С 1 по 7 апреля В Белгороде на базе института инженерных технологий и естественных наук Белгородского государственного университета прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. На олимпиаду приехали учащиеся 9, 10 и 11 классов из 57 субъектов Российской Федерации: Астраханской области, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Новосибирской областей и других регионов страны – всего 242 школьника.
1 апреля состоялась торжественная церемония открытия олимпиады. С напутственным словом для участников олимпиады выступил начальник департамента образования, заместитель губернатора Белгородской области Сергей Андреевич Боженов, проректор НИУ БелГУ по заочному обучению и дополнительному образованию Владимир Анатольевич Шаповалов и декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН Валерий Васильевич Лунин.
Жюри олимпиады возглавляла заместитель директора по международной деятельности и управлению качеством Института инженерных технологий и естественных наук НИУ БелГУ, доктор химических наук, профессор Ольга Евгеньевна Лебедева. 7 апреля жюри олимпиады объявило 18 сильнейших ребят из Москвы, Саранска, Казани, Новосибирска, Липецка и Санкт-Перебурга, получивших звание победителей. Еще 90 школьников из разных городов России стали призерами Олимпиады. С обращением к участникам олимпиады на церемонии закрытия выступили член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Геннадий Александрович Савинов, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области - начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Ольга Ильинична Медведева и проректор НИУ БелГУ по заочному обучению и дополнительному образованию Владимир Анатольевич Шаповалов.
Следует отметить абсолютных победителей из 10 и 11 классов. Александр Жигалин из 10 класса заработал на первом теоретическом туре 99 баллов из 100 и в итоге набрал на 26,5 баллов больше чем ближайший преследователь. Ходаева Ульяна из 11 класса набрала в сумме 240 баллов из 250 за 3 тура, отрыв составил 11 баллов, других участников.
Из числа победителей жюри олимпиады отобрало ребят для участия в 50-й Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдёт 2-9 мая в Москве (Россия). Из победителей и призеров также сформированы команды для летних и зимних сборов к Международной (Всемирной) олимпиаде.
Задания и решения
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Задания | Решения |
II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Задания | Решения |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТУР
Задания и решения |
Фоторепортаж
Школьный этап всероссийской олимпиады по химии 2016 год.
9 КЛАСС
ЧАСТЬ 1 (тест)
К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
1) BaCl 2 2)ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 . (1 балл)
2. Трехэлементное вещество - это...
1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция);
3) хлорид железа (III); 4) медный купорос. (1 балл)
З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
(СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ... (2 балла )
1)10: 2)11; 3)12; 4)9.
4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V) (2 балла)
1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.
5. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612∙10 23 атомов азота
1)127,8; 2)42,6; 3)213; 4)14,2. (2 балла)
6. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19,n = 21: 4)р= 21,n=19. (2 балл)
7. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1;2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 . (2балла)
8. При взаимодействии смеси цинка (5,2г) и карбоната цинка (5,0 г) с соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.) (2 балла)
1)0,896 л; 2) 1,792 л; 3)2,688 л: 4) 22,4 л.
9. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5 (2 балла)
10. Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (н.у.), равна
1)44; 2)28; 3)32; 4)16. (2 балла)
Итого 18 баллов
ЧАСТЬ 2 (цепочки превращений)
Прочитайте текст.
Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.
Составьте цепочку превращений и решите ее. (8 баллов )
(10 баллов)
ЧАСТЬ 3 (задачи)
Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, т.е. как избавиться от избытка углекислого газа и возобновить запас кислорода? Решение было найдено изящное - надо превратить СО 2 в О 2 ! Для этого было предложено использовать надпероксид калия (КО 2), который образуется при сгорании калия в кислороде. При взаимодействии надпероксида калия с углекислым газом выделяется кислород в свободном виде (атомы кислорода являются и окислителем, и восстановителем одновременно). Составьте уравнения реакций, о которых идет речь в тексте. Зная, что в сутки человек выделят в среднем 0,51 м 3 углекислого газа, рассчитайте, какое количество надпероксида калия должно быть на борту космической станции, чтобы обеспечить жизнедеятельность экипажа, состоящего из трех человек в течение месяца (30 дней). (24 балла)
Юный химик получил от учителя четыре склянки без этикеток, содержащие растворы гидроксида калия, хлорида цинка, хлорида бария и сульфида калия. Концентрация веществ в каждом из выданных растворов составляла 0,1 моль/л. Как, не используя дополнительные реактивы и имея в своем распоряжении только фенолфталеиновую бумагу (бумагу, пропитанную спиртовым раствором фенолфталеина), определить содержимое склянок? Предложите последовательность действий юного химика. Запишите уравнения происходящих реакций. (40 баллов )
Школьный этап всероссийской олимпиады по химии ОТВЕТЫ
9 КЛАСС
ЧАСТЬ 1Тест.
Номер задания | Вариант ответа | Количество баллов |
Итого 18 баллов |
ЧАСТЬ 2 Цепочки превращений.
Задание 11
Количество баллов |
||
Составлена цепочка | C-CO 2 -H 2 CO 3 -CaCO 3 | |
1 уравнение | ||
2 уравнение | CO 2 +H 2 O=H 2 CO 3 | |
3 уравнение | H 2 CO 3 + CaO =CaCO 3 +H 2 O | |
Итого 8 баллов |
Задание 12
записано уравнение реакции 1 | CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 | 2 балла |
записано уравнение реакции 2 | Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (нагревание) | 2 балла |
записано уравнение реакции 3 | CuO + H 2 = Cu + H 2 O | 2 балла |
записано уравнение реакции 4 | Cu + HgSO 4 = CuSO 4 + Hg | 2балла |
записано уравнение реакции 5 | CuSO 4 + Ba(NO 3) 2 = BaSO 4 ↓ +Cu(NO 3) 2 | 2 балла |
Итого 10 баллов |
ЧАСТЬ 3 Задачи.
Задание 13.
Записано уравнение реакции сгорания калия в кислороде | 5 баллов |
|
Записано уравнение реакции взаимодействия надпероксида калия с углекислым газом | 4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2 | 5 баллов |
Рассчитано количество надпероксида калия, которое должно быть на борту. | В сутки человек выделяет углекислого газа 0,51 м 3 = 510 л, что составляет 510л: 22,4л/моль = 22,77 моль, чтобы его утилизировать требуется в 2 раза больше надпероксида калия, т.е. 45,54 моль или 3,23 кг. | 14 баллов |
Итого 24 балла |
Задание 14
Фенолфталеин принимает малиновую окраску в щелочной среде. Окраска появляется в растворах гидроксида калия и сульфида калия: Определяем, в какой склянке находятся гидроксид калия и сульфид калия. | |
Если выпадает студенистый осадок, растворимый в избытке реактива, то приливаемый раствор содержит гидроксид калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка. | |
В склянке, к пробам которой при приливании растворов К 2 S и КОН видимых изменений не происходит, содержится хлорид бария. | |
Итого 40 баллов |
Основными целями и задачами отраслевой олимпиады школьников является выявление одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению и планирующих свою профессиональную деятельность в газовой отрасли.
Олимпиада проводится образовательными организациями высшего образования из числа ведущих университетов Российской Федерации совместно с ПАО «Газпром». Олимпиада по химии проводится Российским государственным университетом нефти и газа (национальным исследовательским университетом) имени И.М. Губкина и Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Очные этапы олимпиады проходят на многих региональных площадках.
Данная олимпиада не является статусной при поступлении в вузы. Тем не менее она предоставляет уникальную возможность проверить свои силы перед сдачей ЕГЭ, получить необходимую информацию об условиях обучения в вузе, ее победители награждаются ценными призами. Победители и призеры олимпиады будут получать дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, в рамках учета индивидуальных достижений абитуриента (до 10 баллов).
Олимпиада проводится в два этапа:
- регистрация и первый (дистанционный) этап – с 05.11.2019 по 12.01.2020 г.;
- второй (заключительный) этап проводится в очной форме в период с 1
февраля по 31 марта 2020 года. К участию в нем допускаются победители и
призеры первого (отборочного) этапа Олимпиады.
Для ознакомления с примерами заданий и подготовки к отборочному туру Олимпиады участникам предлагается пройти подготовительный тур. Участие в нем не является обязательным и результаты не учитываются в дальнейшем.