Что умеет двухмесячный малыш. Двухмесячный ребенок: особенности и задачи развития

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

МИР РЕБЕНКА

Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного - его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки.
В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения.
Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь.
Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша - он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель - при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки

Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать.
У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, - собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать.
Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно.
У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение.
Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.
Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, малыш обернется в поисках источника звука.
В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться.
Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка

К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами.
В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит.
Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает - звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя.
Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей - смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Не кутайте ребенка
Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.
Посадите ребенка в детское креслице
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.
Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему прямо в глаза.
Пойте, занимаясь с ребенком
Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Игры с братьями и сестрами
Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.
Внимание, снимаем!
Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями - лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.
Возьмите ребенка с собой
Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение
Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки
Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.
Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.
Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.
Кукла-тарелка
Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.
Повесьте над кроваткой игрушки
Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.
Разные фигурки
Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.
Папа вверх ногами
Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.
Разные картинки
Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.
Восприятие звуков
Потрясите погремушкой
Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение - потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.
Вверх и вниз
Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).
Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.
Погремушка из консервных банок
Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами "погремушку". Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.
Ощущения
Погремушка
Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.
Разнообразные ощущения
Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.
Упражнения
Прыгающий помпон
Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет еще один помпон!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.
Упражнения для ног "под ариозо"
Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Арена для упражнений
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления
Условный сигнал
Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.
Кресло-качалка
Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.
Теперь очередь папы
Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша.
Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания
Поплескаемся в воде
Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.
Прекрасное отражение
Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.
Продолжается массаж
Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения - вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.

Время пеленания
Настенный коврик
Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.
Посмотри в зеркало
Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.
Метелка из перьев
Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: "Я щекочу, щекочу носик", "Я щекочу, щекочу пяточки" и т. д.
Маленький боксер
Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха
Покатайся на мячике
Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.
Время для телевизора
Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.
Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 2 МЕСЯЦА?

Малыш смотрит на мир широко раскрытыми глазами, ему интересно все, что происходит вокруг. На этом этапе он скорее наблюдатель, поскольку еще не готов к активным контактам с окружающими и не способен передвигаться самостоятельно. Однако постепенно поведение ребенка становиться осознанным, его самостоятельность растет, и у маленького человечка начинают проявляться свои собственные черты характера.

Физическое развитие и двигательная активность двухмесячного малыша

Основная задача малыша на втором месяце — научиться держать голову. Как только его кладут на живот, он сразу же пытается поднять ее и удержать в таком положении. Правда получается это у него пока не очень — голова раскачивается из стороны в сторону, а затем опускается на одну из щек.

Ребенок начинает понемногу самостоятельно управлять своим телом, совершать движения по своему желанию: активно шевелить ножками, поднимать ручки над головой, ерзать и даже иногда переворачиваться. Собственные руки являются для него настоящим открытием. Он может подолгу наблюдать за движениями своих пальцев и ладошек.

Малыш хватает любой предмет, который вкладывают ему в руку, и сосет все, что попадает в рот. Теперь он уже различает процесс утоления голода и просто сосание. В этот же период карапуз может начать осознанно сосать большой палец своей руки.

1. Продолжайте регулярно выкладывать ребенка на живот.

2. Ежедневно гуляйте с ним на свежем воздухе.

3. Проводите воздушные ванны по 2-3 раза на день по 5 минут каждая.

4. Выполняйте легкий массаж либо самостоятельно, либо прибегая к помощи массажиста.

5. Начинайте заниматься с карапузом физическими упражнениями.

Нервно-психическое развитие и воспитание двухмесячного малыша

Малыш длительно сосредотачивает свое внимание как на неподвижном предмете, так и на движущемся. Чем контрастнее вещь, тем легче карапузу на нем сосредоточиться.

Его интересует все новое и незнакомое: новая игрушка, объект или звук. При этом малыш следит за ними глазами, поворачивая голову.

Теперь ребенок отвечает улыбкой не только на приближение матери, но и на улыбку, и обращение к нему. Его эмоции вполне понятны и легко читаются по выражению его глаз и издаваемым звукам, которые становятся более разнообразными, в них ясно различается интонация.

Внимание ребенка сконцентрировано только на происходящем в данную минуту. Он еще не способен запоминать происходящие события и уж тем более — предвидеть надвигающиеся.

1. Показывайте малышу движущиеся и неподвижные простые фигуры черно-белого цвета (круги, полосы, кольца). Их можно размещать на расстоянии до 2-3 м от ребенка.

2. Будьте всегда рядом с карапузом, не оставляйте его без присмотра, особенно на пеленальном столике, кровати или другом возвышении.

3. Разговаривайте с ребенком и смотрите при этом в его глаза. Стройте максимально простые фразы, состоящие из пары слов. Гласные растягивайте, говорите нараспев.

4. Сопровождайте речь жестами, активной мимикой, гримасами (приподнимайте брови, округляйте рот, выпучивайте глаза, хмурьтесь, щурьтесь, сжимайте губы, надувайте щеки).

5. Поясняйте и комментируйте все свои действия.

6. Читайте вслух детские стихи, пойте песни.

7. Называйте малыша по имени.

ИТОГИ ВТОРОГО МЕСЯЦА

Двухмесячный карапуз разительно отличается от новорожденного младенца. Его поведение все меньше основывается на рефлексах и больше зависит от окружающей обстановки. Ребенок с интересом наблюдает за происходящим вокруг. Кроме того, он уже пытается участвовать в общении, у него появляются свои желания и приоритеты. Происходит значительный прогресс и в движениях малыша — он учится управлять своим телом.

На втором месяце жизни малыш уже существенно отличается от новорожденного крохи, а все благодаря тому, что к этому возрасту он практически полностью адаптируется к новым условиям жизни. Родители также с радостью отмечают, что малыш все больше и больше начинает напоминать смышленого человечка.

В 2 месяца карапуз демонстрирует хорошую прибавку в росте (3 сантиметра) и в весе (800-1000 граммов). В сгибательных мышцах конечностей нормализуется тонус, поэтому они становятся более расслабленными. В то же время усиливается тонус мышц-разгибателей, что способствует развитию новых двигательных навыков. К двухмесячному возрасту у большинства малышей разжимаются кулачки, поэтому детки имеют возможность ощущать ладонями окружающие предметы.

Нормализация тонуса мышц также позволяет малышу совершать свободные хаотичные движения ручками и ножками. Для двухмесячного возраста характерно развитие зрительно-направленного доставания, поэтому малыш пытается достать до игрушки, подвешенной на уровне его глаз. К слову, развитие зрения двухмесячного ребенка позволяет ему увидеть предмет, находящийся на расстоянии двух-трех метров (в месячном возрасте малыш еще не умел этого делать).

В 2 месяца ребенок, если его положить на животик, будет вытягивать шейку и стараться приподнять голову, а также удержать ее на несколько секунд. Также в положении лежа малыш будет пытаться приподнимать грудь. Педиатры советуют как можно чаще выкладывать младенца на животик - это способствует укреплению его мышц шеи и спины. Даже если двухмесячный кроха умеет сам держать голову в вертикальном положении, взрослый все равно должен поддерживать ее, поскольку движения малыша все еще остаются неконтролируемыми.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему довольно быстро перевернуться на спину из положения лежа на боку. Именно по этой причине молодым родителям не стоит терять бдительность и оставлять малыша на пеленальном столике (кровати, диване) без присмотра.

Что касается рефлексов, то на втором месяце жизни сохраняются:

  1. Хватательный рефлекс: благодаря этому рефлексу кроха хватает не только руку взрослого, но и окружающие предметы небольшого размера. К примеру, если вложить какой-либо предмет в ладошку крохи, то он крепко сожмет его.
  2. Рефлекс сосательный. Малыш в 2 месяца нуждается в удовлетворении этого рефлекса, поэтому он сосет не только грудь или соску бутылочки, но и пустышку, собственный или мамин палец.
  3. Плавательный рефлекс: малыш может немного проплыть под водой с задержкой дыхания, поэтому в 2 месяца можно приобщать малыша к плаванию.

Развитие слуха малыша позволяет ему улавливать громкие звуки и поворачивать голову к их источнику.

Психоэмоциональное развитие

В 2 месяца начинается процесс развития мелкой моторики рук. Кроха начинает проявлять интерес к сгибающимся и разгибающимся пальчикам.

Мимика карапуза второго месяца жизни также заметно совершенствуется. С помощью сияющей улыбки ребеночек может сообщить о том, что ему нравится. Посредством мимики малыш также проявляет негативную реакцию на то, что ему не нравится.

В 2 месяца единственным близким человеком для малыша остается его мама, хотя малыш начинает позитивно реагировать и на других членов своей семьи. Двухмесячный малыш живо реагирует на мимику мамы, ее интонацию и настроение, поэтому даже в столь раннем возрасте с крохой рекомендуется активно общаться - комментировать свои действия, петь песенки, рассказывать потешки и т. д.

Несмотря на то что плач ребенка остается единственным способом общения, в 2 месяца кроха начинает гулить и издавать гласные звуки. Это можно считать предпосылкой для развития речи.

В двухмесячном возрасте карапуз начинает приспосабливаться к режиму дня, так как он привыкает к рутинной череде повседневных действий. К примеру, в таком возрасте детки перестают путать день и ночь, что важно для установления четкого распорядка дня. Что касается сна, то его продолжительность сокращается на 1-2 часа, а период бодрствования увеличивается.

Уход и питание

Кожа двухмесячного малыша все еще остается чувствительной, поэтому родителям не следует забывать о регулярной смене одноразовых подгузников. Также малышу следует хотя бы несколько раз в день устраивать воздушные ванны. Что касается купаний, то купать малыша можно два-четыре раза в неделю. Для купания пока не рекомендуется использовать гели (пенки) и мыло, так как они могут быть агрессивными для нежной кожи младенца.

У некоторых детей на втором месяце жизни могут сохраняться белые прыщики - милиа. Намеренно лечить такие высыпания нельзя. Достаточно обеспечить малыша качественным щадящим уходом за кожей. Также на коже головы малыша могут образовываться плотные корочки желтоватого цвета. Если они не причиняют дискомфорта ребенку, то обрабатывать их чем-либо не стоит. Корочки пройдут самостоятельно.

В 2 месяца ноготки ребенка начинают активно расти, поэтому нельзя забывать об их регулярном подстригании.

Младенец второго месяца жизни не имеет пока четкого графика питания, поэтому кормить грудью его следует по требованию. Что касается искусственного вскармливания, то оно осуществляется раз в 3 часа (ночью с шестичасовым интервалом). Дозировку адаптированной молочной смеси следует обсудить с педиатром.

Чтобы обеспечить крохе гармоничное развитие, родители уже с первых месяцев жизни должны уделять внимание развивающим играм. В 2 месяца у ребенка должны быть свои игрушки, соответствующие возрасту:

  1. Яркие многоцветные погремушки.
  2. Мобиле.
  3. Шарики из разных материалов.
  4. Колокольчики.
  5. Развивающий коврик.

Как развивать ребенка в 2 месяца?

Малыша в 2 месяца можно укладывать на животик и класть перед ним яркую игрушку, которая наверняка заинтересует кроху. Такую игрушку можно медленно передвигать перед ребенком, давая возможность ему сфокусировать взгляд на интересном предмете.

В ручку ребенка можно вкладывать шарики, изготовленные из разных материалов. Такой прием позволяет развить сенсорику крохи.

Уже в 2 месяца карапузу можно показывать яркие крупные картинки в книгах и даже читать ему простые стихотворения.

Игра с колокольчиками способствует развитию слуха малыша. Играть в нее просто – достаточно взять колокольчик и, звоня в него, перемещаться вокруг малыша.

Для способствования развитию мелкой моторики рук ладошки крохи следует ежедневно массажировать: надавливать на них большим пальцем, растирать, гладить пальчики и т. д.

Всем детям первого года жизни рекомендованы ежемесячные профилактические осмотры у педиатра. Игнорировать их не стоит, поскольку отслеживание темпов развития ребенка за каждый месяц позволяет специалисту вовремя обнаружить какие-либо отклонения у малыша и вовремя приступить к их лечению.


Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Двухмесячный ребенок
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать. Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно. У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение. Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять. Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш обернется в поисках источника звука. В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться. Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить", и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Первые недели после рождения ребенок физиологически адаптируется к новой среде, а активный рост и познавательная потребность проявляются начиная со второго месяца жизни. Грудничок овладевает новыми навыками, радостно реагирует на общение в игровой форме и проявляет первые эмоции. Большую роль играет стимуляция развития малыша со стороны родителей.

Физиология и потребности двухмесячного ребенка

В этом месяце наблюдается интенсивное физиологическое развитие. Масса ребенка увеличивается на 25% (по 30 г ежедневно), а рост на 4 см (по 1 см в неделю), что обуславливает изменение потребностей малыша. Средние показатели на втором месяце составляют:

Показатели Мальчик Девочка
Рост 4800 г 4400 г
Вес 58,4 см 57 см
Окружность головы 39,2 см 38,3 см
Обхват груди 38,3 см 37,4 см
Длительность сна 18 ч
Дальность зрения 0,4­-0,5 м
Норма питания 0,7­-0,9 л грудного молока или 1/5 массы тела за сутки:
  • каждые 2­3 ч при грудном вскармливании (на 1 кормление идет 0,125-­0,15 л молока);
  • каждые 3­4 ч при искусственном вскармливании
Мочеиспускание каждые 30-­40 минут или от 7 до 30 раз в сутки
Дефекация до 12 раз в сутки
Прогулки Пребывание на свежем воздухе должно составлять 2­5 мин ежедневно, за исключением плохой погоды (мороз, дождь, сильный ветер)

Дополнительное питание

Молоко матери, которая соблюдает принципы здорового питания и принимает витамины, является полноценным продуктом для новорожденного первые полгода жизни. Если же молоко обеднено полезными веществами, или грудничок находится на ИВ, то на втором месяце рекомендуется давать ему свежий фруктовый сок. Он обеспечит организм витамином C, который участвует в становлении иммунитета и обмена веществ:

  • ежедневная норма сока – 3 ложки;
  • больше всего витамина C в апельсинах, лимонах, шиповнике и томатном соке;
  • при наследственной склонности к аллергии, от цитрусовых стоит отказаться, заменив их помидорами, морковью или яблоками;
  • использование металлических и алюминиевых соковыжималок запрещено, поскольку в процессе приготовления сока происходит окисление, разрушающее витамин C;
  • длительное воздействие света и кипячение также делает сок бесполезным для здоровья;
  • поить малыша соком лучше всего между утренним и обеденным кормлением;
  • томатный сок водянист, поэтому дневная норма составляет 6 ложек;
  • сок из лимона нужно подсластить.

Важным «питанием» являются прогулки в солнечный день, ведь получаемый витамин D – это лучшая профилактика рахита.

Рахит представляет собой неспособность организма усваивать кальций, что вызвано недостатком витамина D - «витамина солнца». В результате появляется вялость, падает иммунитет и понижается сопротивляемость инфекциям. Поэтому, несмотря на то, что окна задерживают ультрафиолет, обустраивать детскую комнату лучше на солнечной стороне.


Но самым главном средством витаминизации являются ежедневные прогулки. Лучше всего выходить на улицу в интервале 8:00­-11:00 ч или 15:00-­18:00 ч. Летом воздушные ванны можно дополнить загоранием в период 10:00­-13:00 ч, когда воздух насыщен ультрафиолетом, но еще не жарко. Изначально малышу разрешается загорать в лучах рассеянного света максимум 2 минуты, постепенно повышая эту норму в разумных пределах.

Физическое восприятие мира в двухмесячном возрасте

На втором месяце жизни у новорожденного вкус и обоняние еще притуплены, но активно развиваются слух, зрение и осязание. Малыш начинает фокусировать взгляд, выделяя на размытом фоне контрастные крупные предметы. Новые зрительные образы ребенок воспринимает вместе со звуками. Ласковые тона вызывают у него чувство спокойствия и расслабленности, громкие разговоры и крик - возбуждение, а на незнакомые голоса он реагирует замиранием.

Развитие причинно-следственных связей заставляет его поворачивать голову в сторону источника доносящегося шума. Также улучшается и тактильная чувствительность, ведь осязание является одним из способов познания мира. Малыш способен отличить жесткую поверхность от мягкой и гладкой.


Думая, как развивать ребенка в 2 месяца, стоит прибегнуть к таким методам:

Органы чувств Рекомендуемые мероприятия
Зрение
  • Над кроваткой нужно повесить мобиль или пару ярких игрушек;
  • взяв крупную вещь, надо водить ею перед глазами малыша и следить за реакцией;
  • красивую машинку или куклу можно положить прямо в кроватку, что поспособствует развитию тактильной чувствительности.
Слух
  • Рекомендовано прослушивание классической музыки;
  • во время любых процедур (кормление, купание, игры) надо разговаривать с ребенком;
  • важно менять интонацию при частых беседах, немного гримасничая;
  • можно следить за реакцией малыша на разные новые звуки (телефон, стиральная машина, погремушка, звонок и др.).
Осязание Необходимо сшить небольшое полотно из разных кусочков ткани (атлас, шерсть, шелк, джинс, бархат, велюр и др.) и положить его в кроватку.

Приобретенные навыки и рефлексы

Первый месяц мышечная система малыша укрепляется, и в начале второго ребенок уже проявляет активный интерес к своему телу. Он начинает шевелить конечностями, хватать пальцами простынь и тянуть ее. Сильный хватательный рефлекс позволяет ему держать в руках игрушки несколько минут. Данное действие дополняется желанием брать разные вещи в рот, однако, это делается не столько для ощущения вкуса, сколько для познания поверхностной текстуры предметов. На втором месяце жизни младенец уже умеет:

  • потягиваться и шевелить конечностями;
  • поднимать и держать голову, лежа на животе;
  • сжимать кулачки и удерживать в руках предметы;
  • поворачиваться на спинку из положения лежа на боку.

Учитывая усиление двигательной активности и развитие способности поворачиваться, нельзя оставлять малыша одного на диване или столе. Также ребенку надо обеспечить свободу движений, отказавшись от чрезмерных пеленаний.

Физические упражнения и массаж

Тактильный материнский массаж будет не только приятен малышу, но и поспособствует выработке пластичных двигательных навыков. Лучше всего проводить массаж утром, спустя час после кормления. Предварительно нужно согреть руки. Все движения совершаются плавно к центру, начиная с массирования стоп и ладоней. Вся процедура осуществляется в 4 этапа:

  1. поглаживание - надо делать круговые движения с легким обхватом. Поверхностное поглаживание, т.е. едва ощутимое, расслабляет мышцы и успокаивает ЦНС, а глубокое - улучшает кровообращение, стимулирует аппетит и обмен веществ. Руки должны скользить по коже;
  2. растирание - ребенок уже чувствует небольшое, но приятное надавливание, поскольку движение рук вызывает появление кожных складок. Растирание проводится подушечками пальцев медленнее, чем поглаживание;
  3. разминание - этот прием позволяет воздействовать на глубоко расположенные ткани. Принцип напоминает растирание, но надавливание проводится с большей силой, поэтому на область животика и шеи не воздействуют;
  4. вибрация - в два месяца разрешено только легкое встряхивание, которое оказывает обезболивающее действие.


Поскольку до 4-х месяцев младенец подвержен гипертонусу сгибательных-разгибательных мышц, врач должен составить для него индивидуальный комплекс физических упражнений и рефлекторной гимнастики. Начинать развитие моторики стоит с укладывания малыша на животик - сначала всего на 1 минуту. Основной набор движений пока еще выполняется лежа на спине, поэтому необходимо положить в кроватку несколько интересных предметов: погремушку, платок, куклу и др.

Психология новорожденного

С момента рождения прошел лишь месяц, а у младенца уже начинает формироваться характер. Он осмысленно реагирует на окружающую действительность и проявляет эмоции. Увидев огорченные лица знакомых людей, он чувствует себя неуютно, но при этом проявляется колоссальное доверие к родителям. Поэтому плач - это не каприз, а форма общения. Именно так ребенок показывает, что голоден, или пора сменить пеленки.

Истерики, возникающие без физиологических причин - это повод обратиться к врачу.

Познавательная потребность уже находится наравне с необходимостью сна и приема пищи.


У новорожденного проявляется не только слуховое и зрительное сосредоточение, но также попытки ориентироваться в пространстве, что стимулирует координацию движений рук и глаз. Познавательное развитие ребенка в 2 месяца реализуется по таким направлениям:

Эмоционально-социальная среда:

Знакомство
  • По ощущениям ребенок лучше всего знает маму, т.к. часто ее видит, слышит, трогает пальцами, чувствует ее запах и вкус молока;
  • других людей он запоминает по голосу и лицу;
  • свое тело он познает, рассматривая руки, посасывая пальцы и ощупывая животик.
Эмоции Это возмущение, радость, кокетство, игривость, обида, огорчение, улыбка и попытка привлечь внимание. В хорошем настроении малыш копирует эмоции людей, которых видит.
Адаптация Новорожденный еще не отделяет себя психологически от утробы матери, поэтому чувствует защищенность, лишь находясь у нее на руках.
Общение Коммуникация осуществляется не только плачем, но также кашлем, кряхтением и сопением.
Важно!
  • Малыш подражает всему от улыбок до криков, поэтому важно помнить о личном примере.
  • Всегда нужно отвечать на любой позыв. Апатия для ребенка – это самое страшное.
  • Не сдерживайте младенца, если он захочет потрогать лицо и руки близких людей.

Речевой аппарат:

Уже в 2 месяца у малыша возникает чувство разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Исследования показывают, что девочки проявляют больший интерес к первым, а мальчики - ко вторым. При этом всем нравится рассматривать объекты природы и взаимодействие родителей с ними: кормление птиц, поглаживание собаки или кота, полив комнатных растений и др.

Хорошее настроение и яркие эмоции у грудничка в 2 месяца возникают при таких действиях:

  • покачивание и подпрыгивание с помощью родителей;
  • пребывание на руках у мамы;
  • прослушивание оживленных разговоров и музыки;
  • просмотр черно-белых изображений с крупными предметами;
  • ощупывание простых игрушек с разной поверхностью;
  • купание;
  • массаж;
  • рассматривание радостных лиц, улыбок со стороны окружающих и объектов природы.

Таким образом, на втором месяце жизни уже начинает формироваться индивидуальное восприятие мира, которое при помощи родителей станет радужным и безмятежным.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»