Глотательный рефлекс, благодаря которому пища из ротовой полости попадает в пищевод, а затем в желудок, является врожденным. У новорожденного ребенка глотательный рефлекс изначально хорошо развит, но механизм глотания отличается от того, который развивается впоследствии, при поедании густой и твердой пищи.
Если ваш малыш к полутора-двум годам, или к более старшему возрасту, не научился проглатывать еду, это повод всерьез озаботиться ситуацией и предпринять все возможное, чтобы решить этот вопрос.
Проблема с глотанием лекарственных средств в виде таблеток или капсул, которые детям начинают назначать приблизительно с трехлетнего возраста, лежит в несколько иной плоскости. Малышу с нормально развитым рефлексом глотания просто требуется освоить «технологию» процесса.
Особенности процесса глотания
Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.
В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до прорезывания зубов . С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.
На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.
Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.
Почему отсутствует соматическое глотание
Ребенок не переходит от инфантильного типа глотания к соматическому по следующим причинам:
- чрезмерно затянулся период сосания соски ;
- не начали вовремя включать в рацион твердую пищу;
- зубы прорезываются со значительным отставанием по срокам;
- уздечка языка короткая и неэластичная;
- привычка к дыханию через рот из-за постоянной заложенности носа.
К формированию неправильной техники глотания приводит использование соски, не соответствующей размеру ротовой полости малыша. Если соска слишком длинная и доходит до мягкого неба, она мешает языку правильно функционировать.
Хронические заболевания, разрастание аденоидов приводят к постоянной заложенности носа и заставляют ребенка дышать ртом. В такой ситуации ему сложно перестроиться на соматическое дыхание.
Если малыша после прорезывания зубов продолжать кормить только полужидкой и жидкой пищей, то у него не развиваются навыки жевания и соматического глотания. При этом язычная мышца плохо развивается, что ведет к целому ряду проблем, включая отставание в речевом развитии.
Ход лечения
Если ребенок старше годовалого возраста не глотает еду, это серьезный повод обратиться к специалистам. Чем быстрее проблема будет решена, тем выше шансы, что это не скажется на речевом развитии малыша.
Важно наладить правильное питание ребенка. Нельзя давать ему покупное полужидкое овощное или фруктовое пюре – это стимулирует привычное инфантильное глотание. Следует переключиться на еду, более плотную по структуре, для стимуляции жевания в ней должны попадаться небольшие кусочки продуктов.
Подходящей консистенции продукта можно добиться, если не перемалывать овощи или фрукты в блендере, а разминать продукты с мягкой структурой (вареный картофель, бананы, персики и т.д.) при помощи вилки – в этом случае ребенку есть что жевать и глотать.
Малышу в возрасте от года давайте есть твердую пищу, которую приходится грызть и жевать – морковь, яблоки, баранки, сухари. Если опасаетесь, что ребенок подавится, используйте ниблер – специальное устройство, по типу похожее на соску, но с сеточкой, в которую вкладывают кусочек не слишком твердого фрукта. Стимуляция жевания помогает и развитию соматического глотания.
Важно выполнять специальные упражнения, направленные на стимуляцию мышц, необходимых для глотания, сидя в правильной позе перед зеркалом – выпрямив спинку, прямо держа голову:
- Облизывание губ. Верхнюю и нижнюю губу полуоткрытого рта ребенок облизывает поочередно, ведя языком от одного уголка к другому.
- Маляр. Улыбнувшись, довольно широко открыть рот. Языком, расширив его, ребенок гладит небо по направлению от зубов к глотке. Нижнюю челюсть надо держать неподвижно.
- Чистим и считаем зубы. Улыбнувшись, приоткрыть рот. Необходимо водить по верхним зубкам с тыльной стороны кончиком язычка. Затем «пересчитывать» их, останавливаясь на каждом. Следите за неподвижностью нижней челюсти.
- Цоканье. Приоткрыть рот и поучиться цокать языком, не шевеля нижней челюстью.
- Капля меда. Капельку сиропа или меда (или шарик из хлебного мякиша) поместите на кончик языка, ребенок должен попытаться с усилием ее проглотить.
- Полоскание. Поэтапно полощите горло минеральной водичкой, киселем жидкой консистенции, кефиром комнатной температуры, густым киселем.
- Зевать, жевать, глотать. Соответствующие движения выполняют, запрокинув голову и не открывая рта.
Приучаем глотать:
- Вырежьте из пипетки резиновое колечко и положите его на кончик языка ребенка. Он должен его прижать к твердому небу, в области складок за зубами. Затем следует сжать зубы и сомкнуть губы. Это исходное положение.
- Попросите малыша проглотить слюну. Если язык поменял положение и сдвинулся в область между зубами – это неправильно. Объясните ребенку, что нужно научиться глотать, оставляя кончик языка, прижимать резиновое колечко к небу. Упражнение повторяют сначала дважды в день по 5 раз, затем 3 раза в день по 10 раз.
- Примите исходное положение. Малыш должен удерживать колечко на месте в течение 5 минут. В следующие дни это время плавно увеличивается до 10 минут.
- Примите исходное положение. Учите ребенка проглатывать слюну, не размыкая губ, при этом они должны быть расслаблены.
Если ваш малыш при переходе с полужидкой пищи на более густую и неоднородную держит во рту еду и не глотает ее, первым делом проконсультируйтесь с педиатром. Необходимо поверить состояние уздечки языка, исключить проблемы с носовым дыханием.
Приучаем глотать таблетки
Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.
Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:
- объясните ему последовательность действий;
- дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
- попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
- дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.
Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул. Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык.
Уведомления
Ребенок не глотает твердую пищу. Что делать?
0 9
а ребенок и будет плеваться это нормально тоже такое было все было уляпано раздавленными выплюнытыми комками, начинали с детского растворимого печенья и фруктов
а сейчас обратная ситуация кризис 1и4 ест только куски желательно только мясо, в тарелке должно быть не меньше 3х ложек, причем ест только сама, кормить не позволяет
можете серчать но я считаю что блэндер - зло
Попробуйте дать ложку и вилку, пусть попытается есть самостоятельно. Вам надо будет набраться терпения, так как еда будет лететь во все стороны. Но эффект вы почувствуете уже через 2-3 недели. Моя дочка старше вашего сыночка на 1,5 месяца, мы именно таким образом приучились есть твердую пищу. Теперь ужин она полностью ест самостоятельно вилкой, только при условии, что в тарелке все кусочками, а не пюре. В обед суп- пол порции кормлю ее я, пол порции доедат дочь самостоятельно. Конечно, пролевает, крошет и т.д. зато какие у нее счастливые глаза, с каким удовольствием она стала есть. Желаю вам удачи!
Я сама такая была. До трёх лет давилась. Мама всё мяла, но тщетно... Потом само все прошло. Потихоньку привыкла. Долго не могла есть картофельное пюре и манную кашу с комочками. Спасибо маме, всё вытерпела!!!
Нам год и 8, до полутора лет перетирала всё в пюре блендером, так как если хоть маленький кусочек попадался - давился.Затем стала мять толкушкой, попадались кусочки, но давиться перестал. Сейчас чуть-чуть разминаю вилкой, кушает хорошо.Так что не расстраивайтесь, всё получится!
У нас так же. Нам год и 4. Зубки полезли поздно. Жевать особо нечем еще. Хлеб, бананы, печенье, баранки жует и не выплевывает. А вот с супчиками и т.п. - беда. Но я думаю, что все наладится со временем. Раньше выплевывались ВСЕ кусочки без исключения, сейчас выборочно:) Мы на верном пути. :) И у вас тоже все будет хорошо, не переживайте!
У меня похожая ситуция, суп с кусочками овощей выплевывает, ест редко, такое впечатление, что ей просто лень жевать. Я мну вилкой, всё равно же получаются кусочки, только поменьше, так она ест. Милане год и 1 месяц. Но банан, печенье, что-то со стола если дать, то жует, а так нет. Не знаю тоже что делать, если обманом кормить, якобы у себя из тарелки вытаскивать - кормление затягивается на час... = 0" data-ng-click="showMoreComments()">Показать еще
смотрите что нашла:После года.
После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией.
Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.
Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания – это время между 4 и 8 часами утра.
Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди, которые могут происходить примерно1 раз в час. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 2-4 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна.
Отлучение от груди.
Оптимальные физиологические сроки отлучения от груди 1 год и 3 месяца- 2 года и 6 месяцев. У матери постепенно происходит инволюция лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова “убежать “ от ребенка, а ребенок уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди.
Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько успокаивается и наступает момент расставания. На время отлучения от груди матери лучше уехать на 3-5 дней и вернуться к ребенку в новом качестве. Именно таким образом происходило отлучение ребенка от груди в деревне и в некоторых племенах, сохранивших архаичную культуру.
Интересно, что момент прощания с грудью мать переживает более эмоционально, чем ребенок. Она очень жалеет, что теперь между ней и малышом уже нет такой тесной связи, что он уже не нуждается в ней так сильно, как было во время грудного вскармливания.
Приведенные данные взяты из книги “ Консультирование по грудному вскармливанию” автор Ж.В.Цареградская, рецензент И.М.Воронцов – доктор медицинских наук, профессор. Отдельно данные в сокращенном варианте были опубликованы в журнале “Наш малыш” за январь 2000 года.
Подготовкой к детскому саду, если Вы решили отдать ребенка в детское дошкольное учреждение уже считается то, что Вы учите ребенка кушать. А прежде – вводите прикорм. Важно научить ребенка формировать пищевой комок, чтобы было понятнее. Пищевой комок – это комочек пищи, пропитанный слюной и достаточно скользкий для глотания. Ребенок пережевывает грубые кусочки пищи, яблочко, овощи. Измельчая и смачивая слюной сухую пищу (хлеб, сухарики, печенье). Жевание завершается глотанием - переходом пищевого комка из полости рта в желудок. Глотание – сложный физиологический процесс, который делится на три фазы. Пережевывание, сокращение поочередно нескольких частей мышцы языка (передней и средней), проталкивание пищевого комочка по пищеводу. Поэтому глотать малыша нужно научить.
Думать о том, что время придет – ребенок сам научиться – безответственно и беспечно.
Глотание – это условный рефлекс, поэтому его нужно выработать! Одним из причин этой проблемы – это позднее включение в рацион ребенка твердой пищи.
Ошибку же которую совершаю чрезмерно заботливые мамочки – это перетирание, перемалывание пиши. Вы измельченное в блендерах, как следствие жидкая пища, а как следствие этого ребенок абсолютно не умеет глотать. Его попросту рвет или ребенок жует и выплевывает. Такой малыш – настоящая проблема для воспитателей сада. Им приходится буквально делать за родителей их работу – учить ребенка жевать. Ребенок соответственно недоедает свою норму, плохо набирает вес, отстает от своих сверстников в физическом и умственном развитии.
Поэтому, уважаемые мамочки и папочки, пробуйте к примеру, вареный картофель не перетирать, а размять вилкой. Крупы не молоть на кофемолке в пыль, а сохранить частички зернышек. Лично мне бабушка молола гречку в ручной кофемолке. При появлении у него первых зубов не ввели в рацион твердый прикорм. Следовательно, чтобы научиться этому навыку, мышцы языка ребенка нуждаются в регулярной тренировке. Давайте малышу как можно чаще жевать твердую пищу: сушки, баранки, сухари, мясо, яблоки и морковь. Это же полезно и для формирования правильного прикуса у будущего кравца или красивицы
Прикорм 6 месяцев Начинать лучше с каши или овощного пюре. Лично моя любимая каша — это овсяная , поэтому её и популяризирую. Овсянка слизкая, хорошо глотается, обволакивает стенки желудка.
Прикорм ребенка 7 месяцев Можно готовить пюре из овощей, варить суп.
Прикорм ребенка 8 месяце. Фруктовой пюре из яблока, груши, персика делаем для крохи. Поэтому простой совет для заботливых мамочек – не переусердствуйте в своей заботе.
Пусть ребенок учиться жевать и глотать сам. Однако, будьте внимательны.
Ребенок может не уметь глотать по ряду медицинских причин:
- позднее прорезывание временных зубов;
- короткая уздечка языка;
- ротовое дыхание.
Читайте также об рефлексах малышей в рубрике «»