Правильное питание в ваших руках. Занятие по правилам здорового питания «Советы Карлсону о правильном питании

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Урок по правильному питанию в начальной школе.

Тема. Здоровое питание — отличное настроение. (Реализация инновационной программы «Разговор о правильном питании» (слайд 1)

Цели:

Образовательная: познакомить детей еще с одной системой органов человека - пищеварительной системой, строением и функциями; сформировать представление о значении питания в жизни человека; дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;

Развивающая: развивать интерес к изучению своего организма; умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать; развивать навыки коммуникативного общения.

Воспитательная: формировать гигиенические навыки и культуру поведения во время приема пищи; правила правильного питания; воспитывать чувства любви и заботы к окружающей природе и собственному организму.

Ход занятия.

Учитель. В настоящее время о питании говорят и пишут очень много. Древним римлянам принадлежит изречение:

« Мы едим для того, чтобы жить,

А не для того, чтобы есть»

Согласны ли вы с этим? (ответы детей)

Нарушение принципов питания опасно для растущего организма. Оно вызывает различные болезни и сбои в растущем организме. Вызывает различные пищевые отравления, ожирение, гастрит и другие болезни. Между здоровьем человека и тем, что он ест, можно увидеть прямую связь. Здоровое питание- это отличное настроение, это успех, это желание жить, учиться, играть, бегать, улыбаться…

Поэтому, … Рано утром просыпайся.

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, обтирайся,

Всегда правильно питайся,

В школу быстро собирайся! (дети делают небольшую зарядку)

А вот азербайджанская пословица гласит « Дерево держится своими корнями, а человек - пищей».

Кто объяснит эту пословицу?

А для чего нужна человеку пища?

Как должен питаться человек?

Может также, как этот малыш?

(малыш) Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,

Конфеты ел и сушки,

Кофе пил с печеньем.

Съел потом я сыр с колбаской.

Сделал с ними бутерброд.

А теперь, друзья, не знаю,

Почему болит живот?

Ребята, почему же у малыша так разболелся живот?

(он ел всухомятку, неправильный режим питания, приём острой и жирной пищи, намесил всё подряд)

Давайте поможем мальчику составить правильное меню, хотя бы на один день.

А что такое меню? (ответы детей)

Завтрак .

Пшённая каша с фруктами.

Какао с молоком.

Хлеб с сыром и маслом.

Да. Каша — исконно русское блюдо. Самые древние каши — пшённая, манная, овсяная, каша с тыквой, каша с изюмом, каша с курагой.

Каша- очень полезное блюдо, недаром, про хилых людей говорят:

« Мало каши ел ». В старину существовал обычай- в знак примирения с врагом сварить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят:

« С ним каши не сваришь».

Самое большое количество пищи человек должен съедать во время обеда. И обед должен состоять из четырёх блюд. Обязательно должен быть салат, первое и второе блюдо, десерт.

Что вы, ребята, предложите для обеда? (ответы детей)

Обед

Салат из морковки.

Суп вермишелевый на курином бульоне.

Куры отварные с гречкой.

Компот из сухофруктов с печеньем.

Пища в обед должна быть калорийной и насыщенной. И после обеда лучше всего играть в спокойные игры.

Сценка (исполняют дети)

Бабушка. Ой, я знала, что вы проголодаетесь, и поэтому напекла вам булочек.

Ученик. Ой, да это же жаворонки, птички, которые прилетают к нам первыми.

Ученик. Какие такие жаворонки? Да они и вправду похожи на птичек. Глазки у них изюминки. Наверно вкусные.

Бабушка. Жаворонки перелётные птицы, и весну мы зазываем такими жаворонками.

Ученик. Я буду есть булочку с молоком. Я его очень люблю. Даже поговорку знаю « Корова рогата, да молоком богата»

Бабушка. Да, полезно не только молоко, но и все молочные продукты, вы это знаете. Они помогают вырасти здоровыми, а зубам крепкими и красивыми. От молока и кости становятся крепкими.

Так какое же меню мы выберем для полдника?

Полдник

Осталось составить меню для ужина.

Кто может объяснить поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»

Дети объясняют.

Да., дети, чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу: запеканку из творога, рыбу парную, кефир, простоквашу. Если плотно поужинать, то организм не сможет хорошо отдохнуть.

Какие варианты ужина вы предложите?

Ужин.

Рыбное суфле с картофелем.

Простокваша.

Очень важно, чтобы с питанием человек получал все необходимые компоненты для роста и развития организма, для отличного настроения, поэтому очень важно

Ученик. Чтобы вырасти красивым,

В пище должен быть белок.

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть.

В молоке и в мясе тоже

Есть он, и тебе поможет

Белок- это строительный материал для клеток. Нужен он для того, чтобы дети росли здоровыми, работоспособными, чтобы всегда было хорошее настроение, и организм не поддавался никаким болезням, мог им сопротивляться. Длительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100г. белка, а при больших нагрузках 150г.

А основным источником энергии, строительным материалом для мозга и нервной системы, источником прекрасного настроения служат жиры.

Ученик . Жир, что в пище мы едим, очень нам необходим,

Сохранит температуру, повлияет на фигуру,

Защитит от холодов, шубой нам служить готов.

Жиры находятся в масле сливочном и растительном, в орехах, сметане...

Если жиры употребляются в меру. То и настроение будет отличным.

Мышечную деятельность содержат в порядке углеводы.

Фрукты, овощи и крупы-

Удивительная группа,

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы,

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Углеводы находятся в картофеле, муке, крупах, овощах и фруктах, в ягодах.

Ученик. Каша- это хорошо.

А с витамином лучше.

Как поесть, и что поесть

Вас сейчас научат

Овощи и фрукты являются важным источником витаминов и минералов.

Особенно полезны тёмно-зелёные листовые овощи.

Удивительная штука,

Вечно плачут все от лука,

Ты съедай его скорей,

Сразу станешь здоровей!

Витамины- органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они играют огромную роль в правильном питании. О том, что есть особые вещества, находящиеся в определённых продуктах и оказывающих особое воздействие на организм было замечено ещё во времена долгих плаваний. Когда много моряков погибало от цинги. Потом догадались, что с цингой можно бороться, если добавлять лимонный сок. Эти вещества, исцеляющие цингу, назвали витаминами.

Витамин-амин жизни. Вита- жизнь. Ещё в древности было известно, что некоторые продукты питания улучшают здоровье человека. Так, в 5 веке до н.э. Гиппократ рекомендовал своим пациентам, у которых было слабое зрение, употреблять говяжью печень. В настоящее время известно, что печень богата витамином А, который необходим для хорошего зрения.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Ешьте больше овощей-

Будете все здоровей и веселей!

Давайте прочитаем и запомним

« Правила приёма пищи»

Есть надо регулярно в одно и то же время. В перерывах не перекусывать.

  1. Есть нужно медленно, тщательно пережёвывать пищу.
  2. За столом не читать, не разговаривать по телефону, не смотреть телевизор.
  3. Еда должна быть разнообразной и вкусной.
  4. Не есть перед сном. При сильном желании покушать- выпейте стакан кефира или съешьте яблоко.

Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

Учёные подсчитали, что после одной минуты искреннего смеха, организм выбрасывает в дыхательные пути большое количество антител, которые защищают от вирусов. Смех также увеличивает выработку лейкоцитов, борющихся с различными заболеваниями, в том числе и с раком. 10 минут смеха могут снизить существенно давление и уменьшить риск возникновения холестериновых бляшек, охраняет от сердечных приступов.

Конспект совместной деятельности в старшей группе

на тему «Продукты питания».

Цель:

Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.

Задачи:

Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания;

Расширять и активизировать словарь по темам: «Продукты питания»;

Формировать навыки словообразования;

Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление;

Развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

Развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие, координацию речи с движением;

Воспитывать любовь к правильному питанию;

Упражнять в образовании относительных прилагательных, в правильном употреблении притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои»;

Воспитывать бережное отношение к продуктам.

Ход деятельности:

Педагог : - Ребята, к нам сегодня пришли наши мамы давайте расскажем стихотворение « Здравствуй» (стихотворение Т. Сикачёвой)

«Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже "Здравствуй" говорю я соседской... курице (Дети показывают "крылышки").

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце).

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо).

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок").

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок").

Здравствуй, Утро! (Жест вправо).

Здравствуй, День! (Жест влево ).

Нам здороваться не лень!» (Разводят обе руки в стороны ).

Педагог : - А сейчас поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются и садятся на стулья).

Педагог : - Я читаю стихотворение, а вы договорите последнее слово в нём:

1. «Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это? … (хлебушек )

2. Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша!

Так вкусна на завтрак (каша )

3. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это … сыр.

Хлеб, каша, сыр – как мы это всё можем назвать одним словом? (продукты)

Тема нашей деятельности – продукты питания.

3. Беседа о значении продуктов питания для человека.

Педагог : - Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.

Педагог : - Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?

Дети : - Потому что человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.

(Раздаётся стук в дверь).
Педагог : - Дети, кто-то к нам спешит. Да это же Незнайка к нам пришел. (Дети здороваются ).
Педагог : - Ребята, Незнайка мне сказал, что малыши и малышки из Солнечного города поручили ему сходить в магазин за продуктами и дали записку. Что же в этой записке. Вы хотите узнать?

Педагог : - В записке написаны названия магазинов, в которые ему нужно сходить, но Незнайка не может понять, что в каком магазине можно купить. Давайте поможем Незнайке. Ведь даже по названиям магазина можно определить, какие продукты в них продаются. Мы с вами сядем в автобус и поедем в магазин.

Дети: - «Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели

Наш шофер педаль нажал

И автобус побежал

Педагог : - Стоп машина! Красный свет

Посмотрите-ка в окошко

И подумайте немножко

Что за магазин пред вами

Отвечайте быстро сами».

Дети: - Магазин «Каравай».

Педагог : - Как вы думаете, что можно купить в этом магазине? (Хлеб, батоны, булочки, сушки, сухарики т.д.).
- Дети, а почему вы так думаете, что в магазине «Каравай» можно купить эти продукты? (Каравай – это и есть хлеб, только праздничный).
- А как назвать эти продукты, одним словом? (Хлебобулочные продукты).
- Правильно. Только по-другому можно назвать хлебобулочные изделия. Покупайте и называйте продукты (дети называют).

Педагог : - Мы с вами купили хлебобулочные изделия и едем в следующий магазин.

Дети: - «Мы в автобусе сидим,

Из окошечка глядим.

Влево - вправо посмотрите,

Ничего не пропустите.

Педагог: - Что за магазин пред вами

Отвечайте быстро сами».

Дети: - Магазин «Веселый молочник».

Педагог: - Дети, как вы думаете, какие продукты можно купить в магазине «Веселый молочник»? (Молоко, сметану, кефир, творог, сыр т.д.).
- А почему вы так думаете? (В названии магазина есть слово молочник. Это слово похоже на слово «молоко»).
- Как назвать эти продукты, одним словом? (Молочные). А нам еще надо сделать покупки и мы продолжаем свой путь (детям предложить купить и назвать молочные продукты) .

Дети: - « Едем, едем на автобусе,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем. Выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

Педагог: - Что за магазин пред вами

Отвечайте быстро сами».

Дети: - Магазин «Сластёна».
Педагог: - Какие же продукты можно купить в этом магазине? (Конфеты, пастила, зефир, шоколад).
- Как называются эти продукты? (Кондитерские продукты).
- Правильно. Кондитерские продукты по-другому называют кондитерские изделия.
- Дети, как вы определили, что в этом магазине продаются кондитерские изделия? (Потому что эти изделия все сладкие и магазин называется «Сластена»).

Педагог: - Дети, кроме этих продуктов, Незнайке нужно купить мясные продукты.
- Какие вы знаете мясные продукты? (Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, котлеты, пельмени).
- Давайте подскажем Незнайке, в каком магазине можно купить мясные продукты? (Перечисляются магазины ).
- Дети, а хлебобулочные, молочные продукты можно купить в Супермаркете? (Да, можно).
- Дети, а какие продукты еще можно купить в Супермаркете? Только назовите те продукты, о которых мы еще не говорили. (Крупы, рыбные, фрукты-овощи).
- Незнайка, тебе можно сходить в один магазин «Супермаркет» и там ты сможешь купить все необходимые продукты.
- Молодцы! Вы очень хорошо помогли Незнайке разобраться, где и что можно купить.

Педагог: - Вот видишь, Незнайка, какие наши дети умные, находчивые и в этом ты сейчас убедишься. Они даже могут стихи сочинять.
- Дети, скажите, что самое главное в стихотворении? (Рифма).
- Я сейчас буду читать начало, а вы будете подбирать рифму. Итак, дети будете внимательны.

Игра «Придумай рифму»

Если мамы дома нет –
Кто сготовит нам… (обед )?
Нужно мамочке помочь –
Помогает маме… (дочь ).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит… (овощей ).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана… (капуста ).
Ножик режет очень ловко –
В щи отправилась… (морковка ).
И конечно же немножко
Бросим мы туда… (картошки ).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы… (приправу ).
Только входит мама в дом –
Мы к столу ее… (ведем ).

Педагог : - Вы все молодцы, настоящие поэты. А сейчас мы с вами поиграем в игру « Съедобное - несъедобное».

Игра « Съедобное – несъедобное»

Педагог называет любые слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если это съедобные предметы. Темп игры идет по нарастанию.

Педагог : - Все дети были внимательные и с заданием справились.

Следующая игра называется « Лишний предмет». Я буду называть слова, а вы слушайте и находите лишний предмет и называйте его.

Игра «Лишний предмет»

Молоко, йогурт, колбаса, сметана;
- хлеб, сушки, мороженое, батон;
- огурцы, капуста, баклажан, макароны;
- торт, помидор, пряники, печенье;
- кефир, киви, банан, мандарин;
- колбаса, котлеты, сосиски, вафли.

Педагог : - Какие наши дети умные, они правильно определили, какой из продуктов лишний и смогли объяснить. А мы переходим к новой игре. Она называется « Правильно, правильно, совершенно верно». Я произношу фразу, а вы соглашаетесь или нет.

Игра «Правильно, правильно, совершенно верно»

Педагог : - Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок.

И тогда ты точно будешь очень строен и высок!

Если хочешь толстым быть надо сладкое любить,

Ешь конфеты, жуй ирис – толстым стань, как кипарис!

Чтобы правильно питаться вы запомните совет: ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет!

Не забудь перед обедом пирожком перекусить, кушай много, чтоб по больше свой желудок загрузить!

Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, но в дверь не может проползти!

Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов – и Сереже, и Ирине, всем полезны витамины!

Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь побольше овощей, с болезнями не знайся!

Педагог : - наши дети знают полезные и вредные продукты и их нельзя обмануть. Следующая наша игра « Жадина».

Игра «Жадина»

Педагог : - У меня на подносе лежат продукты. Вам надо взять один продукт. Представьте, что это только твой продукт. Назовите, используя слова: «мой», «моя», «моё», «мои». Например, Мой сыр. (Спросить каждого ребенка )
Педагог : - Вот видите дети, в какую интересную игру мы поиграли. Давайте положим все наши продукты в одну общую корзину.
Незнайка, у нас ребята, совсем не жадные – это просто такая игра.
Педагог : - А сейчас попробуем приготовить суп, как это делают наши повара и мамы.

ФИЗМИНУТКА «СУП» (под музыку)

Правой рукою чищу картошку,

Мелко нарежу лук и морковку,

В горсть соберу, накрошу очень ловко.

Теплой водой горстку риса помою,

Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукой возьму поварешку,

Перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою,

Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит.

Пахнет так вкусно! Кастрюля пыхтит!

Педагог : - Суп у нас получился вкусный, ароматный, аппетитный. Я думаю, что даже лучше чем у мам. И мы знакомимся с новой интересной игрой. Она называется «Поможем Незнайке исправить ошибки».

Игра «Поможем Незнайке исправить ошибки»

Педагог : - вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.

Лена пить лимон чай. - Лена пьёт лимонный чай.

Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.

Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.

Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.

Педагог : - Вот, ребята, Незнайка научился говорить правильно. А сейчас мы ему покажем и расскажем, какой суп и кашу можно приготовить.

(На столах у детей в пакетиках сыпучие продукты).

Для детей, сидящих в правом ряду:

Педагог : - Назовите свои продукты и скажите, какой суп из них получится?

суп из гороха – гороховый

суп из фасоли – фасолевый

суп из вермишели – вермишелевый

суп из геркулеса – геркулесовый

суп из риса – рисовый

Педагог : - Какой ещё может быть суп? (горячий, холодный, теплый, солёный, пересоленный, недосоленный, полезный, вкусный)

Для детей, сидящих в левом ряду:

Педагог : - Назовите свои продукты и скажите, какая каша из них получится?

каша из манки – манная

каша из гречки - гречневая

каша из риса – рисовая

каша из пшена – пшенная

каша из перловки - перловая

каша из кукурузы – кукурузная

Педагог : - Какая ещё может быть каша? (горячая, холодная, вкусная, густая, жидкая, молочная, рассыпчатая)

Педагог : - Незнайка вам очень благодарен, что вы научили его варить разнообразные супы и каши. А сейчас попробуем отгадать крупу на ощупь (ребенок подходит к коробочке и с закрытыми глазами определяет крупу на ощупь).

Игра «Определи на ощупь»

Педагог : - Все дети правильно назвали крупу. Но однажды продукты поспорили, кто из них вкуснее и сейчас мы посмотрим, как это было.

Во время обеда продукты поспорили: кто из них вкуснее. Котлета сказала:

Я вкуснее всех, потому что я из мяса.

Суп сказал:

Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.

Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешалась в спор ватрушка.

Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула – запеканка.

Пюре сказало:

Я вкуснее всех, потому что из яблок.

Квас закричал:

Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

Кисель не согласился:

Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

А каша ему:

Я вкуснее всех, потому что я молочная.

Дети услышали спор продуктов и сказали:

Не спорьте, вы все очень вкусные. Мы вас всех скушаем с удовольствием». И поиграем в игру « Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

Суп – супчик

Масло – маслице

Котлета - котлетка

Творог – творожок

Хлеб – хлебушек

Каша – кашка

Кефир – кефирчик

Колбаса – колбаска

Торт – тортик

Молоко – молочко

Педагог: - Я думаю, продуктам очень нравятся такие ласковые слова. А Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Думай и отвечай».

Игра с мячом "Думай и отвечай"

Педагог : - (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы). Котлеты варят или жарят? Назови, что ещё жарят?

Дети: - Рыбу, яйцо, картофель.

Педагог : - Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Дети: - Пироги, торты, печенье.

Педагог : - Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё варят?

Дети: - Кашу, суп, компот, макароны.

Педагог : - А теперь мы с вами немножко отдохнем и помечтаем, послушаем музыку (включается спокойная музыка ). Представим, что мы попали в волшебный магазин, и там продаются такие продукты, которые в обычном магазине и не встретишь. Помечтайте о волшебном магазине.

(Музыка выключается, дети садятся на свои места).

Педагог : - Ребята, расскажите, что вы нафантазировали?

Дети: Оранжевая колбаса, синяя морковь, зеленое молоко и т. д.

Педагог : - Вы замечательные фантазеры, всех повеселили и рассмешили. Дети, вы сейчас будете выполнять задание вам надо дорисовать мороженое, используя шаблон (в виде крышки от бутылки). Стаканчики уже нарисованы, вам следует обвести шаблон и закрасить способом «штриховка». Как выполнять штриховку, вам подскажут стрелки, в каком направлении надо штриховать.
Педагог : - Давайте мы рассмотрим картинки нашего мороженого.
- Правильно выполнено задание? (Ответы детей ).
- Молодцы дети! Хорошо справились с заданием.

Педагог : - А закончим наше мероприятие стихотворением.

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты…

Называем их продукты,

Называем их еда,

Очень любим их всегда!

Игровое занятие по правильному питанию

в 1 классе.

Составление книги «Советы долгожителя».

Цели:

    раскрыть значение правильного питания: режим, качество и количество пищи;

    ознакомить детей с правилами приёма пищи.

Оборудование:

воздушный резиновый шарик; 2 стакана воды, самодельная книга «Советы долгожителя»; конверт с разрезанными четверостишьями; пустые бутылки и коробки из-под кока-колы, пепси-колы, фанты, чая, сока, молока, минеральной воды; листы в клеточку квадратной формы; рабочие листы; конверты с пословицами; конверты со словами из пословиц.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Заполнение книги.

А) Полезные продукты.

Б) Полезные напитки.

В) Гигиена питания.

Г) Кто переедает, тот жизнь себе сокращает.

Д) Режим дня.

Е) Кто медленно жуёт, тот долго проживёт.

3. Подведение итогов.

Ход игры.

1. Организационный момент.

Сегодня на занятие мы напишем одну очень важную книгу, которая называется «Советы долгожителя».

Кто такой долгожитель? (Ответы детей.)

Действительно, долгожителями называют людей, возраст которых превышает 80 лет.

Хотите ли вы долго жить и всю жизнь оставаться здоровыми?

Чтобы это желание исполнилось, нам надо раскрыть тайны долгожительства.

2. Заполнение книги.

А) Полезные продукты.

В чём один из секретов долгожительства, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Ежедневно непременно

С аппетитом нужно есть:

Рыбу, сыр и простоквашу,

Фрукты, овощи и кашу.

Масло сливочное тоже,

И сметану, и творожник,

А для худых полезны сливки.

Ежедневно непременно

Надо есть всё, что полезно!

Итак, в чём же главный секрет долгожительства? Выберите правильный ответ (на доске ответы):

    в сытном питании;

    в полезном питании;

    в обильном питании.

Совершенно верно, это полезное питание. Первый совет у нас готов. Вставим лист со словами «полезное питание» в книгу.

На доске висят нарисованные и вырезанные из бумаги различные полезные продукты (фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, рыба, курица, крупы). Выберите себе одну из картинок.

Разбейтесь на группы в зависимости от картинок, которая у вас в руках: 1группа – фрукты, 2 группа – овощи, 3 группа – молочные продукты, 4 группа – рыба, курица, мясо, 5 группа – крупы.

Каждая группа, назовите причины, по которым вами выбранные продукты полезны. (После объяснений команды складывают свои картинки в пустые файлы и вставляют в книгу.)

Б) Полезные напитки.

Помимо правильной, здоровой пищи человеку необходимо достаточное питьё. Школьник в среднем теряет за день 2 литра воды, поэтому в течение дня важно восполнить эту потерю, выпивая от 4 до 8 стаканов жидкости.

Какими напитками вы утоляете жажду? (На столе выставляются пустые коробки бутылки из-под различных напитков.)

Разделите напитки на полезные и вредные для здоровья. К столу выходят по одному представителю от каждой команды.

Правильность такого деления напитков на вредные и полезные вы проверите, прослушав стихотворение.

С детства пью я молоко,

В нём и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам-

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Молоко всем помогает:

Зубы, дёсны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьёшь ты молоко!

Итак, к какой группе напитков мы отнесём молоко? (Ответы детей.)

Он бывает всех цветов,

В нём витаминов куча.

Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный

И на вкус всегда приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей фруктовый … (сок).

К вредным или полезным напиткам мы отнесём сок? (Ответы детей.)

Теперь узнаем о свойствах ещё одного напитка.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

В какую группу определим мы чай? (Ответы детей.)

Послушайте ещё.

Минеральная вода

Для здоровья нам нужна.

Омывает, укрепляет

И желудок очищает,

Минералами питает,

Быть активным помогает.

К какой группе относится минеральная вода? (Ответы детей.)

Назовите напитки, которые нужно регулярно пить маленькими глотками. (Ответы детей.)

Какие ещё напитки требуются для нашего организма? (Кисло-молочные.)

Итак, какой совет мы можем вписать в нашу книгу? (Ответы детей.)

Вставим листок с написанным советом в книгу.

Задания для команд. Команды нарисуйте этикетки для напитков. Кому какой напиток достанется, выберет жребий. Один представитель от команды выходит к столу и вытягивает листочек с записью названия напитка. (Сок, минеральная вода, чай, молоко, кефир.)

(Дети выполняют задание.)

Вложим ваши рисунки в книгу.

В) Гигиена питания

Так как пить надо достаточно в течение дня, то пришло время утолить жажду. У меня есть бутылка минеральной воды. Но как мы будем все вместе из неё пить?

Важно помнить, что нельзя нескольким людям пить из одной посуды, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. А как же следует поступить, если хочется пить?

Я научу вас, как выйти из этой ситуации, имея под рукой всего лишь один тетрадный листок. Из него мы сделаем маленький одноразовый стаканчик. (Каждый получает тетрадный листок квадратной формы и под руководством учителя складывает стаканчик.)

А теперь, когда стакан готов, я вас угощу минеральной водой.

Какой совет мы можем вписать в книгу о правилах гигиены питания? (Дети вкладывают в книгу листок с правилом.)

А какие напитки не только не полезны, но и вредны для нашего здоровья, вы узнаете, самостоятельно составив стихотворение из «рассыпавшихся» строчек. (Учитель раздаёт каждой команде конверт с разрезанным стихотворением.)

Кока-кола, чипсов пачка

Наш желудок разрушают.

Быть здоровым нам мешают

Фанта, пепси и жвачка.

Прочитайте стихотворение.

Представитель от каждой команды выйдите к доске и выбросите бутылки с вредными напитками в мусорное ведро.

Г) Кто переедает, тот жизнь себе сокращает.

Подойдите ещё по одному представителю от каждой команды. Возьмите по конверту. В каждом конверте лежат листы с написанными пословицами. Найдите среди них ту, которая подходит как совет в нашу книгу. (Кто переедает, тот жизнь свою сам себе сокращает.)

Объясните значение этой пословицы.

Вы правы. Переедание очень вредно вашему организму. Посмотрите, что происходит с нашим желудком, когда мы буквально набиваем его пищей.

(Учитель демонстрирует воздушный резиновый шарик, заполненный водой, проходит мимо каждой группы и даёт возможность ощутить его тяжесть.)

Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный едой, начинает «страдать», потому что он не может справиться с таким большим количеством пищи. Предложите способ, при котором человек съест то же самое количество полезной пищи, но при этом не заставит «страдать» свой желудок.

Человек, который хочет прожить долго, оставаться при этом здоровым и полным сил, должен в течение дня есть понемногу, но часто.

Что из сказанного мы можем занести в книгу «Советы долгожителя»?

(Дети заносят совет в книгу.)

Д) Режим дня

Как называются приёмы пищи в течение дня? Один представитель от каждой команды подойдите и получите конверты.

На листочках записаны приёмы пищи, поставьте с помощью цифр порядковый номер каждому.

(Дети выполняют задание.)

А теперь по часовой стрелке передайте другой команде ваши работы. Проверьте друг у друга.

Что на завтрак должен съедать каждый человек?

Что обычно вам предлагает мама и бабушка на обед?

Это правильная еда на обед. Не то что в этом стихотворении.

Ну а если на обед

Ты начнёшь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадом подсластишь,

То тогда наверняка

Твои спутники всегда –

Полнота и бледный вид,

И неважный аппетит.

А в какое время вы обычно ужинаете? Ужин должен быть лёгким.

Представитель от каждой команды подойдите, возьмите по листочку. Каждой команде достался один из приёмов пищи. Напишите на листочке, что вы будете во время этого приёма кушать.

(Дети выполняют задание.)

Какой совет можно записать в книгу?

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и весёлым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов:

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Е) Кто медленно живёт, тот долго проживёт.

А сейчас один представитель от каждой команды достанет из бочонка один листок бумаги. Теперь огласите, какие слова написаны у вас на листах. Составьте пословицу из всех услышанных слов. (Кто медленно живёт, тот … проживёт.)

Какого слова не хватает?

Раскройте смысл данного совета.

Поможет он будущему долгожителя? Занесём его в книгу.

3. Подведение итогов

Давайте перелистаем составленную нами книгу. Я буду листать, а вы называть советы.

Вот сколько полезного мы сегодня почерпнули из нашей книги «Советы долгожителя». И действительно, следуя по жизни его несложным правилам, можно надолго оставаться здоровыми и полными сил.

Чтобы расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5» г орода Смоленска

Методическая разработка внеклассн ого мероприятия

в начальной школе

Тема: «Разговор о правильном питании»

на конкурс

«Формирование культуры здорового питания»

учитель начальных классов

2017 г.

Пояснительная записка

Данное воспитательное мероприятие (разработка) о правильном питании ориентировано на детей младшего школьного возраста (1- 4 классы). Это одно из серии запланированных занятий на тему о здоровье и ЗОЖ. Игровая форма занятия поможет заинтересовать учащихся.

К занятию разработана презентация, имеется приложение (раздаточный материал).

Цель занятия: формировать у детей представление о здоровом питании, рассказать о значении питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной. Развивать умения правильно питаться. Прививать детям здоровый образ жизни.

Задачи: - ознакомить с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “аппетит”, “витамины”; - учить различать полезные и вкусные продукты; - познакомить с правилами правильного питания;

Прививать культуру питания;

Развивать познавательный интерес к данной теме;

Обогащать и расширять словарный запас учащихся;

Развивать внимание, память, мышление;

Развивать речь учащихся, умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме, корректно вести учебный диалог;

Развивать умение слушать объяснения учителя, слушать и оценивать ответы товарищей;

Мотивировать у учащихся стремление к сохранению своего здоровья; формировать стремление вести правильный, а значит, здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты: Это мероприятие направлено на просвещение младших школьников о правильном приёме пищи и воспитание культуры питания у детей.

I . Организационный момент (эмоциональный настрой на работу).

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг к другу в глаза и подарите улыбку. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь передать своему соседу заряд бодрости и тепла через рукопожатие. Готовы?
Пусть будет мир на земле,
И овощи-фрукты на нашем столе,
И чтоб здоровье крепким было,
И никогда не подводило.
Чтобы стучалась радость в дом
Утром, вечером и днем!

Теперь я прошу, ребята, присесть на свои места и настроиться на интересную работу.

II . Основная часть занятия.

1.Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда вы встречаете знакомых, друзей, гостей, вы что им говорите? Как вы их приветствуете? (Здравствуйте)

Какое пожелание вы предаёте этим словом (желаем доброго здоровья, быть здоровыми).

А как вы понимаете, что же такое здоровье? (Предполагаемые ответы: здоровый человек не болеет, он сильный, смелый, ловкий, выносливый, добрый, бодрый и весёлый, ему любая работа по плечу, хорошо работает или учится…)

Одного мудреца спросили: "Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?" Мудрец, подумав, ответил: "Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля".

Вы согласны с мнением мудреца? (Да.)

Понятие «здоровье» очень многогранно.

Существует всемирная организация здоровья. Она приняла вот такое определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье во многом зависит от самого человека. А что надо делать человеку, чтобы быть здоровым? Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы: закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться, чистить зубы, следить за чистотой своего тела и т. д.) В общем, надо вести здоровый образ жизни.

2.Вводная беседа с учащимися, сопровождаемая рассказом учителя.

А как вы, ребята, думаете, что же такое здоровый образ жизни?

Я, ребята, хочу вам рассказать об одном мальчике. Он хорошо знает все правила сохранения и укрепления здоровья. Знает, но почти никогда их не выполняет. То забывает, то ленится, то спешит куда-то и говорит себе: «Вот завтра всё буду делать правильно, а сегодня уж как-нибудь». Но наследующий день повторяется тоже самое. Как вы думаете, будет ли этот мальчик здоровым?

Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят: он ведёт здоровый образ жизни.

Понятие образа жизни включает следующие составляющие: (на слайде или на доске)

- питание

- физическая активность

- отношение к вредным привычкам

- психологический микроклимат

- половое воспитание

Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть разным.

Обо всех составляющих сегодня мы, конечно, не успеем поговорить. О психологическом микроклимате мы с вами говорили на внеклассном мероприятии, о половом воспитании (о воспитании мальчиков и девочек) вы узнаете на уроках биологии в старших классах. А о чём сегодня пойдёт речь, вы догадаетесь из стихотворения. Вот послушайте:

Человеку нужно есть,

Чтобы встат и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Догадались? О чем мы будем говорить сегодня? (о правильном питании)

3. - Тема нашего занятия «Разговор о правильном питании» (на слайде или на доске)

4. - Девизом занятия будут слова: (на слайде или на доске)

Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.

Чтобы расти и крепнуть, важно правильно питаться. А что это значит? (Есть в одно и тоже время, понемногу, 4-5 раз в день…)

Еда – это своеобразное топливо для нашего организма, которое при переработке превращается в энергию. Для того чтобы наш организм всегда был энергичным мы должны принимать пищу несколько раз в течение дня. Давайте составим режим питания школьника. Сколько раз в день должен питаться человек, чтобы его организм постоянно вырабатывал энергию? (4 раза).

- Как называется первый, утренний прием пищи? (Завтрак)

Сколько раз можно позавтракать? (2 раза: 1-й завтрак и второй завтрак).

- Для того, чтобы пища приносила пользу, она должна приниматься в одно и то же время. В какое время нужно завтракать в первый раз? (в 7.30)

- Второй раз мы завтракаем в школе. Кто помнит, в какое время? (После 2 урока)

- Как называется следующий прием пищи? (Обед)

- В какое время мы обедаем? (с 13.00 до 14.00)

- Для того, чтобы перерыв между обедом и ужином не был слишком большим, существует еще один прием пищи. Как он называется? (Полдник)

Определите время полдника. (с 15.30 до 16.30)

- Как называется последний прием пищи? (Ужин)

- Врачи диетологи советуют ужинать за 2-3 часа до сна. Определите время ужина. (19.00-19.30)

Какое же правило мы должны запомнить?

Необходимо соблюдать режим питания. (Надпись появляется на слайде)

Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

5. Практическая работа.

У вас на партах лежит меню. Айболит предлагает вам выбрать из двух меню одно правильное. Работаем в парах . (Перечислите, какие продукты полезны для вашего здоровья? А какие нужно есть в ограниченном количестве, относиться к ним осторожно?) Меню в Приложении №1

Меню №1

1 Завтрак:

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола).

Обед: 2 кусочка торта, курица копчёная, макароны отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь острая по-корейски, кофе, пирожное.

Меню №2

1 Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком

2 Завтрак : груша.

Обед:

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин:

6. Творческая работа (групповая работа – по рядам)

Вам предстоит продолжить сказку:

"Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".

Какая беда могла случиться с принцессой?

Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.

Расскажите, как правильно питаться. (Ответы учащихся всех групп)

Что значит "разнообразное " питание?

6. Загадки об овощах и фруктах .

Айболит вам приготовил загадки. Берёте из корзинки карточку, читаете загадку, отгадываем, проверяем (отгадка на обратной стороне карточки).

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)

На грядке зелёный,
А в бочке солёный. (Огурец)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста)

Как слива, темна,
Как репа, кругла.
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла)

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

Я вырос грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)

Круглый, круглый, сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

Красная девица,

Каменное сердце. (Вишня)

Лежит на грядке зелёный
здоровячёк, а имя ему…(кабачок)

Кругла. А не месяц.

Желта. А не масло.

Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают. (Бананы)

Синий мундир,

белая подкладка,

в середине – сладко. (Слива)

Отгадать не очень просто –

Вот такой я фруктик знаю-

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

Птица есть еще такая,

Называют также – … (Киви)

Ни в полях. Ни в садах.

Ни у вас и ни у нас,

А в тропических лесах

Вырастает …. (Ананас)

Ученик читает стихотворение:

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

А кто знает другие загадки об овощах, фруктах и ягодах? Загадайте.

7. Д/и «Распредели овощи и фрукты».

Участвуют две группы учащихся (два ряда). Учащиеся получает набор карточки (лото) с изображением овощей и фруктов. Карточки (лото) нужно распределить в две стопки (овощи, фрукты).

Какие фрукты вы любите?

А овощи?

8. Дидактические игра для третьей группы:

Д/Игра «Поварята».

Повар должен выбрать овощи на карточках-лото, необходимые для борща.

Как вы думаете, овощи и фрукты - полезные продукты? Почему?

В овощах и фруктах очень много витаминов. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются. Обед поэтому рекомендуется начинать с салатов, а затем обязательно первое блюдо.

9. Оздоровительная минутка.

Д/игра «Вершки и корешки».

Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, горох, патиссон, редис, кабачок, редька.)

10. Это интересно!

Слово "витамин" придумал американский учёный - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин"), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500 - 600 г овощей и фруктов.

Недаром говорится в пословицах:

Овощи кладовая здоровья”, “Овощи и фрукты - полезные продукты”

11. - Ребята, прочитайте пословицы и объясните их смысл:

А) Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

Б) Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

В) Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Г) Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Д) Наелся, как бык, не знаю, как быть.

Е) Когда я ем, я глух и нем.

Ж) Овощи - кладовая здоровья.

З) Плох обед, коли хлеба нет.

И) Без хлеба - не будет и обеда.

К) Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Л) Гречневая каша - матушка наша.

Что объединяет все эти пословицы?

Давайте сделаем вывод.

Я вам предлагаю послушать письмо, которое для вас передала доктор нашей школы, Олеся Владимировна:

“Здравствуйте, ребята! От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для происходящего в нём усиленного роста и развития. Необходимо, чтобы она содержала в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. О многом вы узнаете на следующих занятиях».

Ребята, вы хотите узнать, как вырасти сильным, красивым, здоровым? (Ответы детей)

Для этого надо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.

Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем вопросы Айболита и попытаемся на них ответить. (Слайд или на доске)

12. Вопросы для детей на экране (доске):

1. Какие продукты полезны?

2. Как правильно есть?

3. Почему лучше есть в одно и то же время?

4. Знаете ли вы, из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

5. Что такое меню?

6. Почему нельзя переедать?

7. Какие напитки полезно пить?

Человек на 70% состоит из воды. Самый распространённый напиток – это чай. Чаю уже более 5 000 лет. Он пришёл к нам из Китая. А на Руси пили – морсы, рассолы, квас, кисели. Совсем недавно люди научились сохранять соки, полученные из фруктов и овощей.

13. Проведение опыта «Вулкан»

- Для того, чтобы продемонстрировать, какой вред может нанести употребление вредных продуктов вашему организму, предлагаю провести такой опыт. Перед вами напиток Пепси, поднимите руку, кто часто употребляет этот напиток? А вот это обычная конфета, Ментос, ее вы тоже любите. Давайте опустим эту конфету в бутылку с напитком (ребенок выходит и помогает). Посмотрите, какая реакция может произойти в нашем организме при употреблении этих продуктов.

- Какой же вывод можно сделать? (Нужно употреблять в пищу только полезные продукты).

14. Работа в группах.

а) Одна группа восстанавливает поговорку и объясняет её смысл.

б) Другая группа работает со словарём и ищет обозначение слова аппетит.

Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

В питании тоже важен режим, тогда от болезней мы убежим.

Надо ещё про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

Плюшки, конфеты, печенье, торты

В малых количествах детям нужны.

15. Музыкальная пауза: песенка Обжор (из спектакля «Леопольд и другие»)

16. Физкультминутка

Я с горы на лыжах еду,
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду
И пришёл к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом всё мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Наша мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.

Что такое аппетит? Давайте послушаем ребят, которые нашли информацию в словаре.

Аппетит – это…

17. Игра «Соедини начало пословицы о питании с ее концом» (работа в парах).

1. Всякому нужен........................ и обед, и ужин.

2. Голодному Федоту.................. любые щи в охоту.

3. Если щи хороши..................... другой пищи не ищи.

4. Ржаной хлебушко................................. калачу дедушка.

5. Больному помогает врач, ........ а голодному - калач.

Самопроверка на слайде (доске).

Какие продукты приносят вред?

Какой вред они наносят здоровью?

«Всё полезно, что в рот полезло» (на слайде или на доске)

Как вы относитесь к данному мнению? Посмотрите внимательно на полезные и вредные продукты. Все то, что любят дети, что вы едите с большим удовольствием, оказывается очень вредным и небезопасным продуктом.

Поэтому сейчас ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовят материал на заданные темы).

Ученик-исследователь 1.

Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?

Ученик-исследователь 2.

Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас, не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?

Ученик-исследователь 3 .

Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.

Вывод: Пища должна быть полезной.

18. Д/игра «Вредно – полезно»

Класс делится на 2 команды (КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК). Играющие должны распределить карточки с продуктами на 2 группы: полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб сыр, чипсы, масло, фанта, виноград, яйца, хлеб, варенье, лимонад, молоко, горчица, капуста, творог, кофе).

Пища наших предков с давних времён всегда была легкой, необременительной, они никогда не переедали. В ежедневном рационе преобладали овощи, фрукты, зелень, молоко и молочные продукты, мед, растительные продукты.

Ученик читает стихотворение:

Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар

Не глобус это, не арбуз

Здоровье - очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

III . Рефлексия

Что мы выяснили на этом занятии? Продолжите:

Я понял …

Я не буду …

Прочитайте и закончите предложения:

«Чтобы быть здоровым, нужно...».

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня на занятии я узнал(а)…

Занятие заканчивается, и я хочу сказать…

Учитель :

Доктору Айболиту очень понравилось наше занятие и то, как вы работали сегодня. Он решил угостить вас самым полезным фруктом.

Какой фрукт самый полезный в мире? (Яблоко)

Учитель угощает детей дольками яблок (или целыми).

Учитель читает стихотворение:

Я желаю вам ребята

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Я открыла вам секреты

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить.

Использованные источники:

1.Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская « Дидактические игры на уроках».

3. Журнал « Начальная школа» №5 1991г.

4. Иллюстративный материал: набор карточек-лото (овощи, фрукты, ягоды).

5. Лариса Шуфтайкина, «Питание школьников – здоровое питание», http://kedem.ru/, 2011г.

6. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.

7. http://lana-web.ru/zdorovie/pravila_zdorovogo_pitania.html 10 правил здорового и сбалансированного питания.

Оборудование:

Для учителя : рисунок с изображением Айболита, плакат с правилами здорового образа жизни, выставка книг «О вкусной и здоровой пище», презентация “Разговор о правильном питании”, большое яблоко (в зависимости от количества детей, можно 2 яблока), зубочистки или шпажки для продуктов.

Для учащихся : два варианта меню на карточках из приложения, толковый словарь, карточки-лото с изображением фруктов и овощей.

Приложение № 1

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак

Обед:

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин:

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола, фанта, спрайт).

Обед: 2 кусочка торта, куриный окорочок (копчёный), рожки отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь по-корейски, кофе, пирожное.

1 Завтрак: пряники, конфеты, лапша быстрого приготовления с приправами, сладкий чай.

2 Завтрак : шоколадка, пепси-кола (кока-кола, фанта, спрайт).

Обед: 2 кусочка торта, куриный окорочок (копчёный), рожки отварные с кетчупом, какао.

Полдник: батончик «Сникерс», фанта.

Ужин: рыба жареная, картофельное пюре, морковь по-корейски, кофе, пирожное.

1 Завтрак:

2 Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

1Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком.

2Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

1Завтрак: каша гречневая с молоком, хлеб пшеничный с маслом, какао с молоком.

2Завтрак : груша.

Обед: салат из свежих овощей, щи со сметаной, ёжики в сметанном соусе с отварным картофелем, компот, хлеб ржаной.

Полдник: йогурт, печенье.

Ужин: творожная запеканка со сгущённым молоком, чай с сахаром, хлеб пшеничный, кефир

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Чаинский Дом детского творчества»

Конспект занятия

«Правильное питание – залог здоровья»

Составила: педагог

дополнительного образования

Прыткова О.А.

Подгорное – 2015г.

Открытое занятие

Тема: «Правильное питание – залог здоровья»

Цель: Закрепление знаний обучающихся о полезных и вредных продуктах, о здоровом и правильном питании.

Задачи:

1. Закрепить у детей знания о правилах здорового питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

2. Развивать у ребят познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, колонки, экран, ПК, схема «Здоровье», карточки с изображением вредных и полезных продуктов, картинки с изображением витаминосодержащих продуктов, фрукты.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть всех вас!

И прежде, чем мы начнем наше занятие, я попрошу вас нарисовать свой любимый продукт. А полезен ли он для вашего организма? Это выяснится к концу нашего занятия.

Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на земле. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.

Ребята как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом? (Нам нужно здоровье.)

Ребята! А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье?

(Правильно, вести здоровый образ жизни ЗОЖ!)

А что является составляющими здорового образа жизни?

(Правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, положительные эмоции).

Правильно ребята, если мы будем беречь наше здоровье и укреплять его, то всегда будем здоровыми!

Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить?

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.

Тема нашего занятия « Правильное питание - залог здоровья!»

- Сегодня я хочу поговорить с вами о здоровом питании и предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки про здоровое питание. На доске написаны пословицы и поговорки, вы должны их прочитать и найти правильные ответы-продолжения.

Когда я ем……я глух и нем.

Аппетит приходит…… во время еды.

Много есть….. не велика честь.

Масло коровье …… кушай на здоровье.

Хорошее питание ….. основа здоровья.

Щи да каша ….. пища наша.

Ребята! Как вы думаете, что нужно кушать, чтобы быть здоровыми и сильными? (ответы детей).

Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (в них есть полезные вещества, витамины).

Что же такое витамины? Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям.

Вита – это жизнь. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

Витамины содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет, плохо учится. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, вы часто болеете – все это последствия нехватки витаминов в вашем организме. Поэтому без витаминов человеку не обойтись.

Чтобы узнать в каких продуктах существуют витамины, давайте посмотрим на пирамиду питания. Пирамиду питания , составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития.

В пирамиде правильного питания, продукты, которые больше всего нужны организму человека стоят на нижней полке, а те, которые человек должен употреблять в меньших количествах - на верхней.

(Таблица Пирамиды питания)

- Какие продукты находятся на нижней ступени пирамиды - вы узнаете, отгадав загадки.

Загадки.

"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый". (Хлеб )

Бантики, рожки, ракушки.

Мы порой как будто ушки,

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны )

Она здоровье укрепляет

Гемоглобин наш повышает

Любит варку любит печку

А зовется она…(гречкой.)

Первая ступень пирамиды - это хлеб, зерновые и макаронные изделия .

Хлеб, макаронные изделия , крупы содержат до 70% углеводов, ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму энергию, необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют поддержанию нормального веса и телосложения.

Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ступени пирамиды, отгадайте загадки.

Загадки.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. (лук)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)

Вторая ступень пирамиды - это фрукты, овощи, ягода .

Овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое

количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.

- Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды - вы узнаете, отгадав следующие загадки.

Загадки.

Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа. (рыба)

Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (яйцо)

Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный... (творожок)

Третья ступень пирамиды - мясо, рыба - это животный белок. Животные белки - это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям - их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.

Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей.

А теперь посмотрим на вершину пирамиды здорового питания. Там находятся: конфета, соль, сахар, масло. Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней - нарушение обмена веществ, болезни почек.

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Жир и масла дают огромную энергию необходимую организму, но жирные продукты нужно употреблять в малых количествах, иначе это может привести к ожирению. Итак, ребята, посмотрите на

пирамиду, какое разнообразие продуктов в ней содержится. Какой вывод можем сделать?

Вывод: Питание должно быть разнообразным.

Физминутка «Вершки и корешки».

Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, кабачок, редиска, укроп, капуста). Молодцы!

Игра «Полезно - вредно».

Ребята! Перед вами лежат карточки с изображением полезных и вредных продуктов. Сейчас вы внимательно посмотрите на них и выберите продукты, которые полезны для вас и продукты, которые вредные, и разделите на две группы.

На иллюстрированных картинках : Рыба, кока-кола, кефир, творог, чипсы, молоко, кириешки, мясо, капуста, помидор, торт, малина, клубника, «Сникерс», морковь, шоколадные конфеты, яблоко, апельсин, хлеб.

Подведём итог нашей игры. Я рада, что вредные продукты выбрали лишь несколько человек. А большинство ребят предпочитают есть полезные продукты питания. Это значит, что родители, которые научили вас так питаться, заботятся о вашем здоровье. А любителям чипсов, сухариков, слишком сладкой пищи нужно задуматься о том, как они питаются.

Разговор о вредных продуктах:

    Ребята, а вы любите кушать эти продукты?

    А как вы думаете, полезны ли они?

    А почему их называют вредными продуктами?

Да, ребята, эти продукты вредны для вашего здоровья, потому что в них добавлены искусственные вещества: подсластители, ароматизаторы, различные красители и в них нет никаких витаминов, микроэлементов, которые так необходимы вашему растущему организму.

Итог занятия: Питание всегда должно быть полезным!!!

А сейчас давайте вспомним основные правила здорового питания:

    Еда должна быть разнообразной и полезной.

    Есть надо регулярно в одно и тоже время. В перерывах не перекусывать.

    Есть надо медленно, тщательно пережевывая пищу. В этом случае вы съедите меньше и желудок легче переработает еду.

    Не есть перед сном.

Ребята, пришло время посмотреть на рисунки ваших любимых продуктов. (обговаривается с детьми какие продукты они нарисовали: полезные или вредные).

Главное в жизни - это здоровье.

С детства попробуйте это понять.

Главная ценность- это здоровье!

Его не купить, но легко потерять.

Наши болезни расскажут потом,

Как мы живём и что мы жуём.

Спортом тело своё укрепляйте!

Пищу полезную употребляйте!

Ребята! А мы с вами будем укреплять здоровье прямо сейчас! К нам пришла посылка из страны «Витаминии», а в ней фрукт. Отгадайте какой:

Желтые, зеленые!

Красные бока! Сладкие, ядреные,

Кислые слегка, Ароматны и вкусны. С хвостиком срывают! Витамины их нужны - Силы прибавляют! Часто, птички их клюют - Воробьи и зяблики... Отгадали, кто они,

Это дети... . (ЯБЛОКИ).

Угощайтесь ребята, на здоровье!

Дети моют руки и кушают фрукты.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»