Воспитание и характер императора Александра II. Личность и воспитание императора Александра II

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта.

Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» ее сын не забыл «святейшего из званий: человек».

Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича.

Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма.

Наставники императоров России

Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками».

«Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму» .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители.

Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам.

Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».


Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А.

Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу.

Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым.

Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг.

Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г.

Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И.

С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

§Накануне отмены крепостного права
§Революционная газета «Колокол»
§Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов
§Подготовка крестьянской реформы
§Крестьянская реформа 1861 года

Александр II – российский император из династии Романовых. Прославился прежде всего отменой крепостного права, за что и получил эпитет Освободитель.
Биография Александра II: молодые годы
Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года.

В честь появления у императора Николая I и императрицы Александры Федоровны наследника в Москве по традиции был дан грандиозный салют.

Александр II получил блестящее домашнее образование. Любопытный факт из биографии императора: его основным наставником был известный русский поэт Василий Жуковский. Законодательство Александр изучал под чутким руководством Михаила Сперанского, военное дело преподавал Карл Мердер, закон Божий – Герман Павский.
В апреле 1834 года, достигнув совершеннолетия, Александр принял присягу и вошел в состав государственных институтов Российской империи, став членом Сената, Синода (в 1835 году), а несколько позже – членом Государственного совета и Комитета министров.

В 1837 году Александр отправился в большую поездку по российским губерниям — Сибирь, Закавказье, центральная часть страны, а в 1838 году предпринял путешествие в Европу.
Обязательной частью биографии наследника престола должна была стать военная служба.

Уже через два года после принятия присяги, в 1836 году, Александр стал генерал-майором, в 1844 году – генералом. В 1853 году началась Крымская война, и на будущего императора легла обязанность командовать войсками столицы.
В самом конце зимы 1885 года отец Александра, Николай I, скончался от стремительного воспаления легких. Получив хорошее образование, солидный военный опыт, став членом Сената и Государственного совета, Александр, однако, к этому времени так и не выработал сколько-нибудь определенных политических взглядов и концепции развития страны.

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Положение усугублялось тем, что «в наследство» от Николая ему достался целый ряд нерешенных проблем: положение крестьян, запутанный и неоднозначный польский вопрос, проигранная Крымская война.
Биография Александра II: зрелые годы
Одним из первых важных решений в биографии Александра-самодержца стало в 1856 году заключение Парижского мира.

По случаю восшествия на престол нового императора была объявлена амнистия участникам Польского восстания 1830 – 1831 годов и декабрьского восстания 1825 года, а также петрашевцам. Кроме того, в честь коронации императора были приостановлены рекрутские наборы.
Безусловно, одним из самых сложных и болезненный оставался крестьянский вопрос. Прекрасно осознавая необходимость давно назревших перемен, Александр в 1858 году дал согласие на реализацию подготовленной либералами реформы, предполагающей возможность выкупа крестьянами земли в собственность.

В 1861 году им был подписан Манифест об отмене крепостной зависимости. Согласно положениям манифеста, крестьяне не только получали свободу и право лично распоряжаться своим имуществом, но и могли создавать органы общественного самоуправления.
Кроме того, в годы правления Александра I были претворены в жизнь реформы, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства.

Так, в 1864 году были проведены земская и судебная реформы, в 1870 – городская. В 1860-е в рамках реформирования системы образования в стране были созданы реальные училища, а университеты стали частично автономными. При Александре II в России открылись первые высшие курсы для женщин.

Царствование Александра II ознаменовалось несколькими важными военными событиями: в состав империи вошла значительная часть Туркестана, начались военные действия против Турции (1877 – 1878 годы). Для долгосрочного пользования была передана Америке Аляска, ставшая впоследствии одним из ее штатов.

Император был женат дважды. В браке с первой супругой Марией Александровной, в девичестве принцессой Гессен-Дармштадтской, родились Александра, Николай, Александр (будущий российский император), Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел.

Вторая супруга, княжна Екатерина Михайловна Долгорукая, подарила Александру четверых детей: Георгия, Ольгу, Бориса и Екатерину.
Темными страницами в биографии Александра стали несколько серьезных покушений. Наиболее известным стал выстрел Дмитрия Каракозова, однако известно о еще по крайней мере четырех попытках.

Последнее покушение стало роковым. Комитетом партии «Народная воля» решение об убийстве императора было принято еще летом 1879 года, а в марте 1881 бомба, брошенная Игнатием Гриневицким, смертельно ранила Александра. Считается, что Александр II погиб именно в тот день, когда намеревался одобрить проект конституции России, подготовленный графом графа Лорис-Меликовым.
Наиболее важным итогом царствования Александра по праву считается крестьянская реформа и отмена крепостного права: не случайно в его биографии фигурирует эпитет «Освободитель».

Памятники Александру II установлены в Санкт-Петербурге, Москве, Софии, Хельсинки, в городе Генерал-Тошево. Памятник в Москве был торжественно открыт в 2005 году. Памятник Александру II в Киеве просуществовал всего 8 лет и в 1919 году был уничтожен большевиками.

© Биография Императора Александра II. Биография Царя Александра II. Политический портрет Императора Александра II. Исторический портрет Императора Александра II.

Психологический портрет Императора Александра II

Author by .Posted in Археология.

Кто был наставником Александра 2.

Воспитание и характер императора Александра II

  1. Генерал-лейтенант П. П. Ушаков главный воспитатель.
    Поэт Жуковский, Василий Андреевич самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нм в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов.

    Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фдоровне.

    В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты будущей императрицы Александры Фдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 183839 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
    Протоиерей Герасим Павский учитель Закона Божия и Священной истории
    Капитан К.

    К. Мердер военный инструктор.
    М. М. Сперанский законодательство.
    К. И. Арсеньев статистика и история.
    Е. Ф. Канкрин финансы.
    Ф. И. Брунов внешняя политика.
    Академик Коллинз арифметика.
    К. Б. Триниус естественная история.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта. Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой » ее сын не забыл «святейшего из званий: человек ».

Прошло восемь лет, и император предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича. Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма. Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками ». «Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму » .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители. Императрица назначала Николая I «начальником штаба » то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе ».


Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с . В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника » И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Первый весенний день 1881 года был обагрён кровью императора, вошедшего в историю России как великий проводник реформ, по праву заслужившего дарованный ему народом эпитет освободителя. В этот день император Александр 2 (годы правления - 1855-1881) был убит взрывом бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

Юные годы наследника престола

17 апреля 1818 года над Москвой прокатились раскаты салюта - у остановившейся в архиерейском доме императорской четы родился престолонаследник, получивший при святом крещении имя Александр. Любопытный факт: после смерти Петра I единственным правителем России, родившимся в её древней столице, был именно он - будущий император Александр 2.

Биография его свидетельствует о том, что детство наследника престола прошло под неусыпным взором отца. Государь Николай I уделял самое пристальное внимание воспитанию сына. Обязанности домашнего учителя Александра были возложены на знаменитого поэта В. А. Жуковского, который не только преподавал ему грамматику русского языка, но и прививал мальчику общие основы культуры. Специальным же дисциплинам, таким как иностранные языки, военное дело, законодательство и священная история, его обучали лучшие педагоги того времени.

Невинная юношеская любовь

Вероятно, лирические стихи его домашнего учителя и старшего друга В. А. Жуковского наложили свой отпечаток на сознание юного Александра. По воспоминаниям современников, в нём рано стала проявляться склонность к романтической влюблённости, что вызывало недовольство отца, человека, кстати, тоже далеко не безгрешного. Известно, что во время поездки в Лондон Саша был очарован юной девушкой - будущей королевой Викторией, но этим чувствам суждено было угаснуть.

Начало государственной деятельности

Государь Николай I рано стал приобщать сына к государственным делам. Едва достигнув совершеннолетия, он был введён в состав Сената и Святейшего Синода. Чтобы будущий монарх зримо представлял масштабы империи, которой ему предстоит управлять, отец отправил его в 1837 году в путешествие по России, за время которого Александр посетил двадцать восемь губерний. Вслед за тем он уехал в Европу для пополнения знаний и завершения образования.

Правление Александра 2 началось в 1855 году, сразу после того как смерть прервала тридцатилетний период царствования его отца Николая I. В наследство ему достались проблемы, связанные с крестьянским вопросом, финансовым кризисом и безнадёжно проигранной Крымской войной, поставившей Россию в состояние международной изоляции. Все они требовали незамедлительного решения.

Насущная необходимость реформ

Для того чтобы вывести страну из создавшегося кризиса, требовались реформы, необходимость которых диктовала сама жизнь. Первой из них стала отмена военных поселений, введённых ещё в 1810 году. Государь одним росчерком пера отправил в прошлое архаизм, не приносивший пользы для армии и провоцировавший социальный взрыв. С этого весьма неотложного дела и приступил к своим великим преобразованиям Александр 2.

Отмена крепостного права

Начало было положено. Вслед за тем император Александр 2 осуществил выполнение своей главной исторической миссии - отмену Известно, что о необходимости этого акта писала ещё государыня Екатерина II, но в те годы сознание общества не было готово к столь радикальным переменам, и правительница от них благоразумно воздержалась.

Сейчас же, в середине XIX века, Александр 2, личность которого формировалась под влиянием совершенно иных исторических реалий, сознавал, что если не отменить рабство законодательным путём, то оно послужит детонатором для нарастающей в стране опасности революционного взрыва.

Этой же точки зрения придерживались и наиболее прогрессивные государственные деятели его окружения, но в придворных кругах сформировалась многочисленная и влиятельная оппозиция, состоявшая из сановников прошлого царствования, воспитанных в казарменно-бюрократическом духе Николая I.

Тем не менее в 1861 году реформа была осуществлена, и миллионы крепостных стали равноправными гражданами России. Однако это повлекло за собой новую проблему, решать которую должен был Александр 2. Кратко говоря, она сводилась к тому, что отныне свободных крестьян необходимо было обеспечить средством к существованию, то есть землёй, которая принадлежала помещикам. Решение этой задачи растянулось на многие годы.

Реформы финансов и высшего образования

Следующим важным шагом, которым ознаменовалось правление Александра 2, была финансовая реформа. В результате отмены крепостного права в России складывался совершенно иной тип экономики - капиталистический. Финансовая система государства, основанная на не отвечала требованиям времени. Для её модернизации в 1860-1862 гг. создаётся новое для страны учреждение - государственный банк. Кроме этого отныне бюджет в соответствии с реформой утверждался Государственным советом и лично императором.

Через два года после отмены крепостного права наступило время внести изменения в сфере высшего образования. Этому важному начинанию посвятил в 1863 году свою очередную реформу Александр 2. Кратко её можно охарактеризовать как установление определённого порядка организации учебного процесса в университетах. Справедливо заметить, что эта реформа явилась самой либеральной из всех, проведённых в годы последующих царствований.

Учреждение земств и обновлённого судопроизводства

Важными законодательными актами стали земская и осуществлённые в 1864 году. В то время о насущной необходимости их писали все передовые общественные деятели страны. Этим голосам противостояла всё та же оппозиция, к мнению которой не мог не прислушиваться Александр 2.

Личность этого монарха во многом характеризуется его постоянным стремлением балансировать между двумя различными полюсами общественного мнения - прогрессивной интеллигенцией и придворным консерватизмом. Однако в данном случае он проявил твёрдость.

В результате осуществлены были два важнейших для государства новшества - реформа, позволившая перестроить всю отжившую свой век судебную систему на европейский лад, и вторая, изменившая порядок административного управления государством.

Преобразования в армии

Впоследствии к ним прибавились самоуправления, среднего образования и военная, в результате которой был совершён переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Главным их организатором и проводником в жизнь был, как и ранее, Александр 2.

Биография его являет собой пример деятельности прогрессивного и энергичного, но не всегда последовательного государственного правителя. Пытаясь в своих действиях совместить интересы противоборствующих социальных слоёв, он в результате оказался чужд и революционно настроенным низам общества, и аристократической верхушке.

Семейная жизнь монарха

Александр 2 - личность многогранная. Наряду с холодной рассудительностью, в нём уживалась обозначившаяся ещё в юности склонность к романтическим увлечениям. Череда мимолётных салонных интриг с фрейлинами двора не прервалась даже после его вступления в брак с принцессой Марией Августой Гессенской, принявшей в православии имя Марии Александровны. Она была любящей женой, наделённой даром искреннего всепрощения. После её смерти, вызванной чахоткой, государь женился на своей давней фаворитке Долгоруковой, для которой его трагическая гибель стала непоправимым ударом.

Конец жизни великого реформатора

Александр 2 - личность по-своему трагическая. Все силы и энергию он посвятил подъёму России на европейский уровень, но своими действиями во многом дал толчок нарождавшимся в те годы в стране деструктивным силам, ввергшим впоследствии государство в пучину кровавой революции. Убийство Александра 2 стало заключительным звеном цепи совершённых на него покушений. Их насчитывается семь.

Последнее, стоившее жизни государю, было совершено 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге. Его организовала и совершила группа террористов, именовавшая себя «Народная воля». В её состав входили люди различных социальных слоёв общества. Они плохо представляли себе способы построения нового мира, о котором постоянно говорили, тем не менее их объединяло стремление разрушить устои старого.

Для достижения поставленной цели народовольцы не жалели ни своих, ни тем более чужих жизней. По их представлениям, убийство Александра 2 должно было стать сигналом к всеобщему восстанию, но в действительности оно породило в обществе лишь страх и чувство безнадёжности, появляющиеся всегда, когда закон попирается грубой силой. Сегодня памятником царю-освободителю является храм «Спас на крови», возведённый на месте его гибели.

Личность и воспитание императора Александра II

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Года. Наставником Александра II был русский поэт В.А. Жуковский , воспитателем - К.К. Мердер , одним из законоучителей - известный протоиерей Герасим Павский .

Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиционную форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

Земская реформа

Принципиальный характер имела Земская реформа г., в итоге которой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы). В г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании которого были образованы городские думы и управы.

Судебная реформа

Политика

Приоритетами европейской политики Александра II были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны , обеспечение общеевропейской безопасности. Александр II ориентировался на союз с центрально-европейскими державами – в г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии , Германии , России .

В царствование Александра II была завершена Кавказская война 1817–1864 , присоединена значительная часть Туркестана (1865–1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858–1860).

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877–1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария , Румыния и Сербия . Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны , что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского , небесного покровителя Александра II.

В эпоху царствования Александра II Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм , атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, который приобрел особо опасный характер к концу 70-х гг. В борьбе с государством конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь Александра II находилась в постоянной опасности.

Всего на Александра II было совершено пять неудачных покушений:

  • 4 апреля года - покушение Д. Каракозова во время прогулки императора по Летнему саду. В память о спасении Александра II на месте проишествия в 1866-1867 годах в ограду Летнего сада была встроена Александро-Невская часовня по проекту Р. А. Кузьмина.
  • 25 мая года - покушение поляка А. Березовского во время официального визита императора во Францию .
  • 2 апреля года - покушение члена общества "Земля и воля" А. Соловьева.
  • 19 ноября 1879 года - взрыв царского поезда под Москвой.
  • 12 февраля года - взрыв царской столовой в Зимнем дворце.

Проявляя исключительное гос. и личное мужество, Александр II продолжал курс реформ, осуществление которых считал исторической необходимостью и делом своей жизни.

Литература

  • Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р;
  • Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898;
  • Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902;
  • Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.;
  • Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992;
  • Захарова Л. Г. Александр II // Российские Самодержцы (1801–1917). М., 1993;
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;
  • Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998.

Источники

  • А.В. Прокофьев, С.Н. Носов. Александр II, Император Всероссийский (Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
  • Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств , М.: Мол.гвардия, 2003


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»