Жан поль сартр смерть. Жан поль сартр

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Жан-Поль Сартр - французский философ, представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта), писатель, драматург и эссеист. Жан-Поль Сартр родился 25 июня в 1905 года Париже. Его отец, Жан-Батист Сартр, морской офицер, умер в Индокитае от тропической лихорадки, когда сыну было всего два года. Сартр был женат на Симоне де Бовуар - известной писательнице, близкой по своим воззрениям к экзистенциализму. Он был общественным деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился основателем и директором журнала «Les Temps Modernes» (1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена». Основная философская работа - «Бытие и ничто». Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.

Философская эволюция Жана Поля Сартра

Пик мировой известности Сартра приходится на 1940-1950-е гг., когда он становится признанным лидером не только французских, но и всех европейских "прогрессивно мыслящих" интеллектуалов. Эта известность была обусловлена не столько содержанием высказываемых им идей, сколько яркостью и многообразием его присутствия в духовной атмосфере послевоенной Европы. "Тотальный интеллектуализм" Сартра позволяет рассматривать его не как философа, который также писал и художественные произведения, но скорее, как автора, высказывавшего свои мысли "в разных регистрах" (М. Конта), активно вторгавшегося в новые пространства выражения, обусловленные прогрессом массмедиа. Философские произведения Сартра составляют семь томов его обширного наследия. Главные в этом плане работы: "Воображаемое" (1940); "Бытие и ничто" (1943); "Критика диалектического разума" (Т. 1 - 1960, Т. 2 - 1985). Но философским содержанием проникнуты и его многочисленные пьесы, биографии, автобиографии, романы, новеллы, статьи, заметки, выступления по радио и на политических митингах.

Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Он вырос без отца, в католическо-протестантском окружении, в литературно-преподавательской среде. Отсутствие отца, пережитое как "отсутствие Бога", ранняя страсть к литературному творчеству, говоря шире - к "письму", определили философскую ориентацию всей его дальнейшей жизни: "богоборчество", обусловленное отказом зависеть от внешнего "творца", от сущностной заданности человеческого бытия вообще; признание неукорененности человека в мире, выражающейся в фундаментальной случайности человеческого существования, противопоставленной необходимости бытия "по праву" как неподлинного, ложного образа человека; наконец, "невроз литературы", от которого Сартр так и не излечился, как способ самотворения, самопорождения в культуре. Коренная случайность человека обнаруживается на уровне до-рефлексивного схватывания им своего в-мире-бытия, "заброшенности" в мир, "из-лишности" своего в нем присутствия. Случайность переживается до всякого конституирования субъекта как "простое чувство экзистенции", обнаруживающееся в переживании, которое дало название первому роману Сартра - "Тошнота". Самоочевидная случайность человеческого бытия коррелятивна тотальной свободе сознания. Существование человека совершается в проецировании себя в будущее. Человек сам создает себе основание. Поэтому он всецело ответствен за него, не имея права перекладывать свою ответственность на "каузальный порядок мира", на свою сущность. Его "существование предшествует сущности". Я ответственно за свое существование, как только оно принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного. Это согласие жить спонтанно. Оно предшествует всякому волевому акту "внутри" жизни.

Сартр с самого начала своего философского пути отверг альтернативы материализма и идеализма, в равной мере принимая их за виды редукционизма, сводящего личность либо к различным телесным комбинациям, либо к Идее, Духу, имеющим надындивидуальный характер. В любом случае, согласно Сартру, утрачивается автономность человека, делается невозможной его свобода и, следовательно, устраняется этический горизонт бытия. Не меньшую неприязнь вызывал у философа и вошедший в 1920-е гг. в моду психоанализ. Материя, Дух или Бессознательное одинаково "конструируют" человека. А что же остается на его долю? Понимание свободы у Сартра, которое он окончательно сформулировал в работе "Святой Жене", выглядит так: "человек есть то, что он делает из того, что из него сделали".

Сартр являлся одним из виднейших французских феноменологов. С этим философским направлением он познакомился во время своей стажировки в Германии в 1933-1934. Первой его феноменологической, а также и собственно философской работой стала "Трансцендентальность Эго" (1934). В ней он во многом следует за Э. Гуссерлем, но и радикально его "поправляет". "Поправка" заключается в отрицании гуссерлевского "трансцендентального Эго", которое Сартр рассматривает как возвращение к идее субстанциальности субъекта, зачеркивающей исходную спонтанность и случайность человеческого бытия. Ключевым для выяснения характера структуры сознания Сартр считает до-рефлексивное сознание, которое описывается им как спонтанная и имманентная "прозрачность" сознания для самого себя. Трансцендентальное поле сознания очищается от Я, от субъекта. В основании любого сознательного акта Сартр обнаруживает "ничто". Сознание каузально не детерминировано, оно буквально творит "из ничего". Свобода сознания в этом отношении не ограничена ничем. Более того, благодаря сознанию "ничто" приходит в мир.

В дальнейших довоенных работах Сартр исследовал тему свободы сознания на примерах анализа эмоций, которые описываются в качестве вариантов магического поведения, "неантизирующего", т.е. отрицающего, "трудную" действительность ("Эскиз теории эмоций"), и работы воображения ("Воображаемое").

Все эти произведения можно рассматривать как предваряющие основной философский текст Сартра - трактат "Бытие и ничто". Пытаясь создать онтологию, основанную на феноменологическом методе, Сартр фиксирует наличие двух несводимых друг к другу способов бытия: бытия-в-себе и бытия-для-себя. Онтологический смысл первого способа - это простая данность, позитивность, самотождественность, неспособность быть инаковым. Такого рода бытие "есть то, что оно есть". Оно опознается как предметный мир, как природа, как сумма внешних сознанию обстоятельств, а также и как прошлое самого человека, как всякое "ставшее", которое нельзя сделать "не бывшим". Второй способ - это бытие, которое мы опознаем по специфически человеческой деятельности: вопрошанию, отрицанию, сожалению и т.д. Этот способ обнаруживает недостаточность, нетождественность себе его носителя. Такого рода бытие "есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть". Тем самым основным содержанием такого бытия является отрицание, которое возможно, если его онтологическим смыслом служит ничто, пустота, отсутствие. Существуя "из ничего", оно не определяется ни др. бытием, ни самим собой и потому тотально свободно, обнаруживается как непрестанный выбор себя, превосхождение и трансцендирование себя. Бытие-для-себя не выбирает свою фактичность, мир в котором оно есть, т.е. свою историко-социальную определенность, географические, политические, физические условия реализации свободы. Но оно ответственно за тот смысл, который придает этой сумме фактов, претворяя ее в некое значимое (и значит - общезначимое) место жизни, в конкретную ситуацию. Человек есть его прошлое, но он - экзистенция, поскольку проецирует себя в будущее, которого нет как позитивного бытия, но которое образует горизонт бытия-для-себя, обнаруживающего себя вовне. Будущее - предмет поиска, воплощения. Оно - своего рода приманка для экзистенции, тянущейся вслед за ним в безнадежной попытке его схватить и тем самым реализовать свои возможности, которые она, по мере их осуществления, отбрасывает как нечто чуждое, не совпадающее с ней. Сартр критикует "дух серьезности", обнаруживающий себя, в частности, в "недобросовестной вере" (mauvaise foi), т.е. в попытке человека слиться с тем, чем он стал, со стремлением претворить свое прошлое в настоящее, бытие-для-себя в бытие-в-себе, на которое можно положиться в его положительности. Попытки такого рода Сартр находит в религии, в художественном творчестве и, наконец, в отношении к Другому. Отношение с Другим, согласно Сартру, изначально конфликтно. Сознание Другого - это "мой первородный грех". "Ад - это другие", - провозглашает Сартр в пьесе "Взаперти". - Я ощущаю присутствие Другого во взгляде, сфокусированном на мне. Этот взгляд крадет меня у меня. Он требует от меня быть кем-то, соответствовать тому, как схватывает меня Другой. Другой претендует на меня; в то же время он заинтересован в сохранении моей свободы, ибо, схватывая меня как некую определенность, он утрачивает меня как "неантизирующее" бытие, как иное себе, а ведь взыскует он именно этого. Наша взаимная потребность друг в друге требует и единства, и сохранения разобщенности. Идеалом совмещения и того и другого является Бог, но Он противоречив и должен быть отвергнут рефлексией. Человек - это неполнота, и все его попытки достичь противоположного выдают в нем лишь "бесполезную страсть"".

После Второй мировой войны Сартр, имея опыт участия в Сопротивлении, начинает ощущать политический вызов, на который он не может не откликнуться, будучи интеллектуальным лидером своего поколения. Вопрос, который отныне его заботит: "В каком направлении следует трансформировать те социальные условия, которые привели к войне?" Эта озабоченность выливается в вопрос об истории и месте в ней человека с его экзистенциальной свободой и, далее, в вопрос о политической "ангажированности" интеллектуала. Сначала Сартр пытается и теоретически, и практически провести некий "третий путь" (который характерен и для его филос. позиции) между марксистской деспотией в СССР и имперской политикой США, понимаемый как поиск "детотализированной тотальности". С началом войны в Корее возможности "третьего пути" резко сокращаются, и Сартр определенно переходит на сторону марксизма, который он пытается сочетать с экзистенциализмом. Решающей вехой на этом пути становится "Критика диалектического разума". Признавая марксизм "философским горизонтом" современной эпохи, Сартр берет из него метаисторическую концепцию, пытаясь встроить в нее индивидуальный праксис, как он отныне называет бытие-для-себя. Собственно диалектика истории и обусловлена такого рода праксисом, реализующимся уже не на уровне индивида, но особого коллектива - "практического ансамбля". Сартр согласен с К. Марксом в том, что человек делает историю, основываясь на практике предыдущих поколений. Однако акцент делается Сартром на свободной проективности исторической активности, лишь частично детерминированной материальными условиями (аналогом бытия-в-себе), обнаруживающими себя в виде "практико-инертного поля". Эта активность, направленная против "сериальности", инертности и разобщенности, представляет собой свободное соединение индивидуальных практик, где их авторы узнают себя друг в друге, где Я аккумулируют свою субъективность в Мы - подлинном творце истории. Воздействие Сартра на духовный климат эпохи было весьма разнообразным. Он способствовал радикальному повороту философии к сфере повседневности. Его послевоенные работы привлекали внимание к социальной проблематике, возвращая ее в сферу интеллектуальных приоритетов. Он был одним из немногих философов, кто в 20 в. внес радикальный вклад в преобразование марксистской исторической модели. Его экзистенциальный психоанализ, разрабатывавшийся на уровне биографий, и прежде всего многотомной биографии Г. Флобера, при всем неприятии им психоанализа "традиционного", также является важным элементом гуманитарных новаций 20 столетия.


Дороги свободы. I.Возраст зрелости,
Размышления о еврейском вопросе,
Экзистенциализм — это гуманизм,
Почему я отказался от премии,
Почтительная потаскушка,
Только правда (Некрасов),
Мертвые без погребения,
За закрытыми дверями, Дьявол и господь бог,
Что такое литература?, Затворники Альтоны,
Мадридская марка, Грязными руками,
Детство хозяина, Герострат,
Нет выхода, О геноциде,
Комната, Тошнота,
Интим, Слова,
Стена, Фрейд,
Бодлер, Мухи.

«Любящий требует клятвы и раздражается от нее. Он хочет быть любимым свободой и требует, чтобы эта свобода как свобода не была бы больше свободной». Эти слова Ж.-П. Сартра могли бы стать девизом его жизни.

В 1929 году вместо руки и сердца Сартр предложил своей возлюбленной заключить «Манифест любви»: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону де Бовуар, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала.

Отношения Сартра и Бовуар были на редкость прочными, несмотря на своеобразный подход к проблемам любви. Основные аспекты их «любовной» философии представлены в книге, предлагаемой ныне вниманию читателей.

Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Работа Ж.-П. Сартра «Воображаемое» представляет собой произведение известного философа, созданное в конце 30-х годов и обнаруживающее сильное влияние уже опубликованных к тому времени феноменологических трудов Э.Гуссерля. Автор словно выполнял задание учителя, наметившего основные направления феноменологической дескрипции всевозможных предметов интенционального сознания. Сартр выбирает одну из наиболее существенных и интригующих способностей человеческого разума - воображение.

В работе «Воображение», появившейся несколько ранее, он проводит критический анализ теорий ментального образа, появившихся со времен Декарта. Теперь же, следуя основной методической мысли Гуссерля, он берется осуществить феноменологическое описание деятельности воображения и ноэматического коррелята этой деятельности - воображаемого, образа.

Дороги свободы

«Дороги свободы» (1945-1949) — незавершенная тетралогия Сартра, это «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе». Отрывки неоконченного четвертого тома были опубликованы в журнале «Тан модерн» в 1949 г.

В первых двух романах дается картина предвоенной Франции, в третьем описывается поражение 1940 г. и начало Сопротивления. Основные положения экзистенциалистской философии Сартра, прежде всего его учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования, воплощаются в характере и поступках основных героев тетралогии.

Четвертая часть «Странная дружба» — концлагерь, неудачный побег. Роман оборван на полуслове.

Проблемы метода. Статьи

Очерк французского философа и писателя Жана Поля Сартра (1905-1980) «Проблемы метода», непосредственно связанный с его обширным трудом «Критика диалектического разума», характеризуется автором как общий обзор круга вопросов, охватываемых экзистенциализмом.

Это исследование вскрывает внутренние противоречия философской антропологии и намечает, на методологическом уровне, способы их преодоления. Путь к созданию подлинной «структурной и исторической» антропологии Сартр видит в соединении критически переосмысленной материалистической диалектики, психоанализа и экзистенциализма. Особое внимание в работе уделяется феномену отчуждения — как в жизни и деятельности индивидуума, так и в исторической практике.

Слова

Новеллы Жан-Поля Сартра можно назвать в принципе по-разному - и каждое из определений хотя бы в чем-то будет верным. Однако - кто сумеет уложить в литературоведческие термины трагедию человека, не просто выломившегося из жизни, но готового, в свою очередь, проломить эту жизнь - не важно, волей ли героя, волей ли героизма - или волей преступления? "Я принимаю вину на себя", - сказал однажды Сартр. И груза этой вины он не снимает и со своих читателей...

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии . Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Детство и юность

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.


Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».

Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.

Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие. Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.


Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.

Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.


Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности.


1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.


Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл . А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла .


В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от . Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.


В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес:

«Франция Вольтеров не сажает».

Философ вышел на свободу.

Личная жизнь

Будучи студентом, Жан-Поль встретился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, прокуренные желтые зубы, рябое лицо, рост 1,58 м) не остановили стройную красавицу. Симона написала, что встретила своего двойника и божество. Неказистого внешне Жан-Поля окружала толпа восхищенных француженок, для которых тот едва ли не до самой смерти оставался кумиром.


Сартр и Бовуар стали гражданскими супругами, но в этом браке было слишком много странного и скандального даже для Франции с ее свободными нравами. Философ неоднократно и открыто изменял Симоне, она оставалась невозмутимой и тоже изменяла с мужчинами и женщинами. Брак не «осложняли» дети и быт – супруги жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели.

Показательным для личной жизни пары стал роман с аристократкой из России Ольгой Козакевич. Француз увлекся красавицей, посвятил ей новеллу «Стена» и провел отпуск. Симона в долгу не осталась – соблазнила Козакевич и посвятила ей роман «Она пришла, чтобы остаться». Любовница стала членом семьи, а Сартр увлекся ее сестрой – Вандой.


Жан-Поль Сартр и его жена Симона

Затем преподавательница Бовуар соблазнила 16-летнюю ученицу Натали Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в министерство образования, и Симону уволили.

Решение престарелого супруга передать права на литературное наследие юной любовнице – алжирке Арлетте Аль-каим – женщину возмутило, но не удивило. Обстоятельство, что Сартр удочерил Арлетту, пытаясь юридически защитить наследницу, тоже не привело к размолвке: Симона поступила зеркально – завещала труды и деньги молодой подружке. Но когда Жан-Поль слег, рядом оказалась верная – как бы странно это не звучало – Симона.

Смерть

Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.


Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.

Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.

Библиография

  • 1938 – «Тошнота»
  • 1939 – «Cтена»
  • 1943 – «Мухи»
  • 1943 – «Бытие и ничто»
  • 1943 – «За закрытыми дверями»
  • 1946 – «Добродетельная шлюха»
  • 1948 – «Грязными руками»
  • 1951 – «Дьявол и господь Бог»
  • 1964 – «Слова»

Цитаты

Ничего нового. Существовал.
Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.
Для того чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
Гений – это не дар, а путь, избираемый в отчаянных обстоятельствах.

Жан-Поль Сартр – философ из Франции, эссеист, писатель, педагог и драматург. Следовал идеям атеистического экзистенциализма. Родился 21 июня в 1905 году в Париже. Жан-Поль был в семье единственным ребёнком в семье Жана-Батиста Сартра и Анны-Марии Швейцер. Отца почти не помнит, он умер, когда малышу было чуть больше года.

Учился в лицеях Ла-Рошели и Высшей Нормальной Школе Парижа, написал диссертацию по философии, стажировался в Берлине. Во время учёбы сдружился с , которая до конца жизни была его верным автором-единомышленником. Они вместе основали журнал «Новые времена». После преподаёт во французских лицеях. С 1944 года окончательно ушёл в литературу.

Жан-Поль Сартр поддерживал кубинскую революцию, участвовал в Трибунале Рассела, где произнёс знаменитую речь о геноциде. Стал символом революции во Франции в 1968.

Умер Сартр в родном Париже 15 апреля 1980 года, но его труды ещё на долгие годы подарят бессмертие своему автору. В последний путь его пришли проводить более 50 тысяч человек. Через 6 лет ушла из жизни его верная подруга Симона де Бовуар, её похоронили рядом с Жан-Полем.

Творческая деятельность

Начало творческого пути Жан-Поля Сартра началось в 1938 году с романа , который до сих пор считается лучшим произведением автора. Книга стала программной для философского течения экзистенциализма. Затем он пишет «Грязными руками», тетралогию «Дороги свободы» и другие романы.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии, от которой он отказался, потому что не хотел быть зависимым от кого-то. Когда-то так же Сартр отказался принять орден Почетного легиона. В этом же 1964 году знаменитый на весь мир Сартр перестает писать, прекратив свою литературную деятельность навсегда.

Книги Жана-Поля Сартра на русском языке

  • Тошнота (1938 год)

  • Стена (1939 год)

  • Герострат (1939 год)

  • Идиот в семье

  • Бытие и ничто (1943 год)

  • Экзистенциализм - это гуманизм (1946 год)

  • Мухи (1947 год)

  • Что такое литература? (1948 год)

  • Дьявол и господь Бог (1951 год)

  • Портрет антисемита

  • Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

  • Дневники странной войны, сентябрь 1939 - март 1940

  • Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания

  • Почему я отказался от Нобелевской премии

  • Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974

  • Слова (1964 год)
  • Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952-1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист.
    Общественная деятельность и биографические заметки
    Сартр был, кроме прочего, общественным деятелем, участником революции во Франции 1968 г. (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и организаций. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались. Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного совета мира.
    Двоюродный племянник Альберта Швейцера. Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Однако он отказался принять эту награду, заявив о своем нежелании быть чем-либо обязанным какой-либо социальной институции. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
    Образование получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу («Эколь нормаль») в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
    Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием прежде всего Бергсона, Гуссерля и Хайдеггера.
    Философская концепция
    Свобода
    Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
    Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» цитата Понжа: «Человек - это будущее человека».
    «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.
    Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы - это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они - просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
    Отчуждение
    С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю.
    Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
    Диалектика
    Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.
    Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против нее целый ряд аргументов.

    Основные работы
    * «Бытие и ничто»
    * «Воображение»
    * «Воображаемое»
    * «Грязными руками»
    * «Дороги свободы (Незавершённая тетралогия)»
    * «Критика диалектического разума»
    * «Мухи»
    * «Проблемы метода»
    * «Слова»
    * «Стена»
    * «Тошнота»
    * «Размышления о еврейском вопросе» (1944)
    * «Экзистенциализм - это гуманизм»
    * «Последний шанс»
    * «Возраст зрелости»



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»