Арп синего типа в 5 лет. Аффективно-респираторный приступ

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ. Аффективно-респираторные приступы, или пароксизмы, припадки (АРП), breath-holding spells, (в просторечии – закатывания) представляют собой внезапные кратковременные остановки дыхания на высоте вдоха с невозможностью выдоха, возникающие при плаче у детей грудного или младшего возраста. Ребенок при этом в той или иной степени синеет или бледнеет. Один из часто встречающихся вопросов по неотложной помощи в практике педиатра и детского невролога, это состояние очень пугает родителей, поэтому расскажу о нем подробнее.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

В это время родители начинают паниковать, хотя для ребенка это, согласитесь, не лучшая помощь. Поэтому приведу все материалы, которые мне удалось собрать по этому вопросу.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - \"синий\" и \"бледный\".

\"Бледные\" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. \"Бледные\" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу \"синих\". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь \"обмякает\" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

АРП сопровождаются ростом тонуса блуждающего нерва. При бледных пароксизмах иногда наблюдаются задержки сердцебиения (асистолия), при обоих типах пароксизмов часто встречаются электроэнцефалографические (ЭЭГ) патологические изменения. Приступы наблюдаются в возрастном диапазоне от новорожденности до 5-6 лет, хотя наиболее часто наблюдаются в возрасте до 2-3-х лет.

Приступы могут быть как редкими (раз в несколько месяцев), так и частыми, много раз в день. Длительность задержки дыхания может колебаться от 1-2 секунд до десятков секунд. По данным некоторых авторов, приступ АРП может перерасти в эпилептический припадок.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость (знакомая картинка, да?). В этой \"двигательной буре\" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение \"ужасных двухлеток\" в \"ужасных двенадцатилеток\".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами.

Предупреждение приступов. Приступы раздражения являются вполне нормальными для любых детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости. Думаю, многие с этим уже познакомились на практике, да?

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов (приступов) определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы. Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка, и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды \"стоп\" к команде \"вперед\". Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды \"вперед\", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. дети не любят слово «нет» и «нельзя». Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: \"Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного\". Затем дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: \"Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине\". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: \"Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату\".

Судороги при респираторно-аффективных приступах.

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Обследование.

Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом. Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.

У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.

Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.

Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.

Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.

ЛЕЧЕНИЕ

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых, необходима семейная психотерапия, направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, нормализацию семейных отношений и др. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения, где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. При очень частых (ежедневно, несколько раз в день) припадках (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь). Применение этих препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Как уже указывалось, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку обычно не требуется. Только при затянувшемся пароксизме следует какими-либо воздействиями (обрызгивание водой, похлопывание по щекам и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды - групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию истероидных черт личности.

При наличии у больного ребенка соматической астенизации необходимы проведение общеукрепляющей терапии, санация очагов хронической инфекции. Рекомендуется проведение седативной терапии, причем, кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, нередко приходится применять транквилизаторы - триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны водные процедуры - хвойные ванны, обтирания и проч. Во время самого истерического приступа помощи больному ребенку не требуется.

* Чрезмерно опекать и потакать не стоит, но и совсем оставлять детей без внимания не надо. Стараться предотвратить и предупредить наступление приступа. Родители уже обычно представляют себе ситуации и состояние ребенка, которые грозят вылиться в приступ.

* физ.упражнения и прочее без ограничений. Но стараться, чтобы ребенок не перевозбуждался. Телевизоры и компьютеры – под запретом.

* приступы учащаются весной-осенью, - надо пить витамины и делать успокаивающие ванны, пить чаи и заниматься зарядкой.

* есть закономерности: Чем больше промежуток между приступами, тем больше вероятность того, что следующий приступ наступит позже и наоборот. Т.е. если приступа не было 2-3 мес., то его вероятность уменьшается. А если был приступ, через неделю ещё один, то следующий может наступить хоть сегодня.

И конечно: особенно внимательно в этот период относиться к желаниям ребенка.

* Во время приступа надо не паниковать, а обратить внимание на ребенка: в какую сторону наклонена голова, под каким углом, трясёт ли он головой, обмякает ли он или наоборот тело у него становится жестким, когда это происходит, закатаны ли у него глаза и пр. Это надо, чтобы врач могла диагноз ТОЧНО поставить!!!

* Эти приступы могут быть симптомом эпилепсии. Но до 5-7 лет эпилепсию не ставят (до тех пор, пока нельзя провести томографию мозга и пр.обследования. К тому времени подавляющее большинство детей \"вырастают\" из этого состояния. Но регулярный контроль невропатолога пока им необходим.

Оценить материал:

0

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.

Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.

Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.

Что это такое? Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Что еще важно знать родителям?

Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.

Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.

После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.

По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.

Причины аффективно-респираторного приступа у детей

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений

Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.

В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:

  • синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
  • белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
  • простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
  • осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.

При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.

Симптомы и клиническая картина

Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:

  • нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
  • при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
  • теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
  • малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
  • начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
  • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
  • спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.

При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.

Диагностика и отличия от эпилепсии

Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.

Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.

Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:

  • к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
  • АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
  • У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
  • у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
  • при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
  • при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
  • существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.

Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.

Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Оказание первой помощи ребенку при АРП

Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.

Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.

При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.

Лечение аффективно-респираторных приступов у детей

Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.

Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:

  • нормализовать режим дня ребенка:
  • разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
  • исключать по возможности психотравмирующие факторы;
  • научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.

Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.

При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.

Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:


Категории: / / от

Что такое аффективно-респираторные приступы ? Давайте разберемся ниже в этой статье, особенно полезно это будет прочитать родителям, у которых есть маленькие дети...

Нужно ли спрашивать любую мать, что самое важное и ценное в жизни, и она тут же ответит, что это здоровье ребенка. Ведь иногда родители могут сталкиваться с такими детскими болезнями, о которых они раньше ничего и не слышали! И в такие минуты особенно беспомощной чувствует себя мама, когда ей в таком своеобразном паническом состоянии кажется, что она ничем не может помочь своему малышу.

Наши дети - это цветы жизни. И несомненно каждый родитель готов дать своему ребенку максимум из того, что имеет сам, чтобы эта самая жизнь не была омрачена болезнями и другими негативными эмоциями. Но ведь бывает случается так, что дети все-таки болеют. И особенно это страшно, когда болезнь добирается до новорожденного или грудного ребенка, который не может сам сказать, что же у него болит. И это чувство бессилия, которое настигает в этот момент родителя, не пожелаешь испытать никому!

Но предупрежден, значит вооружен! Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем конечно же очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит, и как можно помочь ему.

Аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ - это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей. Иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами. В ответ на болевое воздействие, чаще при падении, гнев, страх, испуг, возникает плач ребенка с последующей остановкой дыхания на вдохе. Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект».

Далее идет апноэ, когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу. Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут, но в среднем продолжается 30-60 секунд. Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут.

Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» - это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ.

У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией.

Вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать. Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа. Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается.

До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко. Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер скорой помощи нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней. А также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье. То есть: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит?

Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно, как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно. Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги.

Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка, получается, сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога. Дело в том, что иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

у новорожденных может быть следствием:

  • родовой травмы;
  • нарушения анатомии носа (смещением носовой перегородки, врожденные изменения);
  • ожирения;
  • гипертрофии миндалин;
  • отека носоглотки (при воспалении или аллергии).

Данное заболевание отмечается у детей в любом возрасте, но чаще всего проявляется оно с двух до восьми месяцев. Если Ваш ребенок постоянно утомлен или наоборот ведет себя беспокойно, прерывисто и часто дышит, некрепко спит, храпит или его грудь вдруг перестает вздыматься при дыхании, срочно обратитесь к врачу! Возможно это проявление случая апноэ во сне. И если апноэ, это симптом заболевания, и довольно редкого, то аффективно-респираторные приступы не редкость и, зачастую, диагностируются у 25% детей при проявлении очень сильных эмоций.

При аффективно-респираторном приступе младенец, заходящийся в сильном плаче, может резко посинеть и перестать дышать. Длится такой приступ недолго, однако, это и есть основной симптом аффективно-респираторного приступа.

Возникают аффективно-респираторные приступы рефлекторно, но если они учащаются, необходимо обратиться к неврологу и психологу, ведь АРП у новорожденных проявляются в связи с сильными отрицательными эмоциями, которые вызывают спазм мышц гортани. А найти причины и справиться с такими последствиями этих эмоций помогут только врачи.

Так же у детей может возникать предрасположенность к возникновению АРП из-за дефицита кальция, который может вызывать спазмы в гортани, или если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью. Врачами же доказана прямая связь между такими приступами и наследственностью. Так что, если Ваши мамы и папы когда-то говорили Вам, что Вы задыхались во сне или у Вас диагностировали АРП, помните, Ваш ребенок в группе риска и потому будьте внимательнее к любым проявлениям задержки, особенно ночного дыхания.

Аффективно-респираторные приступы (АРП) или синдром задержки дыхания может возникать от 1 раза в год, до нескольких раз в день. Чаще всего отмечены приступы, которые случаются ежемесячно или еженедельно на втором году жизни ребенка. Этот синдром происходит во время сильного надрывного плача. В какой-то момент ребенок просто перестает дышать, замерев с открытым ртом и посиневшими губами. Дальше он просто сползает на пол, обмякнув. Обычно такой приступ не занимает больше 30-60 секунд, но когда родитель наблюдает такое у своего ребенка, эти секунды превращаются в вечность!

Как вести себя родителям при АРП?

В ходе проводимых научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но ведь это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Скорее всего уместнее в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети — страдали в свое время одинаковой проблемой. Как правило, врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда Вы так или иначе стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу желательно подумать о том, как Вы строите отношения со своим чадом. Возможно Вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить порой от незначительных жизненных невзгод, или же слишком балуете, когда родители ни в чем не отказывают своему чадо? Тут может быть нужно обратиться к психологу, если в Вашей семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Весьма огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, который основан на сбалансированном, правильном нагружение в физическом и умственном плане. Будет не лишним, если Вы будете внимательно следить за малышом в течение дня – так Вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. К примеру, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Это касательно и во всем остальном: сборы в детский сад, поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно нужно говорить с маленьким человечком о его чувствах. Ведь в некоторых случаях истерики проявляются и продолжаются происходить с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. А вот Вы просто помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида, вполне естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, ведь это в последующем может не раз выручить его в будущем.

При особо тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначать малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Глицина, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

В том случае, если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

Лечение АРП.

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому такое лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых , необходима семейная психотерапия, которая будет направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, и последующею нормализацию семейных отношений. Целесообразно также определение ребенка в дошкольные учреждения, где как правило данные приступы не повторяются. В случае, если проявление аффективно-респираторных приступов стало реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот желательно временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых , непосредственно нужно проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Тут наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В случае более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. Когда наблюдаются частые (ежедневные, несколько раз в день) припадки (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь).

Применение таких препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Характерно замечено что, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время такого припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку, как правило обычно не требуется. И если только наблюдается затянувшийся пароксизм, то следует воздействовать (обрызгивание водой, похлопывание по щекам). Чтобы способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды — групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию астероидных черт личности.

В случае, если наблюдается наличие у больного ребенка соматической астенизации, то тут необходимо проведение общеукрепляющей терапии, с последующей санацией очагов хронической инфекции. Рекомендовано проведение седативной терапии, причем кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, зачастую приходится применять транквилизаторы — триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны также водные процедуры, такие как хвойные ванны, обтирания. В случаях самого истерического приступа — помощи больному ребенку не требуется.

В начале приступа иногда можно его прекратить, если Вы будете пробовать переключить больного на самые различные виды деятельности, это может быть чтение книг, игры, или прогулка. В случае, если этого сделать не удается, то тогда лучше на фиксировать внимание окружающих на припадке, можно также оставить ребенка одного, и очень часто и вероятно, что тогда приступ быстрее пройдет.

Не нужно бояться, но и не нужно бесцельно экспериментировать. Но все-таки пробовать все изложенное выше так или иначе — предстоит Вам, будущие или уже настоящие родители!

Многие родители иногда замечали, что во время сильной истерики ребенок начинает заходиться в крике и на мгновение (а может, и на больший промежуток времени) он замолкает, словно начинает набирать побольше воздуха, для еще более сильного крика. Действительно, в большинстве случаев ребенок «набирается сил», чтобы выдать еще громкий крик, но бывает, что всему виной аффективно респираторные приступы у детей. Это своего рода детское проявление , которое проявляется у взрослых.

Аффективно респираторный приступ у ребенка (АРП) не опасен и не должен вызывать беспокойств у родителей (только если ребенок не старше 3 лет). Это состояние, которое характеризуется задержкой или неестественным дыханием, а в некоторых случаях и судорогами.

Что же происходит с малышом? Так как нервная система маленьких детей неустойчива, они очень легко перевозбуждаются, нагружая себя эмоционально и психологически.

В определенный момент крика или истерики малыш замирает, его дыхание словно внезапно обрывается, и это вызывает повод для беспокойства.

Внутри организма начинает происходить гортанный спазм, который не виден снаружи. Подобное спазмирование причиняет ребенку дискомфорт и даже боль.

Помимо внутреннего дискомфорта, приступ проявляется и вегетативными изменениями, а именно изменением оттенка кожи. Ведь в организм не поступает кислород, и он вынужден реагировать.

Длительность приступа варьируется от нескольких секунд до одной минуты, но не больше.

Частота проявления данного явления сугубо индивидуальна, так как каждый ребенок личность и обладает особенностями поведения. К примеру, дети с повышенной нервной возбудимость могут испытывать АРП чаще, чем их более спокойные сверстники.

Не стоит думать, что АРП встречается повсеместно, вовсе нет. Данные приступы могут не проявляться у самых непоседливых детей, и наоборот развиться у спокойных.

С возрастом данная патология проходит бесследно. Нет свидетельств, чтобы аффективно респираторные приступы проявлялись у взрослых. Однако, если малыш продолжает задыхаться после трех лет - это повод для беспокойства и проведения более углубленного обследования.

Классификация

Классификация АРП включает в себя два подвида недуга:

  1. Бледный тип.
  2. Синий тип (с цианозом).
  3. Смешанный тип.

Данные названия характеризуют детский цвет кожи, который ребенок приобретает во время приступа. Причем бледный цвет случается намного реже, чем синий и свидетельствует о причинении ребенку боли (укол, удар, ушиб и т. п.). Возможно, перетекание бледного типа в потерю сознания, из-за переизбытка углекислого газа в организме

Синий цвет, в свою очередь, проявляется во время серьезного эмоционального перенапряжения (невозможность получить желаемое или страх нахождения с незнакомым человеком или незнакомой местности).

Психика ребенка, тем более новорожденного довольно хрупка и требует тотального контроля со стороны родителей, именно из-за таких неприятных и в некоторой степени опасных проявлений.

Несмотря на то что АРП не вызывает задержек в развитии ребенка, есть опасность нарушения дыхательной системы малыша.

Причины

Аффективно респираторный синдром у детей проявляется не просто так, а по конкретной причине. В частности, в группе риска находятся малыши, на которых оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность (если один из родителей страдал в детстве подобным недугом, с вероятностью до 35% ребенок унаследует данный синдром);
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа;
  • эпилептическая составляющая (наличие в анамнезе больного эпилепсии повышает риск развития данного синдрома).

Со стороны нервной системы, провоцирующими факторами могут выступать:

  • сильно раздражение или гнев;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, паническое состояние;
  • обида;
  • переутомление;
  • перевозбуждение.

Немаловажную роль на возникновение подобных приступов играет поведение родителей и общая атмосфера в доме.

Симптомы

Основной симптом проявления АРП - кратковременная задержка дыхания на вдохе. То есть, больной сделал выдох, но не может вдохнуть и словно замирает в таком состоянии.

Синий тип болезни развивается по следующему сценарию:

Ребенок сильно плачет или просто кричит, у него развивается истерический припадок. Во время крика он непроизвольно выдыхает воздух из легких и в этот момент происходит непроизвольная остановка дыхания.


Выглядит это следующим образом:
  • открытый рот;
  • плач прекращается;
  • начинает проявляться синюшный оттенок лица, губ;
  • полное отсутствие дыхания, но не более минуты.

Кстати, АРП может развиться и у грудничка.

После того как приступ прекратился ребенок может обмякнуть, и заснуть. Такой сон длится до 2 часов, в зависимости от интенсивности припадка.

В том случае, когда задержка дыхания составляет более одной минуты у ребенка могут начаться судороги. В медицине существует такое понятие, как клиническая судорога (возникает при недостаточном поступлении кислорода в организм).

Что касается бледного типа болезни, то она проявляется немного по-другому. В случае сильного страха перед уколом или чем-то другим, чего он боится, при причинении ему боли, ребенок затихает (в большинстве случаев), бледнеет и теряет сознание.

Самый ранний признак надвигающегося аффективного приступа - бледность кожи. Также есть вероятность отсутствия пульса на короткий промежуток времени.

Ребенок словно находится в состоянии аффекта и не может контролировать свой страх. В наиболее тяжелых случаях может произойти непроизвольное мочеиспускание.

Диагностика

Аффективный синдром у малышей легко поддается диагностике. Основную роль в определении недуга играет анамнез. Врач опрашивает родителей и выясняет, что предшествовало подобному проявлению (травма, серьезное неравное перенапряжение и т. п.).

К инструментальным метода диагностирования относят:

  1. Электрокардиограмма (ЭКГ).
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Лечение

Как правило, подобное состояние не требует лечения со стороны врачей, так как не является патологическим.

Приступы самостоятельно проходят по достижению малышом трех лет, ну а в большинстве и того раньше в год или в два года.

Лечить АРП не имеет смысла, единственно что может назначить врач, это неспецифическое лечение, которое будет направлено на приведение в норму нервной системы малыша, улучшение метаболистических процессов в головном мозге. К такому лечению относят:

  • ноотропы;
  • седативные растительные лекарства;
  • витамины группы В;
  • физиопроцедуры.

К специфическому же лечению можно отнести профилактические беседы с детским психологом и непосредственно с родителями

Должное поведение родителей

Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

  • не подаваться паническому состоянию;
  • постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
  • не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
  • заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
  • предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.

Профилактика и последствия

Как правило, последствия данного недуга маловероятны и происходят в крайних случаях. Наиболее негативные из тех, что могут развиться в 10–15% случаев - это кома и прекращение сердечной деятельности.

За все время существования АРП летальный итог отмечался всего несколько раз.


Профилактика аффективно-респираторных приступов существует и она в себя включает:
  • ограничение ситуаций, которые могут привести к развитию истерики или сильному плачу, испугу;
  • своевременно кормить малыша, так как голод провоцирует АРП;
  • не переутомлять ребенка;
  • выслушивать ребенка в любой ситуации не доводить до истерик;
  • учить малыша правилам поведения в различных местах (учить контролировать свои эмоции);
  • при развитии истерики переключать внимание ребенка на положительные моменты.

Итак, аффективно-респираторные приступы у детей неприятные, но неопасные проявления. Несмотря на то что прогноз данной болезни благоприятен, необходимо учитывать, что речь идет о ребенке. Не тяните с обращением к врачу, лучше контролировать данный процесс совместно со специалистом, чем самостоятельно. Берегите своих детей и не болейте!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»