Что такое психомоторика? Психомоторика. Структура и функции двигательного анализатора

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Термин «психомоторика» (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) появился в психологии благодаря И. М. Сеченову, который в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Несмотря на то, что но мере развития психологии представления об организации движений изменялись, отдельные идеи, высказанные И. М. Сеченовым, лежат в основе современных представлений о психомоторике. Сегодня психомоторные явления анализируются в трех аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении - это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности. Ярким доказательством этого являются исследования, посвященные изучению влияния движения на здоровье человека. Так, показано, что занятия спортом в два раза снижают риск соматических заболеваний и в три раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), столь характерная для современного общества, напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям - гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности. Однако однозначно сказать, что «чем больше движения, тем лучше», судя по всему, нельзя.

Результаты научных исследований

В 1940-1950-х гг. в Великобритании было проведено исследование влияния двигательной активности на функционирование сердечно-сосудистой системы на примере труда кондукторов и водителей лондонских автобусов. У водителей работа сидячая, у кондукторов - подвижная (особенно если учесть, что в Лондоне долгое время эксплуатировались двухэтажные автобусы). В исследовании подтвердилась первоначальная гипотеза: действительно, у кондукторов частота инфарктов миокарда и смертности после них оказалась значительно ниже, чем у водителей. Также ожидаемыми получились результаты относительно полноты испытуемых, которая традиционно рассматривается в качестве фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний. Судя по размерам формы, водители были значительно полнее кондукторов. Однако немного позже обнаружилось, что различия в полноте существуют уже в момент приема на работу: оказалось, что в водители изначально стремились более полные люди, в то время как в кондукторы - более худощавые {Ильин, 2004). И что здесь причина, а что - следствие?

В отечественных исследованиях выявлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. Поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности , обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Мнение ученого

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов , 1953).

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет - мыслящее тело», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно, психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные. Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К. К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сснсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой - временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), т.е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называется типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Результаты научных исследований

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 секунды, и на звук, равная в среднем 0,15 секунды, не одинакова не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы - разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции - сенсомоторная координация , при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты (от греч. idea - идея, образ), о которых уже шла речь выше (см. гл. 12), связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII в. английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Сегодня проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии движений человека. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

Пример

В практике подготовки спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки». Несмотря на то что многим спортсменам, особенно начинающим, такие тренировки кажутся абсолютно бесполезными, тренеры все равно настаивают на том, чтобы спортсмены посвятили часть тренировочного времени мысленному преодолению дистанции или выполнению другого спортивного задания. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микро- сокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и г.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении (Платонов , 2011).

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Классический пример: начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию. Этот факт крайне важен для педагогики: формируя те или иные моторные навыки, готовя учеников к первоначальному выполнению тех или иных движений, не следует преувеличивать их опасность и заострять на них внимание. Приводить яркие примеры несчастных случаев из-за ошибок целесообразно лишь тогда, когда ученики в основном усвоят эти движения и будут проявлять признаки излишней самоуверенности и беспечности. Чем ярче и живее учащийся представляет себе последовательность и технику выполнения предстоящих движений и их положительный результат (этому способствует, в частности, неоднократное нроговаривание последовательности действий), тем успешнее он выполняет их при первых же попытках.

Ниже будут рассмотрены психофизиологические основы двигательной активности человека с позиций современной психологии.

Психомоторика или психомоторные процессы - это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше.

Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хогения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение - действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными»

Сеченову принадлежат слоза, ставшие классическими: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» 52.

Иногда говорят, что «психомоторика - это реализация психической деятельности». Но это неточно,

ибо наводит на мысль, что только мышечные движения реализуют психическую деятельность. Правильнее говорить не «реализация», а «объективизация». «Хотение», «мысль», «субъективный образ объективного мира», вообще любое субъективное явление - это тоже реальность. Ведь реальность или действительность существует в двух формах: объективная

реальность - существующее вне сознания, как отражаемое им и субъективная реальность - как отраженное сознанием. Следовательно, в процессе отражения объективная реальность становится субъективной реальностью, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Последнее и есть процесс объективизации субъективного. Беспрерывные переходы объективного в субъективное и обратно субъективного в объективное и есть сущность психики. В свете сказанного нам представляется существенным недостатком ряда учебников психологии то, что они не имеют специальных глав о психомоторике, что нет соответствующих разделов в программах.

В психомоторных процессах, взятых за целое («психомоторике»), обычно выделяют в качестве основной подструктуры группу сенсомоторных процессов, в ней в свою очередь - ряд различных процессов, которые можно представить в виде следующей системы понятий.

Сенсомоторные реакции: простая психическая реакция (примером ее может служить быстрый нажим на сигнал); сложная реакция: реакция выбора (на

пример, нажим на кнопку, соответствующую сигналу), реакция переключения (нажим на кнопку при изменении значения сигнала), отставленная реакция (когда исполнительному сигналу предшествует предварительный), цепная реакция (при которой каждая реакция вызывает следующий сигнал), реакция на движущий ся объект (например, остановка стрелки на заданном делении). Сенсомоторная координация: реакция слежения (например, удерживание рычагом отклоняющейся стрелки), сложная координация (примером ее может быть координация движений суппорта токарного станка, на котором токарь должен одновременно координировать движение в двух направлениях), групповая реакция слежения (так называемый гомеостат) .

Временные показатели сенсомоторных процессов наряду с их точностью очень четко определяют эти процессы. Правда, у исследователей их часто отсутствует единообразие в терминологии. Как синонимы употребляются термины: скорость реакции, время реакции, латентный период реакции. Нам представляется логичным сделать следующие уточнения этих понятий. Простая реакция имеет только один параметр - время. Латентное время реакции - время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Если учитывается еще и время выполнения движения, надо говорить об общем времени реагирования, которое является временем выполнения сенсомоторного действия. Скорость простой реакции-это типичное для данного человека в данных условиях среднее латентное время его реакции.

Сложную реакцию кроме этого определяет ее точность, а серию их - вариативность. Серия реакций на движущийся объект оценивается числом точных реакций и числом и средними величинами запаздываний и преждевременных реакций.

Сенсомоторная координация оценивается по времени реакции на пусковой сигнал - от появления двигательной задачи до начала реагирования; общим временем реагирования - до конца решения возникшей двигательной задачи; точностью реагирования - выявляемой как по конечному результату реагирования так и по числу и особенностям поправочных движений, определяющих координированность реагирования. Я не останавливаюсь подробнее на сенсомотор- ных процессах: это задача специальной литературы

Все произвольные моторные (двигательные) действия, а следовательно, все учение о трудовых двигательных навыках также относятся к психомоторике. Именно они (т. е. навыки), становясь свойствами личности, определяют ее умелость, мастерство.

Со времени И. М. Сеченова принято называть термином идеомоторика или идеомоторные действия двигательные действия, вызванные мыслями, идеями. Известно, что неопытный велосипедист, увидев столб и подумав «Ох! наскочу», обязательно действительно наскочит на него. Это явление точнее было бы называть непроизвольными идеомоторными действиями. Но этот термин не прижился потому, что «произвольные идеомоторные действия» проще и короче называть произвольными действиями. Притом же это и вполне точно, так как акт мышления («идеи») включен в волевые действия.

До сих пор речь шла о психомоторике человека, хотя многое из сказанного относится и к животным, у которых, понятно, идеомоторика отсутствует, но зато сенсомоторика развита многим лучше, чем у человека, и играет большую роль. Иногда даже говорят о сен- сомоторном мышлении у животных, с чем вряд ли можно согласиться; скорее это весьма сложные комплексы ощущений, сенсомоторной памяти и потребностей, которые точнее было бы называть сенсомотор- ный рассудок. Мышление как форма отражения невозможно без понятий. Сенсомоторный рассудок же является предысторией понятийного мышления. Его можно наблюдать и у человека, например у ребенка в процессе игры, и даже у взрослого человека, решающего двигательную задачу (головоломку) методом проб и ошибок.

Введение

Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Что такое психомоторика

Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых -- анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной теории, показал, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однако этим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа же произвольных движений продолжала оставаться загадкой.

В первой половине XIX века было сделано важное открытие, сыгравшее определяющую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Английский ученый Чарльз Бэлл установил, что помимо двигательных нервов к мышцам подходят также чувствующие нервы. Он показал значение афферентной иннервации мышц в качестве «обратной связи», несущей сообщения в центры о том, что происходит на периферии, и создающей таким образом основу для внесения коррекций в исполняемые движения.

Существенным шагом вперед стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

И.М. Сеченовым введено в научный обиход и понятие «психомоторика». Ученый полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, он писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение -- действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными». В этих словах И.М. Сеченова отчетливо обозначена мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом - самодвижение. Этим связь движений с психикой не ограничивается. Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Об этом писал С.Л. Рубинштейн (1954), критикуя исследователей, считающих, что «психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движениями, а движения рассматриваются как чисто физиологическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психологический контекст, в который оно включено». Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Недаром И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению -- мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -- везде окончательным фактом является мышечное движение». Таким образом, и психические процессы так или иначе проявляются в мышечных сокращениях или изменении мышечного напряжения (тонуса). Это дает основание некоторым авторам включать в психомоторные способности и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека (В.П. Озеров, 2002). Однако в этом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретают характер общих, неспецифических способностей. Думается, что автор допускает логическую ошибку, подменяя психомоторные способности психомоторной активностью. Последняя действительно включает в себя и перцептивные, и интеллектуальные компоненты, а вот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос спорный. Для того, например, чтобы обладать значительной мышечной силой, большого интеллекта не требуется. Интеллект необходим, чтобы разумно распорядиться этой силой.

Другим спорным вопросом в понимании В.П. Озеровым психомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности -- ядро двигательных способностей. Осмыслить это невозможно, так как остается неизвестным, что именно автор понимает под двигательными способностями. Если под психомоторными способностями он подразумевает только произвольное отражение двигательной деятельности за счет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти, т. е. чисто психический механизм саморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей он включает максимальную силу, быстроту и выносливость, т. е. то, что в теории физической культуры принято называть двигательными качествами? Кстати, такое понимание В.П. Озеровым психомоторных способностей практически идентично пониманию Б.Б. Коссовым (1989) двигательных способностей. Так, он пишет, что двигательные способности -- это «разновидность способностей как психических образований, поскольку ведущий компонент двигательных способностей -- самоконтроль и самоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежит психическим механизмам». В психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая - умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае два термина: ability и capacity. Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательных способностях, качествах. Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторными способностями, т. е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность.

Что такое психомоторика?

Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.

Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.

Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье , французского педагога и методиста.

Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.

В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice - Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.

Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.

Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.

В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.

Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается бо льшая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Где проводятся занятия . Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.

Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.

Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.

Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.

Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.

И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.

В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIIIвеке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»