Виды структурно логических схем. Составление структурно-логической схемы проверяемого учебного материала

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Цель работы: формирование умений составления структурно-логической схемы темы изучаемого материала.

Материально-техническое оснащение:

учебный план специальности;

учебная программа изучаемого предмета;

учебники, учебные пособия по изучаемым дисциплинам.

Основные теоретические положения.

В настоящее время некоторые молодые инженерно-педагогические работники зачастую определяют последовательность изложения учебной информации, ориентируясь на собственный опыт и интуицию. Структура учебной информации и последовательности ее изложения осуществляется при этом не в результате скрупулезного анализа учебно-планирующей документации, научной и учебно-методической литературы, а на основе метода проб и ошибок. Как показывает практика, чаще всего это приводит к качественным издержкам в подготовке будущих рабочих, техников и инженеров, что сегодня крайне недопустимо. Такой вывод приводит к необходимости поиска иных, более совершенных и эффективных путей оптимизации структуры учебной информации (алгоритмизации способов трудовых действий) и последовательности ее изложения на уроке.

Различают локальные и глобальные структуры учебного материала. Если изучаются взаимосвязи разделов учебного предмета, целых предметов или отраслей знаний, то решается задача выявления глобальных структур. Этими вопросами преподаватель (мастер производственного обучения) занимается на этапе перспективной подготовки к занятиям при анализе учебного плана, тематического плана программы учебного предмета и содержания отдельных тем. При поурочном планировании объектом изучения являются только локальные структуры, рассматривающие систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в относительно небольшие фрагменты учебного материала, ограниченные содержанием темы учебного занятия (урока) или его части.

В лабораторной работе требуется, прежде всего, отметить значение этапа логического структурирования (перевода содержания учебного материала из вербальной формы в знаковую модель) в ходе подготовки педагога-инженера к преподаванию темы или отдельного занятия, а также разъясняется особенность структурирования глобальных и локальных структур.

Логическое структурирование с использованием метода ГРАФА наиболее целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

1 Выделение понятий и суждений (а также способов трудовых действий) темы, которые затем будут положены в вершины ГРАФА.

2 Установление первоначальных локальных отношений и связей между ними: взаимосвязанные понятия (вершины) соединяют направленными векторами (рёбрами), учитывая при этом, что направление вектора указывает на подчиненность понятий. Для недопущения нагромождения векторов также рекомендуется использовать возможности цветовой гаммы, предметно-знаковой символики и других условных обозначений.

3 Рассмотрение различных вариантов иерархизации локальных структур и постепенное выявление реального дидактического статуса понятий темы : исходные, завершающие, основные, опорные и вспомогательные.

4 Самый ответственный этап – окончательное составление структурно-логической схемы (СЛС) учебного материала. Он, также как и предыдущие этапы структурирования, основан на разностороннем анализе сведений из разных учебных предметов и областей технического знания и предполагает выбор оптимального решения в отношении построения завершенной графической модели темы, требуя от проектировщика максимальной концентрации внимания, широкого профессионального кругозора и мобилизации всех своих творческих усилий. При этом немаловажным будет отметить характер отношений и связей между понятиями и суждениями в СЛС: причинно-следственные, функциональные, генетические; отношение тождества, подчинения и др.

5 Расчет количественных характеристик СЛС(структурной формулы).

В лабораторной работе составленная структурно-логическая схема исследуемой темы (рисунок 2) сопровождается подробными разъяснениями отдельных элементов.

Под логической структурой учебного материала понимают «систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный отрезок материала» .

«В дидактике можно говорить о глобальных и локальных структурах учебного материала. Ограничиться только изучением глобальных структур материала невозможно. Если на первом этапе отбора учебного материала достаточно определить, какие именно разделы учебного предмета и в какой последовательности изучать, то далее неизбежно встаёт вопрос о связи, которую надлежит установить – в конце концов, в сознании учащихся, а первоначально в учебном материале – между отдельными понятиями данного отрезка учебного материала. Содержание учебного материала характеризуется, прежде всего, определённой системой внутренних связей между понятиями, входящими в данный отрезок материала, то есть локальной структурой учебного материала»

Изучение структуры учебного материала и ее анализ на основе только перечисления понятий, входящих в тему невозможно. Поэтому возникает необходимость построения модели, отражающей в наглядной форме интересующие преподавателя свойства учебного материала: последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, входящих в материал, их непротиворечивость и закономерность, связи между ними. Наиболее приемлемый способ моделирования логической структуры учебного материала – изображение ее в виде графа.

Граф – это система отрезков, соединяющие заданные точки, которые называются вершинами. При построении модели логической структуры учебного материала в вершины графа помещают понятия или суждения заданного фрагмента учебного материала. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами. На графе их показывают в виде векторов, выражающих связи между понятиями и последовательность их введения в учебный процесс.

Образность графов является важным их преимуществом, позволяющим легче выявлять и показать логические отношения в учебном материале.

Особенность графов в том, что они, не давая сами по себе каких-либо количественных, числовых данных, предназначены как раз для выявления структурных характеристик исследуемых объектов.

Подобное изображение логической структуры учебного материала называется структурно-логической схемой или структурной формулой. При ее создании необходимо соблюдать следующие правила:

В каждую вершину графа следует помещать лишь одно понятие;

Ребра, соединяющие вершины, не должны пересекаться;

Отношения подчинения между понятиями указываются направлением стрелки на ребре графа;

Равнозначные вершины графа, содержащие соподчиненные понятия, следует располагать на одной линии, подчиненные опускают на ступень ниже.

В практической деятельности преподавателя встречаются случаи, когда один и тот же материал в различных учебниках излагается с различной степенью детализации. Это определяет и различие построенных на их основе структурно-логических схем.

Построение структурно-логической схемы начинается с анализа понятийного аппарата учебного материала и выделения исходных и завершающих понятий. Среди них могут быть новые и уже известные для учащихся понятия. Усваиваемые понятия могут быть основными (опорными) и вспомогательными, раскрывающими или детализирующими основные понятия.

В структурно-логическую схему включают не все выделенные понятия. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний учащихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно просты, то их можно не вводить в схему. Сравнивать друг с другом можно лишь такие структурно-логические схемы, которые составлены с учётом одинакового уровня учащихся.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в неё вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вводят детализирующие понятия. В более сложных случаях структурно-логическую схему разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из которых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий материал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Проанализируем логику построения СЛС на примере изучения темы «Геометрическая и контурная резьба» предмета спецтехнология при подготовке резчиков по дереву в профлицее. СЛС имеет исходные и завершающие понятия. Исходным является понятие виды резьбы по дереву, а завершающим – применение. Все понятия, которые находятся на “стволе” СЛС называются основными. К основным понятиям относятся: плосковыемчатая резьба, элементы резьбы, орнамент, материалы, инструменты, приемы выполнения, применение. Все эти основные понятия детализируются вспомогательными понятиями, которые раскрывают их значение и смысл.

Как видно из СЛС, плосковыемчатая резьба подразделяется на геометрическую и контурную. Для выполнения плосковыемчатой резьбы необходимо знать при помощи, каких элементов она выполняется. Вторым основным понятием является понятие элемент, который делится на четыре детализируемые группы: 2-х гранные, 3-х гранные, 4-х гранные и многогранные. Также видно, что 2-х гранные элементы могут использоваться и при выполнении как геометрической резьбы, так и контурной.

Третьим основным понятием является понятие орнамент. При помощи этой группы, можно понять какие фигуры можно получить используя те или иные элементы резьбы. В данной СЛС видно, что можно вырезать: глазки, сиянье, квадраты, бусины (ромбы), витейки, цепочки, лесенку, звездочки, сколышки, а так же розетки, цветы, листья, животных и птиц.

К четвертому основному понятию относится материалы. Для объяснения этого понятия используются вспомогательные понятия, такие как породы древесин разделенные по твердости.

Инструменты являются пятым основным элементом. Эта часть СЛС поможет выбрать основной и вспомогательный инструмент для выполнения как геометрической, так и контурной резьбы.

В СЛС видно, какие существуют способы выполнения плосковыемчатой резьбы. Основное понятие приемы выполнения раскрывается при помощи вспомогательных понятий, которые делятся на шесть групп.

Самое последнее основное понятие показывает область применения геометрической и контурной резьбы.

Использование цвета в СЛС дает большую возможность установить связи между понятиями. Структурная формула СЛС дает возможность оценить дидактическую роль отдельных логических элементов рассуждения. Она позволяет установить связь между основными и вспомогательными понятиями. Все основные понятия взаимосвязаны между собой, одно дополняет другое. Плосковыемчатая резьба выполняется при помощи элементов, в свою очередь, набор элементов образуют орнамент. Вторая часть СЛС показывает, на каких материалах выполняется плосковыемчатая резьба, с использованием каких инструментов и как правильно эту резьбу можно выполнить. Заключительное основное понятие применение, дает возможность определить место полученных знаний о геометрической и контурной резьбе в художественной обработке древесины.

К характеристикам структурно-логических схем относят:

Число вершин рёбер;

Число замкнутых контуров;

Ранг структурной схемы;

Степень сложности.

Под рангом схемы понимают количество замкнутых контуров.

Степень сложности структурно-логической схемы определяют из равенства:

p=2·m/n, (1.3.1)

где m – число рёбер-связей;

n – число вершин понятий и суждений.

Структурно-логическая схема темы «Геометрическая и контурная резьба» имеет следующие качественные показатели:

Число рёбер-связей m=93;

Число вершин-понятий n=94;

Число замкнутых контуров – 8;

Ранг структурной схемы – 8;

Степень сложности

Полученный количественный коэффициент 1,9 свидетельствует о том, что изучаемый материал относится к средней степени сложности.

Рисунок 2 – Структурно-логическая схема

Контрольные вопросы.

1. Что называется структурно-логической схемой (структурной формулой) учебного материала?

2. С какой целью разрабатывается структурно-логическая схема?

3. Назовите основные требования к изображению структурно-логической схемы.

4. Количественные показатели, характеризующие сложность СЛС.

5. Виды понятий включаемых в СЛС.

Литература

1. Сохор, А.М. Логические структуры учебного материала / А.М. Сохор. М.: Педагогика, 1976. – 356 с.

2. Никифоров, В. И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям/ В. И. Никифоров. ­­­– Л.: ЛГУ, 1987. – 144 с.

3. Янушкевич А.А. Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин: учеб. пособие по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» направление 04 «Деревообработка» / А.А. Янушкевич, Е.П. Дирвук, А.А. Плевко. – Минск.: БГТУ, 2005.- 96 с.

тестирование учебный база задание

Для того чтобы проконтролировать знания учащихся в полном объёме и на заданном уровне усвоения, педагогу важно знать, какие учебные элементы необходимы учащимся для усвоения выделенной единицы учебного материала. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия) (1).

Определить подлежащую изучению информацию темы, а соответственно и контролю, подразделить её на учебные элементы и выделить структурные связи между ними удобно при помощи структурно-логической схемы - графа и спецификации (2). Для каждого учебного элемента в спецификации указывается уровень усвоения, то есть уточняется цель его изучения. Особенно важен этот этап проектирования теста потому, что преподаватели в зависимости от опыта, материально-технического обеспечения предмета могут ставить цели обучения выше, чем это заложено в требованиях стандарта по профессии.

В графе учебные элементы (УЭ) представляют в виде вершин, а связи - в виде рёбер. Вершины располагают на горизонталях, называемых порядками. В один порядок входят учебные элементы, объединённые определённой общностью. Учебные элементы обозначаются арабскими цифрами. Названия учебных элементов и характеристики целей записываются в спецификацию.

При разработке структурно-логической схемы нужно иметь в виду (2):

Количество порядков определяется составителем из соображений полного охвата схемой всех учебных элементов темы;

Количество учебных элементов, входящих в один порядок не ограничено;

Любой учебный элемент не рассматривается как часть учебного элемента высшего порядка или как сумму элементов низшего порядка;

Рёбра могут пересекать горизонтали порядков;

Показывают только главную связь учебного элемента с одним из элементов высшего порядка;

Не выделяют учебный элемент, если он один имеет связь с элементом высшего порядка;

Не выделяют отдельный порядок, если в него входит лишь один элемент;

Структурная схема и спецификация показывают только структуру и содержание темы, поэтому при построении схемы нужно полностью отвлечься от определения последовательности изложения учебных элементов.

Последовательность действий при составлении структурно-логической схемы будет следующей:

Определить название первого учебного элемента - название темы;

Определить количество порядков и их последовательность. Обычно в качестве порядков выделяют основные понятия (подтемы), которые нужно усвоить для полного усвоения темы. Например, чтобы учащийся усвоил тему «основные структуры данных» из курса языки программирования он должен знать 1) структуры данных, 2) типы данных, 3) подгруппы данных. В этом случае будут выделены три порядка;

Подготовить основу для заполнения структурно-логической схемы. Вычертить на листе бумаги горизонтальные линии по количеству принятых порядков. Подготовить форму спецификации;

Заполнять горизонтали порядков учебными элементами, нумеруя их арабскими цифрами и одновременно записывая названия учебных элементов в спецификацию;

Сопоставить выписанные учебные элементы с текстом стандарта или программой по предмету;

Заполнить графу спецификации «Уровни усвоения учебных элементов».

В некоторых случаях преподавателям бывает удобнее представлять содержание темы в виде структурно-логической схемы. В такой схеме, иногда её называют «пирамидой», вершиной является название схемы. Более низким порядком являются основные вопросы, которые должны быть рассмотрены для изучения темы в полном объёме. Каждый из основных вопросов также включает в себя элементы содержания, раскрывающие его. Основные правила составления и значение структурно-логической схемы в целом совпадают с правилами составления и значением графа.

Структурно-логическая схема или граф позволяют преподавателю увидеть весь объём и взаимосвязь учебных элементов содержания, знать, к каким учебным элементам составить тестовые задания и какой уровень усвоения должен быть проверен по каждому учебному элементу.

Свириденко М.И.

(г. Горловка )

преподаватель высшей категории

Горловского колледжа промышленных технологий и экономики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Современный процесс обучения представляет сложную многогранную организацию взаимодействия преподавателя и студента. Основной целью обучения является получение определённого результата, выраженного в соответствующих компетенциях, приобретённых обучающимся. Студент XXI века – это личность, которая требует от преподавателя применения новых форм и методов обучения такого уровня, чтобы будущий специалист имел возможность не только продемонстрировать свои знания, но и овладел умениями и навыками и смог развивать их в дальнейшем. Задача преподавателя заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студента и развивать творческое отношение к изучаемой дисциплине.

Одним из ориентиров в познавательной деятельности служит структурно-логическая схема (СЛС). Она призвана раскрыть основной понятийный состав модуля учебного материала (либо элемента модуля) и логику его изучения и служить полной ориентировочной основой умственных действий.

Данная технология применения СЛС способствует формированию культуры научного познания, активизирует логическое мышление, служит развитию у студентов способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений.

Важнейшей особенностью организации учебно- воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях есть то, что за первый год обучения студенты должны усвоить двухлетнюю школьную программу, то есть выучить за год то, что в школе изучают на протяжении двух лет – десятый и одиннадцатый классы. И как следствие, возникает проблема поиска новых и усовершенствование старых, проверенных временем, оригинальных и эффективных методов обучения истории Отечества, всемирной истории, философии и права, которые позволили бы за короткий срок восполнить пробелы в знаниях студентов и двигаться дальше по пути овладения учебным материалом.

Целью нашей работы является поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства, в частности роли структурно-логических схем в учебном процессе.

На этом пути одним из способов интенсификации учебного процесса является использование структурно-логических схем в системе межпредметных связей, которое способствует повышению качества знаний, системному изучению учебного материала, многовекторности знаний студентов социально-экономической направленности.

Схемы и таблицы помогают выделить определяющие события исторического процесса, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса общественных дисциплин, выделить суть проблематики, лучше усвоить сложные теоретические вопросы, главные идеи. В такой схеме в лаконичной форме закодирована важная информация по теме изучаемого. Кроме этого, система структурно-логических схем позволяет значительно масштабнее рассмотреть исторические процессы в стране на фоне мировых событий. Добавление правовой проблематики, связанной с историей, на первый взгляд, несколько затрудняет усвоение учебного материала, но это помогает осознать, в первую очередь одаренной молодежи, взаимосвязь общественно-политических процессов с состоянием правовой системы той или иной страны. Примером могут послужить трагические события 30-х годов XX в. в СССР и основные принципы «сталинской» Конституции 1936 года. Только совершенствуя инновационные технологии обучения, возможно поднять общий качественный уровень будущих специалистов, расширить их мировоззренческий багаж.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта народная мудрость как нельзя лучше подтверждает необходимость широкого внедрения структурно-логических схем в учебный процесс с использованием различных видов наглядности . Но используемая наглядность не должна быть размытой, сплошь презентационной. При составлении СЛС во главу угла необходимо поставить структурную четкость. И здесь нужна определенная система применения этих схем. Анализ научно-педагогических источников , а также наш многолетний опыт использования в учебном процессе СЛС, позволяют выделить несколько принципов этой системы:

1. Многовариантность.

2. Параллелизм как форма при использовании межпредметных связей.

3. Многоуровневость, в зависимости от степени подготовленности аудитории .

4. Сочетание в себе простоты и определенной сложности, доступности и логичной последовательности .

Остановимся на названных выше принципах более детально.

Многовариантность [ 1] :

    преподаватель предлагает студенческой аудитории готовую схему;

    учебной группе даются опорные сигналы структурно-логической схемы. Студенты вставляют недостающие звенья по мере изучения учебного материала, будь то лекция или самостоятельная работа;

    преподаватель предлагает алгоритм построения по ходу лекции;

    схема строится при выполнении самостоятельной работы;

    построение структурно-логической схемы самими студентами как завершающий аккорд лекции или практической работы.

Пример : построение СЛС по теме «Первая российская революция 1905-1907гг.» в виде равностороннего треугольника, где начало – «Кровавое воскресенье», вершиной является пик революции – вооруженные восстания в Москве и Горловке, а окончание – разгон ІІ Госдумы в 1907 году.

Параллелизм (2) особенно необходим при межпредметных связях.

Пример: структурно-логические схемы по разделам «Вторая мировая война» (дисциплина «Всемирная история») и «Великая Отечественная война» (дисциплина «История Отечества»).

Многоуровневость (3) связана с потенциалом группы, степенью ее готовности к занятиям. Здесь необходимо использовать разные варианты СЛС. От самого простого – готовая схема, до самой сложной – построение СЛС самостоятельно. Отлично подходит данная система при использовании бригадного или кооперативного методов обучения.

Она позволяет варьировать работу каждой бригады, дает возможность оперативно изменять виды заданий, делиться опытом исполнения лучших образцов с другими бригадами по мере их выполнения.

Простота и сложность объединяют в себе то, что студент может изобразить что-то самое главное, самое запоминающееся, и в отдельных случаях студентам нужно начинать с самого простого, с самых главных звеньев схемы, но только на ранней стадии. А сложность состоит в том, что можно объяснять СЛС или ее строить только, тогда когда студенческая аудитория имеет достаточный запас знаний по данной теме или разделу. Но и этого недостаточно. Студент должен предугадывать, а лучше – хорошо понимать логику событий. Очень важным является способность студентов абстрактно мыслить. Работа над СЛС способствует развитию данного типа мышления.

Нужно отметить, что наглядность при изучении истории и других общественных дисциплин играет особую роль в изучении событий прошлого. С помощью различных наглядных средств обучения преподаватель воспроизводит неповторимость исторических событий, создает возможные образы исторического прошлого. Без наглядности невозможно использование СЛС. Самая простая форма визуализации – это рисунок на доске. Из трех групп наглядных средств обучения – предметной, изобразительной и условно-графической – нам подходят в основном условно-графическая и изобразительная. Эту систематику наглядности создал еще Ян Амос Коменский. Обстоятельно она раскрыта в работе М. В.Коротковой и М.Т. Студеникина .

К условно-графической группе наглядных пособий относят различные виды исторических карт, исторические атласы, графики, диаграммы, структурно-логические схемы, педагогическое рисование. Данный вид наглядности с помощью языка условных знаков позволяет отобразить сущность исторических явлений, показать динамику и взаимосвязь исторических событий. Самая простая форма наглядности – это рисунок на доске. В доступности материала – простор для творчества. Нет застывших форм. Недостатком являются некий аскетизм изображения и недостаточная эстетичность.

К другим видам наглядности относятся иллюстрации , учебные картины , экранные пособия, компьютерная графика.

Среди экранных пособий лучше использовать интерактивную доску. Она помогает и в построении СЛС при помощи компьютерной графики и в их демонстрации – в цвете, динамике и быстрых итоговых выводах. Владеющие системой черчения «Компас» могут использовать ее для современного построения схем. Это хороший пример межпредметных связей общественных и технических дисциплин.

Таким образом, наглядные средства обучения позволяют создать не только зрительные образы, но и конкретизируют факты, раскрывают существенные стороны исторических событий, способствуют формированию понятий и закономерностей. Использование наглядности обеспечивает более глубокое усвоение исторического материала.

К числу условно-графических наглядных пособий принадлежат карты. Исторические карты бывают разных типов: общие, обзорные, тематические. Разновидностью карт являются контурные и карты схемы. Чаще всего молодые преподаватели используют карту лишь для локализации исторических событий. Тем не менее, функции исторических карт значительно шире. Она, как четкая схема, поможет наглядно объяснить причины древних городов и государств. Карта помогает выявить связь между историческими событиями, показать их динамику. Карта должна быть использована преподавателем не только при объяснении нового материала, но и студентами в процессе подготовки ответов на вопросы. При помощи карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Карта системно помогает при осуществлении межпредметных связей: всемирная история – история Отечества. С помощью карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Чтобы работа с картою была плодотворной, важно обучить студентов читать историческую карту. Каждый педагог должен усвоить и выполнять методические рекомендации по работе с картой.

При этом преподавателю следует помнить, что нельзя перенасыщать занятие разными видами наглядности, иначе оно утратит свою эффективность.

При изучении военных событий, кроме карты, целесообразно использовать схемы военных сражений. Схематические планы, нарисованные на доске или на бумаге, придадут рассказу преподавателя большей конкретности, убедительности, помогут лучше усвоить узловые моменты военно-исторических событий.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения. Он обеспечивает взаимосвязь не только дисциплин цикла, но и естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов, а также их связь с профессиональным обучением студентов. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность студентов, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из различных дисциплин. Использование СЛС при этом повышает доступность усвоения связей как между понятиями одной дисциплины, так и между различными дисциплинами. Так, например, системе межпредметных связей общественных дисциплин поможет составление реестра СЛС по темам и разделам всемирной истории и истории Отечества, перечень параллельного использования исторических карт. Можно дополнить СЛС указаниями на литературные произведения. Образцом может послужить раздел «Вторая мировая война», куда в сигнальные знаки схемы нужно добавлять ссылки на литературу по военной тематике.

Оптимальность и достоинства структурно-логических схем неоспоримы: 1. Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения.

2. Структурно-логическая схема в воображении студента создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений.

3. Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения.

4. Структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала.

5. Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации.

6. Структурно-логические схемы помогают студенту восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.

7. Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных студентов, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, в структурно-логической схеме в четкой обобщенной форме закодирована важная информация по проблематике изучаемых тем и разделов. При использовании на занятиях структурно-логических схем «работают» все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге – прочность полученных студентом знаний.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что работа в данном направлении требует продолжения. На очереди систематизация структурно-логических схем через составление реестра схем, адаптация и дифференциация по группам и направлениям. Это позволит интенсифицировать учебный процесс и поможет достичь главного принципа обучения – результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Г.І. Методика викладання історії в школі : навч. посіб. [для вищ. навч. закл.] / Г.І. Александрова, В.М. Александров, Л.І. Полякова. – Мелітополь: 2007. – 237с.

2. Баханов К.О. Лабораторно-практичні роботи у викладанні історії України / К.О. Баханов. – К., 1995. – 205 с.

3.Баханов К. О. Методика викладання історії : традиції та інновації / К. О. Баханов // Історія в школах України. – 2002. – № 6. – С. 9-12 .

4. Баханов К.О. Організація особистісно орієнтованого навчання: порадник молодого вчителя історії / К. О. Баханов. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 159 c. : табл. – (Б-ка журн. «Історія та правознавство», Вип. 1 (49)).

5. Баханов К.О. Сучасна шкільна історична освіта: інноваційні аспекти: монографія / К.О. Баханов . – Донецьк: ТОВ « Юго-Восток, ЛТД» , 2005. – 384 с.

6. Белякова М.М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы / М.М. Белякова // Педагогическое мастерство: материалы ІV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 93-105.

7. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. : Владос, 2007. – 91 с.

8. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

Аннотация

Свириденко М.И. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

Поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства привели автора к освещению роли структурно-логических схем в учебном процессе, достоинств использования структурно-логических схем в преподавании истории, в межпредметных связях.

Ключевые слова: структурно-логическая схема в истории, наглядность, межпредметные связи.

summary

(на английском языке)

Текст аннотации.

Key words:

Одним из компонентов содержания образования являются знания. Ученые педагоги и методисты отмечают, что основу знаний составляют понятия. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений. Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления учащихся Понятия различаются объемом. Они бывают простыми и сложными, состоящими из совокупности простых понятий. Понятия усваиваются в системе, постепенно, в связи друг с другом. Любое понятие имеет определение, которое состоит из главных и второстепенных признаков .

Следует отметить, что «рисунок» следует рассматривать как искусство, как тему и непосредственно понятие.

Ранее (в 2012 г.) студенткой факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (сейчас - факультет технологий инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета) Ю. Ронжиной под руководством научного руководителя, доцента Л. К. Патрушевой в рамках курсовой работы по теории и методике преподавания изобразительного искусства был выполнен анализ 17 определений понятия «рисунок» разных авторов. В исследовании сделан вывод о том, что понятие «рисунок» является сложным, так как состоит из нескольких простых; каждый автор «по-своему» формулирует данное определение; иногда понятие «рисунок» формулируется авторами недостаточно полно.

В 2015-2016 году исследование нами было продолжено. На первом этапе перед нами стояла задача выполнить поиск и анализ определений других авторов. В результате нами рассмотрено 25 определений понятия «рисунок», которые имеются в учебных пособиях высших учебных заведений, школьных программах по изобразительному искусству, художественных энциклопедиях и словарях.

Ниже приведем анализ пяти определений понятия «рисунок».

Н. М. Сокольникова пишет, что «Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного; средство познания и изучения действительности» . В этом определении главным признаком является «основа любого изображения», второстепенным - «средство познания и изучения действительности».

Т. Ф. Ефремова и Д. Н. Ушаков, авторы толковых словарей, формулируют понятие одинаково: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем» , . Оба автора в понятии используют признак «нарисованное изображение» и указывают какими средствами можно сделать рисунок.

Автор «Популярной художественной энциклопедии» А. М.Прохоров раскрывает понятие следующим образом: «Рисунок - какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна» . В данном определении автор дает информацию только о графических средствах, необходимых для выполнения рисунка.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова содержится следующее определение: «Рисунок - нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь; совокупность графических элементов в картине; сочетание линий, красок и теней, узор; искусство рисования» . Мы считаем, что автор использует в определении и главный признак («нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь»), и второстепенные признаки: дающие информацию о выразительных средствах («сочетание линий», «совокупность графических элементов»), дающие информацию о материалах («красок»), а также иные - «тень», «узор», «искусство рисования».

Автор учебного пособия для вузов «Рисунок» С. В. Тихонов формулирует понятие следующим образом: «Рисунок - основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и т. д.» . Автор в понятии делает акцент на главные признаки («основа всех изобразительных искусств»), второстепенные признаки: дающие информацию о материалах и инструментах («карандашом, пером, кистью»), иные - «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений».

Для наглядности наличие в определениях разных авторов главных и второстепенных признаков представим в Таблице.

Таблица

Признаки

Сокольникова Н. М.

Ефремова Т. Ф.

Ушаков Д. Н.

Прохоров А. М.

Ожегов С. И.

Тихонов С. В.

  1. 1. Главные

1.1. Нарисованное изображение; основа любого изображения; основа всех изобразительных искусств

1.2. Контур, очертание (графические элементы)

1.3. Самостоятельная область художественного творчества

  1. 2. Второстепенные, дающие информацию о графических средствах
  1. 3. Второстепенные, дающие информацию о материалах и инструментах

3.1. Карандаш

3.2. Перо, кисть

3.3.Мягкие материалы (уголь, сангина, сепия и т.д.)

3.4. Краски

3.5. Акварель

  1. 4. Иные

4.1. Средство познания и изучения действительности

4.2. Рисунок как искусство; «самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений»

В результате анализа определений разных авторов (Н. М. Сокольникова, Т. Ф. Ефремова, Д. Н. Ушаков, А. М.Прохоров, С. И. Ожегов, С. В. Тихонов), следует заключить, что все они содержат главные и второстепенные признаки, но в разных сочетаниях. Мы считаем, что определение, особенно для школы, должно быть четким и понятным, полным и легко запоминаться.

На основе данных понятий сформируем следующее определение:

Рисунок - это основа изображения или готовое изображение на плоскости, выполненное карандашом, пером с использованием графических средств (линия, тональное пятно, штрих) и их сочетаниями.

На следующем этапе исследования мы провели опрос будущих учителей изобразительного искусства, с целью определения уровня остаточных знаний по теме «Рисунок». Студентам давалось задание: написать, что такое рисунок»; перечислить все понятия, которые включает в себя тема «Рисунок», а также понятия, которые ассоциируются с этой темой».

В опросе 2016 года приняли участие 46 студентов I, II, III, IV курсов. Результаты мы сравнили с опросом 2012 года, в котором приняли участие 38 человек (см. диаграмму).

Диаграмма

Уровень остаточных знаний у будущих учителей изобразительного искусства по теме "Рисунок"
за 2012 и 2016 гг.

В результате анализа результатов опроса следует констатировать, что

Имеется положительная динамика уровня остаточных знаний студентов по теме «Рисунок»;

Остаточные знания студентов по теме «Рисунок» неполные и имеют направленность в сторону практики. В большинстве случаев респонденты указывают материалы (пастель, уголь, тушь, акварель и др.) и инструменты (карандаш, кисть, перо и др.) для выполнения рисунка и не пишут определение.

Из общего количества опрошенных в 2016 году только 8 студентов написали определение понятия, состоящее из главных и второстепенных признаков.

Это позволяет сделать вывод о том, что будущим учителям изобразительного искусства не хватает структурированных знаний по теме «Рисунок».

Для решения выявленной проблемы следующий этап исследования мы посвятили поиску и систематизации понятий, которые относятся к теме «Рисунок».

В результате изучения специальной литературы по рисунку следует отметить, что тема «Рисунок» состоит из пяти крупных разделов: виды, жанры, художественно-выразительные средства, художественные материалы, перспектива. Каждый из разделов представлен группой понятий.

На основе имеющихся понятий, составим структурно-логическую схему основных понятий темы «Рисунок» (см. схему). Схема позволяет наглядно представить систему понятий и рекомендуется нами для внедрения в процесс обучения школьников на уроках изобразительного искусства, системе дополнительного художественного образования и будущих учителей изобразительного искусства.

Схема

Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок»

Эффективность применения структурно-логической схемы основных понятий темы «Рисунок» доказана результатами апробации на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Эта схема применялась на уроках в 5, 6, 7-м классах с целью ознакомления и формирования представлений о системе понятий. Мы пронаблюдали, что учащиеся при описании своих работ и произведений художников легко и правильно применяли понятия, относящиеся к группам «виды», «жанры», «художественно-выразительные средства», «художественные материалы» рисунка.

На следующем этапе проведения исследования мы планируем апробировать методику применения структурно-логической схемы по теме «Рисунок» при обучении будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Полученные нами результаты исследования еще раз доказывают, что любые знания, в том числе и по рисунку формируются и развиваются в системе. Система понятий темы, представленная в виде наглядной схемы, способствует лучшему пониманию и усвоению содержания. Структурно-логическая схема основных понятий по теме «Рисунок» может применяться на различных этапах обучения, так как понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения предмета.

В учебную дисциплину входят следующие блоки:

1. Характеристика системы профессиональной подготовки в ПТУЗ.

2. Документы, определяющие содержание и порядок обучения в ПТУЗ.

3. Разработка утверждения и регистрация УПД для ПТУЗ.

4. Учебная литература.

5. КМО – комплексно-методическое обеспечение процесса обучения.

6. Методическая работа педагога-инженера.

7. Учебно-материальная база учебного заведения.

Образовательный стандарт высшего образования Республики Беларусь ОСВО 1-08 01 01-2013

Понятие о профессионализме педагога-инженера

Сфера профессиональной деятельности:

Образование (обеспечение образовательного процесса в ПТУЗ);

Наука (проведение инженерных и педагогических исследований);

Производство (проектирование технологии материального или интеллектуального продукта).

Объекты профессиональной деятельности:

Образовательный процесс в ПТУЗ, учебных центрах, межшкольных УПК, в ВУЗах, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров в отделах технического обучения промышленных предприятий, научные исследования в НИИ системы образов, отраслевых и академических НИИ, производственный процесс на предприятиях отраслей экономики.

Виды профессиональной деятельности:

Педагогическая, научно-методическая; организационно-экономическая, научно-исследовательская, проектная; производственная, инновационная.

Уровни педагогического мастерства

1. Репродуктивный (умею рассказать то, что знаю сам).

2. Адаптивный (умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории).

3.Локально – модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по отдельным разделам, темам учебной дисциплины).

4.Системно - модулирующий (владею стратегией и тактикой проведения занятий по дисциплине в целом).

5.Системно-модулирующий и поведение учащихся (средствами своей дисциплины или предмета не только обучать, но воспитывать учащегося).

Лекция 2

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ В ПТУЗ

1. Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

2. Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

3. Учебный план специальности (специализации), его содержание и структура.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план.

5. Типовая учебная программа и рабочая учебная программа.

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессиям

Единый тарифно-квалификационный справочник по профессии: данный документ разрабатывается и утверждается в министерстве труда и социальной защиты.

Суть этого документа заключается в том, что на каждую квалификацию рабочего служащего, оговаривается тарифной системой оплаты (одна и та же работа оплачивается по разному). Этот документ обязателен для исполнения руководителями предприятий разных форм собственности.

Основными государственными документами, определяющими характер содержания обучения в учебном заведении определенного типа, являются квалификационные характеристики, учебные планы и учебные программы. Анализ требований проводится с учетом всех факторов, оказывающих влияние на содержание профессионального образования. К ним относятся: структура предмета, требования к общим профессиональным, общеспециальным и специальным знаниям непосредственно по предмету, вне предметные и внутри предметные связи, отдельно взятые темы.

Учебная программная документация: типовая, экспериментальная, рабочая.

Руководящим документом для разработки УПД в ПТУЗ является типовая (типовой учебный план) учебная программа. Они разрабатываются Министерством образования РБ, утверждаются и пересылаются в областные институты усовершенствования учителей (ИУУ), а именно в методический отдел.

Структура типового плана включает два компонента:

Федеральный (государственный);

Региональный/

3. Учебный план специальности (специализации), их содержание и структура.

Учебный план специальности – государственный документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он оговаривает:

1 . Название специальности или специализации;

2 . Срок обучения;

3 . Форму получения образования (дневная, вечерняя, заочная);

4 . График учебного процесса:

а) количество учебных недель, которые отводятся на теоретическое обучение;

б) количество учебных недель, которые отводимые на учебные практики;

в) количество недель, отводимых на каникулы;

г) формы проведения контрольных и зачетных мероприятий.

5. Содержание учебных дисциплин по блокам:

а) социально-гуманитарные науки;

б) общепрофессиональные;

в) специальные;

г) дисциплины специализации.

6. Количество часов отводимых на изучение дисциплин, виды занятий;

7. Перечень спец. курсов и факультативов.

4. Типовой учебный план. Рабочий учебный план

Учебный план – нормативный документ, определяющий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний учащихся.

Рабочий учебный план – документ, определяющий содержание подготовки специалиста с учетом региональных потребностей и особенностей образовательного учреждения. Он составляется на основе типового учебного плана для конкретной профессии с учетом прогнозируемого уровня квалификации, присваиваемого учащимся после завершения обучения; материально-технической базы предприятия, учебного заведения; специфики региона и условий организации производственного обучения и производственной практики. Рабочий учебный план разрабатывается непосредственно в учебном заведении.

Типовая учебная программа и рабочая учебная программа

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретной учебной дисциплины, содержание и последовательность изучения учебного материала. Это основной педагогический документ, отражающий государственные требования к содержанию обучения в ПТУЗ.

Рабочая учебная программа – документ, который определяет содержание образования по конкретной дисциплине, разрабатываемой на региональном уровне с учетом гарантированности полноты реализации содержания образования на установленном стандартном уровне. Она разрабатывается на основе типовой учебной программы с учетом количества часов теоретического и практического обучения.

В пояснительной записке к учебной программе раскрываются место и назначение дисциплины в системе подготовки специалиста; образовательная и воспитательная задачи, которые должны быть решены в процессе обучения; связи учебного предмета с другими дисциплинами, с производственной практикой.

Она устанавливает:

1. Наименование учебного предмета;

3. Перечень разделов, тем, вопросов, подлежащих изучению, объем учебного материала по каждой теме;

4. Последовательность изучения учебного материала по предмету;

5. Количество часов отведенных на изучение раздела или темы;

7. Список основной и дополнительной литературы.

Она разрабатывается с учетом следующих принципов:

· Формирование у учащихся ЗУН.

· Принцип научности (отражение современных достижений в области педагогики, психологии, методики преподавания).

· Принцип систематичности (расстановка учебного материала от простого к сложному).

· Принцип доступности (учет психофизиологических особенностей учащихся).

· Принцип вариативности (возможность применения документа в одноименных ПТУЗ).


ЛЕКЦИЯ 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Процесс производственного и теоретического обучения. Его задачи и возможности

2. Организационные формы и методы обучения дисциплинам специализации

3. Требования к современному уроку

4. Структура и типы уроков теоретического и производственного обучения



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»