Что такое психические феномены? Социокультурный феномен развития.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Философский термин “феномен” произошел от греческого “ φαινόμενον”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть этим термином. Одним словом все они - феномены. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Виды феноменов

Исходя из вышесказанного, эти предметы и явления можно разделить на физические и психические. Согласно теории австрийского философа Франца Брентано, к первым относятся звуки, запахи, природный ландшафт, осадки, поля, леса, горы и долины, деревья и кустарники и остальные предметы окружающего нас мира. Все они даны нам в опыте, то есть у нас есть возможность их видеть, слышать, осязать и ощущать. А вот психические феномены - это вся наша психическая деятельность, то есть все те представления, которые посредством ощущений или воображения возникают у нас в сознании. К ним относятся акты слышания, представления, видения, ощущения, фантазирования, а также такие как воспоминание, сомнение, суждение; душевные переживания: радость, грусть, страх, надежда, отчаяние, мужество, трусость, любовь, гнев, ненависть, удивление, желание, волнение, восхищение и т. д.

Культурный феномен

Слово "культура" имеет великое множество значений. Она является объектом познания различных наук: философии, социологии, эстетики, культорологии, этнографии, политологии, психологии, педагогики, истории, искусствоведения и т. д. В широком понимании культура - это вся человеческая деятельность, которая может иметь самые разные проявления. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения, которые накоплены социумом, да и отдельной личностью. В узком же понимании культурой является ряд кодов (норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и ритуалов и т. д.), принятых в данном обществе, и которые управляют человеческим поведением. Одним словом, культура - это материальные и На нашей планете первые из них имеют особый смысл только для человека, поскольку они освящены обычаями, искусством, религией, одним словом - культурой. Что же касается духовных ценностей, то здесь не все так однозначно. Мы уже не раз становились свидетелями того, что и братья наши меньшие способны проявлять такие чувства, как преданность, любовь, привязанность, радость, грусть, обида, благодарность и т. д. и т. п.

Культура и социум

В социокультурном контексте понятие “феномен” получает статус категории. Это явление, которое исследуется в культуре. Сегодня это все чаще становится объектом различных научных работ: диссертаций, докладов, дипломных и курсовых. Однако их авторам крайне трудно дать точное определение данного явления. Каждый его трактует по-своему. Объединение таких двух понятий, как “социум” и “культура”, повсеместно. Культура участвует или присутствует практически во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности. В нашу лексику постоянно входят такие выражения, как “социокультурное пространство”, “культурная политика”, “культура личности” и т. д. Многие из этих понятий стали для нас настолько привычными, что мы даже не замечаем, как часто употребляем их. Так как же понимать феномен культуры? Это в первую очередь особый способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Посредством культуры происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, что ведет к увеличению уровня его активности как члена общества.

Социокультурное в работах Петирима Сорокина и Ф.Тенбрука

П. также исследовал это явление. Согласно ему, социокультурный феномен - это все то, что получают люди от своего окружения благодаря связи с культурой, которая, в свою очередь, является носителем “надорганических” ценностей. Под последними он понимал все то, что производит например, это могут быть языки, религия, философия, искусство, этика, право, манеры, привычки и т. д. и т. п. Одним словом, согласно Сорокину, «социокультурность» является базовой категорией социального мира, которая подразумевает неразрывность личности, культуры и общества. А немецкий философ Ф. Тенбрук называл эту связь «бесшовным соединением» трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры.

Что можно считать социально-культурным феноменом?

Давайте сначала перечислим те явления, которые попадают под определение Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них:


А это перечень социокультурных феноменов. Он более обширен. Эти феномены - это объединенные в одно целое культурные и социальные явления. Вот они:

  • образование;
  • наука;
  • политика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • воспитание;
  • семья;
  • мода;
  • бренд;
  • религия;
  • миф, легенда;
  • доверие;
  • счастье;
  • горе;
  • правовая действительность;
  • материнство;
  • толерантность;
  • кич и т. д.

Этот список можно продолжить до бесконечности.

Социокультурный феномен развития

В нашем мире ничто не постоянно и не стоит на месте. Все явления либо совершенствуются, либо разрушаются, двигаясь к своей окончательной гибели. Совершенствование - социокультурный феномен развития. Это процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Из курса философии известно, что способность изменяться является универсальным свойством как материи, так и сознания. В этом заключается общий для всех (природы, познания и общества) принцип существования.

Личность как психологический феномен

Существо, обладающее то есть живой человек, является личностью. У него очень сложная структура, которая является целостным системным образованием, совокупностью действий, отношений, значимых, с точки зрения общества, психических свойств индивида, которые были сформированы в результате онтогенеза. Они определяют его действия и поступки как поведение субъекта общения и деятельности, обладающего сознанием. Личность способна к саморегуляции, а также к динамичному функционированию в обществе. При этом ее свойства, отношения и действия гармонично взаимодействуют между собой. Наверняка все знакомы с такой оценкой личности, как “стержень”. Этим свойством наделены те индивиды, которые обладают сильным характером. Однако в психологии "стержневое" образование личности объясняется иначе - это его самооценка. Она строится на основании отношения индивида к самому себе. На это также влияет то, как человек оценивает других людей. В традиционном понимании личностью является индивид, который выступает как субъект общественных (социальных) отношений и духовной деятельности. В эту структуру также входят физические и физиологические особенности организма человека, а также его психологические характеристики. Таким образом, кроме социальных и социокультурных феноменов существует психологический феномен. Это те явления, которые касаются отдельной личности и ее внутреннего мира: это чувства, эмоции, переживания и т. д. Так, психологическим феноменом может быть любовь, ненависть, агрессия, симпатия, манипуляция и т. д.

Заключение

Независимо от того, к какой категории они относятся, феномены - это все то, что может стать объектом наблюдения с целью познания.

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить . Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу . Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений : парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

Иногда с людьми происходит нечто такое, что выходит за пределы обычного. Это не значит, что эти явления сверхъестественные. Просто наука пока не может их объяснить. Их называют психическими феноменами. Существует много разновидностей таких явлений, и люди с большим интересом изучают их. Многие в них верят, другие а нет. Давайте рассмотрим некоторые из явлений такого рода. Один из них называется «полтергейст». Он связан со странными звуками, движением мебели, битьем посуды и другими странными происшествиями, которые люди, находящиеся в этот момент в квартире, никак не могут объяснить. Но чтобы такое произошло, почти всегда необходимо присутствие какого-то определенного человека.

Еще более интересны феномены, связанные с необычайными способностями психики некоторых людей. В таких случаях человек обладает знаниями о том, о чем не мог бы узнать каким-либо естественным путем. Например, может читать мысли другого человека или узнать о событии, случившемся где-то далеко или очень давно.

Чтение мыслей другого человека (не догадка, а именно чтение) называется телепатией.

Знание о каких-то далеких и давних происшествиях называется ясновидением. Было проведено очень много исследований, чтобы доказать существование или продемонстрировать случаи телепатии, но многие ученые утверждают, что эти эксперименты были проведены неправильно. Другой интересный психический феномен называется предсказанием. Это когда люди будто бы знают о событиях, которые должны произойти в будущем. Люди, не верящие в предсказания, могут спросить, почему эти людине богатеют на бирже или не предотвращают преступления.

В общем и целом, к психическим феноменам существует двоякое отношение: некоторые безоговорочно верят в них, а другие - среди них много ученых - не верят в них и считают, что такое не может иметь место и, следовательно, не бывает.

В практике эмпирической психотерапии необходимо учитывать наличие сложных психических феноменов, направляющих жизнь человека, поскольку в ней создаются условия для их проявления. Ниже кратко рассмотрены некоторые из этих феноменов.

Чувственные комплексы

Предваряя разговор о чувственных комплексах, я сделаю краткий, поверхностный обзор того, что мы на сегодня знаем о чувстве вообще. Несколько тысяч лет назад (а, возможно, и много раньше) восточная философская мысль выделила у человека шесть «органов чувств»: зрение, слух, обоняние, осязание, касание и мышление. Деятельность каждого из них сопряжена с переживанием какого-то чувства, которое в свою очередь есть результат активности определённых отделов головного мозга. Однако как «органы чувств», так и соответствующие им отделы головного мозга - это лишь передаточные звенья в цепи, приводящей нас к переживанию того или иного чувства. А что собой представляет основа, позволяющая нам переживать чувства, - мы до сих пор не знаем. Не без оснований, на основании научных и «не научных» данных, мы полагаем, что эта основа теснейшим образом связана с психикой, если вообще не является единым целым с ней. Но это понимание, ни на шаг не приближает нас к истинному знанию природы чувств, а лишь «добавляет тумана», поскольку о природе психики мы знаем весьма мало. И соотвественно есть много вопросов, на которые мы до сих пор не имеем ответов. Среди них: имеет ли эта основа представительство в каждом «органе чувств»/соответствующем ему отделе головного мозга, или лишь некую связь с каждым из них, или и то и другое вместе? Практические наблюдения убеждают нас в том, что переживание какого-то чувства может быть не только следствием деятельности какого-то «органа чувств», но и следствием непосредственной деятельности той основы, что даёт нам возможность переживать чувство. В последнем случае «органы чувств»/соответствующие им отделы головного мозга функционируют следующими способами:

  • - или так, словно в воспринимаемом окружении есть причины, вызывающие появление соответствующие чувства, хотя таковых причин нет;
  • - или из всего спектра сигналов окружающего мира они реагируют только на те, которые соответствуют переживанию заданного чувства;
  • - или интерпретируют любые внешние сигналы как соответствующие заданному переживаемому чувству;
  • - или используют различные комбинации выше указанных возможностей функционирования.

Есть ещё один вариант деятельности основы, порождающей чувства: появление отсутствия способности чувствовать, при - анатомически и физиологически, - сохранных «органах чувств» и соответствующих им отделов головного мозга.

Изложенное выше и практический опыт позволяют полагать, что «органы чувств» и соответствующие им отделы головного мозга в своей деятельности вообще не имеют автономности.

На этом я завершу обзор и перейду непосредственно к разговору о чувственных комплексах.

Жизнь человека - это переживание разнообразных чувств. Надо отметить, что чувство - это нечто имеющее жизнь гораздо более долгую, чем жизнь человека, и оно лишь временно связано с тем, что есть человек. Пи этом чувство, испытываемое человеком может быть очень интенсивным но, это далеко не вся та интенсивность, на которую оно способно. В различных мировых учениях отмечается, что пока человек жив чувства ограничены в своём проявлении и наоборот - проявляются безгранично после его смерти. Возможно, это имеется в виду, когда человека предупреждают о том, что его ненависть, или любовь будет с тем, что останется после его физической смерти.

В силу определённых причин, в момент возникновения чувства полного его проявления не происходит. Оно преобразуется в то, что К.Г. Юнг назвал - чувственный комплекс, который вытесняется из сознания в сферу личного бессознательного.

Чувственный комплекс - весьма энергозатратное образование. Он не только кумулирует в себе энергию непрожитого чувства, но и способствует образованию в теле человека различных депо застойной мышечной энергии. Кроме того, чувственный комплекс требует определённых энергетических затрат на своё создание, вытеснение в личное бессознательное и удержание там. Энергия для всего этого черпается из того резерва, что дан человеку на его жизнь.

В психоаналитической литературе механизм, удаляющий чувства (в виде чувственных комплексов) из сферы сознания в личное бессознательное был назван - вытеснение. Способность психики вытеснять чувства в личное бессознательное дана человеку ещё до рождения и проявляется в течение его жизни не зависимо от его желания. Но по мере развития сознания, по мере формирования навыков самоконтроля и по мере познания себя, человек может влиять на процесс вытеснения способствуя или препятствуя ему.

Процесс преобразования чувства в чувственный комплекс и вытеснения его в личное бессознательное сопровождается изменением общего состояния человека в сторону снижения интенсивности ментальных, эмоциональных и телесных проявлений. Скорость притупления остроты их проявлений проходит параллельно вытеснению чувственного комплекса в личное бессознательное, и напрямую зависит от того, как оно реализуется. Нюансов, относящихся к последнему факту, множество и специалистами накоплен богатый практический материал, свидетельствующий об этом. В том числе имеются и наблюдения крайне противоположных случаев. Один их полюс представлен молниеносно протекающим процессом вытеснения, сопровождающимся «потерей» ментальной, эмоциональной и телесной памяти об определённых событиях. Второй - противоположный ему вариант, - проявляется отсутствием вытеснения, и, как следствие этого неспособностью человека насколько-то приглушить чувства, соответствующие какому-то переживанию из его прошлого. Возможно, в данном случае речь идёт не о том, что процесс вытеснения не может осуществиться, а о том, что по ряду причин он неэффективен.

Процесс вытеснения является адаптивным инструментом, позволяющим отложить, отсрочить полное проживание, полное выражение чувства. Но только временно отложить, так как в природе человека заложена необходимость полного проявления, самовыражения любого чувства. Эту особенность можно сформулировать как некий жизненный принцип: любое чувство стремится к такому (полному) проявлению, после которого оно может «сойти со сцены» уступив место другому чувству. В нас заложена потребность во всесторонней реализации любого чувства. Этим объясняется то, что чувственный комплекс проявляет тенденцию к возвращению из пространства личного бессознательного в сознание, и продолжению в нём своей жизни. И хотя бы частично, но ему это удаётся сделать. При этом, возвращаясь, оно каждый раз заставляет человека в той или иной степени переживать то, что когда-то не было прожито полностью. Как отметил К.Г. Юнг чувственный комплекс демонстрирует свою определённую независимость и способность воздействовать на психофизическое состояние человека.

Многократно, в различные моменты жизни, преодолевая действие вытеснения, чувственный комплекс напоминает своему хозяину о себе соответствующими ментальными, эмоциональными и телесными проявлениями. В ответ на такую самостоятельность чувственных комплексов человек усиливает имеющиеся у него возможности контроля за происходящим в нём. То есть делает работу вытеснения более интенсивной. Правда, для этого требуется затрата дополнительной энергии. И чем более интенсивно какой-то чувственный комплекс стремится вернуться в сознание, тем больше энергии расходует человек на противодействие ему. При этом силы, которые человек может использовать в этой борьбе, постепенно истощаются. А вот чувственные комплексы неутомимы в своём стремлении вернуться и проявиться полностью. Один из результатов этого противостояния проявится в том, что человек станет ощущать нехватку энергии на поддержание своей повседневной активности. Человек отметит, что стал быстро утомляться. Одновременно он заметит и то, что его психологический статус меняется в худшую сторону. То есть чувственные комплексы имеют непосредственное отношение к развитию астенизации человека, к возникновению у него психологических проблем, и, как следствие всего этого, к возникновению психосоматических заболеваний.

Чувственные комплексы не есть что-то, с чем надо бороться, проявления чего надо подавлять. Конструктивный подход в психотерапевтической работе подразумевает создание условий, в которых какой-то чувственный комплекс сможет разрешиться. Возможность этого предоставлена самим принципом формирования чувственных комплексов: каждый чувственный комплекс содержит в себе память о ментальных, телесных и эмоциональных проявлениях чувства его породившего. Психотерапевтическая практика показывает, что правомерна и обратная зависимость: активизация соответствующего ментального, эмоционального или телесного проявления приводит к проявлению чувственного комплекса в целом. Это отмечено в различных психотерапевтических подходах. Например, психоаналитическая практика показывает, что работа с ментальным планом оживляет эмоциональные и телесные проявления, соответствующие пережитому когда-то состоянию. Проявление чувственного комплекса наблюдается и при использовании психотерапевтических подходов, практикующих работу с телом или с эмоциональными переживаниями. Поэтому оживляя какое-то ментальное, эмоциональное или телесное проявление (как по отдельности, так и в различных их сочетаниях) можно прорабатывать соответствующий чувственный комплекс.

Обобщая всё известное мне о способности человеческой психики к вытеснению и созданию чувственных комплексов, я могу высказать мнение о том, что их наличие в человеческой психике - это следствие присутствия в человеке эго. Я думаю, что отсутствие эго повлечёт за собой отсутствие вытеснения и невозможность создания чувственных комплексов. Но отсутствие эго - это тот этап развития человека, который пока ещё не достижим для абсолютного большинства людей. Поэтому для нас сейчас актуальнее другой вопрос: каким образом достигать разрешения чувственных комплексов? Мой личный опыт не позволяет дать ответа, исчерпывающего все возможные случаи. Но на основе своего опыта я могу сказать, что для разрешения чувственного комплекса, как минимум, обязательно наличие двух условий.

Первое условие - это наличие возможности полностью прожить ситуацию, породившую чувственный комплекс.

Второе условие - это необходимость осознания опыта, который позволяет получить ситуация, породившая чувственный комплекс.

На этом рассмотрение роли чувственных комплексов, как отдельно взятых психических феноменов, можно считать достаточным, и мы вплотную подошли к рассмотрению роли второго психического феномена - систем конденсированного опыта (СКО). Изолированное влияние любого чувственного комплекса на жизнь человека весьма кратковременно. Будучи вытесненным в личное бессознательное он объединяется с себе подобными в то, что называется системой конденсированного опыта. И уже спустя короткое время после своего зарождения, любой чувственный комплекс проявляется в сознании человека как представитель своей СКО.

Наиболее удачным мне представляется следующее определение феномена:

Феномен (греч… «являющееся»). …Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии… под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи… которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе… особого познания или же… непознаваемую. …В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. …По Канту, феномен - это предмет… явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания. …Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, то есть «вещь сама по себе» [Словарь философских терминов, 2004, с. 614].

И. Кант (1994) рассматривает феномены как чувственно воспринимаемые объекты или явления. Явление же для него - упорядоченная совокупность ощущений. Он пишет:

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий, называются phaenomena. …Вещи… как предметы рассудка, которые… могут быть даны в качестве предметов созерцания, хотя и не чувственного… можно называть noumena [с. 515–516].

Основоположник современной философской феноменологии Э. Гуссерль (2005) пишет:

…психологию называют наукой о психических, естествознание - наукой о физических «явлениях», или феноменах… в истории… говорят об исторических, в науке о культуре о культурных феноменах… Сколь бы различными ни был во всех таких речах смысл слова «феномен»… феноменология (имеется в виду феноменология Гуссерля. - Авт. ) сопрягается со всеми этими значениями, однако при совершенно иной установке, посредством которой… модифицируется любой смысл «феномена»… В феноменологическую сферу он и вступает не иначе как модифицированный [с. 243].

Действительно, автор понимает феномен весьма специфично и заявляет о своем отказе рассматривать феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии». В. Вольнов (2008), рассматривая его позицию, тем не менее замечает:

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые феномены сознания. …Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта [с. 8].

Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания? [С. 9.]

Феномены в понимании Э. Гуссерля - все же далеко не просто феномены сознания, по крайней мере вовсе не то, что рассматривает в качестве таковых классическая психология. Прочие исследователи относят к феноменам разный круг явлений. Одни исследователи сужают понятие феномен и, рассматривая его в плоскости сознания, отождествляют с психическим явлением:

Феномен - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Другие расширяют его, отождествляя с тем, что репрезентируется этими психическими явлениями.

  1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях.
  2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие…
  3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии.
  4. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории… [Большой толковый психологический словарь, 2001а, с. 414–415].

Е. Е. Соколова , например, в психологии выделяет шесть групп феноменов: сознательные и бессознательные психические явления, формы поведения, феномены общественных отношений, предметы материальной и духовной культуры и даже психосоматические явления. Такой расширительный подход, конечно, неприемлем, хотя бы в силу несопоставимости включаемых в эту классификацию сущностей, например сознательных психических явлений и предметов культуры. Кроме того, все без исключения перечисленные предметы, формы, отношения и даже сами психические явления репрезентируются в сознании человека в форме сознательных психических явлений, а потому могут и должны первично рассматриваться только в виде явлений или феноменов сознания.

Лично я пониманию феномен исключительно в психологическом, а не в философском смысле, как любое явление человеческого сознания: образ, ощущение, эмоцию, побуждение, даже вербальную конструкцию и др., как все то, что человек способен обнаруживать в своем сознании в процессе интроспекции и переживать. Психическое явление - то, что возникает в человеческом сознании. Следовательно, психическое явление - синоним психического феномена.

Обсуждая понятие феноменология 1 , Ж.-Ф. Лиотар (2001) замечает:

Этот термин означает исследование «феноменов», то есть того, что является в сознании, того, что «дано» [с. 7].

Я называю феноменологией учение о психических феноменах, или явлениях, и рассматриваю ее как раздел психологии. Как следует из сказанного, такая феноменология совершенно отлична, например, от феноменологии Э. Гуссерля и от других вариантов философской феноменологии, с которыми ее даже невозможно соотнести. Э. Гуссерль (2005) пишет, что его феноменология:

…это не психология, и что причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями [с. 19].

Он справедливо указывает, что психология - это наука о «фактах» и «реальностях», тогда как «чистая трансцендентальная феноменология» - это наука, которая занимается «ирреальными феноменами». Редукция, которой подвергает психологические феномены автор, «очищает» их от того, что придает им реальность и включенность в реальный мир (там же). Более того, автор прямо говорит:

Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом слово реальное , если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему [с. 24].

Я же, напротив, рассматриваю реальные феномены нашей психики. Если Э. Гуссерль совершенно оправданно отказывался рассматривать свою феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии», то я именно так и рассматриваю собственные взгляды, излагаемые в данной книге. В то же время мне представляется, что психология и философия неразрывно связаны, поэтому предлагаемая мной психологическая феноменология не может остаться в стороне от философии.

Феномены - непосредственно данные нам явления нашего сознания, соответственно, феноменология, представленная в этой книге, - это рассмотрение данностей нашего сознания, описание его явлений и изучение того, что они собой представляют и как видоизменяются во времени.

В соответствии с гуссерлианской традицией феномены должны рассматриваться исследователями без учета каких-либо даже самых базовых вербальных знаний о них. Однако наше сознание устроено таким образом, что нам не удастся ничего описать и изучить, предварительно не поняв хотя бы как-то изучаемый феномен, то есть не смоделировав его с помощью других, как правило, вербальных феноменов нашего сознания.

1 Феноменология - это изучение сущностей… [М. Мерло-Понти, 1999, с. 5].

Феноменология - учение о явлении… [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Феноменология - это речь о феномене. Речь, призванная феномен раскрыть, показать его таким, каков он сам по себе… [В. Вольнов, 2008, с. 7].

Феноменологический метод, который предложил и использовал Э. Гуссерль, Ж.-Ф. Лиотар (2001) описывает так:

Нужно предоставить, без всяких предпосылок, кусочек воска самому себе и описать его так, как он себя дает [с. 7].

Тем не менее для того, чтобы описать кусочек воска, о котором говорит Ж.-Ф. Лиотар, надо предварительно выучить слова, то есть усвоить весь «багаж», созданный предшествующими поколениями, а это усвоение радикально изменит воспринимаемый и описываемый нами кусочек воска. Именно поэтому в психологической феноменологии невозможна гуссерлианская редукция.

© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»