Язык мой - друг мой. Сочинение на тему «Язык мой – друг мой Что значит пословица язык мой друг мой

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Внеклассное мероприятие

«Язык мой, друг мой»

Цель: систематизировать знания учащихся о русском языке, его происхождении и значении, создавать условия для применения полученных знаний.

Задачи мероприятия:

  1. Образовательные:

Познакомить обучающихся с основными сведениями о русском языке, с функциями русского языка, его значением в современном мире

2. Развивающие:

Развивать интерес к русскому языку, навыки выразительного чтения, пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.

3. Воспитывающие:

Способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважению к русскому слову, сплочённости коллектива, развитию общих интересов.

Оборудование мероприятия:

Мультимедийный проектор и экран;

Доска

Оформление мероприятия:

  1. портреты И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого;
  2. цитаты о русском языке;

3) выставка словарей, сборники пословиц и поговорок, занимательные материалы о русском языке;

4) парты расставлены для работы по группам.

Ход мероприятия

I. Оргмомент.

II. Слово преподавателя:

Сегодня в рамках недели гуманитарного цикла мы проводим необычное занятие, посвящённое русскому языку – «Язык мой, друг мой». Вам необходимо разделиться по группам, выбрать оратора, который будет выражать мнение своей команды и оценит работу каждого студента в конце занятия. (Каждая команда получает номер.)

Итак, первое задание для групп: подумайте, как можно объяснить высказывание «Язык мой, друг мой». На обсуждение даётся 2 минуты.

Ответы команд.

Итак, ваши ответы выслушаны, а теперь необходимо сделать вывод и определить цель нашего занятия.

Предложения команд.

Слово преподавателя:

- Цель нашего занятия – вспомнить сведения о русском языке, функции русского языка, его роль в современном мире, цитаты, высказывания, пословицы о языке, учиться слушать однокурсников и выражать мнение команды и своё, научиться с уважением относиться к своему родному языку.

Действительно, о русском языке сказано очень много известными людьми – писателями, поэтами, учёными. Послушайте, с каким восхищением пишет о нашем языке И. Ильин:

Ещё один дар дала нам наша Россия: это дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нём вся она – наша Россия. В нём дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.

В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоы, на которую зовёт его язык.

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину. (И. Ильин.)

Этим словам созвучна фраза И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».

Ещё одно высказывание о русском языке: Л.Н. Толстого «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»

– Действительно, русский язык – один из самых распространённых, развитых и изученных языков мира. Он имеет богатую историю. А теперь задание для команд – Что вы знаете о происхождении русского языка. На обсуждение - 2 минуты.

Высказывания представителей групп. Демонстрация «Древа языков» (плакат на доске.)

Вывод: русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. В данную подгруппу входят также белорусский и украинский языки. Это близкородственные языки.

К славянской группе языков относятся также южнославянская подгруппа (болгарский, сербскохорватский и др.) и западнославянская подгруппа (чешский, словацкий, польский и др.).

Русский язык начал складываться в 14 – 16 веках. До этого времени (11-14 века) существовал древнерусский (восточнославянский) язык, на котором написаны прекрасные произведения, в том числе величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Русский национальный язык окончательно сформировался к 17 веку на базе московского говора.

Основоположником современного русского литературного языка по праву считается А.С. Пушкин. Он утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина – это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нём образец русского литературного языка. И.А. Гончаров писал о том, что он воспитался поэзией Пушкина, а А.М. Горький советовал почаще читать Пушкина и считал его основоположником русской поэзии.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Кроме того, он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики Международного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения планеты.

Велико международное значение русского языка. Докажите это примерами. На обсуждение - 2 минуты.

Вывод: Среди более чем пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространённых. По данным учёных, в конце 20 века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек.

В современном обществе русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков ООН, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют учёные разных стран.

Русский язык является средством межнационального общения в Российской Федерации и средством международного общения в мире. Изучая русский язык, люди разных стран знакомятся с произведениями великой литературы, с достижениями современной науки и техники, приобщаются к сокровищам русской культуры.

Слово преподавателя:

Русский язык заслуживает нашего пристального внимания, это язык великой русской литературы, на нём говорили и писали великие личности. В библиотеке вы можете воспользоваться словарями и справочниками, учебниками по русскому языку, а также найти и занимательный материал – всё это сейчас вы видите на выставке.

Наш язык довольно хорошо изучен лингвистами. Очень много сделано в этой области знаменитыми лексикографами: В.И. Далем, Д.Н. Ушаковым, С.И. Ожеговым и др. Сегодня мы познакомимся с деятельностью С.И. Ожегова. Сообщение об этом выдающемся учёном подготовила Москаленко Т. (Сообщение студентки и презентация.)

III. Слово преподавателя: Вы знакомы с деятельностью В.И. Даля, с его сборниками пословиц и поговорок. Практическая часть занятия посвящена «цвету народного ума» – пословицам. Вам необходимо вспомнить пословицы, блеснуть своими знаниями, показать эрудицию. Вопросы и задания будут заданы последовательно для каждой группы; за правильный ответ – один балл.

Задание 1. Я начинаю пословицу, а вы её заканчивайте:

  • Повторенье (мать ученья);
  • К большому терпенью (придёт и уменье);
  • Сделал дело (гуляй смело);
  • Большому кораблю (большое плаванье);
  • Не спеши языком (торопись делом)
  • Делу время (потехе час);
  • кто много говорит (тот мало делает);
  • Дурная голова (ногам покоя не даёт);
  • Рано пташечка запела (кабы кошечка не съела)
  • Хороша верёвка длинная (а речь короткая);
  • За твоим языком (не поспеешь босиком);
  • Хочешь есть калачи (не сиди на печи);
  • Слова мы слышали (а дел не видели);
  • Языком гладок (а душою гадок);
  • Кто сам плут (тот другим не верит);
  • Не было бы счастья (да несчастье помогло);
  • Чего себе не желаешь (того другим не желай);
  • Двум смертям не бывать (а одной не миновать);
  • Кто хочет много знать, тому надо (меньше спать);
  • Тот никогда не ошибается (кто ничего не делает).
  • Ученье – свет (а неученье -тьма);
  • Грамоте учиться (всегда пригодится);
  • За одного учёного двух (неучёных дают, да и то не берут);
  • Кто грамоте горазд (тому не пропасть);

Задание 2. А теперь немного поиграем. Я буду задавать вашим командам по очереди весёлые тесты – пословицы, вы должны их правильно закончить.

1. Гусь свинье…

  • друг, товарищ, брат;
  • не спонсор;
  • не товарищ;
  • крыльев не привяжет.

2. После драки…

  • все к мамкам бегут;
  • кулаками не машут;
  • прокурору не пишут;
  • никому уже не страшно.

3. Один в поле…

  • не воет;
  • сам себе режиссёр;
  • клад не найдёт;
  • не воин.

4. Тише едешь…

  • и улитка цела;
  • коня потеряешь;
  • дальше будешь;
  • старее машина.

5. Семь раз отмерь…

  • коли делать нечего;
  • один отрежь;
  • один раз выкинь;
  • и с температурой на занятия не пойдёшь.

6. Слово – не воробей…

  • вылетит – не поймаешь;
  • сверху не капнет;
  • никто не заметит;
  • не разгонит голубей.

7. Не зная броду, не суйся…

  • к комоду;
  • к директору;
  • в воду;
  • к доске.

8. Баба с возу…

  • и волки сыты;
  • кобыле легче;
  • да и в «Мерседес»;
  • кобыла на воз

9. Дарёному коню…

  • хвост не отрывают;
  • зубы не чистят;
  • в зубы не смотрят;
  • сытый не товарищ.

10. Любишь кататься, люби и …

  • лыжи покупать;
  • полицейских;
  • саночки возить;
  • таксисту платить.

Задание 3. Я зачитываю расшифровку смысла пословицы, а вы должны её назвать. Если одна группа не отвечает, то задание переходит к следующей.

1. Не то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. (не всё золото, что блестит.)

2. Говорят, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег. (НЕ в деньгах счастье.)

3. Всякое большое дело начинается с малого, постепенно приобретая размах. (Москва не сразу строилась.)

4. Небольшой по величине, но ценный по своим качествам. (Мал золотник, да дорог.)

5. Говорится, когда в результате какой-либо неприятности, беды происходит и какое-то приятное событие. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.)

6. Говорится в оправдание неудачного начала нового дела. (Первый блин комом.)

7. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. (Век живи, век учись.)

8. Говорится, когда в ответ на какое- либо действие или отношение поступают так же. (Долг платежом красен.)

9. Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально. (И смех, и грех.)

10. Говорится с уверенностью или надеждой, что в знакомой обстановке, дома легче справиться с любым делом. (Дома и стены помогают.)

Задание 4. Перевёртыши. Задание заключается в следующем: исходным текстом является пословица, поговорка, в которой заменены слова (все или некоторые) контекстуальными антонимами. Ваша задача – восстановить правильный вариант.

Пример: Безделье неумеху радует. (Дело мастера боится.)

1. Полежишь – звери поплачут. (Поспешишь – людей насмешишь.)

2. Мужик на коня – телеге тяжелее. (Баба с возу – телеге легче.)

3. Начал отдых – сиди трусливо. (Кончил дело – гуляй смело.)

4. Деревня быстро ломалась. (Москва не сразу строилась.)

5. Ненавидишь везти, не люби и коня бросать. (Любишь кататься, люби и саночки возить.)

Задание 5. Я называю ключевое слово для каждой группы. Вы должны назвать как можно больше пословиц или поговорок, в которых отражён смысл этого слова или слов.

1. Активность, инициатива.

2. Счастье, радость.

3. Болтливость.

4. Гостеприимство.

5. Бережливость.

Куй железо, пока горячо. Язык до Киева доведёт.

Не в деньгах счастье. Нет худа без добра.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Чем богаты, тем и рады. Что есть в печи, на стол мечи.

Бережёного Бог бережёт. Копейка рубль бережёт.

Задание 6. Подберите как можно больше пословиц о слове, речи, языке.

Расскажите, с какой целью используются пословицы в речи. Для обсуждения – 3 минуты.

На великое дело – великое слово.

Беседа дорогу коротает.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

За словом в карман не полезет.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Лишнее говорить - себе вредить

Слово – серебро, молчание – золото.

Твои бы речи да Богу в уши.

Типун тебе на язык.

Язык без костей, а кости ломает.

IV. Слово преподавателя:

Основой пословицы, поговорки является жизненная ситуация, отражение событий, выражение впечатлений, иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплотили в себе всю историю развития народа. Они – блистательное проявление мудрости, творчества народа. В них отражена культура, самобытность, история. Они придают нашей речи образность и выразительность.

V. Подведение итогов, оценки . Вот и подошло к концу наше занятие, вы вспомнили сведения о русском языке, его значении, блеснули своими знаниями, показали эрудицию, состязались в умении владеть русским языком, точно выражать мысль. Нам осталось выслушать ораторов групп, как они оценивают работу каждого члена команды. А также узнаем, сколько баллов набрано группами.

VI. Слово преподавателя:

В заключение занятия расскажу одну мудрую историю.

…Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиные языки, поджарил их и подал гостям.

И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешёвым угощением.

Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие порядок, - всё существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языки и приготовил их к обеду.

Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он – то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сеёчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Желаю вам владеть тем языком, который делает мир прекраснее и добрее. И тогда вы обязательно достигнете успеха.

Литература:

  1. Открытый урок: методики, сценарии и примеры. № 9, сентябрь 2011г.

Оглавление [Показать]

Язык мой - враг мой (прежде ума глаголет)

ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ (ПРЕЖДЕ УМА ГЛАГОЛЕТ). О несдержанности в высказываниях у в выражениях, о привычке говорить лишнее во вред себе. Однако ж нам пора. Ведь я рассказ Готовил,- а шучу довольно крупно И ждать напрасно заставляю вас. Язык мой враг мой: все ему доступно. Он обо всем болтать себе привык! Пушкин, Домик в Коломне (из ранних редакций). Хоть мне и не хотелось с ней ссориться, ну да что делать? язык мой - враг мой. Островский, Старый друг лучше новых двух.- Ну, вот уж и «шпионитИ Какие у вас, право, глупые слова всегда наготове… Вот от этого-то мне и неудивительно, что вы часто за них попадаетесь… язык мой - враг мой. Лесков, Смех и горе.- Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык,- цены бы вам не было…- Так, змий-искуситель, так! Язык мой - враг мой. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Скудость языка - первый признак равнодушия писателя и к народу, и к стране, сколько бы этот писатель ни бил себя в грудь и ни произносил громких слов. В этом случае старинное выражение: «Язык мой - враг мой» получает новое и острое содержание. Паустовский, Большие надежды.
- Вы мне когда-то говорили, что он племянницу обобрал, в казне воровал..- Помолчи, помолчи об этом,- торопливо отозвалась бабушка,- помни правило: «Язык мой - враг мой, прежде ума моего родился!» Гончаров, Обрыв.
- Симони: Языкъ мой -врагъ мой, прежде ума моего рыщет; Снегирев: Я з ы к враг, прежде ума глаголет; Язык наш враг наш; Даль: Язык мой враг мой: прежде ума г л а г о л ет; Михельсон: Я з ы к мой - враг мой: прежде ума глаголет; Рыбникова: Язык мой - враг мой.

29 апреля в Академическом лицее были подведены итоги конкурса эссе среди 6 классов «Язык – мой друг, мой враг – язык», который прошел в рамках недели русского языка и литературы. Свои рассуждения младшие лицеисты готовили под руководством опытнейших педагогов Ю.Г. Поляковой и Д.З. Сулеймановой. Места распределились следующим образом. Обучающиеся Юлии Григорьевны Поляковой: Гран-при — Коновалова Яна, 6Б, 1 место — Реунова Валерия, 6Б, 2 место — Музафарова Ксения и Жданова Ксения, 6Б, 3 место — Антипина Ева и Исакова Алена, 6Б. Обучающиеся Диляры Закировны Сулеймановой: 1 место – Кривоносова Дарья, 6В, 2 место– Осмирко Ульяна, 6В, Ларина Дарья, 6В, Болотная Ирина, 6А,3 место – Меркулов Андрей, 6А, Чевычелов Максим, 6А, Ханина Виктория, 6А, Радченко Юлия, 6А. Поздравляем ребят с прекрасными работами. А всем вам предлагаем ознакомиться со спорной, противоречивой и интересной темой «Язык и Я» в исполнении победителей. Начнем с обладательницы Гран-при – Яны Коноваловой.

Каждый человек хоть раз задумывался о значении языка. Не в физическом плане, а в интеллектуальном. Какое значение имеет язык (речь) в нашей жизни? Как он нам помогает? Как мешает? Все эти вопросы посещали нас, наших предков и будут посещать наших потомков, заставляя их размышлять.

Есть много народных пословиц типа: «Враг мой – язык мой», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Словом можно убить, а можно воскресить». Думаешь, ну зачем, зачем так много пословиц с одинаковым, синонимичным смыслом? А затем, что язык занимает большое место в нашей жизни. Что мы без языка? Что без языка Россия? Правильно, ничего. Не будет языка, не будет стихотворений, рассказов, былин. Не будет истории. Не будет прошлого. А без прошлого не будет будущего.

Почему говорят, что языком можно убить? Это ведь не пистолет, не нож. Им ведь нельзя ранить. Нельзя ранить физически, но можно ранить морально. Можно одним предложением и даже одним словом убить весь наш внутренний мир, убить нас. После такого удара редко кто отходит. Многие остаются бездушной оболочкой, не живущей, а существующей. Нет смысла жить, нет того, ради чего жить.

Но словом можно и воскресить. Одним словом, одной фразой можно воскресить все рухнувшие мечты, все умершие надежды, все перечеркнутые планы. Воскресить желание жить, воскресить желание мечтать, воскресить желание верить.

Так ли прост язык, как кажется на первый взгляд? Не думаю. Это огромный айсберг, у которого видна только верхушка, но если присмотреться, если порассуждать, можно найти огромную пищу для размышлений, мыслей и ответов на вопросы, на которые нельзя ответить.

Словом можно убить, а можно воскресить. Как им пользоваться, решать только вам!

Коновалова Яна, 6Б класс

С ранних лет ребенок начинает учиться говорить, ведь владение языком — поистине волшебное умение. Язык для любого человека — то, без чего он ни в коем случае не может обойтись ни в какой ситуации. Что же язык значит для меня?

Но ведь в любом случае есть как положительные, так и отрицательные моменты. Не всегда мы выражаемся чисто, вежливо и правильно. Например, человек может иметь дефекты речи, неправильно строить предложения, за счет чего у него не получится корректно объясниться, люди просто не смогут его верно понимать, а возможно, перестанут общаться. В силу эмоций человек может сказать что-то грубое в адрес собеседника, задеть его чувства и поссориться, а ведь слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Так кем же язык является для меня — другом или врагом? На самом деле, в определенных моментах мы скажем по-разному, однако я придерживаюсь мнения, что язык – это уникальное явление. Ведь разве не великолепно то, что мы умеем говорить?

Реунова Валерия, 6Б класс

Задумываемся ли мы о том, зачем человеку язык? С помощью языка мы можем вознести человека на небеса или же убить его. Ведь всего несколько слов могут нанести глубокую моральную рану или согреть человеку душу.

Давайте представим Олю и Лизу. Эти девочки – лучшие подруги. Все жизненные препятствия они проходили вместе, никогда не бросали друг друга и просто жили не разлей вода. И вот однажды, выходя из школы, Оля услышала, как Лиза с кем-то обсуждала её на улице. Безусловно, Оле было обидно, ведь Лиза плохо и жестоко поступила с ней. В будущем, возможно, Оле будет очень трудно кому-либо довериться или завести новых знакомых.

Зачастую мы не задумываемся о последствиях. Часто сначала скажем, а потом только подумаем о сказанном. И почти всегда это заканчивается плачевно для нас. Или же мы можем представить совсем другую ситуацию. Сейчас главные герои – это Лёня и его мама. У Лёни проблемы со здоровьем – мальчик не может ходить. Но его мама не сдаётся, она борется и верит, что всё будет хорошо. И в один прекрасный день доктор Лёни сказал его маме, что им все-таки удалось собрать нужную сумму денег на операцию, и её сын сможет встать на ноги. Вроде бы ничего особенного, всего каких-то четыре слова: «Ваш сын будет ходить», но для Лёниной мамы это счастье.

Наш язык – вещь необыкновенная. С помощью него мы можем сказать такие слова, которые будут самыми желанными, или же те, что приведут к ужасным последствиям. Поэтому нам всем нужно научиться контролировать свой язык, и он всегда будет нам другом.

Осмирко Ульяна, 6В класс

Язык — это совокупность звуков, каждый из которых имеет определенное значение. Язык играет важную роль во взаимодействии и общении. Благодаря ему мы можем выражать свои мысли, чувства в речевой форме.

С раннего возраста нас учат владеть языком. Первые слова получаются нелепые, невнятные и даже забавные. Существует такая пословица: «Язык до Киева доведет». И правда, чтобы облегчить себе жизнь, нужно просто владеть языком. При владении языком мы можем с легкостью построить отношения, устроиться на работу, влиться в коллектив, попросить помощи или совета у других. В таких ситуациях язык будет являться другом.

Но есть и другие свойства и стороны языка. Любые грубые слова могут нанести сильный удар при общении с человеком, ранить его чувства. Мы очень часто говорим то, о чём впоследствии сожалеем. Есть подходящая пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Это явно будет являться плохим качеством, и язык будет являться нашим врагом.

В моей жизни были такие ситуации, когда я очень сожалела о том, что сказала. Обычно такое случается с друзьями. Когда хочу рассказать шутку, я пытаюсь привести примеры. Примеры иногда бывают обидными и неудачными. Я этого не замечаю, а мои друзья обижаются. И только в конце дня я понимаю, что поступила неправильно. Я стараюсь исправлять свои ошибки, работаю над собой и просто держу язык за зубами. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, следите за своими словами, не говорите их просто так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о сказанном.

Антипина Ева, 6Б класс

Язык. Это слово у каждого вызывает свои ассоциации. Но если вдуматься, то все языки (русский, китайский, английский и другие) – это способ передачи информации своему собеседнику.

Язык – это наша гордость, наше наследие. Мы передаём знания о нем новым членам общества. Если мы перестанем делать это, то с языком пропадёт и культура, традиции страны. Это такое уникальное, полезное умение — умение разговаривать, выражать свои мысли.

К сожалению, сейчас многие русские слова заменяются иностранными. Мы не должны допустить, чтобы наша гордость, наш язык ушёл в небытие.

А может ли язык стать нашим врагом? Да, если неправильно с ним обращаться. В «руках» злых людей язык может даже причинить боль. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давайте беречь наш язык, использовать его в мирных целях, стремиться знать его на «отлично». Язык – наше культурное наследие, мы обязаны сохранить его на долгие годы.

Исакова Алена, 6Б класс

Язык, а если выражаться точнее, речь – очень важный компонент в жизни любого человека. Мало того, что без неё мы бы совсем не отличались от животных, так речь ещё и может раскрыть многие тайны, встречающиеся как в быту, так и в деловых ситуациях. Не верите? Посмотрите сами…

Я думаю, Вам известен случай из детства, когда человек сделал что-то, но скрывает свои действия. И в тот момент, когда с ним обсуждают случившееся, он начинает говорить нечисто. Он запинается практически в каждой реплике, старается всё проговорить быстро, думая, что это скроет его ошибку. Но он не прав. Не зря говорят: «У тебя всё на лбу написано». А ведь это правда! Люди умеют раскрывать чужие тайны, опираясь на речь, другое дело, что не все это практикуют. Если Вы совершили ошибку, то следует сразу в этом признаться. В этом случае язык – наш враг.

Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?

Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.

Жданова Ксения, 6Б класс

Язык — мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.

Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.

Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык добрым другом либо опасным врагом.

Болотная Ирина, 6А класс

Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.

Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
Из-за излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.

Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», — вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.

Кривоносова Дарья, 6В класс

Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Русский язык очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.

С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.

Но с другой стороны, язык — наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.

Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.

Ларина Дарья, 6В класс

Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.

Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.

Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность — это одни из главных вещей современного мира.

Меркулов Андрей, 6А класс

На нашей планете живет более семи миллиардов людей, и почти каждый из них наделен способностью разговаривать и общаться. Без сомнения, это прекрасное умение, но и у него есть свои минусы.

Общение — важная часть всей нашей жизни. Человек начинает говорить с раннего детства и продолжает этим заниматься всю свою жизнь. Общение помогает нам заводить новых друзей, заниматься творчеством, любимым делом. Без общения человеку будет очень трудно уживаться в современном обществе.

Но с другой стороны, человек может самовольно использовать своё умение, тем самым вредя и себе, и другим. Существует такая пословица: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», и я абсолютно с ней согласна. Можно словом очень сильно обидеть человека, оставив ему рану в душе, потерять друга или приятеля. Очень трудно определить, друг ли мне язык или же враг. Я думаю, что человек должен сам решить, кем ему будет умение разговаривать — другом или наоборот.

Ханина Виктория, 6А класс

Часто ли вы слышите пословицу «Язык мой — враг мой»? Скорее всего, да. Ведь эта пословица применяется тогда, когда человек скажет что-либо не в тему или, хорошенько перед этим не подумав, выдаст какой-либо секрет. Поэтому можно даже угадать, о чем человек думал в данный момент. Но виноват ли полностью в этом язык? Я думаю, что виноват он только наполовину.

Как я уже писал, по случайно высказанной фразе можно узнать, о чем человек размышлял. Мечтать или думать человек может только головой. И поэтому виноват не язык, а мозг. Язык является лишь исполнителем определенных команд, которые дает мозг. Во всяком, случае мозгом управляет человек, поэтому, если во время разговора думать, то такого конфуза не произойдет.

Однажды мы говорили с мамой.

Ты во сколько из школы пришел?

Руки у меня задрожали, ведь пришел через три часа после окончания уроков.

В пол шес…,- я не договорил.

Мама переспросила. Но язык помог:

— В полчетвертого, как обычно!

В этом случае я чуть не выдал тайну.

В итоге получается, что язык для меня является скорее другом, чем врагом. Вреда язык не наносит. Вред человек наносит себе сам.

Чевычелов Максим, 6А класс

Наверное, у каждого человека возникала мысль, является ли его язык другом или врагом?

Владея грамотной четкой речью, человек может грамотно выразить мысль, может легко найти общие интересы с другими людьми, успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Зачастую разносторонне развитый человек является душой компании, имеет много друзей. В этом случае можно с уверенностью сказать, что язык – это его друг.

Но бывают ситуации, когда язык превращается в нашего врага. Иногда скажешь что-то не подумав, а сказанное обернётся против тебя, так же оно может больно ранить человека. Как говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Можно долго рассуждать о том, является ли язык врагом или другом. В разных жизненных ситуациях язык – и враг, и друг, но стоит помнить, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтоб не пришлось потом жалеть.

Радченко Юлия, 6А класс

Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет. - Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет - Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ… языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК - муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун; рыбий, тумак; змеиный, жало, вилка; песий, лопата; кошачий, терка.… … Толковый словарь Даля

язык наперед ума рыщет - Ср. Помолчи, помолчи об этом, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: язык мой враг мой, прежде ума моего родился. Гончаров. Обрыв. 2, 2. Ср. Πολλοις η γλωττα προτρέχει της διανοίας. У многих язык бежит впереди мышления. Isocrat. 1, 41. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Язык и языки - (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Язык наперед ума рыщет - Языкъ напередъ ума рыщетъ. Ср. Помолчи, помолчи объ этомъ, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: языкъ мой врагъ мой прежде ума моего родился. Гончаровъ. Обрывъ. 2, 2. Ср. Πολλοῖς ἡ γλῶττα προτρέχει τῆς διανοίας. Пер. У многихъ языкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК — РЕЧЬ - По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Держи язык на привязи - Держи языкъ на привязи (иноск.) обуздывай свой языкъ. Ср. А ты бы лучше языкъ то на привязи подержала! Достоевскій. Униженные и оскорбленные. 2, 4. Ср. Зачѣмъ же быть, скажу вамъ напрямикъ, Такъ невоздержну на языкъ? Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 3,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Lingua mali pars pessima servi. - См. Язык мой враг мой: прежде ума глаголет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сломить шею - Сломить (себѣ) шею (иноск.) погубить себя убить(ся). Ср. (Здѣсь на Кавказѣ) l’amour des femmes непремѣнно, рано или поздно, сломила бы Гордону шею, какъ мнѣ мой языкъ… Маркевичъ. Двѣ маски. 7. Ср. Пускай себѣ сломилъ бы шею! Васъ чуть было не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Классический вариант поговорки, как известно, звучит так: «Язык мой – враг мой». Но почему - враг? Потому что сокровищем этим своим распорядиться с умом не всегда умеем: часто язык наш «прежде ума глаголет». Вот и «молчи – за умного сойдешь», глупость «не сморозишь», греха на душу не возьмешь, не осудишь никого.

Так что не зря народная мудрость гласит: «Слово - серебро, а молчание – золото» или «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь»…

Тут не могу удержаться, чтобы не привести любимую свою поговорку: «Сначала подумай, а уж потом…промолчи!» Да, молчунов у нас, пожалуй, больше уважают! А говорливых как только не «величают» – и краснобай, и пустобрёх, и пустомеля, и болтун, и балаболка, и трепач…

Про таких народ говорит: Он ради красного словца не пожалеет родного отца! У него язык без костей! Полно языком-то чесать! У него язык наперед ума рыщет!

Конечно, превратить язык, этого поговорочного «врага», в друга - задача непростая. Тем более что сейчас язык наш, как и положено ему в переломные эпохи, переживает нелегкие времена.

Когда жизнь народа круто меняется, язык реагирует тут же: появляются новые слова и выражения, даже грамматика претерпевает изменения. Старая добрая культура речи все больше утрачивается, а новую - еще только предстоит созидать и осваивать.

Все мы с вами со школьной статьи еще от Пушкина знаем, что слова «язык» и «народ» практически синонимы: И назовет меня всяк сущий в ней (Руси великой) язык… Далее, как помним, поэт перечисляет их: славянин, финн, тунгус, калмык…

Язык – краеугольный камень культуры. В русском языке, как и во всяком другом, заключен его национальный характер, его система ценностей, весьма, судя по языку, отличная от характера и мировоззрения других народов. Примеры? Пожалуйста.

Русский человек называет злодея, преступника «душегубом», то есть человеком, который через содеянное им зло загубил душу, если не чужую, то свою уж точно. В других языках такого слова нет.

Другой пример. Русский человек, заглянув в пустой дом (сад, комнату…), сообщит вам, что там – «ни души!». А англичанин, американец в подобной ситуации изречет: «Nobody!» = «(там) ни одного тела»! Наш язык сам свидетельствует о том, что человек для русского - это, прежде всего, душа, а не тело, как для англосакса!

Вот и слово «жалость» есть только в русском языке. На Западе – compassion, mitleid – «сострадание». У нас же в языке есть не только сострадание, но и такое сострадание, которое «жалит», «жжет». Отсюда и все эти наши – «жалостный», «жалостливый», «жалобный»… А однокоренное «жаловать»? То есть одаривать, миловать. Русская крестьянка говорила: «Он меня жалеет» вместо «Он меня любит».

Устаревшее существительное «жаль» означало тоску, печаль. «Ох ты, печаль моя безмерная, кому пожалуюсь пойду?», - поется в известной народной песне.

Кстати, вот и слова «печалюсь», «печалуюсь» – подобным образом свидетельствуют о том, что меня словно бы «пекут» в печи. Ведь «печаль» – имеет в корне глагол «печь», буквально означает то, что жжет. Опять – «жжет». О чем это говорит? Разве не о том, что слова эти идут не от сознания, головы, а от сердца?

А теперь еще один пример. Слово «гулять» не переводимо ни на один европейский язык. И все из-за своей многозначности. Это и прогуливаться, и праздновать, и быть свободным, и загулять, быть навеселе. «Гулять» могло появиться только на нашей бескрайней земле, где «даль» рождает «удаль».

Для русской культуры важно различение (отразившееся в языке) между правдой и истиной, тогда как многие западноевропейские языки таких оттенков смысла не различают. Что мы имеем в виду?

Слово «истина», бесспорно, есть и в других языках. Во всем мире философы, ученые всегда искали и продолжают искать истину. Но русскому человеку, может быть, даже важнее знать не истину, а правду. Истина = естина – это то, что есть. Правда – это истина, «нагруженная» правотой. Говоря языком научным, истина - понятие гносеологическое, правда – этическое, а, выражаясь попроще, истина не несет в себе морально-нравственного оттенка.

А самые употребительные наши слова: «спасибо», «здравствуйте», «прощайте» – какие они значимые! Ведь «спасибо» - это пожелание: «Спаси (тебя) Бог!»; «здравствуй» - пожелание здоровья, здравия; «прощай!» = «прости, если чем обидел, не помяни зла».

Но сегодня мы с вами чаще всего на ходу кидаем друг другу: «Привет!» (вместо пожелания здоровья); «Пока!», «Чао!» - вместо просьбы простить, если чем-то обидел. При этом неизбежно теряется заключенное в наших исконных приветствиях тепло приязни, уважения к собеседнику.

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы, изучением истории своего народа и языка. Общение с человеком, способным грамотно владеть своим языком, всегда приятно.

Язык как явление незаменим и неповторим, ведь с его помощью человечество получает возможность развиваться, а отдельные люди могут получать научные знания, передавать информацию, развивать культуру, выражать собственные чувства и эмоции, даже на расстоянии, используя письменные средства связи.
В мире существует великое множество различных языков, каждый из которых обладает уникальной спецификой, отражает особенности истории и развития, жизни целых народов.

4 класс, 9 класс, 5 класс

Несколько интересных сочинений

    С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу

  • Характеристика общества в комедии Горе от ума Грибоедова

    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» практически полностью посвящена столкновению представителя нового, прогрессивно мыслящего поколения и их взглядов с взглядами старого

  • Одною з найголовніших речей в нашому житті є любов. Почуття, яке оспівують у піснях, про яке складають балади, змальовують у картинах та віршах. Без неї ми не уявляємо свого буття.

  • Анализ рассказа Деньги для Марии Распутина

    Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых весомых в творчестве Распутина. Именно эта повесть дала сильный толчок для дальнейшего творчества писателя. Напечатанная в 1967 году в журнале «Ангаре»

  • Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов

    В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.

Статья "Язык мой - друг мой"

По мнению моих коллег, услышать правильную и грамотную речь в современном обществе почти невозможно. Как же сделать свой язык богатым, точным и выразительным? Я думаю, что это зависит от самого человека.
Чем больше человек познаёт окружающий мир (в том числе и себя), тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Вес познанный мир, таким образом, отражается в словарном составе языка. Русский язык, как известно, по запасу слов является одним из богатейших в мире. "Для всего,- писал К. Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". В русском языке легко выражаются различные мысли, внутренние ощущения и преживания, негодование, ярость а также различные самые тонкие оттенки чувств.
Одной из главных проблем искажения и обеднения речи называют засорение языка дворовой, вульгарной и блатной лексикой, а также неоправданным употреблением заимствованных слов. Отчего люди забывают простые, понятные всем слова и выражения и стремятся заменить их суррогатами? Я считаю от недостатка образования, культуры и воспитания. Невежде всегда хочется блеснуть модным словцом, значения которого он, подобно герою рассказа Зощенко «Обезьяний язык», не совсем понимает. Эгоистичному и некультурному человеку безразлично, хотят ли окружающие слышать брань и нецензурные выражения, льющиеся из уст такого героя. Он высказал всё, что у него на душе, а что при этом чувствуют окружающие, неважно. Такому даже не придёт в голову извиниться за свою невоспитанность. Вот уж поистине: язык – его враг.
Я думаю, что язык должен быть другом, а не врагом того, кто им владеет. Этому, конечно, надо учиться, по моему убеждению, всю жизнь. Несомненно, трудно удержаться от грубого ответа, когда тебя незаслуженно унижают или оскорбляют. Мне редко приходилось бывать в такой ситуации, и я старалась всегда с достоинством выходить из неё. Вот тут язык и становиться другом, так как помогает предотвратить конфликт, ссору или потасовку и не только поставить на место грубияна, но и преподать последнему урок вежливости. Как тут не вспомнить строчки из стихотворения В.Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Дело вовсе не в том, что я работаю в школе учителем русского языка и литературы, а, скорее в том, что у меня сохранилось внутреннее табу на использование в речи бранных слов. Оно пришло ко мне от мамы и бабушки, которая одна воспитала семерых детей и, хотя сама была неграмотной, не разрешала в своём доме произносить «чёрные» слова.
Как можно не восхищаться мудростью и красотой русской речи, метким народным словом! Сколько открытий таят в себе наши пословицы и поговорки! В трудной жизненной ситуации они непроизвольно приходят на ум и действительно работают на каждого человека - носителя русского языка. А значит, каждому из нас нужно бережно обращаться с родным языком, относиться к нему, как к лучшему другу, сохраняя это величайшее достояние, переданное нам предками.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»