Потом…

А вам объясняют, почему этого не сделали.

…потом я встречаю этого человека, и он мне говорит, что вот, да, вы пообещали, но ничего не передали. Я начинаю выяснять, и оказывается: тот человек, которому я поручил, мне начинает говорить: «Да, вы знаете, вот я звонил, но телефон не отвечал». Ну какое мне дело, отвечал телефон или не отвечал? Ты или сделал, или не сделал. В данном случае - не сделал. Скорее всего, просто забыл, положил куда-то книгу, она где-то лежит и так далее. Вот такие вещи, они меня очень выводят из себя, даже если это, может быть, не видно со стороны.

Владыка, а вот у меня тогда следующий вопрос. Он тоже связан, скажем, с тем, что вам приходится руководить и что вы занимаете очень высокие посты в Церкви. Конечно, это же влияет на человека - то, чем мы занимаемся, наше положение. И я часто со знакомыми обсуждаю такую тему, что вот человек, ему никто ничего не может сказать. Недавно мне один мой друг, который близок одному архиерею, сказал, что раньше я владыке мог что-то сказать, а сейчас ему уже никто не может ничего сказать. Вот у вас, если можно, если вы мне позволите такой вопрос, есть люди в вашей жизни, которые могут вам сказать, что вы не правы, что вы что-то… мы не берем Святейшего Патриарха…

…вот помимо Святейшего Патриарха люди, которые могут сказать и от которых вы это примете и задумаетесь?

Есть такие люди. И таких людей очень много.

Много.

Святейший Патриарх, вы совершенно справедливо назвали, он не раз и не два мне говорил, что я не прав, и я всегда признавал его правоту. Может быть, не сразу. Но я понимал, что если речь идет о каком-то служебном поручении и он говорит, что моя точка зрения не совпадает с его точкой зрения, то его решение должно быть конечной инстанцией. Это, конечно, как бы само собой разумеется. Но есть немало людей, которым я очень доверяю. Моя мама, например. Она мне может в любой момент сказать, что я в чем-то не прав или что я в чем-то ошибаюсь. И как правило, она всегда оказывается права. Мои заместители, у них есть такое право. И я часто пользуюсь их советами. И даже я часто сам спрашиваю: как вот здесь лучше поступить, а как вы считаете, потому что предвижу какую-то реакцию. И собственно, для того и нужны заместители, для того нужны эксперты, чтобы ты мог с ними посоветоваться. То есть я думаю, что круг людей, которым я доверяю и от которых я с благодарностью принимаю критику, достаточно широкий.

Владыка, вот следующий вопрос, он такой, богословского, наверное, скорее, характера. Вот в этом окончании молитвы Оптинских старцев мне видится некая лестница, восхождение такое: молиться, верить, надеяться. И вот Оптинские старцы, они помещают терпение после надежды, да. А вот апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «От скорби терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». То есть сначала терпение, потом надежда. Это я зря тут пытаюсь какие-то внутренние смыслы найти, это две разных логики, как вы думаете, - т связь терпения с надеждой?

Я думаю, что не зря, потому что, конечно, терпение с надеждой взаимосвязаны. И когда у человека есть надежда, тогда у него есть терпение. Когда он теряет надежду, он, как правило, теряет и терпение. Если обратиться опять же к примерам таким, чисто житейским, то если вы даете кому-то поручение и надеетесь, что оно будет выполнено, то вы терпите. А если вы потом понимаете, что оно не выполнено, то ваше терпение кончается. Но это относится не только к житейским ситуациям, это относится, конечно, и к духовной реальности. Потому что надежда - это то, что позволяет нам жить, то, что позволяет нам двигаться вперед, то, что позволяет нам развиваться. Если бы у человека не было надежды на будущее, надежды на то, что он достигнет своих целей, то я думаю, что как раз вот антонимом надежды тогда и была бы депрессия, как это часто, к сожалению, происходит.

Владыка, а вот вы говорили про общение в православной среде с представителями других Поместных Церквей. Вам также много приходится общаться и с государственными мужами. И несмотря на существующие стереотипы у некоторых людей в нашем обществе, я прекрасно понимаю и знаю, что это общение, оно далеко не всегда такое простое и комплиментарное. А бывали у вас ситуации, когда в этом общении что-то, скажем так, вас не устраивало, не в бытовом, конечно плане, а что-то такое серьезное, но приходилось терпеть, скажем так, ради блага Церкви? Вот это бывает, насколько эта дорога гладкая или сложная?

Ну конечно, такое бывает постоянно, потому что не всякое общение, которое требуется по служебной линии, доставляет удовольствие. И не всякое такое общение бывает продуктивным. Но в моем служении как председателя ОВЦС есть некий протокольный элемент. То есть бывает общение просто протокольного характера. Есть элемент, связанный как раз с разного рода сложностями. То есть бывает и такого общения очень много, когда обсуждаются сложные вопросы, обсуждаются какие-то непростые ситуации и приходится совместно искать решение этих вопросов. Общение, которое доставляет удовольствие, я бы сказал, что такого общения в моей жизни, наверное, не очень-то и много. Оно, конечно, есть, но менее всего оно, наверное, связано с моими прямыми служебными обязанностями. С другой стороны, могу вспомнить немало встреч с государственными мужами, которые меня интеллектуально и даже духовно обогащали.

Прощение

Вот обычно, когда мы говорим о прощении, скажем, мирянам это понятно: у тебя семья, дети, знакомые, друзья, кто-то может тебя обидеть, ты, может быть, кого-то задел. А вот архиерей - кто его может задеть? Кто может архиерея обидеть? Кого прощать? Вот это такое стереотипное представление, оно далеко от истины?

Оно далеко от истины, потому что архиерей, он же не на облаках живет. Он живет в том самом мире, в каком живут все остальные люди. Он точно так же встречается с людьми. Потом, ну что греха таить, между архиереями есть и конкуренция, иной раз зависть, иной раз и подлость можно встретить. И здесь могу сказать, что есть кого прощать. И в этом плане мы, архиереи, совершенно не обделены теми людьми, у которых и мы, наверное, должны просить прощения и которых мы должны внутренне прощать.

Владыка, а вот, собственно, это и есть мой следующий вопрос. Митрополиту тяжело просить прощения?

Я думаю, что митрополиту так же тяжело просить прощения, как каждому человеку. И просить прощения вообще тяжело. Особенно тогда, когда ты не чувствуешь себя виноватым. А ведь мы призываемся просить прощения не только тогда, когда наша вина для нас очевидна, а и тогда, когда она для нас не очевидна, но она очевидна для другого человека. И вот когда апостол Петр спрашивает Спасителя: «Сколько раз прощать? До семи ли раз?», и Господь ему говорит: «Не до семи, а до седьмижды семидесяти», то ведь здесь вообще не ставится вопрос о том, прощать ли, когда человек просит прощения, да? А просто говорится о том, сколько раз прощать. То есть прощать мы должны в том числе и тогда, когда у нас прощения не просят. Но и мы тоже сталкиваемся с такими ситуациями, когда мы просим прощения, а нас не прощают. Или как бы внешне прощают, формально прощают, а внутренне мы понимаем, что не простили. Это непростая очень сфера, но я думаю, что ни один человек - ни архиерей, ни митрополит - никаких здесь преимуществ не имеет перед другими людьми.

Владыка, а вот вы сказали, что, конечно, тут безусловно это точно очень, что, даже когда ты думаешь, что, может, тебе не за что просить прощения, а вот человек обижен или задет, ты должен попросить… Вот я помню, у меня в детстве всегда, потому что у меня младшая сестра и, соответственно, у нее было два железных таких аргумента, у родителей точнее: она младшая и она девочка. И соответственно, я должен был просить прощения в большинстве случаев. И я понимал, что… конечно, я тоже был хорош, и я понимал, что, когда я что-то натворил - само собой. Но вот когда несправедливо… И вот мне кажется (вроде бы я уже не маленький мальчик), но вот эта тема, когда тебе кажется, что есть справедливость и она говорит о другом, а есть вот эта вроде как необходимость просить, -это очень, очень сложно.

Но справедливость - это понятие очень субъективное. То, что кажется справедливым мне, может показаться совершенно несправедливым другому человеку. Я с этим сталкиваюсь постоянно. И самая большая ошибка вообще, как мне кажется, людей, которую чаще всего люди совершают, - это попытка что-то доказать другому человеку, если другой человек не хочет это слушать. Вот тебе кажется, что есть некие объективные факты, что если другой человек эти объективные факты узнает, то тогда он станет на твою сторону. А происходит это очень часто совсем не так. Чем больше этих объективных фактов ты ему называешь, тем больше он озлобляется и совсем не становится на твою сторону, а наоборот. Вот я постоянно с этим сталкиваюсь. И я думаю, что в этом причина очень многих семейных конфликтов, даже разводов, что в семье одна половина пытается изменить другую. Муж пытается изменить жену, или жена пытается изменить мужа, и каждый из них работает над другим, но не над самим собой. А ведь единственный человек, которого мы можем изменить, - это мы сами, да? И вот если бы каждый человек это осознал и сказал бы себе: а что я могу сделать для того, чтобы моя семья сохранилась, для того, чтобы в моей семье был мир и была любовь; что я могу сделать для того, чтобы принять другого человека таким, какой он есть. Вот мне кажется, если бы так мы подходили друг к другу, то и семьи были бы у нас крепкие, и разводов было бы меньше, и конфликтов было бы меньше.

Владыка, вот такой еще вопрос - из страшных, из карамазовских. А как прощать… ну вот, например, люди потеряли сейчас в Кемерове, в этом страшном, ужасном пожаре потеряли близких, детей, родственников, как это прощать? Как это можно простить?

Ну вот Святейший Патриарх об этом сказал, когда посещал Кемерово на 40-й день. Ведь, кажется, что можно сказать людям?

Вот подходит человек - он потерял жену, потерял двоих детей…

Детей.

…потерял родственников. Что можно сказать? Сослаться на милосердие Божие или сказать, что время пройдет, все забудется, - это же совершенно не то, что можно сказать человеку. И вот Святейший Патриарх сказал примерно следующее: что вы все пережили огромное горе, которое никогда, видимо, не забудется; но вот прошло 40 дней, и вам нужно прекратить жить только этими переживаниями, вы остались живы, вам нужно двигаться вперед. Я сейчас своими словами передаю то, что сказал Святейший. Но мне кажется, что это то, что люди очень хотели от него услышать. Потому что, помимо того что человек потерял своих близких, это огромная тяжесть, это потеря, которую возвратить невозможно, но есть у человека все-таки и какие-то внутренние силы, и внутренние ресурсы. Если он остался жив, значит, он для чего-то остался жив. Значит, у него есть какое-то будущее. И он не может только теперь концентрироваться на прошлом, только концентрироваться на утрате. И если вы говорите о прощении, то мне приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда люди что-то не хотят простить Богу. Особенно это, конечно, касается утраты. Ну вот уходит близкий человек, причем уходит преждевременно, в расцвете сил. И человек говорит: «Ну раз Бог такое попустил, то я в такого Бога и верить не хочу. Потому что это значит, что Бог жестокий, значит, что Он несправедливый». И человек как бы Богу не прощает вот эту свою утрату. Это тоже серьезная пастырская проблема. И очень часто прямого ответа на это нет. Просто нужно дать человеку с этим жить, это пережить, и, может быть, Господь откроет человеку какое-то второе дыхание.

Любовь

В 2009 году в интервью в одном вы сказали: «Сам я никогда не планировал делать церковную карьеру. Когда принимал монашество в 1987 году, видел для себя два направления деятельности. Первое - служить алтарю. Второе - заниматься богословием. Для меня это были две большие любви». Вот поскольку сегодня бо льшая часть, большая и бо льшая вашего служения, она все-таки идет по третьей линии, я хотел спросить: во-первых, появилась ли у вас третья любовь, связанная с основным послушанием? И как удается то главное для вас, то, что вы назвали главным, насколько есть время на это, что ли, так если можно сказать?

Я считаю себя очень счастливым человеком в том плане, что в основном я занимаюсь тем, что мне нравится, что мне интересно, к чему я имею вкус. И конечно, моя самая главная любовь в Церкви - это то, что я обозначил как любовь к алтарю. Потому что источник вдохновения, источник сил - это Божий престол, перед которым я предстою, я черпаю оттуда силы. И вот как бы зарядившись за богослужением этой энергией, этими силами, я потом эти силы трачу на все остальное, чем я занимаюсь. Но это основная и главная любовь. И собственно я из-за этого пришел в Церковь в свое время. Вот в возрасте 15 лет я для себя понял, что хочу служить Церкви. А до того несколько лет я находился в раздумьях, потому что я учился музыке, как-то предполагалось, что я стану музыкантом. Сначала на скрипке меня учили, потом композиции. Вот я думал, что, может быть, как-то я буду это сочетать, буду церковным композитором или церковным регентом. Но в итоге в 15-летнем возрасте я себе сказал: вот это то, что я хочу делать, я хочу стоять у престола, я хочу служить Церкви. И прежде всего ради этого я пришел в Церковь. А все остальное, оно стало вокруг этого выстраиваться. Потому что я очень увлекся богословием еще в юношеском возрасте. Я читал святых отцов еще в самиздате, когда это все было недоступно, были какие-то ксерокопии, все это ходило по рукам, и вот я с жадностью проглатывал. Любой номер журнала Московской Патриархии, который мне попадался в руки, я прочитывал от корки до корки. Вот я до сих помню юношеские воспоминания: «Вклад Русской Православной Церкви в темы диптихи». Что это такое? Сейчас вот кому скажи, никто не поверит. Я пятнадцатилетним юношей все это проглатывал. Все некрологи, все богослужебные заметки. И конечно, эти две любви остались. Но я могу сказать, что то, чем я занимаюсь по своей основной должности, не могу сказать, что я от этого удовольствие получаю, но я имею к этому вкус. Мне это нравится, мне это интересно. И самое главное, что я понимаю пользу. Не я сам на себя возложил это послушание, но, когда оно на меня свалилось, я его воспринял с благодарностью Богу.

Владыка, часто очень журналисты спрашивают о проблемах церковной жизни. Обычно это какие-то либо совсем периферийные, либо выдуманные вещи. Но я, поскольку этот вопрос все время задают, я тоже его себе все время задаю, и мне лично кажется, что главная проблема, она в принципе, вообще, если посмотреть на историю Церкви, она вообще не менялась никогда. Вот согласитесь вы со мной или нет. Спаситель говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». Вот мне кажется, главная проблема наша внутренняя заключается в том, что мы не имеем этой любви. Я не имею в виду, что вообще не имеем, конечно, это неправда, не хватает, скажем так, этой любви. А главное внешнее в том, что, поскольку нам не хватает, то извне смотрят и говорят: «Нет, они не Его ученики». И вот в этом смысле мало что изменилось как-то сверхпринципиально.

Вот меня тоже часто спрашивают о проблемах Церкви, потому что у меня и своя телевизионная передача есть. И в каких-то других контекстах спрашивают. И я нередко отвечаю так: что вообще главной проблемой Церкви является то, что она создана из людей. Вот если бы Бог хотел создать какую-то беспроблемную организацию, то, наверное, Он туда бы ангелов пригласил и создал бы Церковь из ангелов. Хотя мы знаем, что и у ангелов на каком-то этапе были проблемы.

Были проблемы.

И часть их отпала. То есть, наверное, полностью беспроблемным является только сам Бог. А вот все те, кого Бог создал, после грехопадения - а другого состояния мы не знаем, мы только можем о нем прочитать в Библии, - но после грехопадения все наше бытие связано с проблемами. Этих проблем может быть больше или меньше, но проблемы у Церкви точно такие же, как у окружающего мира, как у общества, в котором Церковь находится. Потому что Церковь состоит из тех же самых людей, из которых состоит окружающее общество. Да, вы совершенно правы в том, что к Церкви справедливо предъявляются повышенные требования. Потому что мы все время говорим о нравственности, мы все время говорим о каких-то высоких духовно-нравственных стандартах. И люди совершенно справедливо к нам обращаются: ну покажите нам эти стандарты, сами покажите, своей собственной жизнью покажите. И здесь, к сожалению, многие из нас оказываются не на высоте. И в том числе мы далеки от того, что говорил Христос, когда вот своим ученикам заповедовал: «Имейте любовь между собою» и «по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Владыка, в финале я хотел вас попросить поставить точку в одном предложении. Одна из тем, которая горячо всегда обсуждается в православной среде - это тема спасения и того, возможно ли спасение вне Церкви. И вот как должен православный человек относиться к этому. С одной стороны, мы понимаем, что Христос пострадал за всех. С другой стороны, мы понимаем, что истин не может быть много, она одна, и мы верим, и знаем наверное, что наша Церковь - хранитель этой истины, что она в православии, во Христе. Вот когда мы думаем о спасении тех, кто вне Православной Церкви, в предложении: «Допустить нельзя отказать» вы где поставите точку?

Ну, наверное, я бы поставил точку после «допустить». Но я должен сказать, что вопрос о спасении находящихся вне Церкви - это вопрос, на который в православном богословии до сих пор не дан окончательный ответ. Есть богословы, которые говорят о том, что спасение вне Церкви невозможно. И это тот взгляд, который основывается на учении самого Христа и учении святых отцов. Есть другие богословы, которые говорят, что мы не в праве восхищать Суд Божий, мы не можем за Бога решать, кого Ему спасать, а кого не спасать. И я думаю, что эти богословы тоже в чем-то правы. Вот если мы возьмем пример благоразумного разбойника. Этот человек не был членом Церкви. Этот человек, по-видимому, не сделал ничего доброго за свою жизнь. И единственное, за что он был спасен - это за то, что в последние часы своей жизни, уже будучи прикован ко кресту, он обратился к Господу Иисусу Христу со словами: «Помяни меня, когда придешь в Царство Твое». Вот только за эти слова он был спасен. Господь ему сказал: «Сегодня же ты будешь со Мной в раю». И многие другие евангельские истории, они как бы ниспровергают представление о том, что Бог может спасать только тех, которые находятся в определенных, четко очерченных здесь, на земле, рамках. Поэтому я думаю, что мы не должны Суд Божий восхищать. В тоже время, будучи христианином, я глубоко убежден в том, что Христос есть путь, истина и жизнь. В этом смысле истина действительно одна. И это не какая-то абстрактная истина, а это Сам Христос, это воплотившийся Бог. Точно так же, как я убежден в том, что справедливы слова Спасителя: жизнь вечная заключается в том, чтобы веровать в единого Бога и в посланного Им Иисуса Христа. То есть здесь есть две составляющих. Не просто веровать в единого Бога, а еще веровать в посланного Им Иисуса Христа. И веровать в Иисуса Христа не просто как учителя нравственности, как интересного человека, как человека, который сказал много полезного, а верить именно как в Бога, Спасителя и Искупителя. И я очень глубоко убежден, что именно в этом заключается истина и именно в этом заключается путь к спасению.

Спасибо большое, дорогой владыка! Очень, очень вам признателен. Спасибо! У нас в гостях был митрополит Волоколамский Илларион.

На заставке: фрагмент фото Владимира Ештокина

И тут мне попадается на глаза интересный материальчик об этом соратнике Патриарха Кирилла.
Вот этот материал:

Кто такой митрополит Иларион (Алфеев)?

Пять дней назад мне на глаза случайно(??) попалась ярко-цветастая фотография высокого качества одного высокопоставленного, и при этом весьма одиозного персонажа (см. ниже), которая при ближайшем рассмотрении меня буквально ПОТРЯСЛА.

Я два дня не мог успокоиться, в голове крутилась одна и та же мысль: «Ну как же так?.. как же так??.. КАК ЖЕ ТАК??!!!.. Ведь вот же, ВОТ ЖЕ — ОНО!!!» Сказать, что я был поражён буквально на глазах сбывающимися пророчествами Св. Отцов, это значит ничего не сказать…

Нет, многое про сего мегараскрученного (и раскручиваемого!) в последнее время (sic!) персонажа в нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата я до сего дня и так знал. Так впервые очень серьёзно задуматься над ролью сего священноначальни(ч)ка в нашей Матери-Церкви меня заставила вот эта чёрно-белая фотография невысокого качества в газете «Дух христианина», которую я тогда выписывал:

Эта, во всех смыслах КРАСНОРЕЧИВО обличающая — глубоко легендированного Агента влияния Ватикана (это как минимум), внедрённого в РПЦ МП униатского архиепископа-криптокатолика и усиленно продвигаемого наверх могущественными антирусскими и антиправославными силами, — фотография, на которой Иларион (Алфеев) сфотографирофан в выдающем его с головой облачении, была обнаружена мною здесь:

Знакомьтесь! Иларион Алфеев — Почётный прелат и тайный униатский кардинал-архиепископ для криптокатоликов византийского обряда в России.

Почётный прелат Его Святейшества (лат. Praelatus Honorarius Sanctitatis Suae) — монсеньор Иларион Алфеев, собственной персоной!

Апостольский протонатарий de numero

(Higher Prelates of the Roman Curia and Protonotary Apostolic de numero)

«Сутана (фр. soutane, итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя: у священника — черного, у епископа — фиолетового, у кардинала — пурпурного, у папы — белого цвета», (Католическая энциклопедия).

Феррайоло (плащ)


«…самый высший из трех возможных для диоцезного духовенства почетных титулов — титул внештатного Апостольского протонотария, (…) следующий по рангу титул Почетный прелат Его Святейшества. Оба эти титула дают их обладателям право именоваться «монсиньорами» и использовать особые облачения — фиолетовую сутану с фиолетовым поясом и комжей и черную биретту с черным помпоном — для богослужений, черную сутану с красной окантовкой и фиолетовый пояс — в другое время. Внештатные Апостольские протонотарии (но не Почетные прелаты) могут также по желанию использовать фиолетовое феррайоло (плащ)». ()

Пурпурный цвет у католиков

Заседание 68-й Ассамблеи Итальянской епископской конференции (CEI)

Кто всё ещё по-прежнему считает, что это умелый фотошоп, предлагаю ознакомиться с оригинальным изображением максимального качества (нажмите на фото - ред. ):

Кстати, EXIF-метаданные данного фотоснимка (об этом, например, и ) сообщают, что снимок был сделан 26.10.2012 12:05:17, т.е. менее чем 3,5 года назад.

И таки да. Если снимок был сделан в октябре 2012, а ныне действующий папа Римский Франциск I был избран 13 марта 2013 года, следовательно, митрополит-кардинал (пусть и внештатный) Иларион вполне мог участвовать в выборах нынешнего главы Ватикана Франциска I:



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»