Высшие духовные ценности подразделяются на. Духовные ценности в жизни человека

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне , о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. Благодаря им человек становится частью созидательной энергии высших сил. Он способен выйти за пределы собственного внутреннего «Я», открывшись во взаимосвязи с миром на более высшем уровне развития.

Важно отметить, что духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Помимо этого, они выступают некой предпосылкой ответственности, даруя личностную свободу, безграничность.

Виды духовных ценностей

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность - именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе». Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт.

3. Эстетические ценности , связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного , умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Духовные и моральные ценности

Моральные ценности - это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные - принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»