Ребенок пережевывает пищу и выплевывает. Ребенок не глотает твердую пищу. Что делать

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.

Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.

Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.

Особенности процесса глотания

Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до прорезывания зубов . С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.


На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

Почему отсутствует соматическое глотание

Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:

  • чрезмерно затянулся период сосания соски ;
  • не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
  • зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
  • уздечка языка короткая и неэластичная;
  • привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.


К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.

Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.

Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.

Ход лечения

Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.


Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.

Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что жевать и глотать.

Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.

Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:

  • Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
  • Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
  • Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
  • Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
  • Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
  • Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
  • Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.


Приучаем глотать:

  1. Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
  2. Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
  3. Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
  4. Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.

Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.


Приучаем глотать таблетки

Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

  • объясните ему последовательность действий;
  • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
  • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
  • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.

Уведомления

Ребенок не глотает твердую пищу. Что делать?

0 9

а ребенок и будет плеваться это нормально тоже такое было все было уляпано раздавленными выплюнытыми комками, начинали с детского растворимого печенья и фруктов

а сейчас обратная ситуация кризис 1и4 ест только куски желательно только мясо, в тарелке должно быть не меньше 3х ложек, причем ест только сама, кормить не позволяет

можете серчать но я считаю что блэндер - зло

Попробуйте дать ложку и вилку, пусть попытается есть самостоятельно. Вам надо будет набраться терпения, так как еда будет лететь во все стороны. Но эффект вы почувствуете уже через 2-3 недели. Моя дочка старше вашего сыночка на 1,5 месяца, мы именно таким образом приучились есть твердую пищу. Теперь ужин она полностью ест самостоятельно вилкой, только при условии, что в тарелке все кусочками, а не пюре. В обед суп- пол порции кормлю ее я, пол порции доедат дочь самостоятельно. Конечно, пролевает, крошет и т.д. зато какие у нее счастливые глаза, с каким удовольствием она стала есть. Желаю вам удачи!

Я сама такая была. До трёх лет давилась. Мама всё мяла, но тщетно... Потом само все прошло. Потихоньку привыкла. Долго не могла есть картофельное пюре и манную кашу с комочками. Спасибо маме, всё вытерпела!!!

Нам год и 8, до полутора лет перетирала всё в пюре блендером, так как если хоть маленький кусочек попадался - давился.Затем стала мять толкушкой, попадались кусочки, но давиться перестал. Сейчас чуть-чуть разминаю вилкой, кушает хорошо.Так что не расстраивайтесь, всё получится!

У нас так же. Нам год и 4. Зубки полезли поздно. Жевать особо нечем еще. Хлеб, бананы, печенье, баранки жует и не выплевывает. А вот с супчиками и т.п. - беда. Но я думаю, что все наладится со временем. Раньше выплевывались ВСЕ кусочки без исключения, сейчас выборочно:) Мы на верном пути. :) И у вас тоже все будет хорошо, не переживайте!

У меня похожая ситуция, суп с кусочками овощей выплевывает, ест редко, такое впечатление, что ей просто лень жевать. Я мну вилкой, всё равно же получаются кусочки, только поменьше, так она ест. Милане год и 1 месяц. Но банан, печенье, что-то со стола если дать, то жует, а так нет. Не знаю тоже что делать, если обманом кормить, якобы у себя из тарелки вытаскивать - кормление затягивается на час... = 0" data-ng-click="showMoreComments()">Показать еще

смотрите что нашла:
После года.
После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией.
Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.
Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания – это время между 4 и 8 часами утра.
Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди, которые могут происходить примерно1 раз в час. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 2-4 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.
Отлучение от груди.
Оптимальные физиологические сроки отлучения от груди 1 год и 3 месяца- 2 года и 6 месяцев. У матери постепенно происходит инволюция лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова “убежать “ от ребенка, а ребенок уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди.
Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько успокаивается и наступает момент расставания. На время отлучения от груди матери лучше уехать на 3-5 дней и вернуться к ребенку в новом качестве. Именно таким образом происходило отлучение ребенка от груди в деревне и в некоторых племенах, сохранивших архаичную культуру.
Интересно, что момент прощания с грудью мать переживает более эмоционально, чем ребенок. Она очень жалеет, что теперь между ней и малышом уже нет такой тесной связи, что он уже не нуждается в ней так сильно, как было во время грудного вскармливания.

Приведенные данные взяты из книги “ Консультирование по грудному вскармливанию” автор Ж.В.Цареградская, рецензент И.М.Воронцов – доктор медицинских наук, профессор. Отдельно данные в сокращенном варианте были опубликованы в журнале “Наш малыш” за январь 2000 года.

Подготовкой к детскому саду, если Вы решили отдать ребенка в детское дошкольное учреждение уже считается то, что Вы учите ребенка кушать. А прежде – вводите прикорм. Важно научить ребенка формировать пищевой комок, чтобы было понятнее. Пищевой комок – это комочек пищи, пропитанный слюной и достаточно скользкий для глотания. Ребенок пережевывает грубые кусочки пищи, яблочко, овощи. Измельчая и смачивая слюной сухую пищу (хлеб, сухарики, печенье). Жевание завершается глотанием - переходом пищевого комка из полости рта в желудок. Глотание – сложный физиологический процесс, который делится на три фазы. Пережевывание, сокращение поочередно нескольких частей мышцы языка (передней и средней), проталкивание пищевого комочка по пищеводу. Поэтому глотать малыша нужно научить.

Думать о том, что время придет – ребенок сам научиться – безответственно и беспечно.

Глотание – это условный рефлекс, поэтому его нужно выработать! Одним из причин этой проблемы – это позднее включение в рацион ребенка твердой пищи.

Ошибку же которую совершаю чрезмерно заботливые мамочки – это перетирание, перемалывание пиши. Вы измельченное в блендерах, как следствие жидкая пища, а как следствие этого ребенок абсолютно не умеет глотать. Его попросту рвет или ребенок жует и выплевывает. Такой малыш – настоящая проблема для воспитателей сада. Им приходится буквально делать за родителей их работу – учить ребенка жевать. Ребенок соответственно недоедает свою норму, плохо набирает вес, отстает от своих сверстников в физическом и умственном развитии.

Поэтому, уважаемые мамочки и папочки, пробуйте к примеру, вареный картофель не перетирать, а размять вилкой. Крупы не молоть на кофемолке в пыль, а сохранить частички зернышек. Лично мне бабушка молола гречку в ручной кофемолке. При появлении у него первых зубов не ввели в рацион твердый прикорм. Следовательно, чтобы научиться этому навыку, мышцы языка ребенка нуждаются в регулярной тренировке. Давайте малышу как можно чаще жевать твердую пищу: сушки, баранки, сухари, мясо, яблоки и морковь. Это же полезно и для формирования правильного прикуса у будущего кравца или красивицы

Прикорм 6 месяцев Начинать лучше с каши или овощного пюре. Лично моя любимая каша — это овсяная , поэтому её и популяризирую. Овсянка слизкая, хорошо глотается, обволакивает стенки желудка.

Прикорм ребенка 7 месяцев Можно готовить пюре из овощей, варить суп.

Прикорм ребенка 8 месяце. Фруктовой пюре из яблока, груши, персика делаем для крохи. Поэтому простой совет для заботливых мамочек – не переусердствуйте в своей заботе.

Пусть ребенок учиться жевать и глотать сам. Однако, будьте внимательны.

Ребенок может не уметь глотать по ряду медицинских причин:

  • позднее прорезывание временных зубов;
  • короткая уздечка языка;
  • ротовое дыхание.

Читайте также об рефлексах малышей в рубрике «»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»