Военно-транспортные самолёты – армейские воздушные извозчики. Военно-транспортная авиация ВКС РФ

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

В России продолжаются работы по созданию нового тяжелого военно-транспортного самолета, который должен прийти на смену проверенным, но уже довольно устаревшим машинам Ил-76 , Ан-22 и Ан-124 «Руслан» . Проект получил условное название ПАК ТА, что расшифровывается как «Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации». В настоящее время он находится на начальном этапе, конструкторы и военные определяют внешний облик и характеристики будущих самолетов, поэтому информации о новой машине (или семействе машин) пока мало и она довольно противоречива.

Новый транспортный самолет пришелся бы очень кстати не только военным. Одна из крупнейших российских транспортных компаний «Волга-Днепр» в 2018 году заявила о планах покупки 20 американских грузовых самолетов Boeing 747-8F . Сумма этой сделки исчисляется миллиардами долларов. Вероятно, что российские перевозчики отдали предпочтение отечественному транспортному самолету, если бы он существовал в природе.

Военно-транспортная авиация: современное состояние

В настоящее время транспортная авиация вооруженных сил РФ имеет четыре типа самолетов, основным отличием которых является их грузоподъемность. Это легкие транспортные самолеты (Ан-26) с полезной нагрузкой 6 тонн, средние (Ан-12 , грузоподъёмность 20 тонн), тяжелые (Ил-76, нагрузка до 60 тонн) и сверхтяжелые самолеты, к которым относится Ан-124 «Руслан», способный брать на борт нагрузку в 120 тонн. Общее количество транспортных машин, состоящих на вооружении российской армии, около 250 единиц.

Кроме вооруженных сил, свою транспортную авиацию имеет и МЧС России. В ее состав входят Ил-76 и Ан-74 .

Наиболее массовым военно-транспортным самолетом российской армии (около 100 единиц) является Ил-76 различных модификаций. В 2012 году появилась модификация самолета Ил-76МД-90А, с более экономичными двигателями и современным бортовым оборудованием.

В Советском Союзе основным конструкторским бюро, которое занималось разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова. Львиная доля транспортных самолетов, которые сегодня используются и в армии, и на «гражданке», разработана конструкторами этого бюро. После распада СССР для этого авиастроительного предприятия начались нелегкие часы. «Антонов» и сегодня занимается разработкой и строительством авиационной техники, однако количество выпускаемых самолетов уменьшилось в разы.

Давно прекращено серийное производство гордости советского авиапрома — сверхтяжелых самолетов Ан-124 «Руслан», а ресурс машин, которые используются сегодня, постепенно исчерпывается. В августе 2018 года ГП «Антонов» запретила российским предприятиям самостоятельно проводить техническое обслуживание Ан-124. Это может привести к тому, что российские самолеты просто не будут выпускать за пределы страны.

За годы, прошедшие с момента распада СССР, российские и украинские власти неоднократно пытались реанимировать былую кооперацию в авиастроительной области, однако большинство этих попыток так и остались нереализованными. Нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами, вероятно, поставит жирный крест на сотрудничестве в этой области.

А как обстоят дела с транспортной авиацией у вероятных противников?

США имеет самый большой в мире флот транспортных самолетов, он насчитывает более 400 машин нескольких типов. Во многом это позволяет американской армии проводить масштабные операции за многие тысячи километров от своих границ. Основными транспортными самолетами ВВС США (и всего блока НАТО) являются C-130 Hercules (грузоподъемность 19 тонн) и C-17 Globemaster III (может поднимать до 80 т грузов) и C-5 Galaxy (до 120 тонн груза).

В настоящее время европейцы и американцы считают разработку и серийное производство транспортных машин с грузоподъемностью выше ста тонн дорогой и ненужной экзотикой, хотя при этом не стесняются нанимать «Русланы» для перевозки военных и гражданских грузов.

Российские перспективные проекты

В 2014 году были озвучены планы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ относительно реализации программы ПАК ТА. Характеристики нового транспортного самолета для российской армии, мягко говоря, удивили.

Согласно озвученной информации, ПАК ТА будет иметь сверхзвуковую скорость (около 2000 км/ч), дальность полета не менее 7 тыс. километров и грузоподъемность до 200 тонн. До 2024 года вооруженные силы России должны получить не менее 80 подобных монстров. По замыслу разработчиков, этот воздушный флот будет способен в кратчайшие сроки доставить в любую точку земного шара бронированный кулак из 400 (!!!) суперсовременных танков Армата и другой бронетехники, созданной на ее основе.

ПАК ТА будет иметь палубу с несколькими уровнями, а также возможность десантировать любую технику.

Подобные характеристики выглядят не слишком реалистично: сверхзвуковой летательный аппарат такой грузоподъемности (и размера) должен потреблять огромное количество топлива, для него подойдут только специальные взлетно-посадочные полосы. Кроме того, технические сложности, которые непременно возникнут перед создателями подобного самолета, вряд ли по плечу современной российской авиапромышленности, а стоимость производства и обслуживания подобных машин будут запредельными.

Кроме вышеупомянутого проекта, в отечественных СМИ с завидной регулярностью появляются материалы о других перспективных транспортных самолетах, которые также называют ПАК ТА.

В первую очередь речь идет об ильюшинских машинах Ил-106 и ПТС «Ермак».

Ил-106 – это довольно старый ильюшинский проект, разработка которого началась еще в середине 80-х. Тогда был объявлен конкурс на создание нового транспортного самолета, который бы заменил Ил-76. Свои предложения представили ОКБ Туполева, Ильюшина и Антонова, ильюшинский проект был признан победителем. Новый самолет получил обозначение Ил-106, его планировали закончить до 1995 года, а в 1997 году запустить в серию. По понятным причинам этого так и не случилось.

Согласно проекту, Ил-106 имел грузоподъемность до 100 тонн, был выполнен по классической аэродинамической схеме и мог перевозить грузы на расстояние в 5 тыс. км. Новый самолет планировали оснастить передней и задней грузовыми рампами.

О том, что новый ПАК ТА – это не что иное, как доработанный Ил-106, в 2018 году агентству ТАСС заявил генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов. Вероятно, что старая советская разработка послужит основой для нового транспортного самолета. Появилась информация, что новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. Есть информация, что в 2018 году началось эскизное проектирование ПАК ТА.

Еще одной машиной, о которой часто говорят при упоминании ПАК ТА, является ПТС «Ермак». Это также проект ОКБ имени Ильюшина, первое упоминание о котором появилось в 2013 году. Новая машина будет иметь характеристики, сходные с Ил-106: грузоподъемность до 100 тонн, нормальную аэродинамическую схему. Работы над созданием «Ермака» планируют начать в 2018 году. Серийное производство машины ожидается к 2024 году.

Вероятно, что основой для создания «Ермака» станут наработки по самолету Ил-106.

Для успешной реализации сложного проекта по созданию современного сверхтяжелого транспортного самолета будет создана новая корпорация: кроме ОАО «Ил» в нее войдет «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» и «ОАК – Транспортные самолеты», а также два крупнейших российских авиазавода – Ульяновский и Воронежский (ВАСО).

С тех пор, как люди научились конструировать летающие аппараты, их стали использовать для перевозки тяжелых и габаритных грузов. За историю воздухоплавания было создано немало транспортным самолетов, которые впечатляют своими огромными размерами.

1. Антонов Ан-225 «Мрия».

Ан-225 на данный момент является самым большим самолетом в мире, он обладает сверхбольшой грузоподъемностью и может поднимать в воздух около 250 тонн. Изначально Ан-225 был разработан и построен для перевозки компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран».

2. Boeing 747 Dreamlifter.


Этот транспортный самолет представляет собой модифицированную версию Boeing 747, он был построен и используется исключительно для перевозки частей самолета Boeing 787. Особенностью Dreamlifter является его необычный внешний вид.

3. Aero Spacelines Super Guppy.


Грузовой самолет Super Guppy был выпущен в пяти экземплярах и на сегодняшний день из них используется только один. Он принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных грузов и частей космических кораблей.

4. Антонов Ан-124 «Руслан».


Ан-124 - это тяжелый транспортный самолет военного назначения для дальних перевозок, самый крупный в мире из всех серийных коммерческих грузовых самолетов. Он был разработан в первую очередь для воздушной перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для транспортировки тяжелой военной техники. Грузоподъемность Ан-124 – 120 тонн. .

5. Lockheed C-5 Galaxy.


Американский военно-транспортный самолет, второй по грузоподъемности после Ан-124. Lockheed C-5 Galaxy способен перевозить в своем грузовом отсеке шесть вертолетов или два крупных танка. Общий вес, который может перевезти самолет, составляет более 118 тонн.

6. Airbus A300-600ST Beluga.


Реактивный грузовой самолет для перевозки крупногабаритных грузов, который был разработан на базе серии Airbus A300. Основная цель создания A300-600ST – это замена транспортного самолета Super Guppy. Названием Beluga обязана форме корпуса, которая напоминает кита белуху. Грузоподъемность «Белуги» - 47 тонн.

7. Антонов Ан-22 «Антей».


Тяжелый транспортный самолет советского производства, самый большой турбовинтовой самолет в мире. В настоящее время самолет используется в ВВС РФ и украинской грузовой авиакомпанией “Antonov Airlines”. Грузоподъемность Ан-22 составляет 60 тонн.

8. Boeing C-17 Globemaster III.


C-17 Globemaster III – один из наиболее распространенных военно-транспортных самолетов ВВС США, используется по сегодняшний день. Самолет предназначен для перевозки военной техники и войск, а также выполнения тактических миссий. Грузоподъемность C-17 – более 76 тонн.

9. Airbus A400M Atlas.


A400M Atlas был разработан и построен в качестве международного проекта для ВВС Франции, Германии, Италии, Великобритании и нескольких других стран. Представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет грузоподъемностью до 37 тонн.

1 июня 2015 года в России отметили очередной День военно-транспортной авиации (ВТА). В этом году транспортной авиации, которая вносит огромный вклад в обеспечении обороноспособности страны, исполнилось 84 года. За длительную своего существования военно-транспортные самолеты преодолели большой путь развития, проделав попутно огромный объем работ по переброске войск и грузов. В наши дни без военно-транспортной авиации не обходится ни одна операции, ни одни учения. Вот и сейчас в рамках внезапной проверки войск, которая началась 7 сентября, и приведения в боевую готовность трех соединений ВДВ России, использовались самолеты ВТА. Для переброски воздушным способом группировки ульяновских и ивановских десантников с аэродромов «Северный» (Иваново) и «Восточный» (Ульяновск) в Астраханскую область военно-транспортными самолетами Ил-76 было совершено более 40 самолето-вылетов.

Сегодня в военно-транспортной авиации продолжает существовать давнее соперничество между США и Россией (в прошлом СССР). При этом соперничество идет в первую очередь среди самолетов-гигантов, которые в состоянии перебрасывать по воздуху наибольшее количество тонн и кубометров различных грузов. Данное соперничество начало раскручиваться после окончания Второй мировой войны. Холодная война подгоняла гонку вооружений, что способствовало появлению новых уникальных в своем роде военно-транспортных самолетов, которые регулярно обновляли мировые рекорды по дальности, грузоподъемности и скорости полетов.


«Гонка рекордов»

С 1963 года пальма первенства в области военно-транспортной авиации удерживалась американцами. Лидировал самолет Lockheed C-141 Starlifter, который был в состоянии поднять в небо до 29 тонн различных грузов. Однако уже в 1969 году пальму первенства перехватил Советский Союз. Транспортный самолет Ан-22 «Антей» (ВВС России продолжают использование минимум 5 самолетов данного типа) побил американца не только по грузоподъемности - 60 тонн, но и по габаритным размерам, это был первый широкофюзеляжный самолет военно-транспортной авиации.

Lockheed C-141 Starlifter

СССР удерживал лидерство до 1971 года, пока на арену не вышел новый американский транспортный самолет созданный инженерами Lockheed. Это был настоящий тяжеловес С-5А Galaxy. Данный самолет сумел увеличить рекорд грузоподъемности в 1,5 раза, доведя его до 93 тонн. Самолет С-5А Galaxy также был построен по широкофюзеляжной схеме. В его грузовом отсеке могли легко разместиться 6 вертолетов UH-64A «Апач» или 2 танка M1 «Абрамс», а также до 270 солдат с вооружением. Полезная нагрузка транспортника в версии С-5B достигла 122 470 кг.

На протяжении долгих 11 лет этот самолет, который и сейчас остается на вооружении ВВС США, никого не подпускал к себе и близко, оставаясь крупнейшим грузовым самолетом в мире. Однако в 1982 году его вновь удалось потеснить ОКБ Антонова, в котором был создан самолет Ан-124 «Руслан». До сих пор именно «Руслан» удерживает пальму первенства среди всех военно-транспортных самолетов мира. Впервые машина была продемонстрирована публике в мае 1985 года в рамках XXVI аэрокосмического салона в Ле Бурже. Уже тогда западная пресса окрестила новый транспортный самолет «русским чудом». Но представили американской компании Lockheed пытались доказать журналистам, что характеристики Ан-124, указанные в рекламных проспектах, могут не соответствовать действительности, так как никто не видел «Руслан» в настоящем деле.

Для того чтобы опровергнуть эти слухи, в июле 1985 года Ан-124 начал устанавливать один мировой рекорд за другим. Всего за две недели удалось зарегистрировать 21 рекорд, который был достигнут на этой уникальной машине. Самым феноменальным из них стал подъем груза массой 171,219 тонн на высоту в 10750 метров. До этого лучший в мире военно-транспортный самолет Lockheed С-5 поднимал лишь 111,416 тонн на высоту 2000 метров. После череды этих рекордов полемика о возможностях нового советского транспортника сошла на нет. А в 1987 году самолету удалось побить и рекорд дальности беспосадочного перелета по замкнутому маршруту, который ранее был установлен американским стратегическим бомбардировщиком В-52 и составлял 18 245,5 км. Ан-124 «Руслан» сумел пролететь вдоль границ СССР практически на 2 тысячи километров больше - 20 151 км. При этом взлетная масса самолета достигла рекордного значения - 455 тонн.

После того как Ан-124, обладающий уникальными характеристиками, был освоен в частях ВВС, рекорды начали устанавливать и экипажи военно-транспортной авиации. Так, 1 декабря 1990 года начался кругосветный перелет самолета из состава 235-го военно-транспортного авиаполка, продолжительность перелета составила 72 часа 16 минут летного времени. За это время самолет преодолел 50 005 километров по следующему маршруту: Австралия (Мельбурн) - Южный полюс - Северный полюс - Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). В рамках одного этого полета «Руслан» под управлением военных летчиков смог установить 7 мировых рекордов скорости полета.

Ан-124 «Руслан» и Ил-76

В настоящее время настоящими рабочими лошадками ВТА России являются самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Российские ВВС располагают 10 самолетами Ан-124 «Руслан», которые с 2010 по 2015 год прошли капитально-восстановительный ремонт на предприятии ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. При этом ВВС страны располагает еще как минимум 10 такими самолетами, которые в случае необходимости можно будет привести в состояние летной годности. Ан-124 и в 2015 году спустя 33 года после первого полета, остается настоящим авиационным мастодонтом и символом величия российских ВВС.

Самолет Ан-124 «Руслан» был построен по аэродинамической схеме четырехмоторного турбореактивного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Самолет оснащался авиационными двигателями Д-18Т производства компании ОАО «Мотор Сич». Обладает двумя палубами: нижняя палуба является грузовой, верхняя - кабина экипажа, кабина сменного экипажа, а также кабина для сопровождающих - до 21 человека. Общий объем грузовой кабины гиганта составляет без малого 1050 кубических метров.

Самолет получил уникальное многостоечное шасси, которое снабжено 24 колесами и позволяет использовать эту тяжелую машину даже с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа самолета, что призвано облегчить процесс проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Ан-124 «Руслан» оснащен погрузочно-разгрузочным оборудованием, а также бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъемностью до 20 тонн и швартовочным оборудованием. Без специального разрешения на самолете допускается транспортировать моногрузы весом до 50 тонн. Транспортный самолет обладает системой централизованной заправки под давлением через 4 заправочные горловины, которые находятся в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Помимо этого возможна заправка самотеком с использованием двух заливных горловин, которые находятся на верхних частях правой и левой консолей крыла.

Самолет обладает герметичным грузовым отсеком и десантно-транспортным оборудованием (допускается десантирование только посадочным способом). Самолет в состоянии перевозить до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. При этом «Руслан» это самолет уникальный, но не без недостатков. К одним из них относят невозможность десантирования парашютным способом. Проведенные еще в 1989 году испытания со сбросом с самолета манекенов парашютистов заставили отказаться от этой идеи и ввести ограничение на десантирование людей парашютным способом, что обуславливается аэродинамическими факторами модели. В этом нет ничего удивительного, ведь Ан-124 «Руслан» создавался изначально для транспортирования к месту старта космических и стратегических ракет, а также элементов пусковых установок, а не для десантирования людей. Всего с 1984 по 2004 гг. было выпущено 55 самолетов Ан-124.

Летно-технические характеристики Ан-124-100 «Руслан»:

Габаритные размеры: длина - 69,1 метра, высота - 21,08 м, размах крыла - 73,3 м, площадь крыла - 628 м2.
Максимальная взлетная масса - 392 000 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) - 212 350 кг.
Грузоподъемность - 120 000 кг.
Силовая установка - 4хТРДД Д-18Т, тягой 4х229,85 кН.
Максимальная скорость - 865 км/ч.
Крейсерская скорость - 800-850 км/ч.
Практическая дальность полета - 4800 км.
Практический потолок - 11 600 м.
Назначенный ресурс - 50 000 летных часов, 45 лет.
Экипаж - 8 человек, включая двух операторов погрузочно-разгрузочных работ.

Ан-124 «Руслан» - машина выдающаяся, но общее их количество в составе ВТА России невелико. Основной машиной отечественной военно-транспортной авиации является самолет Ил-76 и его модификации. ВВС России использует около 140 самолетов данного типа. Помимо этого до 2020 года военно-транспортная авиация России должна получить 39 самолетов последней модификации Ил-76МД-90А (Ил-476) в транспортном варианте, без учета самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛОиУ. По состоянию на июнь 2015 было построено два серийных Ил-76МД-90А.

Ил-76 - советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет, разработанный КБ Ильюшина. Первый полет самолет совершил 25 марта 1971 года. Серийно выпускался в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова, в дальнейшем производство было перенесено в Ульяновск на предприятие «Авиастар-СП». Самолет был сконструирован по традиционной для тяжелых транспортных самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, обладающего стреловидным крылом и Т-образным однокилевым оперением.

Транспортный самолет Ил-76 предназначен для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники различного назначения. Ил-76 стал первым в истории СССР военным транспортным самолетом с турбореактивными двигателями. Транспортник в состоянии перевозить грузы массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 километров с крейсерской скоростью 770-800 км/ч. Дальность полета и наибольший вес транспортируемого груза зависят от модификаций самолета. Ил-76 предназначен для эксплуатации как с бетонных, так и грунтовых аэродромов. Длина разбега самолета при взлете составляет 1500-2000 метров, пробега при посадке - 930-1000 метров. Для сравнения для Ан-124 эти показатели составляют 2700 и 1750 метров соответственно.

Все кабины транспортного самолета Ил-76 были сделаны герметичными, что позволяет перевозить по воздуху 167 солдат (245 в двухпалубном варианте) или обеспечить десантирование 126 парашютистов. Самолет в состоянии перевозить по воздуху всю номенклатуру боевой техники ВДВ, а также большую часть техники сухопутных войск России. За все время производства было построено не менее 950 самолетов данного типа.

Во время войны в Афганистане 1979-1989 годов самолет Ил-76 показал себя как наиболее эффективный транспортный самолет, который мог работать в зоне действия ПВО противника. На его долю пришлось 90% всех перевозок живой силы и техники, при этом было потеряно всего два самолета. Самолет обладал огромным эксплуатационным запасом, а его реальные характеристики серьезно превосходят заявленные в ЛТХ. Еще в 1975 году самолету было предписано не брать на борт более 40 тонн груза, однако он сумел установить серию впечатляющих рекордов, игнорируя это требование. Так, в июле 1975 года, серийный самолет Ил-76 смог достичь высоты 11 875 метров с грузом массой 70 121 кг на борту. В тот же день был поставлен рекорд средней скорости в полетах по замкнутому маршруту - 857,657 км/ч с грузом массой 70 тонн на маршруте в 1000 км. Всего на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

Летно-технические характеристики Ил-76Т:

Габаритные размеры: длина - 46,59 м, высота - 14,76 м, размах крыла - 50,5 м, площадь крыла -300 м2.
Максимальная взлетная масса - 170 000 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) - 109 480 кг.
Грузоподъемность - 43400 - 47000 кг.
Силовая установка - 4хТРДД Д-30КП, тягой 4х12000 кгс.
Максимальная скорость - 850 км/ч.
Крейсерская скорость - 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета - 3000 км (максимальная загрузка).
Практический потолок - 12 000 м.
Экипаж - 6/7 человек, включая двух бортоператоров.

C-5 Galaxy и C-17 Globemaster III

С-5 Galaxy - стратегический военно-транспортный самолет, разработанный компанией Lockheed. Во многом машина являлась ответом на появившийся ранее у СССР самолет Ан-22. Первый полет новый американский транспортник совершил 30 июня 1968 года. Производился серийно с 1968 по 1989 год, всего был выпущен 131 самолет, несколько десятков машин этого типа по-прежнему несут службу в ВВС США. Самолет создавался в спешке, в тот момент специалисты Lockheed не могли предположить, что высокий темп создания данного летательного аппарата приведет к ограничению его транспортных возможностей, а установка малоресурсных двигателей исключит возможность применения самолета в частных авиакомпаниях. В результате в 1980 году данный транспортник был основательно доработан.

Военно-транспортный самолет С-5 Galaxy (Галактика) представляет собой высокоплан классической схемы со свободнонесущим крылом кессонного типа и Т-образным однокилевым оперением. Фюзеляж самолета выполнен в форме полумонокока. На самолете имеется две палубы. В передней части фюзеляжа над грузовым отсеком находится кабина экипажа, там же находится салон на 15 мест для отдыха запасных членов экипажа самолета, а также лиц, сопровождающих грузы и технику. В задней части находится кабина, в которой может разместиться до 75 человек. Грузовая часть самолета оснащена двумя люками. Передний представляет собой поднимающуюся вверх носовую часть самолета, а задний представлен двумя боковыми створками. В передней части борта с левой стороны имеются двери для экипажа и пассажиров, а в задней части - для служебных пассажиров.

Типовая загрузка первых самолетов версии С-5А была следующей: 2 танка M60; танк M60, 2 многоцелевых вертолета UH-1 «Ирокез» и 5 бронетранспортеров М-113; 16х0,75-тонных автомобилей; 10 ракет «Першинг» класса «земля-земля» с пусковыми установками и тягачами. Помимо этого в грузовой кабине самолета можно было расположить до 270 человек, но в случае необходимости самолет мог принять на борт до 345 солдат и офицеров. Как только американские ВВС получили в свое распоряжение самолет С-5А, их применяли почти во всех военных операциях. В 1990 году С-5 Galaxy принял участие в военной операции под названием «Щит пустыни». Самолет создал самый огромный за всю историю «воздушный мост», перевезя по воздуху 513 000 тонн полезных грузов и 482 000 военнослужащих.

Летно-технические характеристики С-5B:

Габаритные размеры: длина -75,54 м, высота - 19,85 м, размах крыла - 67,88 м, площадь крыла -575,98 м2.
Максимальная взлетная масса - 379 657 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) - 150815 кг.
Грузоподъемность - 122 470 кг.
Силовая установка - 4хТРДД General Electric TF39-GE-1C, тягой 4х191,27 кН.
Максимальная скорость - 932 км/ч.
Крейсерская скорость - 919 км/ч.
Практическая дальность полета - 4400 км (максимальная загрузка).
Практический потолок - 10 600 м.
Экипаж - 7 человек, включая двух бортоператоров.

Наиболее современным военно-транспортным самолетом в составе ВВС США является продукт компании Boing. Речь идет о самолете Boeing C-17 Globemaster III. Самолет совершил свой первый полет 15 сентября 1991 года, в 1993 году началась его эксплуатация в войсках. Машина серийно производилась с 1991 по 2015 годы, всего было выпущено 256 самолетов, часть из них отправилась на экспорт. Самолет разрабатывался в качестве замены для Lockheed C-141 Starlifter. Если С-5B близок к Ан-124 «Руслан», то в сравнении самолетов того же класса и назначения Boeing C-17 Globemaster III можно поставить на одну ступень с российским Ил-76.

Стратегический военно-транспортный самолет Boeing C-17 Globemaster III состоит на вооружении ВВС США, Австралии, Великобритании, Канады, ОАЭ, Катара, Кувейта и Индии. Он предназначен для перевозки личного состава, различных грузов и сбрасывания грузов с самолета. Самолет создан по классической аэродинамической схеме, высокоплан с Т-образным однокилевым оперением.

Фюзеляж самолета выполнен по типу полумонокока, он обладает скошенной вверх хвостовой частью с двумя аэродинамическими гребнями снизу. В грузовой кабине располагается задняя грузовая рампа, на которой можно разместить груз весом до 18 тонн. Рампа сложена из 4-х секций и обладает гидравлическим приводом. Угол установки рампы зависит от загружаемой на борт самолета техники. В составе погрузочно-разгрузочного оборудования самолета Boeing C-17 находятся рельсовые направляющие и роликовый конвейер.

Объем кабины данного военно-транспортного самолета рассчитан на перевозку одного танка М1А1, боевых машин пехоты M2 «Брэдли», грузовиков массой 45 тонн, внедорожников (по 3 машины в ряд), до трех ударных вертолетов АН-64 «Апач», 155-мм САУ, до 18 грузовых контейнеров 463L. В самолете имеется 54 откидных несъемных сидения, которые предназначены для личного состава. Помимо этого предусмотрена установка дополнительных кресел (48 штук), которые хранятся на борту самолета. Имеются крепления для 12 носилок в виде стоек, расположенных по бортам самолета. Самолет обладает бронированной нижней частью фюзеляжа, которая защищает от огня стрелкового с земли. Транспортник может осуществлять беспосадочное десантирование грузов при помощи парашютных устройств с предельно малых высот, а также десантирование до 102 парашютистов.

Летно-технические характеристики C-17 Globemaster III:

Габаритные размеры: длина - 53 м, высота - 16,8 м, размах крыла - 50,3 м, площадь крыла -353 м2.
Максимальная взлетная масса - 265 350 кг.
Запас топлива во внутренних топливных баках (максимальный) - 134 556 л.
Грузоподъемность - 77500 кг.
Силовая установка - 4хТРДД Р117-PW-100, тягой 4х185,49 кН.
Крейсерская скорость - 830 км/ч.
Практическая дальность полета - 4480 км (максимальная загрузка).
Практический потолок - 13 700 м.
Экипаж - 3 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru
http://avia.pro
http://svpressa.ru/war21/article/123752
Материалы из свободных источников

С тех пор, как у военных стратегов появилась возможность доставки по воздуху живой силы и техники из тыла непосредственно к воображаемым или настоящим театрам военных действий, военно-транспортные самолёты очень быстро доказали свою профпригодность в этой сфере.

За несколько часов с их помощью можно перебросить из одной точки планеты в другую целое мотострелковое подразделение, находящееся в полной боевой готовности. Альтернативы таким самолетам пока нет, и в ближайшем будущем не предвидится.

Есть десант – нужна платформа

Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.

Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.

После череды военных конфликтов (Испания, Финляндия, Дальний Восток) и Второй мировой войны, начал с новой силой раскручиваться маховик милитаризации.

Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.

По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.

Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

Вполне резонно, что первыми, кто выпустил крупнотоннажные транспортники, были СССР и США.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт – унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

КБ Олега Антонова стало абсолютным лидером по количеству различных модификаций военно-транспортных машин для ВВС. Лучшие самолёты военно-транспортной авиации спроектированы в Киеве. Так, например, Ан-26 благодаря широкой (2,4 м) створке грузового люка имел возможность перевозить крупногабаритные грузы. Ан-74 проектировался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Уникальная конструкция шасси позволяет производить взлёт и посадку на полосах любой категории сложности.

Рекордсмен семидесятых годов, крупнейший турбовинтовой самолёт Ан-22 «Антей» – высокоплан с четырьмя двигателями НК-12МА на нестреловидных крыльях.

На нём впервые была опробована двухкилевая схема хвостового оперения, позже применённая при постройке Ан-225. Полезная нагрузка – свыше 60 тонн.

На модификации под кодировкой Ан-122 конструкторы добились выдающейся, для того времени, грузоподъёмности – 120 тонн. С середины семидесятых годов производство турбовинтовых машин стали сворачивать. Пришло время более современных турбореактивных летательных аппаратов.

Гиганты двадцатого века

С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.

Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.

Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.

В США середина шестидесятых годов ознаменовалась противостоянием Boeing и Lockheed-Martin за право создания тяжёлого военно-транспортного самолета.

И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.

Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.

Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.

Один из самых популярных крылатых транспортников – С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.

Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение – до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.

Наибольшие из наибольших

Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.

Вслед за ним, в 1988 году в небо ушел гигантский самолёт, тридцать лет занимавший первую строчку в списке самых больших летательных аппаратов.

Ан-225 «Мрия» – доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.

На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», – проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.

На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:

Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов

Самолёт Грузо-подъёмность, т Объём грузового люка, м3 Скорость,
крейс./макс.,
км/ч./900
Практическая дальность полёта, км. Начало
эксплуатации
С-130 19 104 628/645 5 250 1956
Ан-12 21 122 570/660 3 200 1959
С-141 27,2 178 796/910 4 723 1965
Ан-22 60 465 560/650 5 225 1969
С-5А 118,4 850 888/919 10 411 1970
Ил-76 60 288 800/855 6 700 1974
Ан-124 120 1050 850/865 4 800 1982
250 1210 750/850 15 400 1988

Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2017 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.

Будущее транспортной авиации

Перспективные научные разработки дают возможность представить, какими будут военные самолёты будущего, предназначенные для перевозки грузов. Амбициозные российские проекты Ил-112 и Ил-106 должны сменить самые популярные военные самолёты России Ан-22, Ан-26 и Ил-76.

Тяжёлый Ил-106 – основа разработки перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В его характеристики заложена довольно большая (до 100 т) грузоподъёмность. Футуристичный по своей конструкции ПТС «Ермак» (второе название проекта) выглядит, как картинка из фантастического фильма.

Не стоит на месте и конструкторская мысль в США. В 2017 году на испытательном полигоне Мохаве была произведена выкатка самого большого в мире самолёта Stratolaunch. Он необычен тем, что имеет два объединенных центральной балкой фюзеляжа. Размах крыльев шестидвигательной машины – 117 м, взлётный вес – 590 т.

Однако перспективы эксплуатации и сфера применения аппарата такой конструкции вызывают лёгкое недоумение. Подвеска космической системы на межкрыльевом пространстве между фюзеляжами – очень опасная затея.

Почти полвека конструкторы военно-транспортных машин шли по пути увеличения лётных ресурсов существующих моделей путём их постоянной модернизации.

За многие годы мы увидели, чем замечательны военные самолеты транспортного назначения, эти добродушные большегрузные гиганты. Их взлёты, посадки, полёт – захватывающее зрелище. Теперь, видимо, настало время больших изменений, результатом которых должно стать появление совершенно новых типов транспортных летательных аппаратов.

С тех пор, как люди научились конструировать летающие аппараты, их стали использовать для перевозки тяжелых и габаритных грузов. За историю воздухоплавания было создано немало транспортным самолетов, которые впечатляют своими огромными размерами. В сегодняшней подборке мы представляем вашему вниманию 11 самых больших грузовых самолетов в мире.

11 ФОТО

Ан-225 на данный момент является самым большим самолетом в мире, он обладает сверхбольшой грузоподъемностью и может поднимать в воздух около 250 тонн. Изначально Ан-225 был разработан и построен для перевозки компонентов ракеты-носителя «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран».


Этот транспортный самолет представляет собой модифицированную версию Boeing 747, он был построен и используется исключительно для перевозки частей самолета Boeing 787. Особенностью Dreamlifter является его необычный внешний вид.


Грузовой самолет Super Guppy был выпущен в пяти экземплярах и на сегодняшний день из них используется только один. Он принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных грузов и частей космических кораблей.


Ан-124 — это тяжелый транспортный самолет военного назначения для дальних перевозок, самый крупный в мире из всех серийных коммерческих грузовых самолетов. Он был разработан в первую очередь для воздушной перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для транспортировки тяжелой военной техники. Грузоподъемность Ан-124 – 120 тонн. Техобслуживание самолета может производится только в специальном ангаре, построенном для компании-владельца Ан-124 из металлоконструкций (похожий принцип http://ctcholding.kz/uslugi/bystrovozvodimye-zdaniya/iz-metallokonstruktsij/promyshlennye-zdaniya).


Американский военно-транспортный самолет, второй по грузоподъемности после Ан-124. Lockheed C-5 Galaxy способен перевозить в своем грузовом отсеке шесть вертолетов или два крупных танка. Общий вес, который может перевезти самолет, составляет более 118 тонн.


Реактивный грузовой самолет для перевозки крупногабаритных грузов, который был разработан на базе серии Airbus A300. Основная цель создания A300-600ST – это замена транспортного самолета Super Guppy. Названием Beluga обязана форме корпуса, которая напоминает кита белуху. Грузоподъемность «Белуги» — 47 тонн.


Тяжелый транспортный самолет советского производства, самый большой турбовинтовой самолет в мире. В настоящее время самолет используется в ВВС РФ и украинской грузовой авиакомпанией “Antonov Airlines”. Грузоподъемность Ан-22 составляет 60 тонн.


C-17 Globemaster III – один из наиболее распространенных военно-транспортных самолетов ВВС США, используется по сегодняшний день. Самолет предназначен для перевозки военной техники и войск, а также выполнения тактических миссий. Грузоподъемность C-17 – более 76 тонн.


A400M Atlas был разработан и построен в качестве международного проекта для ВВС Франции, Германии, Италии, Великобритании и нескольких других стран. Представляет собой четырехмоторный турбовинтовой самолет грузоподъемностью до 37 тонн.

Двухмоторный военно-транспортный самолет Воздушных сил самообороны Японии, созданный в качестве замены для самолетов Kawasaki C-1 и Lockheed C-130 Hercules. Грузоподъемность C-1 составляет 37 с половиной тонн.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»