Главные причины почему чувство недовольства надо изгнать из вашей жизни. Чувство недовольства жизнью — опасное явление

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

, Комментарии к записи Недовольство собой отключены

Недовольство собой — мучительное и постоянное свойство некоторых людей. В чем причины недовольства собой и как от него избавиться?

Здравствуйте!!!
Мне 34 года. Помогите пожалуйста разобраться в себе. Меня волнует очень многое во мне, но особенно то что очень неуверенная, я всегда считаю что я хуже других, ниже других. По характеру вроде я мягкая, но бываю очень требовательной, целеустремленной, когда надо проявляю силу воли, могу быть настойчивой.
Мне кажется что слишком серьезная, все вечно требую что то или может быть недовольна в первую очередь собой, все время напряженная, вечно о чем то думаю, как сделать то и это. Мне кажется я не умею любить!!!Не могу наслаждаться жизнью.
И еще у меня проблема в отношении с дочкой. Ей 5 лет так вот я не умею общаться с ней. Я не знаю о чем с ней говорить. Вроде стараюсь все спрашиваю как дела в садике, а она не хочет или не умеет рассказывать, или я потеряла с ней близость. Я это чувствую, что я не умею общаться с ребенком, именно общаться, а так мы играем с ней, резвимся, дурачимся, шутим и все. а как общаться вечно я ее критикую. Простите что сумбурно.
Что со мной не так, у меня постоянное недовольство собой, или действительно есть проблема психологического характера?!
С Уважением, Асель

Здравствуйте, Асель.

Похоже, самокритика и недовольство собой и есть ваша проблема психологического характера. Обычно такое свойство возникает, если кто-то из родителей постоянно критикует или даже доброжелательно обращает внимание на недостатки и необходимость их исправить.

Со временем, когда человек вырастает, у него формируется привычка постоянно наблюдать за собой и выискивать во всем недостатки, потому что это не так неприятно, как постоянно ощущать недовольство собой кого-то другого. Хочется заранее искать в себе недостатки, пока их не обнаружил кто-то другой.

Если постоянно ищешь в себе недостатки, то, конечно, кажешься себе хуже других, потому что по другим людям обычно не видно, чтобы они постоянно наблюдали за собой или критиковали себя. Но это совсем не значит, что они лучше. Это значит, что у них нет такой привычки — сосредотачиваться на своих недостатках.

Вы пишете о дочери и о том, что не знаете, как с ней общаться. Кажется, что у вас есть какие-то теоретические представления о том, что такое общение с ребенком. Может быть, вы сами думаете о какой-то планке, которую никак не можете достичь, а может, кто-то и сейчас часто говорит вам: «Ты совсем не умеешь общаться с ребенком!»

На самом деле, когда вы с ней играете, вы с ней как раз и общаетесь на доступном ребенку языке. Ребенку не нужно, чтобы у него спрашивали, как прошел день в садике, ему нужно, чтобы родитель играл с ним и проводил много времени вместе.

Когда вы ее критикуете, скорее всего, вы просто используете тот же прием, что и ваши родители: вы стараетесь ее воспитывать и улучшать, а иначе просто не знаете, что ей ответить. Но нет большой хитрости, что отвечать ребенку. Вы можете переформулировать ее последние слова или называть чувства, которые угадываете в ее рассказе.

Например, если она рассказывает вам о ссоре с подругой, не давайте ей советов и не говорите, в чем она была не права, а скажите что-то вроде: «А, значит, она сказала тебе то-то и то-то?» или «Ты, наверное, рассердилась?» Ребенку нужно подтверждение, что родитель его слушает и понимает его чувства, больше ничего. Если у вас не получается так поддерживать разговор, то почитайте книги на эту тему, например, Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Это всего лишь навык, если будете тренироваться, то освоите его и будете хорошо общаться с дочерью.

Что касается общего напряжения, то нужно постепенно избавляться от самой привычки постоянно за собой следить. Сначала можно придумать ответы на самокритику, например, когда вы думаете: «Я сейчас повела себя неверно», можно ответить себе: «Я взрослый человек и вести себя, как хочу».

Можно также подумать, почему вам сейчас для вас важно постоянное недовольство собой. Думаете ли вы, что если будете собой недовольны, то будете становиться все лучше и лучше? Если это так, что стоит подумать, насколько вы реально улучшились за последние несколько лет благодаря недовольству собой и точно ли оно вам помогает. У вас могут быть и другие убеждения, благодаря которым часть вас не хочет переставать себя критиковать, и нужно найти их и опровергнуть, тогда они перестанут вами руководить.

Вопрос психологу:

Здравствуйте, мне 27 лет. У меня двое маленьких детей (3 и полтора года). Я сижу в декрете и стараюсь подрабатывать переводами (благо мой бывший начальник хорошо оплачивает мой труд). Муж целыми днями на работе, приезжает в 8-9 вечера. Бабушки-дедушки в силу определенных причин с детьми не помогают. Поэтому мой день - это непрерывная череда домашних дел: готовка, уборка, игры с детьми, попытки что-то сделать по работе. Дети пока вместе играют плохо: в основном ссорятся, младшая так вообще почти всегда ходит за мной хвостиком - ничего толком не поделаешь. Я устаю, но проблема не в этом. Проблема в том, что я по натуре "перфекционист". Люблю, чтобы все было чисто, чтобы все на своих местах лежало, а у нас - постоянный беспорядок. И это на меня давит. Плюс ко всему я постоянно чувствую недовольство собой, что я за день не позанималась с детьми ничем полезным (времени на развивающие занятия с детьми почти не остается), или что я не сделала уборку/работу/другие дела по дому и т.д. Когда дети днем спят,я не могу спать с ними, потому что просыпаясь, чувствую глубокое неудовлетворение, что я не убралась/не приготовила еду/не закончила фотоальбом пока дети спали. Когда мы гуляем, мне всегда кажется, что прогулка получилась "глупая", потому что я ищу хорошую детскую площадку (где удобные качели, мало детей, чистенько) - в итоге мы половину прогулки ходим ищем, где бы нам погулять. И так во всем, я постоянно чувствую себя виноватой, что я ничего не успеваю, с детьми не занимаюсь, что вот завтра мы пойдем пораньше гулять, а потом все вместе будем заниматься полезными обучающими играми. Но завтра день проходит точно также - долгое утро, попытки всех накормить/почистить зубы/посадить на горшок и т.д. - на это уходит все утро. Потом прогулка, потом дома обед и укладывание спать. Пока спят - приготовить еду, прибраться, поделать переводы.. А после обеда попытки поиграть вместе, но интересы у детей разные, младшая пока только все мешает и ломает (если мы играем со старшим), если я занимаюсь с ней - старший "лезет" и мешает нам (сам отвечает на мои вопросы, все показывает).. И я опять остаюсь недовольна собой, что я не смогла позаниматься с детьми. Плюс ко всему, если дети капризничают (а такое случается часто), иногда срываюсь - ругаюсь или по попе шлепаю. Потом совсем себя ощущаю "сволочью". Помогите справиться с недовольством собой, с постоянным желанием успеть больше/сделать лучше.

На вопрос отвечает психолог.

Здравствуйте, Юлия!

Материнство – это особый период становления женщины. Это время, которое переворачивает весь привычный ритм с ног на голову. И здесь важно вовремя перестроиться. Ваши задачи на сегодня изменились, они уже не те, что были 3-4 года назад. Поэтому не стоит держаться за привычные Вам стереотипы, например, чтобы все лежало на своих местах. Перфекционизм - это скорее всего Ваша глубокая травма. Он возникает от страха, страха, что если я не сделаю что-то идеально, лучше всех, то меня разлюбят. Это своеобразное желание доказать маме (папе), что я достойна их любви. Зарождается в раннем детстве, когда родители скупы на похвалу и неровную букву в прописях ребенка воспринимают как личное поражение. Так у ребенка возникает страх, что если он не будет соответствовать маминым (папиным) нормам, то лишиться их любви. А это самое страшное. Потому что мы все нуждаемся в безусловной родительской любви и принятии такими, какие есть. Поэтому сейчас важно остановить эту бесконечную гонку за идеалами и не передать детям своих страхов. Юля это очень глубокая тема, если захотите, напишите мне об этом подробнее, я Вам отвечу.

Ваш приоритет на сегодня – это дети, поэтому в первую очередь планируйте и пытайтесь выполнять то, что задумали по отношению к детям (игры, развивающие занятия, прогулки), а все остальное - второстепенно. Постарайтесь понять, что эти месяцы и несколько первых лет жизни ваших малышей больше никогда не повторятся, и через 5 лет Вы будете сожалеть о том, что мало тогда играли с ними, нежели о том, что что-то вовремя не убрали. Поэтому не корите себя за беспорядок - он часть процесса, более важного, чем формальная уборка. Кроме того, старшего уже можно потихоньку приучать убирать за собой и за младшей игрушки. Чтоб малышу было интересно предложите ему игру, например, выделите ему три коробки, в которые он будет складывать игрушки. Вариантов много: это может быть сортировка по цветам, либо по фактурам (мягкие и твердые), либо по форме (куклы, кубики, мячики). Кроме того то, что муж приходит в 8-9 вечера не означает, что он не может Вам помочь. Не бойтесь обращаться за помощью. Пусть он купает детей, моет посуду, протирает пол, гладит, что угодно, в чем есть необходимость. Не нужно делать вид, будто Вы сидите, дома и «ничем» не занимаетесь, а он целый день работает и ему нужно отдохнуть. Это неправда. Любящий мужчина всегда готов помочь, просто - попросите, но не требуйте (!)

Относительно занятий, предлагайте детям разные, старшему предложите аппликацию, предварительно подготовив детали, пусть пробует сам клеить или можно ему включить развивающий мультфильм (с изучением цифр, алфавита, цветов и.т.д), в то время как с младшей будете заниматься непосредственно Вы. Почитайте в интернете разные игры, там Вы наверняка что-то подходящее найдете.

Юля, идеальная мама – это выспавшаяся и отдохнувшая мама! Так что для Ваших детей и тем более для Вашего организма важно отдыхать столько, сколько есть возможностей. Если хочется - обязательно спите вместе с детьми! Отдохнувшая Вы все сделаете быстрее. А если что-то не успели, то значит, что Вы слишком много на себя взяли и сегодня это не важно. К сожалению, то, что Вы срываетесь на капризы, еще раз доказывает тот факт, что Вы перегружены и устаете.

Все дети капризничают. Это данность, которую нужно принять. Когда Вы примите капризы как норму этого возраста, то перестанете на это злиться. Вы же не злитесь, что малыш не умеет ходить, самостоятельно кушать и т.д. Детям сложно самостоятельно понять и выразить свои эмоции. Они еще не знают, что делать со своим раздражением, недовольством, гневом. Задача родителей не просто рассказывать и объяснять, но и на собственном примере показывать, как с справляться с разными чувствами. Как правило, причина детских капризов - дефицит внимания. Вы можете просто обнять их в этот момент, и они успокоятся. Или можете сказать, что Вам это неприятно, но не запрещать это делать(!), а предложить похныкать в другой комнате. Хныкая, дети пытаются обратить на себя Ваше внимание. И в данной ситуации негативное подкрепление (шлепать по попе или ругать) – это подтверждение «правильности» их стратегии. Внимание же удалось обратить! Юля, даже, если сорветесь и накажете, то найдите в себе силы и обязательно извинитесь перед малышом! Не бойтесь, что маленький, все, что ему нужно будет, поймет. И таким образом, на своем примере, Вы будете показывать ему модель правильного поведения. Да, можно ошибиться, и да, взрослые не исключение. Но прежде всего, должно быть уважение к личности, пусть даже совсем крохотной еще. Извиняясь перед детьми, Вы снимаете с них чувство вины, за свое раздражение. Ведь они не виноваты в том, что Вам хочется все успеть и подкрепить свой «перфекционизм». Иногда можно все бросить и просто посидеть с детьми, побаловаться. Развивающие занятия – это хорошо, но здоровая психика - важнее. Поэтому если дети хотят подурачиться, то разделите с ними эту радость! Это будут одни из самых ярких ваших совместных воспоминаний.

Проблема недовольства собой чрезвычайно распространена как среди подростков, так и среди взрослых людей. Многие считают, что негативное отношение к себе - это вовсе не проблема, а дурная привычка или желание «набить себе цену». Однако для людей, которые себя не устраивают, это действительно становится проблемой, с решением которой могут помочь психологи. Хотя, конечно, не во всех случаях. Недовольство собой может и часто приводит к развитию человека, к его будущим успехам.

Соответственно, по возможным последствиям неприятие себя можно условно разделить на два вида: ведущее к развитию и, наоборот, к отказу от деятельности из страха совершить ошибку.

Первый вариант предполагает, что, испытывая недовольство собой по какому-либо поводу, человек стремится развить (или компенсировать) в себе качества, которые помогут избавиться от этого чувства. Например, родитель не смог помочь ребенку с домашним заданием, и после этого начнет штудировать учебники, чтобы в следующий раз суметь объяснить решение. Или школьник, который переживает по поводу фигуры или оценок, может пойти в спортивный зал, усердно заниматься учебой, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Как видно, здесь нет нужды в помощи специалиста.

Примеров такому влиянию недовольства собой очень много, в том числе исторических (например, Суворов), однако бывает и другой вариант.

Все здоровые люди, так или иначе, бывают недовольны собой: своими поступками, словами или отсутствием таковых. В чем же тогда отличие тех, кто нуждается в профессиональной помощи?

В первую очередь, это длительность. Расстраиваться и корить себя в течение нескольких недель за любую ошибку - это один из первых признаков того, что необходимо обратиться к специалисту.

Второй важный критерий - это объект своего недовольства. Огорчение, злость, разочарование - это обычные для нас чувства, когда мы совершаем ошибки, и мы направляем их на конкретные действия. Школьник получает двойку - он недоволен не собой вообще, а своей подготовкой к уроку; мужчина забыл забрать ребенка из детского сада - он злится на свою забывчивость и так далее. Однако есть другой вариант, когда человек, совершая ошибку, разочарован в себе, злится на себя. В этом случае ученик, получивший двойку, будет считать себя глупым, мужчина, забывший ребенка, будет считать себя плохим отцом и мужем. Такое отношение к своим неудачам способствует развитию постоянного негативного отношения к себе и наоборот: негативное отношение к себе формирует такое же отношение к неудачам, и круг в итоге замыкается.

Недовольство собой как проблема может появиться по многим причинам, которые можно объединить в три группы:

1) Связанные с самооценкой;

2) Связанные с ориентацией на мнения других людей;

3) Следующие из внутренних убеждений.

Неприятие себя как продукт личностных характеристик

Наибольшую важность в данном контексте приобретает такая характеристика как самооценка. Самооценка - это представление человека о собственных качествах и важности себя как личности; может приобретать три формы: заниженная, нормальная, завышенная.

С проблемой недовольства собой связана в первую очередь заниженная самооценка.

Человек, имеющий низкий уровень самооценки, испытывает более интенсивные переживания в случае неудач, что приводит к дальнейшему ее понижению. Более того, заранее настроенному на негативный результат своей деятельности человеку будет сложно по-настоящему оценить положительные его стороны.

Связь недовольства собой и низкой самооценки выражается также через уровень притязаний.

Уровень притязаний, то есть оценка собственных гипотетических возможностей, напрямую зависит от мнения человека о себе. Не принимая себя как ценную личность, он вряд ли будет рассчитывать на высокий результат в сложной деятельности, отчего его отношение к себе будет становиться хуже, потому что желание этого результата никуда не денется. К примеру, студент желает стать исследователем, но не верит в свой успех и, боясь разочароваться в себе, не берется за работу. От этого его самооценка страдает еще больше. Так усиливается степень недовольства собой.

Помимо этого, неприятие себя влияет еще на множество личностных качеств человека. В частности, на мотивацию и способность налаживать контакты с людьми, строить взаимоотношения с ними. Существует два основных вида мотивации: мотивация на успех и мотивация избегания неудач. Именно первый вид ведет к наиболее полной и счастливой жизни, однако люди, неверящие в себя, неспособные адекватно оценить свои способности, чаще используют второй вид. Причина проста: чем меньше ты делаешь, тем меньше шансов совершить ошибку, а значит, меньше разочарований в самом себе. Такое положение вещей часто приводит к тому, что человек (особенно подросток) замыкается в себе, становится вспыльчивым, раздражительным и очень ранимым. Понятно, что при таком наборе качеств сложно выстраивать какие бы то ни было отношения с окружающими людьми: дружеские, романтические, детско-родительские и т.д. А отсутствие связи с другими людьми приводит к падению самооценки, и все повторяется вновь.

Мнение окружающих

В обществе есть устойчивые стереотипы о том, что такое успех и успешный человек. На основе тех или иных стереотипов у людей формируются мнения о других как об успешных или нет.

Мнение других людей играет очень большую роль в формировании отношения к самому себе.

Люди с низкой самооценкой чаще испытывают давление со стороны окружающих. Так, школьник, постоянно гонимый одноклассниками, скорее всего будет считать, что заслуживает этого. То же можно сказать о негативном отношении со стороны родителей, друзей, коллег и так далее. Дело в том, что человек - существо социальное, и мы обращаем много внимания на обратную связь, получаемую от окружающих. Соответственно, чем ниже самооценка, тем больше внимания человек уделяет отзывам других людей, и если эти отзывы отрицательны, тем выше степень недовольства собой. Круг снова замыкается.

Внутренние убеждения

Последняя группа - внутренние убеждения - тесно связана и с первой, и со второй. Проблема здесь заключается в том, что человек имеет свои представления о том, каким он должен быть, и далеко не всегда он им соответствует. При этом эти убеждения обычно очень крепки, и сломать их довольно сложно. Природа таких убеждений может быть самая разная, но чаще всего они появляются в детстве или юности и касаются достижений взрослого себя. Чаще всего это выражается в цели, которую ставят себе молодые люди: «В таком-то возрасте я должен быть тем-то и зарабатывать столько-то». Или идущее из детства «Должен иметь семью в таком-то возрасте». Вариантов много, но все они похожи: это убеждения о достижениях, которым сложно соответствовать. А несоответствие им порождает новые разочарования в себе и отсюда - неприятие себя.

Помощь психолога

Из описанного видно, что самостоятельно выбраться из такого круга очень сложно и под силу далеко не всем. Какой бы незначительной ни казалась эта проблема, она оказывает большое влияние на жизнь человека и его способность наслаждаться ей.

Главное, что нужно знать потенциальным клиентам: психолог может помочь.

Проблема неприятия себя не нова, и в психологическом консультировании, психотерапии много лет изучаются и совершенствуются методы помощи людям с подобными проблемами. Ярким примером того, как психология может помочь в таких случаях, является ученый Альберт Эллис. Будучи студентом-психологом, он страдал от мыслей о своей внешности и отсутствии девушки, считал себя уродливым и недостойным кого-либо. Проконсультировавшись со специалистом, он вышел в парк и поставил цель пригласить девушку в кафе так, чтобы она согласилась. Каково было его удивление, когда вторая же проходящая мимо девушка с радостью назначила время. Конечно, это не универсальный метод, он помог конкретному человеку в конкретной ситуации, но для того и нужен специалист, чтобы увидеть не только саму проблему, но и возможный вариант решения, который подошел бы клиенту.

Недовольство как качество личности – склонность кого-то или что-то постоянно ругать, осуждать, предъявлять претензии, заявлять о своем неудовольствии и неудовлетворенности.

Один человек, недовольный Жизнью, принялся однажды её укорять: - Ты могла бы быть и получше, немного добрее и справедливее к детям своим! Жизнь огрызнулась: - Да и вы хороши! Как вы ко мне, так и я к вам. Человек не успокоился: - А кто нас такими породил? Кто такими сделал? «Я, - подумала Жизнь, - прав он…» А человек продолжал: - И к худшим из нас ты нередко относишься лучше, чем ко всем остальным! Жизнь совсем уж пригорюнилась: - Бывает… И услышала: - А хочешь знать, почему все несчастны? И что ты можешь сделать, чтобы все тебя лишь хвалили и славили? Она удивилась: «Неужели на всё есть одна причина, мне неведомая, и простой способ?» и сказала: - Да, хочу! - Тогда слушай… Как ты думаешь, отчего мы недовольны тобой? Жизнь пожала плечами: - Вы знаете лишь одно слово - «дай!» Сами же только ноете и другим не даёте жить. Улыбнулся человек: - Ты почти права. А сама-то пробовала давать? Жизнь утвердительно кивнула. - Нет, - уточнил человек, - не одному кому-то, а всем сразу, и всё, что просят? Жизнь озадачилась: «Как же это - всё и всем, да ещё и сразу? Да такого отродясь не было!» Человек продолжал: - Люди недовольны потому, что получают очень немногое, да ещё и поделив это на всех! И более сильные отнимают у тех, кто слабее. Так что, оставшимся жить становится совсем невмоготу. Если же все всё получат, то какие будут у нас причины для недовольства? Подумала Жизнь, покрутила головой и решила: «А почему и не попробовать?» И стали у людей любые желания сбываться - вплоть до самых глупых и фантастических, до самых гнусных и подлых… Очень скоро Жизни совсем не стало.

Быть довольным можно уже от мысли, что выиграл в соревновании появления на свет у нескольких миллиардов претендентов. В младенчестве мы были постоянно в состоянии довольства. Даже когда мы начинали плакать или капризничать, это нельзя было назвать недовольством. В непосредственной форме мы просто просили о заботе и помощи. Негативного отношения к миру и маме у нас не было. Но как только мы начали осознавать этот мир, наши потребности стали расти. Закон возвышения потребностей занял почетное место в нашей жизни. Мир перестал справляться с нашими растущими запросами. В первый раз, когда мы получили отказ в получении игрушки или мороженого, у нас и появилось негативное отношение к миру в форме недовольства. Забыв о своем безмятежном прошлом, неблагодарный малыш изменяет свое отношение к миру: «Ты бяка! Я тебя не люблю и не буду с тобой играть». Здесь уже в унисоне негатива участвуют и душа и еугомонный ум. Мир всегда с нами соглашается: «Да, я бяка! Я тебя тоже не люблю и не буду с тобой играть». Он, как зеркало мыслей ребенка, действительно становится бякой. Теперь причин для недовольства становится все больше и больше. Цепная реакция недовольства запущена на полный ход. В итоге довольный миром малыш со временем превращается во взрослого зануду, который постоянно выставляет иски миру и бегает по этому поводу в суд, как на работу. У таких людей мир постоянно в долгу. Если вам не нравится мир, значит, вы не нравитесь миру.

А кто виноват? – спросил бы Герцен. Сам человек и виноват. Он сам украл у мира краски. А. Блок писал: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». К сожалению, человек, продавший краски мира, будет видеть только его «случайные черты»: грязные улицы, разбитые бутылки, мрачные лица. Словом: «Как страшно жить!», ведь кругом мрак, кошмар и ужас: все воры, коррупционеры и оборотни. Всех надо расстрелять, а лучше повесить.

Можно ли сделать обратный ход и вернуть расположение мира? Конечно, можно. Необходимо попросить у мира прощения и довериться ему . Живите в режиме «здесь и сейчас», подмечая в каждой мелочи жизни заботу и любовь мира к вам. Проснулись и сразу скажите: «Мы с моим миром дружбаны. Мир заботится обо мне и выполняет все мои заказы». Пошли умываться – констатируете: «В кране теплая и холодная вода. Мир заботится обо мне». Открыли холодильник: «Сколько вкусняков! Мир любит и заботится обо мне». Спустились на лифте: «Мир предупредителен ко мне». Словом, вы открыли «охоту на мир без случайных черт». Если вы так с месяц поохотитесь, то будете восхищены результатами. Мир опять засияет яркими красками. Вы будете видеть радостные лица, весну и небо голубое. При таком подходе вы ни с кем и ни с чем не боритесь. Вы просто меняете акцент своего восприятия мира. Вы играете с миром в бумеранг: вы замечаете его заботу о вас, а он, по правилу бумеранга, еще больше о вас заботится.

Вы замечали такую особенность вашего поведения? Вы любите тех, кому делаете добро, о ком заботитесь и ненавидите, тех, кому причинили зло. Вы любите своих протеже. Сколько тому бесчисленных подтверждений в жизни. Дядя поддерживает своего племянника и только в силу этого его любит. Бизнесмен курирует детский дом, часто навещает его, участвует в жизни детей и бескорыстно любит всех его обитателей. С миром такая же история. Как только изменилось ваше отношение к миру, мир становится вашим протеже и будет подталкивать вас к счастью и процветанию.

Когда с недовольством пытаются бороться, это всегда заканчивается фиаско. Например, «делать вид на Мадрид» — улыбаться всегда и везде. Американцы это сделали практикой отношений. Улыбка – это мощный позитивный инструмент, когда она осознанна. Сама мимика улыбки вызывает позитивные эмоции. Однако, когда в улыбке отсутствует искренность, она воспринимается людьми как простая глупость.

Эта история произошла около 700 лет назад. Великий учитель, умудренный опытом, пользующийся почетом и славой, лежал на смертном одре. Ученики и верные последователи спрашивали, страшно ли ему умирать. «Да, — ответил мудрец, — я боюсь встречи с Творцом». «Как же так? — удивились они. — Вы прожили такую до­стойную жизнь. Вы вывели нас из мрака незнания, как Моисей — свой народ. Вы решали споры между нами с мудростью Соломона». Услышав эти слова, учитель ти­хо ответил: «Когда я встану перед Творцом, он спросит меня не о том, на кого я был похож, на Моисея или Соломона. Он спросит: «Был ли ты собой?»

Недовольство с тревожностью – абсолютные чемпионы мира в пожирании энергии человека. «Парное катание» этих негативных качеств личности способно острием своих коньков искромсать отпущенные нам силы. Когда мы комплексуем по поводу своих недостатков, стало быть, придаем им повышенное значение. Образуется избыточный потенциал, а это уже опасно: равновесные силы заняли позицию «на старт». Что они могут сотворить? Одно из двух: побороть ваши недостатки или создать достоинства. Вам всю жизнь твердили, что жизнь – борьба. Эта установка подсознания заставляет вас броситься в бой со своими недостатками. Таков выбор оборачивается бедой. Вы получаете обратный результат с одновременным ухудшением общего состояния личности. К примеру, намерение преодолеть или скрыть свою жадность заканчивается тем, что человек превращается в скрягу или, наоборот, в бездумного расточителя. В борьбе с собой человек начинает ожесточаться на себя, занимается самоуничижением. В результате приходит в недопустимое состояние: конфликта души и разума. Когда душа и разум в ссоре – это становится опасным. В жизни может наступить раздрай. Душа к вашему недовольству жизнью вообще непричастна. Весь багаж недовольства, все свои «ржавые якоря» вы притащили в сговоре с умом, а не душой.

Какой же выход из раздрая души и ума? Выход только один: прекратить борьбу с самим собой, простить себе все недостатки и принять себя таким, как есть. Это не говорит о том, что человек не должен быть строгим по отношению к себе. Как пел В. Высоцкий: «Вот стою я перед вами словно голенький…». Вот и примите себя без внешних атрибутов и мишуры. Только в этом случае вы восстановите союз души, ума и разума. Энергию, освободившуюся от борьбы с недостатками, вы можете направить на формирование своих достоинств. Развитие своих достоинств вы будете осуществлять по убеждению, а не по принуждению, без насилия над собой.

А как же быть с недостатками? Если я пью и курю, что и дальше продолжать? – спросите вы. Вы когда-нибудь видели курильщика или алкоголика, который бросил свое вредное пристрастие только под гирей принуждения? За ремиссией наступает рецидив. Очередной срыв – свидетельство нарастания избыточных потенциалов. Каждый должен сделать выбор: либо бросить вредную привычку по убеждению, либо поставить ее под контроль. Конечно, это не панацея от вредных привычек, но согласитесь: привычка, отпущенная в свободное плавание, наносит меньший урон, чем та, которую ненавидишь, но ничего не в силах сделать.

Вредную привычку надо заменить хорошей или хорошими привычками, способными безболезненно нейтрализовать дурное пристрастие. Привычки — это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она». К примеру, вы хотите избавиться от привычки неумеренного поглощения конфет. Ешьте один месяц любые фрукты и надобность в конфетах отпадет. За этот месяц у вас сформируется привычка есть фрукты. Новые привычки должны приносить вам удовольствие. К примеру, курение можно заменить чашкой ароматного чая.

Вполне понятно, что данные приемы сугубо индивидуальны. В каждом конкретном случае нужно подбирать свою методику. Главное, прекратить истязание своей психики в борьбе с недостатками и работать над своими достоинствами.

Если вы желаете навсегда покинуть партию недовольных жизнью (ПНЖ), прекратите оправдывать недовольство. Да как же тут будешь довольным? Страна плохая, в правительстве одни воры. Лучше Гоголя, наверное, никто не описал недовольство жизнью: «Губернатор — первый разбойник в мире, и лицо разбойничье! Дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет. Городничий глуп как сивый мерин, а уж речист выше меры — что ни слово, то Цицерон с языка слетел. Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов, таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Председатель, он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил. Полицмейстер — мошенник, продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех; это мошенники, весь город там такой: Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья, и законов не признает». Знакомая картина, не правда ли? Ну а что толку в этом недовольстве? Вы способны что-то изменить? Разве это зона вашей компетенции?

В жизни работает эффективный принцип: «Двигай пользой – останавливай вредом!» От недовольства никакой пользы нет. А какой с него вред? Может это безобидное качество личности? Оказывается, чем больше недовольств, тем больше недугов. За свою привычку выставлять миру претензии приверженцы недовольства получают в «награду»: ревматизм, болезни суставов и горла. Стоит ли игра свеч?

Если вас гложет недовольство другим человеком, всмотритесь для начала в самого себя. Другой человек – другой мир. Вы имеете право быть самим собой, а другие другими. Если вы предпринимаете попытку изменить другого человека, иначе как военными действиями это не назовешь. Начинается война миров на энергетическом уровне. Естественно, что человек начинает отражать вероломное нападение на свой мир. Такие войны мы наблюдаем повсеместно в парах: жена-муж, начальник – подчиненный, мужчина – женщина, родители — дети и др.

Мир подобно зеркалу отражает нас самих. Вы не довольны поведением других? Значит, это поведение есть у вас. Более всего мы недовольны другими, когда недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми. Иными словами, вы выражаете недовольство самим собой. Научитесь принимать других людей с их убеждениями, взглядами и мнениями. Разве не интересно взглянуть на мир чужими глазами? Оставьте принцип: «Ломать, крушить и рвать на части, вот это жизнь, вот это счастье». Уважайте и восхищайтесь миром и людьми!

Ученик спросил дервиша: — Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо? -. Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель. «Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, — настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» — и услышишь в ответ со всех сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?». Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине — целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда-сюда, кусая воздух; ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-нибудь вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями». — Теперь ты видишь, — закончил дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.

Петр Ковалев



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»